Научная статья на тему 'Драматургическое осмысление исторических пластов и новых явлений в произведениях флорида Булякова'

Драматургическое осмысление исторических пластов и новых явлений в произведениях флорида Булякова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мистерия / антипод / драма / историческая память / гуманизм / мифология / проблема / аксиология / герой / mystery / antipode / drama / historical memory / humanism / mythology / problem / axiology / hero

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хужахметов Айнур Оскарович, Ахмадиев Риф Бариевич

Для башкирских драматургов одной из важнейших тем является художественное освещение истории башкирского народа. Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, появлением свободы на воплощение “запрещенных” тем; во-вторых, отстранением от проблем сложной и изменчивой современности. Необходимо отметить и то, что драматурги используют образы исторических личностей, героев прошлого, показывая пафос помыслов, величие характера, развитие этического идеала. Панорама через призму мыслей различных исторических деятелей или группы единомышленников различного уровня явлений помогает им донести до своих читателей глубину самоотверженности, воспитывать чувство гуманизма и патриотизма. В этом плане выделяются пьесы Флорида Булякова «Сак-Сук» и «Шаймуратов-генерал». Оба произведения основаны на мифе. В пьесе «Сак-Сук» обыгрывается миф о двух братьях, история которых описана в печальном башкирском баите. Автор возрождает их образы, чтобы вдохнуть в них новый смысл, начать иную сюжетную линию вне времени, вне исторического пространства. Для этой цели в хронотопе действуют персонажи Хызыр Ильяса и Шомбая. С их помощью Сак и Сук попадают в несколько эпох, в драматические моменты истории башкирского народа, пытаются достичь сути происходящего. В пьесе «Шаймуратов-генерал» автор показывает известного военачальника как обычного человека, в душе которого идет беспощадная борьба между долгом и чувствами. Проявляется глубокое одиночество генерала, чьи внутренние метания никто не понимает, видя в нем, прежде всего, не личность, а бездушное оружие, которому запрещено иметь мирские радости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAMATURGIC UNDERSTANDING OF HISTORICAL LAYERS AND NEWDEVELOPMENTS IN FLORID BULYAKOV’S WORKS

For Bashkir playwrights, one of the most important topics is the artistic coverage of the history of the Bashkir people. There are several reasons for this. Firstly, the appearance of freedom for the embodiment of “forbidden” topics; secondly, a move from the problems of a complex and variable modernity. What else should be noted: playwrights use images of historical personalities, heroes of the past as a model of behavior, showing the pathos of thoughts, greatness of character, development of an ethical ideal. The panorama through the prism of thoughts of various historical figures or groups of like-minded people at various levels of phenomena helps playwrights convey to their readers the depth of selflessness, to foster a sense of humanism and patriotism. In this regard, the plays of Florid Bulyakov “Sak-Suk” and “General Shaimuratov” are conspicuos. Both works are based on myth. In the play “Sak-Suk” the myth of two brothers is played out, the story of which is told in the sad Bashkir bait (ballade). The author revives their images in order to breathe new meaning, to start a different storyline outside of time, outside of historical space. For this purpose, the characters of Khizir Ilyas and Shombay are acting in the chronotope. With their help, Sak and Suk get to several eras, at dramatic moments in the history of the Bashkir people, trying to achieve the essence of what is happening in comparison with their fate. In the play “General Shaimuratov,” the author shows the famous military leader as an ordinary person, in whose soul there is a merciless struggle between duty and feelings. The loneliness of the general is manifested, whose inner throwing’ no one understands, seeing in him, first of all, not a person, but a soulless weapon who is forbidden to have worldly joys.

