Научная статья на тему 'Методологические основания исследования социальной инклюзии лиц с инвалидностью'

Методологические основания исследования социальной инклюзии лиц с инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УРОВЕНЬ МЕТОДОЛОГИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ / SOCIAL INCLUSION / PERSONS WITH DISABILITIES / AND PSYCHO-SOCIAL CONDITIONS / STRATEGY OF SOCIAL INCLUSION / SCIENTIFIC RESEARCH / LEVELS OF METHODOLOGY / METHODOLOGICAL BASIS / SCIENTIFIC PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афонькина Ю.А.

В статье предложено рассмотрение проблемы социальной инклюзии лиц с инвалидностью в новом контексте: как процесса, обусловленного совокупностью внешних и внутренних факторов. Разрабатывается методология научных исследований проблемы социальной инклюзии лиц с инвалидностью с точки зрения психосоциальных условий самоактуализации данной категории граждан в разных социальных средах. Самоактуализация трактуется как механизм включения лиц с инвалидностью в социальные процессы, направленные на поддержание баланса социальных и личных интересов, общественных и личных ценностей. Такой подход позволит обеспечить переход от ситуативного решения социальных проблем лиц с инвалидностью к социальному конструированию условий для их самораскрытия как личности и индивидуальности, что может значительно повысить их абилитационный и реабилитационный потенциал, а также степень их участия в общественном воспроизводстве. Тем самым предложенная автором система методологических оснований может составить базу исследований проблем лиц с инвалидностью в новой научной парадигме, предполагающей актуализацию таких значимых аспектов социальной инклюзии, как побуждение к независимой жизни и проявление социальной субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis for research of disabled people’s social inclusion

The article describes a new context of problem ’s research of social inclusion of disabled people as a process conditioned by set internal and external determinants. The paper is devoted to the development problem of scientific researches methodology from the viewpoint of psychic and social conditions of these people self-actualization in different social spheres. Self-actualization is interpreted as a mechanism of disabled people ’s inclusion in social processes aimed at support of social and personal interests ’ balance, public and personal values. This approach allows transition from the problem ’s solution of social issues to social construction of conditions for their self-actualization as personality and individuality, and it can raise their habilitation and rehabilitation potential, and also their participation in social reproduction. This way, the offered system of methodological basis can form a base for problems ’ research of disabled people in a new scientific paradigm, which suggests actualization of social inclusion ’s significant aspects, as motive to independent life and manifestation of social subjectivity.

Текст научной работы на тему «Методологические основания исследования социальной инклюзии лиц с инвалидностью»

Ю.А. Афонькина, канд. психол. наук, доцент, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия, julia3141@rambler.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

В статье предложено рассмотрение проблемы социальной инклюзии лиц с инвалидностью в новом контексте: как процесса, обусловленного совокупностью внешних и внутренних факторов. Разрабатывается методология научных исследований проблемы социальной инклюзии лиц с инвалидностью с точки зрения психосоциальных условий самоактуализации данной категории граждан в разных социальных средах. Самоактуализация трактуется как механизм включения лиц с инвалидностью в социальные процессы, направленные на поддержание баланса социальных и личных интересов, общественных и личных ценностей. Такой подход позволит обеспечить переход от ситуативного решения социальных проблем лиц с инвалидностью к социальному конструированию условий для их самораскрытия как личности и индивидуальности, что может значительно повысить их абилитационный и реабилитационный потенциал, а также степень их участия в общественном воспроизводстве. Тем самым предложенная автором система методологических оснований может составить базу исследований проблем лиц с инвалидностью в новой научной парадигме, предполагающей актуализацию таких значимых аспектов социальной инклюзии, как побуждение к независимой жизни и проявление социальной субъектности. Ключевые слова: социальная инклюзия, лица с инвалидностью, психосоциальные условия, стратегии социальной инклюзии, научное исследование, уровень методологии, методологические основания, научные принципы.

Современное общество характеризуется усилением гуманистических тенденций, стремлением к достижению равноправия всех категорий граждан.

Важным аспектом создания устойчиво развивающегося общества является полноценное включение в социальную жизнь уязвимых групп населения, выступающих в качестве «нетипичных» субъектов, неспособных войти в значимые для их социализации связи, отношения и практики в сложившихся в обществе условиях1.

Одной их фундаментальных задач, стоящих перед отечественной наукой в современных условиях, является методологическое и инструментальное обеспечение

разработки и реализации стратегий социальной инклюзии лиц с инвалидностью, позволяющих в максимальной степени учитывать особенности их личности, проявляющиеся в потребности самоактулизации, социального самопредъявления. Все это вводит проблему инклюзии не только в социальное, но и в собственно человеческое измерение, связанное с учетом потребностей и интересов конкретного индивида, включенного в конкретные социальные среды, обеспечивающие его социальное функционирование и развитие.

