Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ ПРОЕКТА "СОЦИОПОЛИС"'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ ПРОЕКТА "СОЦИОПОЛИС" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНВАЛИДЫ / РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна, Токарева Юлия Игоревна, Токарева Светлана Игоревна

Увеличение количества людей с инвалидностью в современном обществе и развитие гуманистических тенденций в государственной политике и общественной жизни привело к развитию в последние десятилетия инклюзивных проектов, направленных на создание условий для успешной позитивной социализации различных категорий граждан, реализации в полной мере всех прав, гарантированных им законодательством. Указанные процессы развиваются не только за рубежом, но и в России. При этом большая часть людей с инвалидностью сегодня проживает в специализированных учреждениях: взрослые - в психоневрологических интернатах (ПНИ), дети - в детских домах - интернатах для детей с умственной отсталостью и физическими нарушениями (ДДИ). Это ведет к обострению противоречия между необходимостью социокультурной адаптации, самореализации в трудовой деятельности и в быту людей с инвалидностью и отсутствием в учреждениях закрытого типа условий для формирования у них соответствующих компетенций. Вышесказанное актуализирует поиск новых моделей социализации людей с инвалидностью. Подобная модель создана и успешно функционирует в рамках проекта «Социополис», реализуемого на базе АНО «Благое дело». Автономная некоммерческая организация научно - практическое социально - педагогическое объединение «Благое дело» существует с 2005 г. Сегодня учреждение успешно решает целый комплекс задач, связанных с включением людей с инвалидностью в общество и защитой их прав и интересов. За 15 лет организацией была разработана новая стационарно - замещающая модель жизнеустройства людей с инвалидностью на территории Свердловской области. Этот опыт обобщен в проекте «Социополис». «Социополис» - это социальный комплекс на территории малого поселения, включающий сопровождаемое проживание, социальную и трудовую занятость, а также социокультурную адаптацию подростков и взрослых людей с инвалидностью. Он был задуман как многофункциональная площадка для социализации и инклюзии подростков, взрослых людей с инвалидностью и выпускников детских домов на территории муниципальных образований г. Новоуральска и п. Верх-Нейвинского. Помимо этого, «Социополис» представляет собой ресурсную модель партнерства НКО, органов местного самоуправления, региональных ведомств, направленную на организацию комплексного сопровождения людей с инвалидностью, в том числе с ментальной, как альтернативы стационарным учреждениям. В статье представлена технология социально - педагогического сопровождения людей с инвалидностью, реализуемая в рамках проекта «Социополис».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна, Токарева Юлия Игоревна, Токарева Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE FRAMEWORK OF THE SOCIOPOLIS PROJECT

The increase in the number of people with disabilities in modern society and the development of humanistic trends in public policy and public life have led to the development of inclusive projects in recent decades. They are aimed at creating conditions for the successful positive socialization of various categories of citizens and the full realization of all the rights guaranteed to them by law. These processes are developing not only abroad, but also in Russia. At the same time, most of the people with disabilities today live in specialized institutions: adults in psycho - neurological boarding schools, children in boarding schools for children with mental retardation and physical disabilities. This leads to an exacerbation of the contradiction between the need for socio - cultural adaptation, self - realization in work and in everyday life of people with disabilities and the lack of conditions in closed institutions for the formation of their respective competencies. The above makes the search for new models of socialization of people with disabilities actual. A similar model has been created and is successfully functioning within the framework of the Sociopolis project, which is being implemented on the basis of the Blagoe Delo organization. The Blagoe Delo autonomous non - profit organization scientific - practical social and pedagogical association has existed since 2005. Today, the institution successfully solves a whole range of problems related to the inclusion of people with disabilities in society and the protection of their rights and interests. For 15 years, the organization has developed a new hospital -substituting model of life for people with disabilities in the Sverdlovsk region. This experience is summarized in the Sociopolis project. Sociopolis is a social complex on the territory of a small settlement, which includes accompanied living, social and labor employment, as well as socio - cultural adaptation of teenagers and adults with disabilities. It was conceived as a multifunctional platform for the socialization and inclusion of teenagers and adults with disabilities and graduates of orphanages in the municipalities of Novouralsk and Verkh-Neyvinsky. In addition, Sociopolis is a resource model of partnership between the NPO, local government bodies and regional departments aimed at organizing comprehensive support for people with disabilities, including mental ones, as an alternative to stationary institutions. The article presents the technology of social and pedagogical support for people with disabilities, implemented within the framework of the Sociopolis project.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ ПРОЕКТА "СОЦИОПОЛИС"»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.013.42 DO110.26170/2079-8717_2021_01 _13

