Научная статья на тему 'Социальная адаптивность молодых людей с ментальной инвалидностью к самостоятельной жизни в социуме: сущность, специфика, уровни проявления, критерии и показатели их оценки'

Социальная адаптивность молодых людей с ментальной инвалидностью к самостоятельной жизни в социуме: сущность, специфика, уровни проявления, критерии и показатели их оценки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4063
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых социальная адаптивность молодых инвалидов / инвалидов / инвалидов / инвалидов / инвалидов / инвалидов / инвалидов / инвалидов / инвалидов / инвалидов / психоневрологический интернат / социаль-но-педагогическое сопровождение / социализация лиц с умственной отсталостью / social adaptability of young people with disa-bilities / psycho-neurological boarding / socio-pedagogical support / socialization of persons with mental retardation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Никитина Наталья Ивановна, Агронина Наталья Иосифовна

В статье авторы обосновывают сущность и содержание социальной адаптивности выпускников психонев-рологических интернатов (молодых инвалидов 24‒27 лет с легкой формой умственной отсталости) к самостоятельной жизни в социуме; констатируют, что данная адаптивность характеризуется уровнем владения выпускником интерната нормами социального поведения, профессиональной ориентированностью и социально-нравственным опытом проявления самореализации в различных жизненных ситуациях. Раскрывают содержательное наполнение основных компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностного), определяющих социальную адаптивность выпускника психоневрологического интерната (ПНИ); приводят характеристики уровней сформированности социальной адаптивности выпускников ПНИ к самостоятельной жизни (минимально-базовый уровень; социально-стабильный уровень; социально-перспективный уровень). Также авторы статьи рассматривают принципы реализации социально-педагогического сопровождения адаптации выпускников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни в социуме (в частности, принцип гуманистического характера взаимоотношений специалистов ПНИ с молодыми инвалидами; принцип индивидуального подхода; принцип вариативности и комплексности форм, методов, средств сопровождения; принцип приоритетности интересов профессионально-личностного развития молодого инвалида в процессе осуществления социально-педагогического сопровождения его адаптации к самостоятельной жизни в социуме и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Никитина Наталья Ивановна, Агронина Наталья Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTABILITY OF YOUNG PEOPLE WITH MENTAL DISABILITIES FOR INDEPENDENT LIFE IN SOCIETY: ESSENCE, SPECIFICITY, LEVELS OF EXISTENCE, CRITERIA AND INDICATORS FOR THEIR EVALUATION

This article was prepared within the framework of the state assignment of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 3307 In the article the authors explain the nature and content of social adaptability of graduates psycho-neurological boarding schools (young people with disabilities from 24 to 27 years old with mild mental retardation) to independ-ent life in society; note that this adaptability is character-ized by the level of proficiency of graduate boarding norms of social behavior, professional orientation and socio-moral experience of self in different situations. Reveal the content of main components (motivational, cognitive, activity) that determine the social adaptability of the graduate psycho-neurological boarding school; lead characteristics of the levels of formation of social adaptability of graduates of psycho-neurological board-ing schools for independent living (minimal-basic level; socially stable level; social perspective level). Also, the authors consider the principles of implementation of so-cio-pedagogical support of adaptation of graduates of the boarding school to independent life in society (in particu-lar, the principle of the humanistic nature of the relation-ship specialists of psycho-neurological boarding schools with young people with disabilities; the principle of indi-vidual approach; the principle of variability and complexi-ty of forms, methods, means of support; the principle of the priority of the interests of professional and personal development of a young disabled person in the imple-mentation of socio-pedagogical support of its adaptation to independent life in society, etc.).

Текст научной работы на тему «Социальная адаптивность молодых людей с ментальной инвалидностью к самостоятельной жизни в социуме: сущность, специфика, уровни проявления, критерии и показатели их оценки»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 376.42

ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна,

доктор педагогических наук, доцент

НИКИТИНА Наталья Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор

АГРОНИНА Наталья Иосифовна,

кандидат педагогических наук, доцент

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИВНОСТЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ В СОЦИУМЕ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ОЦЕНКИ

В статье авторы обосновывают сущность и содержание социальной адаптивности выпускников психоневрологических интернатов (молодых инвалидов 24-27 лет с легкой формой умственной отсталости) к самостоятельной жизни в социуме; констатируют, что данная адаптивность характеризуется уровнем владения выпускником интерната нормами социального поведения, профессиональной ориентированностью и социально-нравственным опытом проявления самореализации в различных жизненных ситуациях. Раскрывают содержательное наполнение основных компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностного), определяющих социальную адаптивность выпускника психоневрологического интерната (ПНИ); приводят характеристики уровней сформированности социальной адаптивности выпускников ПНИ к самостоятельной жизни (минимально-базовый уровень; социальностабильный уровень; социально-перспективный уровень). Также авторы статьи рассматривают принципы реализации социально-педагогического сопровождения адаптации выпускников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни в социуме (в частности, принцип гуманистического характера взаимоотношений специалистов ПНИ с молодыми инвалидами; принцип индивидуального подхода; принцип вариативности и комплексности форм, методов, средств сопровождения; принцип приоритетности интересов профессионально-личностного развития молодого инвалида в процессе осуществления социально-педагогического сопровождения его адаптации к самостоятельной жизни в социуме и др.).

