Научная статья на тему 'ДОВУЗОВСКОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ДОВУЗОВСКОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / ШКОЛЬНЫЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ МЕДИА / ФАКУЛЬТЕТЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / ЦЕНТРЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чемякин Юрий Владимирович

В данной статье автор доказал значимость довузовского журналистского образования, описал и обосновал ряд функций и типов довузовской журналистской подготовки, используя такие теоретические методы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, и такие эмпирические методы как анализ документов, мониторинг СМИ, анкетирование, интервью с экспертами, наблюдение - в том числе, включенное. Автор опирался и на свой педагогический опыт в сфере предпрофессионального медиаобразования. В статье представлено и обосновано семь функций довузовской журналистской подготовки и семь критериев типологизации довузовского медиаобразования, рассмотрены основные форматы довузовской подготовки: аудиторные занятия, творческие встречи; работа над созданием коллективного медиапродукта, участие в конкурсах и т. д. Выделены тенденции и проблемы довузовского медиаобразования: количественный рост редакций школьных СМИ и других форм подготовки; увеличивающееся разнообразие форматов школьных медиа; активное использование «дистанта». Среди проблем автор в качестве главной обозначает кадровую проблему и полагает, что ставка на медиаподготовку школьных педагогов себя не оправдала. Больше пользы может принести работа со студентами и магистрантами журфаков, их мотивирование к медиаобразовательной деятельности и прохождению медиапедагогической практики в школах. В качестве поддержки довузовского журналистского образования автор считает необходимым проведение конкурсов среди медиапедагогов и курсов для юных журналистов, участие в которых должно быть преимущественно бесплатным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-UNIVERSITY JOURNALISM EDUCATION: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

In this article, the author proved the importance of pre-university journalism education, described and substantiated a number of functions and types of pre-university journalism training, using such theoretical methods as analysis, synthesis, comparison, generalization, classification, and such empirical methods as document analysis, media monitoring, questioning, interviews with experts, observation - including included. The author also relied on his pedagogical experience in the field of pre-professional media education. The article presents and substantiates seven functions of pre-university journalism training and seven criteria for the typology of pre-university media education; the main formats of pre-university training are considered: classroom classes, creative meetings; work on the creation of a collective media product, participation in competitions, etc. The trends and problems of pre-university media education are highlighted: a quantitative increase in the editorial offices of school media and other forms of training; the increasing diversity of school media formats; active use of distance.Among the problems, the author identifies the personnel problem as the main one and believes that the stake on media training of school teachers has not justified itself. Work with students and undergraduates of journalism departments, their motivation for media education and media pedagogical practice in schools can bring more benefits. As a support for pre-university journalism education, the author considers it necessary to hold competitions among media educators and courses for young journalists, participation in which should be mostly free.

Текст научной работы на тему «ДОВУЗОВСКОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

ВАК: 5.9.9 ГРНТИ: 19.41.00,19.45.00

ДОВУЗОВСКОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЁшЪ

И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

АННОТАЦИЯ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

В данной статье автор доказал значимость довузовского журналистского образования, описал и обосновал ряд функций и типов довузовской журналистской подготовки, используя такие теоретические методы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, и такие эмпирические методы как анализ документов, мониторинг СМИ, анкетирование, интервью с экспертами, наблюдение - в том числе, включенное. Автор опирался и на свой педагогический опыт в сфере предпрофессионального медиаобразования.

В статье представлено и обосновано семь функций довузовской журналистской подготовки и семь критериевтипологизации довузовского ме-диаобразования, рассмотрены основные форматы довузовской подготовки: аудиторные занятия, творческие встречи; работа над созданием коллективного медиапродукта, участие в конкурсах и т. д. Выделены тенденции и проблемы довузовского медиаобразования: количественный рост редакций школьных СМИ и других форм подготовки; увеличивающееся разнообразие форматов школьных медиа; активное использование «дистан-та». Среди проблем автор в качестве главной обозначает кадровую проблему и полагает, что ставка на медиаподготовку школьных педагогов себя не оправдала. Больше пользы может принести работа со студентами и магистрантами журфаков, их мотивирование к медиаобразовательной деятельности и прохождению медиапедагогической практики в школах. В качестве поддержки довузовского журналистского образования автор считает необходимым проведение конкурсов среди медиапедагогов и курсов для юных журналистов, участие в которых должно быть преимущественно бесплатным.

Формирование ответственных и высококлассных специалистов в сфере журналистики - важнейшая функция профессионального образования. Она реализуется (с большим или меньшим успехом) в профильных вузах. Но базовые знания и навыки, основы журналистской подготовки могут закладываться у детей и подростков уже на этапе довузовского (предпрофессионального) дополнительного образования. Эти знания и навыки оказывают в дальнейшем влияние на формирование личности как профессионала в медиасфере.

В данной статье мы рассмотрим основные функции, виды и методы довузовского журналистского образования, современные тенденции и проблемы его развития. Это нужно, в первую очередь, для выработ-

ки практических рекомендаций по решению имеющихся проблем.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез, срав-нение,обобщение,классификация; эмпирические - наблюдение (втом числе, и включенное), анализ документов, мониторинг школьных,учебных и иных СМИ, ежегодное анкетирование выпускников подготовительных курсов журфака и «Дистанционной школы журналистики», экспертные интервью - с членом правления Свердловского творческого Союза журналистов и Союза юнкоров (неофициальное название Детско-молодежной общественной организации юных корреспондентов Свердловской области) Светланой Викторовной Лебедевой; с доцентом департамента «Факультет жур-

Чемякин Юрий Владимирович

Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) @ chemyakin1977@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Довузовское обучение, журналистское образование, медиапедагоги-ка, школьные и молодежные медиа, факультеты журналистики, центры детского творчества.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Чемякин Ю.В. Довузовское журналистское образование: современное состояние и тенденции развития //Управление культурой. 2022. № 3. С. 51-60.

