ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ СИБИРЯКОВ
Воспитание, ценности сибирского характера, сильный характер, гражданский характер, российская идентичность, интеграция черт характера.
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011— 2015 гг., в основных положениях образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что модернизация и инновационное развитие образования — основной путь, который позволит России стать конкурентным сообществом в мире XXI в. Суть создания новой школы не только в том, чтобы раскрыть интеллектуальный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, но и развивать стремление к интеллектуальному и духовно-нравственному самосовершенствованию и здоровому образу жизни.
Новацией «Нашей новой школы» являются разработка и внедрение стандартов начального, общего и профессионального образования. При этом вопросы о духовно-нравственном воспитании должны органически вплетаться в целостный образовательный процесс школы, деятельность семьи и социума. В этой связи принятие новой редакции Закона «Об образовании» в 2007 г. — взвешенное и необходимое политическое решение. Духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.
В соответствии с этим единство федерального воспитательного пространства рассматривается как ведущий принцип проектирования и организации систем духовно-нравственного воспитания, российской идентичности. Решению этих задач подчинена деятельность лаборатории «Проблемы становления гражданских черт характера нового поколения сибиряков», организованная КГПУ им. В.П. Астафьева и Институтом проблем непрерывного образования СО РАО [Шилова, Тютюко-ва, 2010; Шилова, Яковлева, 2006].
Мировая история становления образования свидетельствует о том, что в основе образовательных традиций лежит исторически сложившийся способ формирования, развития и воспитания санкционированных обществом социально значимых качеств личности, т. е. общественный способ социализации подрастающего поколения, воспитание социального характера. Речь должна идти о воспитании нравственного деятельно-волевого характера. Сильный характер есть способность сделать что-то правильно, сознание того, что является правильным, компетентность в принятии решения. Человек с сильным характером способен противостоять соблазнам возвысить богатство, популярность, комфорт над нравственностью.
О ценностях характера русских, в частности характера сибиряков, говорили в прошлом и настоящем времени наши соотечественники и политические деятели. В.В. Путин в интервью корреспондентам сибирских телекомпаний «Афонтово»,
г. Красноярск, НТН-4, г. Новосибирск, ГТРК, «Кузбасс» высказал свое отношение к сибирякам и сибирскому характеру и сказал следующее: «Ведь есть такое устойчивое выражение в России с положительным зарядом. Когда мы говорим "сибирский характер", мы подразумеваем явно позитивное. Это человек, который руководствуется в жизни не испорченными, на мой взгляд, представлениями о добре, зле, о честности, о порядочности. Поэтому для меня Сибирь — это прежде всего сибиряки» [Никандров, 2008].
Выступая на окружной партийной конференции регионального отделения партии «Единая Россия» в Новосибирске (апрель 2010 г.), он сказал, что освоение Сибири является одним из самых ярких примеров огромных творческих способностей нашего человека — его смелости, предприимчивости, умения воплотить в жизнь свои идеи. Благодаря смелости первопроходцев Россия превратилась в евразийское государство. Сибирский характер он определил как «фундаментальное понятие», что используя этот ресурс, мы можем решить все задачи, которые перед собой поставили.
Духовно-нравственный характер большинства населения, проживающего в определенных условиях и преимущественно выражающего соответствующие особенности мировоззрения, характеризуется как социальный. В связи с последовательной интеграцией России в мировое сообщество важно знать не только основные подходы в решении данной проблемы на Западе, но учесть изменения, происходящие в нашей стране и в ее образовательной системе, переосмыслить прошлый опыт, сориентироваться и определить направления решения задач социализации нашей молодежи.
Традиционно в России первостепенной задачей наук, связанных с воспитанием, было формирование нравственных качеств личности, развитие которых трактовалось как задача социально более важная, чем развитие интеллекта и разработка научных основ системы обучения.
Показателем личной социальной зрелости, по мнению М.М. Рубинштейна, является сформированность нравственных элементов характера. Выработку нравственного характера он считал одной из самых главных задач воспитания, поскольку нравственный характер является сам для себя законом, а нравственный закон — это внутренний закон. Исходным принципом нравственного воспитания, по его мнению, является тесная, неразрывная связь личного и гражданского в человеке. Нравственность и гражданская зрелость проявляются в том, чтобы в качестве члена определенного общества проводить в жизнь нравственные принципы [Рубинштейн, 1946]. Вышеизложенное позволяет выйти на понимание «национального характера» в отечественной науке как синтезирующей категории, объединяющей в себе духовные особенности народа, ценностные ориентации, на основе которых разворачиваются целенаправленные действия людей, проявляющиеся в исторических, социальных, экономических условиях жизни, объединяющих россиян.
