РЕЦЕНЗИИ
УДК 371.47:37.013
ББК Ч403(2)6+Ч404(2Рос) ГСНТИ 14.91 Код ВАК 13.00.01
Дорохова Татьяна Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА А. С. МАКАРЕНКО
В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (О РЕЗУЛЬТАТАХ ЮБИЛЕЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конференции; педагогическое наследие; воспитательные системы; педагоги; трудовое воспитание; личностный подход; перевоспитание детей; воспитательная работа.
АННОТАЦИЯ. В 2018 г. педагогическое сообщество, зарубежное и российское, отмечало 130-летний юбилей великого педагога Антона Семеновича Макаренко. На значимость его наследия указывает тот факт, что решением ЮНЕСКО его имя было внесено в число четырех педагогов, чье наследие определило ход педагогический мысли XX века. Его книги переведены на разные языки мира, их продолжают публиковать и изучать. Это в свою очередь свидетельствует об актуальности идей А. С. Макаренко для решения проблем современного образования.
В связи с юбилеем по всей России прошли различные научные и практические мероприятия: конференции, форумы, круглые столы, педагогические чтения, дискуссионные площадки, мастер-классы, конкурсы и т.п. Участники данных мероприятий делились своими открытиями в области истории педагогики и образования, обменивались опытом использования наследия А. С. Макаренко в обучении и воспитании, организации урочной и внеурочной деятельности, социально-педагогическом сопровождении детей и молодежи, испытывающих трудности в социализации.
Одним из последних в череде юбилейных мероприятий стала конференция «Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования», которая прошла в Москве на базе Института стратегии и развития образования Российской академии образования 18-19 июня 2018 года. Цель конференции состояла в реализации потенциала воспитательной системы А. С. Макаренко в интересах формирования позитивной социальной активности, гражданственности и патриотизма подрастающих поколений граждан Российской Федерации. В ней приняли участие ученые и педагоги-практики из зарубежных стран (Белоруссия, Болгария, Германия, Италия, Казахстан, Норвегия, Франция), а также различных регионов России. Анализу результатов этой конференции и посвящена данная статья.
Dorokhova Tatiana Sergeevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
EDUCATIONAL SYSTEM OF А-S. MAKARENKO IN THE CONTEXT, MODERN RUSSIAN EDUCATION DEVELOPMENT (THE RESULTS OF THE ANNIVERSARY CONFERENCE)
KEYWORDS: conference; heritage in Pedagogy; educational system; teachers; labour education; persona-oriented approach; education.
ABSTRACT. The foreign and Russian pedagogical community celebrated the 130th anniversary of the great teacher Anton Makarenko in 2018. The importance of his heritage is indicated by the fact that his name was included in the UNESCO list of four teachers whose legacy determined the course of pedagogical thought of the 20th century. His books are translated into different languages, they continue to be published and studied. This, in turn, indicates the relevance of A. Makarenko's ideas for solving the problems of modern education.
In connection with the anniversary various scientific events, such as conferences, forums, round tables, pedagogical readings, discussion platforms, master classes, competitions, etc. took place throughout Russia. Participants in these events shared their discoveries in history of pedagogy and education; they exchanged experience in using the heritage of A. Makarenko in training and education, in the organization of lesson and after-hour activities, in social and pedagogical support of children and youth experiencing difficulties in socialization. One of the last in series of anniversary events was "The educational system of A. Makarenko in the context of the prospects for the development of modern Russian education" conference, which was held in Moscow on the basis of Institute for Strategy and Development of Education of the Russian Acade my of Education on June 18-19, 2018.The goal of the conference was to realize the potential of the educational system of A. Makarenko in the interests of forming positive social activity, citizenship and patriotism of the younger generations of Russian citizens. It was attended by scientists and educational practitioners from foreign countries (Belarus, Bulgaria, Germany, Italy, Kazakhstan, Norway and France),
Материалы подготовлены при поддержке РГНФ (проект № 17-06-00868:«Добровольческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания подростков с социально опасным поведением»).
as well as from various regions of Russia.
This article is devoted to the analysis of the results of this conference.
