Научная статья на тему 'Масштаб личности героя и драма-трилогия'

Масштаб личности героя и драма-трилогия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ДРАМА / ПОЭТИКА / ГЕРОЙ / ЛИЧНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ПЕРСОНАЖ / МОТИВ / ФАБУЛА / СТРУКТУРА / DRAMATURGY DRAMA / POETICS / HERO / PERSONALITY / CONFLICT / CHARACTER / THEME / PLOT / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмадиев Р.Б.

В работе рассматриваются поэтика драм классика башкирской литературы Н. Асанбаева. Предметом анализа стали тексты произведений автора так называемой трилогии «Валиди», где доминирует последовательность событий, приоритетным является система мотивов. Определяя масштаб личности героя, автор опирается на взгляды таких исследователей, как: Р. Б. Ахмадиев, Т. А. Кильмухаметов, Г. Н. Ишбердина, А. О. Хужахметов и др. относительно историчности, природы системы образов, категорий мотива, структуры произведений, функций в образном мире драматического произведения. В пьесе Н. Асанбаева главный герой известный общественный деятель, лидер башкирского национального движения, востоковед-тюрколог Ахмет Заки Валиди Тоган. Автор пьесы акцентирует внимание на проявлении характера героя как ученого-историка, изучающего древние корни тюрков, других народов Востока. Воспроизведенные таким образом страницы биографии Валиди, связанные с его научной деятельностью, становятся лейтмотивом действия, сквозной идеей, вокруг которой стянуты имеющиеся внесюжетные линии как признаки организации дробной композиции произведения. Как показывает Н. Асанбаев в своем произведении, для А. Валиди, как эмигранта, было очень важно сохранить душевное спокойствие, нравственный стержень, психологическую устойчивость. Об этом он вынужден помнить в каждый миг своего пребывания в чужом обществе, в незнакомой для него стране. Это требует от Ахметзаки колоссальных затрат, как физических, так и душевных. Подтверждением этому являются сцены-ситуации, в которых оказывается герой пьесы, и, которые, вне всякого сомнения, составляют кульминацию развития сюжета, что в свою очередь, приводится в движение конфликтом, основанным на противоборстве власти и личности. Несмотря на то, в какой стране в России или Турции, очутится герой он смел и решителен. Симбиоз «пьеса-роман» в драме «Валиди» представляет собой некий способ организации эпического и драматического материала в единую художественную структуру произведения. В ней важную функцию выполняют авторское повествование и ремарки, диалоги и монологи, вставные эпизоды и картины пейзажа. Среди них особую созидательную позицию занимает речь Ахметзаки и других действующих лиц. В целом звучащее слово в пьесе становится одновременно и средством коммуникации, и камертоном душевного состояния персонажей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCALE OF PERSONALITY OF THE HERO AND THE DRAMA-TRILOGY

The poetics of drama of N. Asanbaev, the classic of Bashkir literature, is studied in the article. The subject of the analysis of texts of the so-called trilogy “Validi”, which is dominated by a sequence of events, the priority is the system of motivation. In determining the scale of the personality of the hero, the author draws on the views of such researchers as R. B. Akhmadiev, T. Kilmukhametov, G. N. Ishberdin, A. O. Huzhahmetov and others regarding the historicity of nature of system images, of categories of motive, structure of literary works, functions in the figurative world of dramatic work. The main character in the play by N. Asanbaev is a known public figure, the leader of the Bashkir national movement, orientalist-turkologist Akhmed Zaki Validi Togan. The author of the play focuses on the representation of the character as a scientist and historian, who studying ancient roots of the Turks and other peoples of the East. The reproduced pages of Validi biography related with his scientific work, become the leitmotif of action, the binding idea, which hold together out-plot lines that serve themselves as signs of fractional organization of composition of literary work. N. Asanbaev shows in his literary work that for A. Validi, as for emigrant, it was very important to preserve his inner peace, moral core, psychological stability. He had to bear it in mind in every moment of his stay in a foreign society, in country that was new for him. This requires from Akhmet-Zaki huge costs of both physical and mental strength and energy. The scene-situations that the hero passes in the play confirm this and without doubt constitute the culmination of development of the plot, which in turn is driven by the conflict based on the confrontation of power and personality. No matter the country the hero is in Russia or Turkey he finds himself to be brave and determined. The symbiosis “play-novel” in drama “Validi” is a special way of organizing the epic and dramatic material into a single literary structure of the work, there the author's narrative and stage directions, dialogues and monologues, out-plot scenes and landscape pictures perform active function. Among them, the special creative place takes speech of Akhmet-Zaki and of other actors. In general, the spoken word in the play becomes at the same time and method of communication, and tuning fork of mental state of the characters.

