Научная статья на тему 'ДОСТИЖЕНИЯ ГИГИЕНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ДОСТИЖЕНИЯ ГИГИЕНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОСТИЖЕНИЯ ГИГИЕНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

шенню уровня санитарной культуры и укреплению здоровья населения.

Ведущая роль санитарно-эпидемиологической службы проявилась в регламентации применения пестицидов в сельском хозяйстве. Эстония стала одной из первых республик, где было запрещено использование хлорорганических пестицидов, не разрушающихся в природе. Немало гигиеннче-• ских мероприятий проведено по охране атмосферного воздуха, водоемов и почвы от выбросов промышленности и населенных мест. Пищевой промышленностью внедрены многие рекомендации по рациональному питанию. При выпуске промышленной продукции учитываются гигиенические требования: например, сотрудничество между санитарными врачами и инженерами дало положительные результаты в производстве некоторых строительных отделочных материалов, дренажных экскаваторов, строительстве судов и др. Достигнуты успехи и в оздоровлении условий труда. « Определенную роль в этом сыграла санитарно-техннческая паспортизация цехов и рабочих участков, которая была проведена по инициативе отдела охраны труда Совета профсоюзов Эстонской ССР и республиканской санэпидстанцией Минздрава Эстонской ССР одними из первых в СССР. Сейчас ведется большая организационная работа по наладке деятельности санитарных лабораторий на промышленных предприятиях для обеспечения постоянного контроля за санитарным состоянием условий труда.

Под методическим руководством республиканской санэпидстанции развертывают работу центральные санитарные лаборатории при 16 министерствах и ведомствах для периодического изу-ф. чения условий труда во всех подведомственных предприятиях. В борьбе с инфекционными болезнями особое значение имеет ликвидация дифтерии и полиомиелита, а также туберкулеза среди детей и подростков. Успех достигнут в первую

очередь благодаря оперативному внедрению санитарно-эпидемиологической службой и всей медицинской сетью передовых достижений науки.

Успехи советского здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологической службы, налицо. Однако необходимо дальнейшее повышение качества и эффективности государственного санитарного надзора. А в этом деле многое зависит от материально-технической базы санэпидстанций. Поэтому особое значение придается развитию лабораторной базы. Уже перестали быть редкостью в санэпидстанциях самые современные лабораторные приборы и инструменты. Лаборатория санитарно-гигиенического профиля Тарту получила всесоюзную известность, так как одной из первых применила газовые хроматографы, теперь осваиваются методы атомно-абсорбцнонной спектрофо-тометрии.

Конечно, реализация поставленных перед нами задач в первую очередь зависит от наличия квалифицированных кадров. Врачей — гигиенистов и эпидемиологов — для Эстонии готовят Ленинградский медицинский санитарно-гигиеническим институт и I ММИ им. И. М. Сеченова. Можно отметить высокую профессиональную подготовленность выпускников этих вузов. В повышении квалификации врачебных кадров ведущее место занимает ЦОЛИУВ, который не только предоставляет нам свои кафедры в Москве, но и регулярно проводит выездные циклы курсов усовер шенствования.

Решениями съездов КПСС, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22/1Х 1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» перед службой охраны здоровья советских людей поставлены новые ответственные задачи. Выполнение их и будет новым этапом в развитии санитарно-эпидемиологп ческой службы страны.

Поступила 26.04.82

УДК 613.692

А. А. Прохоров (Москва)

ДОСТИЖЕНИЯ ГИГИЕНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

ТРАНСПОРТЕ

Ученые-гигиенисты вместе со всем советским народом готовятся отметить знаменательный праздник в жизни нашей страны — 60-летне образования СССР. В постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик» говорится: «Советские люди встречают свой большой праздник новыми успехами во всех областях общественной жизни, упорным, творческим трудом осуществляя планы коммунистического созидания, выработанные XXVI съездом КПСС... СССР занимает передовые позиции в мировой науке, технике и культуре и в этом — огромная заслуга советской

многонациональной интеллигенции. Крупные отряды инженерно-технической, научной, художественной интеллигенции, учителей и врачей сложились и продолжают расти в каждой республике».

