- измени порядок слов в предложении;
- правописание: правильное написание слов, основанное на орфографических правилах и аналогиях;
- пунктуация: заглавные буквы и знаки препинания;
- построение предложения: правильный порядок слов в предложении; овладение структурными паттернами и их комбинацией;
- абзацирование: разделение текста на абзацы, введение и заключение;
- связность текста: использование связующих средств, чтобы сделать текст логичным и понятным для читателя;
- стиль: соответствующий язык.
Методическое руководство заданий по проведению этих мероприятий: завершите диалог/отрывок/историю/письмо, напишите вопросы, которые вы хотите задать своему другу, собирающемуся в другую страну, напишите план для...
Используются также при этом коммуникативные упражнения: написание письма/эссе/сочинения, резюме. Все выше перечисленные мероприятия, виды работ, упражнения направлены на развитие и совершенствования речевых навыков английского языка [51.
Выводы. Таким образом, весь процесс обучения студентов русскому языку как иностранному имеет цель формирования, развития и совершенствования письменных и устных коммуникативных навыков. Среди всех навыков обучения русскому языку навык говорения имеет самое большое значение. Устная речь дает возможность обучающемуся выражать идеи устно для удовлетворения коммуникативных потребностей и намерений.
Две формы устной речи - монолог и диалог взаимосвязаны и с другими навыками речи. Но в реальной жизни диалогическая речь больше по объему, так и в процессе обучения преподаватель должен уделять ей больше внимания. Все навыки речи взаимосвязаны и выступают как единое целое при обучении языку. Но, несмотря на это, преподаватель должен методически правильно выбрать учебный материал для формирования каждого отдельного навыка.
Литература:
1. Акишина, А.А. Учимся учить: Для преподавателей русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. -Москва: Русский язык, 2004. - 238 с.
2. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного: учебное пособие для преподавателей и студентов / Т.М. Балыхина. - Москва: Издательство Российского университета дружбы народов, 2010. - 254 с.
3. Крючкова, Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - 5-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2014. - 480 с.
4. Лепшокова, С.М. Формирование учебно-языковой и культурной компетенций учащихся при обучении анализу компонентного состава фразеологизмов / С.М. Лепшокова, Э.К. Текеева, С.Р. Халилов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. - 2022. - № 74-1. -С. 147-150.
5. Лепшокова, С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде / С.М. Лепшокова // автореферат диссертации канд. пед. наук: 13.00.01. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский гос. ун-т, 2003. - 23 с.
6. Славкин, В.В. Русский язык для всех. Учебное пособие для изучающих русский язык как второй / В.В. Славкин. -Москва: Слово- Дрофа, 1995. - 432 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Аннотация. На современном этапе развития отечественного и мирового социума книга как источник информации, мудрости, средство «погружения в культуру», полезного досуга теряет свои авторитетные позиции. Сегодня все чаще место книги занимают компьютеризированные аппараты.
Мир инновационных технологий сегодня практически вытеснил книгу. Однако своего высокого образовательного, воспитательного и развивающего потенциала книга так и не утратила. В связи с чем своеобразное отторжение от нее современных людей привело к многочисленным проблемам, в частности, к падению уровня грамотности, нравственности, воспитанности, духовности и т.д.
В связи с вышеизложенным одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики является пробуждения интереса подрастающего поколения к книге, обоснование ее высокой значимости как для детей, так и родителей. Ключевые слова: гуманизация обучения и воспитания, дошкольный возраст, литературное развитие. Annotation. At the present stage of development of domestic and world society, the book as a source of information, wisdom, a means of "immersion in culture", useful leisure loses its authoritative position. Today, more and more often the place of the book is occupied by computerized devices.
The world of innovative technologies has almost replaced the book today. However, the book has not lost its high educational, educational and developing potential. In this connection, the peculiar rejection of modern people from it has led to numerous problems, in particular, to a drop in the level of literacy, morality, education, spirituality, etc.
In connection with the above, one of the most urgent problems of modern pedagogy is the awakening of the younger generation's interest in the book, the justification of its high importance for both children and parents. Key words: humanization of education and upbringing, preschool age, literary development.
Введение. Одним из важных средств развития речи детей дошкольного возраста является ознакомление их с произведениями художественной литературы и фольклора: обучение пересказу сказок и рассказов, выразительного чтения стихов и басен, развитие образного мышления и выразительной речи [20]. Все это является необходимой частью эстетического воспитания детей и играет важную роль в решении общих задач нравственного развития ребенка, формирования его личности [22].
