Научная статья на тему 'ДОВЕРИЕ К СЕБЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ДОВЕРИЕ К СЕБЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимошков И.Н.

В статье рассматриваются проблемы организации психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе нового для этого вида практики принципа безопасности. Дано определение и обоснование данного принципа, обозначены перспективы его использования при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОВЕРИЕ К СЕБЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

4. Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - 2015. - С. 221-225.

5. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

6. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 2015. - С. 180-186.

7. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. - 2015. -№ 3 (5). - С. 192-199.

8. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Научно-образовательный центр Российской академии образования. - Сочи, 2006.

9. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. - 2015. -№ 4 (6). - С. 180-188.

ДОВЕРИЕ К СЕБЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© Тимошков И.Н.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются проблемы организации психокоррекцион-ной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе нового для этого вида практики принципа безопасности. Дано определение и обоснование данного принципа, обозначены перспективы его использования при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, ограниченные возможности здоровья, принцип безопасности, психологическое сопровождение.

1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.

Проблемы психологической безопасности личности в последние десятилетия приобрели особое значение, обусловленное расширением спектра угроз, которым подвергается современный человек, и разрушительностью для него их последствий [1, 2]. Признание их значимости для общества явилось предпосылкой для оформления области психологических исследований, связанной с рассмотрением особенностей нарушения психологической безопасности человека в различных жизненных ситуациях, закономерностей и механизмов ее обеспечения и самообеспечения [3, 4].

Становлению проблематики психологической безопасности личности способствовали исследования, выполненные Т.М. Краснянской, В.Г. Тыль-цом, Е.М. Благодырь, А.С. Ковдра, Н.П. Татьянченко, А.Д. Тырсиковой, и другими психологами на выборках испытуемых разных возрастов, профессиональной принадлежности, социального статуса. Они позволили увязать феноменологию психологической безопасности личности с проблематикой педагогической, социальной, юридической, организационной, военной психологии [5, 6, 7, 8]. Полученные результаты способствовали утверждению базовых подходов к трактовке психологической безопасности личности и связанной с ней феноменологии, выявлению их ресурсов [9, 10], уровней [11], стратегий [12], траекторий [13] и т.д. Так, на их основе сформировалось понимание психологической безопасности в качестве особого личностного образования, на динамической основе интегрирующего собой защищенность субъекта и сохранение им неснижающейся во времени способности к развитию в направлении жизненно значимой цели [14]. Выступая проекцией объективных параметров среды на психическую организацию человека, психологическая безопасность личности обеспечивает обозначенное единство противоположностей, благодаря механизмам воспроизводства субъективной подконтрольности над действием разнообразных внешних и внутренних факторов, способных неблагоприятно подействовать на это единство [15]. Изучение факторов психологической безопасности личности потребовало разработки компетентностной, личностно развивающей, динамической и фрактальных концепций, сценарного подхода к изучению психологической безопасности личности. Сделанные на их основе выводы и обобщения создали предпосылки для введения в методологическое пространство психологической науки принципа безопасности, как утверждающего ключевую роль безопасности в изучении и проектировании функционирования психологических образований любого уровня сложности, и разработать на этой основе новые технологии психологической безопасности личности [16].

Немаловажным для теории и практики направлением исследований по рассматриваемой проблематике является установление личностных оснований построения человеком системы своей психологической безопасности. К настоящему времени изучена связь психологической безопасности с широким перечнем индивидуально-психологических и социально-психологиче-

ских свойств личности [17, 18, 19], что позволило обозначить общие контуры системы психологической безопасности личности. Вместе с тем, анализ источников по проблеме показывает, что до сих пор не была рассмотрена роль в обеспечении психологической безопасности личности феноменологии доверия к себе, что привело к существенному пробелу в научных представлениях по соответствующему вопросу.

Восполняя в какой-то мере обозначенный пробел, отметим, что доверие к себе является личностным образованием, которое позволяет субъекту связать собственное мироощущение и деятельностную активность по отношению к окружающему миру [20].

Полифункциональность субъектного феномена доверия к себе заключена в его оценочных, стимулирующих и проектирующих возможностях. Его оценочная функция состоит в том, что доверие к себе выступает для субъекта мерилом восприятия окружающего мира. Его стимулирующая функция связывается нами с тем, что уровень доверия к себе «открывает» или «закрывает» для субъекта перспективы взаимодействия с окружающим миром. Варьируя богатство возможностей «заполнения» будущего субъекта его доверие к себе реализует проектирующую функцию. В данном психологическом феномене сводится, по существу, субъектная оценка прошлого Я с Я в настоящем и в будущем. Доверие к себе в прошлом повышает гарантированность доверия к себе настоящему и к себе будущему. Отсутствие доверия к себе в прошлом и настоящем делает практически невозможным доверие к себе в будущем [21]. Уровень доверия к себе может стабилизировать или дестабилизировать состояние таких «родственных» ему личностных образований как уверенность в себе и самооценка. Однако доверие к себе способно повлиять и на психические феномены, которые, казалось бы, автономны от него. В их состав можно включить феномены, возникающие в связи с функционированием познавательных (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и эмоциональных (широкий спектр эмоций, фрустрация, стресс) психических процессов. Доверие к себе способно также повлиять на ценностно-смысловую систему человека, определить его мотивационно-потребностную сферу. Таким образом, доверие к себе связано, практически, со всеми психическими образованиями человека. Доверие к себе, интегрально выражая внутреннюю, глубинно сокрытую от окружающих позицию субъекта в отношении собственных способностей и потенций, задает вероятностную основу для построения им системы внешних взаимодействий. Только обладающий доверием к себе субъект способен выстраивать открытое взаимодействие с другими людьми. Он способен не только сам эффективно разрешать противоречия и конфликтные ситуации в собственном общении, но и выступать в качестве медиатора конфликтов в целом. Дифференциация доверия к себе обусловливает вариабельность уровня уверенности в своих умениях и навыках, а, следовательно, стабильности и качестве выполняемой деятельности.

