Научная статья на тему 'Методологические основы исследования качества социального капитала региона в инклюзивном образовании'

Методологические основы исследования качества социального капитала региона в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА / РЕГИОН / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДОВЕРИЕ / ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лисина Анастасия Сергеевна, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, Панченко Ольга Львовна

В статье представлены вопросы методологического исследования качества социального капитала региона через изучение социальной роли инклюзивного образования. Региональный социум рассматривается через срез социальных связей и отношений, функционирующих локально. Социальные связи региона представлены как индикатор взаимодействий в более широком масштабе. В этой связи, конкретизация проблемы на региональном уровне позволит выявить направления для дальнейших исследований. Авторы ведут поиск методологии исследования, в совокупности теоретических парадигм и исследовательских методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лисина Анастасия Сергеевна, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, Панченко Ольга Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы исследования качества социального капитала региона в инклюзивном образовании»

Методологические основы исследования качества социального капитала региона в инклюзивном образовании

Лисина Анастасия Сергеевна,

студент Казанский федеральный университет, kadri@bk.ru

Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры всемирного культурного наследия института международных отношений, истории и востоковедения, Казанский федеральный университет, florans955@mail.ru

Панченко Ольга Львовна,

кандидат социологических наук, научный сотрудник института международных отношений, истории и востоковедения, Казанский федеральный университет, kadri@bk.ru

В статье представлены вопросы методологического исследования качества социального капитала региона через изучение социальной роли инклюзивного образования. Региональный социум рассматривается через срез социальных связей и отношений, функционирующих локально. Социальные связи региона представлены как индикатор взаимодействий в более широком масштабе. В этой связи, конкретизация проблемы на региональном уровне позволит выявить направления для дальнейших исследований. Авторы ведут поиск методологии исследования, в совокупности теоретических парадигм и исследовательских методик.

Ключевые слова: качество социального капитала, регион, социологические исследования, социология образования, гражданское общество, доверие, полисубъектное пространство, коммуникативный подход, инклюзивное образование

Вводная часть

Для современного социума социальный капитал становится одной из детерминант развития общества в контекстах социального пространства. Для интеграции личности в социум должны быть созданы условия для проявления как субъектов деятельности [5]. Социальное пространство становится для субъектов деятельности полисубъектным. При этом полисубъектность социального пространства порождает необходимость в выстраивании социальных связей, основанных на доверии, единстве ценностей и норм, без какой-либо степени принуждения и насилия. Социальный капитал выступает тем ресурсом, который в условиях становления и развития гражданского общества способствует эффективным коммуникациям в межсубъектном поле. Регион позволяет проявиться ситуации на более конкретном уровне, через взаимодействие частных субъектов, что позволяет вести поиск решения социальных проблем предметно и приближенно к нуждам граждан как субъектов регионального социума. Это обусловливает особое значение региона и в изучении вопросов качества социального капитала.

В современный социум вошло новое явление -инклюзивное образование. При этом инклюзивное образование выполняет определенную роль в развитии качества социального капитала, и эта роль может быть как преимущественно позитивной, так и преимущественно негативной, то есть инклюзивное образование как социальный феномен придает определенный вектор развитию социального капитала, характеризуя его качественную сторону.

Методология исследования

Научная проблема роли инклюзивного образования в развитии качества социального капитала региона восходит к изучению понятия «социальный капитал» и далее - к исходным субстанциям солидарности и социальных связей. То есть, в основе изучения научной проблемы лежат ценностный и коммуникативный подходы. Понятие «социальный капитал» впервые использовано американской социальной философией в 1920-е гг. Однако, сегодня фактически отсутствуют четкие эмпирические признаки данного понятия. Это, безусловно, ограничивает область применения данной категории в различных областях социологической науки. В результате теория социального ка-

со ^

0

сч

01

питала, можно сказать, оторвана от эмпирической реальности, обозначаемой данным понятием. Социальный капитал изучается в рамках социальной философии, социологии, экономической науки, и, по сути, выступает объектом междисциплинарных исследований. Тем не менее, основными аспектами данной научной проблемы выступает характер связей и отношений, являющихся следствием развития качества социального капитала. Инклюзивное образование выступает фактором его развития, что обусловливает необходимость фиксации влияния (позитивное-негативное), оказываемого инклюзивным образованием на качество развития социального капитала. Подобная фиксация может быть проведена только посредством выявления эмпирических признаков понятия и разработкой критериальной системы оценки социального эффекта, вызываемого влиянием инклюзивного образования на качество развития социального капитала региона.