Становление и развитие отечественной гигиены на железнодорожном транспорте тесно связано с историей развития многонационального Советского государства. Отдельные работы по вопросам гигиены на железнодорожном транспорте проводились и до революции, и в первые годы Советской власти. Однако систематическая разработка проблематики началась после первых трех съез-

дов врачей железнодорожного транспорта и организации центральной лаборатории по изучению профессиональных заболеваний на транспорте (ЦНИЛТ) Народного комиссариата здравоохранения РСФСР в мае 1925 г. Научной деятельностью ЦНИЛТ руководил медико-санитарный отдел путей сообщения Наркомздрава РСФСР.

ЦНИЛТ осуществляла широкую научно-исследовательскую работу и координировала научную работу железнодорожных врачей сети дорог. О высокой активности этих врачей свидетельствуют три указанных съезда железнодорожных врачей, состоявшихся в 1923, 1924 и 1925 гг.

Густая сеть железных дорог имеется во всех частях нашей огромной страны, во всех союзных республиках, поэтому гигиена на железнодорожном транспорте всегда носила многонациональный характер. Существенный вклад в ее развитие внесли все республики, все железные дороги. Традиции железнодорожной медицины 20-х годов стали устойчивыми и в последующие годы. Научно-практические конференции, проводимые отдельными железными дорогами и крупными мединскими учреждениями, оставляют заметный след в развитии железнодорожного здравоохранения и гигиенической науки. О том, насколько оказались плодотворными научные традиции, заложенные основателями ЦНИЛТ, свидетельствует важное современное звучание перспективных вопросов, разрабатывавшихся этим учреждением, имевшем в своем составе, кроме научных лабораторий, клинику н поликлиническое отделение.

В 30-е годы перед здравоохранением на железнодорожном транспорте выдвигались новые задачи. В 1930 г. научный центр был преобразован в центральную лабораторию по психофизиологии и патологии труда на транспорте медико-санитар-ного управления путей сообщения Наркомздрава. В феврале 1931 г. она была передана в ведение Наркомата путей сообщения, а в апреле переименована в центральную психофизиологическую лабораторию на транспорте. В ноябре того же года произошло важное событие — преобразование лаборатории в Центральный институт физиологии и гигиены труда на транспорте. В августе 1932 г. этот институт был объединен с НИИ нормирования и строительства на железнодорожном транспорте и реорганизован в Научно-исследовательский институт труда (НИИТ).

Перед НИИТ была поставлена задача изучения всей совокупности проблем технического нормирования, технологического планирования, рационализации, организации и оздоровления труда, планирования потребности в рабочей силе и системы зарплаты на железнодорожном транспорте на основе марксистско-ленинской методологии в соответствии с социалистической реконструкцией железнодорожного транспорта.

Этот институт провел большую работу по составлению конкретных рекомендаций по вопросам психологии и физиологии труда, оздоровле-

нию труда и техники безопасности, экспертизы трудоспособности.

В 1934 г. создана центральная научно-исследовательская лаборатория гигиены и эпидемиологии (ЦНИЛГЭ), в составе которой были отделы эпидемиологии, борьбы с малярией, жилищно-коммунальной гигиены, промышленной санитарии, школьной санитарии, здравоохранения, санитарного просвещения и социальной гигиены; в 1939 г. произошло объединение обоих центров под общим названием ЦНИЛГЭ.

Все эти научные учреждения особое значение в своей работе придавали изучению условий труда работников ведущих профессий, в первую очередь связанных с безопасностью движения поездов. Были разработаны гигиенические рекомендации, сыгравшие большую роль прн создании первых советских паровозов. В 30-е годы, когда начались электрификация железных дорог и внедрение тепловозной тяги, была начата и продолжается систематическая работа по гигиенической оценке непрерывно обновляющегося парка электровозов и тепловозов. После Великой Отечественной войны сотрудники лаборатории решали важные гигиенические задачи,связанные с восстановлением железнодорожного транспорта, оценкой нового подвижного состава.

Еще в 30-е годы начато изучение отдельных факторов транспортной среды, в первую очередь шума и вибрации. В послевоенный период проф. А. М. Волковым с сотрудниками руководимой им лаборатории были составлены шумовая и вибрационная характеристики локомотивов и вагонов всех основных типов.

В 1961 г. на базе ЦНИЛГЭ был создан ВНИИ железнодорожной гигиены. Продолжая традиции отечественной гигиенической науки на транспорте, институт развил все основные направления гигиены, физиологии и эпидемиологии, признанные наиболее важными на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве.