ББК Ч466.46 ГРНТИ 14.91 Код ВАК 13.00.01

Дорохова Татьяна Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: 70571@mail.ru

Токарева Юлия Игоревна,

руководитель образовательно-методического отдела, Автономная некоммерческая организация «Благое дело»; 624170, Россия, г. Екатеринбург, ул. Просвещения, 51А; e-mail: juswet@mail.ru

Токарева Светлана Игоревна,

методист, Автономная некоммерческая организация «Благое дело»; 624170, Россия, г. Екатеринбург, ул. Просвещения, 51А; e-mail: blagoedelo@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ ПРОЕКТА «СОЦИОПОЛИС»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-педагогические технологии; социально-педагогическое сопровождение; полипарадигмальный подход; инвалиды; работа с инвалидами; социально-педагогические проекты.

АННОТАЦИЯ. Увеличение количества людей с инвалидностью в современном обществе и развитие гуманистических тенденций в государственной политике и общественной жизни привело к развитию в последние десятилетия инклюзивных проектов, направленных на создание условий для успешной позитивной социализации различных категорий граждан, реализации в полной мере всех прав, гарантированных им законодательством. Указанные процессы развиваются не только за рубежом, но и в России. При этом большая часть людей с инвалидностью сегодня проживает в специализированных учреждениях: взрослые - в психоневрологических интернатах (ПНИ), дети - в детских домах-интернатах для детей с умственной отсталостью и физическими нарушениями (ДДИ). Это ведет к обострению противоречия между необходимостью социокультурной адаптации, самореализации в трудовой деятельности и в быту людей с инвалидностью и отсутствием в учреждениях закрытого типа условий для формирования у них соответствующих компетенций. Вышесказанное актуализирует поиск новых моделей социализации людей с инвалидностью. Подобная модель создана и успешно функционирует в рамках проекта «Социополис», реализуемого на базе АНО «Благое дело». Автономная некоммерческая организация научно-практическое социально-педагогическое объединение «Благое дело» существует с 2005 г. Сегодня учреждение успешно решает целый комплекс задач, связанных с включением людей с инвалидностью в общество и защитой их прав и интересов. За 15 лет организацией была разработана новая стационарно-замещающая модель жизнеустройства людей с инвалидностью на территории Свердловской области. Этот опыт обобщен в проекте «Социополис». «Социополис» - это социальный комплекс на территории малого поселения, включающий сопровождаемое проживание, социальную и трудовую занятость, а также социокультурную адаптацию подростков и взрослых людей с инвалидностью. Он был задуман как многофункциональная площадка для социализации и инклюзии подростков, взрослых людей с инвалидностью и выпускников детских домов на территории муниципальных образований г. Новоуральска и п. Верх-Нейвинского. Помимо этого, «Социополис» представляет собой ресурсную модель партнерства НКО, органов местного самоуправления, региональных ведомств, направленную на организацию комплексного сопровождения людей с инвалидностью, в том числе с ментальной, как альтернативы стационарным учреждениям.

В статье представлена технология социально-педагогического сопровождения людей с инвалидностью, реализуемая в рамках проекта «Социополис».

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Дорохова, Т. С. Социально-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью в рамках проекта «Социополис» / Т. С. Дорохова, Ю. И. Токарева, С. И. Токарева. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 105-111. -DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_13.

БЛАГОДАРНОСТИ: публикуется при поддержке Фонда президентских грантов, проект «Социополис - апробирование социального комплекса, включающего сопровождаемое проживание, трудо-занятость и культурную инклюзию подростков и взрослых людей с инвалидностью, в том числе выпускников детских домов», заявка № 20-2-006666.

Dorokhova Tatiana Sergeevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Tokareva Yulia Igorevna,

Head of Educational and Methodological Department, Autonomous Non-Profit Organization "Blagoe Delo", Ekaterinburg, Russia

Tokareva Svetlana Igorevna,

Methodist, Autonomous Non-profit Organization "Blagoe Delo", Ekaterinburg, Russia

SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE FRAMEWORK OF THE SOCIOPOLIS PROJECT

KEYWORDS: social and educational technologies; social and pedagogical support; polyparadigm approach; disabled people; work with disabled people; socio-pedagogical projects.

