Научная статья на тему 'Древнейший восточный месяцеслов'

Древнейший восточный месяцеслов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Древнейший восточный месяцеслов»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

арх. Сергий (Спасский)

Древнейший восточный месяцеслов

Опубликовано:

Христианское чтение. 1900. № 5. С. 697-709.

@ Сканирование и создание элекгронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru'). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указаиием авторства без возможности изменений.

СПбПДА Санкт-Петер бург

Древнѣйшій восточный мѣсяцесловъ,

fHrMCKIÜоріенталистъ В. Райтъ (W. Wright) въ 1865— 1866 году (въ журналѣ of Sacred Literature Т. VIII) издалъ на сирскомъ и англійскомъ языкахъ по нитрій-$ ской рукописи сирскій мѣсяцесловъ, написанный или, { точнѣе, переписанный въ 411—412 году по Р. Хр. Емиль Егли въ 1887 г. издалъ изслѣдованіе объ этомъ мѣсяцесловѣ, а также о перво-христіанскихъ мученикахъ св. Поликарпѣ, епископѣ смирнскомъ, Игнатіи Богоносцѣ и объ Феликитатѣ и Симфорозѣ, матеряхъ семи сыновей м^іениковъ, и древнѣйшіе уже извѣстные западные календари. Мы начали изслѣдованіе Этого мѣсяцеслова, имѣя подъ руками только книжку Е. Егли, и увидѣли въ ней тотъ важный недостатокъ, что онъ, при своемъ изслѣдованіи, не имѣлъ въ виду Іеро-нимова мартиролога и восполнили недостатокъ, отъ этого происходившій. Но вотъ мы получили изъ за границы первую часть перваго тома мѣсяца ноября Дѣяній Святыхъ (Acta Sanctorum), изданнаго въ 1894 году. Въ началѣ этого тома помѣщенъ Іеронимовъ или лжеіеронимовъ мартирологъ, изданный Іоанномъ Баптиста де Росси и Людовикомъ Дюшеномъ (Duchesne). Въ предисловіи къ Іеронимову мартирологу говорится и о восточномъ (сирскомъ) мартирологѣ (стр. L—LXIX). Изслѣдованіе о немъ и самое изданіе его принадлежитъ Л. Дюшену. Сирскій мѣсяцесловъ изданъ на сирскомъ языкѣ съ переводомъ на греческій и съ выписками изъ Іеронимова мартиролога, съ которымъ большею частію согласенъ сирскій. Объ этомъ мѣсяцесловѣ не мало писано и прежде этого года, что и показано Дюшеномъ (стр. LI).

45

Сирскій мѣсяцесловъ имѣетъ такое оглавленіе: «имена господъ нашихъ мучениковъ и побѣдителей и дни ихъ, въ которые они приняли вѣнцы». Егли вмѣсто мучениковъ ставитъ вездѣ исповѣдниковъ, что ближе къ сирскому, но Дюшенъ переводитъ: мучениковъ, что ближе къ общепринятому названію тѣхъ, которые приняли смерть чрезъ страданія и которые приводятся въ мѣсяцесловѣ. Мѣсяцесловъ сирской рукописи 412, года есть памятникъ первой важности для восточной агіологіи. Доселѣ ничего подобнаго не было извѣстно между восточными апологическими памятниками. Онъ проливаетъ большой свѣтъ на агіологію вообще и на римскій Іеронимовъ мартирологъ въ частности. Древнѣйшіе доселѣ извѣстные восточные мѣсяцесловы не восходятъ ранѣе VIII—IX вѣковъ; изъ нихъ одинъ изданъ въ I томѣ нашего Полнаго мѣсяцеслова въ первомъ приложеніи. Сирскій начала V вѣка весьма разнится отъ него и другихъ подобныхъ въ памятяхъ, но весьма согласенъ съ римскимъ Іеронимовымъ мартирологомъ. Но Іеронимовъ мартирологъ много полнѣе его восточными памятями. Видно, что и сирскому мѣсяцеслову и Іеро-нимову мартирологу предшествовалъ въ IV вѣкѣ полный восточный мѣсяцесловъ, въ которомъ съ теченіемъ времени произошли с$оль существенныя перемѣны, что изъ древняго мѣсяцеслова осталось въ позднѣйшихъ восточныхъ мѣсяцесловахъ VIII — IX и послѣдующихъ вѣковъ очень немногое; точно такъ и на западѣ очень немногое изъ Іеронимова осталось въ болѣе позднихъ римскихъ мартирологахъ. Сирскій мѣсяцесловъ и Іеронимовъ мартирологъ другъ друга восполняютъ и объясняютъ. Всѣ почти памяти сирскаго мѣсяцеслова находятся въ нашемъ Полномъ мѣсяцесловѣ Востока въ т. II, въ приложеніи второмъ, въ которомъ выписаны восточныя памяти изъ Іеронимова мартиролога.

