Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСМОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ИНКЛЮЗИЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боровиков Алексей Петрович

Автором статьи исследуется проблематика социализации студентов с инвалидностью в контексте их вовлечения в процесс инклюзивного социального проектирования на примере деятельности Федерального агентства по делам молодежи. Делается вывод, согласно которому в процессе социализации должны участвовать не только субъекты государственного управления, но и институты гражданского общества, в том числе специализированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере социальной интеграции лиц с различными формами инвалидности в синхронизации с профессиональными образовательными организациями и высшими учебными заведениями. На основе анализа медицинского и социального подходов была разработана модель социализации студентов с инвалидностью в контексте реализации инклюзивных социальных проектов, внедренная в практику форумных кампаний Федерального агентства по делам молодежи. В основу модели была заложена идея формирования социального и командного лидерства, института наставничества и волонтерства. Апробация предлагаемой модели была начата в 2018 г. при поддержке рабочей группы по социализации молодых инвалидов при Федеральном агентстве по делам молодежи и Тюменского городского колледжа производственных и социальных технологий, что уже к 2020 г. позволило создать новые инклюзивные площадки на таких молодежных образовательных форумах, как «Ладога» (Ленинградская область), «Селиас» (Астраханская область), форуме «УТРО» в Уральском федеральном округе и ряде других. Описанная модель была представлена в рамках публикации научного ежегодника центра анализа и прогнозирования Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE SOCIAL DESIGN AS A TOOL FOR THE SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES

The author explores the problems of socialization of students with disabilities in the context of their involvement in the process of inclusive social design on the example of the activities of the Federal Agency for Youth Affairs. It is concluded, that the process of socialization should involve not only government entities, but also civil society institutions, including specialized non-profit organizations operating in the field of social integration of persons with various forms of disability in synchronization with professional educational organizations and higher educational institutions. Based on the analysis of medical and social approaches, a model of socialization of students with disabilities was developed in the context of the implementation of inclusive social projects, introduced into the practice of forum campaigns of the Federal Agency for Youth Affairs. The model was based on the idea of forming social and team leadership, the institution of mentoring and volunteering. The testing of the model has been launched in 2018 with the support of the working group on the socialization of young people with disabilities at the Federal Agency for Youth Affairs and the Tyumen City College of Industrial and Social Technologies. By 2020, it has made it possible to create new inclusive platforms at such youth educational forums as Ladoga (Leningrad Region), Selias (Astrakhan Region), the MORNING Forum in the Urals Federal District and a number of others. The described model was presented as part of the publication of the scientific yearbook of the Center for Analysis and Forecasting of the Chelyabinsk Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 117-123. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2022;(4(36):117-123. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 376/377

ИНКЛЮЗИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Алексей Петрович Боровиков, a626050@yandex.ru

Агентство по предоставлению социальных услуг населению «Вдохновение»; Федеральное агентство по делам молодежи, Тюмень, Россия

Аннотация. Автором статьи исследуется проблематика социализации студентов с инвалидностью в контексте их вовлечения в процесс инклюзивного социального проектирования на примере деятельности Федерального агентства по делам молодежи. Делается вывод, согласно которому в процессе социализации должны участвовать не только субъекты государственного управления, но и институты гражданского общества, в том числе специализированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере социальной интеграции лиц с различными формами инвалидности в синхронизации с профессиональными образовательными организациями и высшими учебными заведениями. На основе анализа медицинского и социального подходов была разработана модель социализации студентов с инвалидностью в контексте реализации инклюзивных социальных проектов, внедренная в практику форумных кампаний Федерального агентства по делам молодежи. В основу модели была заложена идея формирования социального и командного лидерства, института наставничества и волонтер-ства. Апробация предлагаемой модели была начата в 2018 г. при поддержке рабочей группы по социализации молодых инвалидов при Федеральном агентстве по делам молодежи и Тюменского городского колледжа производственных и социальных технологий, что уже к 2020 г. позволило создать новые инклюзивные площадки на таких молодежных образовательных форумах, как «Ладога» (Ленинградская область), «Селиас» (Астраханская область), форуме «УТРО» в Уральском федеральном округе и ряде других. Описанная модель была представлена в рамках публикации научного ежегодника центра анализа и прогнозирования Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ключевые слова: Росмолодежь, социализация инвалидов, инклюзия, доступная среда, социальное проектирование, образование инвалидов

Для цитирования: Боровиков А. П. Инклюзивное социальное проектирование как инструмент социализации студентов с инвалидностью // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 117-123.

Original article

INCLUSIVE SOCIAL DESIGN AS A TOOL FOR THE SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Alexey P. Borovikov, a626050@yandex.ru

Agency for the provision of social services to the population "Inspiration"; Federal Agency for Youth Affairs, Tyumen, Russia

Abstract. The author explores the problems of socialization of students with disabilities in the context of their involvement in the process of inclusive social design on the example of the activities of the Federal Agency for Youth Affairs. It is concluded, that the process of socialization should involve not only government entities, but also civil society institutions, including specialized non-profit organizations operating in the field of social integration of persons with various forms of disability in synchronization

© Боровиков А. П., 2022

with professional educational organizations and higher educational institutions. Based on the analysis of medical and social approaches, a model of socialization of students with disabilities was developed in the context of the implementation of inclusive social projects, introduced into the practice of forum campaigns of the Federal Agency for Youth Affairs. The model was based on the idea of forming social and team leadership, the institution of mentoring and volunteering. The testing of the model has been launched in 2018 with the support of the working group on the socialization of young people with disabilities at the Federal Agency for youth Affairs and the Tyumen City College of Industrial and Social Technologies. By 2020, it has made it possible to create new inclusive platforms at such youth educational forums as Ladoga (Leningrad Region), Selias (Astrakhan Region), the MORNING Forum in the Urals Federal District and a number of others. The described model was presented as part of the publication of the scientific yearbook of the Center for Analysis and Forecasting of the Chelyabinsk Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

Keywords: Rosmolodezh, socialization of disabled people, inclusion, accessible environment, social design, education of disabled people

For citation: Borovikov AP. Inclusive social design as a tool for the socialization of students with disabilities. Innovative development of vocational education. 2022;(4(36):117-123. (In Russ.).

Введение

Ставшая доминантой социального сознания культура полезности, при которой каждый человек должен приносить пользу посредством участия в производстве и потреблении экономических благ, дискредитирует и дискриминирует лиц с инвалидностью, чей социально-правовой статус нередко сводится к необходимости предоставления мер государственной поддержки и оказания финансовой помощи.

Катализирующим фактором процесса сегрегации и социальной изоляции лиц с инвалидностью служат проблемы коммуникационного характера как с их ближайшим окружением, так и в процессе построения социальных связей в учебной, профессиональной и других видах деятельности.

Невозможность полноценного участия в социальных процессах способствует развитию описанного Л. С. Выготским вторичного дефекта инвалидности, приводящего к возникновению психологических травм [1].

Построение социальных связей требует от инвалидизированного человека выработки таких моделей поведения, которые характерны для текущего состояния личности в условиях взаимодействия с внешней средой.

Процесс социализации лиц с инвалидностью требует от его участников взаимных усилий, способствующих реализации комплекса мероприятий по реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе посредством изменения социальной и инженерной среды, а также модификации образовательного пространства в условиях инклюзии. Поскольку инвалидность представляет собой не только вы-

нужденное физическое состояние индивида, но и цепочку социальных взаимодействий, основываясь на методе абстрагирования, в рамках настоящей статьи рассмотрим модель социализации лиц с инвалидностью в контексте участия студентов с инвалидностью в инклюзивном социальном проектировании на примере фо-румных кампаний, проводимых Федеральным агентством по делам молодежи.

Цель статьи состоит в раскрытии сущности процесса социализации студентов с инвалидностью при помощи включения их в проектную деятельность инклюзивной направленности.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы исследования используются системный подход и ролевая теория, позволяющие комплексно продемонстрировать сущность модели социализации студентов с инвалидностью посредством инклюзивного социального проектирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Правовой статус инвалидов закреплен в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [2].

На сегодняшний день в Российской Федерации концептуально разработано и внедрено в практику две модели инвалидности: медицинская и социальная.

В основе первой модели лежит постулат о необходимости лечения приводящего к инвалидности недуга, тогда как вторая модель выстраивается на принципах социального разнообразия [3].

Длительное время в российской правовой действительности господствовала медицинская модель инвалидности, что подтверждается, прежде всего, определением понятия «инвалид» через призму нарушений функций здоровья.

Практика медицинской модели с отдельными элементами социальной была продолжена и получила закрепление в п. 5 раздела II Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588. Согласно данным правилам, признание лица инвалидом осуществляется органами Федерального бюро медико-социальной экспертизы, которая, прежде всего, должна принимать во внимание психофизическое состояние обследуемого гражданина, степень расстройств его организма, а также необходимость проведения мероприятий, направленных на реабилитацию и абилитацию потенциального инвалида [4].

В ранее действовавшем Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» содержались аналогичные положения в части правил и оснований признания лица инвалидом, закрепленные в п. 5 раздела II данного документа [5].

Ратификация Российской Федерацией 3 мая 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов стала предпосылкой для внедрения социальной модели инвалидности.

Поскольку ст. 1 Конвенции возложила на государство обязанность обеспечивать инвалидам соблюдение прав и основных свобод человека без какой бы то ни было дискриминации, а ст. 24 того же документа предписывает внедрение инклюзивной модели образования, т. е. равного доступа к образовательной инфраструктуре с учетом имеющихся ограничений, в Российской Федерации началась работа по совершенствованию действующего законодательства [6].

Первого декабря 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», внесший существенные изменения сразу в 25 федеральных законов [7].

Вместе с тем принципиальных новшеств в части подхода при определении правового ста-

туса лиц с инвалидностью не случилось, из чего нами делается вывод о нормативном господстве медицинской модели инвалидности.

Тем не менее в практике появился термин «инклюзия», изначально означавший равный доступ инвалидов к качественному образованию (см. п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации) [8].

Практика включения инвалидов в образовательный процесс была распространена и на другие социальные сферы, что привело к появлению принципиально новых методик социализации лиц с инвалидностью.

Как отмечает Ю. А. Афонькина, «инклюзия исходит из идеи о том, что все люди — индивидуумы с различными потребностями, поэтому приоритетно направлена на поддержку лиц с ОВЗ в реализации их права быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом» [9].

Концепция инклюзии за рамками системы образования была продолжена в работах профессора В. Н. Ярской-Смирновой.

В. Н. Ярская-Смирнова, исследуя проблемы достижения в социуме баланса между интересами общества и лиц с инвалидностью, вводит понятие социальной инклюзии, трактуя его как «демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество, общие темпоральности образовательного и трудового процесса, преодоления географических неудобств, субкультурных различий и сегрегаций с целью приобщения к определенному социальному или культурному действию» [10, с. 244].

Концепция В. Н. Ярской-Смирновой основывается на признании прав социально уязвимых групп, в том числе инвалидов, на город. Это значит, что в рамках городской инфраструктуры должны создаваться маршруты и места рекреации таким образом, чтобы обеспечить к ним максимальный доступ граждан с различными формами инвалидности [11]. Речь также идет и о социальном аспекте, заключающемся в доступном участии лиц с инвалидностью в городских событиях, досуговой, профессионально-трудовой деятельности и др.

Таким образом, инклюзия позволяет включать лиц с инвалидностью во все социальные процессы вне зависимости от индивидуальных ограничений.

Автор настоящего исследования придерживается социальной модели инклюзии, указывая при этом на возможность инвалидизированных людей создавать общественно полезные блага.

«Проблемным является вопрос формирования личности инвалида и специфики отношения к дефекту, прежде всего семьи, а также более широкого круга лиц, определяющих социализацию и онтогенез личности с тем или иным дефектом» [12, с. 66].

Как уже отмечалось выше, одна из ключевых проблем социализации лиц с инвалидностью заключается в сложности построения социальных связей. К этому необходимо добавить боязнь лиц с инвалидностью быть не понятыми и не принятыми обществом по причине имеющихся ограничений, что особо характерно для студенческой среды.

В обоснование сказанного приведем точку зрения Е. В. Воеводиной, рассматривающей проблемы социализации и адаптации лиц с инвалидностью на примере высших учебных заведений: «К числу основных факторов-стрессоров в процессе адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза относятся барьеры среды — низкая степень доступности пространства и организации среды жизнедеятельности, а также социальные барьеры, обусловленные отличием образа жизни инвалидов и их сверстников» [13, с. 15].

Одним из способов решения проблематики социальной изоляции инвалидов является возможность участия последних в инклюзивном социальном проектировании, обеспечивающем решение отдельных социальных проблем.

Под социальным проектированием понимается научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования специальных заведомо нужных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью [14].

Основываясь на вышеприведенном определении понятия «социальное проектирование», сформулируем авторскую трактовку понятия «инклюзивное социальное проектирование».

Под инклюзивным социальным проектированием следует понимать совместную деятельность лиц с инвалидностью и без таковой, направленную на развитие социальных систем и решение общественно значимых проблем.

Конечным результатом такой деятельности является создание продукта, приводящего к измеримому социальному результату.

Автором исследования предлагается модель социализации студентов с инвалидностью

посредством их участия в инклюзивном социальном проектировании на примере форумных кампаний, реализуемых Федеральным агентством по делам молодежи.

Говоря о социализации молодежи с инвалидностью, следует определить правовой статус данной категории граждан. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», «молодежь, молодые граждане — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации» [15].

Вместе с тем отдельными законодательными актами как федерального, так и регионального уровня в целях обеспечения мер социальной поддержки допускается установление иного предельного возраста лиц, относящихся к числу молодежи.

Описание модели

Ядром модели выступает рабочая группа по социализации лиц с инвалидностью при Федеральном агентстве по делам молодежи. В задачу группы входит создание условий, обеспечивающих равный доступ лиц с инвалидностью в возрасте от 18 до 35 лет к форумным кампаниям, реализуемым Федеральным агентством по делам молодежи.

Рабочая группа взаимодействует как с региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и с профессиональными образовательными организациями и высшими учебными заведениями, а также профильными организациями, осуществляющими работу с молодыми инвалидами.

Результатом такой деятельности должен стать поиск лиц с инвалидностью, главным образом из студенческой среды, проявляющих интерес как к процессу инклюзивного социального проектирования, так и к форумным кампаниям в целом. Непосредственную роль в структуре данной модели играют координаторы, состоящие из региональных представителей Федерального агентства по делам молодежи, ответственных за процесс отбора участников для форумных кампаний, и представителей самих образовательных организаций, выполняющих воспитательные функции.

Все взаимодействие происходит в электронной форме посредством функционирования автоматизированной информационной системы, где содержится информация о возможности участия в форумных кампаниях, а также

электронная анкета потенциального участника с возможностью указания конкретного вида инвалидности. Данная процедура необходима для того, чтобы координаторы форумных кампаний, а также дирекция форумов оперативно смогли адаптировать социальную и физическую инфраструктуру форума, например, посредством предоставления студенту с нарушением слуха сурдопереводчика.

В задачи профессиональных образовательных организаций и высших учебных заведений, общественных организаций и региональных органов исполнительной власти входит представление кандидатур наиболее активной молодежи с инвалидностью с последующим направлением на форумные кампании, где уже созданы инклюзивные площадки.

Студенту с инвалидностью предлагаются два сценария участия в форумных кампаниях: в качестве лидера социального проекта (если таковой имеется) или участника образовательных треков соответствующей тематики. При этом тематику форумных кампаний студент с инвалидностью может выбрать самостоятельно.

Участие в образовательной программе фо-румных кампаний позволяет студентам с инвалидностью не только получить новые компетенции, но и стать лидерами социальных проектов и даже одними из модераторов/ведущих инклюзивных площадок будущих форум-ных кампаний, а при прохождении конкурсных испытаний студенты с инвалидностью могут получить статус экспертов Федерального агентства по делам молодежи. Кроме того, каждый из молодых инвалидов, желающих реализовать инклюзивный социальный проект, получает возможность принять участие в грантовом конкурсе, и в случае победы ему предоставляется финансирование на реализацию его социально значимой идеи, которая, как правило, происходит непосредственно в стенах образовательной организации. Тем самым студент с инвалидностью становится социальным лидером, ведущим за собой команду, что, в свою очередь, не только способствует расширению объема его социальных связей, но и интегрирует такого студента в среду сверстников в качестве равной и полноправной личности.

Кроме того, студенты с ОВЗ и инвалидностью могут принять участие в работе интегрированной платформы «Крылья возможностей», реализуемой Федеральным агентством по делам молодежи.

«Цель проекта — это возможность для молодых людей с ОВЗ поучаствовать в поиске и разработке решений региональных проблем, а также реализации наиболее эффективных практик, отвечающих основным запросам молодежи с ОВЗ в различных сферах жизни в субъектах Российской Федерации» [16].

Ключевое отличие платформы «Крылья возможностей» от форумных кампаний состоит в ориентации исключительно на молодежь с ОВЗ и инвалидностью, что позволяет студентам с низким уровнем социализации проверить свои силы минуя непосредственный контакт с большим количеством молодежи без каких-либо ограничений. По замыслу разработчиков, платформы «Крылья возможностей» должны стать промежуточным стартом в процессе включения студентов с ОВЗ и инвалидностью в более масштабные молодежные мероприятия инклюзивной направленности, а самым активным из них будет предоставлено право участия в региональных и федеральных форумных кампаниях.

Эффективность модели

Модель была запущена в 2018 г. На сегодняшний день инклюзивные площадки созданы на восьми форумных кампаниях, проводимых Федеральным агентством по делам молодежи; количество лиц с инвалидностью, участвовавших в данных площадках, — 200, а суммарный объем грантового финансирования превышает 5 млн руб.

Механизм социализации лиц с инвалидностью в контексте социального проектирования автором настоящей статьи был представлен в рамках работы II Всероссийской научно-практической конференции: «Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: вызовы времени» (г. Шадринск) [17; 18].

Заключение

Процесс социализации лиц с инвалидностью представляет собой многогранное социальное явление, его участниками выступают как органы государственной власти всех уровней управления, так и профильные некоммерческие организации, осуществляющие работу с молодыми инвалидами. В качестве одного из способов социализации инвалидизированных людей автором предлагается метод инклюзивного социального проектирования, апробированный совместно с Федеральным агентством по делам молодежи.

Список источников

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии : учебник для вузов. СПб. : Лань, 2003. 656 с.

2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

3. Ерохина И. Д. и др. Этический анализ современных моделей инвалидности // Общество: философия, история, культура. 2019. № 9 (65). С. 28-34.

4. О признании лица инвалидом : постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства РФ. 2022. № 15. Ст. 2506.

5. О порядке и условиях признания лица инвалидом : постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 26.11.2020) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 9. Ст. 1018.

6. Конвенция о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 6. Ст. 468.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов : федер. закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 49 (ч. VI). Ст. 6928.

8. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

9. Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 11. С. 149-162.

10. Ярская-Смирнова В. Н. Противоречия городского социального времени: дискурсы инклюзии и деинституциализации (постановка проблемы) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 3. С. 242-249.

11. Ярская-Смирнова В. Н., Ярская-Смирнова Е. Р. Право на город в парадигме мобильности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45. С. 165-173.

12. Барсуков А. В. и др. Социально-психологические проблемы социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду ВУЗа // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 2. С. 64-73.

13. Воеводина Е. В. Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения: социологический анализ : автореферат дис. ... канд. социол. наук. М., 2012. 24 с.

14. Антонюк Г. А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты. Минск : Наука и техника, 1978. 128 с.

15. О молодежной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2021. № 1 (ч. I). Ст. 28.

16. Всероссийский инклюзивный проект «Крылья возможностей» // АИС Молодежь России. URL: https://myrosmol.ru/measures/view/101914 (дата обращения: 07.10.2022).

17. Боровиков А. П. Молодежные комьюнити как фактор социализации лиц с инвалидностью // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2020. № 1 (4). С. 23-24.

18. Боровиков А. П. Инклюзивное социальное проектирование как фактор социализации инвалидов // Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: вызовы времени : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. ; сост. и ред. И. А. Тютю-ева. Шадринск, 2021. С. 310-316.

References

1. Vygotsky LS. Osnovy defektologii = Fundamentals of defectology. St. Petersburg: Lan; 2003. 656 p. (In Russ.).

2. On the social protection of disabled people in the Russian Federation: Feder. Law of November 24, 1995 No. 181-FZ (as amended on June 28, 2021). Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. No. 48. Art. 4563. (In Russ.).

3. Erokhina ID. et al. Ethical analysis of modern models of disability. Obshhestvo: filosofija, isto-rija, kul'tura = Society: philosophy, history, culture. 2019;(9(65):28-34. (In Russ.).

4. On the recognition of a person as disabled: Decree. Government of the Russian Federation dated April 5, 2022 No. 588 (together with the "Rules for Recognizing a Person as Disabled"). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 15. Art. 2506. (In Russ.).

5. On the procedure and conditions for recognizing a person as disabled: Decree of the Government of the Russian Federation of February 20, 2006 No. 95 (as amended on November 26, 2020). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 9. Art. 1018. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Convention on the Rights of Persons with Disabilities (adopted in New York on December 13, 2006). Collected Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 6. Art. 468. (In Russ.).

7. On the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the issues of social protection of persons with disabilities in connection with the ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities: Feder. Law of December 1, 2014 No. 419-FZ (as amended on December 29, 2015). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 49 (part VI). Art. 6928. (In Russ.).

8. On education in the Russian Federation: Feder. Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on June 11, 2022). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53 (part 1). Art. 7598. (In Russ.).

9. Afon'kina YuA. Social inclusion of persons with disabilities and the problem of human dignity. Russian Journal of Education and Psychology. 2015;11:149-162. (In Russ.).

10. Yarskaya-Smirnova VN. Contradictions of urban social time: discourses of inclusion and deinstitutionalization (statement of the problem). Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija Sociologija. Politologija = Bulletin of the Saratov University. New series. Series Sociology. Political science. 2018;18(3): 242-249. (In Russ.).

11. Yarskaya-Smirnova VN, Yarskaya-Smirnova ER. The right to the city in the paradigm of mobility. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija Sociologija. Politologija = Bulletin of the Saratov University. New series. Series Sociology. Political science. 2018;45:165-173. (In Russ.).

12. Barsukov AV et al. Social and psychological problems of socialization of students with disabilities in the educational environment of the university. Russian Journal of Education and Psychology. 2019;10(2):64-73. (In Russ.).

13. Voevodina EV. Social'naja adaptacija studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja k uslovijam vysshego uchebnogo zavedenija = Social adaptation of students with disabilities to the conditions of a higher educational institution: a sociological analysis. Abstract of thesis. Moscow; 2012. 24 p. (In Russ.).

14. Antonyuk GA. Social'noe proektirovanie: nekotorye metodologicheskie aspekty = Social design: some methodological aspects. Minsk: Science and technology; 1978. 128 p. (In Russ.).

15. On youth policy in the Russian Federation: Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 1 (part I). Art. 28. (In Russ.).

16. All-Russian inclusive project "Wings of opportunity". AIS Youth of Russia. URL: https://myros-mol.ru/measures/view/101914. (In Russ.).

17. Borovikov AP. Youth communities as a factor in the socialization of persons with disabilities. Nauchnyj ezhegodnik Centra analiza i prognozirovanija = Scientific Yearbook of the Center for Analysis and Forecasting. 2020;1(4):23-24. (In Russ.).

18. Borovikov AP. Inclusive social design as a factor in the socialization of disabled people. In: Aktual'nye problemy nauki i praktiki korrekcionnoj pedagogiki i special'noj psihologii: vyzovy vre-meni = Actual problems of science and practice of correctional pedagogy and special psychology: challenges of the time. Shadrinsk; 2021. Pp. 310-316. (In Russ.).

Информация об авторе

А. П. Боровиков — проектный менеджер (АНО «Вдохновение»); спикер инклюзивных площадок (Федеральное агентство по делам молодежи); член Ассоциации руководителей образовательных организаций.

Information about the author

A. P. Borovikov — project manager (ANO "Inspiration"); speaker of inclusive platforms (Federal Agency for Youth Affairs); Member of the Association of Heads of Educational Organizations.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 03.10.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 11.10.2022 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.