Текст научной работы на тему «Драматургическое осмысление исторических пластов и новых явлений в произведениях флорида Булякова»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

i'1'д i'Ji. ¿r^ гГг. ¿т«. ¿y, ¿fe ¿ft. ^ ¿Tt. ¿y, ¿J^ ¿т* лт«. ¿J^ ¿ft. ¿J^ ¿ff. л»?. ¿Т«. ¿¡{Sj ¿Jgj .,'Je. ^

Б01 10.24411/21223-05(54-2020-10306 А.О. Хужахметов, Р.Б. Ахмадиев УДК 821.512.1141.09 (470.57)

ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЛАСТОВ И НОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФЛОРИДА БУЛЯКОВА

Аннотация

Для башкирских драматургов одной из важнейших тем является художественное освещение истории башкирского народа. Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, появлением свободы на воплощение "запрещенных" тем; во-вторых, отстранением от проблем сложной и изменчивой современности. Необходимо отметить и то, что драматурги используют образы исторических личностей, героев прошлого, показывая пафос помыслов, величие характера, развитие этического идеала. Панорама через призму мыслей различных исторических деятелей или группы единомышленников различного уровня явлений помогает им донести до своих читателей глубину самоотверженности, воспитывать чувство гуманизма и патриотизма. В этом плане выделяются пьесы Флорида Булякова «Сак-Сук» и «Шаймуратов-генерал».

Оба произведения основаны на мифе. В пьесе «Сак-Сук» обыгрывается миф о двух братьях, история которых описана в печальном башкирском баите. Автор возрождает их образы, чтобы вдохнуть в них новый смысл, начать иную сюжетную линию - вне времени, вне исторического пространства. Для этой цели в хронотопе действуют персонажи Хызыр Ильяса и Шомбая. С их помощью Сак и Сук попадают в несколько эпох, в драматические моменты истории башкирского народа, пытаются достичь сути происходящего.

В пьесе «Шаймуратов-генерал» автор показывает известного военачальника как обычного человека, в душе которого идет беспощадная борьба между долгом и чувствами. Проявляется глубокое одиночество генерала, чьи внутренние метания никто не понимает, видя в нем, прежде всего, не личность, а бездушное оружие, которому запрещено иметь мирские радости.

Ключевые слова: мистерия, антипод, драма, историческая память, гуманизм, мифология, проблема, аксиология, герой

Ainur О. Khuzhakhmetov, RifB. Akhmadiev

DRAMATURGIC UNDERSTANDING OF HISTORICAL LAYERS AND NEWDEVELOPMENTS IN FLORID BULYAKOV'S WORKS

Хужахметов Айнур Оскарович, кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры, .заместитель декана факультета башкирской (ринологии, востоковедения и журналистики Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: khuzha@mail.ru

Ainur О. Khuzhakhmetov, Cand.Sc. (Philology), Associate Professor of Bashkir literature, folklore and culture, Deputy Dean of the department of Bashkir Philology, Oriental Studies and Journalism, Bashkir State University (Ufa), e-mail: khuzha@mail.ru

Ахсмадиев Риф Бариевич, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики факультета башкирской филологии, востоковедения и журналистики Башкирского государственного университета Уфа), e-mail: rifahmadieff@yandex.ru

RifB. Ahma diev, Dr.Sc. (Philology), Professor of the Department of Journalism, Faculty of Bashkir Philologgy, OrientalStudies and Journalism, BashkirState University (Ufa), e-mail: rifahmadieff@yandex.ru

Abstract

For Bashkir playwrights, one of the most important topics is the artistic coverage of the history of the Bashkir people. There are several reasons for this. Firstly, the appearance of freedom for the embodiment of "forbidden" topics; secondly, a move from the problems of a complex and variable modernity. What else should be noted: playwrights use images of historical personalities, heroes of the past as a model of behavior, showing the pathos of thoughts, greatness of character, development of an ethical ideal. The panorama through the prism of thoughts of various historical figures or groups of like-minded people at various levels of phenomena helps playwrights convey to their readers the depth of selflessness, to foster a sense of humanism and patriotism. In this regard, the plays of Florid Bulyakov "Sak-Suk" and "General Shaimuratov" are conspicuos.

