ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 364.26 DO110.26170/po20-06-27
ББК С993 ГРНТИ 14.91 Код ВАК 13.00.01
Дорохова Татьяна Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Галагузова Юлия Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Хольм Петер,
магистр естественных наук, руководитель международных проектов, Институт социальной терапии - Ассоциация лечебной педагогики и социальной терапии стран Северной Европы (Норвегия, Берген); e-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сопровождаемое проживание; работа с инвалидами; инвалиды; социальная помощь; социальная поддержка; инклюзии; аксиологический подход; антропологический подход; гуманистический подход; системно-деятельностный подход; личностно-ориентированный подход; комплексный подход; триальный метод.
АННОТАЦИЯ. Современный этап развития российского общества характеризуется актуализацией идей гуманизма, равноправия, толерантности, что, в свою очередь, является условием внедрения инклюзии в различные сферы общественной жизни. Однако анализ научной литературы и социальной практики позволяет говорить, что, несмотря на распространение идей инклюзии, единства по поводу понимания ее сущности, содержания, границ, условий и методов реализации нет ни среди ученых, ни среди практиков. В силу этого возникает необходимость обоснования методологических подходов к внедрению инклюзии, в частности в отношении людей с инвалидностью. Традиционным для нашей страны являлся нормативный подход социальной помощи и поддержки людям с инвалидностью, который предполагал оказание им медицинской помощи, экономической поддержки, помещения в стационарные учреждения (изоляционистский характер социально-педагогической деятельности). Фактически, формально оставаясь гражданами, люди с инвалидностью в реальности оставались лишенными большинства своих гражданских прав. Инклюзия предполагает максимальное, в соответствии с возможностями здоровья, включение данной категории граждан в общественную жизнь. Реализовать это возможно при условии организации и реализации процесса сопровождаемого проживания.
Данная идея социальной поддержки людей с инвалидностью для нашей страны является новой, поэтому требует детальной разработки методологических оснований ее реализации. На данный момент разработка и апробация указанной модели осуществляется в рамках проекта «Социополис» некоммерческой организацией «Благое дело» совместно с экспертной группой преподавателей кафедры педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педагогического университета. В качестве методологических оснований для модели сопровождаемого проживания были выбраны две группы подходов: теоретические (антропоцентрический, феноменологический, гуманистический) и технологические (системно-деятельностный, личностно-ориентированный и триальный методы). Названные подходы описываются в данной статье, раскрывается связь между ними, обосновывается полипарадигмальный характер методологии инклюзивной деятельности.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Дорохова, Т. С. Методологические основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова, П. Хольм. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 230-235. - DOI: 10.26170/po20-06-27.
БЛАГОДАРНОСТИ: публикуется при поддержке Фонда президентских грантов, проект «Социополис - апробирование социального комплекса, включающего сопровождаемое проживание, трудо-занятость и культурную инклюзию подростков и взрослых людей с инвалидностью, в том числе выпускников детских домов». Заявка № 20-2-006666.
Dorokhova Tatiana Sergeevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Galaguzova Yuliya Nikolaevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Holm Peter,
Master of Science, International Project Manager, Institute for Social Therapy - Nordic Association for Curative Pedagogy and Social Therapy, Bergen, Norway
METHODOLOGICAL BASES FOR THE IMPLEMENTATION OF ASSISTED LIVING OF PERSONS WITH DISABILITIES
KEYWORDS: accompanied accommodation; work with disabled people; disabled people; social help; social support; inclusion; axiological approach; anthropological approach; humanistic approach; systemic activity approach; personality-oriented approach; A complex approach; trial method.
ABSTRACT. The modern stage of development of Russian society is characterized by the actualization of the ideas of humanism, equality, and tolerance, which, in turn, is a condition for the introduction of inclusion in various spheres of public life. However, an analysis of scientific literature and social practice allows us to say that, despite the spread of the ideas of inclusion, there is no unity about understanding its essence, content, boundaries, conditions and methods of implementation either among scientists or among practitioners. Because of this, it becomes necessary to substantiate methodological approaches to the introduction of inclusion, in particular, in relation to people with disabilities. Traditional for our country was the normative approach of social assistance and support to people with disabilities, which involved providing them with medical assistance, economic support, placement in inpatient institutions (the isolationist nature of social and educational activities). In fact, while formally remaining citizens, people with disabilities in reality remained deprived of most of their civil rights. Inclusion presupposes the maximum insertion of this category of citizens in public life in accordance with their health opportunities. This can be realized by introducing the social practice of assisted living. This model of social support for people with disabilities is new for our country; therefore, it requires a detailed development of methodological grounds for its implementation. At the moment, the development and testing of this model is carried out within the framework of the Sociopolis project by the "Blagoye Delo" non-profit organization together with an expert group of teachers of the Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies of the Ural State Pedagogical University. Two groups of approaches were chosen as methodological grounds for the model of assisted living: theoretical (anthropocentric, phenome-nological and humanistic) and technological (system-activity, personality-oriented and triune method). These approaches are described in this article, the connection between them is revealed, the polyparadig-matic nature of the methodology of inclusive activity is substantiated.