ABSTRACT. The increase in the number of people with disabilities in modern society and the development of humanistic trends in public policy and public life have led to the development of inclusive projects in recent decades. They are aimed at creating conditions for the successful positive socialization of various categories of citizens and the full realization of all the rights guaranteed to them by law. These processes are developing not only abroad, but also in Russia. At the same time, most of the people with disabilities today live in specialized institutions: adults in psycho-neurological boarding schools, children in boarding schools for children with mental retardation and physical disabilities. This leads to an exacerbation of the contradiction between the need for socio-cultural adaptation, self-realization in work and in everyday life of people with disabilities and the lack of conditions in closed institutions for the formation of their respective competencies. The above makes the search for new models of socialization of people with disabilities actual. A similar model has been created and is successfully functioning within the framework of the Soci-opolis project, which is being implemented on the basis of the Blagoe Delo organization. The Blagoe Delo autonomous non-profit organization scientific-practical social and pedagogical association has existed since 2005. Today, the institution successfully solves a whole range of problems related to the inclusion of people with disabilities in society and the protection of their rights and interests. For 15 years, the organization has developed a new hospital-substituting model of life for people with disabilities in the Sverdlovsk region. This experience is summarized in the Sociopolis project. Sociopolis is a social complex on the territory of a small settlement, which includes accompanied living, social and labor employment, as well as socio-cultural adaptation of teenagers and adults with disabilities. It was conceived as a multifunctional platform for the socialization and inclusion of teenagers and adults with disabilities and graduates of orphanages in the municipalities of Novouralsk and Verkh-Neyvinsky. In addition, Sociopolis is a resource model of partnership between the NPO, local government bodies and regional departments aimed at organizing comprehensive support for people with disabilities, including mental ones, as an alternative to stationary institutions. The article presents the technology of social and pedagogical support for people with disabilities, implemented within the framework of the Sociopolis project.

FOR CITATION: Dorokhova, T. S., Tokareva, Yu. I., Tokareva, S. I. (2021). Social and Pedagogical Support for People with Disabilities in the Framework of the Sociopolis Project. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 105-111. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_13.

ACKNOWLEDGMENTS: published with the support of the Presidential Grants Fund, the project "Sociopolis -testing a social complex, including accompanied accommodation, employment and cultural inclusion of adolescents and adults with disabilities, including graduates of orphanages", application No. 20-2-006666.

B1

С

(ведение. Согласно статистике, в ►Свердловской области на 1 декабря 2020 г. было зафиксировано 272 456 взрослых людей с инвалидностью [14]. Это значимая по численности и потенциалу демографическая группа, которая, с одной стороны, обладает теми же правами, что и другие группы населения, а с другой (в силу многочисленных факторов), не может в полной мере их реализовать. Так, большинство проживающих в Свердловской области людей с инвалидностью не работает и не обучается, трудоустроено только 15% из них. Лишь 6% людей рассматриваемой категории, способных вести активный образ жизни, имеют хобби, а 58% проводят время только за просмотром телепередач [8].

В особенности вышесказанное относится к людям с ментальной инвалидностью. В Свердловской области на сегодняшний день основным местом проживания людей с ментальной инвалидностью и сочетанными нарушениями являются стационарные организации социального обслуживания -

взрослые психоневрологические интернаты (ПНИ) и детские дома-интернаты для детей с умственной отсталостью и физическими нарушениями (ДДИ). В ПНИ Свердловской области по данным Министерства социальной политики Свердловской области на 31.12.2018 г. находились 7400 человек с психическими расстройствами. При этом большая часть людей, проживающих в данных учреждениях, дееспособны или ограниченно дееспособны, т. е. могут самостоятельно или при условии сопровождения реализовывать основные права, гарантированные им международными и российскими нормативно-правовыми документами. Данное противоречие может быть разрешено посредством реализации сопровождаемого проживания, т. е. формы жизнеустройства, которая дает возможность людям с инвалидностью жить в условиях дома или близких к нему под наблюдением специалистов, деятельность которых направлена на формирование у них умений самостоятельной жизни, раскрытие собственного потенциала и перенесения по-

© Дорохова Т. С., Токарева Ю. И., Токарева С. И., 2021

лученных в ходе обучения умений в повседневную жизнь [5, с. 232].

