Ф. Т. Шагеева
ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, инженерный вуз, образовательная технология, проектирование, стратегическое планирование.
С учетом специфики дополнительного образования на основе компе-тентностного, системного, интегративного и личностно-деятельного подходов разработаны концептуальные основы и методика проектирования и реализации образовательных технологий, позволяющая повысить эффективность системы ДПО. Экспериментально проверены спроектированые с использованием теории стратегического планирования технологии дополнительного профессионального образования студентов инженерного вуза.
Устойчивое функционирование и развитие отечественной профессиональной школы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования связывается с ее становлением в качестве максимально открытой и гибкой системы, оперативно реагирующей на требования рынка. Развитие непрерывного профессионального образования, согласно данному документу, обеспечивается в рамках решения трех стратегических задач -по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствованию экономических механизмов в сфере образования [1]. В современных условиях новые требования к профессиональному образованию наиболее полно и оперативно транслируются системой дополнительного профессионального образования (ДПО), которая становится сегодня основным связующим звеном между интересами личности, общества и государства, различными уровнями профессионального образования и отраслями экономики и социальной сферы, требованиями работодателей и запросами непосредственных потребителей образовательных услуг.
Система профессионального образования за прошедшие годы: претерпела серьезные изменения: расширение и увеличение значимости дополнительного профессионального образования как компонента системы непрерывного профессионального образования; устойчивая тенденция к технологизации образовательного процесса при нерешенности проблемы подготовки соответствующих преподавательских кадров; потребность общества в компетентных специалистах, формируемых на основе использования образовательных технологий; возросшие требования к качеству образовательных технологий, используемых в системе ДПО
Успешное решение задач подготовки компетентных специалистов невозможно, на наш взгляд, без привлечения дополнительных профессионально-образовательных программ. Если рассматривать систему ДПО как одну из подсистем инженерного вуза, то необходимо отметить наиболее значимые ее отличительные черты: мобильность, быстрое и чуткое реагирование на изменение ситуации (как внутренней, так и внешней); многоуровневость. Все это свидетельствует о том, что образовательные технологии (ОТ), используемые в условиях ДПО нуждаются в управлении на стадиях проектирования, внедрения новой образовательной технологии и ее функционирования (во взаимодействии с другими технологиями).
Особенности ДПО требуют разработки концептуальных положений проектирования и реализации ОТ в условиях ДПО инженерного вуза, в основе которых лежат следующие положения:
1. Дополнительное профессиональное образование в современных условиях приобретает самостоятельную ценность как основной способ приобретения конкурентных преимуществ на рынке труда в силу того, что ДПО в наибольшей степени характеризуется инновационностью. В системе ДПО происходит поэтапное формирование компонентов профессиональной компетентности инженера. Компетенции, сформированные при получении основного профессионального образования, актуализируются и развиваются в условиях ДПО, приобретая характер стержневых, отличительных для конкретного человека компетенций.
2. Основой инновационного образовательного процесса ДПО являются образовательные технологии. Особенности системы ДПО предопределяют специфичность механизмов проектирования и реализации ОТ в условиях ДПО.
3. Главной прогностической целью проектирования и реализации ОТ в условиях ДПО выступает достижение эффективности подсистемы ДПО как компонента системы непрерывного профессионального образования.
4. Основными методологическими подходами при проектировании и реализации ОТ в условиях ДПО являются:
- системный подход, рассматривающий ДПО как подсистему педагогической системы инженерного вуза, обладающую преемственностью и взаимосвязью с основным инженерным образованием, учитывающий ее специфику и используемый для структурирования процесса проектирования и реализации ОТ;
- компетентностный, направленный на повышение эффективности формирования и расширение профессиональных компетенций будущих инженеров в условиях ДПО;
- интегративный подход, позволяющий на уровне целевого компонента согласовать достижение различных целей в рамках единого (или взаимосвязанного) учебного процесса в условиях основного и дополнительного образования; на уровне содержательного и процессуального компонентов синтезировать междисциплинарные знания, умения, навыки, необходимые будущему инженеру в его профессиональной деятельности;
- личностно-деятельностный, направляющий образовательный процесс на создание условий для развития целостной профессиональной личности, ориентированной на свою будущую профессиональную деятельность и потребность самосовершенствования в ней; ориентированный на целостное представление о профессиональной деятельности инженера, ее функциях и решаемых профессиональных задачах, отношениях и способах деятельности; предполагающий включение в деятельность на всех этапах подготовки.