^ ф год оказался богатым на
2010юбилеи отечественных и зарубежных педагогов. 130 лет со дня рождения великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко, 140 лет со дня рождения создателя отечественной «педагогики среды» Станислава Теофиловича Шацкого и гуманиста, педагога, писателя Януша Корчака - эти даты отмечало все педагогическое сообщество как России, так и зарубежья. А осенью нас ждет еще один юбилей - 100 лет со дня рождения одного из основоположников гуманистической педагогики и педагогики сотрудничества Василия Александровича Сухомлинского. В рамках празднования юбилеев по всей стране традиционно проводятся научные и практические мероприятия разного уровня (форумы, конференции, педагогические чтения, круглые столы и т.п.). Остановимся подробнее на событиях, посвященных юбилею Антона Семеновича Макаренко.
Личность Антона Семеновича Макаренко, признанного классика мировой и отечественной педагогики, до сих пор вызывает не только споры, но и настоящую борьбу идей [6, с. 16]. Поэтому юбилей не случайно является достойным поводом для обращения к его «педагогическому наследию, на основе всей имеющейся сейчас полной совокупности источников и научной литературы осмыслить сущность и результаты его подвижнической педагогической деятельности, подвести итоги развития ма-каренковедения и наметить перспективы дальнейших исследований» [1, с. 191].
Юбилейные мероприятия в рамках празднования 130-летия со дня рождения А. С. Макаренко начались уже осенью 2017 г., задолго до его дня рождения (13 марта). Этот юбилей отличался большим количеством виртуальных мероприятий (интернет-конференций, дискуссионных площадок, вебинаров). В некоторых образовательных учреждениях страны прошли декады А. С. Макаренко, Макаренковские чтения, студенческие конференции, выставки, конкурсы и т.п. В частности, в Уральском государственном педагогическом университете научная библиотека представила читателям выставку-портрет «Живая педагогика Макаренко»; студенты подготовили стенгазеты, буклеты, плакаты, видеофильмы, посвященные творчеству великого педагога.
Среди наиболее значимых юбилейных научных событий можно назвать:
- региональные конференции, подни-
мавшие вопросы связи педагогического наследия А. С. Макаренко с проблемами современного образования: «Воспитание ребенка в семье: наследие А. С. Макаренко» -Шестые Макаренковские чтения (Абакан, Хакассия, 4 сентября-31 октября 2017 г.); «Современное осмысление идей А. С. Макаренко» (Севастополь, 13 марта 2018 г.); «Международные Макаренковские психолого-педагогические чтения» (Екатеринбург, 12 апреля 2018 г.); «Национально ориентированная педагогика А. С. Макаренко как важнейший фактор современного воспитания» (Волгоград, 19-20 апреля 2018 г.) и др.
- крупные международные конференции, прошедшие в Москве, которые собрали в качестве участников не только именитых ученых-макаренковедов, но и педагогов-практиков, общественных деятелей, политиков: «Социализация и ресоциализация несовершеннолетних в обеспечении безопасности подрастающего поколения Отечества» (Москва, 23 марта 2018 г.); «Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования» (Москва, 18-19 июня 2018 г.).
Конференция «Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования» была организована на базе Института стратегии и развития образования Российской академии образования. В ней приняли очное участие 154 человека, представившие 25 регионов Российской Федерации (Москва, Подмосковье, Брянск, Волгоград, Екатеринбург, Курск, Нижний Новгород, Орел, Санкт-Петербург, Смоленск, Тверь, Тула, Якутск и др.), а также зарубежные ученые из Белоруссии, Италии, Германии, Казахстана, Норвегии, Франции, педагоги из Болгарии. Всего за два дня в рамках работы конференции (в первый день на пленарном заседании и во второй день на четырех секциях) было представлено 127 докладов и сообщений.
Многообразие поднятых выступающими проблем связано как с богатым педагогическим наследием А. С. Макаренко, так и с актуальностью его идей, которые, будучи инновационными в первые десятилетия XX в., не потеряли своей актуальности и в наши дни. Речь идет об основах теории коллективного воспитания, принципов самоуправления и развития технологии межличностных отношений, научном обосновании законов воспитательного коллектива, формирования характера воспитанников,
© Дорохова Т. С., 2018
соединения образования с производительным трудом и т.д. При этом, несмотря на многообразие затрагиваемых проблем, его учение представляет собой целостную концепцию развития человека [16].