Социальная инклюзия требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий, существенных изменений

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Социальная инклюзия требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий, существенных изменений общественного сознания и общественных институтов в направлении принятия и участия всех без исключения категорий населения.

общественного сознания и общественных дит самоактуализации лиц с инвалидностью, институтов в направлении принятия и уча- что позволит разрабатывать и использовать стия всех без исключения категорий населе- социально-технологические средства, обес-ния, поскольку процесс включения-исключе- печивающие их самоактуализацию.

Своеобразие современных социальных сред, обусловленное новыми общественными тенденциями инклюзии и интеграции, в которых происходит самоактуализация лиц с инвалидностью, определяет существование большого разнообразия типологических вариантов данного психосоциального процесса в зависимости от характера включенности и степени интегрированности в жизнь общества.

В конечном итоге, в реальной социальной действительности существуют и обостряются противоречия между потребностью лиц с инвалидностью в самоактуализации и теми регулятивными разрешениями и ограничениями, которые применяются к ним в обществе. Возникает необходимость разрешения комплекса противоречий, складывающихся в сфере социальной инклюзии лиц с инвалидностью, основное из которых заключается в том, что законодательно-правовым образом они наделены всей полнотой прав и свобод, но реально по-прежнему преобладают процессы их эксклюзии, оказываются неразработанными теоретические образы социальной инклюзии и практико-ори-ентированные индивидуализированные модели инклюзивных практик, обеспечивающих баланс как особых, так и общечеловеческих потребностей лиц с инвалидностью и социальных условий их удовлетворения.

Наличие и необходимость разрешения

ния зависит от сложных условий, являющихся результатом взаимодействия множества индивидуальных и социальных факторов.

Лица с инвалидностью, номинально обладающие всей полнотой прав человека, наделяемые на нормативно-правовом уровне «достоинством, присущим всем членам человеческой семьи»2, в реальности испытывают существенные трудности, обусловленные наличием как объективных, так и субъективных оснований их дезинтеграции и маргинализации, среди которых следует выделить недостаточную развитость общественного сознания, стигматизацию и самостигматизацию инвалидов3, слабость их социально-мотивационных механизмов4, неустойчивость побуждений к независимой жизни и социальной субъектности5.

Таким образом, на сегодняшний день требуется разработка новых концептуальных подходов к изучению психосоциальных условий самоактуализации лиц с инвалидностью в инклюзивно-интегративном пространстве современного общества, находящегося в ситуации трансформации, которые раскрывали бы многозначные взаимодействия объекта и субъекта, общества и личности, а также позволили бы осуществить переход от констатации необходимости решения социальных проблем лиц с инвалидностью к социальному конструированию условий для их самораскрытия как личности и индивидуальности. комплекса обозначенных противоречий тре-

Особую актуальность приобретает на- буют теоретико-методологической разработ-учный анализ конкретных социальных сред, ки концепта социальной инклюзии. Однако их структур и динамики, в которых происхо- в современной науке до сих пор отсутствует

Возникает необходимость разрешения комплекса противоречий, складывающихся в сфере социальной инклюзии лиц с инвалидностью, основное из которых заключается в том, что законодательно-правовым образом они наделены всей полнотой прав и свобод, но реально по-прежнему преобладают процессы их эксклюзии.

глубокая проработка как самого феномена социальной инклюзии лиц с инвалидностью, так и условий их включения в разнообразные социальные среды.

Решение данной научной задачи может быть осуществлено на разных методолого-теоретических уровнях.

Первый уровень методологии (теоретико-фундаментальный) раскрывает применимость методологических принципов науки к анализу процесса социальной инклюзии.

Общенаучный принцип объективизации определяет необходимость обращения исследователя к объективным фактам, характеризующим социальную инклюзию, нормативно-правового, организационного, межличностного, рефлексивного характера, отражающих в том числе и специфику социального самовосприятия лиц с инвалидностью, взаимовосприятие лиц с инвалидностью и других членов общества.

Источниками этих фактов являются средства массовой информации (в том числе интернет-сайты инвалидов), законодательная база, опросы и глубинные интервью, натурное наблюдение, например, для выяснения степени доступности среды, публичные доклады политиков, представителей сообществ инвалидов, а также статистические данные.