Ключевые слова: социальная адаптивность молодых инвалидов, психоневрологический интернат, социально-педагогическое сопровождение, социализация лиц с умственной отсталостью.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -263-272

GREBENNIKOVA Veronika,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate professor

NIKITINA Natalia,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

AGRON^ Natalia, Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Professor

SOCIAL ADAPTABILITY OF YOUNG PEOPLE WITH MENTAL DISABILITIES FOR INDEPENDENT LIFE IN SOCIETY: ESSENCE, SPECIFICITY, LEVELS OF EXISTENCE, CRITERIA AND INDICATORS FOR THEIR

EVALUATION

This article was prepared within the framework of the state assignment of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 3307 In the article the authors explain the nature and content of social adaptability of graduates psycho-neurological boarding schools (young people with disabilities from 24 to 27 years old with mild mental retardation) to independent life in society; note that this adaptability is characterized by the level of proficiency of graduate boarding norms of social behavior, professional orientation and socio-moral experience of self in different situations. Reveal the content of main components (motivational, cognitive, activity) that determine the social adaptability of the graduate psycho-neurological boarding school; lead characteristics of the levels of formation of social adaptability of graduates of psycho-neurological boarding schools for independent living (minimal-basic level; socially stable level; social perspective level). Also, the authors consider the principles of implementation of socio-pedagogical support of adaptation of graduates of the boarding school to independent life in society (in particular, the principle of the humanistic nature of the relationship specialists of psycho-neurological boarding schools with young people with disabilities; the principle of individual approach; the principle of variability and complexity of forms, methods, means of support; the principle of the priority of the interests of professional and personal development of a young disabled person in the implementation of socio-pedagogical support of its adaptation to independent life in society, etc.).

Key words: social adaptability of young people with disabilities, psycho-neurological boarding, socio-pedagogical support, socialization of persons with mental retardation.

Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 3307

This article was prepared within the framework of the state task the Ministry of Education of

the Russian Federation № 3307

Одной из важных проблем, стоящих практически перед каждым российским психоневрологическим интернатом (ПНИ), является проблема подготовка его выпускников (молодых людей в возрасте 24-28 лет с ментальной инвалидностью) к самостоятельной жизни в социуме. Такая подготовка должна носить интегрированный социально-педагогический, медико-социальный, психологический, социокультурный, физкультурно-адаптивный, профориентационный характер. Она должна являться неотъемлемой составляющей социально-педагогической деятельности ПНИ, стимулирующей целенаправленную социализацию его выпускников, формирование у них определенного позитивного опыта

- 263 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

социального поведения и самостоятельной трудовой (профессиональной) деятельности.

Одной из актуальных проблем, возникающих у выпускников психоневрологических интернатов (в данной статье - это молодые люди в возрасте 24-27 лет с легкой степенью умственной отсталости), является проявление ими самостоятельности в сфере самообслуживания и успешная адаптация (в том числе и трудовая) в обществе.

Сформированная в период пребывания в ПНИ социальная адаптивность молодых инвалидов с легкой степенью умственной отсталости (с третьей группой инвалидности) выступает важнейшим условием успешности их социализации (и в определенной мере их самореализации) в различных сферах жизнедеятельности.

ПНИ как государственный институт комплексной реабилитации инвалидов обладает значительным социально-педагогическим потенциалом по развитию у выпускников умений, навыков, необходимых для социальной адаптации.

В ряде исследований [1; 2; 3; 5; 6; 11; 12 и др.] достаточно убедительно доказаны положения о том, что для молодых инвалидов в возрасте 23-28 лет с легкой степенью умственной отсталости, которые являются выпускниками ПНИ, характерны определенные личностнотипологические особенности, так или иначе, но в целом все же негативно сказывающиеся на их адаптации к самостоятельной жизни в современном обществе: в частности низкий уровень коммуникативной культуры, инфантилизм, стихийная подчиняемость дурным влияниям, низкий уровень саморегуляции своих поведенческих и эмоциональных реакций на те или иные события, ситуации, недостаточная самостоятельность. В определенной мере это обусловлено самой режимной организацией жизнедеятельности ПНИ, поскольку в большинстве своем для системы функционирования ПНИ характерно однообразие форм общения, жесткая регламентация дисциплинарных моментов и режима проживания, отсутствие «свободных зон личностного развития» пациента ПНИ.

В науке сложились определенные теоретические предпосылки для разработки технологии социально-педагогического сопровождения развития социальной адаптивности у будущих выпускников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни в социуме. Еще в СССР проблемам разработки и внедрения в практику теоретико-методических основ процессов трудовой адаптации и социальной интеграции инвалидов с умственной отсталостью были посвящены труды Н.Ф. Дементьевой [5]. В своих работах ученый подробно анализирует варианты трудового прогноза при умственной отсталости и вопросы преемственности между детскими и взрослыми психоневрологическими интернатами, вопросы социально-трудовой реабилитация инвалидов-ментальников (лиц с ментальными нарушениями), особое внимание уделяет возможностям, роли и потенциалу социально-развивающей среды в психоневрологических интернатах в сфере социальной и трудовой адаптации умственно отсталых лиц.

Особенности социализации лиц молодого возраста с умственной отсталостью в условиях интернатного учреждения исследованы О.Х. Бегметовым, Н.С. Голубевой [2], Н.Ф. Дементьевой, Н.М. Доценко, В.В. Болтенко, Е.С. Ивановым, В.Н. Николаевым, В.Н. Поповой, М.В. Филипповой, П.С. Федоровой, Н.В. Шиповой, Н.А. Яковлевой [12]. Медико-социальные и социальнопсихологические проблемы адаптации лиц с инвалидностью (в том числе и с ментальной) к самостоятельной жизни в обществе изучались Ф.Б. Березиным и T.B. Барлас [1], А.В. Гордеевой, Н.Ф. Дементьевой, Т.А. Добровольской, Н.В. Дудыкиной, Е.В. Морозовой, Н.Б. Шабалиной и др. Правовые аспекты защиты лиц с инвалидностью (в том числе и с ментальной инвалидностью) отражены в работах Н.В. Антипьева, Д.И. Бартенева [4], С.Н. Кавокина и др.