Текст научной работы на тему «Масштаб личности героя и драма-трилогия»

УДК 82-21

МАСШТАБ ЛИЧНОСТИ ГЕРОЯ И ДРАМА-ТРИЛОГИЯ © Р. Б. Ахмадиев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (3472) 72 34 29.

Email: ahmadiev.rif@yandex.ru

В работе рассматриваются поэтика драм классика башкирской литературы Н. Асанбаева. Предметом анализа стали тексты произведений автора - так называемой трилогии «Валиди», где доминирует последовательность событий, приоритетным является система мотивов. Определяя масштаб личности героя, автор опирается на взгляды таких исследователей, как: Р. Б. Ахмадиев, Т. А. Кильмухаметов, Г. Н. Ишбердина, А. О. Ху-жахметов и др. относительно историчности, природы системы образов, категорий мотива, структуры произведений, функций в образном мире драматического произведения.

В пьесе Н. Асанбаева главный герой - известный общественный деятель, лидер башкирского национального движения, востоковед-тюрколог Ахмет Заки Валиди Тоган. Автор пьесы акцентирует внимание на проявлении характера героя как ученого-историка, изучающего древние корни тюрков, других народов Востока. Воспроизведенные таким образом страницы биографии Валиди, связанные с его научной деятельностью, становятся лейтмотивом действия, сквозной идеей, вокруг которой стянуты имеющиеся внесюжетные линии как признаки организации дробной композиции произведения.

Как показывает Н. Асанбаев в своем произведении, для А. Валиди, как эмигранта, было очень важно сохранить душевное спокойствие, нравственный стержень, психологическую устойчивость. Об этом он вынужден помнить в каждый миг своего пребывания в чужом обществе, в незнакомой для него стране. Это требует от Ахметзаки колоссальных затрат, как физических, так и душевных. Подтверждением этому являются сцены-ситуации, в которых оказывается герой пьесы, и, которые, вне всякого сомнения, составляют кульминацию развития сюжета, что в свою очередь, приводится в движение конфликтом, основанным на противоборстве власти и личности. Несмотря на то, в какой стране - в России или Турции, -очутится герой - он смел и решителен.

Симбиоз «пьеса-роман» в драме «Валиди» представляет собой некий способ организации эпического и драматического материала в единую художественную структуру произведения. В ней важную функцию выполняют авторское повествование и ремарки, диалоги и монологи, вставные эпизоды и картины пейзажа. Среди них особую созидательную позицию занимает речь Ахметзаки и других действующих лиц. В целом звучащее слово в пьесе становится одновременно и средством коммуникации, и камертоном душевного состояния персонажей.

Ключевые слова: драматургия, драма, поэтика, герой, личность, конфликт, персонаж,

мотив, фабула, структура.

В пьесе «Валиди» Н. Асанбаева воплощен образ известного общественного деятеля, лидера башкирского национального движения, востоковеда-тюрколога Ахмет Заки Валиди Тогана. Слова исследователя Т. А. Кильмухаметова «В пьесах Мустая Карима отражены важнейшие, глобальные проблемы нашего времени: человек и общество, человек и Отчизна, внутренняя свобода личности, демократия и диктатура» можно отнести и к Н. Асанбаеву [2, с. 1280]. Не умаляя достоинства А. Валиди как политика и военачальника, Н. Асанбаев, автор пьесы, акцентирует внимание на проявлении характера героя в качестве ученого -историка, изучающего древние корни тюрков, других народов Востока. Воспроизведенные таким образом страницы биографии Валиди, связанные с его научной деятельностью, становятся лейтмотивом действия, сквозной идеей, вокруг которой стянуты имеющиеся внесюжетные линии как признаки организации дробной композиции произведения,

которые «соответствуют рождению человека, жизни и деятельности, смерти» [1, с. 6].

