ттаучный
^^ результат
духовно-исторические смыслы поэзии а. с. хомякова
(ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ)
УДК 82-1
Лопин Р. А.
Аннотлци я
В статье актуализируется архивная записка 1911 г., посвященная А. С. Хомякову как мыслителю, занимавшему умы русского юношества в начале ХХ в. Основным методологическим приоритетом исследования, результаты которого изложены в статье, является культурологический анализ. Исследование заключается в реконструкции историко-культурных и духовно-исторических контекстов эпистолярной реплики учащегося Киевского ремесленного училища Виктора [Фрица], свидетельствовавшего в письме к своим родным в Хабаровск об участии в киевском Хомяковском утре и на вечере в Киевском ремесленном училище (с декламацией стихов А. С. Хомякова «Русская песня» и «Киев»). Полученные результаты могут быть применены в разноуровневых культурологических исследованиях наследия А. С. Хомякова и при изучении истории восприятия этого наследия в русском культурном самосознании.
Показано, что краткое письмо учащегося Киевского ремесленного училища Виктора [Фрица], отправленное в Хабаровск родным в 1911 г., свидетельствует о внимании, которое выказывалось в русской молодежной среде начала ХХ в. к литературно-философскому (поэтическому) наследию А. С. Хомякова. Стихи «Русская песня» и «Киев», упоминаемые в архивном письме, являются фактом исторической памяти духовной общности русского народа разных культурных эпох и историческим укором их национально-государственному размежеванию. Поэзия А. С. Хомякова, как и его труды философско-теологического характера, заключает в себе основы отечественной метафизической аксиологии и адресована различным поколениям молодых русских интеллектуалов, осмысливающих свое место в истории отечественной культуры.
Ключевые слова: А. С. Хомяков; «Русская песня»; «Киев»; русская философия; русская поэзия; аксиология; духовная жизнь; святоотеческое наследие; славянофильство; патриотизм.
the poetry of a. s. khomyakov
Roman A. Lopin and its spiritual and historical
essences (POETICKNOWLEDGE
OF CULTURAL RENEWAL)
Abstract
The article is updating the archived record of 1911 dedicated to A. S. Khomyakov, a thinker who engrossed the minds of the Russian youth in the early twentieth century. The main methodological priority of the research is a cultural analysis. The goal of the research is to renew the spiritual and historical contexts of epistolary speech of Victor [Fritz], a student of Kiev tradesman school. In the letter to his family in Khabarovsk, he informed about the participation in Kiev tradesman school party (spouting the poetry of A. S. Khomyakov «Russian Song» and «Kiev»). The results can be implemented in split-level cultural studies of KhomyakoVs heritage and when studying the history of the perception of this heritage in the Russian cultural identity.
The brief letter of a student of Kiev tradesman school Victor [Fritz], which was sent to Khabarovsk in 1911, indicates the attention the Russian youth of the early twentieth century paid to the literary and philosophical (poetic) heritage of A. S. Khomyakov. The «Russian Song» and «Kiev» poetry mentioned in the archived letter is a fact of the historical memory of the spiritual commonality of Russian people of different cultural epochs and the historical reprimand of their nation separation. The poetry of A. S. Khomyakov, his philosophical and theological works embrace the foundations of the national metaphysical axiology. They are addressed to different generations of young Russian intellectuals who make sense of their place in the history of Russian culture.
Key words: A. S. Khomyakov; «Russian Song»; «Kiev»; Russian philosophy; Russian poetry; axiology; spiritual life; patristic heritage; Slavofilism; patriotism.
№2 2014
В фотоальбоме коллекционера Елены Лаврентьевой «Семейный альбом. Фотографии и письма 100 лет назад» [13], посвященном культурному наследию дореволюционной России, представлены артефакты эпохи в виде семейных фотографий и писем. Привлечь особое внимание любителей отечественной философии может одно из них, в содержании которого упоминается о выдающемся русском мыслителе начала XIX столетия, А.С. Хомякове, чье имя в истории русской философии занимает важное, точнее, одно из центральных мест.
