Научная статья на тему 'Подготовка специалистов легкой промышленности на основе интеграции высшего и дополнительного профессионального образования'

Подготовка специалистов легкой промышленности на основе интеграции высшего и дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETITIVE LIGHT INDUSTRY PROFESSIONALS / INTEGRATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагеева Ф. Т., Никитина Л. Л., Богданова В. И.

Рассмотрена возможность использования дополнительной профессиональной подготовки будущих специалистов лёгкой промышленности для расширения их профессиональных возможностей в поле одной профессиональной деятельности, но в приложении к малому производству и сфере обслуживания. Разработана модель подготовки конкурентоспособных специалистов лёгкой промышленности на основе интеграции высшего и дополнительного профессионального образования, определены условия ее эффективного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагеева Ф. Т., Никитина Л. Л., Богданова В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility to use additional professional education (minor) in training of future light industry specialists is considered in the article. The aim of minor courses is to enlarge the students' professional opportunities in their basic professional field of service, but in the sphere of small enterprises. Educational model of training competitive light industry professionals on the basis of integration major and minor is worked out, functional conditions of that educational model are determined.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов легкой промышленности на основе интеграции высшего и дополнительного профессионального образования»

УДК 378

Ф. Т. Шагеева, Л. Л. Никитина, В. И. Богданова ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: конкурентоспособные специалисты легкой промышленности, интеграция, дополнительное

профессиональное образование.

Рассмотрена возможность использования дополнительной профессиональной подготовки будущих специалистов лёгкой промышленности для расширения их профессиональных возможностей в поле одной профессиональной деятельности, но в приложении к малому производству и сфере обслуживания. Разработана модель подготовки конкурентоспособных специалистов лёгкой промышленности на основе интеграции высшего и дополнительного профессионального образования, определены условия ее эффективного функционирования.

Key words: competitive light industry professionals, integration, additional professional education.

The possibility to use additional professional education (minor) in training of future light industry specialists is considered in the article. The aim of minor courses is to enlarge the students’ professional opportunities in their basic professional field of service, but in the sphere of small enterprises. Educational model of training competitive light industry professionals on the basis of integration major and minor is worked out, functional conditions of that educational model are determined.

Действующая в настоящее время образовательная модель подготовки специалистов лёгкой промышленности, несмотря на локальные изменения в её структуре и содержании, в своей основе сохранила традиции советской школы. Советская система подготовки специалистов была органично вписана в имеющуюся систему планового хозяйствования и обеспечивала подготовку специалистов необходимого количества и уровня квалификации. Она тесно была связана с соответствующими секторами экономики, что позволяло трудоустраивать выпускников на 100 %. За прошедшее десятилетие изменились условия, в которых функционируют образовательные учреждения, а модель подготовки специалистов практически не изменилась.

По данным портала Министерства промышленности и торговли Правительства РТ, лёгкая промышленность Татарстана включает 300 хозяйствующих субъектов, 96 % компаний имеют частную форму собственности; крупные и средние предприятия составляют не более 15 %, но выпуск продукции данных предприятий в общем объёме производства промышленности составляет 74 %. Ведущих предприятий лёгкой промышленности - 15, из них 5 - швейной отрасли. В республике Татарстан подготовкой инженерно-технических работников для лёгкой промышленности занимается Институт технологии лёгкой промышленности, моды и дизайна (ИТЛПМиД) Казанского государственного технологического университета [2]. Высших учебных заведений, готовящих подобных специалистов, в близлежащих регионах нет.

Современную ситуацию в лёгкой промышленности характеризует переход от крупного производства к малому, что обусловлено государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, способностью малых предприятий быстро приспосабливаться к новым требованиям внешней среды и воспринимать достижения научно-технического прогресса. Это подтверждается данными трудоустройства выпускников за последние пять лет.

Возрастает потребность в специалистах лёгкой промышленности на малых предприятиях, ателье, в сфере сервиса, что необходимо учитывать при подготовке специалистов для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Изменения, происходящие в лёгкой промышленности, оказывают влияние на содержание

профессиональной деятельности специалиста и, как следствие, изменяются функции его профессиональной деятельности, изменяются требования к уровню его подготовленности [1].

Таким образом, обнаруживается противоречие между имеющейся потребностью предприятий лёгкой промышленности в конкурентоспособных специалистах, способных успешно выполнять свои профессиональные функции как в условиях крупного, так и малого предприятия, и системой подготовки специалистов, реализуемой в настоящее время, ориентированной в основном на подготовку специалистов, владеющих набором специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять основные профессиональные функции в условиях крупного производства. На разрешение данного противоречия направлено наше исследование, цель которого - разработать модель инновационной подготовки конкурентоспособных специалистов лёгкой промышленности на основе интеграции высшего и дополнительного профессионального образования и определить условия ее эффективного функционирования.

