со
УДК 371
ЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ социально-педагогической деятельности в контексте наследия А.С. Макаренко
Татьяна Сергеевна Дорохова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]
Сергей Аркадиевич Новосёлов,
доктор педагогических наук, директор Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]
Юлия Николаевна Галагузова,
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]
Данная статья стала результатом рефлексии юбилейных мероприятий, посвященных 130 -летию со дня рождения Антона Семёновича Макаренко, в частности Всероссийской конференции с международным участием, которая прошла в Екатеринбурге на базе Уральского государственного университета в рамках Международного Макаренковского форума 28—30 марта 2019 г. В статье представлены социальные проекты, реализуемые в Уральском государственном педагогическом университете на базе Института педагогики и психологии детства. В основу разработки и реализации данных проектов положены принципы социально-педагогической деятельности, действенность которых была обоснована теоретически и подтверждена на практике А.С. Макаренко. Описываемые в статье проекты направлены на поддержку одарённых учащихся, делинквентных подростков, социально незащищённых детей и могут быть рассмотрены в рамках технологического направления социальной педагогики. Одним из основоположников технологического направления являлся Антон Семёнович Макаренко. Представленные в статье проекты рассматриваются в контексте наследия Макаренко.
• социальный проект • Уральский государственный педагогический университет • Институт педагогики и психологии детства • социальное воспитание • социально-педагогическая деятельность • социализация
• девиации • делинквентность
н
аследие Антона Семёновича Макаренко чрезвычайно многогранно. Ему удалось теоретически обосновать и доказать на практике эффективность новых и традиционных
форм, методов, приёмов трудового, граж-данско-патриотического, эстетического воспитания, применяемых на основе синтеза коллективного и индивидуального
подходов. Поэтому в педагогике до сих пор идут споры о возможности в новых социокультурных условиях воссоздать в полной мере систему социального воспитания, разработанную А.С. Макаренко. При этом никто не сомневается не только в возможности, но и в перспективности использования отдельных компонентов данной системы. В особенности это относится к реализации социально-педагогической работы с детьми, подростками, молодёжью, по разным причинам испытывающим трудности в социализации. Это могут быть девианты (при этом речь идёт как об отрицательных девиациях, так и о положительных, например одарённости), делинквенты, люди с особыми образовательными потребностями и т.п.
Социально-педагогическая деятельность как таковая нацелена на создание условий для успешной позитивной социализации (усвоение социально значимого опыта и самореализация на основе усвоенного) личности1 и является одним из основных направлений в деятельности педагога, о чём свидетельствуют нормативные документы, регулирующие сферу современного отечественного образования (Закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты педагога)2. Поэтому она должна осуществляться максимально эффективно.
Одной из характеристик социально-педагогической деятельности является её технологичность, следовательно, условием её эффективности будут грамотный выбор и реализация соответствующей технологии. Именно технология позволяет задать необходимый алго-
1 Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2016. — С. 97.
2 Дорохова Т.С. Профессиональная социализация подростков как направление социально-педагогической деятельности
в школе / / Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога: сборник трудов; под ред. Н.В. Абрамовских. — Сургут, 2016. — С. 262.
ритм деятельности: выделить этапы; для каждого этапа в соответствии с задачами и имеющимися ресурсами выбрать формы, методы, приёмы и средства социально-педагогической деятельности. На технологический характер социально-педагогической деятельности указывал в своих трудах ещё А.С. Макаренко. Несмотря на то что педагог не употреблял само понятие «социально-педагогическая технология», он неоднократно писал о «педагогической технике», «технологической логике» — о необходимости их разработки и внедрения в практику3.
Более того, в «Педагогической поэме» свою работу, как и работу всего своего педагогического коллектива, он называл «прежде всего технической». А давая оценку ситуации в отечественном образовании, отмечал: «Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому до самого последнего дня воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое»4. Причину подобной ситуации Макаренко видел в том, что отечественное «педагогическое производство никогда не строилось на технологической логике» .
Некоторые исследователи называют А.С. Макаренко основоположником техно -
логического направления социальной педа-6 /"• « гогики . С позиций технологического направления социально-педагогические технологии являются результатом интеграции социальных и педагогических технологий, которые реализуются посредством социального проекта (программы действий), разрабатываемого для каждого конкретного
3 Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. —
М.: АПН РСФСР, 1952.
4 Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М.,
2003. — С. 577.
5 Там же — С. 575.
6 Санникова Н.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки социального педагога как социально-педагогического менеджера. — Екатеринбург, 2008. —
С. 49.
случая (социально-педагогической проблемы). В таком проекте определяются: причины возникновения проблемы, задачи социально-педагогической деятельности по её решению, поэтапное планирование решения этих задач с использованием различных приёмов и средств, сроки выполнения и анализ результатов7. К слову, А.С. Макаренко также отмечал, что «педагогика... обязана далеко вперёд проектировать качества нового типичного человека, должна обгонять общество в его человеческом развитии»8. Иначе говоря, социальные проекты могут быть действенным инструментом в реализации социально-педагогической деятельности.
Социальное проектирование является одной из технологий, реализуемых в Уральском государственном педагогическом университете. Это проекты:
• профориентационные («Институт наставничества», «Педагогические классы», «Педагогический дебют»);
• информационно-просветительские («Ассоциация молодых педагогов Свердловской области», «Педагогическая интернатура», «Педагогические мастерские»);
• гражданско-патриотические («Живая история», «Дети войны, «Дети — ветеранам», «Венок национальных культур»);
• направленные на формирование инклюзивной культуры общества («Школа мастеров инклюзии», «Творческая лаборатория социальной инклюзии»), и многие другие.
В данной статье представлены лишь два проекта, реализуемых на базе Института педагогики и психологии детства. Выбор именно этих проектов для характеристики в статье обусловлен следующими причинами:
1) они являются инструментом именно социально-педагогической деятельности, то есть направлены на создание условий для успешной позитивной социализации личности;
2) субъектами социально-педагогической деятельности в данных проектах являются дети
и подростки с девиантным поведением (одарённые дети, делинквентные подростки);
7 Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузо-вой. — М.: ИНФРА-М, 2016. — С. 156.
8 Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе / /
Пед. соч. в 8 т. Т.4. — М., 1984. — С. 120.
3) в основу реализации проектов положены принципы, действенность которых была обоснована теоретически и подтверждена на практике А.С. Макаренко.
Первый из рассматриваемых проектов — «Детская академия изобретательства» — в широком смысле посвя-щён развитию одарённости детей. Одарённость понимается нами как потенциал человека, определяющий его готовность к осуществлению разных видов деятельности, а также возможный уровень их продуктивности9. Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что одарённость присуща каждому человеку. Главное — своевременно её выявить и создать условия для её развития. Однако часто способности ребёнка так и не удаётся раскрыть, а иногда интеллектуальная и моторная одарённость ребёнка воспринимается как отклонение от нормы. Ребёнок не может найти общего языка ни со сверстниками, ни со взрослыми; у него формируется заниженная самооценка. Всё это может привести к серьёзным трудностям в социализации.
Поэтому чрезвычайно важно увидеть потенциал ребёнка и помочь ему не только раскрыть, но и развить свои способности. Именно на это нацелена деятельность «Детской академии изобретательства», созданной на базе Института педагогики и психологии детства УрГПУ под руководством доктора педагогических наук, профессора Сергея Аркадьевича Новосёлова. Данный проект реализуется с 2014 года, однако своими корнями он уходит ещё в 1980-е годы. Тогда в Свердловске на базе училища № 3 прошла Всероссийская олимпиада по техническому творчеству, одним из инициаторов которой был С.А. Новосёлов. С тех пор он собирал и развивал идеи в данной области; была
Емельянова И.Е. Понятие «одарённость» в психолого-педагогической литературе / /
Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 3. — С. 65.
разработана ассоциативно-синектическая технология развития творчества (АС-технология, которая уже на этапе разработки была высоко оценена ведущими отечественными педагогами-исследователями и практиками: Д.Б. Богоявленской, В.И. Загвязинским, В.В. Краевским, В.А. Садовничим)10, положенная в основу проекта «Детская академия изобретательства».
Основной задачей академии является создание открытого образовательного пространства, развивающего творческие способности детей посредством использования таких механизмов, как:
• обучение педагогов (в том числе проведение проективных и рефлексивных практикумов);
• проведение развивающих занятий для детей совместно с их родителями и педагогами (которые в результате становятся активными участниками изобретательской деятельности детей);
• сотрудничество с целой сетью организаций-партнёров, которыми на сегодняшний день являются более ста образовательных организаций различных уровней и видов
не только из Екатеринбурга, но и из Челябинска, Снежинска, Первоуральска, Верхней Пышмы, Режа, Тавды (при этом география проекта расширяется постоянно);
• проведение итоговых массовых мероприятий, на которых подводятся итоги проделанной за определённый период работы, награждаются победители конкурсов, озвучиваются планы на предстоящий период.
Чрезвычайно интересным компонентом данного проекта является патентование детских изобретений. Причём раньше ребята получали только «детские патенты», форма кото-
10 Новоселов С.А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации. — Екатеринбург, 1995.
рых была разработана и утверждена в «Детской академии изобретательства». Теперь изобретения анализируются, на самые достойные из них разрабатывается соответствующая документация, которая в дальнейшем направляется в Патентное бюро Российской Федерации. У ребят появляется возможность получить патент на собственные изобретения, что не только создаёт ситуацию успеха, мотивирует их на дальнейшую творческую деятельность, но и позволяет в дальнейшем получать за это деньги. В результате из 30 конкурсных работ предыдущего года семь оказались патентоспособными. В этой связи стоит обратиться к опыту Антона Семёновича Макаренко, который стремился к тому, чтобы труд ребят (как в Колонии им. А.М. Горького, так и в Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского) не только носил воспитывающий, развивающий характер, но и позволял им обеспечивать себя финансово.
Следует также отметить, что социальный проект «Детская академия изобретательства» сегодня поддержан Российской академией образования, востребован в Москве, Санкт-Петербурге, за рубежом. Среди его результатов можно отметить:
• организацию научно-методического сопровождения комплексного развития творческих способностей более двух тысяч воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся школ;
• включение в сотворческую деятельность сотен родителей;
• создание сайта Детской академии изобретательства;
• проведение трёх фестивалей и Летнего кубка детского изобретательства;
• получение трёх патентов на изобретения детей;
• привлечение на реализацию проекта 3,5 млн рублей из внешних источников финансирования.
Однако не все проекты, реализуемые в Институте педагогики и психологии детства УрГПУ, направлены на поддержку одарённых детей. Не менее значимыми,
но подчас более сложными являются проекты, нацеленные на работу с социально незащищёнными категориями детей и подростков, а также с людьми, имеющими особенности в интеллектуальном и физическом развитии.
К сожалению, в любом обществе существуют факторы, приводящие к социальному неблагополучию, наиболее тяжело влияющему на со" туч
циализацию детей и подростков. Как результат — различные проявления ими девиантного, а подчас и делинквентного поведения. Под де-линквентным здесь понимается поведение, нарушающее правовые нормы, но не влекущее за собой уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижения ребёнком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
В качестве основного средства социально-педагогической деятельности с данной категорией подростков было выбрано добровольчество. Проект реализовывался на базе государственного казенного учреждения Свердловской области «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124» студентами Института педагогики и психологии детства под руководством заведующей кафедрой педагогики, доктора педагогических наук, профессора Ю.Н. Галагузовой и педагога дополнительного образования школы № 124 Юрия Васильевича Лужкова (именно он стал руководителем созданного на базе этой школы добровольческого отряда «Бумеранг»). В основу данного проекта были положены обоснованные и проверенные на практике в работе А.С. Макаренко с делинквентными подростками принципы: осознанности, активности, добровольности, ответственности, безвозмездности, общественной значимости.
На предварительном этапе, в 2014 году, руководством учреждения было принято решение о возможности включения добровольческой деятельности в процесс ресоциализации. Была создана нормативно-правовая база работы отряда, решён вопрос о руководителе, найдены социальные партнёры и заключены договоры о сотрудничестве с ними, определены временныме, материальные затраты, необходимые производственные средства, учтены вероятные риски.
На подготовительном этапе был сформирован отряд добровольцев. При общей численности подростков (56 человек) первоначально в отряд вступило 10 человек. В последующие годы число участников варьировалось от 13 до 15. Подростки сами придумали название отряда — «Бумеранг» (символ возвращающегося добра, сделанного людям), символику, обсудили идеи о возможных акциях, начали к ним подготовку. Подготовка предполагала социальное обучение посредством проводившихся с участием студентов (будущих педагогов) бесед и игр. Во время бесед ребята поднимали такие темы, как история добровольческой деятельности, её роль в современном мире, особенности взаимодействия с различными категориями граждан (дошкольники, пенсионеры, дети-инвалиды и др.). На данном этапе ребята с помощью студентов оформили стенды, на которых в дальнейшем размещали фотоотчёты о добровольческих акциях.
Практический этап был связан с непосредственным участием воспитанников в добровольческих мероприятиях. Среди направлений, оказавшихся наиболее интересными для воспитанников и при этом реалистичными (то есть такими, которые возможно осуществить в соответствии со спецификой школы), можно 11
выделить следующие .
1. Помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. В рамках социального партнёрства с областной библиотекой для слепых и слабовидящих детей совместно со студентами были созданы и переданы в библиотеку книги и обучающие пособия для незрячих и слабовидящих детей; посетителям библиотеки были показаны
11 Галагузова Ю.Н., Лужков Ю.В. Добровольческая деятельность как средство ресоциализации подростков с социально опасным поведением / / Традиции и инновации в педагогическом образовании. —
Екатеринбург, 2018. — С. 321.
заранее подготовленные концерт и спектакль «Колобок»; проведена акция «Поможем птицам» для жителей микрорайона, в рамках которой добровольцы (воспитанники специальной школы № 124) по собственным эскизам изготовили на уроках труда и совместно со слабовидящими детьми развесили на деревьях скворечники. Кроме того, воспитанники спецшколы неоднократно ездили с концертами в школу-интернат для умственно отсталых детей, где каждый подросток получил опыт взаимодействия с «необычными детьми»; а также ребята подготовили и показали концертные номера, приуроченные к социально значимым праздникам (День победы, День пожилого человека, Новый год...) для пожилых людей, живущих в домах-интернатах.
2. Помощь животным, находящимся в специализированных приютах. В рамках данного направления добровольческой деятельности ребята два раза в месяц выезжали в приют для бездомных животных: убирали клетки, вычесывали животных, играли и гуляли с ними, чинили инвентарь и делали мелкий ремонт клеток, ухаживали за больными и покалеченными животными12.
Результативный этап реализуемого проекта позволил отследить результаты проведённой работы на разных уровнях: личностном, групповом, коллективном, административном. Результаты личностного уровня оценивали как сам подросток, так и руководитель отряда. Подросток заполнял портфолио, в котором были представлены фотоотчёты о проведённых акциях, написанные им сочинения-размышления о добровольческой деятельности, полученные грамоты и благодарности. Руководитель отряда с помощью разнообраз-
ных диагностических процедур оценивал динамику изменения мотивов деятельности подростка, овладение им необходимыми социальными умениями и опытом социально полезной деятельности. На групповом уровне (коллектива добровольческого отряда) отслеживалась сформированность такой социальной роли, как «член коллектива». Как правило, у данных подростков нет опыта конструктивного взаимодействия в коллективе, есть только негативный опыт участия в криминальных сообществах, для которых характерны отсутствие чувства сострадания к людям, поощрение низменных инстинктов и асоциального поведения. После каждой добровольческой акции проходило групповое обсуждение её результатов, анализировались достижения, неудачи и степень активности каждого участника, выявлялись трудности и предлагались способы их преодоления. На уровне коллектива спецшколы отслеживалось изменение отношения подростков, не являющихся членами добровольческого отряда, к данному виду деятельности. В итоге регулярное освещение результатов добровольческих акций повысило интерес и активность других подростков к добровольческой деятельности. Это, в свою очередь, привело к вступлению в отряд новых членов. Кроме того, воспитанники начали оказывать помощь друг другу в учебной и внеучеб-ной работе. На административном уровне оценивались личностные изменения каждого подростка13. Также, благодаря реализации проекта, в школе значительно повысился уровень дисциплины, исчезли побеги и рецидивы — частые явления в подобных учреждениях.
Анализ двух представленных проектов подтверждает, с одной стороны, правильность принципов социальной педагогики А.С. Макаренко, а с другой — высокий потенциал социального проекта как средства социально-педагогической деятельности. НО
13 Там же. — С. 322.
12 Дорохова Т.С., Лужков Ю.В. Добровольчество как средство социально-педагогической деятельности с делинквентными подростками (опыт А.С. Макаренко и современность) // Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования: сб.
науч. тр. — М., 2018. — С. 756-757.
Social Projects As A Tool For The Implementation Of Social And Pedagogical Activity In The Context Of A. Makarenko's Heritage
Tatyana S. Dorokhova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Ural Pedagogical University, Yekaterinburg, e-mail: [email protected]
Sergey A. Novoselov, Doctor of Pedagogy, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural Pedagogical University, Yekaterinburg, e-mail: [email protected]
Julia N. Galaguzova, Doctor of Pedagogy, Head of the Department of Pedagogy, Ural Pedagogical University, Yekaterinburg, e-mail: [email protected]
Abstract. This article is the result of the reflection of the anniversary events dedicated to the 130th anniversary of Anton Makarenko, in particular the All-Russian Conference with international participation, which was held in Yekaterinburg on the basis of the Ural State University within the framework of the International Makarenko Forum on March 28—30, 2019. The article presents social projects implemented in the Ural State Pedagogical University on the basis of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood. The basis of the development and implementation of these projects are the principles of social and pedagogical activities, the effectiveness of which was substantiated theoretically and confirmed in practice by A. Makarenko. Projects considered in the article are aimed at supporting gifted children, delinquent adolescents, people with disabilities and are implemented through various social and educational technologies. One of the founders of the technological direction in social pedagogy was Anton Makarenko. The projects presented in the article are considered in the context of the Makarenko's heritage.
Keywords: social project, Ural State Pedagogical University, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, social education, social and pedagogical activity, socialization, deviations, delinquency.
Ispol'zovannye istochniki:
1. Galaguzova Yu.N., Luzhkov Yu.V. Dobrovol'cheskaya deyatel'nost' kak sredstvo resotsializatsii podrostkov s sotsial'no opasnym povedeniyem / / Traditsii i innovatsii v pedagogicheskom obrazovanii: sbornik nauchnykhtrudov IV Mezhdunarodnoy konferentsii (Yekaterinburg, 21 aprelya 2018 g.) / nauch. red. Yu.N. Galaguzova. — Yekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t,
2018. — S. 319-323.
2. Dorokhova T.S. Professional'naya sotsializatsiya podrostkov kak napravleniye sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti v shkole / / Problemy i perspektivy formirovaniya pedagogicheskoy kul'tury studentov v usloviyakh realizatsii professional'nogo standarta pedagoga: sbornik trudov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; pod red. N.V. Abramovskikh. — Surgut:
OOO «Aksioma», 2016. — S. 262-266.
3. Dorokhova T.S., Luzhkov Yu.V. Dobrovol'chestvo kak sredstvo sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti s delinkventnymi podrostkami (opyt A.S. Makarenko i sovremennost') / / Vospitatel'naya sistema A.S. Makarenko v kontekste perspektiv razvi-tiya sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya: sbornik nauchnykhtrudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchonnoy 130-letiyu so dnya rozhdeniya velikogo pedagoga (18-19 iyunya 2018 g.) / pod obshch. red.
M.V. Boguslavskogo. — M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2018. — S. 750-760.
4. Yemel yanova I.Ye. Ponyatiye «odaronnost'» v psikhologo-pedagogicheskoy literature // Vestnik CHGPU. — 2011. — № 3. — S. 62-69.
5. Makarenko A.S. O kommunisticheskom vospitanii: Izbrannyye pedagogicheskiye proizvedeniya / sost. V.Ye. Gmurman, I.S. Petrukhin. — M.: Uchpedgiz, 1952. — 536 s.
6. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poema / sost. S. Nevskaya. — M.: ITRK, 2003. — 736 s.
7. Makarenko A.S. Problemy vospitaniya v sovetskoy shkole // Pedagogicheskiye sochineniya; sost. M.D. Vinogradova, A.A. Frolov. — V 8-mi t. — T. 4. — M.: APN SSSR, 1984. — 398 s.
8. Novoselov S.A. Tekhnologiya razvitiya izobretatel'stva uchashchikhsya v protsesse sbora i analiza tekhnicheskoy i patentnoy informatsii: monografiya. — Yekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 1995. — 168 s.
9. Sannikova N.G. Teoreticheskiye osnovy professional'noy podgotovki sotsial'nogo pedagoga kak sotsial'no-pedagogicheskogo menedzhera: monografiya. — Yekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2008. — 167 s.
10. Sotsial'naya pedagogika: uchebnik / M.A. Galaguzova, M.A. Belyayeva, Yu.N. Galaguzova [i dr.]; pod obshch. red. M.A. Galaguzovoy. — M.: INFRA-M, 2016. — 320 s.