FOR CITATION: Dorokhova, T. S., Galaguzova, Yu. N., Holm, P. (2020). Methodological Bases for the Implementation of Assisted Living of Persons with Disabilities. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 230-235. DOI: 10.26170/po20-06-27.
ACKNOWLEDGMENTS: published with the support of the Presidential Grants Fund, the project "Sociopolis is testing a social complex, including accompanied accommodation, employment and cultural inclusion of adolescents and adults with disabilities, including graduates of orphanages". Application No. 20-2-006666.
Постановка проблемы и обос- сознания на фоне отказа от моноидеоло-
нование актуальности. В по- гичности, развития идей толерантности [1].
следние годы в России, как и в мире, наблю- В научной литературе появились исследо-
дается тенденция к увеличению числа людей вания, посвященные проблемам внедрения
с инвалидностью. Так, на сегодняшний день инклюзии в различные сферы обществен-
в мире их насчитывается около 15% от обще- ной жизни. В частности, вопросы:
го числа населения [14, с. 7]. Фактически они - инклюзивного образования изучают-
представляют собой довольно многочис- ся в трудах Г. Я. Гревцовой, Т. Г. Зубаревой,
ленную группу, обладающую, согласно Р. А. Литвак, Н. М. Назаровой, Е. Р. Ярской-
международному законодательству, теми Смирновой и др.;
же правами, что и другие группы. Однако - инклюзивного взаимодействия пред-
реализовать данные права в полной мере ставлены в работах К. В. Баранникова,
они не могут. Этому препятствуют различ- М. А. Галагузовой, И. А. Филатовой, К. В. Ве-
ные факторы. Одним из таких факторов яв- ретенниковой и др.
ляется традиционное отношение к данной Это актуализирует проблему поиска некатегории людей как к «страдающим», «бо- традиционных форм включения людей с леющим», «нуждающимся в помощи и под- инвалидностью в социум, а также исследо-держке»; боязнь ответственности и отказ от вания методологических оснований данной детей, рожденных с патологией с последу- деятельности. Одной из таких форм являет-ющим помещением их на воспитание в спе- ся сопровождаемое проживание циализированные учреждения, что факти- Формулировка цели исследования, чески свидетельствует о преобладании изо- вытекающей из поставленной пробле-ляционистского подхода к социально- мы - обосновать методологические подходы к педагогической деятельности с ними. реализации процесса сопровождаемого про-Однако, начиная с 90-х гг. XX в., Россия живания людей с ментальной инвалидностью. вступила на путь модернизации, что сопро- Под сопровождаемым проживанием в вождалось демократизацией общественного данной статье понимается форма жиз-
© Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н., Хольм П., 2020
неустройства, которая дает возможность людям с инвалидностью жить не в стационарных учреждениях, а в условиях дома или в условиях близких к нему под наблюдением специалистов, задачей которых является формирование умения самостоятельной жизни, раскрытие у людей с инвалидностью собственного потенциала взрослого человека и перенесения полученных навыков, приобретенных в ходе обучения, в повседневную жизнь.
Сопровождаемое проживание является альтернативой социализации людей с инвалидностью в условиях специализированных учреждений закрытого типа. Оговоримся, что понятие «социализация» употребляется в статье в значении «включение индивида в социум, результатом чего является становление личности». Этот процесс состоит из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных подпроцессов:
- усвоения индивидом позитивного социально значимого опыта, а также трансформации данного опыта в соответствии со своими особенностями;
- адаптации индивида к социуму, а также успешной позитивной самореализации на основе усвоенного социально значимого опыта;
- трансформации социума посредством активного воздействия личности на него.
Подобное понимание феномена социализации предполагает необходимость создания для индивида условий, в которых будут:
- учитываться его индивидуальные особенности;
- положены в основу принципы системности и комплексности, предполагающие взаимосвязь различных форм, методов, средств и содержания социально-педагогической деятельности;
- использоваться активные и интерактивные методы обучения, воспитания, развития, позволяющие включаться в различные виды социально-значимой деятельности.