Ознакомление дошкольников с художественной литературой расширяет их кругозор, эмоционально обогащает познавательную деятельность, развивает способность давать отклик на яркую, образную речь [19]. Язык художественной литературы отличается образностью, выразительностью, благодаря чему он влияет не только на сознание, но и на чувства слушателей.
Задачами педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также родителей являются:
- ввести ребенка дошкольного возраста в богатый мир художественных образов, отражающих явления природы, жизни и взаимоотношения людей;
- развивать эмоциональное отношение к ним;
- научить различать прекрасное, доброе, злое и т.д. [5].
Иными словами, реализуя указанные задачи, родители и воспитатели ДОУ должны осуществлять литературное развитие дошкольников как одного из важнейших направлений процесса личностного становления детей и подготовки их к обучению на последующих образовательных ступенях [8].
Изложение основного материала статьи. Потребность реализации процесса литературного развития детей дошкольного возраста обусловлена рядом причин.
Так, Н.В. Смирнова выделяет следующие причины реализации процесса целенаправленного приобщения дошкольников к художественной литературе:
1. На основе анализа практики осуществления литературного развития детей в дошкольных образовательных учреждениях можно утверждать, что приобщение дошкольников к художественной литературе осуществляется на современном этапе практически бессистемно, в недостаточном объеме и зачастую поверхностно.
2. Анализ специфики взросления современных детей и тенденций развития отечественного социума обуславливает общественную потребность в сохранении и передачи традиций семейного чтения.
3. Осознание роли приобщения дошкольников к художественной литературе, которое дает детям не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и позволяет реализовывать ряд образовательных задач, среди которых:
- развитие речи дошкольников;
- формирование основных коммуникативных навыков воспитанников;
- формирование у детей речевых норм русского литературного языка [34].
На основе вышесказанного можем заключить, что литературное развитие как одно из направлений учебно-воспитательного процесса ребенка в ДОУ и семье является на современном этапе одной из актуальных проблем отечественной психологии и педагогики.
Говоря о необходимости реализации процесса литературного развития дошкольников, стоит обратиться к изучению понятийных категорий данного педагогического феномена.
Прежде всего, обратимся к уточнению сущности понятия «развитие». Данное понятие рассматривается в психологии и педагогике как процесс, тесно связанный с процессом воспитания как целенаправленного управления процессом социального развития ребенка через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности [33].
В узком смысле развитие трактуется как изменение способностей личности.
И.П. Подласый в узком значении термин «развитие» трактует как процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека [29]. В широком же смысле, по мнению И.П. Подласого, развитие представляет собой «сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны [30]. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами» [30].
С точки зрения психологии развитие рассматривается в рамках психологии воспитания и трактуется в значении процесса необратимых, направленных и закономерных изменений, которые приводят к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [32].
Таким образом, в рамках данного исследования под понятием развития, вслед за И.Ф. Харламовым, будем понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его психики и нервной системы, его познавательной и творческой деятельности, а также связанный с обогащением его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений [36].
Рассмотрев сущность термина «развитие» с точки зрения педагогической и психологической наук, обратимся к анализу сущности понятия «литературное развитие». Для реализации данной цели рассмотрим основные научные подходы к определению сущности анализируемого в данном исследовании педагогического феномена.
Проблема литературного развития детей является не новой для отечественной науки. История педагогики свидетельствует о том, что проблему «ребенок дошкольного возраста и художественная литература» отечественные ученые-педагоги, критики, писатели и мыслители начали изучать уже в конце XIX века. Так, данная проблема отразилась в работах таких известных деятелей, как В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.
В ХХ веке проблемы литературного развития и читательской культуры были подвержены глубокому осмыслению, отразивших в исследованиях Л.М. Гурович, Р.И. Жуковской, О.И. Никифоровой, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной и других ученых. В работах данных авторов внимание в основном было сосредоточено на вопросах специфики восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста, а также на проблеме привлечения интереса дошкольника к чтению художественной литературы.
Проблемы литературного развития и формирования читательской культуры дошкольников явились предметом научных исследований таких ученых-педагогов ХХ века, как Е.Л. Гончарова, З.А. Гриценко, Т.А. Новикова и др.
В психологической науке проблеме литературного развития детей посвящены труды таких ученых, как Н.Б. Берхин, Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова и др.
На современном этапе развития отечественной педагогической науки различные аспекты проблемы литературного развития детей составляют поле научных интересов таких исследователей и ученых, как О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, А.Г. Ковалев, Л.А. Левин, Н.Д. Молдавская, О.Н. Сомкова и др.