Особую важность для данного исследования представляют положения, выдвинутые в монографии И.А. Коробейникова [6], в содержании которой ученый на основе междисциплинарного подхода уточняет и конкретизирует значение органико-психофизиологических, психологопедагогических и социальных факторов, обусловливающих специфические особенности процессов социальной адаптации (и социализации в целом) лиц с легкой формой умственной отсталости. И.А. Коробейников подчеркивает, что многие десятилетия в отечественной дефектологической науке и практике доминировал клинический (сугубо медицинский) подход к развитию личности молодых инвалидов с легкой степенью умственного недоразвития, преобладал гипертрофированный подход к диагностике различных видов негативных характеристик личностного развития олигофренов, что приводило к узкому (в основном, медикаментозному, психоневрологическому) подходу к коррекционным воздействиям на личность молодых людей с ментальной инвалидностью. Тем самым существенно недооценивались реальные возможности позитивных социально-педагогических и социокультурных влияний на положительную динамику коррекционно-развивающего процесса индивидуального развития молодого инвалида.

Вопросы коррекционно-развивающего обучения и воспитания лиц с нарушением интеллекта рассмотрены в трудах Е.А. Екжановой, К.С. Лебединской, В.М. Маховой, В.Ф. Мачихиной,

- 264 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

Е.А. Стребелевой, Дж. Шелли, М. Френсис. Проблемы педагогического сопровождения социально-трудовой реабилитации инвалидов представлены в работах В.З. Кантор, А.В. Кораблева и др. Социально-педагогические и социально-психологические аспекты работы по интеграции молодых людей с инвалидностью в современное общество представлены в исследованиях Л.И. Аксеновой, М.А. Галагузовой, С.Н. Маслиевой [7], Н.И. Никитиной [9; 10], М.В. Шауровой, Е.Р. Ярской-Смирновой [13] и др.

Учитывая, что данное исследование выполнено в условиях ПНИ, мы с особой тщательностью изучали имеющийся в научной литературе теоретико-методический базис социальной адаптации инвалидов с умственной отсталостью. Так, для нас были важны положения: работ О.Х. Бегметова, в которых рассматриваются медико-социальные и организационнометодические аспекты реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний в условиях психоневрологического интерната; работ Ф.Б. Березина, раскрывающих сущность социально-психологической адаптации при невротических и психосоматических расстройствах; работ Н.В. Дудыкиной, рассматривающих вопросы создания и развития социальнотерапевтической среды для инвалидов в условиях психоневрологических интернатов. Существенный вклад в отечественную науку в части развития теоретико-методических основ процессов социальной реабилитации и интеграции инвалидов вследствие психических заболеваний внесли труды И.Я. Гуровича [3], в которых детально раскрыта сущность и технологии психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитация в психиатрии, междисциплинарные и полинаучные механизмы интеграции инвалидов-ментальников в общество.

Значительный интерес представляют труды М.М. Айшервуд, Н. Вайзман, T.S. Brugha [14], W. Momm, A. Konig, H. Enns & A. Neufeldt [15], в которых осуществлен анализ изучения проблем зарубежной практики психолого-педагогической, социокультурной, социально-педагогической работы с молодыми людьми с инвалидностью (в том числе и с ментальной).

Обычно в социальной психологии и педагогике под адаптацией (от лат. сл. adaptatio -приспособление) понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с изменившейся средой; процесс, в ходе которого постепенно согласуются и приводятся в равновесную систему требования, ожидания обеих сторон, составляющих процессно-средового взаимодействия [8; 9].

Понятие «социальная адаптация» относится к категории так называемых междисциплинарных понятий, то есть ее исследованием активно занимаются представители различных научных областей (отраслей). Феноменология социальной адаптации как полинаучной категории включает разные виды адаптивных процессов (бытовая, производствен-ная/профессиональная, социально-экономическая и др. виды адаптации; адаптация к вариативным формам общественного сознания: религия, искусство, мораль, наука и пр.).

Характер и степень социальной адаптации личности во многом зависит от биофизиологических, психических свойств человека, от уровня (например, высокий, средний, низкий) его социального развития, а также от уровня развития у индивида определенной системы знаний, способностей, социально значимых (востребованных обществом) умений и навыков.

В работах Л.В. Мардахаева отмечается, что социальная адаптация представляет собой процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. По мнению ученого, средством социальной адаптации является принятие индивидом норм, требований, условий функционирования, ценностей новой социальной среды (например, школы-интерната, ПНИ), а также принятие индивидом сложившихся в данной среде форм социального взаимодействия, видов и форм деятельности.

Анализ различных научных исследований по проблеме социальной адаптации выпускников ПНИ к условиям самостоятельной жизни в современном социуме позволил выделить следующую совокупность групп требований, которые предъявляются к выпускникам данных интернатных учреждений (молодым инвалидам в возрасте 25-28 лет с легкой степенью умственной отсталости) для их успешной адаптации в социуме:

- группа требований социально-бытового характера (включает требования сформированное™ у выпускника ПНИ знаний, умений и навыков, которые необходимы для осуществления самообслуживания в различных областях бытовой жизнедеятельности; например, умения самостоятельно вести домашнее хозяйство с учетом имеющихся финансовых средств; навыки, необходимые для взаимодействия с обществом и окружающей средой при осуществлении бытовых потребностей; создание и поддержание оптимальных бытовых санитарно-гигиенических условий и т.д.);

- группа требований социального характера (то есть молодому инвалиду с легкой степенью ментальных нарушений, выпускнику ПНИ, необходимо иметь элементарно-базовые представления об общественных взаимоотношениях, например в системах «покупатель - продавец», «врач - пациент», «пассажир общественного транспорта - другие пассажиры - води-

- 265 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

тель», «гражданин - представители власти (например, полицейские)», «наемный работник -начальник производства, работодатель», «житель конкретной квартиры - соседи - представителя органа власти местного самоуправления» и др. В эту группу требований входят и требования к сформированности умений более или менее правильно (адекватно) оценивать ситуацию, участником которой является молодой инвалид, умения вести себя сообразно требованиям ситуации и др.);

- группа требований мотивационно-эмоционального характера (то есть молодому инвалиду с легкой степенью ментальных нарушений, выпускнику ПНИ, для успешной социальной адаптации необходимы развитые, хотя бы в минимально-базовой степени, умения и навыки в сфере познавательной деятельности, в области реализации конкретного трудового функционала достаточно простых видов профессий, которые доступны для лиц с легкой степенью умственной отсталости (например, швея, озеленитель, горничная, сборщик жалюзи, укладчик готовой продукции и др.);

- группа требований правового характера (то есть молодому инвалиду с легкой степенью ментальных нарушений, выпускнику ПНИ, необходимы базовые знания в сфере защиты своих прав как представителя особой категории граждан - «лиц с инвалидностью», которая находится под активной социально-правовой защитой государственных органов власти, общественных организаций, региональных общественных организаций инвалидов и др.).

