Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 38-43. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 3. P. 38-43.
Научная статья УДК 316.35
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.5
Доверие как базовый принцип инклюзивной экономики: анализ концептуальных и методических подходов
Екатерина Владимировна Воеводина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6131-8301
Аннотация. В статье раскрываются теоретические подходы к пониманию инклюзивной экономики как одного из возможных векторов трансформации социума. Цель - определение роли доверия в анализируемой среде, способов его социологического анализа. Методология исследования основана на синтезе подходов к инклюзивной экономике и анализе методик изучения доверия. Сделан вывод о значимости отрасли для благосостояния социума за счет сглаживания неравенства и интеграции социально-уязвимых групп населения. При этом доверие рассматривается как базовый принцип функционирования данной модели, поскольку барьеры инклюзии связаны с его дефицитом, например, стигматизацией. Анализ методик изучения доверия показывает широкий измерительный потенциал в описании его взаимосвязей с экономическими и политическими тенденциями. Вместе с тем обнаруживается их ограничение в части анализа социальных механизмов формирования доверия. В качестве альтернативного методологического инструмента предлагается деятельностно-феноменологический подход. Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование создает предпосылки для разработки социологических методик анализа доверия в экономике.
Ключевые слова: доверие, инклюзивная экономика, инклюзивный рост, социальная защищенность, социально-уязвимые группы населения
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Для цитирования: Воеводина Е.В. Доверие как базовый принцип инклюзивной экономики: анализ концептуальных и методических подходов // Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 38-43. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.5.
Original article
Trust as a Basic Principle of Inclusive Economy: Analysis of Conceptual and Methodological Approaches
Ekaterina V. Voevodina
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6131-8301
Abstract. The article reveals theoretical approaches to the understanding of the inclusive economy as one of the possible vectors of social transformation. The goal is to determine the role of trust in the inclusive economy, ways to analyze it from a sociological point of view. The research methodology is based on a synthesis of approaches to the inclusive economy and an analysis of methods for studying trust. The conclusion is made about the high importance of an inclusive economy for the welfare of society. This is achieved by reducing inequality and integrating socially vulnerable groups. At the same time, trust is seen as a basic principle for the functioning of this model, because the barriers to inclusion are associated with its deficit, such as stigmatization. An analysis of the methodologies for studying trust shows a wide measuring potential in describing its interrelationship with economic and political trends. Nevertheless, there is a limitation in analyzing the social mechanisms of confidence formation. The activity-phenomenological approach is offered as an alternative methodological tool. The practical significance of the study lies in the fact that the study creates the prerequisites for the development of sociological methods for analyzing trust in the economy.
Keywords: trust, inclusive economy, inclusive growth, social protection, socially vulnerable groups of the population
Funding: The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds according to the state assignment issued to the Financial University.
For citation: Voevodina, E.V. (2023) Trust as a Basic Principle of an Inclusive Economy: Analysis of Conceptual and Methodological Approaches. Theory and Practice of Social Development. (3), 38-43. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.3.5 (In Russian)
© Воеводина Е.В., 2023
Постановка проблемы. Начало XXI века характеризуется возросшим интересом к инклюзии - от развития локальных программ в образовательной сфере до социального проектирования в глобальном масштабе. В широком смысле она представляет собой вовлечение «нетипичных», социально-уязвимых групп в общественные институты, в том числе экономические. Инклюзия может рассматриваться в разрезе множества социальных слоёв и неравенств - от проблематики инвалидности и расизма до эйджизма. Эксперты в области программ устойчивого развития считают, что инклюзия социально-уязвимых групп, включая бедные слои населения, имеет решающее значение для поддержания и расширения экономического роста и социального прогресса (Davis-Pluess, Meiers, 2015). В аналитике Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) отмечается, что сокращение неравенства ведет к «процветающей» экономике и увеличению благосостояния населения, в то время как у стран с ростом социальной поляризации нет таких возможностей1.
Российский исследователь О.Ю. Мамедов указывает на то, что инклюзивность в экономике является «главным критерием цивилизованности» и развития общества нового типа (Мамедов, 2017: 7). Кроме того, по мнению ряда авторов, инклюзивный подход в экономике способствует более эффективной адаптации населения к глобальным вызовам, например, к пандемии COVID-19 (Sanfirova et al., 2021: 433). Таким образом, инклюзия рассматривается как драйвер экономического развития за счёт уменьшения социальных разрывов в результате бедности, инвалидности, вынужденной миграции, социокультурных, гендерных, возрастных и других критериев. Это достигается в первую очередь за счет создания возможностей самореализации социально-уязвимых групп на рынке труда и последующего расширения их доступа к качественным товарам и услугам, что выгодно различным стейкхолдерам - бизнесу, государству, общественным организациям, местным сообществам.