Однако данная модель социализации людей с инвалидностью является экспериментальной. В Свердловской области она реализуется в рамках проекта «Социополис» на базе АНО «Благое дело». Это актуализирует проблему поиска и исследования новых социально-педагогических технологий включения людей с инвалидностью в социум.

На основе поставленной проблемы цель данного исследования можно определить как поиск, описание и обоснование социально-педагогических технологий реализации процесса сопровождаемого проживания людей с инвалидностью.

По мнению исследователей (М. А. Гала-гузова, Ю. Н. Галагузова, В. И. Загвязин-ский, О. А. Селиванова и др.), социально-педагогическая технология представляет собой интегративную разновидность социальной и педагогической технологии и характеризуется такими признаками, как:

«— концептуальность - опора на определенную научную концепцию;

- системность - обладание всеми признаками системы;

- экономичность - оптимизация труда специалистов (социального педагога, социального работника, психолога и т. д.) за счет применения технологии;

- алгоритмизируемость - возможность пооперационного детального разделения общего процесса деятельности на составляющие его части, этапы;

- корректируемость деятельности;

- воспроизводимость;

- гарантированность достижения целей» [10, с. 215-216].

Исходя из этого, социально-педагогические технологии можно рассматривать как «оптимально подобранный комплекс социальных и педагогических средств (методов, приемов и т. д.) и алгоритм их применения для решения или предотвращения проблем в социализации личности или социальной группы» [11, с. 23].

Одной из комплексных социально-педагогических технологий является сопровождение, которое предполагает взаимодействие специалиста (психолога-педагога, де-фектолога и др. специалистов) и людей с инвалидностью в процессе их социализации (усвоения индивидом позитивного социально-значимого опыта, трансформации данного опыта в соответствии со своими особенностями; адаптации индивида к социуму, успешной позитивной самореализации на основе усвоенного социально-значимого опыта; трансформации социума посредством активного воздействия личности на него), реализуемое поэтапно и выполняющее це-

левую, прогностическую, диагностическую, социально-технологическую, контрольную и корректирующую функции [12, с. 36].

Теория и методология исследования. Теоретической основой исследования являются взгляды ученых на социально-педагогическую деятельность. В современной отечественной теории социальной педагогики сосуществуют две парадигмы социально-педагогической деятельности, уходящие своими корнями в дискуссию по поводу объекта и предмета социальной педагогики, развернувшейся среди немецких ученых второй половины XIX в.: парадигма помощи и парадигма предупреждения. Парадигма помощи предполагает направленность социально-педагогической деятельности на оказание помощи и поддержки категориям населения, испытывающим трудности в социализации. Парадигма предупреждения характеризует социально-педагогическую деятельность как комплекс мер по созданию условий для успешной позитивной социализации любого человека, предотвращение возникновения трудностей в социализации различных категорий людей, в том числе с инвалидностью.

Первая точка зрения созвучна с мнением по поводу социальной педагогики К. Ма-гера, а впоследствии П. Наторпа, вторая -Ф. А. Дистервега. Фактически, эти мнения сформировались как реакция на проблемы, возникшие во второй половине XIX в. в немецком обществе. Так, промышленный переворот, вызвавший активную миграцию населения в города и неготовность городов обеспечить всех переселившихся работой и жильем, привел к росту в немецком обществе беспризорности, безнадзорности и, как следствие, уровня девиаций среди детей и подростков. Данные проблемы побудили Ф. А. Дистервега рассматривать социальную педагогику (в частности социально-педагогическую деятельность) в качестве средства их разрешения [4]. В свою очередь, К. Магера, как впоследствии и П. Наторпа, сложившиеся условия побудили задуматься о необходимости профилактики отклоняющегося поведения в первую очередь детей и подростков, а также и всех остальных возрастных категорий. Эту проблему, по их мнению, должна была также разрешить социальная педагогика [7]. Указанные проблемы и определили зарождение и генезис теории социальной педагогики.