Рассмотрев хронологию изучения проблемы литературного развития дошкольников в истории отечественной педагогики и психологии, вернемся к вопросу о сущности данного педагогического феномена.
По определению Н.Д. Молдавской, считавшимся общепризнанным в педагогике 70-90-х годов ХХ века, «литературное развитие - это возрастной и одновременно учебный процесс проникновения в условные формы литературы, в ту условность, которая лежит в самой природе художественного образного познания жизни и составляет язык искусства. Содержанием этого процесса является диалектика отношений явлений жизненного и литературного ряда в сознании
читателя-школьника, непосредственности впечатлений реальной действительности и осознания роли творческого вымысла, роли автора, демиурга художественной действительности» [28].
В монографии «Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников» В.Г. Маранцман трактует понятие «литературное развитие» как реализацию опыта общего психического развития ребенка с акцентом на эмоциональную сферу личности в читательском восприятии [26].
По мнению А.Г. Ковалева, литературное развитие - это воплощение в жизнь литературных способностей личности. К данным способностям автор относит:
- впечатлительность;
- наблюдательность;
- творческое воображение, посредством которого происходит отчетливое и яркое представление реально наблюдаемых впечатлений и образов, которые создаются словесно и проявляются в образования ассоциаций между словом и образом [21].
По определению В.А. Левина, литературное развитие является одним из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью [24].
Анализ работ О.В. Акуловой, Н.Д. Молдавская, О.Н. Сомковой и других исследователей позволяет обобщить понятие литературного развития ребенка, под которым в рамках данного исследования будем понимать процесс качественных изменений личности относительно ее способностей и потребностей к восприятию, интерпретации художественных произведений, а также к отражению литературного опыта в различных видах художественной деятельности.
Рассмотрев сущность педагогического феномена «литературное развитие ребенка» обратимся к обоснованию его роли и цели в системе дошкольного образования.
По мнению Н.В. Смирновой, литературное развитие оказывает влияние практически на все сферы жизнедеятельности дошкольника. Ребенок, приобщаясь к миру книги, учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации [23]. Процесс литературного развития способствует освоению ребенком системы общих читательских умений, без которой невозможно формирование квалифицированного читателя и развитие способностей познавать мир, выражать свои жизненные впечатления в художественном слове [34].
С.Д. Томилова подчеркивает, что полученный ребенком в раннем детстве литературный опыт оказывает влияние на формирование системы личностных ценностей путем формирования эстетической культуры человека. Обеспечение условий для погружения дошкольника в мир искусства художественного слова является своеобразным фундаментом будущего литературного образования, развития интереса к художественной литературе и на его основе - потребности в чтении произведений [35].
Для достижения указанных целей необходимо формирование у детей первоначальных читательских умений, способностей получать эстетическое наслаждение от общения с произведениями художественной литературы. Читателя, обладающего такими качествами, называют в педагогике и литературоведении «развитым» или творческим [6], а также «талантливым читателем» - термином, который ввел С.Я. Маршак. [27].
Учитывая вышесказанное, видим, что основной целью литературного развития дошкольников является формирование творческого («талантливого») читателя.
По мнению З.А. Гриценко, такой читатель формируется в процессе систематической, правильно организованной работы с книгой, в своем развитии он должен пройти два этапа: пассивный - как слушатель предлагаемых взрослыми произведений, и активный, начинающийся с появления у ребенка собственного круга любимых произведений, которые он хорошо запоминает, может пересказать, сюжеты которых использует в играх [15].
Иными словами, в данном контексте актуализируется потребность классификации содержательных направлений литературного развития дошкольника согласно периодам:
- предшествующему самостоятельному чтению;
- самостоятельного чтения художественных произведений [5].
Второй период, безусловно, является более эффективным и активным относительно включения дошкольника в систему литературного развития. Однако эффективность второго периода может быть достигнута только при условии системной деятельности детского сада и семьи по формированию способностей и культуры восприятия произведений художественной литературы в период развития ребенка, предшествующий самостоятельному чтению книг [7].
Резюмируя вышесказанное, заключим, что художественная литература уже в период дошкольного детства выполняет важные задачи эстетического воспитания и воспитания в целом. Она углубляет познания действительности, расширяя жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, обогащает новыми представлениями, что обосновывает потребность целенаправленной системной педагогической деятельности, направленной на осуществление литературного развития дошкольников [12].
