Научная статья на тему 'ДПО как фактор карьерной перспективы студентов'

ДПО как фактор карьерной перспективы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДПО как фактор карьерной перспективы студентов»

92

Высшее образование в России • № 2, 2008

Ф. ШАГЕЕВА, доцент ДПО КЭК фаКТОР каРьеРнОй перспективы студентов

Современные тенденции развития общества ставят перед высшей профессиональной школой проблему подготовки специалистов, способных переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции. Высококвалифицированному инженеру все чаще приходится принимать решения, требующие экономических и управленческих знаний, знаний иностранного языка и основ психологии, информационных технологий и т.п. Изменения, наблюдаемые в профессиональной деятельности современного специалиста, неизбежно влекут за собой необходимость внесения корректив в систему профессиональной подготовки и обусловливают повышение значимости ее составляющей, связанной с дополнительным образованием [1].

По решению Ученого совета в структуру Казанского государственного технологического университета в 1994 г. был включен факультет дополнительного образования (ФДО), основная цель которого - обеспечение возможности получения студентами дополнительного профессионального образования параллельно с основным [2].

В основу функционирования системы дополнительного профессионального образования на факультете положен ряд общедидактических принципов: взаимосвязи базового и дополнительного образования, профессиональной направленности, интеграции и дифференциации, интеллектуализации профессиональной подготовки, рефлексии профессиональной деятельности, развития личности через деятельность, общения, гуманитаризации обучения и ряд специфических принципов [3].

Содержание дополнительной профессиональной подготовки студентов и

выпускников КГТУ базируется на системных представлениях об инженерной и со-циогуманитарной подготовке как взаимодополняющих структурах.

На факультет зачисляются наиболее одаренные и целеустремленные студенты. Принимая решение обучаться на ФДО, студент движим прежде всего мотивами, связанными непосредственно с учебной деятельностью и будущей профессией, которые являются сильными и устойчивыми побудителями к активности, а также стремлением удовлетворить духовные запросы, выходящие за рамки основной образовательной программы.

Конкурсный отбор студентов на ФДО осуществляется с учетом успеваемости на основном факультете и результатов тестирования или собеседования. Тестирование представляет собой комплекс заданий, выполняемых с целью определения базовой подготовки и выявления степени развития необходимого для той

Из жизни вуза

93

или иной профессии комплекса свойств личности. В процессе собеседования обнаруживается их мотивация поступления на ФДО, их представления о выбранной области профессиональной деятельности.

В подобном подходе к формированию контингента ФДО реализуется идея о предоставлении особых возможностей наиболее способным студентам, нацеленным на серьезную подготовку к профессиональной деятельности, стремящимся к наиболее полной самореализации.

Отличительной особенностью подготовки по программам дополнительного образования в технологическом университете является привлечение к педагогическому процессу преподавателей, имеющих двойную компетенцию (инженерную и гуманитарную) и обладающих определенным набором личностных качеств (доброжелательность, лояльность, тактичность, желание помочь студентам, умение выслушать и понять студента и т.д.). Студент на факультете воспринимается не как объект педагогических воздействий, а как активный субъект, равноправный участник процесса профессиональной подготовки. Обучение на ФДО наиболее приближено к педагогике сотрудничества.

Перечень реализуемых на факультете программ достаточно широк, и он постоянно обновляется с учетом изменяющихся социально-экономических потребностей.

Занятия проходят по вечерам, в свободное от основных занятий время, два раза в неделю. Обучение возможно в несколько этапов, каждый из которых завершается выдачей соответствующего документа (сертификата, удостоверения, диплома КГТУ, государственного диплома о профессиональной переподготовке).

К учебному процессу на факультете привлекаются преподаватели кафедр университета, а также педагоги из других вузов и ведущие специалисты-практики.

Работа факультета осуществляется по следующим основным направлениям:

• дополнительная социогуманитарная и инженерно-техническая подготовка студентов;

• профессиональная переподготовка студентов, закончивших КГТУ и ФДО КГТУ;

• краткосрочные программы, направленные на реализацию индивидуальных интересов.

Дополнительная социогуманитарная и инженерно-техническая подготовка рассчитана на лучших студентов университета, стремящихся расширить круг своих профессиональных возможностей в будущем. На факультете реализуется несколько таких профессионально-образовательных программ: Менеджмент и маркетинг, Перевод (английский, немецкий и французский языки), Психология, Экономика предприятия, Юриспруденция и экономика, Педагогика, Информационные технологии, Дизайн костюма, Дизайн и проектирование изделий из древесины, Социальные коммуникации.

Каждая программа, рассчитанная на 600-800 часов аудиторного времени, содержит в основном блок общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин. Еженедельная нагрузка составляет 6-8 часов. Продолжительность обучения - шесть семестров. Трехгодичное обучение завершается сдачей итогового междисциплинарного экзамена. При условии успешности обучения по окончании факультета выдается диплом КГТУ, утвержденный Ученым советом университета, о дополнительном профессиональном образовании, полученном по соответствующей программе.