Принцип историчности дает понимание необходимости анализировать проблемы инвалидности и социальной инклюзии применительно к конкретным историческим условиям, показывает взаимосвязь данной проблематики с ведущими тенденциями развития общества и социальных представлений о человеке, его роли в общественных процессах.

Связанный с принципом историчности принцип конкретизации позволяет представить социальный объект, в качестве которого рассматривается социальная инклюзия, как носителя противоречий в конкретных

При социологическом изучении социальной инклюзии лиц с инвалидностью, исходя из принципов инклюзии, ее социального смысла, в качестве теоретического подхода может выступить субъектный подход, раскрывающий собственно человеческие детерминанты социального поведения и разработанный на основе имеющихся в социологии подходов к проблеме инвалидности.

исторических условиях, которые движут его развитием, позволяют прогнозировать риски и аккумулировать возможности.

Принцип типологизации определяет необходимость для социально управляемого и прогнозируемого развития идей социальной инклюзии обозначить типичных субъектов социальной инклюзии, типологи-зировать модели их социального поведения, что позволит разработать типологическую модель социальной инклюзии и типичную методику научного анализа социальной инклюзии как развивающегося, целостного процесса.

Данный принцип содержательно дополняется принципом универсализма, реализация которого позволит приложить полученные результаты исследований социальной инклюзии к ее разнообразным вариантам, экстраполировать их на иные условия, чем те, в которых проходило исследование (например, территориально), что придаст результатам исследования не временный, а долгосрочный характер.

Принцип динамизма позволяет интерпретировать инклюзивные процессы как изменяющиеся в конкретном пространственно-временном континууме. Соответственно, предполагается необходимость изучения пространственно-временных характеристик социальной инклюзии, среди которых ведущее место следует отвести изучению разных социальных сред, задающих инклюзивное пространство и отражающих специфическое межличностное взаимодействие акторов инклюзии. Например, при изучении социальной инклюзии лиц с инвалидностью ювенальной категории таковыми социальными средами выступают семья, образование, общение и досуг.

Принцип взаимосвязи, реализуемый применительно к исследованию социальной инклюзии лиц с инвалидностью, предполагает выявление, описание и интерпретацию ее взаимосвязанных

условий - как внешних, так и внутренних, как объективных, так и субъективных, что позволит создать представление о детерминантах социальной инклюзии, а значит, показать причины так называемых барьеров инклюзии и пути их преодоления.

Второй уровень методологии (конкретно-научный) предполагает определение концептуальных оснований исследования, то есть выделение его ведущих концептов, так называемого понятийного аппарата, отражающего авторскую научную интерпретацию объекта и предмета исследования, их феноменологических и операциональных характеристик. Иными словами, происходят категоризация, концептуализация и операци-онализация исследования. Данный уровень методологии реализуется в двух аспектах: во-первых, в концептуально-теоретическом, а во-вторых, в процессуально-деятель-ностном.

При социологическом изучении социальной инклюзии лиц с инвалидностью, исходя из принципов инклюзии, ее социального смысла, в качестве теоретического подхода может выступить субъектный подход, раскрывающий собственно человеческие детерминанты социального поведения и раз-

работанный на основе имеющихся в социологии подходов к проблеме инвалидности.

В качества концепции, раскрывающей данный подход, выделим авторскую концепцию человеческого достоинства лиц с инвалидностью6, посредством которой устанавливается содержательная связь идеи исследования, ее интерпретации и концептов. В контексте концепции человеческого достоинства лиц с инвалидностью концептами, конкретизирующими данную концепцию применительно к объекту, предмету исследования и требующими эмпирического изучения, выступают самоактуализация, социальные среды, инклюзивный потенциал.

Итак, на конкретно-научном уровне методологии создается специфический образ/ образы социальной инклюзии лиц с инвалидностью, в котором содержатся элементы общего и единичного, дополняя друг друга, а также описывается объект исследования с точки зрения его структуры, внутренних связей, основных свойств, законов функционирования и развития (саморазвития) во взаимодействии с другими объектами. Тем самым закладываются теоретические основания для разработки социальных механизмов управления изучаемым объектом (в данном случае,

социальной инклюзией лиц с инвалидностью) в направлении достижения заданных целей, обоснования отбора средств достижения поставленных целей, разработки критериев оценки достигнутого как соответствующего или несоответствующего поставленным целям, а также для прогнозирования возможных социальных эффектов, рисков в процессе достижения определенных изменений.

Третий уровень методологии (процедурно-технологический, или эмпирический) раскрывает совокупность приемов, процедур, действий, операций теоретико-эмпирического познания изучаемого объекта.

