УДК 371
Х. Р. Кадырова
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Ключевые слова: интеграция, региональный рынок труда, профессиональное образование, машиностроительная отрасль, интеграционные процессы, инновационная экономика, многоуровневая подготовка специалистов.
В статье показано, что интегрированная многоуровневая модель подготовки специалистов способна обеспечить количественное и качественное многообразие кадровых потребностей предприятий машиностроительной отрасли. Интеграция обеспечивает вариативность образовательных траекторий подготовки специалистов нового профиля.
Keywords: integration, regional labor market, vocational education, machine-building industry, integration process, innovative economy, a multi-level training.
The article shows that an integrated multilevel model of training is able to provide quantitative and qualitative diversity of staffing needs of enterprises of machine-building industry. Integration provides the variability of educational trajectories in training a new profile.
Анализ публикаций «Вестника Казанского технологического университета» [3,4,6,7] свидетельствует о том, что происходящие сегодня в нашей стране социально-экономические изменения предъявляют новые требования к профессиональной подготовке и использованию на производстве выпускников вузов [7, С.237], а также мотивируют ученых на поиск механизмов обеспечения соответствия выпускников предъявляемым требованиям. Одним из таких механизмов сегодня является развитие интеграционных процессов в образовании.
Развитие интеграционных процессов стало основой рождения новой модели образования, способной обеспечить количественное и качественное многообразие кадровых потребностей предприятий машиностроительной отрасли. Интеграция представляет закономерный ход развития современного общества. Она проявляется в деятельности всех социальных институтов, обнаруживаясь в социальных новообразованиях в качестве новых элементов, связей, структур.
Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Интеграция может проходить в рамках уже сложившейся системы и стать основой для образования новой системы. Сущность процесса интеграции состоит в качественных преобразованиях внутри каждого элемента, входящего в систему.
Развитие интеграционных процессов в образовании, вследствие чего наблюдается переконструирование и наращивание внутренних и внешних структур образовательного пространства, при явно выраженной региональной направленности, обуславливает актуальность концептуального обоснования интеграции как основы построения многоуровневой модели подготовки специалистов для регионального машиностроения. Специфика машиностроительной отрасли (наукоемкость, трудоемкость, фондоемкость, капиталоемкость), определяющая градообразующую роль ее предприятий, предопределила особую значимость интеграционных процессов в сфере подготовки специалистов машиностроения в решении актуальной задачи повышения качества человеческого капитала.
Развитие рыночных отношений в современной России внесло перемены в деятельность всех социальных институтов, отразившись и на характере отношений между институтом образования и производством. К показателям эффективности системы подготовки и переподготовки кадров для экономики могут быть отнесены:
- сбалансированность потребностей рынка труда с восполняемым кадровым ресурсом;
- мобильность образовательных услуг, способность их обеспечить профессиональную мобильность рабочей силы;
- гибкость взаимодействия образовательных учреждений, государства и производства в инвестировании человека в повышении его общего и профессионального образования, в регламентации условий его профессионального обучения.
Крупное промышленное производство выступает важнейшим потребителем образовательных услуг, его потребности определяют заказ на подготовку специалистов соответствующих специальностей. В современных условиях развития общества производство вынуждено все более тесно сотрудничать с образованием в решении своих кадровых проблем. Отраслевая особенность регионов находит отражение в функционирующих в них учреждениях профессионального образования.
Современный рынок труда становится рынком работодателя, это означает необходимость взаимодействия предприятий и образовательных учреждений профессионального образования. Тесная связь между производством и образовательными учреждениями обусловлена всей историей профессионального образования, в которой можно увидеть примеры разных формы сотрудничества в формировании системы подготовки специалистов для нужд экономики отдельного региона и всей страны. Анализ истории взаимодействия производства и образования в подготовке кадрового потенциала промышленных предприятий, осмысление необходимых преобразований в построении современной модели взаимодействия промышленных предприятий и образовательных учреждений становится актуальной задачей исследования.
Регионализация государственной политики связана с необходимостью придания позитивных импульсов экономике регионов. Однако обеспечение регионов квалифицированными, конкурентоспособными кадрами, способными поднять их производство, обеспечить успешность, напрямую зависит от деятельности института образования. Из чего вытекает актуальность региональной политики в преодолении негативных тенденций развития образования. Значимым элементом данной политики становится консолидация усилий учреждений образования, промышленных предприятий и других социальных субъектов в построении эффективной системы подготовки кадров для удовлетворения потребностей регионального рынка труда. (Примером может служить активное участие правительства Республики Татарстан в создании образовательных кластеров). В условиях формирования регионального рынка труда становится важным построение новых отношений между производством и образованием [1,2,6].