Алексей Степанович Хомяков вошел в историю как представитель славянофильского религиозно-философского направления в отечественной мысли. Его труды являются отражением эпохи становления русской философии, впитавшей в себя духовно-культурное наследие ментальности русского народа, традицию православия. Философия А.С. Хомякова базируется на святоотеческом наследии и имеет особенности, свойственные ей в выражении понятий любви, свободы, совести, добра, зла и т. п.; содержит вопрос о культурном и социально-психологическом различии человека в католико-протестантском и православном мире, что определило в ней понимание своеобразия принципиального начала культур в истории человечества; получает вид социально-нравственной антропологии, направленной к православно-русскому мессианству, где общность русского народа выражается в его духовном единстве. Суть такой философской концепции, сформировавшейся в контексте отечественной культуры, и заключается в идее сохранения ее мировоззренческой традиции.
Кроме того, А.С. Хомяков был талантливым конструктором, медиком, хозяйственником, естествоиспытателем, художником и поэтом. Он обладал способностью объединять людей идеей, увлекать ею. Можно сказать, по аналогии с Пушкинским Петербургом, что жизнь мыслящей Москвы первой половины XIX столетия - это время Хомякова.
Интерес к его наследию, не только фи-лософско-публицистическому, не исчезал и впоследствии. Полное собрание сочинений А.С. Хомякова четырежды издавалось в Мо-
скве и Праге, а отдельные его произведения были включены в школьные хрестоматии. Об этом интересе свидетельствует и упомянутое выше письмо начала XX века, написанное к родным, по-видимому, гимназистом. Вот его содержание:
«Хабаровск Угол Барановской и Лисуновской, 15/11 Николаю Фердинандовичу Фриц
26.1.1911
Дорогой дедушка, бабушка и Лика.
Благодарю Вас за присланные мне Вами 15 р. У нас морозы. Под Новый год приехала Вера. Получили ли Вы мои открытки? Пишите!
У меня в четверти двоек нет. Мои отметки за 2 четверть:
Русск. - 4, Рис. - 3, Франц. - 3, Немец. - 3, Закон - 4, Черчение - 3, История - 3, Ботаника - 3, География - 3.
Я выступал первый раз на Хомяковском утре и декламировал «Русская песня» и «Киев». Второй раз на вечере в К.Р. Училище декламировал «Киев». Приезжайте!
Любящий Вас всех Витя» [13, с. 63].
В этом коротеньком письме все может оказаться важным для современного исследователя отечественной культуры в качестве полезной информации о нормах родственных взаимоотношений того времени, о требовательности преподавателей к знаниям учащихся. Но, пожалуй, наиболее интересной в данном случае является та информация, которая говорит о воспитательном векторе в дореволюционной России, направленном на формирование у учащихся патриотического чувства в области культурно-исторического знания, в том числе через литературно-поэтическое наследие - «...на Хомяковском утре... декламировал "Русская песня" и "Киев"», - и о том, какое место в этом процессе занимает духовно-историческая поэзия А.С. Хомякова, обладавшего твердостью самосознания, отстаивавшего культуру своего народа.
Первым проявлением мировоззренческой позиции в поэтическом творчестве А.С. Хомякова можно считать его стихотворное произведение «К иностранке». Оно посвящено Александре Смирновой-Россет, образ кото-
учно-практыческии журн
рой вдохновлял В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Аксакова. Сама А. Смирно-ва-Россет отождествляла А.С. Хомякова со «всем русским», ценила его как поэта. Но, отвечая на вопрос о стихотворных посвящениях А.С. Хомякова (их было несколько) в ее адрес, говорила: «Написал, но я их не помню, он тоже коверкал мое имя и начинает так: "От роз ее название", далее не помню». [См.: 14].
Но ей чужда моя Россия, Отчизны дикая краса; И ей милей страны другие, Другие лучше небеса. Пою ей песнь родного края; Она не внемлет, не глядит. При ней скажу я: «Русь святая» -И сердце в ней не задрожит. И тщетно луч живого света Из черных падает очей, -Ей гордая душа поэта Не посвятит любви своей.