Особенностью рассматриваемой конференции стало представление на пленарном заседании помимо научных докладов презентаций социальных проектов, что позволило проследить связь теории, отражающей педагогические идеи А. С. Макаренко, с практикой воспитания и перевоспитания.
В частности, идеи великого педагога о значимости коллективного воспитания, взаимовлиянии личности и коллектива прослеживаются в деятельности современных общественных организаций, например, пионерской дружины «Сигнальщики»; Смоленского областного педагогического отряда «Крылатый», представившего на конференции проект «Воплощение «путей поколения» А. С. Макаренко». По мнению А. С. Макаренко, коллектив одновременно является объектом и субъектом воспитания. В свою очередь, развитие личности в коллективе возможно при условии, что в нем «реализуется актуальное для ребенка многообразие видов деятельности. Объединяет детей в деятельности общая цель, духовно-нравственные смыслы и ценности - такие как Родина, Труд, Земля, Природа, Мир и др.» [18, с. 56]. Во время проведения сборов творческой молодежи Смоленского областного педагогического отряда «Крылатый» реализуются различные виды деятельности (коммуникативная, познавательная, трудовая, эстетическая, спортивная), способствующие развитию коллектива и личности в коллективе; включение в те или иные виды деятельности осуществляется с учетом соблюдения принятых всеми правил, что способствует проявлению инициативы и социальной активности личности. Кроме того, во время сборов проводится постоянный коллективный и личностный анализ происходящего в жизни филы (отряда), профиля и лагеря в целом на разных уровнях самоуправления [15, с. 791].
Подобный опыт педагогической деятельности, основанный на идеях коллективного воспитания, реализуется не только в России, но и за рубежом. Об этом в своем обращении к участникам конференции рассказал президент Международной ассоциации А. С. Макаренко СомоШа1 ETS (г. Оп-пидо-Лукано, Италия). Члены данной ассоциации пятый год подряд, несмотря на различные трудности, открывают летний лагерь «Макаренко». В этом году в лагере группа из 30 детей была разделена на три разновозрастных подгруппы по 10 человек, в которых они работали совместно с воспи-
тателями, педагогами и волонтерами Ассоциации [17, с. 12].
Еще одним проектом, вызвавшим интерес участников конференции, стал опыт деятельности добровольцев по перевоспитанию делинквентных подростков в государственном казенном учреждении Свердловской области «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа» № 124. В основу данной деятельности была положена идея А. С. Макаренко о создании воспитательного пространства, воспитательной среды и воспитательной системы. По мнению педагога, пространство, среда и воспитательная система определяют структурно-содержательную организацию образовательного учреждения как института воспитания и перевоспитания. При этом он считал, что наиболее эффективной с точки зрения развития ребенка является воспитательная система общинного типа, в которой организация воспитательного процесса связана с самореализацией личности ребенка в разнообразной коллективной деятельности в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями. При этом чрезвычайно важным условием успешности воспитательного процесса применительно к делинквентным подросткам является формирование «самостоятельности» и «самосознания личности» в процессе ее перевоспитания [12].
Реализовать подобные условия в полной мере позволяет добровольческая деятельность. В связи с этим в государственном казенном учреждении Свердловской области «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа» № 124 был создан добровольческий отряд «Бумеранг», члены которого по собственной инициативе оказывали помощь социальным учреждениям микрорайона (библиотеке для слепых, детскому дому для умственно отсталых детей, приюту для бездомных животных). Как показывает анализ результатов работы с несовершеннолетними правонарушителями, добровольчество в полной мере отвечает задачам воспитания у данной категории подростков социальной зрелости и социальной ответственности [8].
Следует также отметить, что участники конференции обратили внимание на связь добровольчества с законом параллельного педагогического действия, сформулированным А. С. Макаренко. Согласно этому закону вместе с целенаправленной педагогической деятельностью в воспитании ребенка следует использовать возможности окружающей среды, в первую очередь, возможности детского коллектива. При этом ребенок должен являться не столько объектом,
сколько субъектом воспитания.