Основные направления в развитии научной проблемы в мировой и отечественной социологической науке сводятся к двум базовым: макросо-циологическому (Р.Патнэм) [8] и микросоциологическому (П.Бурдье) [9] подходам (уровням) изучения проблемы. Тенденции изучения проблемы характеризуются стремлением «прагматизировать» социальный капитал и приблизить его к рамкам экономической науки. Само понятие часто используется в рамках экономической социологии с точки зрения ресурсного подхода (Дж.Коулман, Р.Патнэм) [4, 8]. В отечественной социологии тема развития социального капитала рассматривается рядом исследователей (например, Е.Дискиным, М.Нугаевым) [2, 6]. Экономическая социология, однако, не исчерпывает всего богатого содержания понятия «качество социального капитала», поскольку последнее обладает ярко выраженным социальным эффектом в условиях становления и развития гражданского общества в России.

Методологию инклюзивного образования составляют, в основном, педагогические работы. Для интерпретации инклюзивных процессов в педагогике используется системная модель. С точки зрения системников, не только инклюзивный процесс должен быть приспособлен к образовательной системе и социальной среде, в которой он происходит, но и сама принимающая система должна постепенно приспосабливаться к инклюзивному процессу. Другой важной парадигмой, используемой к анализу инклюзии, является социально-педагогическая парадигма, основанная на лич-ностно-социально-деятельностном подходе. Данный подход признает единство таких процессов как включение индивида в социум, социальное развитие личности, преобразование социума под потребности личности. В этом смысле данная позиция хорошо отражена в коллективной монографии С.В. Алехиной, Н.Я. Семаго, А.К. Фадиной [3]. Кроме того, методологически важным выступает трактовка инклюзии как изменения («инклюзия подразумевает изменения»), отраженная, преимущественно, в западной теории (Тони Бут) [1].

Изменения должны касаться разработки инклюзивной политики, развития инклюзивной практики, создания инклюзивной культуры.

Непосредственно роль инклюзивного образования в формировании институционального порядка, основанного на доверии, социальной поддержке, горизонтальных социальных связях, то есть сути того, что формирует собой качество социального капитала, - фактически не рассматривалась в исследовательском поле социологии. Кроме того, проблема социального капитала, чаще всего интерпретируется применительно к личности, в то время как мезо- и макроуровни организации общества остаются незатронутыми. В то же время, использование микросоциологического подхода к изучению проблемы отнюдь не противоречит переносу ее на уровень региона, а, наоборот, позволяет изучить проблему в сопоставлении с прикладными целями и задачами управления регионом. В целом-то, в исследовании проблемы можно выделить микро-, мезо- и макроуровни, интерпретируя их как социальный капитал личности, социальный капитал социальной группы, социальный капитал общества в целом (включая его региональный уровень).

Исследуемая тема носит фундаментально-прикладной характер. Во-первых, она представляет собой определенную методологию исследования социальной реальности через преломление ее сквозь призму интерсубъективности, полисубъект-ности. В основу исследования при этом ложится интегральный подход. Во-вторых, данная тема изучается преимущественно в рамках теоретической социологии, а также социальной философии, что позволяет отнести ее в разряд методологии социологии. Вместе с тем, фактически слабо развит подход к исследованию данной темы в рамках теории среднего уровня, а также - интеграция теории и эмпирии. Фактологическая база социологии слабо теоретизирована в изучаемом аспекте, что ограничивает область применения имеющихся в науке результатов и отрывает фундаментальную науку от прикладной, теоретические изыскания от эмпирической реальности. В-третьих, прикладной характер исследований в рамках данной темы призван повышать качество использования социального капитала через его обусловленность инклюзивным образованием субъектов социума, на уровне региона.