В этом стихотворении К.С. Аксаков увидел понимание А.С. Хомяковым «ложности Западной дороги» и «самостоятельность нравственной задачи для Русской земли» [9, с. 159]. Напротив, Козьма Прутков (союз А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых), не видя в стихотворении А.С. Хомякова, адресованном А.О. Смирновой-Россет, глубины раскрывающейся разности типов сознания, созданных разными «традициями», пародируя его, видел в нем бахвальство автора своими убеждениями [8, с. 63]:
И он охулки не положит, любя тебя, на честь свою.
А.С. Хомякову суждено было быть поэтом во время великого А.С. Пушкина, во время, когда написание стихотворных строк в дворянской среде было делом обыденным, но мало кто из творцов этих строк мог находиться хотя бы у подножья вершины великого классика. Совместное публичное чтение «великого» А.С. Пушкина с поэмой «Борис Годунов» и «неизвестного» А.С. Хомякова с поэмой «Ермак» говорит о таланте начинающего поэта. И «неудача» премьеры, предре-
шенная соседством разных по величине имен в поэзии, была победой признания таланта лирика, наградой которому была дружба с великим поэтом России. Сам А.С. Пушкин в предисловии к повести «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» назвал его поэтом, а его стихи «прекрасными» [11, с. 608]. Литературный критик и поэт А.А. Григорьев отмечал, что поэмы «Дмитрий самозванец» и «Ермак» написаны с сильным поэтическим даром и глубоким философско-историче-ским смыслом [см.: 3, с. 471]. Духовная сила, вложенная в стихотворные строки А.С. Хомяковым, по выражению Н.В. Гоголя, была предназначена «для какого-то светлого будущего, покуда еще ему самому не разоблачившегося» [2, с. 163].
Исследователь отечественной словесности М.М. Дунаев, говоря о поэзии А.С. Хомякова, отмечал: «Не поднявшись до высот Пушкина или Тютчева, он запечатлел себя как автор нескольких шедевров духовной поэзии, а жанр этот вообще один из труднейших и мало кому доступный по самой высоте содержания. В духовной лирике можно впасть в выспренность либо слащавую экзальтацию, от чего способно удержать лишь соединение таланта с истинным горением веры и одновременным трезвением религиозного чувства. Хомяков в лучших своих созданиях добивался такого соединения» [5, с. 185]. В строках стиха А.С. Хомякова «Вставай, страна моя родная! ...» И.А. Ильин видел отражение способности истинного покаяния, очищения русского народа в проникновении христианской совестью, в чем он «держал свое бытие и свой быт» [6, с. 200].
С душой коленопреклоненной, С главой, лежащею в пыли, Молись молитвою смиренной И раны совести растленной Елеем плача исцели!
В этих стихотворных строках развенчивается обвинение лидера славянофильства в бахвальстве «русскостью». В них, напротив, звучит любовь к отечеству, а спасение России предстает через смиренное покаяние, следование правде Божией, в полном соответствии с христианским мировоззрением А.С. Хомякова.
уулучный ^^ результат
В русской идеалистической традиции человек понимается не как проблема социальной группы и не как земная принадлежность к какой-либо нации, а как имеющий в своей религиозности наднациональное значение и над-политическое предназначение; утверждается единственно правильное понимание пути спасения всего человечества, продиктованное религиозным началом его истинности, не через диктатуру, а через любовь к миру. С этой точки зрения, говоря о соборном объединении в понимании А.С. Хомякова, можно сказать, что его идея духовной общности человечества аполитична, и смысловым ее центром является именно православное антропологическое учение о спасении. В ней нет сиюминутной выгоды, в ней раскрывается проблема существования в вечности, через которую становится ясно, что отход от религиозного положительного истинного сознания не уменьшает проблем в земном мироустройстве, а создает их.
Славянофилы, лидером которых был А.С. Хомяков, верили, что Россия «...на основе православия призвана заложить основы общеевропейского просвещения» [4, с. 11] или исцеления от лжепросвещения, порожденного первосвященством Рима. Эта мысль нашла выражение не только в фило-софско-публицистических трудах лидера славянофильства, но и в стихотворной форме в произведении А.С. Хомякова «России»:
Тебе Он дал Свое призванье, Тебе Он светлый дал удел: Хранить для мира достоянье Высоких жертв и чистых дел; Хранить племен святое братство, Любви живительный сосуд,
Внимай Ему - и, все народы Обняв любовию своей, Скажи им таинство свободы, Сиянье веры им пролей!