Это важно для вычленения совокупности основных черт характера русского народа и определения направления формирования представлений и понятий о них у школьников и молодежи. Исследуя национальный характер русских, А.В. Селиверстов к числу причин, послуживших источником для выделения характерных черт русского народа, относит специфику природно-климатического фактора, геополитические факторы, православие. Относительная суровость природно-клима-тических условий сформировала в русском народе навыки и привычки к упорному, напряженному труду, неприятие тунеядства.
Разнообразие ландшафта повлияло на этногенез народов Сибири. Это хорошо проанализировал профессор Н.И. Дроздов в монографии «Этнонравственное становление сибиряков: исторические предпосылки»[Дроздов, 2008]. При разнообразии суровых географических условий объединение оказывается выгоднее разъединения. Условия жизни народа воплотились для русских в соборности — этнической комплементарности, распространяющейся не только на людей своего «роду-племени», но и на соседней иной крови, объединившихся в едином государстве на основе их любви к Богу, друг другу, семье, малой и большой Родине.
Высветить духовно-нравственный облик, способствовать осознанию детьми черт характера русского народа и его формированию - задача нашей школы и педагогической науки. Позиция авторов заключается в признании того, что новое поколение россиян, как и прежнее, должны отличать любовь и преданность своему Отечеству, коллективизм и товарищество, любознательность и трудолюбие. Новые социальные ориентиры вызвали к жизни и требуют поддержки и развития таких качеств, как деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплинирован-ность, стремление к самосовершенствованию и другое.
Стратегическая задача образования и педагогической науки - отражать запросы общества и конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписаться» в рыночные отношения, но достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу.
Новое поколение россиян должно вырасти деятельно-волевым, здоровым и трудолюбивым, готовым и умеющим сознательно регулировать свое поведение, проявлять целеустремленность, настойчивость и самообладание. Разработанная концепция воспитания строится с учетом отечественных ценностей и самобытности национальных культур народов, проживающих в Красноярском крае, с ориентацией на формирование российской идентичности.
Российская идентичность — принятие обществом общенациональных, духовнонравственных ценностей, хранимых в традиционных российских религиях, в культурах народов России, общей исторической судьбе, формирование патриотизма и гражданственности.
Президент России Дмитрий Медведев при встрече с руководством обеих палат Федерального собрания сказал: «Мы должны уделять внимание нашей многонациональной культуре, вне всякого сомнения особое внимание должно уделяться русской культуре — это костяк развития нашей многонациональной культуры». При этом развивать «самые лучшие черты русского характера, именно потому, что в какой-то период лучшие черты нашего характера сделали нашу страну сильной, по сути, создали нашу страну». При этом предложил синтезировать русский характер.
Сибирский характер интегрирует и синтезирует ценности характера народов, проживающих на огромной территории России, в Сибири. Современному поколению сибиряков предстоит осваивать природные богатства, развивать и обогащать научный и культурный потенциал, обеспечивать социально-культурную интеграцию коренных народов Сибири и мигрантов, заселяющих Красноярский край. Характер большинства населения, проживающего в определенных условиях региона и преимущественно проявляющего соответствующие особенности и менталитет, определяется как социальный. В социальном характере сибиряков выражаются гражданский и патриотический дух, их творчество и предприимчивость. Индивидуальный характер проявляется в многообразии интеллектуальных, нравствен-
ных, деятельно-волевых и других качеств отдельной личности. Традиционно сибиряки характеризуются как мужественные защитники Отечества, выносливые, настойчивые в деле, доброжелательные, толерантные, умеющие жить и творчески работать сообща. Совокупность позитивных черт характера сибиряков, признанных обществом, детьми и молодежью, выступает как ценность, своеобразная идеологе-ма и обозначается метафорой «сибирский характер».
Характер имеет личностное (в характере - сила, судьба и карьера человека) и социальное значение (в характере — дух народа). Поколение нравственных компетентных молодых людей выступает ведущим фактором развития гражданского общества, повышения его социально-экономической зрелости. Разработанные учеными КГПУ им. В.П. Астафьева и Сибирского отделения РАО, Министерством образования и науки и реализуемые в практике «Региональные концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края» предполагают создание воспитательного пространства и выделение основных ориентиров развития воспитательных систем.
