Идеи педагогики
A.С. Макаренко в контексте инклюзивного образования
Т.С. Дорохова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург [email protected]
B.Д. Книппер,
студент Выборгского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург [email protected]
В статье раскрывается содержание инклюзии в сравнении с интеграцией. При этом инклюзивное образование рассматривается в широком смысле, применительно к различным категориям, испытывающим трудности в социализации (инвалидов, людей с ограниченными возможностями здоровья, а также девиантов, мигрантов и т.п.). Анализируются концептуальные основания инклюзивного образования в контексте социально-педагогических идей А.С. Макаренко. В частности, приводится понимание Антоном Семёновичем основ социализации на основе базовых принципов современной социальной педагогики: гуманизма, равенства, принятия, индивидуализации, являющихся фундаментальными для инклюзивного подхода.
• инклюзия • инклюзивное образование • инклюзивный подход • инвалиды • люди с ограниченными возможностями здоровья • дети с особыми образовательными потребностями • социализация • самореализация • социально-педагогическая деятельность • парадигма включения • экстрабилити
Одной из основных задач современного российского образования является создание условий для успешной социализации личности. Социализация — процесс двусторонний. Во-первых, он осуществляется посредством усвоения индивидом социально значимого опыта (норм, ценностей, знаний, умений и т.п.). В данном случае социум оказывает влияние на индивида. Основными инструментами социализации в данном случае являются воспитание и обучение. Во-вторых, на основе усвоенного опыта индивид самореализуется — формируется, развивается, т. е. фактически меняет себя в процессе самовоспитания и самообучения. Кроме того, он начинает изменять среду вокруг себя, воздействуя не нее1.
Как известно, человек социализируется в течение всей жизни. При этом он может испы-
1 Дорохова Т.С. Подходы к определению понятия «социализация
в современном отечественном социально-педагогическом зна-
нии // Нижегородское образование. — 2016. — №4. —С. 20 — 26.
тывать определенные трудности, вызванные как внутренними, так и внешними факторами. Внутренние факторы определяются наследственностью и могут проявляться в разнообразных заболеваниях, приводящих к инвалидности и ограниченным возможностям здоровья (ОВЗ). Инвалидностью называют «нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты»2. Лица с ОВЗ — это люди, которые имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе инвалиды. Физические недостатки — это подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии или функционировании органа человека. К психическим отклонениям относят задержку психического развития (ЗПР), нарушение речи разной степени сложности, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д., а также склонность к суициду и одаренность. Сочетания физических и психических недостатков являются сложными дефектами3.
Внешние факторы связаны, в первую очередь, с агентами социализации (семьей, не в полной мере выполняющей свои обязанности; группой сверстников, оказывающих негативное воздействие на индивида; некомпетентными педагогами и т. п.). Кроме того, при-
2 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс.]. Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 21.062019).
3 Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2016. — С. 68-69.
чиной проблем, возникающих в социализации личности, могут стать такие ситуации, как переезд в другой город или страну; различные природные и социальные катаклизмы. В качестве реакции на негативные внешние факторы личность, оказавшись в ситуации неблагополучия, может проявлять де-виантное (отклоняющееся от нормы) поведение. Одним из самых серьезных проявлений девиантного поведения является совершение правонарушения. Правонарушения, совершенные детьми и подростками, называют де-линквентным поведением4.
Понятия «нормы» и «отклонения» традиционно имеют большое значение для социальной педагогики. С ними связан выбор форм, методов и средств социально-педагогической деятельности. Оговоримся, что под социально-педагогической деятельностью будем понимать способ гармонизации отношений человека, группы и среды посредством создания условий для успешной позитивной социализации. Социально-педагогическая деятельность может реализовываться как профессионалами (педагогами, социальными работниками) в условиях специализированного учреждения, так и добровольцами, не имеющими специальной подготовки. Объектом социально-педагогической деятельности может быть личность, испытывающая сложности в усвоении социально-значимого опыта и самореа-лизации5.
Однако для современного периода развития практики образования и соци-
4 Галагузова Ю.Н., Лужков Ю.В. Добровольческая деятельность как средство ресоциализации подростков с социально-опасным поведением // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Екатеринбург, 2018. — С. 319-323.
5 Дорохова Т.С. Социально-педагогическая деятель-
ность с беспризорными в 20-е гг. XX в. (на примере Полтавщины) / Т.С. Дорохова, Т.В. Сергеева // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Екатеринбург, 2017. — С. 157-158.
