Теория и методика дошкольного образования
171
Следующий этап нашего исследования будет направлен на разработку и апробацию мероприятий, влияющих на коррекцию эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата посредством арт-терапии.
На заключительном этапе нашего исследования необходимо будет провести анализ, обобщение и систематизацию результатов опытно-экспериментальной работы, полученных на предыдущих этапах, систематизировать и обработать результаты исследования.
Таким образом, отмечая тот факт, что арт-терапевтические технологии имеют ярко выраженную здоровьесберегающую направленность, можно предположить, что они могут быть одним из эффективных средств коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорнодвигательного аппарата.
Список литературы:
1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) // Альманах ИКП РАО. - 2001. - № 3. - 3 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой // Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Академия, 2007. - 94 с.
ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЧИТАТЕЛЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНИКЕ
© Смирнова О.А.*
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Ш. Уалиханова, Республика Казахстан, г. Кокшетау
В статье рассматривается вопрос приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению через развитие интереса к детской литературе, связанного с возрастом читателя и проявляющегося в зависимости от возраста.
Ключевые слова развитие интереса, старший дошкольный возраст, детская литература, читательская деятельность ребенка.
Старший преподаватель кафедры Социальной и возрастной педагогики.
172
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
«Детская литература - это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм, то есть все окружающее его» [1, с. 18]. Определение, данное детской литературе ведущим специалистом в данной области И.Г. Минераловой, как нельзя лучше соотносится с теми функциями, которые берет на себя искусство слова, формируя базовую культуру Личности сегодняшних дошкольников. Ценности переживания, познания и преобразования себя и окружающего мира ребенок обнаруживает для себя не только в реальном мире, но и в мире вымышленном. Художественная литература дарует ребенку возможность «обнаружить в своей памяти» то, чего он не видел и видеть не мог. Времена и страны, люди и государства, быт и культура оживают на страницах книг, даруя вместе с опытом поколений и опыт эмоциональный. В дошкольной психологии эмоциональной сфере обучения ребенка отводят особое место. Эмоциональное наполнение жизнедеятельности, обобщение эмоций и интеллектуализация эмоций - задачи дошкольного обучения, решение которых предполагает особые требования к его содержанию, где на первом месте стоит развитие интереса, в том числе и к чтению, к книге.
В старшем дошкольном возрасте читательский интерес рассматривается как осознанность и избирательность в выборе видов и жанров литературы, качественное изменение. Приобщение к чтению старших дошкольников -сложный процесс, требующий от воспитателя понимания природы читательской деятельности ребенка, нахождения путей эффективного развития читателя. Как известно, возраст 5-6 лет - период активного интеллектуального развития ребенка, продуктивный период, в котором основными компонентами литературного образования, по мнению таких педагогов как О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, Л.М. Гурович, З.Я Гриценко и др., выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. Воспитание читателя-дошкольника с учетом перечисленных компонентов позволит педагогу ДОУ организовать личностно ориентированный, развивающий процесс литературного образования, результатом которого станет грамотный - настоящий, талантливый, компетентный -читатель, глубоко постигающий смысл литературного произведения, понимающий внутренний замысел автора, способный оценить ее художественные достоинства. Именно такого читателя имел в виду С.Я. Маршак, когда писал в своей книге «О талантливом читателе. Воспитание словом»: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова» [2].
Таким образом, при знакомстве детей с литературными произведениями следует учитывать их возрастные особенности. Анализируя научно-методи-
Теория и методика дошкольного образования
173
ческую литературу, а также современные казахстанские и российские программы воспитания и обучения[3-8, мы можем выделить следующие типические показатели уровней читательского развития детей в возрасте 5-7 лет (старший дошкольный возраст):
1. Существенно расширяется круг чтения ребенка. Его характеризуют широта тематики и жанровое многообразие.
2. Может читать самостоятельно, но быстро утомляется и меняет вид деятельности.
3. Способен удерживать в памяти содержание произведения, сравнивать содержание произведений, входящих в цикл; принимает такой метод общения с книгой, как «чтение с продолжением».
4. Формируется стремление дать оценку происходящему в книге, поступку героя, сравнить одинаковые темы или сюжеты в разных произведениях, заметить интересный художественный прием среди доступных ему (эпитет, сравнение, рифма, олицетворение) и воспользоваться им в своей речи. Интересуется человеческими взаимоотношениями как в реальной жизни, так и в книге; проявляет интерес к истории семьи, страны («Что было, когда меня не было?»).
5. Становится устойчивым интерес к книгам и процессу чтения.
6. Ребенок может четко высказать просьбу о том, что хотелось бы прочесть: формируются читательские пристрастия и предпочтения.
7. Создает ролевые игры по сюжетам известных произведений, удерживает в памяти основной сюжет и разнообразит его.
8. Проявляется интерес к биографии автора и творческой истории произведения.
9. Знает наизусть стихотворения, введенные в программу дошкольного учреждения.