На наш взгляд, технология исследования роли инклюзивного образования в развитии качества социального капитала региона может быть обозначена через решение следующих основных задач:

- концептуализация понятия «социальный капитал» в социологии образования;

- измерение эмпирических признаков основного научного понятия исследования (а именно: качество социального капитала региона);

- разработка критериальной системы оценки роли инклюзивного образования в развитии качества социального капитала региона;

- разработка социального механизма развития качества социального капитала региона через по-

вышение в данном процессе роли инклюзивного образования в региональном социуме.

Проведенные ранее исследования [6] позволили выявить состояние проблемы с нескольких позиций: с позиции участников инклюзивного образования в Республике Татарстан (в том числе, среди педагогической общественности, учащихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителей, с позиции представителей органов власти, занимающихся данной проблемой, работодателей, трудоустраивающих инвалидов в свои организации). Выявленный спектр проблем, тем не менее, не достаточен для полноценного социологического анализа роли инклюзивного образования в развитии социального капитала региона, поскольку для комплексности выводов необходимо, во-первых, исследование в отношении других категорий социальных меньшинств (мигранты, национальные меньшинства) и, во-вторых, выявление отношения «внешнего» общества к проблеме. Таким образом, целевыми группами исследования выступают лица, не участвующие непосредственно в инклюзивном образовании и его реализации, а выступающие потенциальными участниками, принимающей (включающей) стороной. Необходимо определить уровень готовности регионального социума к «включению» в него лиц, могущих быть отнесенными к социальным меньшинствам, посредством инклюзивного образования.

В исследовании предполагается использование полипарадигмального подхода к изучению социальных процессов, что является наиболее адекватным методологическим принципом в изучении данной научной проблемы. Предполагается использовать интегральный подход для изучения всей совокупности исследовательских понятий, сочетающий в себе изучение макроструктур и макропроцессов с коммуникативными практиками индивидов, а также ценностный подход к изучению отдельных компонентов основного понятия (например, такие компоненты как «доверие», «правила», «нормы»). Принцип системности позволит рассмотреть изучаемый феномен в единстве и целостности его элементов. Принцип объективности позволит характеризовать состояние проблемы вне зависимости от субъективной позиции отдельных ученых и исследователей. Принцип интерсубъективности позволит познать проблему «изнутри», на пересечении различных субъективных мнений обследуемых целевых групп.

На основе обозначенной методологии наиболее оптимальными методами исследования выступают:

1) теоретико-методологические: теоретико-методологический анализ; операционализация понятийного аппарата; разработка критериальной модели и методики социологической оценки роли инклюзивного образования в развитии качества социального капитала региона; деинтерпретация результатов исследования, факторный анализ, теоретизация и концептуализация результатов исследования в рамках социологии образования

2) эмпирические: использование качественно-количественных методов в оценке роли инклюзивного образования в развитии качества социального капитала региона по разработанной социологической методике (экспертный опрос), массовый анкетный опрос с целевыми группами исследования, в качестве которых выступают научно-педагогическая общественность и представители социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующие в реализации инклюзивной политики в регионе, а также в образовательной деятельности (экспертная группа); участники образовательного процесса в организациях среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования как потенциальные агенты инклюзивного образовательного поля (массовый опрос). Инструментарием исследования выступает программно-методическая часть, включающая операционализацию понятий, разработанные на ее основе вопросник для экспертов и анкета для массового опроса; методика обработки и анализа данных исследования

Заключительная часть

В качестве конечных результатов исследований мы видим следующие:

- выявление отношенческого (ценностного) аспекта развития инклюзивного образования в региональном социуме;

- выявление поведенческого аспекта развития инклюзивного образования в региональном социуме (коммуникативные практики);

- определение характера структурирования коммуникативных практик в инклюзивном образовательном поле на основе базовых понятий, характеризующих категорию «социальный капитал»;

- выявление социальных факторов, способствующих или препятствующих развитию социального капитала региона через инклюзивное образование;

- обозначение основных направлений повышения социального, социально-экономического эффектов через совершенствование влияния инклюзивного образования на качество социального капитала региона (механизм влияния).

- определение путей совершенствования межсубъектных отношений в становящемся гражданском обществе через более полное использование ресурсов инклюзивного образования как фактора развития социального капитала региона.

Исследование проблемы направлено на подтверждение или опровержение гипотезы: инклюзивное образование как совокупность коммуникативных практик субъектов, основанных на системе ценностей и норм, способно повышать открытость социальной системы, формируя определенное качество социального капитала региона. Вектор данного влияния может быть определен через исследование господствующей системы ценностей в среде коммуникаций субъектов инклюзивного образования, а механизм повышения положительного влияния инклюзивного образования на качество социального капитала региона может быть выстроен на основе выявления совокупности факто-

ров, способствующих или препятствующих формированию доверительных отношений между акторами (реальными/потенциальными) инклюзивного образовательного поля.

Работа выполнена при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0».

Литература

1. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии / Под ред. М.Вогана. Пер. с англ. РООИ «Перспектива». 123 с.

2. Дискин Е.Н. Культура: стратегия социально-экономического развития. М.: Экономика, 1990. 109с.

3. Инклюзивное образование /Авт-сост. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.

4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. №3. С.122-139.

5. Мухаметзянова Ф.Г., Яруллина А.Ш., Вафина В.Р., Бисерова Г.К. Феномен субъектности студента вуза как индикатора интеграции психологии и педагогики// Интеграция образования. 2013. № 1 (70). С. 47-52.

6. Нугаев М.А. Базовая модель качества социального потенциала региона. Казань: Ка-зан.гос.энерг.ун-т, 2009. 256 с.

7. Панченко О.Л. Инклюзивное образование как фактор интеграции в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональное измерение: Монография / О.Л. Панченко. Под. Общ. Ред. В.Д. Парубиной. - Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015. 400 с.

8. Патнем Р. Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии. Пер. с англ. А. Захаров. М.: Ad Магдтет, 1996. 287 с.

9. Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Але-тейя, 2005. В 2-х тт.

10. Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Спирина А.В. Формирование психологической готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования // Инновации и инвестиции. 2015. №3. с.156-158

Methodological foundation for investigation of the quality of

social capital of the region in inclusive education Lisina A.S., Mukhametzyanova F.G., Panchenko O.L.

Kazan Federal University

The article poses the problem of studying the quality of social capital in the region through studying the social role of inclusive education. The regional society is a cross-section of social connections and relations functioning locally, but at the same time serving as an indicator of social interactions on a wider scale. In this regard, the specificization of the problem at the regional level will allow us to identify areas for further research. The authors conduct a search for a research methodology, in the aggregate of theoretical paradigms and research methods Keywords: the quality of social capital, the region, case studies, sociology of education, civil society, trust, polysubject space, communicative approach, inclusive education References

1. T quarrystone., Eynskou M. Inklyuziya indicators / Under the

editorship of M. Vogan. The lane with English ROOI "Prospect". 123 pages.

2. E.N. Kultur's diskin: strategy of social and economic development. M.: Economy, 1990. 109 pages.

3. Inclusive education / Avt-sost. S.V. Alekhina, N.Ya. Semago, A.K. Fadina. Release 1. M.: School Book center, 2010. - 272 pages.

4. Coleman Dzh. Capital social and human//Social sciences and

present. 2001. No. 3. Page 122-139.

5. Mukhametzyanova F.G., Yarullina A.Sh., Vafina V.R., Biserova

G.K. Fenomen of subjectivity of the student of higher education institution as indicator of integration of psychology and pedagogics//education Integration. 2013. No. 1 (70). Page 4752.

6. Nugayev M.A. Basic model of quality of social capacity of the

region. Kazan: Cauldron. state. энерг. un-t, 2009. 256 pages.

7. Panchenko O.L. Inclusive education as a factor of integration into

society of disabled people and persons with limited opportunities of health: regional measurement: Monograph / O.L. Panchenko. Under. General Edition of V.D. Parubina. -Kazan: NOU VPO "University of management "TISBI", 2015. 400 pages.

8. Patnem R. That democracy has worked: civil traditions in modern

Italy. The lane with English A. Zakharov. M.: Ad Marginem, 1996. 287 pages.

9. Sociology of social space / Lane with $p.; general edition and

nocnecn. N.A. Shmatko. M.: Institute of experimental sociology; SPb.: AneTewa, 2005. In 2 vol.

10. Korotovskikh T.V., Nekrasova O.A., Spirina A.V. The formation of psychological readiness of future teachers for the implementation of inclusive education // Innovations and Investments. 2015. No3. p. 156-158

00 ^

0

СЧ

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.