В этом плане показательно отношение самого А. С. Макаренко к воспитанникам, совершившим противоправные поступки. «В колонии мне удалось перетянуть на свою сторону всех педагогов, и уже в 1922 г. я просил комиссию никаких "дел" ко мне не присылать. Мы самым искренним образом перестали интересоваться прошлыми преступлениями колонистов, и у нас это выходило так хорошо, что и колонисты скоро забывали о них. ... В этом отношении мы достигли полного идеала: уже и новые колонисты стеснялись рассказывать о своих подвигах»; «мы никогда не употребляли таких слов, как "преступник"» [10].
Данная позиция классика согласуется и с отношением к проблеме социализации делинквентных подростков организаторов добровольческого отряда «Бумеранг». В основу их деятельности положен принцип: «от формирования элементарных знаний о себе и мире, умения читать и писать, формирования новых социальных ролей и статусов - до включения в социальную жизнь с учетом тех профессий, которые ими могут быть освоены, тех связей, которые им предстоит восстановить при возвращении из закрытой школы в своем классном коллективе, семье, социальных структурах и учреждениях» [3, с. 313].
Еще два проекта, представленных на конференции, являются результатом не только серьезнейших многолетних научных изысканий, но и средством для дальнейшего развития макаренковедения и просвещения педагогов-практиков, родителей, студентов. Речь идет, во-первых, о презентации максимально полного издания произведений А. С. Макаренко в бумажном и цифровом форматах, которое теперь доступно в любой точке России и за рубежом. Этот восьмитомник подготовлен сотрудниками исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» и содержит в себе не только педагогическое наследие А. С. Макаренко в его историческом выражении, но и философское, социально-психологическое, этическое, литературное знание [11].
Во-вторых, на пленарном заседании была представлена, а во второй день конференции торжественно открыта в Музее московского образования музейно-мультимедийная экспозиция «А. С. Макаренко. Свой среди чужих. Чужой среди своих». Экспозиция представляет собой синтез классического музейного экспонирования уникальных подлинных мемориальных предметов с технологиями современных
инновационных мультимедиа. Так, участники конференции увидели макет трудовой колонии им. М. Горького, выполненный с использованием технологии дополненной реальности. Еще один «современный экспонат» - интерактивный стол - позволяет посетителям выставки не только прочесть опубликованные в разные годы оцифрованные публикации, посвященные А. С. Макаренко, и его собственные труды, посмотреть фотографии, рассказывающие о колонии и ее воспитанниках, но и отправить заинтересовавшие посетителей материалы себе на электронную почту. Кроме того, участники конференции услышали обращение А. С. Макаренко в исполнении актера одного из московских театров, на основе которого была создана голограмма великого педагога, «говорящего со своими потомками».
Помимо социальных проектов на конференции, как было сказано выше, были представлены теоретические доклады, раскрывающие различные аспекты творчества А. С. Макаренко в контексте развития современного образования. При этом, как в первый, так и во второй день (во время работы секций) поднимались вопросы, по которым разворачивались чрезвычайно интересные дискуссии. Отчасти это объясняется неоднозначностью фигуры самого Антона Семеновича Макаренко, отношение к которому в разные исторические периоды кардинально менялось, идеи которого «познали периоды безжалостного остракизма и безудержной апологетики, канонизации и догматизации, угрюмого замалчивания и яростного ниспровержения» [2, с. 305].