Делая акцент на воспитании детей и молодежи Красноярского края, сибиряков, авторы концепции исходят из признания единого воспитательного пространства российского общества и необходимости воспитания нового поколения с ориентацией на российскую идентичность. К сожалению, в нынешней реальной жизни происходит «размывание» социально и личностно значимых черт характера современного поколения детей и молодежи.
Экономическое и политическое реформирование страны вызвало ряд негативных факторов, отрицательно повлиявших на воспитание подрастающего поколения, как то:
— разрушение идеологических и методологических основ ранее сложившейся системы воспитания и отсутствие новой идеологии;
— социализация молодежи преимущественно с ориентацией на рыночные ценности в ущерб духовно-нравственным;
— социальное расслоение общества, чрезмерная дифференциация уровня жизни различных слоев населения;
— разрушение нравственно-этических норм и традиций уклада семейной жизни, снижение воспитательной роли семьи;
— рост социального сиротства, беспризорности и безнадзорности;
— развитие различных форм асоциального поведения детей и молодежи, проявление у них агрессивности, безнадзорности, беспризорности, правонарушений, распространение наркомании и алкоголизма в детской и молодежной среде; ухудшение состояния здоровья детей и молодежи; негативное воздействие на воспитание подрастающего поколения прессы, телевидения, эстрады, Интернета, пропаганда праздного образа жизни, насилия, проституции, наркомании и секса; усиление значимости этнического фактора, обусловливающего опасность межнациональной напряженности; коммерциализация учреждений культу!)ного и спортивного досуга детей и молодежи; отсутствие у молодежных объединений согласованных целей и эффективного взаимодействия; включение в процесс социализации молодежи без определения общезначимых ценностей общества, а следовательно, и целей ее самореализации в социуме.
На этом негативном фоне происходит процесс переосмысления подрастающим поколением значимости и места духовно-нравственных ценностей в системе личностных ориентаций и самореализации в социуме, видение педагогических проблем. При этом присутствует педагогический контекст проблемы:
— неопределенность методологических и концептуальных подходов к социализации и воспитанию при наличии многообразия парадигм воспитания и методологического плюрализма;
— негативное воздействие таких факторов, как СМИ, ТВ, неформальные объединения (сцены насилия, агрессии и эротики, нецензурная брань на сценах театров, эстрады и в кино), во многом определяемое отсутствием в их деятельности педагогической направленности;
— оценивание результатов деятельности учебных заведений в основном по уровню знаний, умений и навыков без учета сформированности гражданственности и духовно-нравственных качеств учащихся;
— ослабление подготовки педагогических кадров к решению воспитательных проблем;
— резкое снижение воспитательного потенциала детских и юношеских общественных организаций;
— отсутствие интеграции в деятельности основных субъектов воспитания: семьи, учреждений общего и дополнительного образования, культуры, социальной защиты, бизнеса, религии и др.;
— неиспользование в полной мере содержания учебных предметов в целях познания культуры, традиций и истории российского народа;
— несбалансированность виртуального общения, создающего ситуацию отчуждения детей и молодежи от реальной жизни.
В поисках решения проблемы преодоления кризиса воспитания КГПУ им. В.П. Астафьева, Российская Академия образования, ее Сибирское отделение разработали «Региональную концепцию и программу-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края», которые активно апробируются в деятельности базовых опытно-экспериментальных школ. В частности, в Тальской сельской школе Емельяновского района разработан проект «Через дело к соборности», направленный на объединение усилий всех субъектов воспитания в строительстве храма Святых Кирилла и Мефодия. В дополнение к этому разработаны проект «Территория добра», направленный на благоустройство территории вокруг храма, проект «Передай добро по кругу» в помощь людям пожилого возраста, нуждающихся в помощи. Создание школьной пасеки преследует цель воспитания трудолюбия и предприимчивости. В целом реализация данных проектов способствует консолидации усилий школы, семьи, жителей села, церкви, сельской администрации, бизнеса, муниципальной власти в воспитании духовно-нравственных и деловых черт характера детей и молодежи, развитию гражданского общества на селе и возрождению сибирского села.
В основу развития МОУ СОШ № 98 г. Красноярска положены идеи управления процессом воспитания черт характера учащихся на основе разработки и реализации методики изучения проявлений черт характера и создания условий для их развития. «Региональные концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края» закладывают мировоззренческие основы воспитания и социализации детей и молодежи Красноярского края [Региональные..., 2011]. Этическим постулатом концепции является служение высшим ценностям, в процессе чего развиваются ценности характера самой личности. Каковы концептуальные положения относительно понимания идеологии и идеологемы воспитания?