При этом, на наш взгляд, несмотря на различия, противоречивости в представленных позициях нет, что связано с общим признаком объекта и предмета социальной педагогики. Этим признаком является социальность. Как известно, понятие «общество» (как и явление, стоящее за ним) является чрезвы-

чайно сложным и многоплановым. Так, американский социолог Э. Шилз, характеризуя общество с макросоциологических позиций, выделил около ста его признаков [15, с. 341359]. Исходя из этого, первая и вторая позиции могут рассматриваться как общая и частная. Действительно, создавая условия для успешной позитивной социализации личности, социальные педагоги ориентируются и на ситуацию «нормы», и отклонения от нее, используя при этом различные социально-педагогические технологии.

Исходя из вышесказанного, методологической основой данного исследования является полипарадигмальный подход, позволяющий в качестве компонентов социально-педагогической деятельности выделять:

- деятельность по повышению уровня социокультурной, трудовой, бытовой адаптации человека с инвалидностью посредством личностного развития;

- деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, культурной, психологической);

- деятельность по социокультурной реабилитации и реадаптации людей с инвалидностью;

- посредническую деятельность во взаимоотношениях людей с инвалидностью со средой, продиктованную интересами их социально-культурного становления и развития [1, с. 195].

Описание и результаты исследования. В современном обществе практически сформирован запрос на развитие и широкое внедрение стационарно-замещающих технологий в отношении людей с инвалидностью. Примером реализации таких технологий является социально-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью в социальном комплексе «Социополис», включающем сопровождаемое проживание малыми группами, трудозанятость, социокультурную адаптацию и инклюзию людей с инвалидностью, которое помогает им стать активными и продуктивными членами общества. Одновременно подобный комплекс служит импульсом для развития территории муниципалитета, создания доступной среды, удержания в поселке молодежи, профилактики безработицы и асоциального поведения.

В основе сопровождения положены следующие принципы:

- уважение достоинства человека с инвалидностью;

- сотрудничество и равноправные отношения с работниками с инвалидностью;

- направленность воздействия не на преодоление отдельного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования личности в целом;

- экстрабилити, т. е. выявление и стиму-

лирование у человека индивидуальных особенностей, которые позволяют ему успешно социализироваться [5, с. 233], и создание условий для развития этих способностей и использования в процессе самореализации посредством концентрации на потенциале, а не на дефекте, развития слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики;

- учет личностных и эмоциональных особенностей людей с инвалидностью, их семейной ситуации, биографии и других факторов, влияющих на формирование высших психических функций;

- комплексность как рациональное и избирательное соединение всех необходимых видов (ре)абилитации, воздействие на эмоциональную, когнитивную, волевую и сенсомоторную сферы;

- гибкость и ситуативность;

- вовлечение, эмоциональное включение человека в различные виды социально значимой деятельности.

Ключевыми направлениями деятельности «Социополиса», ориентированными непосредственно на людей с инвалидностью, являются:

- организация социокультурной адаптации;

- организация социальной и трудовой занятости;

- организация сопровождаемого проживания.

Первое направление - организация социокультурной адаптации - предусматривает психологическую помощь людям с инвалидностью посредством арт-терапии и совместного творчества, мотивацию к раскрытию собственных способностей, адаптацию к коллективу и сообществу, развитие творческих умений и навыков в конкретных видах искусства в творческих студиях, организацию совместной творческой деятельности людей с инвалидностью и без инвалидности в инклюзивных коллективах, демонстрацию итогов работы коллектива, содействие участию в фестивалях и конкурсах и распространение опыта, приобщение к культурным ценностям и создание культурных продуктов.

Искусство, как и любая творческая деятельность, помогает людям с инвалидностью «снять барьеры и запустить механизм самореализации», мотивирует их к раскрытию своих возможностей, позволяет обрести уверенность в своих силах. Творческая реабилитация в рамках проекта осуществляется посредством занятий в творческих студиях, в которых люди с инвалидностью поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, рисуют, участвуют в театральных постановках [13].

Второе направление - организация со-

циальной и трудовой занятости - предполагает:

- распространение информации о возможностях трудоустройства через службы занятости, администрацию муниципалитета, социальные сети и СМИ;

- проведение мотивационных встреч с учащимися школ, реализующих адаптированные образовательные программы, с взрослыми людьми с инвалидностью и их родителями;

- профориентационную деятельность;

- мотивационную работу и поддержку на этапе первичной адаптации в трудовом коллективе;

- обучение трудовым и ремесленным навыкам на рабочем месте или на курсах службы занятости;

- содействие в получении профессионального образования в специальных образовательных учреждениях;

- организацию социальной или трудовой занятости, стажировок на рабочих местах на открытом рынке, по возможности -трудоустройство.

