Научная статья на тему 'РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА / ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

Происходящие в современно российском обществе изменения затрагиваю проблему организации процесса реабилитации несовершеннолетних в учреждениях интернатного типа. Особое внимание в данном процессе уделяется несовершеннолетним, имеющим различные ограничения в здоровье. Главная роль соблюдения всех государственных гарантий таким несовершеннолетним отводится системе социальной защиты населения и системе образования, в частности деятельности учреждений интернатного типа. Достаточно много направлений в изучении проблемы реабилитации несовершеннолетних освещается с позиции социально-педагогической науки, например, основные направления, особенности, пути социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматриваются некоторые условия, способствующие наиболее эффективной организации процесса реабилитации несовершеннолетних в учреждении интернатного типа, а именно участие социального педагога в нем. Автором представлены различные категории ограничений возможностей здоровья несовершеннолетних, изучающихся в контексте рассматриваемой проблемы. Охарактеризованы основные виды реабилитации таких несовершеннолетних: психическая, комплексная и социальная. Автором представлен анализ основных направлений деятельности педагогического коллектива учреждения интернатного типа, связанной с осуществлением реабилитации несовершеннолетних. В статье проанализирована программа реабилитации несовершеннолетних в учреждении интернатного типа. Основной формой реализации представленной автором программы является групповое или индивидуальное занятие. Особое внимание в данном исследовании уделено гармонизации выбранных диагностических методик, использующихся социальным педагогом в процессе реабилитации несовершеннолетних. По мнению автора, воспитание посредством искусства является особенно интересным. Также, как считает автор, необходимо постоянное совершенствование программно-методической базы учреждения, особенно касающейся процесса реабилитации несовершеннолетних. Автором представлены уровни реабилитационной деятельности, алгоритм организации социально-педагогической деятельности, которые включает проанализированная программа реабилитации несовершеннолетних. Особое внимание уделено эффективному направлению творческой реабилитации несовершеннолетних, которое реализуется в рамках рассматриваемой программы - реабилитации средствами народной педагогики, а также взаимодействие с родителями несовершеннолетних. Представлены некоторые моменты, связанные с диагностической работой в рамках реализации программы реабилитации несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION OF MINORS IN A RESIDENTIAL INSTITUTION: SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECT

The changes taking place in modern Russian society touch upon the problem of organizing the process of rehabilitation of minors in residential institutions. Special attention in this process is paid to minors with various health restrictions. The main role of compliance with all State guarantees for such minors is assigned to the social protection system of the population and the education system, in particular the activities of residential institutions. Quite a lot of directions in the study of the problem of rehabilitation of minors are covered from the position of socio-pedagogical science, for example, the main directions, features, ways of socio-pedagogical activity with children with disabilities. The article discusses some conditions that contribute to the most effective organization of the process of rehabilitation of minors in a residential institution, namely the participation of a social pedagogue in it. The author presents various categories of limitations on the health of minors studied in the context of the problem under consideration. The main types of rehabilitation of such minors are characterized: mental, complex and social. The author presents an analysis of the main activities of the teaching staff of the institution of boarding type associated with the rehabilitation of minors. The article analyzes the program of rehabilitation of minors in a residential institution. The main form of implementation of the program presented by the author is a group or individual lesson. Particular attention in this study is paid to the harmonization of the selected diagnostic techniques used by a social pedagogue in the process of rehabilitation of minors. According to the author, education through art is particularly interesting. Also, according to the author, it is necessary to constantly improve the program and methodological base of the institution, especially concerning the process of rehabilitation of minors. The author presents the levels of rehabilitation activity, the algorithm of the organization of socio-pedagogical activity, which includes the analyzed program of rehabilitation of minors. Special attention is paid to the effective direction of creative rehabilitation of minors, which is implemented within the framework of the program under consideration - rehabilitation by means of folk pedagogy, as well as interaction with parents of minors. Some points related to diagnostic work within the framework of the juvenile rehabilitation program are presented.

Текст научной работы на тему «РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

19. Демакова, И.Д. Педагогические проблемы гуманизации пространства детства Текст. / И.Д. Демакова. // Известия Российской академии образования. № 1. - М.: РАО, 2005. - С. 101-106.