При всей значимости проведенных ранее исследований, касающихся подготовки специалистов лёгкой промышленности, необходимо отметить, что они практически не затрагивали проблему разработки гибкой модели подготовки специалистов для лёгкой промышленности, учитывающей как социальный заказ со стороны государства и общества в лице предприятий отрасли, так и образовательные потребности личности. Для решения обозначенного ранее противоречия необходимо и возможно использовать преимущества и возможности системы дополнительного профессионального образования (ДНО). Система ДПО более гибкая и результативная. Она позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся внешние условия, перестраиваться под потребности общества и личности. В отличие от высшего профессионального образования, которое создает базу фундаментальных знаний, умений и навыков специалиста, ДНО дает возможность надстройки к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам новых, являющихся востребованными на рынке труда, что делает его более конкурентоспособным [3].

В отличие от других исследователей, которые обосновывали необходимость гуманитарной, экономической, исследовательской, переводческой дополнительной

подготовки студентов, будущих инженеров, нами рассмотрена возможность использования дополнительной профессиональной подготовки специалистов лёгкой промышленности для расширения их профессиональных возможностей в поле одной профессиональной деятельности, но в приложении к малому производству и сфере обслуживания, которые имеют свою специфику.

Нодготовка конкурентоспособного специалиста легкой промышленности возможна на основе интеграции основного и дополнительного профессионального образования. Базовая инженерная подготовка выступает как инвариантное ядро, вокруг которого могут образовываться различные оболочки - дополнительные образовательные программы. Сами по себе, взятые в отрыве от базовой подготовки, эти программы не способны обеспечить высокий уровень овладения дополнительной профессиональной подготовки, так как они содержат только блоки профессиональных дисциплин, которые соотносимы со специализацией. Дополнительные программы могут функционировать только на основе базовой инженерной подготовки, надстраиваясь над ней, в результате чего возникает новое качество - современный специалист легкой промышленности с основной инженерной подготовкой, обладающий широким спектром дополнительных знаний, умений, качеств.

Нами разработана модель подготовки специалистов лёгкой промышленности на основе интеграции ВНО и ДНО, основанная на следующих методологических подходах: системном, компетентностном, личностно-ориентированном и интегративном; характеризующаяся системностью, гибкостью и динамичностью; включающая следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, диагностический, содержательный, процессуальный, результативный.

Ностроение модели осуществлялось с учетом принципов, выявленных в результате анализа систем ВНО и ДНО:

• взаимосвязи базового и дополнительного образования, означающего, что дополнительная подготовка преемственно взаимосвязана с базовой подготовкой специалиста лёгкой промышленности и органично дополняет её,

• профнаправленности, предполагающего отражение в содержании подготовки специалиста современного содержания профессиональной деятельности специалиста лёгкой промышленности, моделирование ситуаций и включение в деятельность на всех этапах его подготовки имитирующую или реально отражающую профессиональную деятельность,

• гибкости и динамичности, предполагающего быстрое перестраивание в соответствии с изменяющимися потребностями личности, региона и общества,

• параллельности, предполагающего одновременное обучение студентов в системе ВНО и ДНО,

• преемственности и дополнительности предполагающего, что обучение по программам ДНО органично вплетается, основывается и дополняет учебный процесс по основной специальности,

• многопрофильности, предполагающего наличие широкого спектра программ в соответствии с разнообразными образовательными потребностями личности и требований рынка труда. Для обеспечения соответствия номенклатуры дополнительных образовательных программ потребностям личности и требований рынка труда, необходимо проводить исследования для изучения меняющихся образовательных потребностей.

Целевой компонент модели отражает интегративную цель ВНО и ДНО - подготовка конкурентоспособного специалиста лёгкой промышленности.

Диагностический компонент модели предполагает мониторинг и диагностику. Мониторинг включает в себя сбор необходимых данных, позволяющих модели быстро перестраиваться под изменяющиеся образовательные потребности личности и общества. Диагностика направлена на выявление динамики изменений уровней сформированности составляющих компетенций специалиста, что необходимо для эффективного управления дидактическим процессом, достижения оптимальных результатов, определенных целями подготовки специалистов. Диагностика проводится на всех этапах подготовки специалистов.

Содержательный компонент модели состоит из инвариантной и вариативной части. Содержание инвариантной части модели определяется ФГОС основной образовательной программы и образовательным учреждением. Содержание программ ДНО определяется образовательными потребностями студентов, требованиями работодателей. Оно взаимосвязано с содержанием основной образовательной программы. Структурирование содержания дополнительной подготовки осуществляется на основе тезаурусного подхода в виде дидактических модулей. Общее содержание разработанной нами модели отличается наличием междисциплинарной интеграции, которая происходит вокруг стержневых, сквозных базисных понятий, категорий основной специальности с единых методологических позиций; структурной гибкостью, которая обеспечивается наличием базового и вариативного блоков. Базовый блок обязателен для всех студентов, вариативный наполняется в зависимости от дополнительной компетенции и требовании заказчика.