В то же время, несмотря на десятилетия существования концепции инклюзии, полное претворение её принципов в жизнь пока не свершилось. Так, несмотря на реализацию программ инклюзии людей с инвалидностью на рынке труда, показатели безработицы этой группы населения всё еще остаются достаточно высокими. Согласно данным Росстата за 2021 г., безработными являлись 22,5 % инвалидов трудоспособного возраста, в то время как для людей без инвалидности этот показатель был равен 5 %2.
Анализируя барьеры инклюзии, Е.О. Смолева приходит к выводу, что 87 % людей с инвалидностью и 79 % пенсионеров считают себя уязвимыми на рынке труда - также об этом говорят многодетные родители (59 %) и молодые специалисты (54 %) (Смолева, 2018: 355). Следовательно, либо сам рынок труда, будучи важнейшей экономической структурой, не отвечает запросам инклюзии, либо его агенты не в полной мере готовы к ней. Представляется, что формирование и внедрение принципов инклюзивной экономики остается актуальной задачей для науки и практики современности.
Дефиниции инклюзивной экономики. Сущность интересующего нас типа народного хозяйствования можно выразить формулой «экономика для всех». В определении Business for Social Responsibility (BSR), отмечается, что такой тип народного хозяйства характеризуется открытостью для участия в нем разных групп и сообществ, ориентацией на модель социально-ответственного бизнеса с дифференцированными программами поддержки (Davis-Pluess, Meiers, 2015). Поскольку инклюзивная экономика связывается с развитием, в некоторых источниках в качестве её синонима используется категория «инклюзивный рост»3.
Достаточно подробная концептуализация представлена в теории инклюзивной цивилизации О.Ю. Мамедова. Такую экономику можно рассматривать как отдельный тип общественно-экономической формации, в которой завершен переход к инклюзивному цивилизационному состоянию. Инклюзивность должна создавать возможности для учета индивидуальных особенностей членов общества - состояние здоровья, возраст, гендер и многих других, при этом не ограничиваться сферой образования или социальной защиты (Мамедов, 2017: 11).
Фонд Рокфеллера в определении инклюзивной экономики акцентирует внимание на социально-уязвимых слоях общества и определяет её как «расширение возможностей для процветания широких слоёв населения», а особенно «тех, кто сталкивается с огромными препятствиями
1 Inequality Hurts Economic Growth, Finds OECD Research [Электронный ресурс] // OECD. URL: https://www.oecd.org/newsroom/inequality-hurts-economic-growth.htm (дата обращения: 27.02.2023).
2 Положение инвалидов [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 12.03.2023).
3 Inclusive Growth - Creating a fairer economy in Oxford and Oxfordshire. A Discussion Paper [Электронный ресурс] // Oxford.gov.uk. URL: https://www.oxford.gov.uk/oxsp/download/downloads/id/492/paper_4_-_inclusive_growth_-_an_osp_discussion_paper_feb_19.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
в самореализации и благополучии»1. Фондом анализируются пять индикаторов инклюзивной экономики: «Справедливость», «Участие», «Рост», «Устойчивость» и «Стабильность». Обратим внимание на «Стабильность», которая включает три субиндикатора - «Экономическую устойчивость к потрясениям и стрессам», «Возможность инвестирования в будущее» и «Доверие». Кроме того, аналитики фонда напрямую связывают последнее с экономическими и политическими показателями - валовым внутренним продуктом (ВВП), оценкой политической ситуации населением, функционированием нормативно-правовых механизмов. Доверие понимается через уверенность, включая социальное самочувствие. На макроуровне это означает: чем выше уверенность населения в завтрашнем дне, тем больше будут инвестиции и потребление, в связи с чем доверие можно связать с ожиданием экономических действий и их последствий. Такое понимание соответствует двум базовым направлениям в концептуализации доверия - в рамках онтологической безопасности (Гидденс, 2005) и стабильности социальных систем (Луман, 2007). И в том, и в другом случае оно является неотъемлемым условием социальных взаимодействий на разных уровнях - личностном (обеспечивает ощущение социальной защищенности) и институциональном (связывается с предсказуемостью и положительным ожиданием от взаимодействий акторов). Эти характеристики доверия особо значимы в инклюзии социально-уязвимых групп. Но факторами риска здесь могут выступать: недостаточный объем социального капитала агентов, отсутствие опыта и «правил» эффективных коммуникативных взаимодействий, снижение способности адаптации к трансформационным процессам, стигматизация и др.