5. Решающее влияние на процесс проектирования и внедрения ОТ в условиях ДПО оказывают состояние внешней и внутренней среды образовательной организации, а также предвидение развития рынка труда. Предлагаемые программы ДПО должны удовлетворять объективно имеющимся потребностям соответствующих потребителей, что обосновывает необходимость проведения специальных исследований по выявлению потенциальных потребителей, обеспечение достаточного уровня их информированности о качестве и количестве реализуемых программ ДПО.
6. Процесс проектирования ОТ в условиях ДПО включает в себя разработку множественных альтернативных решений, из которых с учетом внутреннего потенциала организации и конкретных условий реализации будет выбираться образовательная техноло-
гия. В таком случае доминирующим способом проектирования становится стратегическое планирование.
6. Проектирование и реализация ОТ в условиях ДПО базируется на совокупности общепедагогических и специфических принципов, отражающих психолого-педагогические закономерности познавательной деятельности и субъект-субъектные взаимоотношения преподавателя и обучающегося:
• системности, который определяет проектируемую образовательную технологию как элемент подсистемы ДПО и обеспечивает структурирование данного процесса;
• модульности, который предполагает структурирование содержания обучения и путей его усвоения в виде относительно самостоятельных элементов - модулей, обеспечивающих вариативность и индивидуализацию учебного процесса в системе ДПО;
• преемственности, который позволяет соотнести различные виды и этапы профессиональной подготовки и объединить их в систему формирования профессиональной компетенции будущего инженера;
• динамичности, который обеспечивает возможность корректировки ОТ с учетом динамики социального заказа, рынка труда и т. п.;
• доступности и открытости, который обеспечивает возможность свободного выхода из программы ДПО и возврата в нее и основан на описании макро- и микромаркетинговой среды организации;
• поэтапности, который предполагает определенную последовательность выполнения процедур проектирования и отладки ОТ при наличии циклической взаимосвязи отдельных элементов (коррекции);
• иерархичности ОТ, направленном на формирование разноуровневых компетенций, потребность в которых вызвана спецификой самой системы ДПО.
7. Преподаватели, осуществляющие учебный процесс в инженерном вузе, должны обладать компетенцией, позволяющей им осуществлять поэтапное проектирование ОТ и ее внедрение с учетом изменяющейся внешней и внутренней обстановки.
Специфические особенности ДПО как подсистемы инженерного вуза вызывают необходимость определения стратегии проектирования и внедрения образовательной технологии в учебный процесс. В этом плане представляется рациональным использование подходов стратегического планирования, используемых в экономике.
Процесс стратегического планирования является инструментом принятия управленческих решений и включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение [2]. Само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Однако формальное планирование может создать благоприятную основу для достижения образовательных целей.
Перенося данную методологию на процесс стратегического планирования в условиях ДПО можно выделить следующие этапы: определение миссии и формирование стратегического видения развития образовательной организации ДПО; формулировка целевых установок образовательного процесса с определением долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей; анализ внешней среды; анализ внутреннего потенциала образовательной организации ДПО в возможности реализации образовательных программ; разработка стратегических альтернатив образовательной деятельности; выбор и реализация образовательной стратегии; оценка результатов деятельности, изучение новых тенденций и осуществление корректирующих действий.
Процесс проектирования и внедрения образовательной технологии в условиях ДПО непосредственно связан в той или иной степени со всеми этапами стратегического планирования. В таком случае принципиальная схема проектирования образовательной технологии в условиях ДПО, учитывающая ее специфику, будет следующая (рис. 1).