Реализация данного уровня методологии осуществляется по четырехчастной модели. Отражательная часть определяет своеобразный фокус восприятия изучаемого объекта и его характеристик, исследовательский взгляд на изучаемую проблему. Основываясь на теоретических положениях, исследователь познает закономерности объекта. Нормативная часть задает правила, приемы, процедуры познания, отражающие конкретные эмпирические методы исследования. Инструментальная часть предполагает разработку особых инструментальных средств, например, таких, как схема наблюдения, опросный лист, критерии контент-анализа публикаций в СМИ. Процедурная часть представляет собой строго заданную последовательность действий в рамках эмпирического исследования, отражающую как специфику объекта и предмета исследования, так особый контекст, определенный исследовательскими задачами.

Итак, уровневая модель методологии исследования позволяет описать и интерпретировать феномен социальной инклюзии лиц с инвалидностью как процесс, обусловленный совокупностью внешних и внутренних факторов, -'jjjj

Литература

1. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133-140.

2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 02.10.2016).

3. Жигунова Г.В., Ткаченко И. Л. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории: моногр. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. 220 с.; Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество: дис. ... д-ра социол. наук. М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2011. 345 с.

4. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133-140.

5. Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество: дис. . д-ра социол. наук. М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2011. 345 с.

6. Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства [Электронный ресурс] / Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11 (55). URL: http://cyberleninka.ru/article/n7sotsial-naya-inklyuziya-lits-s-invalidnostyu-i-problema-chelovecheskogo-dostoinstva (дата обращения: 02.10.2016).

METHODOLOGICAL BASIS FOR RESEARCH OF DISABLED PEOPLE'S SOCIAL INCLUSION

J.A. Afonkina, Candidate of Psychology, Docent, The department of special pedagogy and special psychology, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, julia3141@rambler.ru

The article describes a new context of problem's research of social inclusion of disabled people as a process conditioned by set internal and external determinants. The paper is devoted to the development problem of scientific researches methodology from the viewpoint of psychic and social conditions of these people self-actualization in different social spheres. Self-actualization is interpreted as a mechanism of disabled people's inclusion in social processes aimed at support of social and personal interests' balance, public and personal values. This approach allows transition from the problem's

solution of social issues to social construction of conditions for their self-actualization as personality and individuality, and it can raise their habilitation and rehabilitation potential, and also their participation in social reproduction. This way, the offered system of methodological basis can form a base for problems ' research of disabled people in a new scientific paradigm, which suggests actualization of social inclusion s significant aspects, as motive to independent life and manifestation of social subjectivity. Key words: social inclusion, persons with disabilities, and psycho-social conditions, strategy of social inclusion, scientific research, levels of methodology, methodological basis, scientific principles.

References

1. Iarskaia V.N., Iarskaia-Smirnova E.R. Inkliuzivna-ia kul'tura sotsial'nykh servisov [Inclusive culture social services]. Sotsiologicheskie issledovaniia - Sociological research, 2015, no. 12, pp. 133-140.

2. Vseobshchaia deklaratsiia prav cheloveka [The universal Declaration of human rights]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/declhr (accessed 02.10.2016).

3. Zhigunova G.V., Tkachenko I.L. Resursnyi poten-tsial invalidov iuvenal'noi kategorii: monogr. [The resource potential of the disabled juvenile category: the monograph]. Krasnoiarsk, Nauchno-innovatsi-onnyi tsentr Publ., 2013. 220 p.; Petrosian V.A. In-tegratsiia invalidov v rossiiskoe obshchestvo: dis. ... dokt. sotsiol. nauk [Integration of people with disabilities into Russian society. Doctor of sociology sci. diss.]. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi sotsial'nyi universitet Publ., 2011. 345 p.

4. Iarskaia VN., Iarskaia-Smirnova E.R. Inkliuzivna-ia kul'tura sotsial'nykh servisov [Inclusive culture social services]. Sotsiologicheskie issledovaniia - Sociological research, 2015, no. 12, pp. 133-140.

5. Petrosian VA. Integratsiia invalidov v rossiiskoe obshchestvo: dis. ... dokt. sotsiol. nauk [Integration of people with disabilities into Russian society. Doctor of sociology sci. diss.]. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi sotsial'nyi universitet Publ., 2011. 345 p.

6. Afon'kina Iu.A. Sotsial'naia inkliuziia lits s invalidnost'iu i problema chelovecheskogo dostoin-stva [Social inclusion of persons with disabilities and the issue of human dignity]. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem - Modern research of social problems, 2015, no. 11 (55). Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-inklyuziya-lits-s-invalidnostyu-i-problema-chelovecheskogo-dosto-instva. (accessed 02.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.