Both works are based on myth. In the play "Sak-Suk" the myth of two brothers is played out, the story of which is told in the sad Bashkir bait (ballade). The author revives their images in order to breathe new meaning, to start a different storyline - outside of time, outside of historical space. For this purpose, the characters of Khizir Ilyas and Shombay are acting in the chronotope. With their help, Sak and Suk get to several eras, at dramatic moments in the history of the Bashkir people, trying to achieve the essence of what is happening in comparison with their fate.

In the play "General Shaimuratov," the author shows the famous military leader as an ordinary person, in whose soul there is a merciless struggle between duty and feelings. The loneliness of the general is manifested, whose inner throwing' no one understands, seeing in him, first of all, not a person, but a soulless weapon who is forbidden to have worldly joys.

Key words: mystery, antipode, drama, historical memory, humanism, mythology, problem, axiology, hero

Многие периоды башкирской истории являются ключевыми в судьбе народа, имеют глубокий гуманистический потенциал, чем не могли не повлиять на ход событий в части необратимости исторического развития. С учетом признания таких глобальных, общечеловеческих значений, является оправданным осмысление и отображение Ф. Буляковым исторического прошлого родного народа в рамках событийного процесса, вошедшего в социальную и культурную эволюцию человечества и объединенного в смысловое единство, а не только череда фактов.

Неоднозначная природа исторического времени в пьесе «Сак-Сук» Ф. Булякова с точки зрения аксиологического подхода обнаруживает себя в аспекте ценностной структуры произведения, когда дается нравственно-этическая оценка событий и поступков и возникает необходимость вневременной точки зрения на развитие сюжета.

Необходимо отметить, что историческая память - ряд переходящих из поколения в поколение мифов, исторических сообщений, субъективных рефлексий о событиях и явлениях прошлого, в частности, угнетения народа, несправедливости. В гуманитарной науке иногда она рассматривается как коллективная память.

Второе сценическое название пьесы «Сак-Сук» - «Кипчакская мистерия». Мистерией являлся религиозный ритуал, драматизированный и посвященный поклонению умирающему и воскресающему богу - то есть, Страсти Христовы [3].

Сюжетная основа «Сак-Сук» - миф о братьях, которых прокляла родная мать. Они принимают обличие птиц, ищущих друг друга и зовущих кликом «сак» и «сок». Произведение наполнено событиями и фактами из прошлого, различными образами, смысловая функция которых состоит в распространении гуманистических идей среди современников.

«Сак-Сук» - условное пространство, заполненное повествованием о жизнедеятельности башкирского народа, его ментальной сущности, духовно-интеллектуальной эволюции. История о конкретном евразийском народе, исчисляемая тысячелетиями на пространствах Евразии, в художественном мире пьесы нашла свое пространственно-временное отражение [2]. Это говорит о том, что произведение основано на историзме и автор не отходит от истины.

Дохудожественная мифологическая память не признает личность как субъект самоопределения. Лишь постепенное освоение человеком душевной ипостаси бытия: сверхличной одушевленности жизни, мысли, индивидуальной души-личности - приводит к созданию на почве мифа философии, искусства и религии. [4, с. 6]. Эта пьеса показывает увлеченность автором евразийской концепцией истории, ставшей чрезвычайно популярной в массах в 90-е гг. XX века. Продвижению этой концепции способствовали труды как ученых-историков (Л.Н. Гумилев), так и исследователей-энтузиастов (М. Аджи, географ). В соответствии с этой теорией, российская исто-

рия начинается не с IX века, а гораздо раньше. Ее адепты берут начало с народа тюрков - с Алтая, выход которых в евразийские степи и дальнейшее освоение просторов оказали огромное значение на мировую историю. Мурад Аджи называет их одним словом - половцы, то есть кипчаки. Учитывая, что кипчакский элемент сыграл немаловажную роль в становлении и единого башкирского народа, его национального самосознания, нетрудно предположить тот уровень ажиотажа, который вспыхнул среди башкирской интеллигенции после прочтения книг идеологов новой концепции. Многие из среды писателей начинают напрямую связывать две истории - кипчакскую и башкирскую в одну, никак не отделяя их. К ним относятся: Т. Ганиева (поэма «Кипчаки»), Б. Рафиков (роман «В ожидании конца света»), Я. Хамматов (роман «Черное нашествие») и др. Флорида Булякова можно назвать зачинателем этой тематической традиции в драматургии.