Проиллюстрируем взаимосвязь доверия и инклюзии в экономической сфере на примере безработицы людей с инвалидностью. Исследователи выделяют два типа барьеров для их интеграции на рынке труда: с одной стороны, негативное отношение работодателей и неприспособленность инфраструктуры (Наберушкина, 2017), а с другой - пассивная жизненная позиция самих инвалидов, снижение мотивации к труду и активному участию в экономической жизни (Смолева, 2018: 358). Отмечается, что стигматизация людей с инвалидностью как «больных» и «слабых» укрепляет стереотипы о них как о неэффективных и «проблемных» работниках. Компании, нацеленные на максимизацию прибыли, зачастую не готовы работать над созданием специальных условий, например, адаптацией рабочих мест для людей с особыми потребностями, т.к. считают эти затраты неоправданными. Нередко работодатели опасаются нанимать сотрудников с инвалидностью в силу их «излишней защищенности» на рынке труда (Воеводина, 2018: 21), а именно: если работник будет «злоупотреблять» своими правами в корыстных целях, то работодателю будет довольно сложно это доказать, в частности, непросто уволить сотрудника-инвалида, не справляющегося со своими обязанностями. В свою очередь среди представителей рассматриваемой социальной группы негативные установки в отношении работодателей исходят из опыта дискриминации, ограничения профессионального роста, несправедливой оплаты труда. Такая ситуация приводит к отказу от трудоустройства в компаниях в пользу самозанятости или безработицы (Воеводина, 2018: 26). Таким образом, уровень доверия между работником и работодателем снижается в силу вероятных рисков для обеих сторон, обусловленных стигматизацией и негативными ожиданиями относительно друг друга. Задача инклюзивной экономики - создать такие условия, в которых агенты рынка труда будут ориентированы на доверие, ощущая свою защищенность и ответственность.
Кроме того, взаимная расположенность агентов может снижаться в результате нарушения принципов реализации самой концепции инклюзии. Поскольку она предполагает учет индивидуальных возможностей и особенностей (физических, психологических, образовательных и др.), её способы и технологии должны быть дифференцированы в зависимости от этих критериев (например, вида и группы инвалидности). Отсутствие индивидуализации способно приводить к ослаблению положительных эффектов. Это можно наблюдать на примере сферы образования, где массовая инклюзия обучающихся с инвалидностью столкнулась с критикой как со стороны общественности, так и научно-педагогического сообщества, как попытка «посадить всех за одну парту», не смотря на разные возможности и образовательные потребности. На сегодняшний день можно встретить большое количество публикаций, критикующих инклюзию как в социальных медиа, так и в федеральных СМИ2. Аналогичная критика смещается на рынок труда, если особенности здоровья работников не учитываются двумя сторонами: отсутствует адаптированная инфраструктура или индивид не способен выполнять трудовые функции, предполагаемые той или иной вакансией.
1 Inclusive Economies Indicators Report [Электронный ресурс] // Rockefeller Foundation. URL: https://clck.ru/33mxFt (дата обращения: 27.02.2023).
2 В чем виноваты здоровые дети? О том, что не так с инклюзивным образованием в России [Электронный ресурс] // Газета.ру. 2021. URL: https://www.gazeta.ru/column/yardaeva/13649150.shtml (дата обращения 13.03.2023) ; Инклюзивное обучение - это зло [Электронный ресурс] // Live.Jornal. URL https://rinatzakirov.livejoumal.com/783714.html (дата обращения: 13.03.2023) ; Не будем лгать сами себе обычный учитель бесполезен для ребенка-инвалида [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. URL https://www.kp.ru/daily/27404/4601518/ (дата обращения: 13.03.2023).
Попытка построить «универсальную» систему инклюзии вне индивидуализации и адресности, таким образом, не только малоэффективна, но и рискованна с точки зрения доверия акторов.
Методики изучения доверия. В исследованиях доверия распространен количественный подход, позволяющий анализировать его динамику в зависимости от экономических и политических переменных. Наиболее известными макросоциологическими панельными проектами из них являются Всемирный обзор ценностей (World Values Survey - WVS) и «Барометр доверия» Эдельмана (Edelman Trust Barometer - ETB).