Мѣсяцесловъ восточный составляемъ былъ и восполняемъ постепенно отъ первыхъ временъ христіанства. Сирскій мѣсяцесловъ окончательно составленъ въ концѣ IV вѣка; позднѣйшая въ немъ по времени безспорная память — это память св. Іакова, епископа Низивійскаго, скончавшагося въ 350 году. Мѣсяцесловъ начинается съ праздника Р. Хр. 26 декабря, а по Узенеру 1), празднованіе это введено въ Антіохіи въ 388,

J) Das Weinachtfest. Bonn. 1889 г.

въ Константинополѣ въ '379 году, то и мѣсяцесловъ составленъ послѣ этого времени.

Сирскій мѣсяцесловъ или предшествовавшій ему другой составленъ изъ разныхъ источниковъ или мѣсяцеслововъ, что и естественно; до него существовали, судя по времени его составленія, раныпіе его мѣсяцесловы; въ немъ повторяются памяти нѣкоторыхъ святыхъ, которыя праздновались въ разныхъ мѣстахъ и въ разныя времена въ разные дни; поврежденія въ именахъ также - свидѣтельствуютъ о позднемъ его написаніи сравнительно съ первоначальными источниками.

Дюшенъ доказываетъ, что авторъ сирскаго мартиролога пользовался не только мѣсяцесловами церковными, но и сочиненіями историка Евсевія о христіанскихъ мученикахъ и потому де въ благодарность помѣстилъ въ своемъ мѣсяцесловѣ 30 мая его имя такъ: Память Евсевія епископа [іале-стинскаю.

Замѣчательно, что сирскій мѣсяцесловъ начинается съ 26 декабря не потому, чтобы первые листы были затеряны, а такъ онъ дѣйствительно начинался. Ибо первыми словами его: согласно со счисленіемъ грековъ начинаются всѣ мѣсяцы, начиная съ апрѣля. Если начинается онъ съ 26 декабря—по времени Рождества Христова, то въ такомъ случаѣ естественно было бы ему начаться съ 25 декабря, какъ начинаются западные мартирологи. Такъ начинается и римскій календарь 354 года и опять кончается послѣ всѣхъ мѣсяцевъ 13 декабря, такъ что декабремъ начинается и декабремъ кончается. Сирскій кончается 24 ноября, такъ что въ немъ не достаетъ цѣлаго мѣсяца—конца ноября и 25 дней декабря. Вообще въ этомъ календарѣ видится неполнота, не равномѣрность и неоконченность. Рождество Христово, по свидѣтельству Златоуста, начали праздновать въ Антіохіи 25 декабря около 388, а до того праздновалось оно совмѣстно, съ Богоявленіемъ, а какъ сирскій мѣсяцесловъ составленъ вскорѣ послѣ того или около времени этого нововведенія на Востокѣ, то и оказалась нерѣшительность въ опредѣленіи дня праздника Рождества Христова, и это повело и къ тому, что и въ концѣ мѣсяцеслова не оказалось декабрски'хъ святыхъ и въ началѣ праздника Рождества Христова, который разумѣлся подъ Богоявленіемъ 6 января.

Сирскій мѣсяцесловъ есть почти исключительно восточный. Изъ римскихъ епископовъ и мучениковъ въ немъ только одинъ

45*

папа Сикстъ И, показанный 1 августа, какъ у насъ въ Фи-лимоновсконъ подлинникѣ, но кончина его обыкновенно полагается 6 августа. Нѣтъ въ сирскомъ даже знаменитаго римскаго мученика Лаврентія, скончавшагося черезъ три дня послѣ Сикста въ 268 году. Нѣтъ ни одного папы, ни предшествовавшаго Сиксту, ни послѣдовавшаго ему. Это сильно говоритъ противъ главенства римскаго пацы.