В пьесе «Сак-Сук» показывается, как когда-то могущественное племя кипчаков терпит бедствие, и автором своеобразно показывается мистическая сторона его разъединения. Когда его представители подобно звездам на небе оказываются разбросанными по небу.

Поэтому история этого рода не заканчивается лишь на гибели рода. Так как уже на тамге предначертана судьба рода: две стрелы, указывающие одна - в небо, другая - в землю, «к утренней росе», как говорит потом Сак. Остаются свидетели первоначального разгрома - девушка Сак и парень Сук, пути которых по решению небес, а еще как можно назвать вмешательство небесных сил в лице Хызыр Ильяса, расходятся. Чтобы впоследствии по ходу драматического изложения они связали различные исторические эпохи в единое целое.

История кипчаков-башкир в пьесе передается через трансляторы - сильные образы, которые делятся на мистические и реальные исторические: драма описывает мир с точки зрения героя и поэтому опирается не на изображение, а на описания состояний драматических персонажей и изменения этого состояния в результате преодоления препятствий и враждебных акций.

Образы Сака и Сука изначально - по легенде - трагические, проклятые. Мистические образы Сака и Сука выполняют функцию невидимой нити, нанизывающей в себя такие же трагические моменты истории кипчаков-башкир.

Образы Хызыр Ильяса и его помощника Шомбая находятся вне времени. Если Хызыр Ильяс - персонаж коранический, с основой на многовековую легенду, то Шомбай является плодом воображения самого автора. Если предназначение первого образа - указывать путь заблудшим и приносить счастье, то в этой пьесе неоднозначность его фигуры, его деяний показывает именно второй герой. Шомбай выступает как мерило деяний Хызыр Ильяса, как его вечно сомневающееся альтер эго. Шомбай - человеческое в божественном Хызыре, вопрошающее. Хызыр Ильяс и его помощник являются «ткачами» данной мистерии. Они вместе - аватар автора в тексте. Ставят вопросы, на которые ищет ответ сам автор: «Кем же мы являемся? Откуда мы пришли?». Созвучие мыслей автора с идеями Мурада Аджи проявляется в словах Хызыр Ильяса о своем происхождении: «На меня возложил миссию стоявший во главе тридцати трех божеств (Ходай) Тенгре». Несмотря на то, что этот образ является кораническим, автор, следуя за тезисом М. Аджи, говорит, что «вера в Тенгре заложило начало монотеизма в Евразии». Хызыр Ильяс многократно ошибается по ходу сюжета.

В пьесе создаются два типа пространственно-временных площадок: 1) без определенного времени и пространства, и 2) определенные исторические площадки. «...Быстротечно, изменчиво в произведении художественное время, которое состоит в свою очередь из двух времен - мифологического и исторического. Если мифологическое время целиком и полностью связано с путешествием Мальчика (Сук) и Девочки (Сак), то историческое время берет начало с раннего Средневековья, когда жили и творили башкирские поэты Аль-Башкорди и Кул Гали, и длится до конца ХХ столетия» [1].

События, вначале происходящие вроде в неопределенном пространстве, постепенно определяются с местом, и тем более со временем действия.