Необходимо отметить, что требований, предъявляемых к выпускникам ПНИ, молодым инвалидам с легкими ментальными нарушениями для их успешной адаптации в современном социуме, значительно больше. Изложенное выше характеризует наиболее важные из них. Характер и количество этих требований определяется, прежде всего, своеобразием социума (например, живет молодой инвалид в городской или сельской местности), условиями жизни в нем, его возможностями, системой взаимоотношений между различными категориями людей, а также от специфики контингента выпускников ПНИ.

Социальная адаптивность выпускников ПНИ представляет собой интегративное качество их личности, которое определяет способность и готовность молодого инвалида применять освоенный в период пребывания в интернате социальный и трудовой опыт (социально значимые умения, навыки) для успешного приспособления к различным средам самостоятельной жизнедеятельности. Данная адаптивность характеризуется уровнем владения выпускником ПНИ нормами социального поведения, профессиональной ориентированностью и социальнонравственным опытом проявления самореализации в различных жизненных ситуациях.

Основными компонентами, определяющими социальную адаптивность выпускника ПНИ, являются:

- мотивационный компонент (стремление к полноценной самостоятельной жизни вне стен интернатного учреждения, желание улучшить, развить имеющиеся у него социально значимые навыки, модели адаптивного поведения);

- когнитивный компонент (знание основных норм социального поведения; сформиро-ванность основ самопонимания себя как социально-значимой личности; осознание (на возможно доступном уровне) перспектив своего личностного роста, трудоустройства и, возможно, профессиональной и творческой самореализации и др.);

- деятельностный компонент (наличие определенного позитивного опыта социальнозначимого поведения в ситуациях самообслуживания, соблюдения режима дня, выполнения трудового распорядка и конкретных профессиональных функций в период пребывания в ПНИ, сформированность умений ставить перед собой социально-значимые цели в сфере организации своего досуга и обеспечивать их достижение, сформированность умений взаимодействовать с членами творческого коллектива, в котором он занимается в досуговое время).

Уровнями сформированности социальной адаптивности выпускников ПНИ к самостоятельной жизни являются:

- минимально-базовый уровень (включает в себя следующие составляющие: сформиро-ванность необходимых социальных навыков, наличия которых достаточно для начального этапа самопроявления в самостоятельной жизни; однако у выпускника недостаточно развиты навыки в сфере общения с незнакомыми людьми, низкий уровень профессионального самоопределения. Такой выпускник нуждается в значительном внимании и сопровождении после выпуска из ПНИ);

- социально-стабильный уровень (характеризуется следующими составляющими: сформированное^ необходимого для общения в стандартных и малознакомых ситуациях уровня коммуникативной культуры, ориентированность на трудовую самореализацию, осознание ценностей социально одобряемого образа жизни; однако у него затруднено общение с представителями разных возрастных и социальных групп, осложнены перспективы формирования семьи

- 266 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

и семейных взаимоотношений; такой выпускник ПНИ нуждается в определенной поддержке и сопровождении в самостоятельной жизни);

- социально-перспективный уровень (данный уровень характеризуется тем, что у выпускника ПНИ сформирована на максимально возможном и доступном для его личностного развития и социально приемлемом уровне культура полоролевого поведения, коммуникативная культура, профессиональное самоопределение; имеющиеся навыки самоконтроля эмоциональных состояний и саморегуляции поведения достаточны для успешной адаптации в самостоятельной жизни, а также для успешной профессиональной и творческой самореализации).

Экспериментальная работа в рамках данного исследования проводилось на базе ряда ПНИ г. Москвы, Краснодарского края, г. Курск в период с 2013 по 2015 гг. Основными задачами эксперимента являлись: а) выявление уровня сформированности основ социальной адаптивности у 18-летних выпускников интернатных учреждений для несовершеннолетних с умственной отсталостью, которые стали пациентами (клиентами) ПНИ городов Москвы, Краснодара, Курска; б) реализация технологии социально-педагогического сопровождения формирования социальной адаптивности у молодых инвалидов 20-28 лет (будущих выпускников ПНИ); в) оценка эффективности реализации технологии социально-педагогического сопровождения формирования социальной адаптивности у молодых инвалидов 20-28 лет к самостоятельной жизни в условиях современного социума.

В эксперименте принимали участие 68 человек - пациентов ПНИ с легкой степенью умственной отсталости (38 чел. - пациенты ПНИ г. Москвы; 15 чел. - пациенты ПНИ г. Краснодара, 15 чел. - пациенты ПНИ г. Курска) в возрасте от 18 до 30 лет (38 мужчин и 22 женщины), которые проживали в интернатах на полном государственном обеспечении. Для диагностики использовался комплекс психодиагностических методик, беседы, наблюдения. Причем из 68 человек были выделены подгруппы по продолжительности лет пребывания в ПНИ (все пациенты прибыли в ПНИ в возрасте 18 лет после окончания срока своего пребывания в специализированной школе-интернате): 13 чел. проживали в ПНИ от 1 года до 3 лет, 15 чел. - от 3 до 5 лет; 25 чел. - от 5 до 10 лет; 15 чел. - более 10 лет.