В процессе реализации литературного развития у детей постепенно формируется кругозор, меняется уровень восприятия художественных текстов, возрастает уровень самостоятельной деятельности, связанной с чтением и восприятием произведений художественной литературы [10].
Для того чтобы данный процесс был эффективным и развился поэтапно необходима организация целенаправленной системной педагогической деятельности, которая бы реализовывалась как в условиях ДОУ, так и в рамках семьи.
При разработке методической системы литературного развития дошкольников необходимо знание особенностей построения его содержания, а также тех организационно-педагогических условий, соблюдение которых позволит обеспечить эффективность организуемой развивающей деятельности [10].
Процесс литературного развития включает ряд структурных компонентов, реализующихся поэтапно. Алгоритм работы с текстами художественной литературы рассмотрим схематически на рис. 1.
-\
• непосредственное чтение художественного произведения;
-ч
• восприятие его ребенком;
-
-\
• получение эмоциональной реакции на него;
-\
• осознание нравственных переживаний, которые были заложены в тексте;
-ч
• развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателя, определенному жанру
Рисунок 1. Алгоритм работы над художественным произведением
Одним из основных содержательных направлений литературного развития детей дошкольного возраста выступает деятельность по развитию речи, что объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении личности [14]. Знакомство с книгой позволяет достичь различных воспитательных и развивающих целей, в частности, в процессе работы над литературным произведением реализуется речевое и эстетическое развитие, так как язык усваивается непосредственно в его эстетической функции.
Актуальность проблемы обновления методов литературного развития детей дошкольного возраста объясняется местом и ролью художественного слова как ключевого средства воспитания, развития и обучения дошкольников, в частности ее влиянием на нравственно-духовное становление личности ребенка [1].
Воспитательная ценность художественной литературы обусловлена спецификой средств воплощения в нем художественного образа как совокупной типичности обобщения жизненных явлений, создания художественной модели окружающей реальности [17].
Осознание необходимости совершенствования содержания и способов работы по литературному развитию воспитанников ДОУ обосновывается тем, что художественные произведения аккумулируют в себе огромные развивающие и воспитательные возможности, которые, однако, могут быть реализованы лишь при условии готовности ребенка до их восприятию и активному творческому взаимодействию с персонажами книги или средой, отраженной в ней [1].
Так, при условии обеспечения активного восприятия произведения, максимально-полного эмоционального переживания и проживания событий, взаимоотношений, чувств, о которых в нем говорится, важным является воспитательное влияние литературного искусства [2].
В рамках реализации литературного развития детей дошкольного возраста стоит учитывать такую особенность, что ими в данный период литературные произведения могут восприниматься детьми по-разному:
- как источник информации;
- как развлечение, занимательный вид досуга;
- как интеллектуальное задание;
- как произведение искусства;
- как поучительная социальная ситуация;
- как моральное правило и т.д. [11].
Обобщая вышеизложенное, заключим, что с учетом возрастных особенностей детей, воспитательного и развивающего потенциала произведений художественной литературы, наблюдаемая в современной педагогике трансформация понимания целей и содержания образовательного процесса обосновывает пересмотр целей и содержания литературного развития детей дошкольного возраста, принципов организации педагогической деятельности педагога в данной области [18].
Указанные изменения вызваны не только уточнением роли художественных произведений в литературном развитии и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, но и с определением содержания самого процесса обращения современных детей к книге [31].
Подбор и разработка содержания литературного развития дошкольников должно реализоваться в различных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, целей и задач образовательной программы [3; 13].
Согласно мнению С.А. Шатровой, реализация целей литературного развития дошкольников предполагает обеспечения следующих условий:
- создание единой системы непрерывного образования;
- совершенствование деятельности ДОУ;
- разработку системы комплексных мероприятий, обеспечивающих систематическое, последовательное литературное развитие детей и формирование художественно-эстетического аспекта их речи;
- разработку системы создания предпосылок самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста, развивающейся на основе освоенных ими произведений детской литературы [37].
Содержание и структура литературного развития дошкольников должна рассматриваться и проектироваться с точки зрения как речевого, так и эстетического аспекта путем формирования навыков осознания идейно-эмоциональной основы литературного произведения и его словесно-художественных образов.
Реализация литературного развития детей в условиях ДОУ может осуществляться путем организации и проведения следующих видов работ:
- ознакомление с различными жанрами художественной литературы;
- развитие выразительности и образности речи;
- пересказ и рассказывание [37].
Реализация форм педагогической деятельности, направленной на литературное развитие воспитанников ДОУ, предполагает формирование у дошкольников определенных художественно-речевые умений и способностей к восприятию художественных текстов.