Формулировка целевых установок образовательного процесса с определением долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей
КОРРЕКЦИЯ
Внешняя среда (образовательные организации; производство; анализ потребностей и развития рынка труда, анализ образовательного рынка, оценка потребности в специалистах)
КОРРЕКЦИЯ
Оценка результатов образовательной деятельности, изучение новых тенденций и осуществление корректирующих дейст-
Приоритетная цель профессиональной подготовки (знания, умения, навыки; направленность личности; волевые качества; способности)
гт------
Внутренний потенциал организации ДПО в возможности реализации образовательных программ
Разработка альтернативных образовательных технологий (цель; содержание; формы, методы; средства; контроль)
( —► традиционная зависимость; =► новая зависимость; = =► коррекция, новая зависимость; I традиционный элемент; |i il новый элемент)
Рис. 1 - Схема проектирования образовательной технологии в условиях ДПО
Решающее влияние на процесс проектирования и внедрения ОТ в условиях ДПО оказывают состояние внешней и внутренней среды образовательной организации (адаптация к требованиям рынка труда и образовательного рынка, координация деятельности при реализации образовательной технологии и т.д.), а также предвидение развития рынка труда (рис. 1). Процесс проектирования ОТ в условиях ДПО включает в себя разработку множественных альтернативных решений, из которых с учетом внутреннего потенциала организации и конкретных условий реализации будет выбираться образовательная технология.
Для анализа потенциальных внутренних возможностей проекта (его сильных и слабых сторон) и внешней ситуации (возможностей и угроз), в которой он находится, используется известный в стратегическом планировании SWOT - анализ [3]. В соответствии с ним стратегия реализации проекта образовательной технологии должна соответствовать его сильным и
слабым сторонам, а также конкурентным возможностям; она должна предполагать принятие усилий для превращения слабостей в силу и внешних угроз - в возможности, обеспечивать развитие сильных сторон проекта в соответствии с его ограниченными возможностями.
Очевидно, что при определении стратегии внедрения образовательной технологии в большей степени необходимо ориентироваться на внешние, а не на внутренние условия, так как они менее поддаются прогнозированию и могут оказать наиболее сильное влияние на достижение запланированных целей.
Факторы внешней среды, влияющие на выбор образовательной технологии, проектируемой и реализуемой в условиях ДПО, могут быть различными: экономические (рост или спад экономического развития), технологические (изменения технологий производства), социальные (ожидания, отношения и нравы общества, демографические условия), рыночные (уровень конкуренции среди образовательных организаций), международные (состояние международного образовательного рынка), политические (роль государственной политики в сфере образования) и т.д.
Внутренний потенциал организации ДПО, наряду с внешней средой, оказывает решающее влияние на выбор образовательной технологии. Оценка внутреннего потенциала состоит в анализе уровня развития педагогических кадров, уровня маркетинга образовательных услуг, наличия финансовых ресурсов, направленных на реализацию образовательного процесса, формы и условия организации образовательного процесса. Кроме того, на выбор образовательной технологии в условиях ДПО влияют и другие факторы: опыт реализации образовательных технологий; риск неудачи в процессе достижения образовательных целей; позиция руководства образовательной организации ДПО; время, необходимое для реализации соответствующей образовательной технологии. Процесс внедрения образовательных технологий предполагает учет их иерархии в образовательном процессе (рис. 2).
Технологии формирования компетенций используются, как правило, при получении основного профессионального образования. Компетенции в данном контексте, принятом в теории стратегического планирования, - это знания, умения, навыки, технологии и отношения, которые характерны для всех работников на рынке труда определенной отрасли. Эти компетенции не дают конкурентных преимуществ, хотя их наличие является обязательным условием профессиональной деятельности.
Стержневые компетенции - отличительные компетенции, присущие только тем работникам, определенные показатели которых превосходят средний уровень в отрасли, базируются на превосходных умениях и знаниях, отличаются сложностью и уникальностью, связаны с удовлетворением запросов заказчика и являются основой конкурентного преимущества работника на рынке труда. Именно стержневые компетенции формируются в процессе освоения программ ДПО. В них актуализируются, развиваются ключевые компетенции, сформированные при получении основного профессионального образования.
С целью проверки основных концептуальных положений, а также определения эффективности спроектированной образовательной технологии проводился педагогический эксперимент. Экспериментальной базой явился факультет дополнительного образования (ФДО) Казанского государственного технологического университета. Эксперимент осуществлялся в течение 2005-2008 гг. В нем приняли участие студенты, обучающиеся по программе ДПО «Менеджмент организации». Схема реализации технологии представлена на рис. 3.
Эффективность спроектированной образовательной технологии оценивалась как совокупность нескольких критериев: продуктивности, гибкости, удовлетворенности (табл. 1). Причем один из критериев - удовлетворенность - формируется на основе группы показателей.