Вышесказанное определяет методологические основания, с позиции которых необходимо выстраивать процесс сопровождаемого проживания людей с инвалидностью.
Методология и методы исследования. Для выявления методологических оснований процесса сопровождаемого проживания были выбраны теоретические (аксиологический, гуманистический, антропоцентрический) и технологические подходы (систем-но-деятельностный, личностно-ориенти-рованный и комплексный), а также применены теоретические методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, аналогия.
Следует отметить, что методологию социально-педагогических исследований (по аналогии с методологией педагогики) понимают в широком смысле как систему
принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе, и в узком смысле - как учение о принципах построения, формах и способах конкретной научно-познавательной деятельности [9; 10]. Это указывает, что в структуре методологии социальной педагогики как целостного явления можно выделить два уровня:
- теоретический, включающий базовые, исходные концептуальные положения, идеи и принципы, которые выступают гносеологической основой исследовательской деятельности, осуществляемой с позиций и в рамках используемого подхода, являются ядром ее содержания;
- деятельностный (технологический), который обеспечивает выработку и применение в процессе исследования целесообразных методов ее осуществления, адекватных концептуально-ориентированному содержанию деятельности [3].
Исходя из этого, методологические основания сопровождаемого проживания людей с инвалидностью можно рассматривать как двухуровневую систему, включающую теоретические подходы (аксиологический, гуманистический, антропоцентрический), позволяющие обосновать концептуальные положения, принципы, содержание сопровождаемого проживания; технологические подходы (системно-деятельностный, лич-ностно-ориентированный и комплексный), определяющие круг методов и средств, используемых для его успешной реализации.
Анализ последних исследований и публикаций. Ключевым понятием аксиологического подхода является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения. Данное понятие является одним из основополагающих в философской науке и при этом имеет сложную смысловую направленность и многомерную классификацию. В классификации педагогических ценностей, в контексте исследуемой проблемы особенно значимыми являются ценности гуманистические, такие как человек, детство, уникальность и индивидуальность личности, развитие человека, самореализация личности и т. д. [4, с. 132]. Таким образом, аксиологический подход представляет собой систему гуманистических принципов.
В современном понимании гуманизм представляет собой систему воззрений, исторически детерминированных и основанных на признании первостепенной значимости человека, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; принципов справедливости и человечности в качестве определяющих норм отношений
между людьми [7, с. 108]. Данный подход сегодня является основополагающим в педагогике и образовании, что подтверждается нормативными документами, регулирующими данную сферу деятельности. В частности, в законе «Об образовании в Российской Федерации» среди фундаментальных принципов заявлен гуманистический характер образования, предполагающий приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения [8].
Одним из основоположников антропологического (антропософского) подхода является Р. Штайнер. Согласно данному подходу, каждый человек индивидуален, неповторим, а его развитие - постепенная реализация внутренней программы саморазвития, присущей только ему [11]. Одним из своих важнейших открытий Р. Штайнер считал идеи о трех функциональных системах физиологического строения человека и их связи с тремя видами деятельности души - мышлением, чувствами и волей (познанием, эмоциями, поведением). Данная позиция опирается на феноменологический подход и вписывается в концепцию о «тройственной природе человека», идеи которой прослеживаются в наследии Ш. Монтескье (модель разделения трех ветвей государственной власти как основы гражданского общества), И. Г. Песталоцци (учение «головой, рукой и сердцем») [16, с. 8-9].
Таким образом, теоретические подходы к сопровождаемому проживанию людей с инвалидностью определяют фундаментальные ценности и принципы рассматриваемой деятельности. В частности, к ведущим ценностям сопровождаемого проживания можно отнести жизнь и здоровье человека, его уникальность, значимость любого человека для общества. Среди принципов следует выделить:
- уважение достоинства человека;
- концентрация на потенциале, а не на дефекте;
- равноправие и сотрудничество.
Выделенные теоретические подходы
непосредственно связаны с технологическими. Так, личностно-ориентированный подход базируется на тех же ценностях и принципах, что и антропоцентрический и гуманистический. Однако он, в первую очередь, акцентирует внимание на способах реализации деятельности (в нашем случае, сопровождаемого проживания). Следует отметить, что личностно-ориентированный подход часто рассматривают как идентичный индивидуальному. Между тем, на наш взгляд, между ними есть как сходства, так и существенные отличия. Общим для них является акцентуация на особенностях (уникальности, неповторимости) личности со-
провождаемого. Между тем, личностный подход (исходя из содержания самого понятия «личность») призван использовать потенциал индивида и окружающей его социокультурной среды для успешной социализации, т. е. данный подход аккумулирует в себе как индивидуалистические, так и социальные установки.