20. Казакова, Е.И. Успешное чтение. Электронный ресурс. / Е.И. Казакова, Т.Г. Галактионова, М.А. Мизорян // УМК к проекту. Фонд поддержки образования, 2007. Режим доступа: www.fobr.ru/panorama/conferences/yc2.ppt.

21. Книжная культура и воспитание. Круглый стол Текст. // Отечественные записки. 2004. - № 3 (17). - С. 147-156.

22. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М., 1988. - 192 с.

23. Короткова, H.A. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / H.A. Короткова // Дошкольное воспитание. 2001. - № 8. - С. 33-41.

24. Куликовская, И.Э. Технология по формированию у дошкольников целостной картины мира / И.Э. Куликовская, Р.Н. Чумичева. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.

25. Левин, В.А. Воспитание творчеством / В.А. Левин // Первые встречи с искусством. - М., 1995. - С. 84-141.

26. Маранцман, В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: метод. пособие /

B.Г. Маранцман. - Л., 1974. - 176 с.

27. Маршак, С.Я. О талантливом читателе / С.Я. Маршак // Собр. соч.: в 4 т. Т. 4: Воспитание словом. - М.: Правда, 1990. - 236 с.

28. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения: монография / Н.Д. Молдавская. -Москва: Педагогика, 1976. - 224 с.

29. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М., 1996. - 432 с.

30. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

31. Полозова, Т.Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т.Д. Полозова. - М.: Просвещение, 2008. - 119 с.

32. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. - СПб.: 2002 - 656 с.

33. Рожков, М.И. Теоретические основы педагогики / М.И. Рожков. - Ярославль, 1994. - 63 с.

34. Смирнова, Н.В. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/10193 (дата обращения: 31.05.2022).

35. Томилова, С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя /

C.Д. Томилова // Образование и наука. - 2009. - № 2. - С. 85-96.

36. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: 1999. - 520 с.

37. Шатрова, С.А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника / С.А. Шатрова // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm.

Педагогика

УДК 37.015.3

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Происходящие в современно российском обществе изменения затрагиваю проблему организации процесса реабилитации несовершеннолетних в учреждениях интернатного типа. Особое внимание в данном процессе уделяется несовершеннолетним, имеющим различные ограничения в здоровье. Главная роль соблюдения всех государственных гарантий таким несовершеннолетним отводится системе социальной защиты населения и системе образования, в частности деятельности учреждений интернатного типа.

Достаточно много направлений в изучении проблемы реабилитации несовершеннолетних освещается с позиции социально-педагогической науки, например, основные направления, особенности, пути социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматриваются некоторые условия, способствующие наиболее эффективной организации процесса реабилитации несовершеннолетних в учреждении интернатного типа, а именно участие социального педагога в нем. Автором представлены различные категории ограничений возможностей здоровья несовершеннолетних, изучающихся в контексте рассматриваемой проблемы. Охарактеризованы основные виды реабилитации таких несовершеннолетних: психическая, комплексная и социальная.

Автором представлен анализ основных направлений деятельности педагогического коллектива учреждения интернатного типа, связанной с осуществлением реабилитации несовершеннолетних. В статье проанализирована программа реабилитации несовершеннолетних в учреждении интернатного типа. Основной формой реализации представленной автором программы является групповое или индивидуальное занятие. Особое внимание в данном исследовании уделено гармонизации выбранных диагностических методик, использующихся социальным педагогом в процессе реабилитации несовершеннолетних.

По мнению автора, воспитание посредством искусства является особенно интересным. Также, как считает автор, необходимо постоянное совершенствование программно-методической базы учреждения, особенно касающейся процесса реабилитации несовершеннолетних. Автором представлены уровни реабилитационной деятельности, алгоритм организации социально-педагогической деятельности, которые включает проанализированная программа реабилитации несовершеннолетних.

Особое внимание уделено эффективному направлению творческой реабилитации несовершеннолетних, которое реализуется в рамках рассматриваемой программы - реабилитации средствами народной педагогики, а также взаимодействие с родителями несовершеннолетних. Представлены некоторые моменты, связанные с диагностической работой в рамках реализации программы реабилитации несовершеннолетних.

Ключевые слова: реабилитация, учреждение интернатного типа, программа реабилитации, социально-педагогическая деятельность.