В ЦНИЛТ, ЦНИЛГЭ, а затем и во ВНИИ железнодорожной гигиены широко разрабатывалась проблема оптимального микроклимата на подвижном составе и рабочих местах стационарных объектов, по-новому были решены вопросы отопления и вентиляции в кабинах машинистов локомотивов основных типов, в том числе используемых в суровом и жарком климате.

В период развернутой реконструкции индустриальной базы железнодорожного транспорта, в условиях широкой химизации всего народного хозяйства и соответствующего роста перевозок химических грузов возросло значение гигиенической оценки и регламентирования химических факторов на железнодорожном транспорте. Итогом многолетних исследований в этой области явился ряд обобщающих статей и методических материалов, а также ряд книг, в том числе монографий, например «Предупреждение профессиональных отравлений прн переработке сыпучих грузов хи-

ми ческой промышленности железнодорожным транспортом» (1968) и «Охрана труда прн перевозке химических грузов железнодорожным транспортом» (1975) А. А. Прохорова и соавт., выпущенных издательством «Транспорт».

Разносторонние исследования в области эпидемиологии и коммунальной гигиены пассажирских перевозок, начатые в 30-е годы известными М советскими учеными Л. В. Громашевскнм, В. А. Башениным, С. Ф. Казанским, были продолжены в 50—70-е годы П. И. Никитиным, И. П. Овчинкиным, А. 3. Абританиным, Э. И. Кас-сирской, О. И. Грибановым, В. А. Поляковой. Решались важнейшие вопросы санитарной бактериологии, профилактической и очаговой дезинфекции в местах массового скопления пассажиров, регламентировались условия проезда пассажиров.

Начиная с 1943 г. по настоящее время сотрудники ЦНИЛГЭ и ВНИИ железнодорожной гигиены провели большие исследования, способствую-ф щие становлению и развитию новой отрасли профилактической медицины — физиологии и патологии цветового зрения. Работы проф. Е. Б. Раб-кина и Т. Л. Сосновой, а также других сотрудников лаборатории послужили основой приоритетных решений теоретического и методического характера в этой области. Проф. Е. Б. Рабкин разработал получившие признание во всем мире и выдержавшие 9 изданий оригинальный «Атлас цветов» и «Полихроматические таблицы», применяемые для диагностики патологии цветового зрения во всех отраслях народного хозяйства нашей страны и за рубежом.

Интересны с научной точки зрения и важны в практическом отношении физиолого-гнгнениче-^ские рекомендации, нашедшие отражение в оригинальной системе повышения уровня надежности управляющей деятельности машиниста локомотива, разработанные в 70-е годы специалистами института (А. А. Прохоровым, И. С. Кандро-ром) и других научных учреждений (Б. Д. Никифоровым и др.). Среди этих рекомендаций и решений важнейшими являются предрейсовый медицинский осмотр локомотивных бригад, тренировка профессионально важных действий, оптимизация режимов труда, профессиональный отбор для профессии водителя, система автоматического контроля уровня бодрствования машиниста.

Плодотворными были 2 последних десятилетия в области изучения профпатологии и клинических исследований (А. 3. Цфасман, А. Л. Вилковы-ский, Е. М. Каган, М. С. Субботник). Сформулирована и получила плодотворное развитие идея о зависимости заболеваний железнодорожников от профессии, о профессиональной специфике • амбулаторного лечения некоторых заболеваний работников локомотивных бригад.

В последние годы, особенно в десятой и одиннадцатой пятилетках, усилия гигиенистов были сосредоточены на важнейших вопросах охраны здоровья железнодорожников, транспортных

строителей и членов их семей, на оптимизации пассажирских перевозок. Среди этих вопросов должны быть выделены гигиена и физиология труда массовых железнодорожных профессий, в том числе труда женщин, разработка и применение на железнодорожном транспорте комплексной системы повышения уровня надежности управляющей деятельности машинистов, комплексная разработка научных основ отраслевого здравоохранения (штатные нормативы, материально-техническое обеспечение и др.), нследова-нне физиологических основ повышения цветораз-личительной функции зрительного анализатора у лиц с расстройством цветового зрения, токсиколо-го-гигиеническая оценка новых материалов и химических веществ, применяемых в производстве и перевозимых на железнодорожном транспорте, разработка мер по улучшению условий труда, профилактика профессиональных заболеваний, связанных с условиями труда на железнодорожном транспорте, в транспортном строительстве и метрополитене, проектирование санитарно-гигне-нических правил, норм и нормативов, обеспечивающих создание нормативных производственных условий на предприятиях железнодорожного транспорта.