Интересно в данном контексте рассмотреть принцип экстрабилити, который в последнее время активно изучается в социально-педагогической науке и практике. Понятие «экстрабилити» возникло как антоним понятия инвалидность (англ. disability) и дословно переводится как «сверхспособности», которые появляются и развиваются у человека в ответ на те или иные проблемы в социализации (например, инвалидность), становясь конкурентными преимуществами людей с инвалидностью [5]. В рамках лич-ностно-ориентированного подхода принцип экстрабилити предполагает выявление и стимулирование у человека индивидуальных особенностей, которые позволяют ему успешно социализироваться, создание условий для развития этих способностей и использования в процессе самореализации.
Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психолого-педагогические условия и механизмы процесса социализации, структуру социально-педагогической деятельности с людьми с инвалидностью, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося общества. Он предполагает использование активных и интерактивных форм, методов и приемов социально-педагогического сопровождения людей с инвалидностью, которые связаны между собой, влияют друг на друга, зависят друг от друга.
Комплексный подход применительно к сопровождаемому проживанию людей с инвалидностью, с одной стороны, коррелируется с си-стемно-деятельностным, а с другой - с антропологическим. Речь идет об использовании в рамках социально-педагогической деятельности с людьми с инвалидностью так называемого три-ального метода. Данный метод предполагает комплексный подход к обучению с интеграцией:
- теории (обучение);
- практики (профессиональная деятельность в ремесленных мастерских);
- искусства (применение арт-терапевтических методик, привлечение к участию в театральной, музыкальной, танцевальной студиях) [15].
С позиций триального метода искусство, ремесло и обучение являются инструментами, дающими понимание постижимо-сти, осмысленности и управляемости жизни, пробуждают в людях с инвалидностью собственную активность, стремление к са-
мореализации, а также способствуют формированию чувства взаимосвязи, стремления к взаимодействию [12, с. 16].
В рамках проекта «Социополис» в АНО «Благое дело» созданы:
- обучающие курсы, в том числе тренировочные квартиры по сопровождаемому проживанию, где люди с инвалидностью учатся жить максимально самостоятельно (насколько позволяет нозология);
- восемь ремесленных мастерских (деревообрабатывающая, керамическая, изготовления бумаги, швейная, свечная, аграрная, дизайнерская, мастерская шерсти и фетра), в которых в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями человека осуществляется практическая деятельность людей с инвалидностью, что позволяет им не только профессионально самореализовываться, но и осознавать свою социальную значимость;
- пять творческих мастерских (студий), в которых люди с инвалидностью поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, рисуют, участвуют в театральных постановках [12, с. 16].
В рамках проекта «Социополис» специалистами используются преимущественно активные методы приобретения социальных знаний, умений и навыков, воздействующих, в том числе и на эмоционально-поведенческую сферу личности. В то же время, участие в проекте людей с разными ви-
дами инвалидности и людей без инвалидности способствует их сближению, стимулирует диалог между ними, создает условия для инклюзивного взаимодействия, которое, в свою очередь, рассматривается исследователями как результативное средство социально-педагогической деятельности [6, с. 375].
Таким образом, в основе технологических подходов лежат принципы:
- открытости учреждения;
- комплексности услуг;
- системности и активности в организации помощи.
Выводы. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о полипарадиг-мальном характере методологии сопровождаемого проживания людей с инвалидностью, так как предполагается сочетание как минимум двух парадигм [2]:
- социально-ориентированной: акцентуация на значимости для общества каждого человека, необходимости создания условий для усвоения каждым человеком социально-значимого опыта, инклюзивном взаимодействии;
- индивидуально-ориентированной: акцентуация на приоритете гуманистических ценностей, прав и свобод человека; индивидуальных особенностях, уникальности, неповторимости каждого человека как условии его успешной социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богуславский, М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии / М. В. Богуславский. -М. : ФГНУ ИТИП РАО ; Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.
2. Богуславский, М. В. Полипарадигмальный подход в контексте определения понятия «социальное воспитание» / М. В. Богуславский, Т. С. Дорохова / / Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная монография / отв. ред. М. А. Галагузова, В. М. Полонский. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - Вып. 11. - С. 136-143.