Исследование WVS, начатое Р. Инглхартом в 1991 г., проводится методом опроса взрослого населения от 18 лет по национальной репрезентативной случайной выборке при условии многоэтапного территориально-стратифицированного отбора. Количество участников зависит от численности населения стран и составляет 1 000-1 500 респондентов. WVS использует метод личного интервью по месту жительства, однако исследовательские группы в странах могут адаптировать его с учетом своих возможностей и выбрать телефонное, компьютерное или другие типы интервью. Опросник включает две основные переменные касательно оценки взаимной расположенности: 1) межличностное доверие, в том числе обобщенное; 2) измерение социальной дистанции доверия по группам населения (семья, соседи, знакомые, малознакомые (при первом знакомстве), люди из другого региона, другой национальности). Наиболее высокие показатели доверия ожидаемо выражены в отношении «близких групп», что также отмечается и в исследованиях ETB. Методика Инглхарта позволяет строить корреляционные модели межличностного доверия и экономических показателей: так, например, в странах с высоким ВВП уровень доверия выше. В измерениях 7 волны WVS (2017-2022) рейтинг самых «доверчивых» стран возглавляют (в порядке убывания): Китай, Новая Зеландия, Нидерланды, Австралия и Канада1. Здесь, на наш взгляд, можно отметить не только влияние ВВП, но и степень развитости системы социальной защиты и социальных гарантий в скандинавских странах.
Исследования ETB публикуются с 2001 г. Методика основана на онлайн-опросе, который позволяет обеспечить содержательное представление об институциональном доверии населения в отношении правительства, медиасферы, бизнеса, общественных организаций. Отчет ETB за 2022 г. выпущен под заголовком «Навигация в многополярном мире» и включает данные опроса в 23 странах, Россия в их число не входит2. Выборка квотирована по полу, возрасту, региону проживания и в среднем составляет 1 500 респондентов для каждой страны (n = 32 000). Исследование основано на ряде показателей: социальное самочувствие и социальные ожидания (в том числе инфляционные), институциональное доверие, доверие к социальным группам (чиновники, журналисты, ученые, граждане страны, руководство, соседи и др.), внутри- и внеш-нестрановое доверие, оценка социальной поляризации и её факторов и др.3 Результаты позволяют выстроить комплексную картину доверия в мире и по отдельным странам. Так, в 2022 г. наблюдается дисбаланс в институциональном доверии: правительству доверяют меньше, чем бизнесу, что фиксируется не впервые - такие тенденции были отмечены и ранее, например, в 2008 г. При этом наиболее высокие показатели доверия обнаружены в отношении работодателей (77 %). Также отмечено снижение экономического оптимизма во всех странах, за исключением Китая. Кроме того, зафиксирован рост оценок неравенства по доходам и нарастание социальной поляризации, что вызывает серьезные опасения экспертов4.
Анализируемые методики демонстрируют, что доверие, и межличностное, и институциональное, сильно коррелирует с экономическими показателями и политической обстановкой. Но в то же время, являясь измерительным инструментом, методики фиксируют тенденции, не позволяя сделать содержательные выводы о механизмах формирования доверия. Например, если говорить о таком важном с точки зрения экономики механизме, как репутация, то доверие может быть основано на разных и, порой, противоречивых источниках в зависимости от их приоритетности для агентов: «стабильность» - «гибкость», «традиционность» - «новаторство», «массовость» - «элитарность» и др. На наш взгляд, перспективной методологической и методической задачей становится анализ именно механизмов и ресурсов доверия. Принципиально новым явлением в этом отношении становится деятельностно-феноменологический подход. Методология в изучении доверия в этом случае может исходить из типизации экономических акторов и последующего анализа конструирования и интерпретации доверия и недоверия в определенных сфе-
1 Edelman Trust Barometer 2022 [Электронный ресурс] // Edelman. URL: https://www.edelman.co.uk/2022-edelman-uk-trust-barometer (дата обращения: 27.02.2023).
2 WVS WAVE 7 [Электронный ресурс] // World Values Survey. URL: https://clck.ru/33mxM8 (дата обращения: 27.02.2023).
3 Ibid.
4 Ibid.
рах и ситуациях. Так, типизация агентов в условиях инклюзивной экономики подразумевает изучение специфики социального конструирования различных форм социальной уязвимости и её интерпретаций с точки зрения акторов. Следующим шагом может стать анализ источников (ресурсов) и дефицитов доверия. Отличительной особенностью деятельностно-феноменологиче-ского подхода, таким образом, является возможность перейти на микросоциологический уровень и сместить исследовательский фокус на понимание и интерпретацию экономических феноменов (неравенств, вызовов, изменений, возможностей и др.) самими акторами. В качестве методических инструментов в рамках данного подхода предлагается опираться на качественные методы, в частности, на глубинное интервью. Такие исследования, с нашей точки зрения, должны фокусироваться на смыслообразовании доверия. Это может открывать прикладные перспективы для моделирования специальных программ в области инклюзии социально-уязвимых групп, поскольку позволит понять, как формируется доверие между экономическими акторами и какие ресурсы могут быть использованы в его воспроизводстве.