Изъ африканскихъ мучениковъ, не принадлежавшихъ къ александрійской епископіи, извѣстна Перпетуя 7 марта съ дружиною, пострадавшая въ Карѳагенѣ. Затѣмъ 10 марта упоминаются Кириллъ и Киндей, страданіе которыхъ полагается по западнымъ мѣсяцесловамъ въ Африкѣ, неизвѣстно въ какой части ея, западной или восточной, подчиненной Александріи. Августа 24 значится Маринъ, по Феррарію, пострадавшій съ другими при импер. Валеріанѣ и Галліенѣ въ Африкѣ, но въ какой части, неизвѣстно. Вотъ всѣ святые западные, если къ нимъ относить и послѣднія двѣ памяти. Должно еще замѣтить, что въ первые вѣка карѳагенская церковь не зависѣла отъ римской.

Въ сирскомъ мѣсяцесловѣ 162 дня съ памятями, а памятей 180. Подъ памятями мы разумѣемъ не только одно имя, но и цѣлую соединенную дружину мучениковъ, въ одномъ мѣстѣ пострадавшихъ. Въ одинъ день бываютъ двѣ, три дружины и болѣе. Въ сирскомъ большею частію по одной памяти въ день ,).

Наибольшее число памятей приходится на знаменитые восточные города: Александрію, Никомидію и Антіохію.

На Александрію приходится 18 дней и памятей. Надобно къ этому прибавить еще 3 дня, 12 іюня Миней, по Іерони-мову онъ же 12 іюля въ Александріи, о чемъ скажемъ ниже, 8 сентября Фавстъ и Аммоній (по Іеронимову въ Александріи), 10 сентября Меммій или Немезій и 12 другихъ (по Іеронимову Немезій со многими другими въ Александріи). Такимъ образомъ на Александрію падаетъ 21 день и 21 память.

На Никомидію по сирскому падаетъ 29 дней и 30 памятей. Но еще слѣдуетъ прибавить четыре: 10 марта Кириллъ и Киндъ (по Іероним. 8 и 11 марта въ Никомидіи), 24 апр. Анѳимъ, знаменитый епископъ никомидійскій, коего память у

') Апостолы Іоаннъ Богословъ и Іаковъ братъ Господень 27 дек. считаются нами за одну память, равно Петръ и Павелъ 28 дев.

насъ 3 сент. и 28 декабря, 21 октября Дасій, Гай и Зотикъ (Іероним. и у насъ въ Никомидіи), 8 ноября Евсевій (по Іеронимову въ Никомидіи). Итакъ на Никомидію приходится 34 памяти. Епископъ антіохійскій Вавила невѣрно въ сир-скомъ показанъ въ Александріи "и не считается нами.

На Антіохію приходится 16 памятей и дней и кромѣ того 7 памятей епископовъ. Это число слѣдуетъ восполнить еще четырьмя: это 24 августа Маринъ (по Іероним. въ Антіохіи), 27 августа Сава и Александръ (по Іеронимову въ Антіохіи), 4 октября Ѳеотекнъ (по восточнымъ мѣсяцесловамъ въ Антіохіи), 20 ноября Василій (по Іеронимову въ Антіохіи). Итакъ на Антіохію приходится 27 памятей.

Затѣмъ на другіе восточные азіатскіе города приходятся: на Кесарію Каппадокійскую 7 дней: 2 марта, 20 и 28 мая, 11 іюня, 3, 19 и 24 ноября, на Анкиру Галатійскую (сн. Іеронимовъ) 5, именно: 22 іюня, 30 авг., 4, 16 и 23 сент. На Лаодикію, по двумъ указаніямъ Фригійскую, три: 23 и 26 іюня и 9 октября, на Синнаду во Фригіи 4, именно: 30 іюня, 19 іюля, 13 авг. и 20 сент., на Низивію три: 23 мая, 15 и 30 іюля; на Мелитину армянскую 3, именно: 7 янв., 3 мая и 21 ноября, на Никею 2: 19 и 27 января, на Халкидонъ 2: 17 сент. и 13 окт.; на Азію 2: 23 февр. и 16 окт.; на Орфу (Едессу) 2: 2 сентяб., 15 ноября; на Кесарію Палестинскую 2: 16 февр. и 30 мая; затѣмъ по одному дню: въ Александріи на Иссѣ 3 сент., въ Галатіи 15 сент., въ Виѳиніи, вѣрнѣе, въ Аѳинахъ 18 мая, въ Іера-полѣ во Фригіи 25 окт., въ Евменіи во Фригіи 27 окт., въ Иліонолѣ 6 янв., въ Пергамѣ 13 апрѣля, въ Афродисіи въ Карій 30 апр., въ Листрѣ 23 мая.