Понимаемое представленным образом доверие к себе не может не рассматриваться в качестве значимого компонента системы психологической безопасности субъекта. Особенно актуально доверие к себе у лиц, которые имеют проблемы, провоцирующие к отказу от него. К такой категории субъектов можно отнести лиц с ограниченными возможностями здоровья. Отсутствие жизненного опыта, лостаточного уровня самостоятельности и ответственности [22] у школьников с ограниченными возможностями здоровья способно усугубить проблему. Вместе с тем, профессиональное стимулирование со стороны психолога субъектного доверия позволяет кардинально изменить у школьников не только отношение к себе, но и систему их отношения к окружающему миру.

Будучи психологическим образованием, тесно связанным со многими личностными структурами и деятельностной активностью субъекта, доверие к себе требует продуманного коррекционно-развивающего воздействия с использованием адекватных психологических методов и средств. Легко снижаясь от неуспешности выполняемой деятельности, оно с трудом поддается приращению своего уровня под оказываемым извне влиянием. Относительная инертность уровня доверия к себе обусловлена его тесной связью с рядом личностных образований, формируемых в процессе накопления индивидуального опыта и неоднократного закрепления достигаемого при этом эффекта. В силу этого, формирование доверия субъекта к себе как элемента системы психологической безопасности личности должно проводиться с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Список литературы:

1. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). - Ставрополь, 2016. - С. 277-279.

2. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.

3. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие. - Ставрополь, 2005. - 216 с.

4. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у её субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2009. - № 12. - С. 23-31.

5. Вотинцева С.В. Психологические условия развития управленческих навыков по созданию безопасной среды организации // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 2. - С. 11.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Симулякры психологической безопасности в деятельности организации // Человек. Сообщество. Управление. -2015. - № 1. - С. 18-30.

7. Краснянская Т.М. Правовое сознание персонала как фактор корпоративной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 180-183.

8. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 1. - С. 50-59.

9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Компетентностный ресурс психологической безопасности субъектов медиативного урегулирования конфликта // Актуальш проблеми психологи: зб. наукових праць 1нституту психологи iм. Г.С. Костюка НАПН Укра1ни. Т. I: Оргашзацшна психолопя. Сощальна психолопя. Економiчна психолопя / За ред. С.Д. Максименка, Л.М. Кара-мушки. Вип. 38. - Кив; Алчевськ: ЛАДО, 2013. - С. 392-396.

10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Ритмы психологической безопасности личности // Безопасность и развитие личности в образовании: Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. - Таганрог: Изд-во ЮФУ 2016. - С. 70-73.

11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.

12. Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведения // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 3. - С. 25-33.

13. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Индивидуальные траектории психологической безопасности личности: понятие и типы // Psihologie. Pedagogie speciala. Asistenta Sociala. - 2015. - № 4. - С. 61-68.

14. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.

15. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации: монография. - Пятигорск: ПГЛУ 2010. - 268 с.

16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.

17. Барышева В.В. Изучение внимания и внушаемости личности в рамках проблемы развития способности ребенка к самообеспечению безопас-

ности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. -2016. - № 2 (53). - С. 68-75. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/ 2016/02/6475.

18. Lyakhov A.V, Gadgiahmedova S.G Raising Valuable Resources of Individual Security to Resolve Students' Conflicts by the Teacher // Журнал министерства народного просвещения. - 2015. - № 5 (3). - С. 116-122.

19. Lyakhov A.V, Tukova Zh.V The problem of loneliness students with different priorities subektnosti protect // European Journal of Psychological Studies. -2015. - № 2 (6). - С. 75-80.

20. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика: лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

21. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики: учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

22. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. -2011. - № 1-1. - С. 109-113.

АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ

© Тютюник М.В.1

Филиал Кубанского государственного университета в г. Новороссийске,

г. Новороссийск

Переживание чувства одиночества представляет собой комплексное чувство, связывающее воедино нечто фрустрированное внутренним миром личности и имеет перспективу научного исследования. Исследуя сущность темы переживания чувства одиночества у подростков, можно говорить, что методическая обеспеченность данного вопроса в психологии все еще недостаточна, данные свидетельствуют о существовании обусловленности типа темперамента подростка и своеобразия переживания им чувства одиночества.

Ключевые слова: предварительное исследование, подростковое одиночество, стадии онтогенеза, виды одиночества, психологическая автономия подростка, обусловленность типа темперамента подростка и своеобразие переживания чувства одиночеств.

В настоящее время прослеживается тенденция следующего рода: проблеме одиночества посвящается все больше работ, где изучается суть фено-

1 Преподаватель кафедры Педагогического и филологического образования, кандидат исторических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.