налистики»УГИ УрФУ Марией Федоровной Поповой, которая с 1970-х годов занимается подготовкой абитуриентов журфака,является членом жюри всероссийских и региональных конкурсов юных журналистов; с Эльвиной Александровной Урба-нович - педагогом дополнительного образования, главным редактором авторского журнала "Стрекоза" (г. Челябинск).

Автор статьи в 2005-2020 гг. являлся заведующим и преподавателем подготовительных курсов факультета журналистики УрГУ/УрФУ, организатором и членом жюри Всероссийского конкурса творческих работ «Автограф», конкурса школьной и юношеской прессы Урала «ПрессКОД» (2010-2020 гг.); провел десятки семинаров и мастер-классов с юными журналистами и их на-

ставниками; ныне является членом жюри Всероссийского конкурса молодых журналистов «МедиаВЫЗОВ». В 2020 г. открыл ИП и организовал «Дистанционную школу журналистики», в которой занимается онлайн со старшеклассниками из разных городов. Выводы отенденциях, проблемах довузовского журналистского образования автор делает, основываясь и на собственном опыте.

Под довузовским журналистским образованием мы понимаем совокупность образовательных практик, направленных на распространение журналистских знаний и навыков преимущественно среди школьников, на помощь в их профориентации, развитии творческих способностей и подготовку к поступлению в вузы на журналистские факультеты.

Довузовская журналистская подготовка является важной составляющей медиаобразования.

По определению И. А. Фатеевой, медиаобразованием следует называть «научно-образовательную область, предметом которой являются средства массовой информации и коммуникации в педагогическом аспекте их многообразных связей с миром, обществом и человеком» [1, с. 12].

Мы полагаем, что довузовская журналистская подготовка является той частью медиаобразования, которая направлена на формирование будущих профессионалов в сфере журналистики, а не на распространение базовыхзнаний о СМИ и потреблении медиапродукции среди широких слоев населения.

Довузовское журналистское образование некоторые авторы также называют «допрофессиональ-ным» [2]. Широко распространен и схожий термин «предпрофессио-нальное образование». В ряде источников данный термин выступает как синоним довузовской подготовки [3], но мы, вслед за другими практиками в сфере образования [4], считаем, что под предпрофессио-нальным образованием следует понимать те форматы дополнительного образования, которые рассчитаны на старшеклассников школ, в скором будущем - абитуриентов.

Среди основных функций довузовской журналистской подготовки выделим следующие:

1. Пропедевтическая. Одна из важнейших задач довузовского журналистского образования - сжатое, но систематическое введение в журналистику в популярной и доходчивой форме. Подготовительные курсы при журфаках, школы юных корреспондентов и т. п. помогают учащимся приобрести как базовые знания в теории профессии, познакомиться с историей и современными проблемами ее развития, так и начать развивать навыки практической деятельности. Довузовское журналистское образование способствует лучшей успеваемости ребят в вузе, облегчая усвоение учебной программы, особенно на 1 и 2 курсах журфаков [5, с. 134].

2. Профориентационная. Журналистика - профессия специфическая, требующая от человека как трудолюбия, целеустремленности, так и некоторых другихличностных качеств (наблюдательности, любопытства, стрессоустойчивости, коммуникабельности, настойчивости, готовности к ненормированному рабочему дню, к быстрому переключению с одного дела на другое), определенных творческих способностей, «задатков», без которых человеку сложно будет работать в журналистике. Поэтому человеку важно еще до поступления в вуз составить адекватное представление о профессии и своих собственных журналистских способностях, понять, есть ли у него склонность к данному виду деятельности.

3. Функция подготовки к сдаче ДВИ - дополнительного вступительного испытания. Для поступления на факультеты журналистики крупных вузов (таких, например, как МГУ, СПбГУ, УрФУ), помимо ЕГЭ, необходимо сдать университетский творческий экзамен. Обычно на таких экзаменах от абитуриентов требуется предоставить портфолио (материалы, опубликованные в СМИ), написать письменную работу, ответить на устные вопросы, касающиеся теории, истории, современного состояния медиасферы. Практика показывает, что успешно пройти этапы творческого экзамена без каче-

ственной довузовской журналистской подготовки почти невозможно [6, с. 11].

4. Функция профессиональной социализации. Одна из особенностей журналистики состоит в том, что в данной профессии можно начинать полноценно работать и без соответствующего диплома об образовании. Многие студенты-журналисты - не только заочной, но и очной форм обучения, активно сотрудничают со СМИ и устраиваются туда на работу - как для ускорения своего профессионального и карьерного роста, так и для зарабатывания денег. Поэтому для начинающих журналистов важно как можно раньше погружаться в профессиональную среду, начинать активно публиковаться в СМИ,знакомиться с редакторами и журналистами, перенимать опыт, «овладевать стандартами и ценностями профессионального сообщества» [7, с. 35].

5. Воспитательная функция. Довузовская журналистская подготовка призвана содействовать воспитанию учащихся на основе подлинных ценностей и гуманистических идеалов, формированию в школьниках таких качеств, как ответственность, честность, неравнодушие к бедам других людей, готовность отстаивать правду [8, с. 49]. Работа журналиста предполагает постоянное общение с другими людьми и возможность влияния на многочисленную аудиторию, поэтому без чувства ответственности и других перечисленных выше качеств не обойтись.

6. Функция творческой самореализации. Довузовское журналистское образование содействует раскрытию талантов школьников, их творческому самовыражению и развитию. Огромную роль в этом играет сотрудничество со школьными, учебными или «взрослыми» СМИ. При этом творческая самореализация учащихся может осуществляться в двухосновных направлениях: во-первых, развитие именно журналистских способностей (умение писать тексты в разных журналистских жанрах, делать качественные фоторепортажи или новостные телевизионные сюжеты); во-вторых, общее творческое развитие (например, написание и опубликование в

школьной газете своих стихов, рассказов, рисунков). Первое направление имеет непосредственное отношение к подготовке будущих профессионалов в сфере журналистики.

7. Функция общения - «клуба по интересам». Многие школьники записываются в школы юных журналистов и т. п., чтобы найти себе друзей, а развитие коммуникативных навыков принципиально важно для будущих журналистов.

