УДК 316.344.6
АФОНЬКИНА Юлия Александровна
Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск. Россия
julia3141 @rambler.ru
Статья посвящена актуальной проблеме социальной инклюзии, развитие которой в современном общества выступает приоритетом государственной политики и ведущей общественной тенденцией, значительно активизирующейся в текущее десятилетие и отражающей существенное изменение отношения общества к лицам с инвалидностью в направлении гуманизации. Автор статьи предпринял научный анализ современных инклюзивных процессов, происходящих в обществе, который проводится с позиции социально-личностных детерминант, что доказывает важность развития собственной социальной активности лиц с инвалидностью для создания включающего общества. Данный анализ осуществлен на основе систематизации научных представлений, сложившихся в социологии в отношении категории потенциала в его разнообразных социальных проявлениях.
Автором впервые вводится в научный контекст изучения проблемы социальной инклюзии лиц с инвалидностью понятие инклюзивного потенциала, которое рассматривается как один из субпотенциалов, составляющих феномен социального потенциала. Выделены феноменологические характеристики категории «инклюзивный потенциал», раскрывающие его средовые, пространственно-временные и субъектные характеристики. Показаны пути проектирования инклюзивных практик на основе определения инклюзивного потенциала лица с инвалидностью и инклюзивного потенциала среды. Важной социальной задачей признается обогащение инклюзивного потенциала в его средовых и социально-личностных проявлениях.
Ключевые слова: социальная инклюзия, инклюзивные процессы, гражданское общество, лица с инвалидностью, потенциал, cубпотенциал, социальный потенциал, инклюзивный потенциал.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 -129-132
Yulia A. AFONKINA
Murmansk Arctic State University Murmansk, Russia [email protected]
CATEGORIZATION OF THE "INCLUSIVE POTENTIAL" CONCEPT
The article is devoted to an actual problem of social inclusion, which appears in today's society as a priority of public policy and leading social trend, much more active in the current decade and which reflects the significant changes in attitudes towards people with disabilities in the direction of humanization. The author undertook a scientific analysis of the current inclusive processes occurring in the society, which is conducted from the perspective of social and personal determinants and proves the importance of developing people with disabilities own social activity in order to create an inclusive society. This analysis was done on the basis of scientific ideas systematization in sociology which relates to the capacity category in its various social forms. The author first is introduced in the context of scientific study of social inclusion problem of people with disabilities within the inclusive concept of building which is regarded as one of subpotentials constituting the phenomenon of social potential. Phenomeno-logical characteristics are obtained in the category inclusive potential of revealing its area-, space-, time- and subject characteristics. The ways of inclusive practices are based on the determination of the inclusive potential of people with disabilities and the inclusive potential of the space. An important social goal of inclusive potential enrichment is in its environmental, social and personal manifestations.
Keywords: social inclusion, inclusive processes, civil society, people with disabilities, potential, subpotential, social potential, inclusive potential.
КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
В современном мире социальные процессы становятся динамичными, быстро трансформирующимися явлениями. Они демонстрируют переосмысление отношения общества к разным группам населения и, пожалуй, в наиболее явном виде представлены в инклюзивных практиках. Различия постепенно осмысливаются не как препятствия для общественного развития, а как задел, определяющий достижение гуманистических целей и планирование новых демократических перспектив.
Развитие идей инклюзии в России является одним из приоритетов государственной политики и признается как общественная ценность. Инклюзия не может рассматриваться только как комплекс мероприятий, инициированных государством. Все большее внимание исследователей привлекают субъективные аспекты социальной инклюзии и противоречия данного процесса, имеющие социально-личностный характер. Так, важным моментом в развитии социальной инклюзии признается социальное гражданство инвалидов как их общественное объединение за отстаивание своих прав и свобод (Е.Р. Ярская-Смирнова [15]). Вместе с тем исследования показывают достаточно низкую солидарность лиц с инвалидностью, значительную социальную пассивность.
Возникает необходимость интенсификации процессов инклюзии в направлении как можно более полного социального включения, не исчерпывающегося созданием доступной среды и развитием практик инклюзивного образования, а предполагающего развитие активной гражданской позиции лиц с инвалидностью, то есть социального гражданства инвалидов (П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова [15]), рассмотрение лиц с инвалидностью как важного ресурса развития общества (Г.В. Жигунова [7]). Социальный запрос, предполагающий вывод инклюзивных практик в сферу удовлетворения общечеловеческих потребностей лиц с инвалидностью,
нашел отражение в новой концепции инвалидности, которую можно охарактеризовать как концепцию человеческого достоинства (Ю.А. Афонькина [2]).
Развитие инклюзивных процессов в направлении их «очеловечивания», преодоления формальности включения определяет необходимость дальнейшего научного анализа категории инклюзии и выявление ее новых феноменологических характеристик, среди которых следует выделить категорию инклюзивного потенциала.
Потенциал определяется в социологии как готовность к осуществлению разных видов деятельности через возможность достижения прогнозируемых уровней личностного развития (Л.М. Галиев [4]), как совокупность возможностей, средств, ресурсов, способностей, резервов и других характеристик, которыми обладает его носитель (Ю.М. Пасовец [13]), как совокупность качеств субъекта или особое интегральное качество, которое выполняет функцию «реализации» субъекта, то есть определяет эффективность осуществления им в конкретных объективных условиях всех видов жизнедеятельности (Г.В. Жигунова [7]).
Традиционной для социологии выступает категория социального потенциала. Социальный потенциал первоначально изучался в контексте экономических исследований как социально-экономический потенциал, раскрывался в научном смысле в качестве трудового потенциала, составной частью которого выступал научно-технический потенциал промышленности, строительства, сельского хозяйства (Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина [10], А,К. Назимова [11]).
В современных социологических исследованиях категория потенциала стала значительно обогащаться, за счет выхода за пределы социально-экономических теорий в сферу учета человеческого фактора, например в работе Н.В. Воронковой [3].
В связи с этим интерес исследователей социального потенциала обратился к изучению его аспектов не только в экономической социологии, но и в социологии труда, образования, науки и т.д. В современной социологии рассматриваются человеческий потенциал, личностный потенциал, социально-профессиональный потенциал, жизненный потенциал, реабилитационный потенциал.
В исследованиях М.А. Нугаева [12] рассматриваются следующие составляющие (субпотенциалы) социального потенциала: инновационный потенциал, ценностный потенциал, интеллектуальный потенциал, психофизиологический потенциал и т.п.
По мнению ряда исследователей (Г.В. Жигунова [7], В.П. Горшенин [5], С.А. Дрокин [6]), такие категории, как ресурсы, резервы и возможности, характеризуют разные стороны потенциала как целостного феномена, уровни его проявления.
Среди характеристик социального потенциала выделяются его латентный характер (Ю.А. Пасовец [13]) и динамизм (В.Н. Аргунова [16]). В социологии принято также выделять пространственно-временные характеристики потенциала (И. Абалкин [1], З.П. Замараева [9], Е.А. Реанович [14], М.А. Нугаев [12]).
Таким образом, в социологии потенциал используется как синоним категорий «ресурсы», «резервы», «возможности», которые конкретизируются в пространственно-временном контини-уме.
Итак, категория потенциала включает представления о совокупности средств, а также запасов и источников, которые могут быть при необходимости применены для достижения цели. Так называемые субпотенциалы, составляющие социальный потенциал, раскрывают содержательные связи, в том числе латентные, человека и социума в отношении определенных социальных процессов и практик. Следовательно, развитие процессов в обществе предполагает введение в контексте научного анализа новых аспектов потенциала. Так, развитие социальной инклюзии подводит к необходимости категоризации понятия инклюзивного потенциала.
Категоризация понятия «инклюзивный потенциал» имеет актуальность, поскольку позволяет объективировать и ввести в сферу научного анализа содержательные связи человека с новой социальной реальностью, отражающей развитие инклюзивных процессов в обществе. Категоризация инклюзивного потенциала предполагает введение в сферу его научного анализа как пространственно-временных характеристик (в социологическом плане - социального пространства и временного фактора инклюзии как протяженного во времени социального процесса), так и личностных детерминант инклюзивных процессов.
Инклюзивный потенциал раскрывается при совершении какого-либо действия, выполнения какой-либо функции акторами инклюзии при наличии их усилий в направлении поставленной цели. Таковыми акторами могут быть как отдельные люди, так и общество в целом, а также государство. Отношения между акторами инклюзии имеют непрямой характер, представители разных социальных сред выступают как проводники инклюзии.
Инклюзивный потенциал, по сути, есть величина и содержание той социальной энергии, которая мобилизована, приложима и приведена в действие к определенной целевой точке (в
нашем исследовании ею выступает точка / точки инклюзии), а также средства и условия ее достижения, поддержания, сохранения.
Важно рассматривать как инклюзивный потенциал самого лица с инвалидностью, так и инклюзивный потенциал социальных сред, в которых происходят инклюзивные процессы. При соединении ограниченных возможностей человека и безграничных (как совокупных, объединенных) возможностей общества создается инклюзивная практика взаимосвязанного развития индивидуума и социума по пути включения.
Исходя из подходов к определению потенциала, можно утверждать, что для его оценки недостаточно понимания его временной ориентированности. Каждый человек обладает определенным потенциалом, но проявляется он как возможность, ресурс или резерв, то есть меняется смысловое значение потенциала в зависимости от характеристик социального пространства, времени и условий.
Таким образом, инклюзивный потенциал раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах: как потенциал социальных сред, являющихся содержательным полем социальных взаимоотношений, и как потенциал лиц с инвалидностью как акторов социальных процессов.
Итак, научная разработка категории «инклюзивный потенциал» позволит теоретически обосновать и разработать вариативные образы инклюзии с учетом конкретных социально-личностных и пространственно-временных детерминант. Таким образом, феномен социального потенциала может быть концептуально и содержательно дополнен таким субпотенциалом, как инклюзивный потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Абалкин И. Экономическая безопасность в России: угрозы и их отражение / И. Абалкин // Вопросы ки. - 2005. - № 12. - С. 19-25.
2. Афонькина Ю.А. Инклюзивный потенциал образования как социальной среды // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. 3/1. - С. 91 -95.
3. Воронкова Н.В. Социальный потенциал организации (социологический анализ): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Н.В. Воронкова. - М., 2007. - 156 с.
4. Галиев Л.М. Исследование понятия «потенциал» и «социальный потенциал» в социологии /Л.М. Галиев //Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2006. № 8 (24). [Электронный ресурс] - sets.ru/base/24nomer/galiev_lm/2/1.pdf (дата обращения: 12.10.2016).
5. Горшенин В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / В.П. Горшенин. - Челябинск, 2006. - 357 с.
6. Дрокин С.А. Управление качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / С.А. Дрокин. - Челябинск, 2003. - 203 с.
7. Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институциональных организаций и эмпирических практик: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 / Г.В.Жигунова. - Новочеркасск, 2012. - 318 с.
8. Наберушкина Э.К. Мобильное гражданство инвалидов в социальном пространстве города: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Э.К. Наберушкина. - Саратов, 2013. - 411 с.
9. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения /З.П. ва. - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2009. - 181 с.
10. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни / Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина. - Новосибирск: Наука, 1991. - 446 с.
11. Назимова А.К. Социальный потенциал производственного коллектива / А.К. Назимова. - М.: Политиздат, 1984. - 184 с.
12. Нугаев М.А. Социальный потенциал Республики Татарстан / М.А. Нугаев. - Казань. 2003. - 156 с.
13. Пасовец Ю.М. К вопросу о понятии адаптационного потенциала / Ю.М. Пасовец // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. [Электронный ресурс] - http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-adaptatsionnogo-potentsiala (дата обращения: 15.10.2016).
14. Реанович Е.А. Смысловое значение понятия «потенциал» / Е.А. Реанович // Экономически науки. Международный исследовательский журнал. Декабрь. 2012. [Электронный ресурс] - http://research-journal.org/economical/smyslovye-znachenie-ponyatiya-potencial/ (дата обращения: 07.09.2016).
15. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. - Саратов, 2006. - 260 с.
16. Человеческий потенциал Ивановской области: состояние и перспективы развития / Под ред. В.Н. вой. - Иваново: Ив ГУ, 2008. - 156 с.
REFERENCES
1. Abalkin I. Ekonomicheskaya bezopasnost' v Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie. [Economic security in Russia: threats and their reflection]. Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2005. №12. Pp.19-25. (in Russ.).
2. Afon'kina Yu.A. Inklyuzivnyy potentsial obrazovaniya kak sotsial'noy sredy. [The inclusive potential of education as a social environment]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. T.8. 3/1. Pp.91 -94. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1--6/1-129-132 (in Russ.).
3. Voronkova N.V. Sotsial'nyy potentsial organizatsii (sotsiologicheskiy analiz). [Social potential of the organization (sociological analysis)]. diss. kand. sotsiol. nauk= Diss. cand. sociology. M., 2007. 156 p. (in Russ.).
4. Galiev L.M. (2006). Available at: http://sets.ru/base/24nomer/galiev_lm/2/1 (accessed 12.10.2016).
5. Gorshenin V.P. Upravlenie innovatsionnym potentsialom personala korporatsii. [Management of innovative potential of personnel of Corporation]. dis. d-ra ekon. nauk=dis. d-ra ekon. nauk 08.00.05. V.P. Gorshenin. Chelyabinsk, 2006. 357 p. (in Russ.).
6. Drokin S.A. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo potentsiala mashinostroitel'nogo predpriyatiya. [Quality management of the educational potential of machine-building enterprise]. dis. kand. ekon. nauk= dis. Cand. Ekon.. Chelyabinsk, 2003. 203 p. (in Russ.).
7. Zhigunova G.V. Yuvenal'naya invalidnost' v Rossii: teoreticheskiy i empiricheskiy analiz institutsional'nykh organizatsiy i empiricheskikh praktik. [Juvenile disabilities in Russia: a theoretical and empirical analysis of institutional organizations and empirical practices]. dis.dokt. sotsiol. nauk= dis. doctor. sociology. Novocherkassk, 2012. 318 p. (in Russ.).
8. Naberushkina E.K. Mobil'noe grazhdanstvo invalidov v sotsial'nom prostranstve goroda. [ Mobile citizenship of disabled people in the social space of the city]. dis. dokt. sotsiol. nauk= dis. doctor. sociology. Saratov: 2013. 411 p. (in Russ.).
9. Zamaraeva Z.P. Resursno-potentsial'nyy podkhod v sisteme sotsial'noy zashchity naseleniya. [The resursno-potential approach in the system of social protection of the population]. Perm. Gos. ung-t, 2009.181 p. (in Russ.).
10. Zaslavskaya T.I., Ryvkina, R.V. Sotsiologiya ekonomicheskoy zhizni. [Sociology of economic life]. Novosibirsk: Nauka, 1991. 446 p. (in Russ.).
11. Nazimova A.K. Sotsial'nyy potentsial proizvodstvennogo kollektiva. [Social potential production team], M.: Politizdat, 1984. 184 p. (in Russ.).
12. Nugaev M.A. Sotsial'nyy potentsial Respubliki Tatarstan. [Social potential of the Republic of Tatarstan]. Kazan'. 2003. 156 p. (in Russ.).
13. Pasovets Yu.M. (2013). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-adaptatsionnogo-potentsiala (accessed 15.10.2016).
14. Reanovich E.A. (2012). Available at: http://research-journal.org/economical/smyslovye-znachenie-ponyatiya-potencial/ (accessed 07.09.2016).
15. Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. Politika invalidnosti: sotsial'noe grazhdanstvo invalidov v sovremennoy Rossii. [The disability policy: social citizenship of disabled in contemporary Russia]. Saratov, 2006. 260 p. (in Russ.).
16. Chelovecheskiy potentsial Ivanovskoy oblasti: sostoyanie i perspektivy razvitiya. [Human potential of the Ivanovo region: state and prospects of development]. Pod red. V.N. Argunovoy. Ivanovo: Iv GU, 2008. 156 p. (in Russ.).
Информация об авторе
Афонькина Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики специальной психологии ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск, Россия ]иИа3141 @rambler.ru
Получена: 12.11.2016
Для цитирования статьи: Афонькина Ю. А., Категоризация понятия «инклюзивный потенциал». Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -6/1-129-132.
с1о1: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1 -129132.
Information about the author
Yulia A. Afonkina, Candidate of Psychological Sciences,, Associate Professor, Head of the Department for Special Education and Special Psychology, Murmansk Arctic State University,
Murmansk, Russia [email protected]
Received: 12.11.2016
For article citation: Afonkina Yu. A., Katego-rizacija ponjatija «inkljuzivnyj potencial». [Categorization of the "inclusive potential" concept]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-129-132. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 -129-132. (in Russian)