Нроцессуальный компонент модели предусматривает выбор методов, форм организации и средств обучения. Использование активных методов наиболее действенно, когда необходимо развитие творческого мышления, познавательных способностей обучающихся. На первичное овладение знаниями направлены информационно-развивающие и проблемно-поисковые методы, на закрепление и совершенствование знаний и овладение умениями и навыками - репродуктивные и творчески-воспроизводящие методы. Наиболее приемлемыми для трансформации содержания дополнительной подготовки являются методы проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие.

Результативный компонент модели позволяет оценить результаты подготовки специалистов и при необходимости внести коррективы в её процесс. Оценка эффективности подготовки специалистов лёгкой промышленности производится по критериям

продуктивности, гибкости, удовлетворенности. В случае несоответствия полученных результатов ожиданиям вносятся коррективы в содержание и процесс подготовки в рамках инвариантной или вариативной частей.

Показатели результативного компонента модели будут более эффективными, если обеспечить следующие условия эффективного функционирования модели, которые были определены на основе системно-структурного анализа подготовки специалистов лёгкой промышленности :

• мониторинг и учет: востребованности специальностей лёгкой промышленности у граждан и специалистов на рынке труда и предъявляемых работодателями требований к уровню их подготовленности; образовательных потребностей студента; изменяющихся условий и функций профессиональной деятельности специалистов лёгкой промышленности;

• обеспечение «веера» образовательных программ дополнительной подготовки;

• структурирование содержания дополнительной профессиональной подготовки на основе тезаурусного подхода в виде дидактических модулей;

• мониторинг сформированности профессиональных компетенций выпускника технологического вуза, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.

Мониторинг востребованности специальностей лёгкой промышленности у граждан и специалистов на рынке труда и предъявляемых к ним требований работодателей позволяет:

1) организовать профориентационную работу с потенциальными абитуриентами в случаях потребности в специалистах лёгкой промышленности на рынке труда и востребованности специальностей у граждан;

2) определить необходимый состав дополнительных компетенций, которые не формируются в рамках основной подготовки.

Мониторинг образовательных потребностей студентов, учет изменяющихся условий профессиональной деятельности и профессиональных функций специалистов лёгкой промышленности позволяют отобрать содержание дополнительной профессиональной подготовки и представить его в виде комплекса программ ДПО.

Реализация условия обеспечения «веера» образовательных программ дополнительной подготовки позволяет каждому студенту выбрать из предлагаемого набора образовательных программ дополнительной подготовки ту, которая будет соответствовать его индивидуальным образовательным потребностям.

Структурирование содержания на основе тезаурусного подхода позволяет научно обосновать, сформировать структуру содержания дополнительной профессиональной подготовки, объективно отобрать содержание учебных дисциплин, исключает дублирование материала учебных дисциплин основной подготовки, способствует формированию целостных представлений у студентов об изучаемом объекте. Структурирование содержания в виде дидактических модулей обеспечивает мобильность структуры программы дополнительной профессиональной подготовки, индивидуализацию обучения.

Мониторинг сформированности компетенций выпускников, обеспечивающих их конкурентоспособность, позволяет оценить эффективность подготовки специалистов лёгкой промышленности по критерию продуктивности.

В соответствии с выявленными условиями проводилась экспертная оценка соответствия существующей подготовки специалистов лёгкой промышленности требованиям производства; оценка содержания, технологий и качества подготовки специалистов лёгкой промышленности; выявление «:проблемных зон» в подготовке специалистов лёгкой промышленности и недостатков; формулирование требований, предъявляемых к выпускнику вуза, для работы на современном производстве легкой промышленности; формулирование предложений по изменению и улучшению подготовки специалистов легкой промышленности; определение удовлетворенности образовательным процессом (содержанием, технологией, качеством подготовки) студентов. Для проведения оценки были выделены три экспертные группы, определяемые участниками образовательного процесса. В первую группу включены эксперты с

предприятий лёгкой промышленности, во вторую - эксперты-педагоги, имеющие педагогический стаж подготовки будущих специалистов лёгкой промышленности, в третью -студенты, обучающиеся по направлению подготовки дипломированного специалиста 656100 «Технология и конструирование изделий лёгкой промышленности».