Все рассмотренные функции тесно взаимосвязаны и характерны для разных видов довузовского журналистского образования. Первые четыре функции (№ 1-4) особенно характерны для подготовительных курсов, школ молодого журналиста, ориентированных на учащихся 10-11 классов. Три последние функции (№ 5-7) особо актуальны для кружков юных корреспондентов и прочих форматов дополнительного журналистского обучения, предназначенных для школьников средних и младших классов.

Классификация по возрасту учащихся (критерий 1) - не единственная возможная классификация. Рассмотрим другие критерии типоло-гизации довузовского журналистского образования.

Критерий 2. Учредитель (организатор). Именно он влияет и на содержание, и на методы довузовской журналистской подготовки. В качестве организаторов различных форм довузовского образования в России выступают:

• средние общеобразовательные школы (а также гимназии, лицеи);

• государственные и муниципальные организации дополнительного образования,такие, как дома (центры) детского творчества;

• коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели, репетиторы;

• редакции СМИ (чаще всего -областных, городских или районных газет, муниципальных радио- и телестудий);

• вузы, в которых существуют жур-факи или другие подразделения, занимающиеся подготовкой журналистов;

• профессиональные журналистские организации (Союз журналистов России и др.);

• оргкомитеты фестивалей и конкурсов юных журналистов.

Согласно результатам Переписи школьных и молодежных СМИ Свердловской области, проходившей в феврале-апреле 2021 года, распределение учредителей школьных (подростковых) медийных объединений в нашей области таково: «272 редакции реализуют свою деятельность на базе школы, гимназии, лицея; 31 редакцию можно встретить в различных центрах дополнительного образования, частных кружках и других организациях (культурных, взрослых периодических СМИ и т. д.). Это говорит о том, что школа была и остается основным местом для медиаобразовательной работы с детьми и подростками, именно там, в медийных объединениях, должны закладываться основные навыки работы с информацией, создания медийных продуктов» [9].

Различные кружки и классы юных журналистов при общеобразовательных школах (созданные в рамках «спущенных сверху» программ по медиаобразованию) - это самая многочисленная, но при этом, на наш взгляд, самая слабая часть в системе довузовского журналистского образования. Основная проблема - отсутствие качественного журналистского образования и опыта у большинства школьных медиа-педагогов. Наиболее сильным звеном следует признать подготовительные курсы (и различные школы юных журналистов) в ведущих вузах, курсы при профессиональных журналистских организациях и при редакциях качественных, авторитетных СМИ. Но если настоящие профессионалы-энтузиасты в сфере медиаобразования работают в центрах (домах, дворцах) детского творчества - то именно эти учреждения становятся «драйверами» развития довузовского журналистского образования в данном городе. В качестве примера можно привести Нину Ивановну Семину, много лет успешно руководившую студией молодых журналистов «Вольный ветер» при Дворце молодежи (г. Екатеринбург), Эльвину Александровну Урбанович, главного редактора авторского журнала «Стрекоза» (г. Челябинск).

Критерий 3. Цели довузовского журналистского образования. В числе таковых можно выделить следующие:

• подготовка к поступлению на факультет журналистики (конкретного вуза, а иногда и нескольких вузов);

• знакомство с основами журналистики (теория, история и современные практики, тенденции развития);

• освоение учащимися практических журналистских навыков (писать тексты в журналистских жанрах, брать интервью, снимать видеорепортажи);

• профориентация;

•творческая самореализация

школьников.

Могут быть и иные формулировки целей. Например, цель Школы молодого журналиста Казанского (Приволжского) федерального университета обозначена так: «Формирование у слушателей представлений о работе журналиста как разносторонней творческой деятельности методом «погружения» учащихся в условия, максимально приближенные к работе корреспондента» [10, с. 5]. Могут декларироваться несколько основных целей. Например, в качестве основных целей подготовительных курсов журфака УрГУ/УрФУ заявлялись: качественная подготовка к поступ-лению,знакомство с основами журналистики, профориентация [6,с. 7]. Помимо перечисленных, декларируемых целей, создатели медиашкол и курсов преследуют и некоторые другие, публично не озвучиваемые, но важные цели,такие, как PR-про-движение конкретного вуза, обеспечение набора хорошо подготовленных абитуриентов на факультет, получение дохода от реализации платных услуг.

Критерий 4. Принадлежностьуча-щихся ктой или иной ступени школьного образования. От этого во многом зависят и методы обучения,«глубина погружения» в разные аспекты профессии. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.03.2001 № 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования", выделяют 3 ступени [15]:

• I ступень (начальное общее образование) - 4 года («начальная школа»);

• II ступень (основное общее образование) - 5 лет («основная школа»);

• III ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года («старшие классы»).

В начальной школе учатся дети от 6-8 до 10-12 лет; в основной школе («средних классах») учатся до 15-17 лет, старшие классы оканчивают в возрасте от 17 до 19 лет. Большинство программ довузовского медиаобразования, а также фестивалей и конкурсов юных журналистов рассчитаны на учащихся старших и средних классов. Так, например, в Московской школе журналистики им. Владимира Мезенцева учатся школьники в возрасте от 15 лет. При факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова для учащихся 9-10 классов (ребят 15-17 лет) действует Школа юного журналиста, в которой они могут познакомиться с основами профессии, а для учащихся 11 класса предназначены подготовительные курсы, цель которых - подготовка к сдаче вступительных испытаний. Ориентированный на старшеклассников предпрофессиональный уровень медиаобразования «предполагает специфические технологии, ориентированные на посвященную, продвинутую аудиторию. Обычно на подготовительные курсы приходят юнкоры, уже освоившие или параллельно осваивающие медиаоб-разовательные программы в своих школах, в детских центрах, при редакциях взрослых газет» [5, с. 134].

В студиях журналистики различных Центров детского творчества, как правило, обучаются дети в возрасте от 10-11 лет (то есть, тоже учащиеся средних и старших классов).