Сцена отдыха башкирских воинов-участников Отечественной войны 1812 года - особый, кульминационный момент пьесы. В целях создания полноты исторической достоверности, автор пользуется такими типичными классическими кодовыми штрихами, как «башкирский полк», «северные амуры», «два русских офицера», «крестьянки-партизанки» Василисы Кожиной, «пленный в мундире французского гвардейца» и др. [7] Еще раз через диалог офицеров русской

армии кипчакская тематика не теряется - выясняется о кипчакских корнях бравых вояк, забывших свои корни и вспомнивших о них, лишь слушая песни башкир. Пленный гвардеец так же оказывается египетским мамлюком, избранным Наполеоном в его личную гвардию. Потом, как только на горизонте опять появляются Хызыр Ильяс с Шомбаем, реальность сменяется мистикой. Мамлюк «превращается» в кипчакского парня Сук - Санджара Аль-Башкурди из XIII века. А вышедшая из ряда башкирских воинов обычная танцующая девушка - той самой Сак. Они узнают друг друга. Мистика в том, что встреча этих образов собирает воедино призраков поэтов разных эпох. Призраки поэтов создают мираж тех эпох, в которых они творили - они выходят на авансцену с сопровождающими девушками. Кул Гали - булгарский поэт XIII века говорит о любви к молодой почитательнице своего таланта, великий просветитель XIX века Акмулла философствует со слепой девушкой о нежности, Бабич идет на свидание с горной башкиркой, несмотря на то, что деревня занята красными, а на дворе полыхает Гражданская война - катастрофа начала XX века [5]. Выходит и Рашит Назаров, еще при жизни ставший легендой и символом новой башкирской поэзии, однако, не познавший плодов своей славы вследствие тяжелой умственной болезни.

Все они - гордость башкирского, а значит кипчакского народа, во главе с аль-Башкурди, рассказывая самими сочиненные строфы, исчезают в потустороннем мире. Хызыр Ильяс комментирует каждую строфу неутешительным словом: «Убили».

Следующая историческая площадка связана с Салаватом - а это уносит читателя в XVIII век. Персонажа автор не именует полностью - Сала-ват Юлаев, может быть из-за того, что он находится на каторге, из-за того, что его фигура - иллюзорна, вне времени. Такой Салават уже знает о неудачах Хызыр Ильяса, относится к пророку критически, он знает прошлое и будущее, он мудр не по годам, на камне пишет не имя любимой - Амины, а другое - имя Матери - абсолюта. Салават - как сама вечность. На исторической площадке с Салаватом через уста Хызыр Илья-са автор выдвигает еще одну альтернативную мысль о роли Пугачева в российской истории, ставшей модной в 90-ые годы XX века, называя его «кровопийцей, вогнавшей страну в пучину огня и голода...». В конце явления читатель

узнает о том, что Салават, который читает намаз с Хызыр Ильясом, постарел.

Каменный памятник Матери и выставленная на нем кукла из деревни Сеянтуз, жители которой подверглись полному уничтожению (автор называет для сравнения Хатынь-Сеянтуз), притягивает новых исторических персонажей и вместе с ними их эпоху, XX век - это юные Ха-дия Давлетшина и Зайнаб Биишева. Разные по характеру, биографии и творчеству судьбы двух башкирских писательниц силой мистики автор объединяет в одну канву. И вкладывает в уста 5-6-летних девочек серьезные характеристики самих себя - писательниц, особенно новые факты о биографии Хадии Давлетшиной, ставшие достоянием общественности лишь в 90-ые годы XX века. Ярлык «Сак и Сук» лежит и на девочках.

Автор в пьесу вводит краткий фрагмент из биографии Рудольфа Нуриева. Его жизнь через диалог мальчика (Рудика) и девочки (Венеры) рассказывается устами Венеры (Галимовой). Весь фрагмент связан с особым фактом-деталью, придающим воображаемой сцене историчность: «гусиным жиром», которым любит мазаться мальчик Рудик и попросил смазать себя в последние минуты жизни уже великий танцор.

Легенда «Сак-Сук» приводится и в воспоминаниях Ахмет-Заки Валидова для передачи особого эмоционального состояния, в самый драматичный момент его жизни, когда он уезжает из страны без жены Нафисы и сына. Хызыр Ильяс, вещает Заки о наивности башкирского народа, жестоких результатах колонизаторской политики российской империи.

