Научная статья на тему 'Организационная модель учебного процесса'

Организационная модель учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационная модель учебного процесса»

Навстречу международному симпозиуму 45

■ соотношение социализации, воспитания и развития личности, роль самовоспитания в формировании личности;

■ сущность воспитания, показатели воспитанности членов трудового коллектива;

■ закономерности и принципы воспитания, его основные направления и конкретное содержание, формы, методы и средства в современных условиях развития общества и производства;

■ основные законодательные документы, касающиеся системы образования и регламентирующие воспитательную деятельность, права и обязанности субъектов образовательного процесса;

■ социально-психологические и возрастные особенности развития субъектов производственного процесса и способы влияния на них (особенности социальной и профессиональной адаптации, механизмы стимулирования социального и профессионального становления личности);

■ основы воспитательной деятельности наставника молодежи;

■ основные методы построения личностного и профессионального имиджа специалиста;

■ основы производственно-педагогической инноватики.

Где, когда и как будущий инженер может и должен овладеть названными знаниями и умениями? Ответ неизвестен. Более того, с сожалением приходится констатировать непродуманность и ошибочность существенного (почти в два раза!) сокращения часов, выделяемых на психолого-педагоги-

ческую подготовку в инженерном вузе. Остается надеяться на переподготовку и повышение квалификации преподавателей технических вузов, на их готовность и способность вооружить будущих инженеров необходимыми для реализации педагогической функции знаниями и умениями в процессе общепрофессиональной, профессиональной и специальной подготовки. Овладению требуемыми знаниями и умениями в процессе переподготовки и повышения квалификации могло бы способствовать изучение интегративного курса «Основы воспитательной деятельности инженера ».

Безусловно, действенным средством является самообразование и самовоспитание. Вот лишь некоторые направления работы инженера над собой как личности, специалиста, профессионала, воспитателя: расширение культурного кругозора, углубление научно-технических и экономических знаний, совершенствование профессионального мастерства, проявление интереса к событиям в стране и в мире, освоение этических ценностей, овладение основами педагогики и психологии, укрепление своего здоровья.

Ничто так не воспитывает молодых людей, как личный пример старших. Вот уж поистине прав был классик, утверждая, что «воспитатель должен быть воспитан ».

Литература

1. См.: Кирсанов А.А, Жураковский В.М., Приходько В.М., Федоров И.В. Основы инженерной педагогики. - М.; Казань, 2007. - С. 43-46, 411-414.

Ф. ШАГЕЕВА, доцент °рганизаци°нная мОДель учебного процесса

Размышляя в интервью о перспективах инженерной педагогики, профессор В.М. Приходько в качестве главных ее целей назвал «разработкуэффективныхпе-дагогических технологий формирования инженерной компетентности выпускников втузов, совершенствование методов преподавания технических дисциплин и методов

выполнения междисциплинарных проектов» [1].

Действительно, технологизация образования является в настоящее время устойчивой тенденцией высшей профессиональной школы. Образовательная технология позволяет эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать ре-

46

Высшее образование в России • № 6, 2008

зультаты в соответствии с запланированными целями. Поэтому она становится одной из наиболее развивающихся областей современной дидактики и основным источником инноваций, способных привести к радикальному изменению образовательной деятельности вузов и повышению качества инженерного образования.

Однако большинство проектов, связанных с внедрением образовательных технологий в процесс подготовки инженеров, в первую очередь затрагивают его содержательные аспекты. При этом особое внимание привлекает модульный подход, поскольку он несет в себе идею рационального построения процесса обучения и наиболее приспособлен к условиям инженерного вуза. Нам же хотелось бы привлечь внимание к организационным аспектам инженерного образования.

Технологии организации учебного процесса, известные как концентрированное обучение, имеют своей целью повышение его качества через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса; они дают до 20% экономии времени и способствуют формированию целостных, системных знаний.

Современный учебный план подготовки магистров очень обширен. Он содержит множество дисциплин, формирующих у студентов целостный взгляд на современное состояние дел в промышленности, на приоритетные направления развития производства, а также на пути решения этих проблем. Будущие магистры изучают также блок специальных дисциплин, ряд учебных предметов, формирующих знания, умения и навыки по общей технологии создания и исследования материалов и веществ, осваивают иностранный язык и получают компьютерную подготовку.