Нужно добавить, что первой серьезной заявкой юного Ахметзаки на получение статуса ученого-исследователя становится труд «История тюрков и татар», написанный им во время учебы в Казанском университете. Этот факт станет как бы отправной точкой в определении характера дальнейших исследований Ахметзаки в пору его зрелости. Хотя об этом пока никто не думает и не подозревает: ни его родители, ни он сам.

Ахметзаки. Папа, мама, вот, в Казани вышла моя книга (показывает). Называется она «История тюрков и татар ...».

Уммухаят. Так, ты теперь можешь поехать за границу, сынок мой (плачет). За тридевять земель. Нас покинешь. Не вздумай к арабам, в пустыню. Хорошо, если это будет, скажем, Турция. Можно к персам, в Иран .

Ахметзаки. Нет, мама, я останусь здесь, в России. Нет нужды ехать в Турцию или Египет. Мож-

но и здесь овладеть языком Корана, изучить арабскую литературу ...

Ахметшах. Рад я за тебя, сынок. Очень рад. Оставайся в России, будешь силен в математике, физике, астрономии, да и в других науках ...

Судьба распорядилась с Валиди так, что заняться ему наукой всерьез пришлось, находясь в эмиграции. Первой зарубежной страной, в которой оказался А. Валиди, стал Иран. Здесь, в Иране, Ах-метзаки совершил настоящий научный подвиг - в библиотеке г. Мешхед обнаружил и исследовал несколько древних рукописей, среди них, - «Книга путешествий» Ибн Фадлана.

Впоследствии Турция станет ему второй родиной, где он будет жить и работать до конца своих дней. Преподавание в Стамбульском университете истории Средней Азии станет для Валиди основным занятием на начальном этапе его деятельности. Он работает самоотверженно, не жалея сил, проявляя одинаковую требовательность к себе и к своим студентам. Перед студентами он ставит задачу овладеть несколькими тюркскими и европейскими языками, чтобы иметь возможность ознакомиться с материалами на языке оригинала.

Огромное желание и умение работать с древними рукописями и литературными памятниками, объективный подход к историческим фактам и явлениям, их научный анализ принесли ему уважение и всеобщее признание. Честность, добросовестность стали для Азметзаки путеводной звездой. В то же время принципиальная позиция по отношению к научным вопросам стала причиной, по которой его противники чинили на его пути препятствия, трудности, на первый взгляд, непреодолимого характера. Нашлись люди, которые всячески мешали утверждению А. Валиди как перспективного ученого и организатора в сфере науки. Не забывали в нем человека с большим багажом политической деятельности в масштабе России и советского Востока. Даже ставилось под сомнение наличие у Ахметзаки образования, его научная компетентность в вопросах политической истории тюркских народов, в том числе современных турок.

Вскоре А. Валиди уезжает в Австрию, заканчивает Венский университет, и во время пребывания в Европе избирается профессором Боннского, Геттингенского университетов. По возвращению обратно в Турцию, возглавляет кафедру тюркской истории Стамбульского университета. Работая здесь, он добивается выдающихся результатов -объем написанных им научных сочинений составит 400 томов!

Как показывает Н. Асанбаев в своем произведении, для А. Валиди, как эмигранта, было очень важно сохранить душевное спокойствие, нравственный стержень, психологическую устойчивость. Об этом он вынужден помнить каждый миг своего пребывания в чужом обществе, в незнакомой для него стране. Это требует от Ахметзаки колоссаль-