Критерий 5. Условия предоставления образовательных услуг (платность/бесплатность). Платные услуги предоставляются вузами, частными образовательными компаниями и индивидуальными предпринимателями, некоторыми редакциями СМИ. Бесплатными, как правило, являются разные формы дополнительного образования в школах, муниципальных центрах детского

творчества и в некоторых вузах. Например, Школа юного журналиста-международника МГИМО. В МГУ, УрФУ и ряде других вузов существуют как бесплатные, так и платные формы довузовского журналистского образования [11]. Как правило, бесплатные предназначены для учащихся средних классов, а платные курсы подготовки к поступлению - для старшеклассников.

Для многих родителей данный критерий является решающим в вопросе выбора услуг дополнительного (в том числе,журналистского) образования. Хотя интенсивность и качество занятий на платных курсах бывают выше, чем на бесплатных. Отметим при этом, что целеустремленные школьники и из бесплатных школ юнкоров «выжимают максимум», сами много трудятся и поступают затем на журфак (в том числе, на бюджетные места), а некоторые ученики дорогостоящих курсов занимаются «спустя рукава» и не поступают на желанные факультеты.

Критерий 6. Продолжительность программ. По продолжительности форматы довузовского журналистского образования можно разделить также на два основных вида:

• долгосрочные (от 4-6 месяцев до нескольких лет). Например, образовательная программа «Юный журналист» Центра детского творчества г. Тутаев рассчитана на 3 года;

• краткосрочные (отоднодневных семинаров, мастер-классов и недельных интенсивных курсов до трехмесячных образовательных программ).

Несмотря на очевидные, казалось бы, преимущества долгосрочных программ,у краткосрочныхто-же есть свои достоинства. Программа обучения на «сжатых» курсах бывает более интенсивной, у учащихся нет возможности откладывать дела на потом, ученики постоянно «в тонусе», занимаются методом «полного погружения» (как, например, на июльских подготовительных курсах журфака УрФУ), поэтому результаты и показатели поступления в вуз бывают лучше, чем на воскресных курсах, идущих в течение учебного года.

Критерий 7. Форма обучения. Существуют три основных формата довузовского образования:

• очное обучение (традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием и непосредственным общением учащихся с преподавателем на лекциях, в классах, редакциях или университетских аудиториях);

• проведение занятий, выполнение и проверка заданий онлайн -с помощью сети Интернет и технологий дистанционного обучения;

• смешанный формат, сочетание очного обучения и «дистанта».

Онлайн-формат образовательных программ (в том числе, и в сфере довузовской журналистской подготовки) резко и повсеместно распространился с началом пандемии коро-навируса в феврале-марте 2020 года. Во многих случаях переход от традиционного обучения к дистанционному был мерой вынужденной, неожиданной и нежеланной. Приходилось срочно, «на ходу» перестраивать весь учебный процесс. Ситуация усугублялась тем, что некоторые преподаватели (как правило, старшего возраста) слабо владели новыми информационными технологиями. К тому же, учеников, находящихся «по ту сторону экрана», сложнее контролировать, мотивировать и вдохновлять. Все это негативно отразилось на качестве обучения.

Некоторые медиа-дисциплины, например, «Основы тележурналистики», «Фотожурналистика», «Операторское мастерство» по объективным причинам сложно (а порой невозможно) преподавать дистанционно, в том числе поэтому организаторы довузовской журналистской подготовки предпочитают традиционный очный формат обучения.

У опрошенных нами экспертов М. Поповой (доцента департамента «Факультет журналистики» УГИ УрФУ) и Э. Урбанович (педагога дополнительного образования, главного редактора авторского журнала "Стрекоза", г. Челябинск) - критическое отношение к дистанционным формам обучения журналистике. По их мнению, «дистант» ни в коей мере не может заменить живого общения наставников и учеников. Э. А. Урбанович: «Дистанционный (интернет,онлайн) формат может быть только дополнительны м,

а не основным способом довузовского журналистского образования. Журналистика предполагает, в первую очередь,живую коммуникацию. Важно не только что говорить, но и как говорить. Именно интонации, казалось бы, едва заметные, часто заставляют детей задумываться, спорить, предлагать несколько вариантов решения проблем... При помощи онлайн-общения передать эти интонации и организовать живой диалог очень сложно».

Тем не менее, пандемия С0УЮ-19 дала такой мощный толчок развитию онлайн-форматов журналистского образования, что медиа-мир уже не мог остаться прежним, и сейчас продолжают функционировать, участвовать в конкурентной борьбе многие интернет-курсы и школы журналистики, возникшие в разгар пандемии. Руководители подготовительных курсов учли ценный опыт глобальных перемен 20202021 годов. Если образовательный процесс хорошо наладить онлайн, применять эффективные и удобные программы дистанционного обучения, то он может стать привлекательным для многих учащихся и педагогов, а в некоторых ситуациях - просто незаменимым (прежде всего, когда учащийся проживает на далеком расстоянии от образовательной организации). Учитывая это, в некоторых учебных заведениях, например, в Школе молодого журналиста Казанского (Приволжского) федерального университета, ученики могут выбирать, заниматься в университетской аудитории или дистанционно (аудиторные занятия транслируются и в формате видеоконференций) [12].

Совокупность выше обозначенных критериевтипологизации позволяет получить адекватное представление о том или ином формате довузовской медиаподготовки. Например, июльские подготовительные курсы на направлении «Журналистика» в УрФУ - это организованное федеральным университетом краткосрочное (двухнедельное) бесплатное обучение в традиционном очном формате для учащихся старших классов с целью их подготовки к сдаче творческого вступительного экзамена. Созданная

автором данной статьи школа журналистики - это частные коммерческие курсы, долгосрочные (длительность - 7 месяцев), платные, с дистанционным форматом обучения, предназначенные для ознакомления учащихся старших классов с основами журналистики и их подготовки к поступлению на журфак.