Идеология воспитания — это система идей, отвечающих актуальным интересам личности и общества, способствующих формированию сознания индивида в соответствии с задачами успешной социализации личности и социально-экономическо-
го развития России. Идеологема воспитания нового поколения сибиряков есть совокупность идей и принципов, составляющих основу сохранения и развития интеллектуальных, духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера современного поколения детей и молодежи. Она направлена на формирование личности, обеспечивающей построение гражданского общества, свободного от насилия и жестокости, основанного на согласии и солидарности многонационального и многоконфессионального населения сибиряков.
В России и Сибири должна жить и утверждаться идея, что Россия — это единый народ. Высшим показателем воспитания самосознания детей и молодежи должны стать служение Отечеству, патриотизм. Это основа идеологии воспитания, фундаментальная проблема, решению которой должны быть подчинены содержание и деятельность в системе воспитания россиян. При этом необходимы смена парадигмы воспитания и социализации, утверждение новой, суть которой состоит в: определении и принятии подрастающим поколением россиян личностно и социально значимых ценностей российской идентичности; признании уникальности и самоценности духовно-нравственного, деятельно-волевого характера каждого человека; осуществлении воспитания не в интересах отдельных классов, слоев и групп региона, а в интересах каждой личности и в контексте российской идентичности.
Концептуальной моделью духовно-нравственного делового человека рассматривается молодой человек, обладающий личностно и социально значимыми качествами, отражающими сформированность ценностных отношений к Миру, обществу, государству, образованию, умственному и физическому труду, людям, себе самому, общественной и личной собственности.
Новая стратегия воспитания нынешнего поколения россиян должна учесть социальные и личностно значимые ценности, сохранившиеся в духовных традициях народа и положительном опыте образования. Гражданская зрелость проявляется в том, чтобы в качестве члена общества проводить в жизнь нравственные принципы. Предупреждение «падения нравов», роста преступности невозможно при отсутствии духовно-нравственных мотивов поведения, без развитой доброй воли. Вот почему речь должна идти о воспитании духовно-нравственных и деятельно-воле-вых черт характера растущего поколения.
Акцент на проблеме воспитания характера авторы концепции делают, исходя из понимания его значения, сущности и природы. В философии, психологии и педагогике приводятся разные определения характера. Обобщая суть имеющихся определений, авторы данной статьи рассматривают характер человека в традициях российского менталитета — как индивидуально-своеобразное сочетание его устойчивых и существенных черт.
К первой группе относятся черты, выражающие систему ценностных отношений человека к действительности и определяющие мотивы поступков, цели действий, задачи, которые он себе ставит. Ко второй группе относятся волевые черты, связанные преимущественно с проявлением твердости, решительности, настойчивости в деятельности, определяющие умение и готовность управлять своим поведением. Только духовно-нравственные потребности и мотивы способны направить волю человека на личностно и социально значимую деятельность, поэтому мы говорим о духовно-нравственных и деятельно-волевых чертах характера.
Духовно-нравственный и деятельно-волевой характер необходимо рассматривать во взаимосвязи с гражданственностью. Понимание гражданственности в дореволюционной России традиционно строилось на духовно-нравственных объединенных идеях, с позиций приоритета морали, а не права при решении общих жиз-
ненно важных вопросов. Большое влияние имели идеи солидарности, братства, соборности, «всеединства» как ориентиры на консолидацию народов России, идеи сплоченности народа во имя достижения целей государства.
Однако поистине вечные ценности воспитания обновляются и возрождаются в каждую новую историческую эпоху. В нынешних условия воспитание призвано возрождать традиционные ценности нашего народа и вместе с тем обновлять их с учетом интересов каждого человека, общества и государства. Понятие «духовнонравственные деятельно-волевые черты характера» раскрывает сущность гражданственности, т. к. отражает социальные и личностно значимые ценности таких черт, как гражданская ответственность, милосердие, порядочность, доброта, патриотизм, социальная активность, творческое отношение к труду и другие. В характере проявляются и раскрываются образ и дух народа, в характере - сила, судьба и карьера каждого конкретного человека.
В современных условиях творческий потенциал, компетентность, способность организовать дело и проявить волю в его реализации при сохранении нравственности и порядочности — вот ведущие факторы, которые должны определять профессиональную карьеру молодежи и социально-экономического развития нашего региона. В этой связи определенной идеологической основой работы с молодежью может служить признание ценностей сибирского характера и необходимости их сохранения и развития. Таким образом, сибирский характер рассматривается как социальный гражданский характер. Интериоризируя объективную необходимость, социальный характер мобилизует энергию людей для выполнения задач данного общества, тем самым превращается в производительную силу, необходимую для социального прогресса.