При этом занятость людей с инвалидностью в рамках проекта «Социополис» может быть реализована в трех основных формах.

Трудотерапия и социальная занятость (трудотерапевтическая зона в мастерской). Она организуется для людей с глубокими или множественными нарушениями психического и интеллектуального развития, которые нуждаются в рабочем процессе для развития личностных и социальных навыков, сенсомоторных и психомоторных способностей. Для них необходимо создание специальных терапевтических условий для обучения простым трудовым навыкам, полноценного общения и творчества. Трудовая деятельность возможна под постоянным патронажем специалистов. На первом плане стоят трудотерапия и социально-трудовая адаптация. Стратегическая цель - переход на этап профессиональной ориентации и профессионализации в выполнении конкретных рабочих операций.

Трудовая занятость (предпрофессио-нальная зона в мастерской). Организуется для людей с инвалидностью, которые могут частично участвовать в производственной деятельности и оказании услуг, чаще на условиях договора подряда. Им необходимы защищенные рабочие условия с ограниченными, индивидуально адаптированными требованиями, психологическая поддержка. Они находятся на этапе обучения и развития способностей согласно технологии социального лифта. Профессиональная деятельность возможна в специальных условиях, при периодическом или регулярном сопровождении специалистом. На первом

плане - профессиональная ориентация и трудозанятость. Стратегическая цель -профессиональное обучение и/или переобучение, получение профессии.

Трудоустройство (профессиональная зона в мастерской). Трудоустраиваются люди с инвалидностью, которые уже имеют определенные профессиональные компетенции и высокий уровень мотивации. Это чаще всего люди, имеющие сохранный интеллект и какие-либо физические ограничения, прошедшие предварительное профессиональное обучение в наших мастерских либо за их пределами, испытывающие сложности с трудоустройством на открытом рынке труда. На первом плане - наращивание мастерства и профессионализм. Стратегическая цель - профессиональная работа в мастерской, помощь мастеру, наставничество либо трудоустройство на открытом рынке труда [9].

Все работники мастерских, независимо от их способностей и особенностей, принимают участие в изготовлении продукции.

Третье направление организации сопровождаемого проживания включает отбор участников сопровождаемого проживания, их подготовку и мотивацию, формирование и развитие бытовых, социально-коммуникативных, досуговых навыков, обучение основам безопасности жизнедеятельности и основам финансовой грамотности в рамках учебного, тренировочного и частично самостоятельного проживания при постоянном, регулярном или периодическом сопровождении специалистами.

Как любая технология, социально-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью в рамках «Социополиса» осуществляется поэтапно. Этапы деятельности по каждому из описанных выше направлений похожи по своей сути и отражают прогрессию развития знаний, умений, навыков и личностных качеств людей с инвалидностью, их продвижение по ступеням социального лифта и деятельность сопровождающих специалистов.

- Подготовительный: информирование, первичная мотивация, прием, первичная диагностика.

- Мотивационно-адаптационный: вторичная мотивация и диагностика, адаптация.

- Пробно-ориентационный: (ре)абилитация, профориентация, выбор и пробы в мастерских, студиях, учебно-тренировочной квартире.

- Обучающе-развивающий: обучение, развитие навыков и способностей, образование.

- Поддерживающий: профессионализм, творчество, мастерство, частичная самостоятельность.

- Самостоятельная деятельность.

Эти этапы конкретизируются в зависимости от направления деятельности и предполагают предоставление всех предусмотренных законодательством видов услуг: социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала [6]. При этом специалистами используются преимущественно активные методы приобретения социальных знаний, умений и навыков, воздействующих, в том числе и на эмоционально-поведенческую сферу личности.

Оценочная деятельность направлена на определение успешности реализации социально-педагогической деятельности на каждом из названных этапов и реализуется посредством проведения мониторинга также поэтапно:

- определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений, разработка карт мониторинга;

- сбор мониторинговых данных с помощью методов наблюдения, опроса, тестовых ситуаций;

- анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принятие управленческих, методических, социально-педагогических решений по регуляции деятельности и дальнейшему

развитию.