ных затрат, как физических, так и душевных. Подтверждением этому являются сцены-ситуации, в которых оказывается герой пьесы, и, которые, вне всякого сомнения, составляют кульминацию развития сюжета, что в свою очередь, приводится в движение конфликтом, основанным на противоборстве власти и личности. Несмотря на то, в какой стране - в России или Турции, - очутится герой -он смел и решителен. Таким выглядит Ахметзаки во время переговоров со своими идейными и политическими противниками - Лениным и Сталиным, особенно в картинах встречи с Президентами Турции - Ататюрком и Исметом Иненю. Так, через некоторое время после приезда Ахметзаки в Турцию, между ним и Ататюрком состоится принципиальный разговор по поводу выявления исторической принадлежности Анатолийского полуострова к Турции или Греции. Разговор получает острый, дискуссионный характер и будет продолжен в ходе работы Конгресса по изучению тюркской истории. В своем выступлении на этом форуме Валиди удается отстоять научно обоснованную точку зрения относительно расселения турок и истории их страны [3]. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» встал перед Ахметзаки во время его беседы с другим турецким президентом, на этот раз с Исметом Иненю. Глава страны открыто решил использовать интеллектуальный и общественный имидж Валиди в целях политической конъюнктуры: по его настоянию, известный ученый должен был организовать и возглавить организацию турецких патриотов, поддерживающую Германию в дни наступления фашистских войск на Москву. К этой работе должен был привлекаться и Абдулкадир Инан. «Отъявленный враг Советской власти» А. Валиди проявляет чудеса смелости и решительности - отверг предложение лидера Турции, за что был заключен в тюрьму сроком на 10 лет, а А. Инан остался без работы. Не прекращает преследование двух непреклонных башкир и Советское посольство в Анкаре, а газета «Известия» с завидным упорством и постоянством публикует разного рода измышления, направленные на дискредитацию их доброго имени. Но А. Валиди и А. Инан не окажутся изолированными от общества - их поддержат студенты и коллеги по работе. По инициативе руководства Народной партии Турции люди выйдут на улицы, организуют митинги и демонстрации, требуя от властей немедленно освободить политзаключенного Ахмет-заки Валиди. В результате побеждает справедливость: деятельность Валиди и Инана будет полностью реабилитирована.

Содержание первой части трилогии составляют страницы жизни Ахметзаки Валиди в России, его общественная деятельность, связанная с башкирским национальным движением и борьбой за создание Башкирской Автономии. Во второй и третьей драмах политический мотив заметно ослабевает, но не снимается с повестки дня, он все еще про-

должает влиять на быт и трудовую деятельность эмигранта Ахметзаки Валиди. Тем не менее, Ахметзаки не дубликат и не тень исторической личности, а цельный характер, центральный персонаж произведения. Для достижения этого, автор пьесы выбирает такие обстоятельства и ситуации, в условиях которых выдерживают испытание и получают подтверждение его верность поставленной цели и гражданскому долгу, преданность делу, любовь к Родине, родному народу, близкому человеку. Это те нравственные параметры, по которым измеряется емкость, масштабность, нравственный потенциал, духовный диапазон образа «второго», после Салавата Юлаева, башкира Ахметзаки Валиди. В этом его жизненная достоверность и художественная правда.

Как историческая личность, А. Валиди - сын своего народа, своего времени. Этим горд и велик. Он - человек возвышенной натуры, чистых помыслов. Как мы уже убедились, в сценах встречи с вождями двух стран он не дает никому повода спекулировать своим именем и делами. Борьба за демократическое будущее своей страны дает ему крепость духа, веру в правоту начатого им дела. Таким он и воплощен в произведении Н. Асанбаева.

В ходе развития событий, начиная с первой драмы до заключительной, диапазон деятельности А. Валиди намного расширяется - вопреки собственному желанию, оказывается вовлеченным в политические «игры». Но он сумел выйти из угрожающих его жизни ситуаций - помогли ему в этом бойцовская закалка, политическая мудрость, ум, бесстрашие.

Драматическая трилогия «Валиди» имеет двойное гражданство, т.е. воплотила в себе черты публицистики и социально-исторической прозы. Публицистичность произведения обосновывается, во-первых, образом главного героя, наполненного огромным общественным содержанием, к тому же имеющего реальные, национальные корни, построенного на прототипе. Во-вторых, в условиях художественной действительности произведения актуализируется его разносторонняя деятельность: в роли инициатора и организатора трех башкирских Курултаев, Председателя башкирского правительства, разработчика принципов федерального устройства Российской государственности, как принято говорить сейчас, на условиях делегирования отдельных полномочий Центра регионам. В-третьих, образ такого человека с широкими организаторскими и творческими возможностями достоин художественного воплощения. Написать произведение литературы об Ахметзаки Валиди, как это сделал Н. Асанбаев, означает провести огромную пропагандистскую работу в воспитательных целях: личность А. Валиди и его художественный образ достойны восхищения и подражания. Сегодня имя А. З. Валиди особо актуально в том плане, что его претензии к тогдашним представителям власти в

Кремле по поводу ущемления прав признанной ими самими же Советской автономии Башкирии 20 марта 1919 г. означали первый официальный протест против зарождающегося культа личности, авторитаризма в руководстве страной.

