Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
художественная литература / духовно-нравственное воспитание / fiction / spiritual and moral education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко К.В.

Роль педагога и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям, поэтому эта тема очень актуальная для изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS VIA CHILDREN'S LITERATURE

The role of the teacher and parents is to form and develop interest in the book and various literary works, therefore this topic is very relevant for study.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ»

УДК 37

Бондаренко К.В.

воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 93»

Красносельского района (г. Санкт-Петербург, Россия)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Аннотация: роль педагога и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям, поэтому эта тема очень актуальная для изучения.

Ключевые слова: художественная литература, духовно-нравственное воспитание.

Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в развитии дошкольников. Работа с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Художественные произведения для детей - это не только захватывающая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Художественная литература - лучший друг педагога, т.к. используя художественную литературу, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме, мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент- интерес детей к книге, умение

слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведениях и писателях.

В ходе изучения данной темы можно сделать следующий вывод: в результате реализации мы смогли собрать необходимый материал и расширить предметно-развивающую среду для духовно-нравственного развития детей.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет - обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль.

После проведенной работы в группе возросли результаты по всем показателям сформированности духовно-нравственных представлений. Использование художественных произведений в работе помогает детям выразить и закрепить в деятельности полученные знания о нравственных нормах, дети стали правильно оценивать поступки сказочных персонажей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач

художественно - эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно -речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Опираясь на результаты данного беседы-опроса детей по ознакомлению с художественной литературой, можно сделать вывод, что у воспитанников группы появился интерес к художественной литературе не сформирован, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Следовательно, роль педагога и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям.

Тема способствует эффективной работе с дошкольниками и их семьями в направлении формирования моральных норм и повышению уровня педагогической осознанности родителей в воспитании детей, и позволил провести эффективную работу по формированию моральных норм у дошкольников, привлекая к данному процессу родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. -2009. - 298с;

2. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выгосткий. — М. : Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с;

3. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: сб. практ. материалов. М.2004.-544 с.

Bondarenko K.V.

Kindergarten No. 93 (St. Petersburg, Russia)

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS VIA CHILDREN'S LITERATURE

Abstract: the role of the teacher and parents is to form and develop interest in the book and various literary works, therefore this topic is very relevant for study.

Keywords: fiction, spiritual and moral education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.