Таблица 1 - Критерии эффективности образовательной технологии
Критерий Определение критерия Методика оценки
Продуктивность Гибкость Удовлетворенность Способность обеспечить необходимое количество и качество подготовленных специалистов способность изменяться под воздействием внутренней и внешней среды образовательного учреждения с учетом запросов рынка труда это способность удовлетворять требованиям преподавателей и студентов к образовательным технологиям Статистические данные по: - количеству студентов; - результатам итогового междисциплинарного экзамена; - результатам защит выпускных квалификационных работ анализ учебных планов, рабочих программ на возможность внесения изменений, индивидуализации, дифференциации обучения - опрос студентов; - опрос преподавателей
Для оценки продуктивности образовательной технологии нами предложен провести сравнение статистических данных по количеству студентов (что характеризует востребованность программы ДПО), результатам сдачи итогового междисциплинарного экзамена, защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) (табл. 1). Результаты итогового междисциплинарного экзамена и защиты ВКР позволяют оценить, во-первых, уровень подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности, во-вторых, определить достигнуты ли цели подготовки специалистов, в-третьих, определить качество подго-
Позиция ФДО на_рынке образовательных услуг
Факторы внешней среды: Внутренний потенциал ФПО
- состояние и развитие рынка - кадровое обеспечение данной программы;
труда; - возможности других программ;
- состояние и развитие обра- - учебно-методические и организационные
зовательного рынка условия ФДО
Принципы:
- преемственности с базовой инженерной подготовкой;
- гибкости и индивидуализации;
- паритетности;
- стимулирования творческой деятельности;
- доминирования проектной деятельности;
- поэтапности;
- открытости
1 г
Условия реализации:
- включение в проектную дея-
тельность на всех этапах;
- обеспечение саморазвития ме-
неджерской деятельности в раз-
личных формах;
- мониторинг процесса реализа-
ции образовательной технологии
Целевые установки программы ФДО:
- удовлетворение потребностей в дополнительном образовании студентов инженерного вуза;
- формирование компетенций менеджера;
- формирование стержневых компетенций инженера-менеджера
Приоритетная цель программы ФДО:
- формирование знаний, умений, навыков, входящих в структуру компетенций менеджера;
- развитие профессионально важных качеств личности инженера-менеджера
Комплекс образовательных технологий отдельных дисциплин
Реализация (этапы):
1. базовая подготовка (3 семестра)
2. специализированная менеджерская подготовка (3 семестра)
3. профессиональная переподготовка (2 семестра)
4. выполнение ВКР
Оценка эффективности образовательной технологии: продуктивность; - гибкость; - удовлетворенность
Результат:
сформированность стержневых компетенций инженера-менеджера
Рис. 3 - Схема реализации образовательной технологии по программе ДПО
«Менеджмент организации»
товки специалиста. Для наглядности продуктивность образовательной технологии была рассмотрена как отношение среднего значения результатов итогового междисциплинарного экзамена и защиты ВКР к количеству студентов.
Степень удовлетворенности образовательной технологией оценивалась студентами и преподавателями. Для определения удовлетворенности студентов нами были выделены две основных группы показателей: удовлетворенность организацией учебного процесса (то есть гибкость программы, возможность индивидуализации и дифференциации обучения, удобство расписания учебных занятий, наличие раздаточного материала и т.п.), удовлетворенность уровнем подготовки (то есть соответствие содержания достижениям современной науки, его привязка к требованиям рынка труда, квалификация преподавательского состава, использование информационных технологий, активных методов обучения, которые могут характеризовать общую степень удовлетворенности.
Для преподавателей были выделены следующие группы показателей: соответствие программы подготовки требованиям, гибкость программы, соответствие уровня подготовки выпускников программы уровню подготовки выпускников по основной специальности. Каждый из показателей оценивался по пятибалльной шкале, где «5» - удовлетворяет полностью, «4» - в целом удовлетворяет, «3» - частично удовлетворяет, «2» - не удовлетворяет. Удовлетворенность образовательной технологией студентами оценивалась по группам показателей.
Для уменьшения влияния дополнительных переменных на результаты эксперимента его условия уравнивались. Уравнивание дополнительных переменных, обусловленных личностью преподавателя (все занятия в контрольных и экспериментальных группах проводились одними и теми же преподавателями). Уравнивание дополнительных переменных, обусловленных личностью обучающегося (на обучение по программам ФДО принимаются студенты вторых и последующих курсов, сдавшие последнюю сессию на основном факультете на отлично и хорошо, обладающие высоким уровнем учебной мотивации). Уравнивание дополнительных переменных, обусловленных организацией учебного процесса (занятия проходили при неизменном учебном плане, расписании, одном и том же составе преподавателей).