Выпускники факультета могут продолжить свое обучение в высших школах, входящих в структуру Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) КГТУ, или же на самом ФДО в течение еще одного года по соответствующим программам профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка студентов, закончивших ФДО КГТУ,

94

Высшее образование в России • № 2, 2008

является одним из вариантов продолжения обучения наших выпускников в структурных подразделениях ИДПО. Студенты, ранее получившие дополнительное образование по трехгодичным программам, углубляют свою теоретическую и практическую подготовку по выбранному направлению. В течение двух семестров они занимаются по индивидуальным учебным планам. Многолетняя дополнительная подготовка завершается выполнением и защитой выпускной квалификационной работы. По окончании выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке, дающий право ведения профессиональной деятельности в новой сфере. В настоящее время освоено несколько программ такого уровня: Управление персоналом, Менеджмент организации, Правовые основы хозяйственной деятельности, Экономика и управление на предприятии, Профессиональный перевод, Психология профессиональной деятельности, Педагогика общего и профессионального образования, Информационные системы и технологии.

В течение 2007 г. на факультете осуществлялся эксперимент по реализации многоступенчатой индивидуализированной подготовки. Этот проект имеет, на наш взгляд, хорошие перспективы.

Многоступенчатая подготовка по индивидуализированным дополнительным программам также рассчитана на студентов университета, стремящихся расширить свои профессиональные перспективы. Главное ее отличие от предыдущего варианта заключается в том, что она предполагает обучение в несколько этапов, каждый из которых завершается выдачей соответствующего документа (сертификата, удостоверения, диплома КГТУ, государственного диплома о профессиональной переподготовке). Предметное наполнение каждого этапа осуществляется в результате выбора студентом одного из предложенных деканатом вариантов учебных планов по направлению подготовки. Тем самым обеспечивается индивидуали-

зация обучения и адаптивность системы ДПО на факультете.

Рассмотрим данный вариант на примере программы ДПО «Менеджмент организации». Первые три семестра студенты, избравшие данное направление, занимаются в потоке, осваивая такие дисциплины, как Основы менеджмента, Основы маркетинга, Экономическая теория, Теория организации, Основы предпринимательской деятельности и др. Завершается этап выдачей удостоверения КГТУ.

На следующем этапе студенты выбирают одну из нескольких специализаций: Управление персоналом, Финансовый менеджмент, Предпринимательство, Управление инновациями, Маркетинг и др. и осваивают ее в соответствии с учебными планами, занимаясь в течение трех семестров в небольшой группе (15-20 человек). По окончании обучения на данном этапе сдается междисциплинарный экзамен и выдается диплом КГТУ.

Следующий этап - профессиональная переподготовка. Учебные планы данного этапа рассчитаны на два семестра и наполняются в соответствии с выбором студентов различными дисциплинами, предлагаемыми деканатом из числа авторских курсов, разработанных высококвалифицированными преподавателями университета. Все дисциплины соответствуют стандартам по направлениям подготовки 080507 «Менеджмент организации» и 080505 «Управление персоналом». Учебный процесс становится полностью индивидуализированным, количество студентов в группе составляет 5-10 человек, и состав такой группы меняется.

Выпускная квалификационная работа выполняется на тему, соответствующую выбранной сфере профессиональной деятельности (финансовый менеджмент, производственный менеджмент, управление персоналом, маркетинг, инновационный менеджмент и др.), после ее защиты выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке.

Из жизни вуза

95

В планах факультета:

• расширение перечня программ инженерно-технического и социогуманитарного профиля;

• освоение краткосрочных программ, направленных на реализацию индивидуальных интересов и потребностей студентов;

• разработка совместных с линейными факультетами проектов программ так называемой «двойной компетенции »;

• переход с многослойной структуры на многоступенчатую, позволяющую по завершении каждого этапа обучения выдавать соответствующий документ (сертификат, удостоверение, диплом) и обеспечивающую гибкость системы; реализация индивидуализированных программ ДПО;

• разработка и осуществление подготовки студентов по специальным заказам по индивидуальной образовательной траектории под руководством высококвалифицированного руководителя - тьютора;

• важным направлением деятельности факультета с 2007 г. становится его участие в реализации концепции проектно-деятельностного образования, осуществляемой в нашем университете.

В настоящее время факультет дополни-

тельного образования известен не только в нашем университете, среди почти полутора тысяч студентов, обучающихся на ФДО, есть студенты и других вузов города.

На региональном рынке труда очень востребованы наши выпускники, обладающие двойной компетенцией: основной - инженерного профиля и дополнительной -гуманитарной или экономической. Получение дополнительного профессионального образования существенно расширяет потенциал и обеспечивает успешную профессиональную карьеру выпускникам нашего вуза.

Литература

1. См.: Дьяконов С., Иванов В., Овсиенко

Л. Дополнительное образование - новые возможности// Высшее образование в России. - 2003. - №2.

2. См.: Иванов В., Шагеева Ф. Дополнитель-

ное профессиональное образование: новые подходы // Высшее образование в России. - 2002. - № 2.

3. См.: Валеева Н. Становление и развитие

дополнительного профессионального образования студентов в техническом вузе. - Казань,1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.