Много внесено мучениковъ изъ областей Балканскаго полуострова. Восточное вліяніе на эти области началось съ первыхъ временъ христіанства изъ Греціи и Македоніи и изъ колоній греческихъ на югѣ на Средиземномъ морѣ, на востокѣ на Понтѣ Евксинскомъ. Со времени Діоклитіана, перенесшаго свою резиденцію въ Никомидію, это вліяніе еще болѣе усилилось. Раздѣливъ имперію на западную и восточную, онъ страны Балканскаго полуострова отнесъ къ восточной имперіи, вручивъ управленіе иллирійскими провинціями своему помощнику Галерію, жестокому ненавистнику христіанъ, который имѣлъ пребываніе въ Сирміи. Императоръ Константинъ, раздѣливъ римскую имперію на четыре префектуры:

восточную, Иллирійскую, Италійскую и Гальскую, а сіи на діоцезы и провинціи, отнесъ Фракію къ восточной префектурѣ, обнимавшей Азіатскія области и Египетъ.

Иллирійская префектура восточная обнимала области Македонію, Иллирію и Дакію; въ составъ Македоніи входили провинція Ахаія и часть греческихъ острововъ. Въ составъ Италійской префектуры входили, между прочимъ, области: два Норика, двѣ Панноніи, Далмація, Савія и Валерія рипенская. Такимъ образомъ, къ Италійской префектурѣ отнесена только сравнительно небольшая сѣверо-западная часть Балканскаго полуострова. Съ возведеніемъ Византіи въ столицу имперіи въ 326 — 330 годахъ вліяніе восточное греческое на страны Балканскаго полуострова еще болѣе усилилось. Оно особенно сказалось во время аріанскихъ споровъ и гоненій. Тогда какъ Египетъ и Греція съ Македоніею строго содержали православное ученіе, сѣверо-восточвая часть Балканскаго полуострова, начиная отъ Сирмія, на сѣверо-западной части заражена была аріанствомъ, наиболѣе сильнымъ въ то тремя въ Антіохійскомъ патріархатѣ и въ Царьградѣ.

Разбираемый сирскій мѣсяцесловъ показываетъ ясно, что почти весь Балканскій полуостровъ относился издревле къ Востоку и потому въ немъ приведено довольно святыхъ мучениковъ изъ разныхъ мѣстностей этого полуострова; граничные города въ апологическомъ отношеніи на сѣверо-западѣ этого полуострова были Сирмій и Салона. Сирмій, нынѣ Митровица на р. Савѣ, съ округомъ принадлежащимъ къ Нижней Панноніи, относился къ Дакійскому восточному діоцезу. Салона же въ Далмаціи (нынѣ Солинъ) относилась къ западной Италійской Иллиріи. Представимъ исчисленіе мучениковъ въ сирскомъ мѣсяцесловѣ по городамъ Балканскаго полуострова.

Въ Перинѳѣ или Гераклеѣ (Перинѳъ послѣ назывался Иракліею—Гераклеею) во Фракіи 5 памятей: 7 янв., 26 марта, 29 сент., 13 и 14 ноября; въ Сирміи, резиденціи Галерія 4: 6 и 9 апр., 20 іюня и 29 августа; въ Томахъ въ Скио'іи (Кюстенджи) 3: 3 апр. 5 и 10 іюня; въ Солуни 3:14 марта, 2 апр., I іюня; въ Византіи или Константинополѣ 2: 11 и 19 мая; въ Адріанополѣ 2: 22 и 23 окт.; въ Новіодунѣ въ Малой Скиѳіи 2: 25 мая и 4 іюня; въ Салонѣ въ Далмаціи 2: 11 и 18 апр., затѣмъ по одному дню: въ Никополѣ 11 августа, можетъ быть, въ Эпирѣ (впрочемъ есть довольно

городовъ съ этимъ именемъ въ другихъ провинціяхъ), въ Коринѳѣ 16 апр.; въ Аксіополѣ (въ Болгаріи на южномъ берегу Дуная) 12 мая, въ Доростолѣ (тамъ же) 24 мая.