Автор в монологе Нафисы начала 20-х годов XX века отражает мысли башкирских интеллигентов 90-х годов о роли Ахмет-Заки Валидова в судьбе башкирского народа, о его нравственном выборе. Почему он вынужден был покинуть Родину? Почему оставил семью? Что было бы если он остался? И что приобрели современники автора от его побега?

Диалог Хызыр Ильяса с Матерью поэта, Матерью будущего (мальчика) с последней сцены, приводит к одной мысли: если на небе светит солнце, то жизнь на земле будет продолжаться. Под лучами солнца происходит примирение прошлого (девочка) и будущего (мальчика), звучит гимн небесному светилу.

В драме-реквиеме «Шаймуратов-генерал» автор заранее предупреждает читателя (зрителя) о

том, что в основе произведения лежит не судьба реального генерала Миннигали Шаймуратова, а берется превратившийся в символ участия башкир в Великой Отечественной войне песенный образ. Об этом говорит само название драмы, которое намеренно повторяет название песни на слова К. Даяна и музыки З. Исмагилова. Но как и в других своих исторических пьесах Флорид Бу-ляков признается о сочетании реальных фактов, без которых историческая среда драматического произведения невозможна, и художественного вымысла. К исторической тематике автор относится трепетно, если при создании ситуации что-то не выяснено, то в диалогах ставятся вопросы, а не делается поспешное структурирование сюжета на выдуманных фактах.

Выбор направления драматического повествования, как реквиема - заупокойной мессы, рода траурной оратории, говорит о неоднозначности подхода автора к участию своих соплеменников на полях мировой войны. Драма - яркий пример зеркального отражения испытанного шока и сомнений башкирской интеллигенции от наплыва новых фактов, новых взглядов на прошлое страны. Особенно на фоне критики культа личности Сталина, репрессий, и в целом всей советской эпохи, рождаются множество мифов, касающихся истории Великой Отечественной войны, в частности, 112-й Башкирской кавалерийской дивизии: «одна винтовка на троих», «с шашками против танков», «о заваливании трупами» и др. Флорид Буляков как башкирский писатель постсоветской эпохи открыт альтернативным версиям истории России, а тем более - башкирского народа. Он до предела, как позволяет художественное произведение, гиперболизирует эти исторические мифы и задается одним вопросом: «А нужны ли были все эти жертвы даже во имя защиты Родины?». «Предельность, крайность являются ведущей фор-мотворческой основой драматургии» [4, с. 255]. На сегодняшний день появляются много достоверных документов, категорически отвергающих многие военные мифы.

Автор при создании атмосферы военного времени, не углубляется в исторические экскурсы, описание фронтов, боев, учета статистических данных, отсутствует даже дата проведения одной единственной боевой операции - сдерживания сил противника, вокруг которой построена вся тематическая структура сюжета. Писатель и не ставит такие задачи перед собой. Он сно-

ва активно использует мазки, короткие штрихи-символы: «штаб», «карта», «мясорубка», «солдат», «эшелон», «приказ», «атака», «позиция», «столкновение», «сабля», «винтовка», «махорка» и т.д., которые в совокупности участвуют в формировании фона передовой.

При создании исторической панорамы, антуража автор опирается на доминирующих персонажей, которые рождаются на основе мифов современности.

Как и в пьесе «Сак-Сук» автор не лишает себя удовольствия самому действовать в сюжете драмы, теперь в качестве транслятора авторских мыслей и собственно «аватара» выступает денщик Шаймуратова - Шакир.

В драме «Шаймуратов-генерал» автор создает три сюжетных линии, три мира: мир Генерала, мир Ямили и мир Мурата, которые лишь методом монтажа объединяются в одну целую конструкцию. Это делается для того, чтобы показать максимальный уровень обреченности, одиночества главных образов, усилить эффект от тоски и горя разлуки, четко очертить грани дозволенного и недозволенного, довести до абсолюта зависимость человека от чувств долга, чести, ответственности, данного слова, присяги, которые при таком случае всегда входят в конфликт с семейными ценностями, чувством любви и привязанности, гуманизмом и чисто человеческим пониманием. Так же делается максимальный обхват пространства, масштабирование драматического действа - показ в размерах всей страны.