Выводы. Таким образом, социально-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью в рамках социального комплекса «Социополис» дает людям с инвалидностью, в том числе с ментальной, возможность развивать свой творческий и личностный потенциал, быть не только зрителями и потребителями культуры, но и создателями инклюзивных культурных продуктов.

Кроме того, они получают работу в защищенных условиях, профессиональное сопровождение со стороны специалистов, возможность профориентации и обучения.

Модель «Социополиса» позволяет реа-лизовывать комплекс мероприятий постинтернатного сопровождения выпускников детских домов с последующим их полноценным включением в жизнь общества, помогает взрослым людям с инвалидностью приобрести навыки самостоятельной жизни и создает условия для частично автономного проживания в местах обычного проживания граждан.

Человек с инвалидностью получает возможность для самореализации, вносит вклад в культурную и экономическую жизнь общества, восстанавливает социальный статус, достигает определенного уровня социальной, материальной и духовной независимости, становится полноправным членом общества, сохраняя при этом возможность индивидуального пути развития и участия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева, Л. А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи / Л. А. Беляева, М. А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. - Екатеринбург : Изд-во «СВ-96», 1998. - Вып. 3. - С. 185-196.

2. Богуславский, М. В. Научно-педагогические парадигмы: история и современность / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. - М. :

итпимио, 1994. - т. 1. - с. 113-137.

3. Галагузова, М. А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект : монография / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова. -М. : ВЛАДОС, 2010. - 254 с.

4. Дистервег, Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения / Ф. А. В. Дистервег. - М. : Учпедгиз, 1956. - 374 с.

5. Дорохова, Т. С. Методологические основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова, П. Хольм // Педагогическое образование и наука. -2020. - № 6. - С. 230-235.

6. Конвенция о правах инвалидов : резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 23.12.2020). - Текст : электронный.

7. Наторп, П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе общности / П. Наторп ; пер. А. А. Громбаха с 3 доп. нем. изд. - СПб. : О. Богданова, 1911. - 360 с.

8. Росстат. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/ # (дата обращения: 23.12.2020). - Текст : электронный.

9. Симакова, В. И. Возможности триального метода в социокультурной инклюзии людей с инвалидностью / В. И. Симакова // Социокультурная инклюзия: теория, практика, искусство : сб. науч. тр. Между-нар. круглого стола «Арт-терапевтические технологии как инструмент инклюзии» (Верх-Нейвинский, 4-5 июня 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2019. - С. 7-10.

10. Социальная педагогика : учеб. для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. -М. : Юрайт, 2012. - 405 с.

11. Социально-педагогическая деятельность в образовательных организациях : учебно-метод. пособ. / Ю. Н. Галагузова [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Ю. Н. Галагузовой. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 204 с.

12. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект : моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : Издательский дом «Ажур», 2015. - 224 с.

13. Токарева, С. И. Доступный формат создаем вместе / С. И. Токарева, Ю. И. Токарева // Социокультурная инклюзия: сборник социальных проектов преподавателей, студентов, сотрудников государственных и некоммерческих организаций, инициативных групп : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2020. - С. 6-12.

14. Численность инвалидов по группе инвалидности в разрезе субъектов РФ. - Текст : электронный // Федеральный реестр инвалидов. - URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost/chislennost-po-gruppam?territory=1 (дата обращения: 23.12.2020).

15. Шилз, Э. Общество и общества: макросоциологический подход / Э. Шилз // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / под ред. Т. Парсона. - М. : Прогресс, 1972. - С. 392.

REFERENCES

1. Belyaeva, L. A., Belyaeva, M. A. (1998). Kategorii «sotsial'naya rabota» i «sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost'» v ikh vzaimosvyazi [Categories "social work" and "social and pedagogical activity" in their relationship]. In Galaguzova, M. A. (Ed.). Ponyatiinyi apparat pedagogiki i obrazovaniya: sb. nauch. tr. Ekaterinburg, Izdatel'stvo «SV-96». Issue 3, pp. 185-196.