Среди наиболее интересных и, на наш взгляд, перспективных для дальнейшего изучения, можно выделить следующие вопросы:
- проблема соотношения наследия А. С. Макаренко и отечественных и зарубежных педагогов и, в особенности Дж. Дьюи [14]. Ведь они оба (как и Г. Кершенштейнер и М. Монтессори) решением ЮНЕСКО, принятым на конференции 1988 г., были отнесены к четырем педагогам мира, определившим способ педагогического мышления в XX в.;
- проблема изучения истории жизни воспитанников А. С. Макаренко (изучается в основном наследие А. С. Калабалина; в Москве стали регулярными Калабалинские чтения [5]), которых на сегодняшний день не осталось в живых, но чьи судьбы позволили бы более точно оценить степень результативности макаренковской педагогики;
- проблема реализации воспитывающего обучения на основе выделенных и обоснованных А. С. Макаренко принципов («коллективизм, коллектив, где воспитываются действительные, не воображаемые, а насто-
ящие, реальные качества личности»; «дисциплина»; «инициатива и творчество»; «ясность и определенность в постановке целей коллектива»; «границы принуждения»; «ответственность как необходимое условие коллективной деятельности»; «условия жизнеспособности коллектива»; «необходимость эстетики повседневности»; «понимание перспективы»; «постоянное осмысление достижений на пути к перспективе»; «забота о коллективе как семье»; «проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и в своем будущем» [9];
- проблема необходимости осуществления трудового воспитания и уточнения его сущности и содержания; в частности, направленности на формирование «человеческого капитала» по аналогии с учебно-производственной моделью трудового воспитания А. С. Макаренко, в рамках которой были созданы условия для формирования и наращивания производительности; «проращивания» и культивирования инноваци-онности; воспитания технологической культуры; получения высокой квалификации; воспитания трудоспособности; применения креативности; воспитания здорового образа жизни; формирования социального здоровья - способности быть одновременно хорошим исполнителем и хорошим руководителем; воспитания социальной ответственности, совести [7, с. 626];
- проблема соотношения коллективного и личностного подходов в современном образовании и необходимости возвращения к коллективному подходу, исторически и ментально характерному для отечественного образования, а соответственно, и более эффективному средству решения задач со-
циализации личности, однако до сих пор не имеющему однозначного понимания в соотношении с личностным [13, с. 419];
- проблема педагогического мастерства, поисков путей подготовки современных педагогов-профессионалов (постоянные дискуссии, которые ведутся по данной проблеме, свидетельствуют, как об ее актуальности, так и о сложности [4]).
Подводя итог вышесказанному, отметим, что конференция стала, безусловно, одним из самых значимых, обобщающих мероприятий в череде юбилейных событий, посвященных 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко, но не последним. 10 июля 2018 г. в Екатеринбурге на базе Исторического парка «Россия - Моя история. Свердловская область» состоялась конференция «Гражданская война в России: проблема гражданского мира в современном Российском обществе», в рамках которой работала секция «Гражданская война в России и проблемы детства: возможности использования идей и методик А. С. Макаренко в работе с "трудными" детьми». На секции, помимо основных обсуждаемых вопросов (наследие А. С. Макаренко в контексте профессиональной подготовки студентов педагогических вузов; социально-педагогической деятельности с делин-квентными подростками в условиях кор-рекционной школы; организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе; эстетического воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования; деятельности общественных организаций в системе образования), были кратко представлены итоги Московской конференции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богуславский М. В. Актуальность и значимость воспитательной педагогики А. С. Макаренко // Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (18-19 июня 2018 г.) / под об. ред. М. В. Богуславского. - М. : Институт стратегии развития образования РАО, 2018. - С. 186-199.
2. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : монография. - М. : ИЭТ, 2012. - 436 с.
3. Галагузова Ю. Н., Москвина Е. В. Концептуальные подходы к формированию содержания образования в специальном учебно-воспитательном учреждении для подростков с делинквентным поведением // Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Вып. 10. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 309-323.
4. Дорохова Т. С. Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры (о результатах XXXI сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО) // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 8. - С. 165-172.
5. Калабалин А. С. Педагогическое наследие и современность: первые Калабалинские чтения / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. - М. : Перспектива, 2013. - 195 с.
6. Кораблева Т. Ф. Педагогическая система А. А. Макаренко как современная социально-гуманитарная технология // Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (18-19 июня 2018 г.) / под об. ред. М. В. Богуславского. - М. : Институт стратегии развития образования РАО, 2018. - С. 14-28.
7. Кушнир А. М. Образовательная стратегия - это основа экономического роста / / Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (18-19 июня 2018 г.) / под об. ред. М. В. Богуславского. - М. : Институт стратегии развития образования РАО, 2018. - С. 624-28.