Черты сибирского характера понимаются нами как социально и исторически обусловленные и видоизменяющиеся с течением времени существенные качества народа, проявляются через систему отношений, ценностных ориентаций, на основе которых развертываются социальная регуляция и целенаправленные действия людей. В современных условиях актуализируются традиционные и складываются новые ценности и формы их проявления:
— отношение к миру (толерантность, миролюбие, открытость миру);
— отношение к Отечеству (патриотизм, любовь к большой и малой Родине);
— отношение к обществу и государству (законопослушание, гражданская позиция, социальная ответственность, свобода, демократия);
— отношение к семье (ответственное отношение к браку, рождению и воспитанию детей, любовь и забота о членах семьи);
— отношение к природе (бережное, рачительное и созидательное);
— отношение к умственному труду (стремление к познанию, владение умениями, навыками познавательной деятельности и самообразования);
— отношение к физическому труду (инициативность, активность и самореализация в физическом труде);
— отношение к образованию (стремление к достижению образованности и построению успешной профессиональной карьеры);
— отношение к себе (стремление к физическому и психическому здоровью, саморегуляция, самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование);
— отношение к другим людям (гуманизм, уважение, доброта, совесть, умение жить вместе и другие нравственные качества);
— отношение к собственности (бережное отношение к миру вещей, уважение к материальной и интеллектуальной собственности, стремление к материальному благополучию, достигнутому честным трудом).
Условия успешной социализации и воспитания в реалиях жизнедеятельности детей и молодежи:
— взаимодействие законодательной, исполнительной власти, органов образования, семьи, СМИ, детских и молодежных объединений, спортивных организаций, бизнеса и других ведомств и служб;
— возвращение семьи к духовно-нравственному воспитанию детей;
— финансовая поддержка и кадровое обеспечение решения целей и задач воспитания;
— научно-методическое обеспечение;
— реализация проектной организации воспитательных систем в целостном учеб-но-воспитательном процессе образовательных учреждений и в системе дополнительного образования;
— формирование единого воспитательного пространства в контексте ценностей российской идентичности;
— подготовка и повышение квалификации педагогов-воспитателей;
— разработка и внедрение в практику критериев оценки качества процесса и результатов воспитания учащихся.
Система общечеловеческих и национальных ценностей является основой определения миссии образования и воспитания подрастающего поколения. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность.
Воспитанность — интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств и черт характера человека, в обобщенной форме отражающих систему его социальных отношений. Основной «приметой» для распознавания продвижения школьников в нравственно-воле-вом развитии, проявлении личных качеств и черт характера считаем соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденций в формировании гражданственности.
Делая акцент на воспитании детей и молодежи Красноярского края, сибиряков, авторы концепции исходят из признания единого воспитательного пространства российского общества и необходимости воспитания нового поколения с ориентацией на российскую идентичность. Поэтому она обозначена как концепция и программа-ориентир. В качестве ценностных ориентиров авторами выделяется формирование духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера современного поколения сибиряков, соответствующее формированию идентичности трех ее уровней: «Я - гражданин России», «Я - сибиряк», «Я - человек мира».
Девизом духовно-нравственного воспитания нового поколения сибиряков становятся слова поэта М. Светлова: «Дороже золота в горах дух сыновей твоих, Сибирь!».
Библиографический список
1. Дроздов Н.И. Духовно-нравственное становление сибиряков: исторические предпосылки: монография. Красноярск, 2008. 4.1. 224 с.
2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика.
2008. № 9. С. 3-12.
3. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Ге-
лиос-АРБ, 2000.
4. Никандров Н.Д. Эксклюзивное интервью корреспондентам сибирских телекоммуникаций 29 августа 2002 г., г. Междуреченск Кемеровской области.
5. Региональные концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
7. Филонов Г.Н. Междисциплинарное исследование процесса воспитания // Педагогика. 2010. № 9. С. 3-9.
8. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учеб. пособие. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007.
9. Шилова М.И., Тютюкова О.Н. Гуманитарная основа формирования характера подростков: учеб.-метод, пособие для студ. пед. спец., учителей гум. предм., организаторов воспитательного процесса, классных руковод. общеобраз. школ / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010.
10. Шилова М.И., Яковлева Н.Ф. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельноволевых черт характера подростков: учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений, уч. и восп. общеобраз. школ и школ-интернатов. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2006. 264 с.