ности, закрепляет знания и формирует необходимые качества, которые помогают успешной социализации личности ребенка. Ребенок усваивает объективно заданные общепринятые нормы поведения, утверждает себя в качестве социального субъекта, используя самый эффективный метод для успешной социализации - игру.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. -СПб.: Изд. «СОЮЗ», 2001.
3. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ 23 ноября 2009 г. № 655.
«КРУГ ЧТЕНИЯ» СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РК И РФ (ОПЫТ АНАЛИЗА)
© Смирнова О.А.*
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Ш. Уалиханова, Республика Казахстан, г. Кокшетау
Анализ «круга чтения» детей старшего дошкольного возраста в «Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; РФ) [1] и в программе воспитания и обучения детей 5-6 лет <^з мектепке барамыз» (РК) [2] позволяет сделать вывод о необходимости формирования КДЧ с учетом всех принципов и критериев его формирования. Автор статьи считает данный подход наиболее приемлемым в решении вопроса преемственности в литературном образовании детей в ДОУ и начальной школе.
Ключевые слова: чтение (восприятие), круг детского чтения, литературное развитие, интерес к чтению, приобщение к чтению, анализ педагогический, принцип построения программного материала, возрастные особенности.
Чтение по отношению к детям дошкольного возраста чаще всего трактуется как процесс восприятия художественной литературы. «Сегодня ...
* Магистрант кафедры Социальной педагогики и методики преподавания.
чтение рассматривается ... в его трех формах: чтение с листа, чтение с экрана и чтение на слух. Последнее восходит к самому первому виду чтения -чтению вслух, которое являлось первым распространенным видом чтения в онтогенезе, когда служители культа читали - декламировали тексты, написанные на свитках. Оно же является и первым видом чтения в филогенезе, когда маленькие дети слушают тексты, читаемые взрослыми, а затем сами учатся читать вслух» [3].
Однако, в контексте непрерывного образования, чтение (восприятие) можно рассматривать как начальную ступень освоения литературного опыта, где читатель-дошкольник вовлекается в комплексный процесс формирования «будущего большого «талантливого читателя», культурно-образованного человека» [4] активное участие в котором принимают и родители (семейные чтения), воспитатели, библиотекари, а в дальнейшем и школьные педагоги.
В процессе формирования читателя в дошкольнике этап восприятия произведений художественной литературы рассматривается как пассивный, так как « ребенок является слушателем тех произведений, которые предлагаются ему взрослым».
Устанавливая для себя круг любимых произведений, обращаясь с просьбой прочитать понравившуюся ему книгу родителей или воспитателя, ребенок вступает в период продуктивного - активного этапа формирования читателя в дошкольнике.
В рамках этого процесса идет становление грамотного читателя, способного глубоко понимать смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, проявить читательскую компетенцию в вопросах чтения [5].
Сближение на разных этапах приобщения к чтению педагогических целей воспитателей, родителей, работников библиотечной сферы позволяет «осуществлять сдвиг с цели формирования читателя на его воспитание...» [3, с. 9].
Это сказывается, в первую очередь, на выборе книг для чтения. Именно поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации программы, касающейся формирования читательских предпочтений, являются:
- формирование КДЧ - «круга тех произведений фольклора и литературы, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети» [5, с. 186];
- организация процесса чтения.
По мнению С.Г. Антоновой, формирование круга детского чтения, прежде всего, связано с решением воспитательных задач. Та литература, которая специально написана для детей, во многом определяет облик, характер, поведение детей, является источником культурных традиций, передает читателям определенный опыт. В круг детского чтения включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста [6].
В научно-методической литературе по вопросам формирования КДЧ исследователи О.И. Соловьева [7], В.М. Федяевская [8], Н.С. Карпинская [9], Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол [10], Л.М. Гурович [11] определили круг чтения дошкольников и рассказывания с учетом принципов обучения и развития, включив в него произведения русского устного народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы; произведения русской и зарубежной классической литературы; произведения современной русской и зарубежной литературы, указав на важнейшие параметры систематизации круга чтения: факторы времени и места, эпохи, страны, края, области (по месту создания), по признаку формы словесного выражения опыта, по формату издания, по признаку обязательности и избирательности и др.
Гурович Л.М., выделяя возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, обратила внимание на психофизическое развитие старших дошкольников, указав на то, что возрасте 4-6 лет детей интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Дети 4-6 лет способны улавливать подтекст, осознавать некоторые особенности формы произведения и др. [11].
Знание особенностей понимания и восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений художественной литературы, принципов и критериев формирования КДЧ определило содержание самостоятельной образовательной области «Чтение художественной литературы» в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под.ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Ставя перед педагогами ДОУ задачу продолжения развития интереса к чтению, разработчики Программы предлагают в методических рекомендациях по приобщению детей к художественной литературе включить в круг детского чтения, расширяя и усложняя этапы работы с произведениями детской литературы, произведения русского фольклора (песенки, сказки) и фольклора народов мира (песенки и сказки ненцев, индийцев, народов Западной Африки, молдаван, голландцев, украинцев, чехов, таджиков). Круг чтения старших дошкольников представлен переводами литературных сказок и стихов классиков и современников зарубежной детской литературы: Х.К. Андерсена (Дания), Х. Мякеля (Финляндия), Р. Киплинга, Дж. Ривза (Англия), А. Линдгрен, Т. Янсона (Швеция), О. Пройслер (Германия), Дж. Родари (Италия), Я. Бжехвы, Ю. Тувима (Польша).