Сирскій мѣсяцесловъ имѣетъ особенности въ отношеніи къ мѣсяцамъ декабрю, іюню и іюлю. Въ декабрѣ съ 1 по 26 число, какъ сказано, святыхъ не имѣется, тогда какъ въ Іеро-нимовомъ имѣется въ это время не менѣе 15 дней съ памятями восточныхъ святыхъ. Въ іюнѣ въ сирскомъ есть много памятей (около 15), ко.торыя находятся въ Іеронимовомъ въ тѣ же дни, но въ іюлѣ. Который мѣсяцесловъ вѣрнѣе? По-видимому, Іеронимовъ, ибо въ сирскомъ въ іюлѣ только три дня съ ^памятями, а это можетъ привести къ мысли, что въ сирскомъ памяти съ іюля перенесены на іюнь. Но если признать, что находящіеся нынѣ въ сирскомъ въ іюнѣ перенесены съ іюля, и возвратить ихъ по Іеронимову въ іюль, то по сирскому наоборотъ въ іюнѣ останутся только два дня первые съ памятями, а прочіе безъ памятей. Судя по Мар-кіану въ Томахъ, который въ восточныхъ мѣсяцесловахъ есть 8 іюня, а въ Іеронимовомъ 5 іюля съ именемъ Маринъ, и потому что на Востокѣ, гдѣ совершалось самое празднованіе, труднѣе представить такое превращеніе, вѣрнѣе считать поврежденнымъ Іеронимовъ мартирологъ. Такъ какъ сирскій мѣсяцесловъ есть древнѣйшій изъ дошедшихъ до насъ, то показанія въ немъ дней памятей святыхъ должно вообще признать вѣрными или болѣе близкими къ дѣйствительности въ отношеніи времени кончины святыхъ.

Есть въ немъ святые и цѣлыя дружины, память коихъ положена дважды и даже трижды въ разные дни, это можетъ быть объяснено частію тѣмъ, что въ разныхъ мѣстахъ Востока имъ праздновали въ разные дни, частію тѣмъ, что было и въ одномъ и томъ же мѣстѣ неоднократное празднованіе, что бываетъ и теперь въ отношеніи въ нѣкоторымъ святымъ.

Изъ вышесказаннаго видно, что сирскій мѣсяцесловъ есть вообще мѣсяцесловъ восточныхъ церквей, но въ немъ очень замѣтно и мѣстное антіохійское вліяніе. Въ немъ во первыхъ приведено 7 епископовъ антіохійскихъ, тогда какъ изъ александрійскихъ только два св. Петръ (f 311) 24 ноября и Ари-стіонъ сомнительный, нѣтъ съ такимъ именемъ между александрійскими епископами. Во вторыхъ дни празднованія нѣкоторымъ святымъ, особенно антіохійскимъ, согласуются съ временемъ, показаннымъ св. I. Златоустомъ въ его бесѣдахъ;

такъ праздникъ апостола Павла въ сирскомъ 28 декабря предшествовалъ въ Антіохіи первому января и по Златоусту. Послѣ крещенія Господня и у Златоуста слѣдуетъ празднованіе св. Лукіану (т. II, стр. 625 у Монфокона), празднованіе Просдоки, Вероники и Романія (то есть, Домнины) положенное въ сирскомъ 20 апрѣля согласно со словами Іоанна Златоустаго, по которымъ празднованіе имъ было весною, а не 4 октября («Христ. Чтеніе» 1864 г. ч. II). Празднованіе муч. Варлааму, въ сирскомъ 14 августа, по Златоусту совершалось лѣтомъ, а не 19 ноября (т. II стр. 756 изд. Монфокона). Въ-третьихъ сирскій мѣсяцесловъ дошелъ до насъ на сирскомъ языкѣ и это немало говоритъ за антіохійское происхожденіе, или, по крайней мѣрѣ, за антіохійское вліяніе на него. Но Дюшенъ полагаетъ, что сирскій мѣсяцесловъ никомидійскаго происхожденія. Почему? въ немъ воспоминаются никомидійскіе епископы: Анѳимъ священномученикъ 27 апрѣля и Евстолій 8 іюня, присутствовалъ на Анкирскомъ соборѣ въ 314 году. Но Анѳимъ есть знаменитѣйшій на всемъ Востокѣ, священномученикъ, онъ находится въ другихъ древнихъ восточныхъ мѣсяцесловахъ. А Евстолія совсѣмъ нѣтъ въ сирскомъ мѣсяцесловѣ, но есть 8 іюня въ Іеронимовомъ. Хотя Іеронимовъ очень сходенъ съ сирскимъ въ памятяхъ, но нельзя дѣлать заключеніе вѣрное отъ одного къ другому. Напротивъ антіохійскихъ епископовъ въ мѣсяцесловѣ, какъ сказано выше, 7 или даже 8. Перечислимъ ихъ по порядку сирскаго мѣсяцеслова: 1) января 24 Вавила антіохійскій священномученикъ (238—250), въ сирскомъ ошибочно страданіе положено въ Никомидіи вмѣсто Антіохіи. По Іеронимову и житію онъ пострадалъ въ Антіохіи; 2) февраля 4 Максиминъ, епископъ антіохійскій (189 — 201). Въ Іеронимов. и во всѣхъ другихъ нѣтъ; 3) марта 4 Амфимилъ, епископъ антіохійскій (это или св. Ѳеофилъ 176 —181) или св. Асклепіадъ (227 — 233): 4) марта 27 Филиппъ, епископъ антіохійскій (234— 235). Въ Іеронимовомъ и во всѣхъ другихъ нѣтъ; 5) мая 5 Еросъ, епископъ антіохійскій (150—175). Нѣтъ въ Іероним. и во всѣхъ; 6) мая 14 Серапіонъ, епископъ антіохійскій (202—206). Есть въ римскомъ Бароніевомъ мартирологѣ, но въ Іеронимовомъ нѣтъ; 7) октября 17 св. Игнатій, епископъ антіохійскій (68 — 107); 8) къ нимъ можно присоединить Зевена 13 Января, хотя онъ не названъ епископомъ (336 — 337). Замѣчательно, что въ сирскомъ имѣются такіе антіо-