В первый год пребывания в ПНИ молодые инвалиды с умственной отсталостью (более 64% из участников экспериментальной работы) боялись неизвестности, у них повышался уровень личностной тревожности, были замкнуты, не проявляли (или редко проявляли) инициативу в общении, испытывали трудности в адаптации к новым условиям жизни. Однако у определенной части молодых инвалидов (около 35%), которые провели в ПНИ от 3 до 5 лет уровень тревожности снижался (нормализовался), появлялся интерес к работе (трудотерапии), появлялись дружеские связи, расширялись межличностные контакты, появлялся интерес к различным формам досуговой деятельности (спортивной, театральной, танцевальной, художественному, декоративно-прикладному творчеству и др.). Вместе с тем, была группа молодых инвалидов (около 47%), которая так и не смогла полностью адаптироваться к условиям жизни в ПНИ.

Интересны данные эксперимента по группе молодых инвалидов, которые прожили в ПНИ от 5 до 10 лет. У той их части, которая имела надежды выйти в самостоятельную жизнь после 5-7 лет, проведенных в ПНИ, и не смогла начать жить самостоятельно (по разным причинам), фиксируется (диагностируется) чувство подавленности, бесперспективности жизни, ненужности. Однако среди участников экспериментальной работы (среди молодых инвалидов в возрасте 23-27 лет), которые прожили в ПНИ от 5 до 10 лет, есть лица, которые в период с 6-го по 7-ой год пребывания в интернате (их возраст 24-26 лет) начинают активно участвовать во всех программах, ориентированных на развитие навыков социальной адаптации, стремятся доказать свою способность к самостоятельной жизни и на 8-ом году пребывания в ПНИ по решению соответствующей комиссии добиваются (получают) право на выход из ПНИ для самостоятельной жизни в социуме.

По данным эксперимента Н.С. Голубевой и Е.С. Иванова [2], инвалиды (возраст 28-30 лет), которые живут в ПНИ более 10 лет, говорят о существенной неудовлетворенности условиями проживания в интернате (83% от общего числе учеников эксперимента в одном из ПНИ Санкт-Петербурга). По нашим данным (на примере экспериментальных ПНИ гг. Москвы, Курска, Краснодара), есть группа молодых инвалидов (38% от общего числа участников эксперимента, возраст 28-30 лет), которые живут в ПНИ более 10 лет и довольны своей жизнедеятельностью в условиях интерната. Следует особо подчеркнуть тот момент, что в данном исследовании мы рассматривали только пациентов ПНИ с легкой степенью умственной отсталости и не рассматривали пациентов ПНИ с шизофренией и другими ментальными заболеваниями.

В экспериментальной проверке технологии социально-педагогического сопровождения адаптации выпускников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни кроме самих молодых пациентов ряда ПНИ г. Москвы, Курска, Краснодарского края принимали участие практически все их специалисты. Доминирующими характеристиками выборки специалистов

- 267 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

ПНИ являются: преобладание лиц женского пола (73%) в возрасте от 33 до 56 лет. В период экспериментальной проверки технологии социально-педагогического сопровождения адаптации выпускников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни были проведены многочисленные интервью с трудинструкторами ПНИ с целью изучения особенностей их взаимодействия с молодыми инвалидами.

В период экспериментальной проверки (2013-2015) технологии социально-

педагогического сопровождения адаптации выпускников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни в ПНИ каждый год избирался его актив: староста интерната, старосты палат, назначались дежурные в вечернее время. В результате заметно улучшилась дисциплина, порядок, психологический микроклимат в коллективе пациентов ПНИ в целом. На общих собраниях, в дни праздников чествовали победителей проведенных конкурсов «На лучшую палату», «Лучший работник в мастерских», для них организовывались поездки и экскурсии. Вся информация о тех, кто добился позитивных результатов в различных видах трудовой, социокультурной, физкультурно-спортивной, театральной и других видах деятельности, и тех, кто активно стремился к достижению успехов, размещалась на специальных информационных стендах. Это являлось весомым стимулом для активизации многих пациентов ПНИ к работе по саморазвитию, имело достаточно сильное морально-психологическое воздействие на их мотивационную составляющую.

При проведении разливных мероприятий по трудотерапии мы учитывали показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание молодого инвалида участвовать в занятиях по трудотерапии. При проведении занятий в досуговое время образовались подгруппы по интересам: творческие мастерские (плетение из лозы; гончарное дело и др.), занятия танцами, вокально-музыкальные занятия, занятия физическим трудом (посадка цветов, кустарников, благоустройство территории, в частности изготовление их деревянных предметов (скамеек и др.) для ландшафта озеленяемой территории, и др.), занятия на тренажерах в кабинете ЛФК.

За время реализации экспериментальной программы молодые инвалиды приобрели навыки личной гигиены, самообслуживания, ответственности за порученный им объект, успешно развивались дружественные отношения в группе. При проведении мероприятий в группах по интересам отмечается взаимопомощь и взаимовыручка среди пациентов ПНИ.

За время проведения занятий по трудотерапии, арт-терапии у молодых инвалидов расширился словарный запас, развились память, мышление, мелкая моторика рук, речь стала более связной. Также многие молодые инвалиды поверили в свои собственные силы, возможности, почувствовали свою значимость, могли понять важность систематических занятий для достижения определенных результатов.