Как правило, расписание составляется так, чтобы занятия по определенной дисциплине отстояли друг от друга достаточно далеко. Материал, пройденный за промежуток времени между занятиями, частично забывается, ведь нагрузка у студен-тов-магистрантов достаточно велика: им

одновременно приходится заниматься и иностранным языком, и научно-исследовательской работой, изучать педагогику и массу других дисциплин. Все это не способствует концентрации внимания. К этому нужно добавить и тот факт, что содержание почти всех предметов разбито на мелкие фрагменты, на каждом отдельном занятии студенты получают небольшие дозы учебной информации, порой не представляющие собой целостного материала, не имеющие системной логической связи с другим учебным материалом. Все дисциплины разбросаны по четырем семестрам, причем традиционно первые два расхолаживают студентов, зато на последующих их ждет непомерная нагрузка, особенно в четвертом, когда приходится заниматься магистерской диссертацией. На последний семестр приходится и сдача государственного экзамена по специальности.

Вышеназванные проблемы, связанные с традиционной организацией обучения, можно решить путем внедрения технологии концентрированного обучения; благодаря ей происходит интеграция теории и практики, знание становится целостным, наполненным и функциональным.

Модель концентрированного обучения, которая предполагает одновременное изучение не более трех-четырех дисциплин, составляющих междисциплинарный модуль, весьма своеобразна и довольно эффективна. В ней осуществляется предметная перспективность, т.е. при условии профессионального подхода и согласованного построения блоков изучаемых дисциплин педагоги могут представить свою науку в перспективе, показав связи между учебными предметами. Перед студентом открываются зависимости, определяющие природу и целостность науки. Студент-магистрант получает глубокие знания, объединенные в систему. Концентрация на специфике предмета дает возможность сделать знание студента фундаментально научным и системным.

Рассмотрим в качестве примера построение организационной модели учебного

Навстречу международному симпозиуму 47

процесса подготовки магистров по направлению 550804 «Химическая технология неорганических веществ и материалов » на основе модели концентрированного обучения.

Представляется логичным сгруппировать в модуль следующие дисциплины: «Химическая промышленность региона », «Перспективные технологии неорганических веществ (ПТНВ)» и «Стандартизация и сертификация в химической промышленности». Получив исчерпывающую информацию о состоянии дел в профессиональной отрасли после прохождения курса «Химическая промышленность региона», студент может эффективно применить эти знания при изучении ПТНВ, а также «Стандартизации и сертификации », и наоборот. А такой предмет, как «Коррозия и защита металлов», как нельзя лучше сочетается с «Дополнительными главами химии» и «Теоретическими основами химической технологии».

Следующий возможный блок может быть представлен такими дисциплинами, как «Физико-химические методы исследования процессов и материалов» и «Методы создания и исследования неорганических материалов и веществ », где студенты получают возможность приобрести практические навыки получения химических продуктов и их анализа.

Заключительный мини-блок может включать следующие дисциплины: «Иностранный язык» и «Компьютерные технологии в науке и технике». Их связь между собой, может быть, и не столь очевидна, но цель этих предметов одна - формирование специалиста в области наукоемких технологий международного уровня.

Сравнительный анализ двух моделей организации учебного процесса - традиционной и концентрированной - показал, что при концентрировании учебный процесс заметно сжимается, высвобождая тем самым время для подготовки магистерской диссертации.

Концентрация процесса обучения обеспечивает активную мотивацию студентов, они постоянно находятся в работе, в твор-

ческом поиске. Формирование целостной системы знаний происходит за достаточно короткое время, и это дает студентам возможность сдать государственные экзамены, а затем приняться за научные исследо-вания,получив для этого весь необходимый базис знаний. Использование технологии концентрированного обучения в рамках существующей системы профессионального образования позволяет сделать процесс обучения в вузе более эффективным и качественным, придать ему большую практическую направленность.