хійскіе епископы, которыхъ нѣтъ между святыми ни въ Іероним., ни даже во всѣхъ извѣстныхъ мѣсяцесловахъ восточныхъ и западныхъ. Это не мало говоритъ за? антіохійское происхожденіе или по крайней мѣрѣ за антіохійское вліяніе на этотъ мѣсяцесловъ.

Вторая причина, почему сирскому мѣсяцеслову приписывается никомидійское происхожденіе. Это то, что въ немъ много мучениковъ никомидійскихъ. Но это объясняется тѣмъ, что въ Никомидіи было, очень сильное гоненіе на христіанъ, когда она была столицею Востока. Третьею причиною поставляется то, что Никомидія есть центральное мѣсто тѣхъ городовъ и областей, мученики которыхъ приводятся въ сирскомъ мѣсяцесловѣ. Но что же дѣлать, когда антіохійскій патріархатъ былъ на границѣ христіанскаго міра. На городъ Антіохію падаетъ 27 памятей святыхъ. Это много, судя по ея положенію. Послѣ Никомидіи ни на одинъ городъ далеко не падаетъ памятей святыхъ, сколько на Антіохію. И мы не утверждаемъ, что сирскій мѣсяцесловъ есть мѣстный антіохійскій, но что въ немъ несомнѣнно замѣтно сильное вліяніе антіохійское. Это восточный сводный мѣсяцесловъ, восполненный въ Антіохіи. Конечно, очень могло быть и, вѣроятно, было вліяніе на него и никомидійское еще ранѣе антіохійскаго и даже не одно какое либо другое.

Сирскій мѣсяцесловъ далеко не полонъ. Въ немъ несомнѣнно, опущены имена многихъ древнихъ святыхъ, которымъ было уже празднованіе въ IY вѣкѣ. Въ сентябрѣ, напримѣръ, мѣсяцѣ вѣ сирскомъ мѣсяцесловѣ 20 памятей, но изъ нихъ только три находятся въ настоящихъ восточныхъ мѣсяцесловахъ и полныхъ синаксаряхъ, а между тѣмъ въ нашемъ мѣсяцесловѣ и синаксаристѣ Никодима въ сентябрѣ 133 мученическихъ памяти. Изъ 18Т) памятей всего мѣсяцеслова около 45 находятся въ настоящихъ мѣсяцесловахъ восточныхъ; откуда въ восточныхъ мѣсяцесловахъ взялись многія памяти святыхъ мучениковъ древнихъ, если бы не было въ древности собраній памятей мучениковъ. Самыя сочиненія Евсевія о мученикахъ явились за довольное время до составленія сирскаго мѣсяцеслова, но несомнѣнно, что за долго до Евсевія были собранія памятей мучениковъ для празднованія имъ. Римскій Іеронимовъ мартирологъ, сродный сирскому, гораздо полнѣе его въ отношеніи восточныхъ памятей, хотя и его нельзя назвать полнымъ, ибо въ немъ нѣтъ мно-

гихъ восточныхъ древнихъ святыхъ. Въ немъ въ одномъ сентябрѣ болѣе сирскаго на 14 памятей мученическихъ, которыхъ нѣтъ также въ восточныхъ мѣсяцесловахъ.

Въ сирскомъ мѣсяцесловѣ есть памяти святыхъ, которыхъ нѣтъ въ римскомъ Іеронимовомъ, но такихъ памятей очень немного (около 10). Они у насъ указаны въ самомъ мѣсяцесловѣ ниже.

Православный ли сирскій мѣсяцесловъ или аріанскій?