Страшное одиночество, сомнения, терзающие душу Генерала, превращают его в демоническую фигуру. Он в молодости во имя долга отвергает любовь Ямили, всецело завися от командования, превращается в удобное военное оружие, готовое разить не только противника, но и своих же, если прикажут сверху. Он в этом плане недалек от пистолета или винтовки, а тем более от мясорубки, которое ему с намеком подбрасывает денщик Шакир. Прежде всего, Шаймуратов - советский офицер, для которого Родина - весь Советский Союз, а самое святое место, к примеру, Ясная Поляна. На что Шакир с упреком ему говорит, что самое святое место для каждого из людей - его малая Родина. Здесь устами Шакира автор отвечает снова в лучших традициях роста национального самосознания 90-х годов. Когда Генерал отдает приказ об отправке роты Мурата на верную гибель, он просит Шакира вспомнить хоть один намаз, делая нрав-

ственный выбор между водкой и религией предков. Данный выбор, во избежание алкоголизма возврат к исламским ценностям так же является одним из основных проблем современности.

Таким образом, вся кисса (сказание), в сценическом варианте - мистерия эпох из единой истории одного народа, как изначально берет автор, кипчаков-башкир. Историческая тема тесно связана, прежде всего, с историческими деятелями башкирского народа, появление которых в свою очередь влечет за собой создание ореола той или иной эпохи. Мистицизм, тяга идеи произведения к кораническим абсолютам, довлеющее влияние небесных сил над жизнями людей, предопределенность судьбы отдельного человека и целого народа - в основе исторических пьес «Сак-Сук» и «Шаймуратов-генерал».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадиев Р.Б. Миф, перевоплощенный в драматическое произведение // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (3).

2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. Ответы на вопросы «Нового и мира» // М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.

3. Литературная энциклопедия. URL: https://rus-literature-enc.slovaronline.com/3530-Мистерия

4. ПоляковМ.Я. В мире идей и образов. М.: изд-во «Сов. писатель», 1983. 367 с.

5. Сибагатов Ф.Ш. Духовная литература башкирского народа. Уфа: Гилем, 2015. 152 с.

6. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 512 с.

7. Хужахметов А.О. Композиционный репертуар в романе К. Зиганшина «Золото Алдана» // Современные проблемы образования. 2013. № 1.

REFERENCES

1. Akhmadiev, R.B. Mif, perevoploshenniy v dramat-icheskoe proizvedeniye [Myth reincarnated as a dramatic work] // Sovremenniye problemyi nauki i obrasovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. P. 65.

2. Bakhtin, M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow: Iskusstvo [Art], 1986. 444 p.

3. Literaturnaya enziklopediya [Literary Encyclopedia]. URL: https://rus-literature-enc.slovaronline. com/3530-Мистерия

4. Polyakov, M.Ya. Vmire idey I obrazov [In the world of ideas and images]. Moscow: Izdatelstvo «Sovetskiy pisatel» [«Soviet writer» Publishing house], 1983. 367 p.

5. Sibagatov, F.Sh. Dukhovnaya literature bashkirskogo naroda [The spiritual literature of the Bashkir people]. Ufa: Gilem, 2015. 152 p.

6. Tamarshenko, N.D., Tyupa, VI., Broytman, S.N. Teoriya khudoshestvennogo diskursa. Teoreticheskaya poetika [Theory of art discourse. Theoretical poetics]. M.: Izdatelskiy zentr "Akademiya" [Publishing Center "Academy"]. 2004. 512 p.

7. Khuzhakhmetov, A.O. Komposizionniy repertuar K. Ziganchina "Zoloto Aldana" [Compositional repertoire in the novel by K. Ziganshin "Aldan's Gold"] // Sovremenniye problemyi nauki I obrasovaniya [Modern problems of science and education]. 2013. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.