Annоtation. The changes taking place in modern Russian society touch upon the problem of organizing the process of rehabilitation of minors in residential institutions. Special attention in this process is paid to minors with various health restrictions. The main role of compliance with all State guarantees for such minors is assigned to the social protection system of the population and the education system, in particular the activities of residential institutions.

Quite a lot of directions in the study of the problem of rehabilitation of minors are covered from the position of socio-pedagogical science, for example, the main directions, features, ways of socio-pedagogical activity with children with disabilities. The article discusses some conditions that contribute to the most effective organization of the process of rehabilitation of minors in a residential institution, namely the participation of a social pedagogue in it. The author presents various categories of limitations on the health of minors studied in the context of the problem under consideration. The main types of rehabilitation of such minors are characterized: mental, complex and social.

The author presents an analysis of the main activities of the teaching staff of the institution of boarding type associated with the rehabilitation of minors. The article analyzes the program of rehabilitation of minors in a residential institution. The main form of implementation of the program presented by the author is a group or individual lesson. Particular attention in this study is paid to the harmonization of the selected diagnostic techniques used by a social pedagogue in the process of rehabilitation of minors.

According to the author, education through art is particularly interesting. Also, according to the author, it is necessary to constantly improve the program and methodological base of the institution, especially concerning the process of rehabilitation of minors. The author presents the levels of rehabilitation activity, the algorithm of the organization of socio-pedagogical activity, which includes the analyzed program of rehabilitation of minors.

Special attention is paid to the effective direction of creative rehabilitation of minors, which is implemented within the framework of the program under consideration - rehabilitation by means of folk pedagogy, as well as interaction with parents of minors. Some points related to diagnostic work within the framework of the juvenile rehabilitation program are presented.

Key words: rehabilitation, residential type institution, rehabilitation program, social and pedagogical activity.

Введение. В современных условиях происходит глобальное изменение экономической и общественной жизни, приводящее к обострению проблем, напрямую связанных с социальной защитой несовершеннолетних, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это ребенок, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время имеет важное значение как для практиков, так и для теоретиков. В настоящее время в России уделяется большое внимание вопросу обеспечения доступных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общественные отношения для того, чтобы иметь возможность реализовать основные потребности и интересы. Основным вектором государственной политики в сфере социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья является интегрированное образование. Однако, разработанные формы, методы, приёмы, методики работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, не в полном объеме реализуются в практической деятельности. В связи с этим рассмотрение проблемы реабилитация несовершеннолетних в учреждении интернатного типа с позиции социальной педагогик, на наш взгляд, является актуальным.

Изложение основного материала статьи. В современных научных исследованиях изучаются такие вопросы, как проблемы развития личности, реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (В.С. Кукушин, П.О. Омарова и другие); основные направления и пути социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Ю.В. Василькова и др.); этапы, функции и средства реабилитационного взаимодействия (Г.Н. Голоухова и другие); задачи и содержание социально-педагогической деятельности по реабилитации и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (Л.В. Мардахаев и другие) [1; 3; 4; 5].

Изучение проблемы реабилитации несовершеннолетних с позиции социально-педагогической науки, связано с учетом условий, имеющихся в учреждениях интернатного типа и роли в данном процессе социального педагога.

Основной целью деятельности социального педагога в учреждении интернатного типа является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в его окружении.

Нами были рассмотрены выделенные различными учеными категории детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых представлены следующие нарушения: нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения поведения и общения, эмоционально-волевой сферы (аутизм). В учреждениях интернатного типа оказывается реабилитация несовершеннолетним со всеми выше перечисленным ограничениями здоровья.

Исходя из анализа деятельности различных учреждений интернатного типа, мы пришли к выводу о том, что деятельность их коллективов (социально-педагогическая, методическая, экспериментальная, коррекционная, реабилитационная и др.) подчинена поиску практических решений наиболее актуальных проблем несовершеннолетних, находящихся в таких учреждениях, апробации отдельных методик коррекционно-реабилитационного взаимодействия. Обучающиеся поступают в учреждения интернатного типа с различным уровнем подготовки и для ликвидации пробелов в их знаниях, уровне воспитанности, развитии, социализированности для каждого обучающегося, как правило, выстраивается индивидуальная программа обучения с введением дополнительных коррекционных и реабилитационных курсов.