Въ сирскомъ мѣсяцесловѣ, какъ мы видѣли, положена память Евсевія, епископа палестинскаго, 30 мая. О томъ, что здѣсь разумѣется извѣстный историкъ Евсевій, свидѣтельствуетъ и Іеронимовъ мартирологъ, въ которомъ 21 іюня положена память его такъ: Въ Кесаріи палестинской успеніе Евсевія исторіографа. Но Евсевій былъ склоненъ къ аріанству и слава его этимъ много помрачена на Востокѣ и на Западѣ.

Мало того въ сирскомъ мѣсяцесловѣ 6 іюня пишется: въ Александріи Арій пресвитеръ. Дюшенъ по этому пишетъ: «безъ сомнѣнія въ это время и раньше были другіе Аріи, изъ которыхъ одинъ могъ быть Александріецъ и пресвитеръ и мученикъ. Итакъ изъ этого ничего не выходитъ кромѣ подозрѣнія, но которое получаетъ нѣкоторую силу отъ отечества автора (?) и возвеличенія Евсевія. Гарнакъ прямо называетъ этотъ мѣсяцесловъ аріанскимъ, Нейманъ, вѣроятно, аріанскимъ. Мы къ подозрѣнію Дюшена прибавимъ слѣдующее: память Арія поставлена 6 іюня. Извѣстно, что онъ скончался въ 336 году, какъ свидѣтельствуетъ, св. Аѳанасій александрійскій, съ субботы на воскресенье. Рѣшено было ввести Арія въ церковное общеніе въ Константинополѣ въ воскресенье по проискамъ аріанъ и волѣ императора Константина». Но, пишетъ св. Аѳанасій, Господь Самъ явился судіею и рѣшилъ дѣло противъ неправедныхъ. Еще не закатилось солнце, какъ Арій, побуждаемый нуждою, пришелъ въ извѣстное мѣсто и тамъ упалъ, лишившись вдругъ того и другого и общенія и жизни х). Въ 336 году пасха приходилась на 18 апрѣля, а 6 іюня на воскресенье. Арій же скончался уже по наступленіи празднованія воскресенія въ субботу предъ закатомъ солнца. Это первое. Второе въ сирскомъ мѣсяцесловѣ, изданномъ Дюшеномъ, Арій не называется мученикомъ, и 3-е внесеніе Евсевія въ мѣсяцесловѣ, вѣроятно, церковный едва ли *)

*) Созоменъ. Ц. Истор. кн. II гл. 30.

могло быть, когда православіе въ епископіи господствовало, но разъ внесенный онъ могъ остаться и послѣ того, какъ аріанство смѣнилось православіемъ. Но противъ этого можно сказать. Въ мѣсяцесловѣ сирскомъ помѣщенъ св. Іаковъ, епископъ низивійскій, присутствовавшій на первомъ вселенскомъ соборѣ, осудившемъ Арія. Въ одномъ изъ дошедшихъ до насъ словъ его (16) онъ превосходно доказываетъ изъ Св. Писанія божество Сына Божія *). Во вторыхъ, говорятъ, извѣстенъ другой Арий пресвитеръ, шетнуфискій, страдавшій за Христа въ Александріи, память коего въ коптоеѳіопскихъ мѣсяцесловахъ подъ 9 месори (2 августа) 2). Въ-третьихъ въ сирскомъ мѣсяцесловѣ нѣтъ ни одного аріанскаго епископа, ни знаменитаго Евсевія никомидійскаго-константинопольскаго, ни Георгія александрійскаго, убитаго язычниками 24 декабря 361 года. Въ-четвертыхъ въ спискахъ въ Іероним. 6 іюля (соотвѣтствующаго 6-му іюня въ сирскомъ) стоитъ Аритонъ (или Аритотъ, Артокъ, Артотъ) съ дружиною, какъ мученикъ; у Арія дружины не было. Бакъ имя Аритона въ Іеронимов-скихъ спискахъ повреждено,- такъ могло быть оно и въ сирскомъ повреждено въ Арія, тѣмъ болѣе, что 5 іюня есть Арій въ восточныхъ мѣсяцесловахъ въ дружинѣ другихъ мучениковъ. Кромѣ Евсевія и Арія во всемъ мѣсяцесловѣ нѣтъ ничего, побуждающаго подозрѣвать, что это мѣсяцесловъ аріанскій.