альной педагогики понятия «нормы» и «отклонения» перестают рассматриваться в контексте реализации социально-педагогической деятельности. Более того, на наш взгляд, они оказывают наиболее существенное влияние на медицинскую практику, при этом противоречат основополагающим принципам социальной педагогики — гуманизму, равенству, принятию, индивидуализации. В этом плане наиболее актуальным сегодня является инклюзивный подход в образовании.
Это связано с тем, что в 2000 г. за рубежом появилась новая парадигма социально-педагогической деятельности — парадигма «включения». В рамках данной парадигмы социализация трактуется только с позиции нормы, так как каждая личность обладает внутренним достоинством, а соответственно правом на самореализацию в соответствии со своими возможностями. В этом случае отклонения от нормы быть попросту не может. Более того, даже если у личности возникают проблемы в социализации, при правильно организованной социально-педагогической деятельности, она не только может стать частью социума, но и приносить ему определенную пользу. Её значимость для общества не снижается, а в некоторых случаях даже возрастает6. Речь идёт о феномене «экстрабилити», т. е. «сверхспособностях», которые появляются и развиваются у человека, как реакция на те или иные проблемы в социализации, выступающие в качестве конкурентных преимуществ этих людей. Так, у инвалидов формируются качества, отсутствующие у здоровых людей. Например, незрячие люди обычно обладают хорошим слухом, развитым
6 Дорохова Т.С. Полипарадигмальный подход в социальной педагогике XX — начала XXI вв. / Т.С. Дорохова, П. Хольм, В.И. Симакова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. — Т. 12. — № 3. — С. 48.
воображением, умением генерировать нестандартные решения, развитым аналитическим мышлением, умением грамотно оперировать большими объемами информации, доверием к миру, способностью вызывать доверие у окружающих и др.7
То же самое можно сказать о девиантах, в частности, делинквентах. Интересно, что в 1920-е гг. социальные педагоги и педологи, занимавшиеся исследованием беспризорных, отмечали, что они гораздо более адаптивны, мобильны, активны, чем дети, воспитывавшиеся в семье. Иначе говоря, они лучше социализируются, чем дети, относившиеся учёными к категории нормы8.
Следует также отметить, что инклюзию реализовывал в социально-педагогической деятельности Антон Семёнович Макаренко. Он неоднократно отмечал, что не принимает понятия перевоспитания, так как человека можно только воспитать, а точнее, создать условия, в которых он сможет воспитать себя сам. И действительно, если стремиться перевоспитать того же преступника, необходимо «отталкиваться» от совершенного им преступления; смотреть на него, в первую очередь, как на преступника, а уже потом, как на человека. Антон Семенович, безусловно, знал биографию всех своих воспитанников, но смотрел на них, в первую очередь, как на людей, — каждого со своими индивидуальными особенностями. Что же касается их прошлого,
7 Инклюзивные мероприятия с использованием экстрабилити. Белая трость. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://extrability.org/ home/materials/ in-the-dark/what-is-extrability/ (дата обращения: 12.06.2019).
8 Галагузова Ю.Н. Сравнительный анализ моделей социального воспитания беспризорных в России: современность и 20-е гг. XX в. / Ю.Н. Галагузова, Т.С. Дорохова // Социальная педагогика: Теория. Практика. Перспективы: Материалы Всероссийских Макаренковских социально-педагогических чтений, 27-28 марта 2008 г. Ч. 1. М., 2008. — С. 161-173.
то оно оставалось именно прошлым и не влияло на жизнь воспитанника в колонии им. А.М. Горького или коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Ведь любой поступок (в том числе преступление) был совершен подростком под влиянием внешних условий, неблагополучной среды, в которую он попал. Следовательно, подросток сам являлся жертвой тех обстоятельств, в которые он попал, факторов, вызвавших трудности и в его социализации. В основе такого подхода лежат упоминавшиеся ранее принципы:
• гуманизма, предполагающего ценность жизни воспитанников, их здоровья (как физического, так и социального) прежде всего;
• равенства условий и возможностей для самореализации каждого воспитанника, независимо от совершенного им ранее;
• принятия, который позволяет принимать каждого воспитанника таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;
• индивидуализации, согласно которому педагог акцентировал внимание, в первую очередь, на достоинствах ребят, рассматривал каждого из них как личность, выявлял их потенциал и создавал условия для их успешной самореализации.