Рассмотрим основные формы обучения, используемые в довузовской журналистской подготовке:

• аудиторные занятия - теоретические лекции, семинарские и практические занятия, проблемные дискуссии;

• творческие встречи (мастер-классы, тренинги) с приглашенными опытными журналистами, редакторами, телеведущими и другими профессионалами-практиками;

• домашние задания (в том числе, изучение профессиональной литературы и периодики, написание рецензий), их проверка и обсуждение в аудитории;

• проектная деятельность (чаще всего - создание совместными усилиями учебной газеты, теле- или радиопередачи, интернет-издания и т. п. «Выпуск собственного издания (печатного, электронного) является в абсолютном большинстве случаев неотъемлемой частью ме-диаобразовательной программы» [13, с. 10]);

• индивидуальная, курируемая преподавателем (наставником), активность каждого учащегося по сотрудничеству с различными средствами массовой информации;

• коллективные экскурсии учащихся в редакции СМИ, в издательства и т. п.;

• курируемая (зачастую и инициируемая) педагогом деятельность учеников по их участию в различных конкурсах, фестивалях, сборах юных журналистов.

У каждой из названных форм довузовской подготовки - свои сильные стороны. Наибольшей результативности позволяет достичь сочетание всех форм и форматов, как это и происходит в качественных школах подготовки юныхжурнали-стов. В каждой образовательной программе есть свои особенности,традиции. Например, в программе Центра детских СМИ «Я и Мы» Дворца

творчества детей и молодежи Ко-пейского городского округа (Челябинская область) особое место отведено работе с педагогом-психологом. Мастер-классы, психологические игры, тренинги помогают раскрыться начинающим журналистам, приобрести уверенность в тебе [11].

Почти все упомянутые формы обучения и развития школьников реально проводить не только в традиционном очном формате, но и в дистанционном. В разгар пандемии коронавируса полностью «ушли в онлайн» проводимые вузами лекционные и семинарские занятия с юными журналистами, Всероссийский конкурстворческих работ «Автограф», Конкурс школьной и юношеской прессы Урала «ПрессКОД» и многие другие подобные конкурсы. Автор данной статьи дистанционно выпускал со своими учениками учебную газету (в электронном формате), помогал им дистанционно сотрудничать с молодежными СМИ, организовывал онлайн-встре-чи с опытными редакторами, некоторые из которых даже устраивали для ребят виртуальные экскурсии по своим редакциям. Виртуальная экскурсия не может заменить реальную, как и онлайн-общение с мэтрами журналистики или своими сверстниками из разных городов -это все же не личное живое общение с ними, но в некоторых ситуациях это приемлемый или даже единственно возможный вариант.

Говоря об основных тенденциях развития довузовского журналистского образования, прослеживаемых за последнее десятилетие, доцент журфака УрФУ М. Ф. Попова в интервью автору данной статьи отмечает: «Технический и технологический арсенал неизмеримо обогатился, а интерес к слову, к тексту, к «медленному чтению» тает пугающе быстро. В школах и детских центрах теперь есть хорошо оснащенные теле-радио-студии, есть возможность заявить о себе в социальных сетях и даже зарабатывать на всем этом деньги. Но работать с информацией - именно работать! - хотят и умеют далеко не в каждой детской редакции. Так что вряд ли довузовское журналистское обучение в целом ста-

ло более эффективным и качественным. Но есть и исключения». Педагог дополнительного медиаоб-разования Э. А. Урбанович высказывает схожие оценки происходящего и считает, что «школьники и студенты в последние три года стали хуже формулировать свои мысли».

Член правления Свердловского творческого Союза журналистов С. В. Лебедева тоже отмечает как положительные,так и отрицательные тенденции последних лет: «С одной стороны - в разы больше стало школьных СМИ, в том числе, печатных изданий, появились школьные ТВ-студии, и, конечно, официальные группы в соцсетях, в наполнении контентом которых дети тоже могут участвовать. Это хорошо в том плане, что хоть как-то они могут попробовать себя в медийной деятельности - сборе информации, ее обработке, подготовке публикаций или сюжетов. Однако существенный минус в том, что в абсолютном большинстве случаев школьными медиа руководят люди без элементарной журналистской подготовки, и качество контента таких медийных ресурсов не высоко, особых знаний по журналистике там давать практически некому, о журналистском труде там создают неверное мнение у ребят. Следует отметить и позитивный момент - в некоторых Домах (Центрах) детского творчества, особенно в глубинке, организуют студии журналистики, к работе в них привлекают редакторов местных изданий. Такое сотрудничество достаточно эффективно, однако требует энтузиазма и без того занятых журналистов, поэтому встречается далеко не повсеместно».

Говоря о проблемах довузовского журналистского образования, С. В. Лебедева развивает тему недостаточной компетентности многих школьных медиапедагогов: «Сказывается эффект того, что журналистика, на первый взгляд, - это просто. Все же умеют писать, многие - снимать и монтировать (особенно, подростки). И простые видеофрагменты, не несущие реальной информации, они уже расценивают, как журналистику, любые «размышлизмы», нагромождение общих слов и фраз - тоже. Зача-

стую руководители школьных СМИ это поощряют».

По данным последней паспортизации школьных СМИ Екатеринбурга, как и прежде, в городе всего около 5% медиапедагогов имеют специальное журналистское образование [6]. Пути решения данной проблемы С. В. Лебедева видит в медиаобразовании школьных педагогов. Причем, в качественном, а не «формально-бюрократическом», от которого мало пользы.

«Перемены в сфере довузовского журналистского образования в последние десятилетия не принесли ожидаемого положительного эффекта, - отмечает наш эксперт Эльвина Александровна Урбанович, - оно стало обязательным, а значит, мертвым. Например, в Челябинске в каждой школе должна быть своя газета или телевидение, радио. Профессиональные медиа-педагоги к этому не прилагаются. Считается, что школьные учителя как-нибудь справятся с этим, взяв дополнительную нагрузку... Любая «обязаловка» приводит к формальности».

Соглашаясь с тем, что нехватка квалифицированных медиапедагогов - одна из ключевых сложностей, М. Ф. Попова выделяет ряд других важнейших проблем современного довузовского журналистского образования:

• его коммерциализация (в результате которой талантливые ребята из малообеспеченных семей имеют меньше возможностей получить качественное дополнительное образование);

• «корпоративизация» юношеских медиа (руководители школ и центров детского творчества зачастую требуют, чтобы дети «пиарили» эти учреждения,отражали исключительно точку зрения администрации; это обычно не способствует развитию творческих способностей детей);

• недофинансирование работы детских журналистских объединений.

