Научная статья на тему 'ДПО - основа профессиональной мобильности и социальной защищенности'

ДПО - основа профессиональной мобильности и социальной защищенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДПО - основа профессиональной мобильности и социальной защищенности»



ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

ДПО - основа профессиональной мобильности и социальной защищенности

Г. МУХАМЕТЗЯНОВА, академик РАО Г. МИНКИНА, канд. пед. наук Н. ПУГАЧЕВА, профессор Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО (г. Казань)

Темпы развития современной экономики, науки и информационных технологий выдвигают на первый план проблему поиска новых подходов к организации работы в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, а также дополнительного профессионального образования студентов с целью повышения их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда.

Образование через всю жизнь, «lifelong education» - это единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новому виду трудовой деятельности. Дополнительное профессиональное образование в различных формах может стать надежной основой повышения профессиональной мобильности и социальной защищенности.

В условиях экономических реформ учреждения ДПО оказались во многом предоставлены сами себе, многие из них прекратили свое существование. Отраслевые учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров перестали централизованно финансироваться, в результате чего некогда мощные институты вынуждены были свести до минимума технологические направления переподготовки и повышения квалификации. Недостаточное внимание уделяли вопросам повышения квалификации кадров в области техники и тех-

нологий, в том числе обеспечивающих безопасность страны, промышленную безопасность и охрану труда, экологическую и радиационную безопасность.

Возрастающие потребности реального сектора экономики в квалифицированных руководителях и специалистах, рабочих кадрах выдвинули в число приоритетных задачу модернизации системы ДПО на качественно новой основе. В настоящее время учреждения ДПО начали самостоятельно вырабатывать стратегию своего развития на рынке образовательных услуг. Важнейшими участниками процесса возрождения ДПО стали и высшие учебные заведения. Объединив усилия с учреждениями дополнительного профессионального образования, органами исполнительной власти, вузы превращаются в уникальные центры системы непрерывного образования.

В последние годы правительством Республики Татарстан был принят ряд постановлений по развитию системы ДПО. Во исполнение этих постановлений в ходе совместной деятельности Министерства экономики и промышленности, Государственного комитета по управлению государственным имуществом, Ассоциации промышленных предприятий, Совета ректоров вузов Республики Татарстан был разработан комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие, совершенствование и повышение ее эффективности. Он нашел свое воплощение в документе, получившем название «Решение четырех», где были сформулированы положения о финансировании системы, предложено использовать территориально-отраслевой

84 Высшее образование в России • № 7, 2007

принцип распределения обучающихся по базовым вузам и учреждениям ДПО. Переход к непрерывному образованию предполагает более мобильные и результативные модели организации учебного процесса с акцентом на практический аспект знаний. Сегодня в вузах республики, в деятельности структурных подразделений ДПО образовательные услуги все в большей мере сочетаются с консультированием на основе длительного взаимодействия с заказчиком, используется модульный принцип формирования учебных программ, применяются интенсивные технологии, методы самостоятельной работы с тестами, компьютерные технологии обучения.

Сегодня система ДПО Республики Татарстан включает в себя три функционально связанные структуры: 1) систему заказа (предприятия и организации); 2) систему управления; 3) систему реализации дополнительных образовательных программ.

Важной составляющей системы ДПО стал принцип кластерности. Согласно теории Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ними организаций (образовательных заведений, органов управления, инфраструктурных компаний), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв » в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные «ниши». В нашей стране принцип кластерности прежде всего применяется при разработке программ регионального развития и анализе конкурентоспособности отрасли. Опираясь на исследования специалистов, можно отметить, что принцип кластерности основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя,

сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала. Принцип кластерности позволяет снять границы между секторами и видами деятельности и рассматривать их во взаимосвязи, прежде всего на уровне региона.

По мнению специалистов, в условиях трансформации российского общества отраслевая логика управления социально-экономическим развитием устарела. Отрасль становится понятием виртуальным -нет ни объекта, ни субъекта ее развития. Внутри России и в международном пространстве регионы конкурируют между собой за инвестиции и за размещение наиболее перспективных бизнесов на своей территории. В этой ситуации создание благоприятного бизнес-климата, расширение сетей поставщиков и потребителей, обеспечение качества образовательных услуг могут стать решающим фактором для выбора территории. Главное, что дают кластеры, - это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Стимулирование развития кластеров по силам любому региону, однако важно понимать, что кластеры, как и любая другая привлекательная методика, могут принести результаты только тогда, когда они вписаны в более широкий контекст стратегий регионального развития. Понятие «регионализация образования» - признанный научно-педагогический принцип развития мирового образования - не является отражением современной политической конъюнктуры. Актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.