Особенности современного развития общества, связанные с техническим прогрессом, с переменами на рынке труда, с возрастанием роли человеческого капитала, предопределили необходимость преобразований в системе взаимодействия образования и других социальных субъектов. В современную теорию и практику профессионального образования вводятся новые термины, которые свидетельствуют о произошедших изменениях внутри института образования, о рождении новых форм его взаимодействия с другими социальными институтами. Среди названных терминов: «социальное партнерство», «корпоративность», «кластерная политика», «образовательный кластер», «корпоративный университет»,
«интегрированное учебное заведение» и др. Каждый из указанных терминов представляет ту или иную форму интеграции, ее и отражается на структурных, содержательных и пространственных характеристиках образовательного учреждения.
Интеграционные процессы внутри института образования осуществляются одновременно с процессами дифференциации, способствуя ей. При этом интеграционные процессы внутри института образования развиваются как вертикально, так и горизонтально. Горизонтальная интеграция отражает идею регионализации образования. В ходе нее происходит объединение учреждений высшего профессионального образования. Укрупнение высшей школы призвано обеспечить интеграцию научно-педагогического, материально-технического потенциала учебных заведений в оптимизации процесса образования.
Вертикальная интеграция направлена на объединение ресурсов учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и построение
многоуровневого учебного заведения, способного обеспечить вариативные модели подготовки специалистов. Процессы вертикального и горизонтального движения в региональном пространстве профессионального образования становятся основой создания образовательного холдинга. Создание образовательных холдингов, как и образовательных кластеров, является закономерным явлением, отражающим насущные потребности экономки, реализация которых требует инновационных перемен в системе образования.
Интеграционные процессы в системе образования касаются не только учреждений профессионального образования. Проникновение рыночных отношений в систему образования, определенные демографические сложности, в силу которых наблюдается сокращение числа абитуриентов, предопределили активизацию сотрудничества высшей школы и общеобразовательной. В течение двух последних десятилетий активно развивались разнообразные формы сотрудничества учреждений высшего образования и общеобразовательных школ.
Не менее развиваема в научных исследованиях и проблема внешней интеграции, на основе которой происходит сближение процесса образования и производства и формирование современной модели подготовки специалистов. В качестве основных положений концептуального обоснования интеграции в образовании могут быть выдвинуты идеи многофункциональной предназначенности интеграции; динамического многообразия механизмов и форм интегративного взаимодействия; уровневость интеграции, измеряемая степенью управленческого и организационного единства; институализация интеграции.
Многофункциональная предназначенность интеграции представлена образовательной, экономической, социальной, духовно-нравственной функциями.
Немаловажным концептуальным положением, обращенным к интеграции, является утверждение, что эффективность развития интеграционных процессов в образовании обеспечивается всем многообразием ее механизмов. Для развития интеграционных процессов, обеспечивающих выстраивание многоуровневой модели подготовки специалистов машиностроения, значимы все формы интеграции: интеграция, отражающая действие механизмов рынка; интеграция, выстроенная на основе партнерско-договорных отношений; интеграция, ставшая результатом административного решения; функционально-потребностные и ситуативно-потребностные формы интеграции. Важной формой интеграции становится объединение усилий государства, учреждений образования, производства в осуществлении профориентационной работы с молодежью.
Выстраивание новой модели подготовки специалистов машиностроительной отрасли обеспечит развитие условий обучения; вовлеченность субъектов интеграции в решение функциональных задач своих партнеров, расширяя ресурсные возможности их выполнения; ориентацию производства образовательных услуг на потребности местного рынка труда. Принцип открытости станет основой для динамичного саморазвития учреждений образования, готовых к выстраиванию новых моделей отношений для успешной подготовки специалистов отраслевого производства.