Анализируя особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), на который в сентябре 2022 года перешли школы России, И. А. Фатеева резко критикует этот стандарт и делает неутешительные выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Скорее всего, государство исключает для себя необходимость заниматься проблемой медиаграмотно-сти, не считает важным принимать в расчет постоянный контакт школьников со средствами массовой информации. А иначе почему медиа-компонент отсутствует в разделе «Работа с информацией», посвященном одной из важнейших составляющих метапредметных компетенций?» [14, с. 125].

В последнее десятилетие активно обсуждается вопрос об информационном неравенстве - это касается как различных стран, так и регионов России. Данная проблема актуальна и для сферы довузовской журналистской подготовки. Так, согласно анализу результатов переписи школьных и молодежных СМИ Свердловской области, проходившей в феврале-апреле 2021 года, школьники из различных городов и районов нашего региона имеют существенно разные возможности в плане доступа к юношеским, молодежным медиаресур-сам и занятиям с опытными медиа-педагогами. «Ожидаемо, что больше всего редакций школьных и молодежных СМИ в Екатеринбурге -82 команды. Не в последнюю очередь это следствие того, что в областном центре целенаправленная системная медиаобразовательная работа ведется достаточно давно» [9].

Второй в Свердловской области по численности населения и уровню урбанизации город Нижний Тагил также показал высокие результаты - там 25 редакций. «Но следующие показатели довольно неожиданные. На третьем и последующих местах по количеству за-регистрированныхредакций расположились не близко расположенные к Екатеринбургу, высокоразвитые в различных отношениях города и городские округа (Каменск-Уральский, Первоуральск, Ревда), а достаточно отдаленные Красно-турьинск (10 команд), Артемовский и Артемовский городской округ (9 команд)... Какие выводы можно из этого можно сделать? Первое: медийная активность детей и молодежи, как минимум, в образовательных организациях, не имеет прямой зависимости от близости к област-

ному центру и информационным возможностям, которые в нем существуют. Второе: активные медиа-образовательные процессы идут там, где есть энтузиасты - причем, как в образовательной системе, так и на уровне различных периодических СМИ в городских округах» [6].

На основании проведенных нами экспертных интервью, изучения теоретических и эмпирических источников следует выделить такие ключевые тенденции развития довузовского журналистского образования:

• достаточно быстрый количественный рост как школьных и молодежных СМИ, так и других форм довузовской журналистской подготовки;

• увеличивающееся разнообразие школьных и юношеских медиа (наряду с печатными изданиями, активно развиваются сетевые издания, страницы в соцсетях и другие информационные ресурсы, а также школьные и «детцентровские» радио-, телестудии);

• все более активное использование дистанционных форматов подготовки юных журналистов (особенно, с весны 2020 года, с «разгара» пандемии коронавируса);

• достаточно активная подготовка медиапедагогов, осуществляемая (по крайней мере, до недавнего времени) различными государственными и муниципальными учреждениями.

Наряду с позитивными тенденциями необходимо выделить ключевые проблемы довузовского журналистского образования в России:

• продолжающаяся коммерциализация образования;

• «корпоративизация» школьных, юношеских медиа;

• недостаточное финансирование работы детских журналистских объединений;

• «информационное неравенство» разных городов и районов в сфере довузовской журналистской подготовки (как правило, она осуществляется успешно именно там, где есть вузы с сильными факультетами журналистики и/или упомянутые профессионалы-энтузиасты, преподающие в различных центрах детского творчества и т.п.).

• кадровая проблема, связанная

с недостатком высококвалифицированных специалистов среди школьных и других медиапедагогов, особенно не хватает настоящих энтузиастов своего дела.

Какие возможны варианты решения упомянутых проблем, и сколько времени потребуется на их эффективное решение?

По нашему мнению, при наличии умелой организации процесса со стороны основных субъектов довузовского журналистского образования (Минпросвещения, а также региональных министерств и городских управлений образования, ведущих вузов и журналистских профессиональных организаций) начать решать кадровую проблему и неразрывно связанную с ней проблему информационного неравенства можно очень оперативно -прежде всего, с помощью технологий дистанционного обучения. Они позволяют пусть виртуально, но общаться с настоящими профессионалами юным жителям самых разных городов и сел, находящихся на любом отдалении от Москвы или областных центров. «Мэтры» из ведущих вузов и авторитетных средств массовой информации могут проводить регулярные (и желательно бесплатные или за символическую плату) онлайн-курсы,тренинги, мастер-классы для всех желающих юных журналистов, школьных медиапедагогов и т. д. Затраты государства на это будут сравнительно небольшими (тем более, что возможно привлечение бизнес-структур в качестве спонсоров), а эффект -значительнее, чем от попыток сделать медиапедагогами как можно больше школьных учителей.

Считаем, что дистанционное общение с «горящими» своим делом профессионалами эффективнее, чем очное общение со школьными учителями, которые прошли курс по медиапедагогике принудительно.

У дистанционного обучения есть и недостатки, поэтому второй этап -уже кардинального - решения кадровой проблемы связан с организацией очного, традиционного качественного дополнительного образования в отстающих ныне по этому критерию городах и районах. Нужно ли для этого больше и ак-

тивнее делать то, что сейчас делается, то есть, повышать квалификацию школьных учителей в сфере медиаобразования? По нашему мнению, это не самый разумный путь (и этому уже есть множество подтверждений). Даже если учителя, загруженные своей основной работой и связанной с ней отчетностью, пройдут повышение квалификации по медиапедагогике, они не станут настоящими профессионалами в этой сфере.

Эффективное решение кадровой проблемы мы видим не в переучивании имеющихся взрослых специалистов^ во взращивании юных талантов, помощи им и созданию у них мотивации к работе по месту жительства после окончания вуза.