Развитие региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся и специфике региона, представляет шаг вперед в развитии российского образова-

Обсуждаем проблему

85

ния, в его движении в направлении демократизации и модернизации. Система образования, ориентирующаяся не на сиюминутный спрос на рынке труда, а на образовательные потребности граждан региона, -наиболее перспективна. Эти потребности определяют расположение сети образовательных учреждений, предпочтительные образовательные программы, соотношение государственных и негосударственных образовательных учреждений, типы и виды школ и учебных заведений и т.д. вплоть до приемлемого уровня образовательной подготовки. Экономическое развитие региона, его финансовое положение, уровень доходов, национальный и религиозный состав населения, культурные традиции и предпочтения, климатические и географические условия - эти факторы образовательного поля в значительной мере регулируют образовательные потребности конкретной личности. Выбор будущей профессии, направления повышения квалификации, переподготовки, уровня образования зависит не только от способностей и интересов личности, но также и от тех возможностей профессиональной и личностной социализации, которые существуют в конкретном регионе.

Регионализация образования направлена на формирование регионального образовательного пространства, под которым понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных); средств массовой коммуникации, ориентированных на образование; общественных организаций, вов-леченныхв решение проблем образования; социально-психологических стереотипов, регламентирующих поведение людей по отношению к образованию. Поэтому формирование кластеров в системе регионального образования - одна из актуальных проблем его модернизации и один из факторов социально-экономического развития региона.

Применение принципа кластерности к управлению профессиональным образованием дает следующие преимущества.

1. Формируется инструмент взаимодействия образовательных учреждений с рынком труда, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации социально-экономического развития территории.

2. Улучшается кадровая инфраструктура. 2007 год уже назвали годом «дефолта вузов». С тем же правом он может быть назван годом «дефолта рынка труда». Нельзя допустить, чтобы нарушение естественных механизмов воспроизводства привело к серьезным проблемам отсутствия необходимых кадров в реальном секторе экономики.

3. Формируется эффективная, гибкая, регулируемая система, в которой происходит постоянное развитие имеющегося потенциала, создается благоприятный инновационный климат, развивается инфраструктура инновационной деятельности.

4. Создается естественная база для реализации модульного и мобильного принципов обучения, которые предполагают: отказ от предметного преподавания и расширение междисциплинарных связей; открытость образовательного процесса, позволяющую обучающемуся как субъекту рыночных отношений самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с его личностными пожеланиями и достижениями; высокую интеллектуальную насыщенность и технологичность обучения, адаптированную под особенности обучающихся; доступность технологий обучения, достигаемую применением разнообразных средств и различных форм обучения - очно-заочных, виртуальных и других; гибкость - возможность выбора программ по длительности обучения и этапам освоения; целостное представление о разделах программы, возможность выбора самостоятельных блоков и ступеней обучения.

5. Развивается социальное партнерство.

86 Высшее образование в России • № 7, 2007

Одной из приоритетных задач реформирования российского образования стало развитие образования как открытой государственно-общественной системы за счет эффективного межсекторного взаимодействия. Кроме того, основные направления социальной политики Правительства РФ предусматривают демонополизацию социальной сферы, перераспределение ответственности между федеральными, региональными, местными органами власти, социальными организациями. Такое перераспределение возможно только при опоре на конструктивные социальные инициативы как социальных организаций, граждан, так и муниципальных, государственных органов власти, коммерческих и иных структур, что также определяет актуальность развития социального партнерства. За последние годы у вузов сложился большой опыт в этой области, обобщая который можно выделить несколько моделей сотрудничества: информационный обмен в рамках открытых встреч со студентами и преподавателями по вопросам местного развития с участием региональных, муниципальных органов власти, бизнес-структур; проведение совместных благотворительных акций и других мероприятий разового характера; систематическая поддержка органами власти и бизнес-структурами социальных инициатив; организация научно-практических конференций, семинаров; развитие государственно-общественных форм управления посредством привлечения работодателей к оценке качества образования; организация системы ДО, курсов повышения квалификации; проведение практики студентов на базе муниципальных организаций.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что образовательный кластер - это структура:

• региональная - начиная от города или субъекта РФ (например, образовательные кластеры в Республике Татарстан, в Красноярске и т.д.) до страны (кластеры в Республике Казахстан и т.д.);

• горизонтальная: несколько учеб-

ных заведений одного уровня могут входить в один кластер;

• вертикальная: вкластер объединяются учебные заведения различного уровня;

• латеральная: в кластер объединяются разнопрофильные учебные заведения, предприятия и организации;

• отраслевая: это совокупность учебных заведений, предприятий и организаций одного профиля;

• фокусная: учебные заведения сосредоточиваются вокруг одного центра - предприятия, НИИ;

• качественная - это совокупность учебных заведений, предприятий и организаций, объединяющихся с целью создания и внедрения инноваций.

В качестве конкретных моделей кластеров можно назвать колледжи, университетские комплексы, сервисные центры, технопарки и другие.

В чем достоинства кластеров? Во-первых, здесь целесообразно используются кадровые ресурсы, научно-информационный потенциал, финансы, инфраструктура; во-вторых, выше качество подготовки, выпускники более востребованы на рынке труда, лучше соответствуют требованиям производства; в-третьих, более эффективно применяются образовательные технологии, эксплуатируются учебные мастерские и другое оборудование; в-четвертых, сокращаются сроки подготовки за счет интеграции содержания обучения, реализации принципа преемственности в целях, содержании, методах, формах, средствах обучения; в-пятых, реализуются принципы перспективности и гуманизации образования. Объединение в кластер на тех или иных основаниях формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных, технологических и образовательных инноваций, а определенную систему производства и распространения новых знаний, производственных и образовательных технологий.

Вместе с тем при создании и развитии образовательных кластеров возникает ряд вопросов теоретического и практического

Обсуждаем проблему

87

плана. Среди них такие: допустимо ли реформировать систему образования, исходя исключительно из соображений экономической целесообразности? Каковы конкретные краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи развития кластеров? Какое место образовательные кластеры занимают в экономике страны, и какие модели кластеров нужны России? Сохраняет ли учебное заведение самостоятельность в определении своей стратегии поведения на рынке образовательных услуг? Очевидно, что без ответа на эти вопросы нельзя говорить об эффективности кластерного подхода к модернизации профессионального образования.

Создание и развитие кластеров одновременно является предпосылкой интеграционных процессов как внутри образования, так и в цепочке «наука - образование - производство ». В этих условиях кластерный подход можно рассматривать как одну из новых технологий управления социально-экономическим развитием общества, в том числе образованием. Он способен принципиальным образом изменить содержание государственной образовательной политики. В соответствии с ним усилия чиновников должны быть направлены не на поддержку отдельных образовательных учреждений и образовательных подсистем, а

на развитие взаимоотношений между школами и учреждениями профессионального образования, между предприятиями - заказчиками кадров - и учебными заведениями, между учебными заведениями и органами исполнительной власти и т.д.

На наш взгляд, в современных социально-экономических условиях повышение квалификации в системе дополнительного образования становится более эффективным, чем получение второго высшего образования. К основным негативным характеристикам последнего можно отнести как минимум высокую оплату, отсутствие льгот для студентов, общественное мнение о низком качестве платного образования. В настоящее время российские работодатели, находясь в условиях экономической неопределенности, требуют от высшего профессионального образования подготовки «конвертируемых» специалистов, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений, владеющих новыми информационными технологиями, заинтересованных в непрерывном образовании. В этой связи повышение квалификации в системе ДПО становится более эффективным, так как обеспечивает высокий уровень профессионализма, компетентности, сохранение трудового стажа по специальности, карьерный рост.

Л. КОЛЕСНИКОВА, доцент Риторическая ЛИЧНОСТЬ

Орловский государственный .

университет преподавателя-филолога

По сути своей образование - это встреча культур: культуры студента и культуры преподавателя. В диалоге культур, в общении формируется личность. Как справедливо указывал К.Д. Ушинский, личность воспитателя значит все в деле воспитания. Поэтому каждое слово педагога, его внешний вид, мимика, телодвижения, об-

ращение к ученику - все должно быть подчинено задаче воспитания человека высокой культуры. Тем, как педагог общается с учащимися, он их воспитывает.

Многие преподаватели вузов ошибочно считают, что они «чистые» предметники: т.е. только «филологи» или «математики», «историки»или «физики». Часто можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.