Рассматривая процесс интеграции образовательных учреждений, А.Р.Шайдуллина предлагает классификацию типов интеграции, выделив в качестве основания для типологии количественные, качественные, временные характеристики интегральных систем, тип интегрирующихся субъектов [8, С. 15-16]. Данная типология позволяет не только оценить характер интеграции, но и построить региональную концепцию интеграции образования и производства. Важным структурным направлением региональной концепции интеграции социальных субъектов, в число которых кроме учреждений образования и производства входят представители других социальных структур (управленческих; общественных политических и неполитических объединений; учреждений социальной сферы, культуры и т.п.) становится формирование муниципального интегрированного пространства, где интеграция выполняет многофункциональное предназначения, способствуя решению всего ракурса социальных задач. На основе интеграционных процессов выстраивается пространство свободы индивидуального выбора перспектив профессионального образования. Изучая
характер связей, возникающих в результате интеграции можно выделить характерные черты в организации современной модели профессионального образования специалистов для предприятий машиностроительной отрасли:
- активное развитие кратковременных (единовременных), ситуативных контактов, вовлекающих образовательное учреждение в сферу сотрудничества в области научноисследовательской работы студентов, совершенствования их спортивных, творческих достижений; данные контакты могут объединять образовательные учреждения, находящиеся и за пределами города или региона;
- открытость образовательного учреждения к совместной деятельности в многообразных социальных акциях и мероприятиях, инициированных промышленными предприятиями, органами регионального или муниципального управления;
- последовательную инициативность, направленную на структурирование и постоянное наращивание контактов и связей для включения в более тесное сотрудничество с множеством возможных субъектов;
- кооперацию усилий учебных заведений для выполнения государственной программы развития образовательных кластеров, решения задачи поддержки профориентационной работы, усиление сотрудничества образования и производства в повышении практикориентированной направленности обучения, кооперации образовательных учреждений с разным статусом в пространстве муниципального образования;
- развитие корпоративных форм взаимодействия, в условиях роста числа субъектов образования, которые выступают элементом целостной системы, несмотря на определенную географическую разбросанность, вариативные модели университетских комплексов (университетский комплекс как объединение образовательных, научных и иных учреждений и организаций различных форм собственности или университетский комплекс без прав юридического лица);
- формирование интегрированного пространства подготовки специалистов с централизованным управлением для обеспечения преемственности и непрерывности профессионального образования.
Интегрированная многоуровневая модель подготовки специалистов способна обеспечить количественное и качественное многообразие кадровых потребностей предприятий машиностроительной отрасли. Интеграция обеспечивает вариативность образовательных траекторий подготовки специалистов нового профиля. Вариативность образовательных траекторий отражает закономерные особенности развития профессионального образования в современных условиях и базируется на идеях социального партнерства, под которым понимается взаимодействие «образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления» для согласования и реализации интересов всех участников взаимодействия [5, С.3].
Указанное взаимодействие является насущной потребностью экономики, в которой человеческий ресурс становится главным ресурсом прогрессирующего развития. Поэтому объединение усилий различных социальных институтов, реализующих свое функциональное предназначение, в воспроизводстве кадров для конкурентоспособной экономики выступает закономерным требованием к функционированию учреждений образования.
Литература
1. Андреева О.П., Воробьев В.П. Региональное кооперирование вузов и промышленности в переходный период к рынку // Вуз и рынок: В 3 кн. Кн. 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. - М., 1992. - С. 278-292.
2. Артемьева Л.А. Проектирование региональной системы СПО в рыночных условиях. - Казань: ИССО РАО, 1996. - 59 с.
3. Иванов, В.Г. Особенности профессиональной мотивации студентов инженерного вуза в системе основного и дополнительного профессионального образования / В.Г.Иванов, П.Н. Осипов,
Е.В.Загайнова, А.И. Ирисметов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С.169-172.
4. Иванов, В.Г. Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в вузе / В.Г.Иванов, И.Р.Искакова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С.173-178.
5. Игнатьев Н.С. Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов в колледже: Автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 24 с.
6. Котова, Н.В. Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи /Н.В.Котова, М.В.Журавлева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №7. - С.281-282.
7. Осипов, П.Н. Профессиональное самоопределение студентов как социально-педагогическая проблема / П.Н.Осипов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, №5. - С.237-242.
8. Шайдуллина А.Р. Интеграция ССУЗа, вуза и производства в региональной системе профессионального образования: Автореф. ... д-ра пед. наук / А.Р. Шайдуллина. - Казань, 2010. -45 с.
© Х. Р. Кадырова - канд. пед. наук, доц., дир. Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиал) КГТУ им. А.Н.Туполева, [email protected].