Впервые перечень умений, которые необходимо сформировать у дошкольников в процессе литературного развития, был сформулирован Л.М. Гурович. К ним исследовательница отнесла:
1. Умения познавательного характера:
- слушать литературные произведения;
- соотносить имеющийся опыт с изображенными фактами;
- устанавливать разнообразные связи в тексте;
- понимать основную мысль произведения, разнообразные мотивы поведения героев;
- оценивать действия и поступки.
2. Умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью:
- эмоционально откликаться на литературное произведение;
- содействовать и сопереживать герою;
- проникать в мир чувств и настроений литературных героев;
- воссоздавать в воображении созданные автором образы (событий, обстановки, героев);
3. Языковые умения:
- слышать и воспринимать особый строй художественной речи;
- различать значения многозначных слов, понимать прямой и переносный смысл;
- выделять в произведении некоторые языковые изобразительные средства (сравнение, метафору, эпитет, рифму и др.);
- использовать средства языковой выразительности в повседневном общении и словесном творчестве [16].
Сегодня к основным умениям, которые должны формироваться в ходе реализации литературного развития дошкольников, исследователи относят:
- умение слушать тексты художественных произведений, эмоционально откликаться на них;
- умение воспринимать содержание произведения художественной в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;
- умение пересказывать произведения эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения, в определённом жанре, выразительно исполнять произведение [37].
Таким образом, литературное развитие дошкольников является сегодня не только компонентом эстетического воспитания и языкового образования детей, но и одним из основных направлений реализации образовательной программы ДОУ согласно требованиям ФГОС. В этой связи на современном этапе литературное развития детей дошкольного возраста должно реализовываться в соответствии с указанными во ФГОС принципами, формами, технологиями и методами с целью формирования речевых умений и способностей к восприятию, интерпретации эстетической и смысловой нагрузки произведений и посильному теоретическому анализу текстов художественной литературы.
Литература:
1. Абраменкова, В.В. Духовно-нравственное развитие ребенка в пространстве его отношений с миром /
B.В. Абраменкова // Антропологические основы развивающего дошкольного образования: сб. статей. - М.: РУДН, 2009. - 294 с.
2. Алиева, Т.И. Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста: дисс. . канд. пед. наук. - М., 1991. - 275 с.
3. Ануфриева, Г.В. О праве ребенка на игру / Г.В. Ануфриева // Обруч. 2001. - № 1. - С. 32-33.
4. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева,
C.А. Николаева. - М.: Академия; Высшая школа, 2001. - 472 с.
5. Бабаева, Т.А. О социально-эмоциональном развитии дошкольника / Т.А. Бабаева // Дошкольное воспитание. 2006.
- № 6. - С. 13-18.
6. Балталон, Ц.П. Руководство чтением учащихся // Методика преподавания литературы: [Хрестоматия-практикум для пед. вузов] / Авт.-сост. Б.А. Ланин. - Москва: Академия, 2003. - 380 с.
7. Бородина, В.А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: дисс. докт. пед. наук. -СПб; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2007. - 436 с.
8. Вальдгард, С.Л. Очерки психологии чтения / С.Л. Вальдгард. - СПб.: Российская национальная б-ка, 2010. - 135 с.
9. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности, между дошкольным и начальным, звеньями системы образования / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2000. - № 1. - С. 7-12.
10. Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен: дисс. докт. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2008. - 389 с.
11. Герасимова, A.C. Энциклопедия обучения и развития дошкольника / A.C. Герасимова, ОС. Жукова, В.Г. Кузнецова. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2001. - 352 с.
12. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с.
13. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2007.
- № 1. - С. 4-11.
14. Горлова, H.A. Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и путь реализации / H.A. Горлова. - М.: МГИУ, 2000. - 195 с.
15. Гризик, Т.И. Мои первые сказки. Пособие по развитию связной речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. - 56 с.
16. Гриценко, З.А. Детская литература: методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студентов факультета дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 320 с.
17. Гурович, Л.М. О содержании ознакомления детей с художественной литературой в детском саду / Л.М. Гурович // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. - Л.: ЛГПИ, 1984. - С. 34
18. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд., испр. и доп. / Л.М. Гурович. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 128 с.
19. Демакова, И.Д. Педагогические проблемы гуманизации пространства детства Текст. / И.Д. Демакова. // Известия Российской академии образования. № 1. - М.: РАО, 2005. - С. 101-106.