Если школьника (в дистанционном или ином формате) всерьез заинтересовать журналистикой, то он с большой долей вероятности будет поступать на журфак. Во время учебы в вузе руководители и преподаватели факультета «подмечают» толковых студентов, способных и желающих делиться своим опытом с младшими ребятами, юнкорами, и поощряют, предоставляют для этого все возможности (например, на факультете журналистики УрГУ/УрФУ такие ребята привлекались к работе подготовительных курсов, к проведению мастер-классов со школьниками).

Для студентов старших курсов факультетов журналистики (как и для магистрантов) имеет смысл ввести, помимо журналистской, еще и медиаобразовательную производственную практику. Это будет полезно как для самих студентов, так и для учреждений и жителей тех территорий, в которых они подобную практику будут проходить,а многие студенты предпочитают проходить практику в своих родных городах.

Заинтересованный студент-журналист 4 курса, скорее всего, сможет донести до школьников больше полезных знаний в сфере журналистики (а также увлечь этой профессией), чем школьный учитель русского языка, прошедший краткий курс по медиаобразованию. Студент сможет говорить со школьниками «на одном языке». На подготови-

тельных курсах факультета журналистики УрФУ преподавателям активно помогали студенты-кураторы (как правило, сами выпускники данных курсов). Некоторые их них (Павел Архипов, Маргарита Семей-кина, Юлия Медведева и другие) сейчас являются молодыми, но уже достаточно опытными журналистами и медиапедагогами, способными вдохновить школьников, дать им много полезных знаний.

Кадровую проблему можно эффективно решать и с помощью грантов, премий, проведения конкурсов среди медиапедагогов. Такие конкурсы и их итоги важно активно освещать в ведущих СМИ для повышения престижа конкурсов и информирования граждан.

Финансовые ресурсы на организацию конкурсов могут быть не только бюджетными, но и привлеченными со стороны:

• крупных корпораций и других коммерческих компаний, промышленных предприятий (градообразующих предприятий в моногородах это касается в первую очередь!);

• вузов, в которых есть факультеты (высшие школы, отделения) журналистики и массовых коммуникаций;

• авторитетных общероссийских и региональных, местных СМИ;

• Союза журналистов России, его региональных структур и других общественных организаций.

Иногда данные структуры выступают организаторами различных форм довузовской журналистской подготовки, и, учитывая но-вейшиетенденции государственной политики в сфере довузовского медиаобразования [12, с. 125],этот опыт может быть особенно актуален. В качестве успешного примера можно привести «Школу Росатома»,

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

помогающую выявлять и взращивать юные журналистские таланты в городах, где присутствуют предприятия Росатома; «Клуб журналиста» профессионального журнала «Журналист»; Летнюю школу «Русского репортера».

Осознанные усилия упомянутых структур и их тесное сотрудничество друг с другом могут способствовать, уже в ближайшем будущем, успешному решению проблем в сфере довузовского журналистского образования.

Итак, в данной статье мы рассмотрели функции, основные типы и форматы, методы довузовской журналистской подготовки, выделили ключевые проблемы и тенденции развития этого направления дополнительного образования детей и молодежи, предложили пути решения имеющихся проблем.

[1] Фатеева И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: учеб. пособие. Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015.129 с. (Классическое университетское образование).

[2] Минбалеев А. В, Бесова Е. С. Допрофессиональное медиаоб-разование и журналистика // Медиаобразование. 2008. № 4. С. 3-14. URL: /https://cyber[eninka.ru/artic[e/n/doprofessiona[noe-mediaobrazovanie-i-zhumaiistika (дата обращения: 10.11.2022).

[3] Васильев И. Г. Предпрофессиональные образовательные учреждения - основа национальной системы непрерывного образования для сферы культуры и искусства. URL: https:// cyber[eninka.ru/artic[e/n/predprofessiona[nye-obrazovate[nye-uchrezhdeniya-osnova-natsiona[noy-sistemy-nepreryvnogo-obrazovaniya-d[ya-sfery-ku[tury-i (дата обращения: 06.12.2022).

[4] Формирование 10-х профильных классов URL: https://[icuv1547. mskobr.ru/fi[es/up[oad_users_fi[es/Formirovanie_prof.pdf (дата обращения: 28.11.2022).

[5] Попова М. Ф. Технологии довузовской подготовки школьников к профессии журналиста в условиях Воскресной школы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1(23). С. 133-137.

[6] Чемякин Ю. В. Журналистика - это наука, искусство и ремесло // Школьная наука. 2019. № 3 (11) июнь. С. 4-12.

[7] Вайсбург А. В. Модель процесса профессиональной социализации специалиста //Профессиональная ориентация.2014. № 1. С. 32-43. URL: https://cyber[eninka.ru/artic[e/n/mode[-protsessa-professiona[noy-sotsia[izatsii-spetsia[ista (дата обращения: 10.11.2022).

[8] Доможиров В. И. Юнкоровское дело отряда «Каравелла»// Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 2 (89). С. 46-53.

[9] Лебедева С. В. Карта и анализ школьных СМИ Свердловской области // Союз юных корреспондентов Свердловской обла-

сти: сайт. URL: http://uncor-ura[.ru/kartasmioblasti (дата обращения: 12.11.2022).

[10] Баканов Р. П., Симкачева М. В., Туманов Д. В. Журналистика для начинающих: учеб.-метод. пособие для слушателей Школы молодого журналиста при факультете журналистики и социологии и студентов 1-2 курсов отделения журналистики КФУ. Казань: Казан. ун-т, 2012. 258 с.

[11] Остапенко А. Лучшие кружки для юных журналистов // Первое студенческое агентство: сайт. URL: https://pervoe.on[ine/ journa[s/uchene-svet/17295-good_education/18620-[uchshie_ kruzhki_d[ya_yunykh_zhurna[istov/(дата обращения: 12.11.2022).

[12] Лебедева С. В. Школьные издания как фактор развития ме-диаобразования в современной России: автореф. диссертации. Екатеринбург: УрФУ, 2014. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/ 01007869823.pdf (дата обращения: 12.11.2022).