Так, Т.А. Дубровская, подразделяет реабилитацию на следующие виды: психическую, комплексную, социальную. Особенности психической реабилитации заключаются в изменении отношения реабилитируемого самого к себе, в формировании в нем чувства уверенности в себе, своих силах, искоренения чувства страха, тревожности. Также, в процессе реабилитации, осуществляется ряд мероприятий, связанных с компенсацией или коррекцией имеющих место нарушенных психических состояний и функций. Однако, без создания специальных условий, предполагающих вовлечение реабилитируемого в досуговую деятельность, определенный круг общения, специальную диспансеризацию, качественная реабилитация несовершеннолетних в учреждении интернатного типа невозможна [2].

Комплексная реабилитация обеспечивается посредством реализации системы мероприятий. Рассматривая социальную реабилитацию несовершеннолетних применительно к условиям учреждения интернатного типа, на наш взгляд, является наиболее значимым процессом, направленным на возвращение реабилитируемого к полноценной жизни, включения его в социальные отношения с помощью особым образом организованного процесса обучения, воспитания и развития, использования разнообразных психотехнических, психологических, социально-педагогических реабилитационных технологий, способствующих целостному развитию несовершеннолетнего, насколько это психофизически возможно.

Реабилитация несовершеннолетних в учреждении интернатного типа представляется нами как единый, целенаправленный процесс, включающий в себя различные этапы, содержание и результаты. В процессе изучения проблемы реабилитации несовершеннолетних в учреждении интернатного типа, нами была проанализирована программа по реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) «Особый путь»,

реализующаяся на базе одного из государственных казенных общеобразовательных учреждений интернатного типа, находящегося на территории Оренбургской области.

Цель и задачи реабилитационной деятельности с несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья в рамках рассматриваемой нами программы являются: совершенствование организационно-правового, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения реабилитационной деятельности; оказание поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение представлений детей о себе и окружающем мире; овладение элементарными трудовыми навыками и умениями.

Реабилитационная программа «Особый путь» включает в себя: создание условий для социально-трудовой реабилитации детей и подростков с умственной отсталостью (мастерская для социально-трудовой реабилитации); проведение диагностики реабилитации; организация обучения родителей и других законных представителей несовершеннолетних методам медико-социальной реабилитации детей с умственной отсталостью; внедрение программ по разным видам ручного труда, труду в природе; формирование максимального уровня самостоятельности воспитанников, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих.

Основной формой организации реабилитации детей является реабилитационное или коррекционное занятие, проводимое социальным педагогом или другим специалистом учреждения интернатного типа, как групповое, так и индивидуальное. При организации процесса реабилитации в условиях группы у некоторой группы детей наблюдается эмоциональная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность. Каждый вид деятельности требует от детей выполнения определенных правил, в результате такая деятельность постепенно становится более полноценной и воспитывающей.

Воспитание посредством искусства является особенно интересным и действенным в реабилитационной деятельности несовершеннолетних. В этом плане особую значимость, на наш взгляд, в рамках реализации реабилитационной программы «Особый путь», имеет организуемая культурно-досуговая деятельность: праздники, конкурсы, концерты и т.д. Так, развитию коммуникативных способностей, воспитанию чувства сопереживания, способствовали игровые программы «Друг», «Путешествие в Вообразилию» и другие. Участвуя в путешествии по страницам «Книги чудес», дети учатся общаться с окружающим миром, находиться в гармонии с ним. Знакомство воспитанников с обычаями, традициями, историей родного края происходит в ряде воспитательных дел краеведческой направленности; созданию условий для освоения, усвоения и присвоения воспитанниками общекультурных ценностей способствуют такие дела, как «Культура России», «Прекрасное рядом» другие.

Большое внимание уделяется видеофиксации значимых событий: праздников, дней рождения, открытых занятий. В учреждении сформирована видеотека, которой постоянно пользуются дети. Например, фильм «Игры детей», конкурс рисунков на асфальте, на снегу, масленичные игры, зимние забавы.

Особое внимание уделяется совершенствованию программно-методической базы, которая включает корректировку или создание новых индивидуальных образовательных программ, подбор, изготовление, приобретение дидактических материалов и методических пособий.

Программа включает следующие уровни реабилитационной деятельности: подбор инструментария для осуществления диагностики с целью изучения психологических, социально-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование системы реабилитационных мероприятий при организации социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья; комплексное психолого-педагогическое сопровождение при сотрудничестве с различными специалистами (педагоги, психологи, социальный педагог, медицинские работники), а так же лиц, близких к ребенку (родители, члены семьи, одноклассники, соседи и др.).

Алгоритм организации социально-педагогической деятельности в рамках реализации реабилитационной программы «Особый путь» представляется нами в виде нескольких этапов. Важно то, чтобы на начальном, диагностическом этапе были изучены все возможности в плане воспитания семьи. Диагностическое обследование на данном этапе начинается с анализа личных дел обучающихся: протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, истории развития ребенка, характеристики. Следующий этап работы - организационный, заключающийся в применении разнообразных форм и методов при определении характера взаимодействия педагогов, родителей, специалистов учреждения интернатного типа и несовершеннолетнего. Итоговый этап включает в себя сопровождение процесса взаимодействия несовершеннолетнего с его ближайшим окружением, включая взрослых и сверстников. Важным аспектом работы с умственно отсталыми детьми, на наш взгляд, является побуждение их к общению со взрослыми.

Нам хотелось бы отметить одно из эффективных направлений творческой реабилитации несовершеннолетних, реализующихся в рамках рассматриваемой программы - реабилитация средствами народной педагогики. Содействие особым детям и подросткам в духовном и творческом развитии, основанном на изучении и освоении народных промыслов и ремесел, народных традиций и обычаев, которое дает возможность социальному педагогу, педагогам, психологу и другим специалистам учреждения интернатного типа находить содержательные и продуктивные формы организации педагогической деятельности. К участию в реализации программы реабилитации «Особый путь» привлекаются специалисты, использующие в своей педагогической деятельности формы, методы и средства народной педагогики посредством последовательного извлечения из генетической памяти детей интереса к рукоделию, рисованию, играм, хороводам и другим видам народного творчества.

Особым направлением реализации программы является работа с родителями особенных детей. С этой целью был организован «Клуб для родителей» детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача педагогов была не просто стать консультантом и партнером в воспитании ребенка, но и привлечь семью к участию в общих мероприятиях и праздниках.

С целью отслеживания эффективности реализации программы по реабилитации несовершеннолетних в учреждении интернатного типа «Особый путь» осуществляется целенаправленная диагностическая работа. Проводятся два вида диагностики: входная и итоговая (в виде МПК - медико-педагогического консилиума), которые позволяют отследить динамику развития и социализации воспитанника и наметить план дальнейшей социально-педагогической, психологической коррекционной и реабилитационной работы.

В процессе изучения личности воспитанников на каждого ребенка составляется психолого-педагогическая карта, в которой отражаются успехи в деятельности, поведении, общественная активность, общение, некоторые специфические личностные особенности. Этот документ дает возможность получить разносторонние сведения об уровне развития ребенка.

Далее нужно отметить составление социальным педагогом характеристики личности каждого обучающегося. По результатам данных документов воспитанников условно делят на четыре группы: успешно усваивает учебный материал, проявляет умственную и физическую активность, легко адаптируется в коллективе; более медленный темп работы, допускает ошибки, но сам их исправляет, с трудом объясняет свои действия, в основном в описательном виде; учится с трудом, нуждается в разных видах помощи: словесно-практической, наглядной, быстро забывает изученное, низкая

самостоятельность; усваивает программу на своем низком уровне, не может работать фронтально, нуждается в постоянном контроле, помощи, не использует личный опыт.

Для выявления уровня социализации несовершеннолетних в процессе осуществления реабилитации используется «Карту наблюдений Скотта». Основной целью применения карты наблюдений является тонкая диагностика различных нарушений, которые характерны для конкретного ребенка и могут препятствовать в процессе реабилитации.

Реализация программы реабилитации несовершеннолетних «Особый путь» в учреждении интернатного типа для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует тому, что в данный процесс вовлекаются не только несовершеннолетние, но и их родители, педагоги, сверстники. Особенностью проанализированной нами программы, является совместное использование различных методов, форм и приемов организации деятельности в условиях специально созданного социализирующего пространства, что обеспечивает процессе успешной реабилитации несовершеннолетних.

Выводы. Таким образом, содержание реабилитации несовершеннолетних в учреждении интернатного типа -многогранный, целенаправленный процесс имеющий социально-педагогическую основу, выстраивающийся поэтапно с учетом их особой наполняемости. Программное обеспечение данного процесса позволяет структурировать его таким образом, чтобы осуществлялось выполнение задач обучения, воспитания, развития и реабилитации несовершеннолетних, посредством использования взаимодополняющих друг друга методов, форм и приемов организации деятельности, способствующих реализации процесса дальнейшей успешной социализации несовершеннолетних.

Литература:

1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 460 с.

2. Воронцова, М.В. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / М.В. Воронцова, Т.А. Дубровская, В.С. Кукушин; Федеральное агентство по образованию и науке РФ, М-во общ. и проф. образования РФ, Российский гос. соц. Ун-т. - Таганрог: Российский гос. соц. Ун-т, 2009. - 290 с.

3. Голоухова, Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / Г.Н. Голоухова. -Архангельск: ПГУ, 2010. - 152 с.

4. Маллаев, Д.М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, О.А. Бажукова. - Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 159 с.

5. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2011. - 375 с.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук, доцент Шишкина Гульнара Рустэмовна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); учитель-логопед Терентьева Татьяна Сергеевна МАДОУ «Детский сад №61» (г. Сыктывкар)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Аннотация. В статье проанализированы традиционные и современные технологии логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи по развитию словарного запаса, слоговой структуры слова, грамматического строя и фразовой речи. В ней представлены новые игровые упражнения, при которых логопед может одновременно работать над разными компонентами речи, используя принцип системного подхода к речи, как единой функциональной системе. За последние годы проблема изучения и коррекции нарушений речи у детей с общим недоразвитием остается достаточно актуальной. Это позволяет обосновать высокий интерес логопедов образовательных организаций и студентов, изучающих логопедию в вузе, к проблеме методического сопровождения логопедической работы. Разработка данной проблематики в логопедии вызвана осознанием важности изучения и формирования речевых компетенций у детей с общим недоразвитием речи. Особенно важно это в условиях пребывания детей с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной образовательной среде. При анализе речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи уточняются такие понятия, как «компоненты речи», «речевая интенция», «коммуникация», «системный подход». В статье описаны задачи и содержание логопедической работы по коррекции детей с ОНР (2 уровень речевого развития). Представлены современные дидактические и речевые игры для развития разных компонентов речи. В процессе ежедневной работы с детьми с ОНР логопед применяет один из важных принципов обучения - системный подход, который предполагает развитие понимания речи, лексической системности, грамматического оформления речи, фонетической реализации и фонематических процессов. В статье прослеживается методическая линия и преемственность в работе над речевыми компетенциями детей с разными уровнями речевого развития. В выводах авторы резюмируют, что теоретическое обоснование проблемы и большой практический материал по развитию речевой деятельности дошкольников с ОНР позволяет студентам овладеть навыками применения системного комплексного подхода для формирования общей речевой компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Статья позволит логопедам дошкольных образовательных организаций актуализировать свои теоретические знания в этой области знания и обогатить свой практический опыт дидактическими играми.

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, системный подход, дидактические игры.

Annotation. The article analyzes traditional and modern technologies of speech therapy work with children with general underdevelopment of speech in terms of the development of vocabulary, syllabic structure of a word, grammatical structure and phrasal speech. It presents new game exercises in which a speech therapist can simultaneously work on different components of speech, using the principle of a systematic approach to speech as a single functional system. In recent years, the problem of studying and correcting speech disorders in children with general underdevelopment remains quite relevant. This allows us to justify the high interest of speech therapists of educational organizations and students studying speech therapy at a university in the problem of methodological support of speech therapy work. The development of this problem in speech therapy is caused by the awareness of the importance of studying and developing speech competencies in children with general underdevelopment of speech. This is especially important when children with severe speech disorders stay in an inclusive educational environment. When analyzing the speech activity of preschoolers with general underdevelopment of speech, such concepts as "components of speech", "speech intention", "communication", "system approach" are clarified. The article describes the tasks and content of speech therapy work on the correction of children with ONR (level 2 of speech development). Modern didactic and speech games for the development of various components of speech are presented. In the process of daily work with children with OHP, a speech therapist applies one of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.