Симбиоз «пьеса-роман» в драме «Валиди» представляет своего рода способ организации эпического и драматического материала в единую художественную структуру произведения. В ней активную функцию выполняют авторское повествование и ремарки, диалоги и монологи, вставные эпизоды и картины пейзажа. Среди них особую созидательную позицию занимает речь Ахметзаки и других действующих лиц. В целом звучащее слово в пьесе становится одновременно и средством коммуникации, и камертоном душевного состояния персонажей.

Речь - единство общественно-политического, гражданского и личностного составляющих персонажей произведения. В этом отношении характерна речь Ахметзаки, которая связана напрямую с содержанием его личности и свойствами деятельности. Речь Ахметзаки преимущественно публицистична, но, когда она носит полемическую направленность и получает обращенный (к собеседнику или группе лиц) характер, эмоционально окрашено и наполняется экспрессией. Речь Ахметзаки - не пустая риторика, она - оружие борьбы и орудие созидания. В то же время произнесенные им слово, речь - зеркало его души, отражение внутреннего мира, где царствует высшая нравственность.

Пьеса «Валиди», как эпическая драма, состоит, с одной стороны, из цепи событий, имеющих между собой причинно-следственные отношения, и, с другой стороны, событий, носящих независимый друг от друга, относительно самостоятельный, характер [4]. К первым относятся события реальные, исторические, имевшие место в недавнем прошлом, или происходящие в режиме реального времени, которые призваны в основе своей придавать главной сюжетной линии произведения жиз-неподобие, достоверность изображения. Такие события имеют непосредственное отношение к судьбе главного героя, его единомышленников, их антиподов. Вторую группу событий составляют эпизоды-зарисовки, лирико-романтические киссы, и они создают внесюжетные страницы биографии А. Валиди и А. Инана. В них, вызванных непрерывными потоками воспоминаний о Башкортостане, родителях и любимой жене, отражены полные драматизма мысли, думы и чувства человека, преследуемого у себя на родине и, оказавшихся по причине этого, в чужбине. Им придают особый смысл, возвышенность народные протяжные песни в исполнении Абдулкадира, большого знатока фольклора, певца, кураиста. В такие минуты Аб-дулкадир и Ахметзаки напоминают героев башкирских эпических сказаний, воинов, отправляющихся в дальние походы, и, понятно, скучающих по семье,

по родным местам, по Уралу ... Лабиринты судьбы заставят их походить на Гайсу-странника из одноименной песни:

Когда б живым вернулся на Урал,

На камне б высек радостные строки.

Художественная структура пьесы «Валиди» пронизана насквозь, пропитана целиком и полностью мотивом патриотизма. Одна из ипостасей мотива - любовь к Родине, на что особо указывает Н. Асанбаев, служит неиссякаемым источником энергии, подпитывающим душу, мысли и дела А. Валиди. Трогательно описаны писателем картины его прощания с Башкортостаном, в них переданы высшее напряжение сил, весь спектр эмоций, ощущений. Не менее динамичны чувства героя и сейчас, здесь, в изгнании. Но чувство оторванности от родных мест, постоянно сопровождающее Ах-метзаки, не переходит в отчаяние, в чувство утраты Родины.

Опора писателем на конкретные исторические события и факты, стилистика повествования с меньшей долей изобразительности и вместе с тем публицистическая насыщенность авторского мышления при оценке и анализе характера Ахметзаки, реалистичность и героический характер деятельности главного героя, нашедшие адекватное воплощение в пьесе, позволяют отнести произведение «Валиди» Нажиба Асанбаева к героической драме, оснащенной поэтикой эпоса и аналитичностью публицистики. В центре изображения находится человек, личность, пропустивший через себя острые социальные и политические катаклизмы, конфликты XX столетия. Этим монументален герой произведения, этим претендует на монументальность само произведение, в котором воссоздан образ великого сына своего народа Ахметзаки Валиди.