Гордыня латинства, по мнению А.С. Хомякова, как ересь против вселенской Церкви, породила верование вместо веры. Этот упадок, по его убеждению, повлек за собой обмирщение Церкви, рационализм богословия, социальной жизни, культуры, приведший к
полному безверию и атеизму. Разрыв между познанием и внутренним совершенством духа Европы, ориентирующейся на интеллект как рассудок, по мнению А.С. Хомякова, привел к неправильному мировосприятию. Так обмирщение латинства, в котором церковь стала механизмом или юридическим звеном в обществе, укрепляет лидера славянофильства в сознании истинности своего религиозного убеждения, в отождествлении своей Церкви с живым организмом. В ней человек - неотъемлемая часть «Богочелове-ческого организма», «в котором множество членов образует жизненное единство» [1, с. 344]. Важность такой концепции отмечал С.И. Фудель: «заслуга Хомякова ... в том, что он среди мертвых схем и рассудочных формул идеи Церкви просто и твердо указал на ее онтологическое место, напомнил, что Церковь - это не юридическое и не социальное понятие, а живой и таинственный для нас Организм любви.» [15, с. 117].
Позиция А.С. Хомякова как апологета православной традиции в русском сознании и патриота традиционной России стала причиной забвения его имени в советское время. Только лишь в 1969 г. впервые был выпущен сборник его произведений «Стихотворения и драмы». Реабилитация и восстановление значимости А.С. Хомякова для русской культуры связаны с пробуждением интереса российского общества к собственному историко-культурному наследию, что в свою очередь было вызвано падением марксистско-ленинской идеологии, а впоследствии - реакцией на нивелирующие культурно-цивилизаци-онную идентичность глобальные процессы. Он в таких условиях стал вновь актуальным и значимым, поскольку исторический опыт отказа от собственного мировоззрения в России показал его губительность, неизбежность системного разрушения общества как следствие разрушения самобытной культуры, самосознания русского человека.
2012 год в России на основании Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2011 г. № 267 «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» был объявлен «Годом истории», что может рассматриваться как современный концепт национального единства России [См.: 10]. По
учно-практыческии журн
справедливому замечанию В.В. Кожинова, «Действительная история каждого народа начинается с момента создания государства, которое, по сути дела, являет собой воплощение исторической воли народа. Именно посредством государства, в лице государства, народы осуществляют те свои целенаправленные деяния, из коих слагается их подлинная история» [7, с. 8]. Так в рассмотрении темы начала истории российской государственности невозможно обойти вопрос о связи его возникновения с возникновением его культуры, а как следствие, в случае с Россией, - культурно-ци-вилизационной общности. А это уже вопрос об истории России во всей ее динамике, о ее территориальном преобразовании в историческом процессе, духовной общности народов, к ней принадлежащих, об их исторической памяти, невзирая на то, что сегодня многие из них проживают в отдельных самостоятельных государствах.
В «Русской песне» А.С. Хомяков, называя Россию «землею Володимира», раскрывает в произведении важность Владимирской эпохи, Крещения Руси для всей российской истории, ее культурообразующее значение как основы аксиологии русской культуры или, как сегодня принято говорить, русского кода развития, духовной основы России.
Гой красна земля Володимира! Много сел в тебе, городов больших, Много люду в тебе православного! В сини горы ты упираешься, Синим морем ты омываешься, Не боишься ты люта ворога, А боишься лишь гнева Божия.
Гой красна земля Володимира! Послужили тебе мои прадеды, Миром-разумом успокоили, Города твои разукрасили, Люта ворога отодвинули. Помяни добром моих прадедов: Послужили тебе службу крепкую. Службу большую я служил тебе. От меня ль в степях мужички пошли, Мужички пошли все богатые. Знают чин свой, знают добычу, Братьев любят, Богу молятся. От меня ль в судах правда-суд пошли, Правда-суд пошли неподкупные, -
Правда в слушанье, суд в видение! От меня ль пошла в целый мир молва, Что и синего неба не выглядеть, Что и синего моря не вычерпать: То красна земля Володимира. Полюбуйся ей - не насмотришься, Черпай разум в ней - не исчерпаешь!