8. Лужков Ю. В. Обучение добровольцев разработке социальных проектов // Традиции и инновации в педагогическом образовании : сб. науч тр. / под науч. ред. Т.С. Дороховой. - Вып. 2. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 20l6. - С. 146-149.
9. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1988. - 308 с.
10. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Избранные произведения: в 3 т. / под ред. Н. Д. Ярмаченко и др. - Киев : Радянська школа, l983. - Т. l. - С. 35-5l7.
11. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания : учебная книга по истории, теории и практике воспитания : в 9-ти частях. - Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2007-2017.
12. Меттини Э. Коллективное воспитание в педагогическом наследии А. С. Макаренко // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности : мат-лы Седьмых междунар. Макаренковских студ. пед. чтений (8 апреля 20l0 г.) / сост. Н. Г. Санникова. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 20l0. - С. 75-80.
13. Невская С. С. Дискуссионные вопросы о педагогическом наследии А. С. Макаренко // Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (l8-l9 июня 20l8 г.) / под об. ред. М. В. Богуславского. -М. : Институт стратегии развития образования РАО, 20l8. - С. 418-330.
14. Рогачева Е. Ю. Гиганты педагогики XX века: А. С. Макаренко и Дж. Дьюи // Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (18-19 июня 20l8 г.) / под об. ред. М. В. Богуславского. - М. : Институт стратегии развития образования РАО, 20l8. - С. 3l5-330.
15. Сенченков Н. П., Лепешкина Е. М. Воплощение «путей поколения» А. С. Макаренко в работе Смоленского областвного педагогического отряда «Крылатый» / / Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (l8-l9 июня 20l8 г.) / под об. ред. М. В. Богуславского. - М. : Институт стратегии развития образования РАО, 20l8. - С. 785-330.
16. Скуднова Т. Д., Кобышева Л. И., Шалова С. Ю. Педагогическая антропология : учеб. для вузов. -М., Берлин : Директ-Медиа, 20l8. - 356 с.
17. Тамбуррино Ф. Обращение президента Ассоциации А. С. Макаренко (Италия) / / Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (l8-l9 июня 20l8 г.) / под об. ред. М. В. Богуславского. - М. : Институт стратегии развития образования РАО, 20l8. - С. 12-13.
18. Ходусов А. Н., Кононова С. С. Педагогические идеи А. С. Макаренко как стратегия развития отечественной теории, методологии, технологии и методики воспитания во второй половине XX - начале XXI в. // Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (l8-l9 июня 20l8 г.) / под об. ред. М. В. Богуславского. - М. : Институт стратегии развития образования РАО, 20l8. - С. 54-63.
REFERENCES
1. Boguslavskiy M. V. Aktual'nost' i znachimost' vospitatel'noy pedagogiki A. S. Makarenko // Vospitatel'naya sistema A. S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 iyunya 2018 g.) / pod ob. red. M. V. Boguslavskogo. - M. : Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2018. - S. 186-199.
2. Boguslavskiy M. V. Istoriya pedagogiki: metodologiya, teoriya, personalii : monografiya. - M. : IET, 2012. - 436 s.
3. Galaguzova Yu. N., Moskvina E. V. Kontseptual'nye podkhody k formirovaniyu soderzhaniya obrazovani-ya v spetsial'nom uchebno-vospitatel'nom uchrezhdenii dlya podrostkov s delinkventnym povedeniem // Ponyati-ynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya : kollektivnaya monografiya / otv. red. E. V. Tkachenko, M. A. Gala-guzova. - Vyp. 10. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2017. - S. 309-323.
4. Dorokhova T. S. Uchitel' i ego formirovanie: istoricheskiy opyt peredachi obrazovannosti i kul'tury (o re-zul'tatakh XXXI sessii nauchnogo soveta po problemam istorii obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki RAO) // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 8. - S. 165-172.
5. Kalabalin A. S. Pedagogicheskoe nasledie i sovremennost': pervye Kalabalinskie chteniya / sost. i red. L. V. Mardakhaev. - M. : Perspektiva, 2013. - 195 s.