На наш взгляд, инклюзивный подход является основополагающим для успешности педагогики А.С. Макаренко, фундаментом, на котором строится все здание Макаренковской системы социального воспитания. Отношение педагога к воспитанникам определяет не только его деятельность, но и отношение воспитанников к нему самому, а следовательно, их поступки. Можно сказать, Антон Семёнович обогнал своё время, реализуя на практике парадигму принятия уже в 20-е годы прошлого столетия. В этом и залог успеха педагогики Макаренко, и сложность её повторения.
Неслучайно в настоящее время инклюзивный подход в педагогике реализуется с огромным трудом. Чаще в современном российском образовании осуществляется интеграция, которую принимают за инклюзию. И это связано, в первую очередь, с господством концепции «нормы» и «отклонения» от нее в общественном сознании. Люди, так или иначе отличающиеся от большинства, выделяются из общей массы, а потому не все их понимают и принимают. В школе таких ребят не любят, а в обществе чаще всего сторонятся. Деление на «своих» и «чужих» является нормой для большинства. Хотим мы того или нет, но даже в своей обычной жизни мы прибегаем к социальной экс-клюзии: исключению одних людей из нашего круга общения и инклюзии — включению других9. Прибегая к экс-клюзии, мы хотим отгородиться, показать, что нам неприятен тот или иной субъект или социальная группа, а прибегая к инклюзии, мы показываем, что кто-то нам нужен и важен. Второй стороной эксклюзии является готовность помочь, а инклюзии — готовность при-нять10. Общим для них является понятие интеграции.
Интеграция — это слово латинского происхождения, в переводе означает «вставка»11 (вставка одного объекта в другой, без нарушения целостности каждого из них). Субъект интеграции, интегрируемый, зависит от объекта интеграции. Иными словами, чтобы интеграция прошла успешно, субъект должен приспосабливаться к новой для себя среде. Ввиду значимости для социализации образовательных учрежде-
9 Астоянц М.С. Социальная эксклюзия в современном российском обществе: социокультурный анализ. — Ростов-на-Дону, 2007. — С.15.
10 Курмышева Л.К. Эксклюзия как феномен жизни общества // Психология, социология и педагогика. 2015. №3 (42). — С. 99.
11 Андриади И.П. Педагогический словарь: словарь /
И.П. Андриади, С.Ю. Темина. М., 2017. — С. 73.
ний (в частности, школы), обратимся к понятиям «интегративное образование» и «инклюзивное образование».
Интегративное образование — это способ осуществления образовательной деятельности посредством интеграции детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательные учреждения12. Особые образовательные потребности — это потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных условиях для усвоения образовательной программы13.
Идея интеграции заключается в том, что учащиеся с особыми образовательными потребностями проходят обучение в обычной школе со своими здоровыми сверстниками и приспосабливаются к образовательному пространству. Дети с ООП учатся в одних классах со здоровыми сверстниками, посещают мероприятия наравне с другими детьми, и, что очень важно, учатся по тем же образовательным программам. Приспособление ребёнка к новой среде, его социализация проходит в окружении здоровых сверстников, однако эти дети не всегда бывают поняты и приняты, что ведёт к снижению успеваемости и позитивного формирования личностных качеств.
Педагог общеобразовательного учреждения чаще всего не готов к обучению ребёнка с ООП, не всегда способен принять его и вести обучение и воспитание в равной степени для всех участников образовательного процесса. Трудность заключается в неподготовленности педагогических кадров. Не всегда такого ребёнка готовы принять и остальные субъекты образовательного процесса — здоровые дети и
12 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М., 2000. С.95.
13 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 63.
их родители. Кроме того, в образовательных учреждениях не созданы материально-технические условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Таким образом, с одной стороны, ребёнок с ООП устанавливает контакт со сверстниками, учится общаться, социализируется в среде, в которой ему предстоит продолжать свою дальнейшую жизнь; с другой стороны, образовательные потребности такого учащегося не всегда реализуются, и поэтому смысл такого образования постепенно утрачивается.
Инклюзия — это включение человека в социум, экономику, политику и другие сферы жизни14. Подразумевается, что приспосабливается как индивид, так и общество. Человек, меняя сферу своей деятельности, так или иначе взаимодействует с людьми, приспосабливается к новым условиям, порядкам, правилам и вынужден меняться сам. Инклюзия же предполагает, что меняется не только индивид, но и всё окружающее его. Инклюзия — это приспособление двух объектов, направленное на их комфортное взаимодействие. Инклюзия строится на необходимости каждого индивида в обществе, на принципах гуманизма, равенства, принятия, индивидуализации.