Конечно, при переходе к организации учебного процесса по концентрированной технологии возникает масса сложностей, связанных с перестройкой учебного плана и расписания, готовностью кафедр и преподавателей к такому режиму работы, однако для обучения старшекурсников, в частности магистров, данная стратегия обучения представляется почти идеальной. Переход к ней сопряжен с минимальными, на наш взгляд, материальными, организационными, интеллектуальными затратами, но может привести к существенному повышению качества выпускников инженерного вуза.

Еще одна проблема, затронутая в начатой в журнале дискуссии, - развитие профессионально-педагогических компетенций преподавателей технических вузов. Действительно, среди факторов, способных понизить эффективность реализуемой образовательной технологии, наиболее существенным, на наш взгляд, является недостаточная подготовленность педагогического состава для работы в ее рамках.

В настоящее время в высшей технической школе в той или иной степени используются все обобщенные образовательные технологии. И теперь уже ясно, что ни одна технология в процессе ее проектирования и внедрения в практику инженерного вуза не сохраняет свою «стерильность», полное соответствие основной идее. Конкретные педагогические условия, накладывая свой отпечаток, делают ее комплексной, поли-технологичной. Преподаватель, ориенти-

48

Высшее образование в России • № 6, 2008

руясь на наиболее часто встречающиеся в его практике педагогические ситуации, отбирает наиболее подходящие, с его точки зрения, элементы из нескольких обобщенных технологий, создавая тем самым уже свою конкретную технологию преподавания данного предмета [2].

Вряд ли стоит надеяться, что рано или поздно будет создан достаточно полный каталог образовательных технологий для высшей школы, позволяющий преподавателю любого уровня использовать созданные высококлассными специалистами разработки и достигать тем самым лучших результатов.

Таким образом, широкий круг вузовских преподавателей оказывается перед необходимостью решения проблемы проектирования и реализации наиболее эффективной образовательной технологии, что, в свою очередь, предполагает соответствующую психолого-педагогическую подготовку и определяет значимость ее технологической составляющей. С этой целью в учебный план программы профессиональной переподготовки «Педагогика высшей школы», реализуемой в КГТУ, был включен курс «Инновационные образовательные технологии ». Его основной целью является овладение слушателями системы подготовки и переподготовки кадров высшей школы теоретическими знаниями и практическими умениями использования образовательных технологий, проектирования конкретных моделей обучения и внедрения их в условиях инновационного инженерного вуза.

Содержание и структуру образовательно-технологической компетенции преподавателя инженерного вуза, формируемой в процессе усвоения курса, определяют: знания (сущностных характеристик образовательных технологий, правил их проектирования и т.п.), умения и навыки (осуществлять выбор технологий обучения, направ-

ленных на подготовку специалистов, готовых к инновационной деятельности, проектировать основные элементы конкретных технологий обучения, разрабатывать их инвариантную и вариативную части, определять стратегию и владеть методикой поэтапного внедрения проекта конкретной технологии обучения в учебный процесс инновационного вуза), профессионально важные качества личности (креативность, оптимистическое прогнозирование, гуманистическая направленность, динамизм, организаторские, коммуникативные, перцептивные способности и др.).

В заключение хотелось бы обратить внимание, что в нашем вузе давно осознали необходимость серьезной психолого-педа-гогической подготовки инженеров. Для этого в учебных планах, несмотря на изменения ГОС, сохранена общеобязательная дисциплина «Психология и педагогика». Но самое главное - вуз изыскал возможность обучать заинтересованных, талантливых студентов на факультете ДПО по трехгодичным образовательным программам «Педагогика »и «Психология». Ежегодно мы набираем две бюджетные группы. После освоения этой программы (она завершается выдачей негосударственного диплома внутреннего образца) и получения диплома о высшем образовании эти студенты имеют возможность продолжить обучение по соответствующим программам профессиональной переподготовки для получения государственного диплома.

Литература

1. Высшее образование в России. - 2008. -

№ 4. - С. 6.

2. Шагеева Ф. Проектирование и реализация

образовательных технологий в условиях дополнительного профессионального образования // Высшее образование в России. - 2008. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.