Большинство экспертов в целом удовлетворены уровнем подготовки специалистов. Обсуждение результатов показало, что малым предприятиям необходим специалист, который был бы в одном лице и конструктором, и дизайнером, и технологом, и маркетологом. Как эксперты с малых, так и с крупных предприятий подчеркивают необходимость подготовки «универсального» специалиста, который бы мог успешно решать производственные задачи, как технолога и конструктора, так и дизайнера и маркетолога. Все эксперты отметили необходимость получения дополнительной профессиональной подготовки студентами во время обучения по основной специальности.

Средняя оценка содержания подготовки достаточно высокая. Состав дисциплин подготовки и последовательность их изучения не вызвал сомнений среди экспертов. Однако оценка содержания специальных дисциплин различается у экспертов с предприятий и экспертов-преподавателей. Так экспертами с предприятий отмечено, что в ряде дисциплин в содержание входит изучение устаревших или не используемых в настоящее время технологий, оборудования, материалов, что на их взгляд не целесообразно. Но мнению экспертов-преподавателей, знание предшествующего опыта позволяет студентам увидеть эволюцию в развитии технологий и в дальнейшем на базе имеющихся знаний технологий усовершенствовать имеющиеся или разработать новые.

Различие во мнении экспертов заключается в том, что современному производству нужен в большей степени специалист-функционал, который бы отлично знал технологию, методики построения и т.п., используемые на предприятии, а не множество технологий на «хорошо». На современном уровне развития отечественной лёгкой промышленности специалист-исследователь, способный предложить и разработать новое, предприятиями не востребован. Эксперты-преподаватели видят необходимость разносторонней подготовки специалиста, которая формирует базу для развития исследовательских качеств. Студентам оценить содержание специальных дисциплин оказалось сложно, поэтому результаты их оценки в общем мнении не учитывались.

Оценка технологий обучения осуществлялась экспертами-преподавателями и экспертами-студентами с помощью анкетирования. Средняя оценка технологий обучения ниже у студентов, чем у преподавателей. Но мнению студентов в образовательном процессе мало уделяется внимания групповым видам работ. Студентами высоко оцениваются активные методы обучения. Так, наиболее запоминающимися оказались участие в деловой игре, работа в группах при выполнении лабораторных работ с последующей презентацией результатов работы и т. п. В целом учебный процесс отвечает ожиданиям студентов. Специальные дисциплины, по мнению студентов, должны вести преподаватели, имеющие опыт практической работы на предприятиях легкой промышленности. У студентов выявлена потребность в дополнительной подготовке в рамках основной специальности.

Нолученные результаты экспертной оценки подтвердили актуальность исследования и необходимость разработки модели подготовки конкурентоспособных специалистов лёгкой промышленности на основе интеграции ВНО и ДНО.

Реализация модели осуществлялась в ИТЛНМиД: инвариантная часть модели - в структурных подразделениях ИТЛНМиД, осуществляющих процесс подготовки специалистов по основным образовательным программам, определяемым государственным образовательным стандартом; вариативная часть - в Высшей школе модельного бизнеса, структурном подразделении Института дополнительного профессионального образования. Для обеспечения качества образовательного процесса программу реализуют преподаватели теоретики-практики, хорошо владеющие теорией и имеющие практический опыт профессиональной деятельности, используется современное программное обеспечение.

Экспериментальная проверка модели подготовки конкурентоспособных специалистов лёгкой промышленности на основе интеграции ВНО и ДНО показала, что реализация модели с учётом обеспечения условий её эффективного функционирования позволяет повысить конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения. Такая подготовка специалистов лёгкой промышленности является инновационной ввиду того, что она способствует быстрому реагированию высшей школы на изменяющиеся запросы личности, общества и государства, то есть повышению гибкости и устойчивости системы профессионального образования; расширяет возможности реализации личных образовательно-профессиональных интересов студентов; обеспечивает высокий уровень качества образования за счёт высокой мотивации обучающихся и условий, обеспечивающих качество образовательного процесса; повышает конкурентоспособность выпускников.

Литература

1. Гаврилова, О.Е. Нодготовка компетентных специалистов лёгкой промышленности в системе непрерывного профессионального образования технологического университета / О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина, Ф.Т. Шагеева, В.И. Богданова // Вестник КГТУ. - 2010. - № 12. - С. 73 - 78.

2. Никитина, Л.Л. Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой

промышленности в условиях инженерного вуза: Монография/ Л.Л.Никитина, Ф.Т.Шагеева,

В.Г.Иванов - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 256 с.

3. Шагеева, Ф.Т. Технологии дополнительного профессионального образования будущих инженеров / Ф.Т. Шагеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. -№5. - С.258-266.

© Ф. Т. Шагеева - д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КНИТУ, faridash@bk.ru; Л. Л. Никитина - канд. пед. наук, доцент кафедры конструирования одежды и обуви КНИТУ; В. И. Богданова - ст. препод. каф. моды и технологии КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.