Процесс развития в условиях ПНИ социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью к самостоятельной жизни в социуме включал в себя также программу специализированных тренинговых занятий, разработанных на основе интерактивных методик. Она включала в себя такие методы и упражнения, которые позволяли молодым инвалидам (будущим выпускникам ПНИ) самостоятельно делать те или иные выводы. В основе программы лежит решение комплекса жизненно-ориентированных проблем поведения и самореализации личности молодого инвалида в жизненно важных ситуациях. Каждая проблема в ходе тренинга решалась через: а) организацию коллективного обсуждения различных точек зрения на тот или иной аспект проблемы; б) моделирование ситуаций и осмысление места и роли человека в ней; в) выработку определенных умений, навыков, необходимых в моделируемой ситуации, определяющих необходимое для приемлемого поведения и адекватного восприятия себя в ней пациента ПНИ; г) организацию ролевых игр, накопление опыта приемлемого поведения; д) анализ полученного опыта, как положительного, так и отрицательного, и его причины.

Все занятия построены таким образом, чтобы каждый участник имел возможность высказать свое мнение на тот или иной вопрос, выслушать и оценить точки зрения других участников, обсудить с другими участниками ту или иную проблему и сделать необходимые для себя выводы, а также получил возможность усвоить необходимые для проявления в жизненно важной ситуации навыки и проявить их в условиях ролевой игры.

В последние 20 лет во многих ПНИ для развития навыков социальной адаптивности лиц с умственной отсталостью достаточно активно используются различные виды арт-терапии (в том числе, изотерапия, музыкотерапия, эстетотерапии, театротерапия, песочная терапия и др.). Инициатива и первый опыт применения в психолого-педагогической практике элементов театральной деятельности с целью развития тех или иных качеств, навыков и способностей людей с ограниченными возможностями принадлежит академику А.Е. Штеренгерцу. Театральная деятельность объединяет такие специализированные методы, как арттерапия (терапия посред-

- 268 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

ством изобразительной деятельности пациента), музыкотерапия, драматерапия, терапия движением и танцем, эстетотерапия (лечение путем воздействия на пациента произведениями искусства), а также их разнообразные сочетания в виде так называемого «мультимедиального» творчества.

В современной педагогической и психологической практике достаточно прочно укоренилось понятие «игровые тренинги». Игры-тренинги, обладая системой правил, табу, игровых условий, дают участникам возможность развивать навыки самоконтроля эмоционального состояния, саморегуляции поведенческих реакций. Обязательным элементом таких игр является «обратная связь» - обсуждение итогов, результатов игры, что расширяет возможности личности в самопознании, самооценки и оценки других. Основные функции игр-тренингов: диагностическая (выявление личностных особенностей участников, внутригрупповых взаимоотношений); терапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности, раскрытие позитивного потенциала личности); коммуникативная (развитие навыков общения); коррекционная (приобретение социально полезного опыта, внесение позитивных изменений в структуру личности); функция межнациональной коммуникации (усвоение единых общечеловеческих социально-культурных ценностей); развлекательно-развивающая функция.

Компьютерные игры являются существенным фактором воспитывающего воздействия на личность пациента ПНИ. Компьютер обладает уникальными возможностями самовключения пациента ПНИ в процесс взаимодействия в системе «человек - техника», при котором он становится не просто поглотителем информации, но и активным соучастником взаимодействия. Компьютерные игры представляют возможность использовать позитивный потенциал компьютерных технологий по различным направлениям: овладение навыками взаимодействия с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации пациентом ПНИ, ограниченным в возможностях взаимодействия со средой; направленное развитие личности пациента ПНИ с использованием специальных обучающих игровых программ информационного и развивающего воздействия; профориентационная работа с пациентом ПНИ, то есть подготовка его к последующей профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий.

Анализ многолетней реализации в условиях ряда ПНИ технологии социальнопедагогического сопровождения адаптации выпускников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни в социуме позволил утверждать, что эффективность социальнопедагогического сопровождения была обеспечена тем, что: а) содержание социальнопедагогического сопровождения базировалось на учете индивидуальных особенностей (половозрастных, психофизиологических и др.) и потребностей личности каждого будущего выпускника, на учете актуальных проблем, существующих у пациентов ПНИ, на основе выявления потенциальных рисков, существующих в основных сферах жизни молодых инвалидов; включает формирование у выпускника интернатного учреждения умений по самоорганизации своей жизнедеятельности, профессиональному самоопределению, самоорганизации свободного времени; б) сопровождение носило системный и поэтапный характер, обеспечивало формирование у выпускников ПНИ адекватного, позитивного отношения к самим себе, окружающему обществу и своему месту в нем; выработку навыков уверенного самостоятельного поведения; в) технология социально-педагогического сопровождения строилась с учетом индивидуального своеобразия выпускника и реальных проблем, которые возникают у него в адаптивности к различным жизненным ситуациям; г) обеспечивались индивидуальный и дифференцированный подходы к выпускникам ПНИ; органично сочетались индивидуальные, групповые, коллективные формы и методы интерактивной работы с молодыми инвалидами; д) реализовывалось социальнопедагогическое партнерство всех специалистов ПНИ с учреждениями социума (учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественных организаций и др.) в сфере формирования навыков социальной адаптации выпускников ПНИ.

В ходе исследования были выявлены уровни сформированности социальной адаптивности у выпускников ПНИ 25-28 лет. Результаты отражают динамику уровней сформированности адаптивности - от исходного, базового, к среднему и социально-перспективному (высокому), что свидетельствует о сформированности идентичности, самосознания, мотивации к трудовой деятельности, о развитии навыков самоконтроля, ответственности, потребности в коммуникативности и эмпатии, социальной активности, о профессиональном самоопределении (табл. 1).

- 269 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

Таблица 1 Динамика сформированности уровней социальной адаптивности выпускников ПНИ (в %)

Table 1 Dynamics of formation levels of social adaptability of graduates PNI (in%)

Тип группы Уровни сформированности социальной адаптивности

Выпуск 2013 г. Выпуск 2015 г.

минимально- базовый социально- стабильный социально- перспектив- ный минимально- базовый социально- стабильный социально- перспектив- ный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возраст 22-24 года (11 чел.) 8,3 69,1 22,6 7,8 59,3 32,9

Возраст 25-27 лет (12 чел.) 15,7 68,4 14,9 14,5 62,1 23,4

Анализ данных методики Махони, которые выполнили пациенты ряда ПНИ, показал, что среди молодых инвалидов с легкой степенью умственной отсталости есть 68% «добросовестных исполнителей» (от общего числа участников эксперимента, n=83 чел.), которые могут достаточно качественно выполнять порученный им стандартный функционал.

В ходе экспериментальной работы были реализованы основные принципы социальнопедагогического сопровождения адаптации выпускников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни в социуме, коими являются: принцип индивидуального подхода; принцип гуманистического характера взаимоотношений специалистов ПНИ с молодыми инвалидами; принцип вариативности и комплексности форм, методов, средств сопровождения; принцип пропедевтического, опережающего характера процесса формирования социальной адаптивности будущих выпускников ПНИ; принцип приоритетности интересов профессиональноличностного развития молодого инвалида в процессе осуществления социальнопедагогического сопровождения его адаптации к самостоятельной жизни в социуме; принцип соответствия социально-реабилитационной, социокультурной, образовательно-развивающей среды ПНИ адаптивным (компенсаторно-адаптационным) возможностям молодого инвалида.

В целом же процесс развития в условиях ПНИ социальной адаптивности его будущих выпускников включал в себя систематическую, целенаправленную высококвалифицированную помощь многопрофильной команды специалистов ПНИ будущим выпускникам в следующих сферах их жизнедеятельности: а) в сфере медицинской реабилитации (в частности общее оздоровление и физическое развитие пациентов ПНИ, преодоление различного рода соматических нарушений, контроль за состоянием уже имеющихся заболеваний и профилактика их хронических осложнений, формирование умений и навыков в сфере самостоятельного выполнения рекомендуемых для конкретного инвалида комплексов ЛФК и др.); б) в социально-бытовой сфере (развитие гигиенических навыков, совершенствование культуры взаимоотношений в микрогруппах молодых людей, в том числе разнополых и разновозрастных по составу, формирование и развитие навыков самообслуживания и др.); в) в образовательной сфере (создание необходимой учебно-познавательной мотивации, формирование и развитие умений и навыков познавательной деятельности, содействие, в тех случаях, когда это возможно по состоянию здоровья, в получении профессионального образования и др.); г) в досуговой сфере (организация рационального и разнообразного по содержанию, видам, формам досуга, взаимообогащение интересов пациентов ПНИ в сфере социокультурной, физкультурно-оздоровительной, художественно-творческой деятельности, развитие навыков самоорганизации досуга и др.); д) в сфере возможной семейной социализации (формирование культуры поведения в будущей семейной жизни); е) в профориентационной сфере (формирование адекватной стратегии профессионального будущего в соответствии с возможностями выпускника ПНИ и др.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1994. - Т. 94. - № 6. - С. 38-43.

2. Голубева Н.С., Иванов Е.С. Психоневрологический интернат: качество жизни умственно отсталых молодых людей [Электронный ресурс] // Сайт psyhodic.ru. - Режим доступа свободный: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2147 (дата обращения: 17.05.2015).

3. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Интеграция психически больных-инвалидов в общество // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика: коллектив. монограф. / Под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - С. 144-164.

- 270 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

4. Дееспособность людей с ментальной инвалидностью: законодательные изменения (19 января 2015) / Д.И. Бартенев [Электронный ресурс] // Сайт Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива». - Режим доступа свободный: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-2T71/ (дата обращения: 23.02.2015).

5. Дементьева Н.Ф. Трудовой прогноз при умственной отсталости и вопросы преемственности между детскими и взрослыми психоневрологическими интернатами // Актуальные вопросы врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ) и социально-трудовая реабилитация инвалидов. - М.: ЦИЭТИН, 1986. С. 132-137.

6. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация личности: монограф. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 192 с.

7. Маслиева С.Н. Интеграция и инклюзия: парадигмальная характеристика // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2014. - № 2 (24). - С. 159-165. doi: 10.17748/2075-9908.2014.0.2.159-165

8. Мещеряков А.В., Левушкин С.П. Перекрестные эффекты адаптации к стрессорным ситуациям // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 122.

9. Никитина Н.И. Методика работы социального педагога с инвалидами // Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Владос, 2007. - 405 с.

10. Никитина Н.И., Рыбакова А.И., Комарова Е.В. Технологии социальной работы. - М.: Изд-во РГСУ, 2012.

11. Филиппова М.В. и др. Социальные технологии в реабилитационной деятельности Красноперекопского психоневрологического интерната / М.В. Филиппова, П.С. Федорова, М.В. Пчелкина, Л.В. Виноградова, С.Ю. Громова [Электронный ресурс] // Сайт Красноперекопский психоневрологический интернат Ярославской области. - Режим доступа свободный: http://kpni76.ru/text/socialnye-tehnologii-v-reabilitacionnoj-deyatelnosti-krasnoperekopskogo-psihonevrologicheskogo-internata/ (дата обращения: 17.05.2015).

12. Яковлева Н.А. Реабилитация умственно отсталых лиц молодого возраста, находящихся в стационарных учреждениях психоневрологического профиля системы социальной защиты (на примере Нижегородской области): авторефер. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 2004. - 25 с.

13. Ярская-Смирнова Е.Р. и др. Социальная работа с инвалидами. - СПб.: Питер, 2005. - 313 с.

14. Brugha T.S. Social support and psychiatric disorder: Recommendations for clinical practice and research // Social Support and Psychiatric Disorder, Research Findings and Guidelines for Clinical Practice / Brugha, T. S. (eds). - Cambridge Univ. Press, 1995. - Ch 14. - Pp. 295-334.

15. Enns H. & Neufeldt A. In pursuit of equal participation: Canada and Disability at Home and Abroad. - Toronto: Captus Press, 2003.