Самое большее, что можно подозрѣвать это то, что сир-скій мѣсяцесловъ поврежденъ аріаниномъ, какъ аріане повреждали по мѣстамъ списки Свящ. Писанія и житія св. мучениковъ, и поврежденіе его только относится къ Евсевію и Арію, но отъ этого онъ не теряетъ своего важнаго значенія, именно онъ свидѣтельствуетъ, что до IV вѣка и еще въ IV вѣкѣ мѣсяцесловы восточные весьма много отличались отъ дошедшихъ до насъ позднѣйшихъ мѣсяцеслововъ, что въ позднѣйшихъ мѣсяцесловахъ опущены весьма многіе древніе мученики, что въ отношеніи къ мѣсяцесловамъ было великое единеніе западной церкви съ восточною, тогда какъ не видится единенія въ этомъ отношеніи восточной церкви съ за- *)

*) Учепіѳ объ отцахъ Филарета. Т. II, стр. 23. Изд. 1859 г.

5) Христ. Чтеніе 1893 г. ч. I, стр. 178. У васъ онъ-Оръ, пострадавшій при Діоклитіапѣ 2 августа. Приложеніе II къ II тому Полнаго мѣсяцеслова Востока.

падною по сирскому мѣсяцеслову. И въ послѣдующихъ восточныхъ мѣсяцесловахъ западныхъ святыхъ немного.

Сирскій мѣсяцесловъ содержитъ имена почти исключительно мучениковъ, кромѣ очень немногихъ нѣкоторыхъ епископовъ, мирно скончавшихся; поэтому справедливо слѣдуетъ дать ему названіе: мартирологъ '(мученикословъ), какъ называется Іеронимовъ мартирологъ и другіе западные, и самъ онъ оглавляется: «имена господъ нашихъ мучениковъ и побѣдителей и дни ихъ, въ которые они приняли вѣнцы». Конечно, наименованіе римскихъ мѣсяцеслововъ мартирологами перешло отъ восточныхъ мѣсяцеслововъ, называвшихся мартирологами.

Несомнѣнно, что сирскій есть очень сокращенный мѣсяцесловъ, хотя содержитъ имена мучениковъ многихъ городовъ Востока, начиная отъ Сирмія на Балканскомъ полуостровѣ до Александріи Египетской и отъ Коринѳа до Низивіи. Но почему избраны изъ многихъ мучениковъ только означенные въ немъ, а не другіе, рѣшить трудно, тѣмъ болѣе, что въ послѣдующихъ мѣсяцесловахъ восточныхъ имъ предпочтены другіе мученики. Въ немъ опущены: св. Іоаннъ Креститель Господень, хотя есть ветхозавѣтные мученики Маккавеи 1 августа, изъ 12 апостоловъ только четыре находятся въ мѣсяцесловѣ: св. Петръ и Павелъ, Іоаннъ Богословъ и Іаковъ братъ Господень, прочіе не находятся и между ними знаменитый Іаковъ, братъ Іоанна Богослова, убіенный Иродомъ въ Іерусалимѣ, а въ Іеронимовомъ находятся всѣ кромѣ Матѳіи, который однако есть въ немногихъ спискахъ Іеронимова. Не находятся въ сирскомъ: Ѳекла первомученица, приводимая трижды въ Іеронимовомъ мартирологѣ 23 сентября, 22 февраля и 20 декабря, Діонисій священномученикъ, архіепископъ александрійскій, 5 октября, Григорій чудотворецъ, епископъ неокесарійскій 17 ноября, св. Евфимія, великомученица Халкидонская 16 сентября, 40 воиновъ севастійскихъ 9 марта и многіе другіе подлинныя житія которыхъ или окружныя посланія церквамъ о мученіяхъ ихъ дошли до насъ или страданія которыхъ описаны Евсевіемъ епископомъ кесарійскимъ въ дошедшихъ до насъ сочиненіяхъ его. Праздникъ Воздвиженія креста Господня установленъ въ Іерусалимѣ въ 335 году соборомъ епископовъ. Его нѣтъ въ сирскомъ, въ Іеронимовомъ есть.

Въ концѣ сирскаго мѣсяца какъ бы въ приложеніи перь-

числены имена мучениковъ персидскихъ, и почти исключительно по степенямъ іерархіи, сперва епископовъ, потомъ пресвитеровъ, затѣмъ діаконовъ, но безъ обозначенія мѣсяцевъ и дней празднованія имъ. Нѣкоторыя имена ихъ, переведенныя съ персидскаго на сирскій языкъ, трудно возстановить въ точности. Нѣкоторые изъ означенныхъ мучениковъ вошли въ восточные мѣсяцесловы.

Сергій архіепископъ Владимірскій.

(Окончаніе будетъ).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.