Художественное воплощение исторического прошлого родного народа - одна из «святая святых» для башкирской драматургии. Но сегодня это обстоятельство подкрепляется несколькими причинами. Во-первых, снятием табу на так называемые «запрещенные» темы; во-вторых, некоторым замедлением отображения нашими драматургами проблем наступившего нового времени, что сложно своей «переходностью». И что еще немаловажно: на примере жизни и деятельности исторических личностей, народных героев драматурги показывают возвышенность помыслов, величие духа, видят в них подлинные образцы национального характера, нравственный идеал. Преломление через ум и сознание отдельных личностей или группы людей сложных и противоречивых явлений, процессов прошлого в их отношении к исторической перспективе позволяет драматургам преподносить читателям и зрителям незабываемые уроки самоотвер-

женности, развивать у них историческую память, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Таким образом, анализ пьес показал, что воссоздание исторического прошлого (будь это отдаленное или близкое) требовали и требуют от авторов проведения неустанных поисков, аналитичности ума, остроты зрения. Стремление к совмещению в рамках драматического действия контекстов разных времен, уплотнение сюжетных событий в хронотопе пьес дали авторам возможность для актуализации проблем прошлого, добиваться их созвучности нынешнему времени. Применение в этих целях монтажной композиции, поэтики фольклора, философии мифа не могли не сказаться конструктивно на форме и содержании башкирской драматургии последних десятилетий. В результате появились пьеса-роман в трех частях «Валиди»

H. Асанбаева, пьеса-кисса «Сак-Сук» в виде драматической повести, написанная Ф. Буляковым. Все это свидетельствует о своеобразном синтезе двух указанных стилей современной башкирской драматургии и образовании нового стилевого потока в лице драматического эпоса и эпической драмы.

ЛИТЕРАТУРА

I. Ахмадиев Р. Б. Природа конфликта и типы драматического действия в произведениях башкирской драматургии // Вестник БашГУ. 2014. Т. 19. №4. С. 1449-1457.

2. Кильмухаметов Т. А. Творческий вклад Мустая Карима в развитие национальной культуры Башкортостана // Вестник БашГУ. 2015. Т. 20. №4. С. 1279-1283.

3. Ишбердина Г. Н. Формирование мировоззрения А.-З. Валидо-ва / Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-е соц. и гум. наук. Уфа: Гилем, 2006. 131 с.

4. Хужахметов А. О. Проблемы композиции в современной башкирской прозе: дисс. ... канд. филол. наук. Уфа, 2011. 162 с.

5. Хусаинов Г. Б. Литература и наука. Избранные труды. Уфа: Гилем, 1998, 613 с.

6. Томашевский Б. В. Краткий курс поэтики [1928]. М., 2007.

7. Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля. М.: изд-во Моск. ун-та, 1970. 330 с.

8. Ахмадиев Р. Б. Конфликты, жанры, характеры. Уфа, 2009. 264 с.

9. Сагитова А. С. Режиссерские искания в башкирском театре в 60-е - 90-е гг. ХХ в. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. №2. С. 298-302.

10. Фатхуллин А. А. История литературы - зеркало культурной и духовной жизни народа (этапы развития башкирской литературы) // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 1324.

11. Лепехов С. Ю. Исторический опыт взаимодействия народов и цивилизаций // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2012. №1. С. 139-148.

12. Истякова Р. А. Жанровые особенности пьесы-романа Н. Асанбаева «Валиди» // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4. С. 1016-1019.

13. Ирназаров Р. И. Социологическое наследие Ахмет-Заки Валиди Тогана // Проблемы востоковедения. 2012. №4(58). С. 19-24.

14. Кульшарипов М. М. Заки Валиди - ученый и личность // Вестник БашГУ. 2015. Т. 20. №2. С. 733-737.

15. Кильмухаметов Т. А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа, 2008. 486 с.

Поступила в редакцию 19.04.2016 г.