Показатели критериев свидетельствуют в пользу спроектированной технологии программы ДПО, что во многом связано с ее гибкостью. Гибкость разработанной образовательной технологии обеспечивается наличием разных уровней подготовки и реализацией на каждом уровне преемственных учебных программ [4]. Главное ее отличие от предыдущего варианта заключается в том, что она предполагает обучение в несколько этапов, каждый из которых завершается выдачей соответствующего документа (сертификат, удостоверение, диплом Ученого совета КГТУ, государственный диплом о профессиональной переподготовке). Предметное наполнение каждого этапа осуществляется в результате выбора студента из нескольких вариантов учебных планов по избранному направлению подготовки, предложенных деканатом. Тем самым обеспечивается большая индивидуализация и адаптивность системы ДПО на факультете.
Первые три семестра студенты, избравшие данное направление, занимаются в потоке, осваивая такие дисциплины как «Основы менеджмента», «Основы маркетинга», «Экономическая теория», «Теория организации», «Основы предпринимательской деятельности», др. Завершается этап выдачей удостоверения КГТУ.
На следующем этапе студенты выбирают одну из нескольких специализаций: Управление персоналом, Финансовый менеджмент, Предпринимательство, Управление инновациями, Маркетинг, др. и осваивают ее в соответствии с учебными планами, занимаясь в течение трех семестров в небольшой группе (15-20 человек). По окончании обучения на данном этапе сдается междисциплинарный экзамен и выдается диплом КГТУ.
Следующий этап - профессиональная переподготовка. Учебные планы данного этапа рассчитаны на два семестра и наполняются в соответствии с выбором студентов различными дисциплинами, предлагаемыми деканатом из числа авторских курсов, разработанных высококвалифицированными преподавателями университета. Все дисциплины соответствуют стандартам по направлениям подготовки 080507 «Менеджмент организации», 080505 «Управление персоналом», 080111«Маркетинг». Учебный процесс становится полностью индивидуализированным, количество студентов в группе составляет 5-10 человек и состав такой группы меняется.
Выпускная квалификационная работа выполняется на тему, соответствующую выбранной сфере профессиональной деятельности (производственный менеджмент, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, маркетинг промышленной продукции, управление персоналом, предпринимательство, финансовый менеджмент, др.), после ее защиты выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке.
С учетом специфики подготовки в области менеджмента, связанной, в первую очередь, с практической составляющей деятельности менеджера, в программу были внесены коррективы, использованы активные методы обучения в сочетании с работой над серией реальных проектов или над разрешением реальных проблем, возникающих на предприятии или в организации. За исходную точку зрения принималось то, что для полноценного функционирования команды необходимо осуществление всех этапов инновационного процесса, начиная с маркетинговых исследований, разработки коммерчески привлекательного инновационного продукта и заканчивая этапом реализации продукта с последующим проведением маркетинговых мероприятий, обеспечивающих более глубокое внедрение инновационного продукта на рынке. Кроме того, немаловажно то, что при таком подходе неизбежным следствием является углубление теоретических знаний в специальных областях управления. Подобный подход позволяет осуществлять специализацию дополнительной менеджерской подготовки, получаемой будущими инженерами. Для них становится возможным приобретение опыта практической менеджерской деятельности, а в случае успешности инновационного проекта и формирование прибыльного бизнеса, собственниками которого являются члены команды.
Таким образом, результаты экспериментальной проверки подтверждают сформулированную нами гипотезу и доказывают эффективность спроектированной образовательной технологии.
Литература
1. Бутко, Е. Дополнительное образование в России. ХХ1 век / Е. Бутко, И. Мосичева, В. Шестак// Высшее образование в России. - 2005. - №5.
2. Томсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. / А.А. Томсон, А.Дж. Стрикленд. - М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Инновационный менеджмент/под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003.
4. Шагеева, Ф. Проектирование и реализация образовательных технологий в условиях ДПО инновационного вуза/ Ф. Шагеева //Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - №1.
© Ф. Т. Шагеева - канд. техн. наук, доц. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ.