МЕжЕвикинА Елена Алексеевна
Соискатель кафедры управления образованием
Южный федеральный университет, Педагогический институт
344082, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33 Контактный телефон: (863) 240-67-97 e-mail: [email protected]
Духовно-нравственная природа гражданского воспитания школьников
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы гражданского воспитания исходя из требований, которые предъявляет к нему Федеральная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006-2010 гг.)». Обосновываются и наполняются новым содержанием базовые понятия теории воспитания: духовно ориентированное гражданское воспитание, качества гражданина современной России, содержание и средства духовно ориентированного гражданского воспитания. Процесс гражданского воспитания рассматривается сквозь призму ментальных характеристик российского народа - духовности и соборности. Автором делается вывод о приоритетности сотрудничества, сотворчества, единодействия Российского государства и Гражданина, так как именно в таком синергизме рождается Нация достойных людей, способных на самоорганизацию и социально-историческое развитие.
В современной теории воспитания сформировалась позиция, согласно которой воспитание в целом, как философская проблема, является одним из первых в истории человечества предметов системного, т.е. научного, осмысления. Многие исследователи образовательных процессов (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, М.А. Вейт, А.Н. Ходусов и др.) определяют ведущей тенденцией развития современного общества обращение педагогической науки к своим мировоззренческим основаниям, «возвращение» к человеку, гражданская позиция которого определяется, по мнению А.Г. Асмолова, культурой достоинства. Системное миропонимание, стремление к целостному постижению духовно-нравственной природы феномена гражданского
воспитания одна из принципиальных позиций и данной статьи.
Системность - такое качество, свойство познаваемого объекта, которое отражает его целостность, структурность, иерархичность, взаимодействие с окружающей средой. В рамках российской культурной традиции естественным представляется рассмотрение феномена гражданского воспитания как системы комплексной деятельности по воспитанию гражданских качеств личности учащихся, как целостного, взаимодействующего с внешней средой явления, упорядоченной совокупности компонентов, объединенных функцией гражданского воспитания учащихся. Не вызывает сомнения тот факт, что гражданское вос-
питание как социальная система связано с обществом в целом как с макросистемой, с его институтами воспитания. Имея этническую основу, оно также связано с системами, хранящими духовный генотип народа - религиозными конфессиями, культурой, историческими традициями, обычаями и т.д., системой воспитания образовательных учреждений. Именно в этом контексте становится необходимым обеспечение взаимосвязи развития культурной самобытности российских этносов.
Только в единстве общероссийской культуры видится условие, способствующее развитию гражданственности как интегрального качества личности, так как в глубине российских представлений о воспитании гражданина стоят полиэтничность, поликонфессиональность, взаимосогласие и соорганизация этносов и общественньк групп.
Ключевые слова: фажданское воспитание, фажданская кyльтypа сознания, ментальные хapaктepиcтики poc^c^ra нapoдa, духовность, coбopнocть, нpaвcтвeннocть, poccийcкaя кyльтypнaя фадиция.
Российской культурной традиции присуще разумно воспринимать все приемлемое и новое, но, безусловно, с последующей внутренней «переработкой», поскольку важным считается осознание именно духовно-нравственной природы гражданственности.
Кроме того, рассмотрение гражданского воспитания сквозь призму ментальных характеристик российского народа - духовности и соборности - позволяет выбрать ориентацию на сотрудничество, сотворчество, единодействие Российского Государства и Гражданина, так как именно в таком синергизме рождается Нация достойных людей, способных на самоорганизацию и социально-историческое развитие.
Мы разделяем принципиальную позицию, основанную на убеждении, что духовность должна стать «всеобщим смыслом государственной политики, а государство - механизмом реализации духовности. Пришло время понять, что духовность является высшей созидательной силой общества, средством спасения страны от самоуничтожения. Именно духовность должна стать универсальной творческой душой общества, пронизывающей собой и удерживающей от деградации и саморазложения социальный организм, государство» [3].
Известно, что российскую ментальность формирует комплекс систем ценностей, духовнорелигиозных воззрений и верований, обрядов, менталитета и стереотипов поведения, языка, достижений культуры представителей всех без исключения этносов и субэтносов, религиозно-культурных конфессий и общественных групп
Российской Федерации. Объединяющим началом выступают общенациональная российская история и культура, ценности духовности и соборности.
Соборность здесь выступает как формализованное социальное единение граждан (российской нации) независимо от политических, этнических, конфессиональных, корпоративных и иных интересов на основе признания гражданственности, обеспечения равенства прав и обязанностей личности и власти перед законом. Соборность в России традиционно опиралась на духовность, выборность и ответственность, систему обратной связи центральной власти и самоуправления земель (локальных компонентов цивилизации), исконные мироощущения и традиционные воззрения. Пространство межэтнического единения и интеграции обеспечивает русский язык. Прогрессивноэволюционный характер развития ментальности неизбежно предполагает динамизм развития культуры, духовности [1].
Государственная идеология отражает государственную направленность гражданского воспитания школьников. Формирование гражданского общества происходит с учетом специфики исторических особенностей правовой культуры всех народов Российской Федерации. Возрождается традиционное духовное внутреннее «право совести» личности, и обеспечиваются государством юридические гарантии граждан. Происходит осознание властью той особенности, что в России высшей оценкой была нравственная оценка власти, а отношение к закону зависело всегда от степени уважения или неуважения к власти [1]. На основании именно такой общественной идеологии государство и должно формулировать «заказ» на подготовку личности.
В 2006 г. по инициативе Патриарха Алексия II была принята Федеральная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» (2006-2010 гг.)». В настоящее время духовным попечителем программы является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В ходе реализации Программы более заметны трудно решаемые проблемы духовно-нравственного воспитания. Одна из них состоит в создании организационной структуры гражданского воспитания в России с соответствующим содержанием и средствами реализации.
Государственный образовательный стандарт второго поколения и базисный учебный план создают возможность включения в структуру основных образовательных программ набора учебных предметов «Духовнонравственная культура России». Ученики, таким образом, получают возможность освоения традиционных ценностей и посредством изучения религии, которой придерживается семья учащихся, и посредством изучения предметов, ориентированных на аксиологическое содержание культуры и истории России, - по выбору учащихся и их семей. В структуре учебного плана эти предметы занимают 2 часа в инвариантной части; по условиям освоения учащимся предоставляется выбор изучения религиозного конфессионально ориентированного либо светского мировоззренчески и аксиологиче-ски ориентированного предмета.
В требованиях к результатам закладывается единая методология преподавания предметов этой части, отвечающая задаче приобщения школьников к основополагающим ценностям отечественной культуры, таким как: добро, справедливость, почитание предков, крепость семьи, любовь и уважение к Отечеству, нравственная ответственность, братство и
Вне общего контекста духовно-
нравственного воспитания гражданственность может превратиться в национальное чванство, агрессивность по отношению к «инакомыслящим».
взаимопонимание народов, социальная солидарность, милосердие, служение, вера и верность, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.
Именно поэтому интегральным критерием эффективности работы по гражданскому воспитанию выступает сформированность гражданской культуры сознания, которая предполагает активную духовную деятельность личности по отношению к разным группам ценностей, имеющих непосредственное значение для формирования гражданственности учеников как полноценных граждан современной России.
Это ценностное отношение ученика к себе, к своему «Я», позитивная «Я-концепция», помогающая реализации различных нравственно ориентированных личностных и общественно значимых проектов. Это наличие качеств, которые могут способствовать творческому восприятию ценностей гражданского общества как основы для дальнейшей самореализации в правовом демократическом государстве. Это наличие качеств, необходимых для установления контактов с другими членами общества как с представителями и субъектами ценностно-содержащей культурной среды Российского государства.
Данное обстоятельство тем более значимо, что перед российской системой образования сегодня особенно остро стоит проблема выбора ценностных ориентиров в ситуации идейного хаоса, безответственности, ставших основой той жизни, которую приходится вести большинству населения. Для преодоления гуманитарного и ценностного кризисов человеку, безусловно, нужны духовные ориентиры и точки опоры. В различных научных концепциях и теориях исследователи образовательных процессов дают ответы
на вопрос о достойном и ответственном бытии, основанном на гражданском поведении личности. Это выявляет возможность пользования источником российской культурной традиции и определение особенностей воспитания учащихся.
Методология гражданского воспитания как наука о методах познания действительности, система принципов построения теоретической и практической деятельности дает общие установки, с позиции которых педагог может осуществлять свои профессиональные действия по духовно ориентированному гражданскому воспитанию учащихся. Условия успешности процесса духовно ориентированного гражданского воспитания зависят от гуманитарно-активных методов, последовательность в применении которых основана на закономерностях и принципах деятельности педагогов по осуществлению поставленной задачи. Методологическая основа гражданского воспитания, включающая научные теории и концепции гражданского воспитания, формулируется на основании государственного подхода.
Методологический аспект системы духовно ориентированного гражданского воспитания актуален как никогда. Оценивая серьезность ситуации, председатель комиссии по науке и образованию Мосгордумы, заслуженный учитель России Е. Бунимович справедливо отмечает: «Главная проблема - учитель. Невозможно представить себе, кто сможет это сегодня достойно, деликатно, точно, внятно преподавать, расставляя правильные акценты. Сегодняшние учителя не только никогда это не преподавали, но и никогда не видели, как это преподается. Теперь возраст. По традиции нашей школы
предметы по выбору появляются с 8-го класса, когда начинается профильность. Здесь предмет по выбору возникает в 4-5-м классах. Школьник сам, естественно, ничего выбирать не будет. Я думаю, что само название «Светская этика» произведет на него впечатление убийственное, потому что он в этом возрасте не знает ни слова «светская», ни слова «этика». Значит, выбирают родители. Представляете, что мы сейчас вносим в семьи?» [2].
Действительно, меняется жизнь, меняются условия обучения и воспитания, в них вплетаются новые социокультурные факторы и технологии, под их влиянием и мощным воздействием информационной среды изменяются дети, и все чаще воздействия и взаимодействия с детьми не дают того положительного результата, который запрограммирован классической наукой. Методология духовно ориентированного гражданского воспитания сориентирована на использование постнеоклассической методологии гуманистической педагогики.
Обстоятельства глобализирующегося мира актуализируют особое положение современного образования как социального института, предопределяющего успешность субъекта гражданского воспитания - ученика и его способность к социализации. Образовательные институты сориентированы на реализацию концепции гуманистического образования, предполагающего воспитание гражданина России, способного к созидательной деятельности в личной
Учитель может обеспечить качественно новый уровень воспитания и обучения, необходимый для инновационных преобразований в гражданском правовом обществе. Но для этого ему необходимо умение работать в режиме развития, ибо именно этот режим определяет продуктивное бытие современного человечества.
Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданская культура сознания, ментальные характеристики российского народа, духовность, соборность, нравственность, российская культурная традиция.
и общественной жизни с позиций духовно-нравственной культуры. Значимым становится рассмотрение гражданского воспитания как процесса, нацеленного на повышение степени субъектности и готовности к рефлексии преподавателей, работающих с учениками, в целях лучшего осознания ими смысла, содержания и методов своей работы по гражданскому воспитанию.
Активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного взаимодействия с учениками привели современных исследователей к выводу о том, что
особую значимость в воспитании Гражданина имеет личностный подход, который предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, влияющих на него.
Личностный подход в воспитании - это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а разработанные на научной основе технологии гражданского воспитания. К современным личностным технологиям, используемым в гражданском воспитании, относят технологию критического мышления, проблемно-рефлексивного обучения (В.В. Башев, А.В. Бутенко, И.Д. Фрумин); технологию интерактивного обучения (Н.М. Воскресенская, А.Б. Гут-ников, А.Н. Иоффе, С.А. Лосев, С.А. Морозова, В.Н. Пронькин, др.); технологию сопровождения самопознания и саморазвития на основе идей педагогики ненасилия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, А.Г. Козлова) и др.
Значимыми инструментами гражданского воспитания являются средства массовой коммуникации и массовой информации, Интернет в том числе. Они рассматриваются в современном мире как целостное социальное явление, представляющее сущ-
ностную часть человеческих взаимоотношений, которое, с одной стороны, отражает факты, события, явления в жизни общества, с другой - само оказывает определяющее влияние на их формирование [5]. Специфика высшего типа организации информационных систем, характеризующих человеческую жизнедеятельность, состоит в появлении социальной системы порождения, хранения и переработки информации - культуры общества. Л.Н. Коган, рассматривая культуру как человекотворческую общественную систему, отмечал, что основная ее функция содержит ряд подфункций [4]. К их числу относятся:
• передача социального опыта, социальной информации от одного поколения к другому;
• регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной, религиозной, экологической культур, культуры управления и т.д.;
• осуществление коммуникации, связи между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей;
• оценка явлений окружающей жизни с позиций той или иной культуры.
Все эти подфункции культуры, тесно связанные между собой, объясняют множественность определений культуры. Причем некоторые ученые признают главной именно информационную функцию культуры и соответственно определяют культуру как социальную информацию. В этом сверхсмысле воспитательная составляющая влияния СМИ в процессе духовно ориентированного гражданского формирования личности чрезвычайно значима.
Таким образом, по мере развития нового Российского государства, правового гражданского общества, возникновения новых
форм демократического обустройства жизни людей, расширения их прав и свобод возрастает значение духовно ориентированного гражданского воспитания как процесса, обеспечивающего становление и развитие гражданина, нравственной личности.
При этом, согласно отечественной культурно-педагогической традиции, «основной целью воспитания может быть только сам человек, так как все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существуют только для человека» (К.Д. Ушин-ский).
ИСТОЧНИКИ
1. Андрюсев Б.Е. Национальная идея (национальная идеология российской Федерации. Режим доступа: http://www.andjusev.narod.rU/c/ ideya.htm
2. Бунимович Е. Интервью Российской газете // Российская газета. 2010. Август.
3. Каштанов Н. Сущность и содержание понятия духовность. Режим доступа: http://livefight.ru/sushhnost-i-soderzhanie-ponyatiya-duxovnost/
4. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
5. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учеб. пособие. М.: РИП-холдинг, 2003.
Духовно-нравственное гражданское воспитание как образовательно-воспитательная подсистема призвано выполнять важнейшую государственную задачу - создание единой ценностной системы России и придание ей действенного характера через человека, принимающего эти ценности и реализующего их в своем поведении и образе жизни.