3. Галагузова, М. А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект : монография / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова. -М. : ВЛАДОС, 2010. - 254 с.
4. Галагузова, Ю. Н. Профессиональная подготовка педагогов в контексте аксиологического подхода / Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова / / Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 6. - С. 129-133.
5. Дорохова, Т. С. Полипарадигмальный подход в социальной педагогике XX - начала XXI вв. / Т. С. Дорохова, Х. П. Хольм, В. И. Симакова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2018. - Т. 12, № 3. - С. 45-50.
6. Дунганова, Д. Э. О месте понятия «инклюзивное взаимодействие» в социально--гуманитарных науках / Д. Э. Дунганова, Ю. Н. Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - Вып. 12. - С. 366-376.
7. Ершов, В. Л. Философские основы аксиологического подхода в образовании / В. Л. Ершов // Вестник СВФУ. - 2011. - Т. 8, № 3. - С. 108.
8. Закон «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения: 07.11.2020).
9. Коршунова, Н. Л. Понятие методологии педагогики: к уточнению определения / Н. Л. Коршунова // Методология педагогики: понятийный аспект : монографический сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - М. : Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2014. - Вып. 1. - С. 8-19.
10. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. - М. : Академия, 2005. - 256 с.
11. Назарова, Н. М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия : монография / Н. М. Назарова. - М. : Перо, 2018. - 240 с.
12. Симакова, В. И. Возможности триального метода в социокультурной инклюзии людей с инвалидностью / В. И. Симакова // Социокультурная инклюзия: теория, практика, искусство : сб. науч. тр. Между-нар. круглого стола «Арт-терапевтические технологии как инструмент инклюзии» (Верх-Нейвинский, 4-5 июня 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2019. - С. 7-10.
13. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект : монография / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : Издательский дом «Ажур», 2015. - 224 с.
14. Токарева, С. И. Доступный формат создаем вместе / С. И. Токарева, Ю. И. Токарева // Социокультурная инклюзия : сборник социальных проектов преподавателей, студентов, сотрудников государственных и некоммерческих организаций, инициативных групп : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2020. - С. 6-12.
15. Токарева, С. И. Соединение когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов как базовое условие обучения инклюзивному взаимодействию / С. И. Токарева, Ю. И. Токарева // Социокультурная инклюзия: теория, практика, искусство : сб. науч. тр. Междунар. круглого стола «Арт-терапевтические технологии как инструмент инклюзии» (Верх-Нейвинский, 4-5 июня 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2019. - С. 23-27.
16. Хольм, П. Триединая природа человека с антропологической точки зрения / П. Хольм // Социокультурная инклюзия: теория, практика, искусство : сб. науч. тр. Междунар. круглого стола «Арт-терапевтические технологии как инструмент инклюзии» (Верх-Нейвинский, 4-5 июня 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2019. - С. 7-10.
REFERENCES
1. Boguslavsky, M. V. (2012). Istoriya pedagogiki: metodologiya, teoriya, personalii [History of pedagogy: methodology, theory, personalities]. Moscow, FGNU ITIP RAO, Izdatel'skiy tsentr IET. 436 p.
2. Boguslavsky, M. V., Dorokhova, T. S. (2019). Poliparadigmal'nyy podkhod v kontekste opredeleniya po-nyatiya «sotsial'noe vospitanie» [Polyparadigm approach in the context of the definition of the concept of "social education"]. In Galaguzova, M. A., Polonskii, V. M. (Eds.). Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Ekaterinburg. Issue 11, pp. 136-143.
3. Galaguzova, M. A. Galaguzova, Yu. N. (2010). Integrativno-differentsirovannaya professional'naya podgotovka spetsialistov sotsial'noy sfery: nauchno-prakticheskiy aspekt [Integrative and differentiated professional training of social sphere specialists: scientific and practical aspect]. Moscow, VLADOS. 254 p.
4. Galaguzova, Yu. N., Dorokhova, T. S. (2013). Professional'naya podgotovka pedagogov v kontekste aksio-logicheskogo podkhoda [Professional training of teachers in the context of the axiological approach]. In Pedagog-icheskoe obrazovanie i nauka. No. 6, pp. 129-133.
5. Dorokhova, T. S., Holm, Kh. P., Simakova, V. I. (2018). Poliparadigmal'nyy podkhod v sotsial'noy pedagogike XX -nachala XXI vv. [The polyparadigm approach in social pedagogy of the XX - early XXI centuries]. In Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki. Vol. 12. No. 3, pp. 45-50.