[13] Баканов Р. П. В школе молодого журналиста КФУ начался новый учебный год // Медиапортал Казанского Федерального университета: сайт. URL: https://media.kpfu.ru/news/v-shko[e-mo[odogo-zhurna[ista-kfu-nacha[sya-novyy-uchebnyy-god (дата обращения: 11.11.2022).

[14] Фатеева И. А. Поможет ли новый ФГОС общего образования развитию массового медиаобразования в России // «MEDIA-Образование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы» : материалы VII Международной научно-практической конференции (Челябинск, 22-24 ноября 2022 года) [сетевое издание] / под ред. А. А. Морозовой; Челябинский государственный университет. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета, 2022.632 с. URL: https://www. csu.ru/scientificdepartments/Documents/MEDIAEducation_ Proceedings_2022.pdf (дата обращения: 12.11.2022).

PRE-UNIVERSITY JOURNALISM EDUCATION: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

ABSTRACT

In this article, the author proved the importance of pre-university journalism education, described and substantiated a number of functions and types of pre-university journalism training, using such theoretical methods as analysis, synthesis, comparison, generalization, classification, and such empirical methods as document analysis, media monitoring, questioning, interviews with experts, observation - including included. The author also relied on his pedagogical experience in the field of pre-professional media education.

The article presents and substantiates seven functions of pre-university journalism training and seven criteria for the typology of pre-university media education; the main formats of pre-university training are considered: classroom classes, creative meetings; work on the creation of a collective media product, participation in competitions, etc. The trends and problems of pre -university media education are highlighted: a quantitative increase in the editorial offices of school media and other forms of training; the increasing diversity of school media formats; active use of distance.Among the problems, the author identifies the personnel problem as the main one and believes that the stake on media training of school teachers has not justified itself. Work with students and undergraduates of journalism departments, their motivation for media education and media pedagogical practice in schools can bring more benefits. As a support for pre-university journalism education, the author considers it necessary to hold competitions among media educators and courses for young journalists, participation in which should be mostly free.

AUTHOR'S INFORMATION

Yuriy V. Chemyakin

Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russia) @ chemyakin1977@yandex.ru

KEYWORDS

pre-university education, journalism education, media pedagogy, school and youth media, faculties of journalism, children's creativity centers.

FOR CITATION

Chemyakin Yu.V. (2022). Pre-uni-versity journalism education: current state and development trends. Managing culture. No. 3. Pp. 51-60.

REFERENCES:

[1] Fateeva I. A. Actual problems of media education: textbook. allowance. Chelyabinsk: publishing house Chelyab. state un-ta, 2015. 129 p. (Classical university education).

[2] Minbaleev A. V., Besova E. S. Pre-professional media education and journalism//Media education. 2008. No. 4. S. 3-14. URL:/https:// cyberleninka.ru/article/n/doprofessionalnoe-mediaobrazovanie-i-zhurnalistika (date of access: 11/10/2022).

[3] Vasiliev I. G. Pre-professional educational institutions - the basis of the national system of continuous education for the sphere of culture and art. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprofessionalnye-obrazovatelnye-uchrezhdeniya-osnova-natsionalnoy-sistemy-nepreryvnogo-obrazovaniya-dlya-sfery-kultury-i (date of access: 12/06/2022).

[4] Formation of 10 profile classes URL: /https://licuv1547.mskobr.ru/ files/upload_users_files/Formirovanie_prof.pdf (date of access: 11/28/2022).

[5] PopovaM.F. Technologies of pre-university training of schoolchildren for the profession of a journalist in the conditions of the Sunday School // Znak: problematic field of media education. 2017. No. 1(23). pp. 133-137.

[6] Chemyakin Yu. V. Journalism is a science, art and craft // School science. 2019. No. 3(11) June. pp. 4-12.

[7] Weissburg A.V. Model of the process of professional socialization of a specialist // Professional orientation.2014. No. 1. S. 32-43.

URL:https://cyberleninka.ru/article/n/model-protsessa-professionalnoy-sotsializatsii-spetsialista (date of access: 11/10/2022).

[8] Domozhirov V.I. The Yunkor case of the Caravel Detachment // Izvestiya of the Ural State University. Ser. 1, Problems of education, science and culture. 2011. No. 2 (89). pp. 46-53.

[9] Lebedeva S. V. Map and analysis of school media in the Sverdlovsk region // Union of young correspondents of the Sverdlovsk region: site. URL: http://uncor-ural.ru/kartasmioblasti (date of access: 11/12/2022).

[10] Bakanov R. P., Simkacheva M. V., Tumanov D. V. Journalism for beginners: study method. manual for students of the School of Young Journalists at the Faculty of Journalism and Sociology and students of 1-2 courses of the journalism department of KFU. Kazan: Kazan. un-t, 2012.258 p.

[11] Ostapenko A. Best circles for young journalists // First student agency: website. URL: https://pervoe.online/journals/uchene-svet/17295-good_education/18620-luchshie_kruzhki_dlya_ yunykh_zhurnalistov/ (date of access: 11/12/2022).

[12] Lebedeva S. V. School publications as a factor in the development of media education in modern Russia: author. dissertations. Yekaterinburg: UrFU, 2014. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/ 01007869823.pdf (accessed 12.11.2022).

[13] Bakanov R. P. A new academic year has begun at the school of a young journalist at KFU // Media portal of Kazan Federal Universi-

ty: site. URL: https://media.kpfu.ru/news/v-shkoie-moiodogo-zhurnaiista-kfu-nachaisya-novyy-uchebnyy-god (date of access: 11/11/2022).

[14] Fateeva I. A. Wiii the new FSES of general education heip the development of mass media education in Russia // "MEDIA Education: digitai environment in conditions of forced metamorphosis": materiais of the VII Internationai Scientific and Practicai Confer-

ence (Chelyabinsk, November 22-24, 2022) [online edition] / ed. A. A. Morozova; Chelyabinsk State University. Chelyabinsk: Publishing House of the Chelyabinsk State University, 2022. 632 p. URL: https://www.csu.ru/scientificdepartments/Documents/ MEDIAEducation_Proceedings_2022.pdf (date of access: 11/12/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.