Эта характеристика служит доказательством того, что любознательность, выраженная такими характерными для возраста старшего дошкольного возраста (5-7 лет) психологическими особенностями как наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровом и продуктивном видах деятельности, внимание к любой информация о предметном мире, а также высокая эмоциональность ребенка в этот период развития, имеют большое значение для дальнейшего развития у старших дошкольников интеллектуального и эмоционального компонентов читательского интереса.
Однако, категория «интерес» в дошкольной педагогике и психологии трактуется, преимущественно, в аспекте воспитания познавательных интересов, в то время как интерес к чтению, использование развивающих возможностей литературы правильнее трактовать как педагогически направленный процесс приобщения детей к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочи-
174
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
танное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. Наличие или отсутствие интереса к чтению -основной фактор отношения ребенка к чтению, к книге. По большому счету, «интерес как сила, влекущая к чтению, - это центральное звено, потянув за которое, можно вытянуть всю цепь решения проблем, именуемых «кризис чтения». Будет интерес - будет и чтение. Не будет интереса - не будет и чтения, какие бы усилия педагоги и родители не прикладывали к приобщению ребенка к чтению» [9].
Сегодня, когда остро встает вопрос о так называемом «кризисе чтения», выражающемся в падении престижа чтения и сокращении времени, уделяемом чтению образовательных программах дошкольного и начального воспитания и обучения, слова Ш.А. Амонашвили: «Воспитание любви к чтению есть дело педагогической чести», - звучат как никогда актуально, так как чтение - одно из самых значимых культурных явлений человеческой цивилизации, способ передачи и обретения культуры. «Рассматривая чтение как социально-педагогическое явление в контексте социокультурных изменений общества, мы понимаем, что культура детского мира как в фокусе отражает тенденции, которые проявляются в мире взрослых».
В отношении детей старшего дошкольного возраста принципиально важно изучать и процессы, которые являются аспектами детского чтения: процесс чтения-слушания детьми литературного произведения, процесс общения ребёнка с книгой, процесс присвоения дошкольником доступных возрастосообразных литературоведческих знаний, и особенности ребенка 5-7 лет как читателя.
В современной педагогической науке квалифицированный читатель рассматривается как человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания.
Мы считаем, что в руководстве выбора методов развития интереса старших дошкольников к чтению необходимо опираться на следующую мысль С.В. Михалкова «... Детские игры, детские шалости, детские фантазии, детские интересы, детские разговоры. Если взрослые не разрушили преждевременно этой особой атмосферы, в которой и зарождается будущее богатство духовного мира, если взрослые сумели понять и оценить вдохновение, романтику и чистоту юной поры, то они уже многое сделали для ребенка» [11].
Это поможет педагогу выполнить сверхзадачу работы по развитию интереса старших дошкольников к чтению - убедить детей в необходимости чтения и напомнить тем, кто их окружает, что детская литература, по мнению З.Я. Гриценко:
- развивает чувство и интуицию читателя;
- показывает ему, какой он человек и каким он может стать; она определяет его дорогу к себе, к лучшему;
Теория и методика дошкольного образования
175
- изучает человеческий опыт, человеческий путь по земле. Без его усвоения и осмысления трудно двигаться дальше;
- учит анализу, постоянно ставя перед читателем проблему выбора, провоцируя в поисках ответов на вопросы;
- делает человека интересным самому себе и другим;
- никогда не предлагает готовых ответов на вопросы, не стандартизирует мышление. Она не позволяет читателю быть ординарным, плоским;
- всегда разная. И даже то произведение, которое, кажется, знаешь наизусть, в процессе накопления жизненного и читательского опыта можно прочесть и понять по-новому, глубже, оригинальнее, острее;
- развивает воображение, ассоциативное мышление, творческое видение мира, чувство языка;
- дает возможность отдохнуть, насладиться, удивиться, испытать какое-то чувство, освободиться от каких-то тревожных мыслей, увидеть, как то, что волнует тебя самого, переживают другие;
- уводит читателя от нравственной глухоты [7, с. 6-7].
Список литературы:
1. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / И.Г.Минералова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с.
2. Маршак С.Я. О талантливом читателе. Воспитание словом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www/s-marshak/ru (дата обращения: 26.12.2015).
3. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Б1з мектепке барамыз». - Астана, 2009.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. - 4-е изд., испр и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. АкуловаО.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: учебнометодическое пособие / Науч. ред. А.Г Гогоберидзе. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ «Сфера», 2012. - 192 с.
6. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников [Текст]: учеб. для студ. учреждений ВПО / З.А. Гриценко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 347 с.
7. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. - М.: Академия, 2008. - 224 с.
8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.
176
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
9. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека. - 2001. - № 6. - С. 14-18.
10. Галактионова Г.Т. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования: проблемы исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: научный журнал. 2006. № 6 (14): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 26.12.2015).
11. Михалков С.В. Все начинается с детства / С.В. Михалков // Собр. сочинений: в 3-х т. Т. 3. - М.: Изд-во «Детская литература», 1971. - С. 363.