Ходит по небу солнце ясное, Греет, светит миру целому; Ночью теплятся звезды частые, А траве да песчинкам счету нет. По земле ходит слово Божие, Греет жизнию, светит радостью; Блещут главы церквей золоченые, А Господних слуг да молельщиков, Что травы в степях, что песку в морях.
О значении эпохи кн. Владимира Предстоятель Русской Православной Церкви в связи с 1025-ой годовщиной Крещения Руси отметил: «Именно благодаря Крещению Руси была сформирована наша уникальная цивилизация...» [12]. Это значит, что современное российское общество может быть ориентировано на целостное восприятие собственной истории в ее духовной проекции, а не в политической ее фрагментарности с 1917-го или с 90-х годов ХХ столетия. Сегодня такой подход свойственен и позиции президента Российской Федерации. В ежегодном Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. он отметил: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития»1. Это сегодня важно!
Поэтическое произведение «Киев» А.С. Хомякова еще более адресовано сегодняшнему дню, раскрывая в своем содержании современную проблемность патриотизма, духовной опустошенности и центробежности сознания по отношению к культурно-историческому
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года: полный текст. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html (дата обращения 05.05.2014).
уулучный ^^ результат
наследию цивилизационного единства российских народов. В то же время оно выражает надежду на то, что историческая атомизация народов, ранее принадлежащих к единой цивилизации, - явление временное, исторически преодолимое.
Высоко передо мною Старый Киев над Днепром, Днепр сверкает под горою Переливным серебром.
Слава, Киев многовечный, Русской славы колыбель! Слава, Днепр наш быстротечный, Руси чистая купель!
Сладко песни раздалися, В небе тих вечерний звон... Вы откуда собралися, Богомольцы, на поклон?
«Я оттуда, где струится Тихий Дон - краса степей». «Я оттуда, где клубится Беспредельный Енисей!»
«Край мой - теплый брег Эвксина!» «Край мой - брег тех дальних стран, Где одна сплошная льдина Оковала океан».
«Дик и страшен верх Алтая, Вечен блеск его снегов, Там страна моя родная!» «Мне отчизна - старый Псков».
«Я от Ладоги холодной», «Я от синих волн Невы», «Я от Камы многоводной», «Я от матушки Москвы».
Слава, Днепр, седые волны! Слава, Киев, чудный град! Мрак пещер твоих безмолвный Краше царственных палат.
Знаем мы: в века былые, В древню ночь и мрак глубок, Над тобой блеснул России Солнца вечного восток.
И теперь из стран далеких, Из неведомых степей, От полночных рек глубоких -Полк молящихся детей -
Мы вокруг своей святыни Все с любовью собраны... Братцы, где ж сыны Волыни? Галич, где твои сыны?
Горе, горе! Их спалили Польши дикие костры; Их сманили, их пленили Польши шумные пиры:
Меч и лесть, обман и пламя Их похитили у нас; Их ведет чужое знамя, Ими правит чуждый глас.
Пробудися, Киев, снова! Падших чад своих зови! Сладок глас отца родного, Зов моленья и любви.
И отторженные дети, Лишь услышат твой призыв, Разорвав коварства сети, Знамя чуждое забыв,
Снова, как во время оно, Успокоиться придут На твое святое лоно, В твой родительский приют.
И вокруг знамен Отчизны Потекут они толпой, К жизни духа, к духу жизни, Возрожденные тобой!
Упомянутые в приведенном выше письме стихи А.С. Хомякова «Русская песня» и «Киев» в данном контексте - это историческая память духовной общности народов, принадлежащих к одной цивилизации, и в то же время исторический укор их национально-государственному размежеванию.
ттаучный ^^ результат
литература:
1. Аверинцев С.С. София - Логос. Словарь. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. Киев: Дух и Литера, 2006. 912 с.
2. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями // Собрание сочинений: В 9-ти тт. Т. 6. М., 1994. С. 7-325.
3. Григорьев А.А. Апология почвенничества. М.: Институт русской цивилизации, 2008. 688 с.
4. Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX - первой половины XX века. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2000. 320 с.
5. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. 1056 с.
6. Ильин И.А. Россия в русской поэзии // Одинокий художник / Сост. В.И. Белов. М.: Молодая гвардия, 1993. С. 196-216.
7. Кожинов В. Грех и святость русской истории. М.: Эксмо; Яуза, 2010. 480 с.
8. Козьма Прутков. Обнять необъятное: Избранные произведения. М.: «Детская литература», 2002. 182 с.
9. Кошелев В.А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуж-
дениях и разысканиях. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 487 с.
10. Лопин Р.А. 1150 лет российской государственности - современный концепт национального единства России // Журнал Общественной палаты Белгородской области «Белгородское солидарное общество». 2012. № 1. С. 75-90.
11. Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2-х тт. Т. 2. М.: Художественная литература, 1978. 720 с.
12. Святейший Патриарх Кирилл: «Именно благодаря Крещению Руси и была сформирована наша уникальная цивилизация» // Православная газета. Екатеринбург. 2013. Апрель. № 14. С. 1
13. Семейный альбом. Фотографии и письма 100 лет назад. М.: Белый город, 2005. 224 с.
14. Смирнова-Россет А.О. Воспоминания. Письма. М.: Правда, 1990. 544 с.
15. Фудель С.И. Об о. Павле Флоренском (1882-1943) // П.А. Флоренский: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института (РХГИ), 2004. С. 49-140.
references:
1. Averintsev, S. S. Sofia - Logos. Dictionary. Collected Works. Kiev: Dukh i Litera, 2006. 912 p.
2. Gogol, N. V. Selected Passages from the Correspondence with Friends. Collected Papers in 9 vv. Vol. 6. Moscow, 1994. Pp. 7-325.
3. Grigoriev, A. A. The Apology of "Soil-bound" Tradition. Moscow: Institute of Russian Civilization, 2008. 688 p.
4. Drobzhev, M. I. The Human Problem in Russian Religious Philosophy of XIX - early XX Century. Tambov, Publishing House of Tambov University, 2000. 320 p.
5. Dounaev, M. M. Faith in the Crucible of Doubt: Orthodoxy and Russian Literature in the XVII-XX Centuries. Moscow: Publishing Council of the Russian Orthodox Church, 2002. 1056 p.
6. Ilyin, I. A. Russia in Russian poetry. A Lonely Artist. Moscow: Molodaya Gvardiya, 1993. Pp. 196-216.
7. Kozhinov, V. The Sin and Holiness of Russian History. Moscow: Eksmo; Jauza, 2010. 480 p.
8. Koz'ma Prutkov. Embrace the Immensity: Selected Works. Moscow: "Detskaya Literatura", 2002. 182 p.
9. Koshelev, V. A. Aleksey Stepanovich Ho-myakov: Biography in Documents, Reasonings and Researches. Moscow: New Literary Review, 2000. 487 p.
10. Lopin, R. A. 1150 Years of Russian Statehood - the Modern Concept of National Unity of Russia. Journal of the Public Chamber of Belgorod Region ".Belgorod United Society". № 1 (2012). Pp. 75-90.
учно-практический журн
11. Pushkin, A. S. Selected Works. In 2 v. Vol. 2. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1978. 720 p.
12. His Holiness Patriarch Kirill: "It is because of the Baptism of Russia our unique civilization was formed". Orthodox Newspaper. Yekaterinburg. № 14 (2013). P. 1
13. Family Album. Photos and Writings 100 Years Ago. Moscow: Beliy Gorod, 2005. 224 p.
14. Smimova-Rosset, A. O. Memories. Letters. Moscow: Pravda, 1990. 544 p.
15. Fudel, S. I. About Father Pavel Floren-sky (1882-1943). P. A. Florensky: pro et contra. St. Petersburg: Russian Christian Humanitarian Institute (RHGI) Publishing House, 2004. Pp. 49-140.
сведения об авторе:
Лопин Роман Анатольевич
кандидат философских наук, доцент Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия E-mail: lopin [email protected]
data about the author:
Lopin Roman Anatolievich
PhD in Philosophy, Associate Professor Belgorod National Research University 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia E-mail: lopin [email protected]