REFERENCES

1. Berezin F.B., Barlas T.B. Socio-psychological adaptation in neurotic and psychosomatic disorders. S. S. Korsakov. [So-cial'no-psihologicheskaja adaptacija pri nevroticheskih i psihosomaticheskih rasstrojstvah. S. S. Korsakov]. Journal of neurology and psychiatry. 1994. V. 94. No. 6. P. 38-43. (in Russ.)

2. Golubeva N.S., Ivanov E.S. Psycho-neurological boarding school: the quality of life of mentally handicapped young people. Website psyhodic.ru. Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2147 (accessed: 17.05.2015). (in Russ.)

3. Gurovich I. Ya., Shmukler A. B. Integration of mentally ill people with disabilities into society. Integration of people with disabilities in Russian society: theory and practice: the team. monograph. Ed. Shapovalov V. K. [Integracija psihicheski bol'nyh-invalidov v obshhestvo. Integracija ljudej s invalidnost'ju v rossijskoe obshhestvo: teorija i praktika: kollektiv. monograf. Pod red. Shapovalova V.K.]. Moskva: Publishing house "Muravey", 2006. P. 144-164. (in Russ.)

4. The legal capacity of persons with mental disabilities: legislative changes (19 January 2015). D. I. Bartenev Website of

the Regional public organization of disabled people "Perspektiva". Available at: http://perspektiva-inva.ru/protec-

rights/articles/vw-2171/ (accessed: 23.02.2015).

5. Dementieva N. F. Labor prognosis of mental retardation and the question of continuity between pediatric and adult psycho-neurological boarding schools. Actual problems of medical labor examination (VTE) and socio-labour rehabilitation of invalids.[ Trudovoj prognoz pri umstvennoj otstalosti i voprosy preemstvennosti mezhdu detskimi i vzroslymi psihone-vrologicheskimi internatami. Aktual'nye voprosy vrachebno-trudovoj jekspertizy (VTJe) i social'no-trudovaja reabilitacija invalidov]. Moskva: LATIN, 1986. P. 132-137. (in Russ.)

6. Korobeynikov I. A. Developmental disorders and social adaptation of the personality: monograph. [Narushenija razvitija i social'naja adaptacija lichnosti: monograf.]. Moskva: PERSE, 2002. 192 p. (in Russ.)

7. Maslieva S. N. Integration and inclusion: paradigmal characteristics [Integracija i inkljuzija: paradigmal'naja harakteristi-ka]. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2014. no. 2 (24). Pp. 159-165. (in Russ.)

8. Mescheryakov A. V., Levushkin S. P. Cross-effects of adaptation to stress situations. [Perekrestnye jeffekty adaptacii k stressornym situacijam]. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. V. 7. No. 3. Pp. 122-125. Doi: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.122-125 (in Russ.)

9. Nikitina N.I. Social teacher method of work with disabilities. Nikitina N.I., Glukhova, M. F. Technique and technology of social educator. [Metodika raboty social'nogo pedagoga s invalidami // Nikitina N.I., Gluhova M.F. Metodika i tehnologija raboty social'nogo pedagoga.]. Moskva: Vlados, 2007. 405 p. (in Russ.)

10. Nikitina N.I., Rybakov A.I., Komarov E.V. Technologies of social work. [Tehnologii social'noj raboty.]. Moskva: Publishing house of RSSU, 2012. (in Russ.)

11. Filippova M. V., etc. Social technologies in rehabilitation activities of Krasnoperekopsk psychoneurological boarding school. M. V. Filippova, P.S. Fedorova, M.V. Pchelkina, L.V. Vinogradova, S.Y. Gromova. Website Krasnoperekopsk

- 271 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

psychoneurological boarding school in Yaroslavl region. Available at: http://kpni76.ru/text/socialnye-tehnologii-v-

reabilitacionnoj-deyatelnosti-krasnoperekopskogo-psihonevrologicheskogo-internata/ (accessed: 17.05.2015). (in

Russ.)

12. Yakovleva N.A. Rehabilitation of mentally retarded young people in stationary institutions of psychoneurological profile of the social protection system (on the example of Nizhny Novgorod region): Sciences.[ Reabilitacija umstvenno otstal-yh lic molodogo vozrasta, nahodjashhihsja v stacionarnyh uchrezhdenijah psihonevrologicheskogo profilja sistemy so-cial'noj zashhity (na primere Nizhegorodskoj oblasti): avtorefer. diss. ... kand. med. nauk.]. Moskva. 2004. 25 p.

13. Yarskaya-Smirnova E.R., etc., Social work with disabled people. [Social'naja rabota s invalidami]. Sankt- Peterburg: Publishing house "Peter", 2005, 313 p. (in Russ.)

14. Brugha T.S., Social Support and Psychiatric disorder: Recommendations for Clinical Practice and Research. Social Support and Psychiatric Disorder, Research Findings and Guidelines for Clinical Practice. Brugha, T. S. (eds). Cambridge Univ. Press, 1995. Ch 14. pp. 295-334.

15. Enns, H. & Neufeldt, A. In Pursuit of Equal Participation: Canada and Disability at Home and Abroad. Toronto: Captus

Press, 2003.

Информация об авторе

Гребенникова Вероника Михайловна, доктор педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики, психологии и коммуникативи-стики, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар, Россия [email protected]

Никитина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и семейной педагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»,

Москва, Россия [email protected]

Агронина Наталья Иосифовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

(филиал в г. Курске),

Курск, Россия [email protected]

Получена: 29.09.2015

Information about the author

Grebennikova Veronika, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate professor, Dean of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Kuban State University", Krasnodar city, Russia [email protected]

Nikitina Natalia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Social and Family Pedagogy of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Russian State Social University", Moscow city, Russia [email protected]

Agron^ Natalia, Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Professor at the Chair of Social Work, Psychology and Pedagogy of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Russian State Social University" (branch in Kursk),

Kursk city, Russia [email protected]

Received: 29.09.2015

272 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.