Выводы. Инклюзивная экономика - это новый тип формации, ориентированный на обеспечение гармоничного развития личности и социума в условиях снижения общественного неравенства и поляризации, направленный на активное вовлечение социально-уязвимых групп. Достижение этой цели требует «перезагрузки» сложившейся системы общественных отношений в пользу формирования «культуры доверия». Современный мир, сталкивающийся со множеством глобальных вызовов, в том числе с кризисом институционального доверия, нуждается в «оздоровлении» не только экономических, но и социальных механизмов. При этом исследование доверия как базового принципа инклюзивной экономики предполагает смещение фокуса от количественных методик в пользу качественных, позволяющих раскрыть специфику его смыслообразования различными акторами. Методологической основой данных методик может выступать деятельностно-фе-номенологический подход, рассматривающий воспроизводство доверия в контексте различных жизненных миров - типичных и нетипичных (социально-уязвимых) общественных групп.
Список источников:
Воеводина Е.В. Риски профессионального самоопределения студентов с инвалидностью в сфере высшего образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 20-27.
Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2005. 528 с.
Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб., 2007. 641 с.
Мамедов О.Ю. Экономика инклюзивной цивилизации // Terra Economicus. 2017. Т. 15, № 3. С. 6-18. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2017-15-3-6-18.
Наберушкина Э.К. Обзор социальных проблем инвалидности в контексте занятости, социальной политики и социальных дистанций // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15, № 2. С. 333-340. https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-2-333-340.
Смолева Е.О. Барьеры инклюзии на рынке труда в восприятии социально уязвимых категорий населения (на примере Северо-Западного федерального округа) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 4 (146). С. 351-368. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.18.
Davis-Pluess J., Meiers R. Business Leadership for an Inclusive Economy: A Framework for Collaboration and Impact. San Francisco, 2015. 40 р.
Sanfirova O.V., Kopytova A.I., Loyko O.T., Sizov V.V. Reflective Analysis of the Subjects' Readiness Levels for Inclusive Economic Realities // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk, 2021. Р. 432-441. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.48.
References:
Davis-Pluess, J. & Meiers, R. (2015) Business Leadership for an Inclusive Economy: A Framework for Collaboration and Impact. San Francisco. 40 р.
Giddens, E. (2005) Ustroenie obshchestva: Ocherk teorii strukturatsii [The Organization of Society. An Essay on the Theory of Structuration]. Moscow. 528 р. (In Russian).
Luman, N. (2007) Sotsial'nye sistemy. Ocherk obshchei teorii [Social Systems. An Outline of the General Theory]. St. Petersburg. 641 р. (In Russian).
Mamedov, O. Y. (2017) Economy of Inclusive Civilization. Terra Economicus. 15 (3), 6-18. Available from: doi: 10.23683/2073-6606-2017-15-3-6-18. (In Russian).
Naberushkina, E. K. (2017) Obzor sotsial'nykh problem invalidnosti v kontekste zanyatosti, sotsial'noi politiki i sotsial'nykh distantsii [Overview of Social Problems of Disability in the Context of Employment, Social Policy and Social Distances]. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki. 15 (2), 333-340. Available from: doi:10.17323/727-0634-2017-15-2-333-340. (In Russian).
Sanfirova, O. V., Kopytova, A. I., Loyko, O. T. & Sizov, V. V. (2021) Reflective Analysis of the Subjects' Readiness Levels for Inclusive Economic Realities. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk, рр. 432-441. Available from: doi:10.15405/epsbs.2021.09.02.48. (In Russian).
Smoleva, E. O. (2018) Barriers to Labor Market Inclusion Viewed by Socially Vulnerable Populations (Evidence from Northwestern Federal Discrict). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. (4 (146)), 351-368. Available from: doi:10.14515/monitoring.2018.4.18. (In Russian).
Voevodina, E. V. (2018) Riski professional'nogo samoopredeleniya studentov s invalidnost'yu v sfere vysshego obrazovaniya [Risks of Professional Self-Determination of Students with Disabilities in Higher Education]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. (4), 20-27. (In Russian).
Информация об авторе Е.В. Воеводина - кандидат социологических наук, доцент, доцент департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=618701
Information about the author E.V. Voevodina - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=618701
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.