2. Boguslavsky, M. V., Kornetov, G. B. (1994). Nauchno-pedagogicheskie paradigmy: istoriya i sovremen-nost' [Scientific and pedagogical paradigms: history and modernity]. In Sovremennye problemy istorii obrazovaniya i pedagogicheskoi nauki. Moscow, ITPiMIO. Vol. 1, pp. 113-137.

3. Galaguzova, M. A., Galaguzova, Yu. N. (2010). Integrativno-differentsirovannaya professional'naya podgotovka spetsialistov sotsial'noi sfery: nauchno-prakticheskii aspekt [Integratively and differentiated professional training of specialists in the social sphere: scientific and practical aspect]. Moscow, VLADOS. 254 p.

4. Disterveg, F. A. V. (1956). Izbrannyepedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical writings]. Moscow, Uchpedgiz. 374 p.

5. Dorokhova, T. S., Galaguzova, Yu. N., Kholm, P. (2020). Metodologicheskie osnovaniya realizatsii so-provozhdaemogo prozhivaniya lyudei s invalidnost'yu [Methodological grounds for the implementation of accompanied accommodation for people with disabilities]. In Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. No. 6, pp. 230-235.

6. Konventsiya o pravakh invalidov: rezolyutsiya 61/106 General'noi Assamblei OON ot 13 dekabrya 2006 goda [Convention on the Rights of Persons with Disabilities: UN General Assembly Resolution 61/106 of 13 December 2006]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (mode of access: 23.12.2020).

7. Natorp, P. (1911). Sotsial'naya pedagogika: Teoriya vospitaniya voli na osnove obshchnosti [Social pedagogy: A theory of community-based will education] / transl. by A. A. Grombakh from 3rd edition. Saint Petersburg, O. Bogdanova. 360 p.

8. Rosstat [Rosstat]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/disabilities/# (mode of access: 23.12.2020).

9. Simakova, V. I. (2019). Vozmozhnosti trial'nogo metoda v sotsiokul'turnoi inklyuzii lyudei s invalidnost'yu [Possibilities of the trial method in the social and cultural inclusion of people with disabilities]. In Galaguzova, Yu. N. (Ed.). Sotsiokul'turnaya inklyuziya: teoriya, praktika, iskusstvo: sb. nauch. tr. Mezhdunar. kruglogo stola «Art-terapevticheskie tekhnologii kak instrument inklyuzii» (Verkh-Neivinskii, 4—5 iyunya 2019 g.). Ekaterinburg pp. 7-10.

10. Zagvyazinsky, V. I., Selivanova, O. A. (2012). Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Yur-ait. 405 p.

11. Galaguzova, Yu. N. et al. (2017). Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' v obrazovatel'nykh organi-zatsiyakh [Social and pedagogical activity in educational organizations] / ed. by Yu. N. Galaguzova. Ekaterinburg. 204 p.

12. Galaguzova, M. A., Galaguzova, Yu. N., Dorokhova, T. S. et al. (2015). Sotsial'no-pedagogicheskoe so-provozhdenie detei gruppy riska: regional'nyi aspekt [Social and pedagogical support of children at risk: regional aspect] / ed. by M. A. Galaguzova. Moscow, Izdatel'skii dom «Azhur». 224 p.

13. Tokareva, S. I., Tokareva, Yu. I. (2020). Dostupnyi format sozdaem vmeste [We create an accessible format together]. In Galaguzova, Yu. N. (Ed.). Sotsiokul'turnaya inklyuziya: sbornik sotsial'nykh proektov prepo-davatelei, studentov, sotrudnikov gosudarstvennykh i nekommercheskikh organizatsii, initsiativnykh grupp: uchebno-metodicheskoe posobie. Ekaterinburg, pp. 6-12.

14. Chislennost' invalidov po gruppe invalidnosti v razreze sub"ektov RF [Number of people with disabilities by group of disability in the context of RF subjects]. In Federal'nyi reestr invalidov. URL: https://sfri.ru/ analitika/chislennost/chislennost/chislennost-po-gruppam?territory=1 (mode of access: 23.12.2020).

15. Shilz, E. (1972). Obshchestvo i obshchestva: makrosotsiologicheskii podkhod [Society and societies: mac-rosociological approach]. In Parson, T. (Ed.). Amerikanskaya sotsiologiya: perspektivy, problemy, metody. Moscow, Progress, p. 392.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.