6. Dunganova, D. E., Galaguzova, Yu. N. (2020). O meste ponyatiya «inklyuzivnoe vzaimodeystvie» v sotsi-al'no-gumanitarnykh naukakh [On the place of the concept of "inclusive interaction" in the social sciences and humanities]. In Galaguzova, M. A. (Ed.). Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya: sb. nauch. tr. Ekaterinburg. Issue 12, pp. 366-376.
7. Ershov, V. L. (2011). Filosofskie osnovy aksiologicheskogo podkhoda v obrazovanii [Philosophical foundations of the axiological approach in education]. In Vestnik SVFU. Vol. 8. No. 3, pp. 108.
8. Zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Law "On Education in the Russian Federation"]. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/ (mode of access: 07.11.2020).
9. Korshunova, N. L. (2014). Ponyatie metodologii pedagogiki: k utochneniyu opredeleniya [The concept of the methodology of pedagogy: to clarify the definition]. In Tkachenko, E. V., Galaguzova, M. A. (Eds.). Metodologiya pedagogiki: ponyatiynyy aspekt : monograficheskiy sb. nauch. tr. Moscow, Izdatel'skiy tsentr ANOO «IET». Issue 1, pp. 8-19.
10. Kraevskii, V. V. (2005). Obshchie osnovy pedagogiki [General foundations of pedagogy]. Moscow, Akad-emiya. 256 p.
11. Nazarova, N. M. (2018). Fenomenologiya sovmestnogo obucheniya: integratsiya i inklyuziya [The phenomenology of collaborative learning: integration and inclusion]. Moscow, Pero. 240 p.
12. Simakova, V. I. (2019). Vozmozhnosti trial'nogo metoda v sotsiokul'turnoy inklyuzii lyudey s invalid-nost'yu [Possibilities of the trial method in the social and cultural inclusion of people with disabilities]. In Gala-guzova, Yu. N. (Ed.). Sotsiokul'turnaya inklyuziya: teoriya, praktika, iskusstvo: sb. nauch. tr. Mezhdunar. kruglogo stola «Art-terapevticheskie tekhnologii kak instrument inklyuzii» (Verkh-Neyvinskiy, 4—5 iyunya 2019 g.). Ekaterinburg, pp. 7-10.
13. Galaguzova, M. A., Galaguzova, Yu. N., Dorokhova, T. S., et al. (2015). Sotsial'no-pedagogicheskoe so-provozhdenie detey gruppy riska: regional'nyy aspekt [Social and pedagogical support of children at risk: regional aspect] / ed. by M. A. Galaguzova. Moscow, Izdatel'skiy dom «Azhur». 224 p.
14. Tokareva, S. I., Tokareva, Yu. I. (2020). Dostupnyy format sozdaem vmeste [We create an accessible format together]. In Galaguzova, Yu. N. (Ed.). Sotsiokul'turnaya inklyuziya: sbornik sotsial'nykh proektov prepodavateley, studentov, sotrudnikov gosudarstvennykh i nekommercheskikh organizatsiy, initsiativnykh grupp: uchebno-metodicheskoe posobie. Ekaterinburg, pp. 6-12.
15. Tokareva, S. I., Tokareva, Yu. I. (2019). Soedinenie kognitivnogo, emotsional'nogo i povedencheskogo aspektov kak bazovoe uslovie obucheniya inklyuzivnomu vzaimodeystviyu [Connecting cognitive, emotional and behavioral aspects as a basic condition for learning inclusive interaction]. In Galaguzova, Yu. N. (Ed.). Sotsiokul'turnaya inklyuziya: teoriya, praktika, iskusstvo: sb. nauch. tr. Mezhdunar. kruglogo stola «Art-terapevticheskie tekhnologii kak instrument inklyuzii» (Verkh-Neyvinskiy, 4—5 iyunya 2019 g.). Ekaterinburg, pp. 23-27.
16. Holm, P. (2019). Triedinaya priroda cheloveka s antropologicheskoy tochki zreniya [The triune human nature from an anthropological point of view]. In Galaguzova, Yu. N. (Ed.). Sotsiokul'turnaya inklyuziya: teoriya, praktika, iskusstvo: sb. nauch. tr. Mezhdunar. kruglogo stola «Art-terapevticheskie tekhnologii kak instrument inklyuzii» (Verkh-Neyvinskiy, 4—5 iyunya 2019 g.). Ekaterinburg, pp. 7-10.