20. Казакова, Е.И. Успешное чтение. Электронный ресурс. / Е.И. Казакова, Т.Г. Галактионова, М.А. Мизорян // УМК к проекту. Фонд поддержки образования, 2007. Режим доступа: www.fobr.ru/panorama/conferences/yc2.ppt.
21. Книжная культура и воспитание. Круглый стол Текст. // Отечественные записки. 2004. - № 3 (17). - С. 147-156.
22. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М., 1988. - 192 с.
23. Короткова, H.A. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / H.A. Короткова // Дошкольное воспитание. 2001. - № 8. - С. 33-41.
24. Куликовская, И.Э. Технология по формированию у дошкольников целостной картины мира / И.Э. Куликовская, Р.Н. Чумичева. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
25. Левин, В.А. Воспитание творчеством / В.А. Левин // Первые встречи с искусством. - М., 1995. - С. 84-141.
26. Маранцман, В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: метод. пособие /
B.Г. Маранцман. - Л., 1974. - 176 с.
27. Маршак, С.Я. О талантливом читателе / С.Я. Маршак // Собр. соч.: в 4 т. Т. 4: Воспитание словом. - М.: Правда, 1990. - 236 с.
28. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения: монография / Н.Д. Молдавская. -Москва: Педагогика, 1976. - 224 с.
29. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М., 1996. - 432 с.
30. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
31. Полозова, Т.Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т.Д. Полозова. - М.: Просвещение, 2008. - 119 с.
32. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. - СПб.: 2002 - 656 с.
33. Рожков, М.И. Теоретические основы педагогики / М.И. Рожков. - Ярославль, 1994. - 63 с.
34. Смирнова, Н.В. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/10193 (дата обращения: 31.05.2022).
35. Томилова, С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя /
C.Д. Томилова // Образование и наука. - 2009. - № 2. - С. 85-96.
36. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: 1999. - 520 с.
37. Шатрова, С.А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника / С.А. Шатрова // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm.
Педагогика
УДК 37.015.3
кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. Происходящие в современно российском обществе изменения затрагиваю проблему организации процесса реабилитации несовершеннолетних в учреждениях интернатного типа. Особое внимание в данном процессе уделяется несовершеннолетним, имеющим различные ограничения в здоровье. Главная роль соблюдения всех государственных гарантий таким несовершеннолетним отводится системе социальной защиты населения и системе образования, в частности деятельности учреждений интернатного типа.
Достаточно много направлений в изучении проблемы реабилитации несовершеннолетних освещается с позиции социально-педагогической науки, например, основные направления, особенности, пути социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматриваются некоторые условия, способствующие наиболее эффективной организации процесса реабилитации несовершеннолетних в учреждении интернатного типа, а именно участие социального педагога в нем. Автором представлены различные категории ограничений возможностей здоровья несовершеннолетних, изучающихся в контексте рассматриваемой проблемы. Охарактеризованы основные виды реабилитации таких несовершеннолетних: психическая, комплексная и социальная.
Автором представлен анализ основных направлений деятельности педагогического коллектива учреждения интернатного типа, связанной с осуществлением реабилитации несовершеннолетних. В статье проанализирована программа реабилитации несовершеннолетних в учреждении интернатного типа. Основной формой реализации представленной автором программы является групповое или индивидуальное занятие. Особое внимание в данном исследовании уделено гармонизации выбранных диагностических методик, использующихся социальным педагогом в процессе реабилитации несовершеннолетних.
По мнению автора, воспитание посредством искусства является особенно интересным. Также, как считает автор, необходимо постоянное совершенствование программно-методической базы учреждения, особенно касающейся процесса реабилитации несовершеннолетних. Автором представлены уровни реабилитационной деятельности, алгоритм организации социально-педагогической деятельности, которые включает проанализированная программа реабилитации несовершеннолетних.
Особое внимание уделено эффективному направлению творческой реабилитации несовершеннолетних, которое реализуется в рамках рассматриваемой программы - реабилитации средствами народной педагогики, а также взаимодействие с родителями несовершеннолетних. Представлены некоторые моменты, связанные с диагностической работой в рамках реализации программы реабилитации несовершеннолетних.
Ключевые слова: реабилитация, учреждение интернатного типа, программа реабилитации, социально-педагогическая деятельность.
Annоtation. The changes taking place in modern Russian society touch upon the problem of organizing the process of rehabilitation of minors in residential institutions. Special attention in this process is paid to minors with various health restrictions. The main role of compliance with all State guarantees for such minors is assigned to the social protection system of the population and the education system, in particular the activities of residential institutions.