В свою очередь, инклюзивное образование подразумевает совместное обучение детей с различными особенностями и образовательными потребностями15. Оно строится на обеспечении равного доступа к образованию всех участников образовательного процесса. То есть обучающийся, имеющий особые образовательные потребности, может прийти в школу по месту жительства или в любое другое учебное
14 Елина Д.Д. Взгляды на инклюзию в современном обществе / Д.Д. Елина, Т.М. Пахолкина, Е.А. Задум-кина // Аллея науки. 2016. №3. С.43.
15 Аммосова Л.И. Инклюзивное образование — доступное образование — безбарьервная среда // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. №41. С. 42.
заведение на свой выбор и начать свою образовательную деятельность. При этом в данном случае образовательное учреждение обязуется предоставить ему все возможности для его успешной позитивной социализации. По необходимости ребёнку с особыми образовательными потребностями могут предоставить тьютора, также с ним может заниматься психолог или проводить беседы классный руководитель. Педагоги же, помимо обеспечения доступа к образовательной программе, могут давать дополнительные задания, помогающие усвоить тот или иной материал, корректировать учебную деятельность с наибольшей эффективностью для всех субъектов образовательного процесса. Также, по мере необходимости, проводятся различные психологические тренинги, дополнительные занятия. В этом случае обычные дети учатся видеть в другом человеке прежде всего личность, а не наличие или отсутствие особенностей. Инклюзивное образование строится на ценности всех индивидов, независимо от их способностей и достижений, на равном праве каждого человека получить образование.
Отметим, что в широком смысле инклюзивное образование подразумевает включение в образовательный процесс разных категорий учащихся, испытывающих трудности в социализации. При этом меняется сам подход к организации образования, что возможно лишь при условии изменения отношения всех субъектов образовательного процесса друг к другу, понимания ценности каждого человека для общества, признания достоинств каждого и создания условий для наилучшей реализации данных достоинств. Для успешной реализации инклюзивного подхода в современном образовании есть необходимость изучения идей Антона Семёновича Макаренко, уже в 20-е годы XX века эффективно использовавшего принципы инклюзии в своей социально-педагогической деятельности.
Литература
1. Аммосова Л.И. Инклюзивное образование — доступное образование — безбарь-ервная среда // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2012. — №41. — С. 42-45.
2. Андриади И.П. Педагогический словарь: словарь / И.П. Андриади, С.Ю. Темина. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 224 с.
3. Астоянц М.С. Социальная эксклюзия в современном российском обществе: социокультурный анализ. — Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. — 195 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.
5. Галагузова Ю.Н. Добровольческая деятельность как средство ресоциализации подростков с социально-опасным поведением / Ю.Н. Галагузова, Ю.В. Лужков // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV Международной конференции (Екатеринбург, 21 апреля 2018 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. — С. 319-323.
6. Галагузова Ю.Н. Сравнительный анализ моделей социального воспитания беспризорных в России: современность и 20-е гг. XX в. / Ю.Н. Галагузова, Т.С. Дорохова // Социальная педагогика: Теория. Практика. Перспективы: Материалы Всероссийских Макаренковских социально-педагогических чтений, 27-28 марта 2008 г. Ч. 1. М.: Изд-во РГСУ, 2008. С. 161-173.
7. Дорохова Т.С. Подходы к определению понятия «социализация в современном отечественном социально-педагогическом знании // Нижегородское образование. 2016. №4. С. 20-26.
8. Дорохова Т.С. Полипарадигмальный подход в социальной педагогике XX — начала XXI вв. / Т.С. Дорохова, П. Хольм, В.И. Симакова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 45-50.
9. Дорохова Т.С. Социально-педагогическая деятельность с беспризорными в 20-е гг. XX в. (на примере Полтавщины) / Т.С. До-
рохова, Т.В. Сергеева // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов III Международного круглого стола (Екатеринбург, 8 апреля 2017 г.) / науч. ред. Ю.Н. Гала-гузова. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. — С.157—161.
10. Елина Д.Д. Взгляды на инклюзию в современном обществе / Д.Д. Елина, Т.М. Па-холкина, Е.А. Задумкина // Аллея науки. — 2016. — №3. — С. 42-47.
11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
12. Курмышева Л.К. Эксклюзия как феномен жизни общества // Психология, социология и педагогика. — 2015. — №3 (42). — С. 98- 102.
13. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Га-лагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Га-лагузовой. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 320 с.
14. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс.]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 21.062019).