Литературные сказки А.С. Пушкина, П. Бажова, Т. Александрова, В. Би-анки, Б. Заходера, Н. Телешова, Г. Сапгира, В. Катаева, А. Митяева, А. Волкова, Л. Петрушевской дают ребенку представление о развитии жанра на протяжении двух столетий.
Классическая детская поэзия и проза позволяет судить по произведениям А. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Плещеева, С. Черного, И. Бунина, Д. Хармса, М. Цветаевой, С. Есенина, С. Маршака, А. Барто, Р. Сефа, Б. Житкова, Н. Носова, Г. Снегирева, И. Никитина,
М. Яснова, Б. Алмазова, С. Георгиева, Л. Пантелеева, С. Городецкого, В. Драгунского, М. Москвиной, Ю. Мориц, В. Орлова, К. Паустовского, И. Белоу-сова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, Э. Успенского не только о видо-жан-ровых разновидностях литературных произведений, но и тематическом разнообразии.
Разнообразие имен авторов художественных произведений для детей, прозаических и поэтических образов, персонажей литературных сказок, тематическое и жанровое многообразие позволят детям, освоившим данную образовательную область, легко адаптироваться к требованиям программы в подготовительной группе и задачам освоения предмета «Литературное чтение» в начальной школе.
Программа воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста «^з мектепке барамыз» (Идем в школу), разработанная авторским коллективом в лице Т.А. Дрыгиной, Г.Г. Корчевской, Н.Л.Татауровой, А. Тир-ской, С.И. Шелиповой включает художественную литературу в базовое содержание образовательной области «Коммуникация» наряду с развитием речи, основами грамоты и письма, освоением государственного, русского и других языков.
В КДЧ прграммы широко представлены произведения казахского и русского фольклора (пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, казахскими и русскими народными сказками, а также сказками народов мира (английская, нанайская, татарская, белорусская ненецкая, словацкая, венгерская, польская, латышская) и литературной сказкой Ш. Перро «Подарки феи».
Одной из задач в содержании программы является знакомство с национальными произведениями писателей, носителей национального языка, или писателей - жителей конкретного региона. Рассказы и стихотворения И. Алтынсарина, Ж. Карбозина М. Турежанова, Д. Досжанова, С. Алимбето-ва, У Турманжанова, С. Шаймерденова, М.М. Алимбаева, О. Аскаров, К. Ид-рисова, К. Мырзалиева, Ж. Абдирашева, А. Дуйсембиева, Ж. Бодешева, К. Му-срепова, К.Баянбаева, А.К.Идрисова, А. Кайранова, безусловно, расширяют представление о национальной литературе Казахстана, однако, произведения этих авторов с трудом можно причислить к современным, что относится и к произведениям русских и российских писателей и поэтов: Э. Шима, Е. Чарушина, В. Бианки, Л. Толстого, К. Ушинского, В. Осеевой, Н. Калининой, Е. Пермяка, Я. Тайца, С. Есенин, С. Баруздина, Р. Гамзатова, Е. Благининой, Г. Ладонщикова, К. Чуковского, А. Плещеева, И. Токмаковой, С. Маршака, И. Суриковой, Е. Трутневой, И. Никитина, О. Высотской, П. Воронько.
Таким образом, анализ круга чтения в контексте программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста указал ряд несовершенств в содержании программы «^з мекткпке барамыз», что позволяет сделать следующие выводы о необходимости:
- по образцу российских программ развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста выделить чтение художественной литературы в отдельную образовательную область;
- увеличить количество организованной учебной деятельности;
- расширить использование произведений художественной литературы на занятиях других образовательных областей в целях формирования нравственных, морально-ценностных и эстетических ориентиров старших дошкольников;
- в круге чтения детей старшего дошкольного возраста расширить список программных произведений, путем включения классических произведений русской и зарубежной литературы, с учетом концентрического (возрастного) принципа построения программного материала.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста <^з мектепке барамыз». - Астана, 2009.
3. Сметанникова Н.Н. Высокая грамотность чтения - основа инновационных преобразований / Н.Н. Сметанникова // Инновации в образовании. -2012. - № 2.
4. Маршак С.Я. О талантливом читателе. Воспитание словом / С.Я. Маршак. - М., 1961.
5. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников [Текст]: учеб. для студ. учреждений ВПО. - М.: Академия, 2012.
6. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУП, 1999.
7. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: «Просвещение», 1966.
8. Федяевская В.М. Что и как рассказывать дошкольникам - М.: УЧПЕДГИЗ, 1950.
9. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. - М., 1972.
10. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С.Обучение чтению: Детская книга и детское чтение. - М.: Академия, 1999.
11. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго... Ч. 1. Метод. рекомен. для воспитателей, работающих с детьми 4-6 лет. - М., 2001.
12. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика-синтез, 2005.