THE SCALE OF PERSONALITY OF THE HERO AND THE DRAMA-TRILOGY

© R. B. Akhmadiev

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 272 34 29.

Email: ahmadiev.rif@yandex.ru

The poetics of drama of N. Asanbaev, the classic of Bashkir literature, is studied in the article. The subject of the analysis of texts of the so-called trilogy "Validi", which is dominated by a sequence of events, the priority is the system of motivation. In determining the scale of the personality of the hero, the author draws on the views of such researchers as R. B. Akh-madiev, T. Kilmukhametov, G. N. Ishberdin, A. O. Huzhahmetov and others regarding the historicity of nature of system images, of categories of motive, structure of literary works, functions in the figurative world of dramatic work. The main character in the play by N. Asanbaev is a known public figure, the leader of the Bashkir national movement, orientalist-turkologist Akhmed Zaki Validi Togan. The author of the play focuses on the representation of the character as a scientist and historian, who studying ancient roots of the Turks and other peoples of the East. The reproduced pages of Validi biography related with his scientific work, become the leitmotif of action, the binding idea, which hold together out-plot lines that serve themselves as signs of fractional organization of composition of literary work. N. Asanbaev shows in his literary work that for A. Validi, as for emigrant, it was very important to preserve his inner peace, moral core, psychological stability. He had to bear it in mind in every moment of his stay in a foreign society, in country that was new for him. This requires from Akhmet-Zaki huge costs of both physical and mental strength and energy. The scene-situations that the hero passes in the play confirm this and without doubt constitute the culmination of development of the plot, which in turn is driven by the conflict based on the confrontation of power and personality. No matter the country the hero is - in Russia or Turkey - he finds himself to be brave and determined. The symbiosis "play-novel" in drama "Validi" is a special way of organizing the epic and dramatic material into a single literary structure of the work, there the author's narrative and stage directions, dialogues and monologues, out-plot scenes and landscape pictures perform active function. Among them, the special creative place takes speech of Akhmet-Zaki and of other actors. In general, the spoken word in the play becomes at the same time and method of communication, and tuning fork of mental state of the characters.

Keywords: dramaturgy drama, poetics, hero, personality, conflict, character, theme, plot, structure.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Akhmadiev R. B. Vestnik BashGU. 2014. Vol. 19. No. 4. Pp. 1449-1457.

2. Kil'mukhametov T. A. Vestnik BashGU. 2015. Vol. 20. No. 4. Pp. 1279-1283.

3. Ishberdina G. N. Formirovanie mirovozzreniya [Formation of worldview]. A.-Z. Validova / Akad. nauk Resp. Bashkortostan, Otd-e sots. i gum. nauk. Ufa: Gilem, 2006.

4. Khuzhakhmetov A. O. Problemy kompozitsii v sovremennoi bashkirskoi proze: diss. ... kand. filol. nauk. Ufa, 2011.

5. Khusainov G. B. Literatura i nauka. Izbrannye trudy [Literature and science. Selected works]. Ufa: Gilem, 1998,

6. Tomashevskii B. V. Kratkii kurs poetiki [1928] [Short course of poetics (1928)]. Moscow, 2007.

7. Pospelov G. N. Problemy literaturnogo stilya [The problems of literary style]. Moscow: izd-vo Mosk. un-ta, 1970.

8. Akhmadiev R. B. Konflikty, zhanry, kharaktery [Conflicts, genres, characters]. Ufa, 2009.

9. Sagitova A. S. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie. 2012. No. 2. Pp. 298-302.

10. Fatkhullin A. A. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 6. Pp. 1324.

11. Lepekhov S. Yu. Vostok. Afro-Aziat-skie obshchestva: istoriya i sovremennost'. 2012. No. 1. Pp. 139-148.

12. Istyakova R. A. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2008. Vol. 13. No. 4. Pp. 1016-1019.

13. Irnazarov R. I. Problemy vostokovedeniya. 2012. No. 4(58). Pp. 19-24.

14. Kul'sharipov M. M. Vestnik BashGU. 2015. Vol. 20. No. 2. Pp. 733-737.

15. Kil'mukhametov T. A. Poetika bashkirskoi dramaturgii [Poetics of the Bashkir drama]. Ufa, 2008.

Received 19.04.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.