6. Korableva T. F. Pedagogicheskaya sistema A. A. Makarenko kak sovremennaya sotsial'no-gumanitarnaya tekhnologiya // Vospitatel'naya sistema A. S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo ros-siyskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 iyunya 2018 g.) / pod ob. red. M. V. Boguslavskogo. - M. : Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 20l8. - S. l4-28.
7. Kushnir A. M. Obrazovatel'naya strategiya - eto osnova ekonomicheskogo rosta // Vospitatel'naya sistema A. S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 iyunya 2018 g.) / pod ob. red. M. V. Boguslavskogo. - M. : Institut strate-gii razvitiya obrazovaniya RAO, 20l8. - S. б24-28.
8. Luzhkov Yu. V. Obuchenie dobrovol'tsev razrabotke sotsial'nykh proektov // Traditsii i innovatsii v pedagogicheskom obrazovanii : sb. nauch tr. / pod nauch. red. T.S. Dorokhovoy. - Vyp. 2. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2016. - S. 146-149.
9. Makarenko A. S. Vospitanie grazhdanina / sost. R. M. Beskina, M. D. Vinogradova. - M. : Prosvesh-chenie, l988. - 308 s.
10. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poema // Izbrannye proizvedeniya: v 3 t. / pod red. N. D. Yarmachenko i dr. - Kiev : Radyans'ka shkola, 1983. - T. 1. - S. 35-517.
11. Makarenko A. S. Shkola zhizni, truda, vospitaniya : uchebnaya kniga po istorii, teorii i praktike vospitani-ya : v 9-ti chastyakh. - N. Novgorod : NGPU im. K. Minina, 2007-2017.
12. Mettini E. Kollektivnoe vospitanie v pedagogicheskom nasledii A. S. Makarenko // Psikhologo-pedagogicheskoe nasledie proshlogo v sovremennoy sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti : mat-ly Sed'mykh mezhdunar. Makarenkovskikh stud. ped. chteniy (8 aprelya 2010 g.) / sost. N. G. Sannikova. - Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2010. - S. 75-80.
13. Nevskaya S. S. Diskussionnye voprosy o pedagogicheskom nasledii A. S. Makarenko // Vospitatel'naya sistema A. S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 iyunya 2018 g.) / pod ob. red. M. V. Boguslavskogo. - M. : Institut strate-gii razvitiya obrazovaniya RAO, 2018. - S. 418-330.
14. Rogacheva E. Yu. Giganty pedagogiki XX veka: A. S. Makarenko i Dzh. D'yui / / Vospitatel'naya sistema A. S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 iyunya 2018 g.) / pod ob. red. M. V. Boguslavskogo. - M. : Institut strate-gii razvitiya obrazovaniya RAO, 2018. - S. 315-330.
15. Senchenkov N. P., Lepeshkina E. M. Voploshchenie «putey pokoleniya» A. S. Makarenko v rabote Smo-lenskogo oblastvnogo pedagogicheskogo otryada «Krylatyy» // Vospitatel'naya sistema A. S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 iyunya 2018 g.) / pod ob. red. M. V. Boguslavskogo. - M. : Institut strategii razvitiya obra-zovaniya RAO, 2018. - S. 785-330.
16. Skudnova T. D., Kobysheva L. I., Shalova S. Yu. Pedagogicheskaya antropologiya : ucheb. dlya vuzov. -M., Berlin : Direkt-Media, 2018. - 356 s.
17. Tamburrino F. Obrashchenie prezidenta Assotsiatsii A. S. Makarenko (Italiya) // Vospitatel'naya sistema A. S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 iyunya 2018 g.) / pod ob. red. M. V. Boguslavskogo. - M. : Institut strate-gii razvitiya obrazovaniya RAO, 2018. - S. 12-13.
18. Khodusov A. N., Kononova S. S. Pedagogicheskie idei A. S. Makarenko kak strategiya razvitiya otech-estvennoy teorii, metodologii, tekhnologii i metodiki vospitaniya vo vtoroy polovine XX - nachale XXI v. // Vospi-tatel'naya sistema A. S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (18-19 iyunya 2018 g.) / pod ob. red. M. V. Boguslavskogo. - M. : Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2018. - S. 54-63.