УДК 37
Бондаренко К.В.
воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 93»
Красносельского района (г. Санкт-Петербург, Россия)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Аннотация: роль педагога и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям, поэтому эта тема очень актуальная для изучения.
Ключевые слова: художественная литература, духовно-нравственное воспитание.
Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в развитии дошкольников. Работа с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Художественные произведения для детей - это не только захватывающая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Художественная литература - лучший друг педагога, т.к. используя художественную литературу, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме, мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент- интерес детей к книге, умение
слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведениях и писателях.
В ходе изучения данной темы можно сделать следующий вывод: в результате реализации мы смогли собрать необходимый материал и расширить предметно-развивающую среду для духовно-нравственного развития детей.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет - обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль.
После проведенной работы в группе возросли результаты по всем показателям сформированности духовно-нравственных представлений. Использование художественных произведений в работе помогает детям выразить и закрепить в деятельности полученные знания о нравственных нормах, дети стали правильно оценивать поступки сказочных персонажей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач
художественно - эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно -речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Опираясь на результаты данного беседы-опроса детей по ознакомлению с художественной литературой, можно сделать вывод, что у воспитанников группы появился интерес к художественной литературе не сформирован, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Следовательно, роль педагога и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям.
Тема способствует эффективной работе с дошкольниками и их семьями в направлении формирования моральных норм и повышению уровня педагогической осознанности родителей в воспитании детей, и позволил провести эффективную работу по формированию моральных норм у дошкольников, привлекая к данному процессу родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. -2009. - 298с;
2. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выгосткий. — М. : Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с;
3. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: сб. практ. материалов. М.2004.-544 с.
Bondarenko K.V.
Kindergarten No. 93 (St. Petersburg, Russia)
SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS VIA CHILDREN'S LITERATURE
Abstract: the role of the teacher and parents is to form and develop interest in the book and various literary works, therefore this topic is very relevant for study.
Keywords: fiction, spiritual and moral education.