В истекшей пятилетке проведена большая работа по внедрению в практику результатов научных исследований. Институт в соавторстве с другими учреждениями выпустил 21 государственный и отраслевой стандарт, 8 стандартов завершаются. Составлено около 30 санитарных правил, методических рекомендаций, зарегистрировано 10 изобретений и 50 рационализаторских предложений, рассмотрено 635 проектов строительства и реконструкции железнодорожных объектов, притом внесено и принято авторами 2913 предложений и изменений, опубликовано 8 книг и справочников, 534 статьи и доклады по выполненным работам.

Большие задачи стоят перед коллективом института в одиннадцатой пятилетке в связи с претворением в жизнь решений XXVI съезда КПСС. На эту пятилетку предусмотрены крупные задания по всем наиболее важным вопросам гигиены на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве, в том числе по таким новым для института направлениям, как комплексное социально-гигиеническое изучение условий труда и быта рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства, гигиенические проблемы строительства и эксплуатации железных дорог, особенно БАМа, вопросы гигиены труда прн строительстве и эксплуатации метрополитена, гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Таким образом, анализируя итоги развития гигиены на железнодорожном транспорте за истекшее 60-летне, можно с уверенностью отметить важное значение ее для развития всей отечественной гигиенической науки. Железнодорожные гигиенисты внесли достойный вклад в решение

многих важных теоретических и методических во- транспортного строительства, вопросами гигиенн-просов, занимаются проблемой улучшения труда ческой оптимизации пассажирских перевозок, и быта рабочих железнодорожного транспорта и поступила 19.07.s2

Оригинальные статьи

УДК Ы4.1:630

О. П. Половцев, М. А. Мироненко, И. Ф. Яр по лик, Н. И. Махонько

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ

СРЕДУ

Саратовский НИИ сельской гигиены

Оценка влияния животноводческих комплексов на состояние окружающей среды основывается на результатах комплексных гигиенических исследований. Специфика последних обусловлена сложным составом и высокой концентрацией загрязнений отходов животноводства, не поддающихся традиционным методам обработки и очистки, специальными сельскохозяйственными, ветеринарно-санитарными и гигиеническими требованиями, предъявляемыми к продуктам обработки отходов и очистным устройствам (сохранность биогенных элементов, питательной ценности, отсутствие возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, вредных химических веществ и др.), существующими способами обработки отходов, принципиально отличающимися от общепринятых: длительное хранение, гомогенизация (перемешивание), физико-химические (гравитационные, термические, электрохимические, электрофлотационные, ультразвуковые, радиационные), инженерно-биологические и др.

Следовательно, основные принципы методического подхода к изучению влияния животноводческих комплексов на окружающую среду должны быть основаны на обязательном учете условий формирования, исчерпывающей количественной и качественной характеристики отходов и продуктов их обработки, эффективности очистных сооружении по обеззараживанию и дегельминтизации жидкого навоза и сточных вод, а также возможности поступления загрязнений в атмосферный воздух, почву, грунтовые воды, открытые водоемы и территорию прилегающих населенных мест.

Анализ условий формирования отходов современных животноводческих комплексов и форм дает возможность выделить следующие их виды. На крупных комплексах с бссподстилочным содержанием животных гидросмывные системы образуют жидкий навоз (более 90 % влажности).

При использовании гидросплавных и механических систем удаления скапливается полужидкий (влажностью до 90%) навоз. Плотный навоз (влажностью от 75 до 80 %) образуется на фермах н комплексах с содержанием скота на глубокой подстилке и выгульных площадках.

Современная технология обработки, хранения и использования навоза способствует образованию на территории комплексов и за их пределами целого ряда его составных частей: жидкой и твердой фракций, фугата, аэрозолей, корки, осадков, супернатанта, избыточного активного ила и др. В отходы животноводческих комплексов могут поступать остаточные количества широко используемых при откорме и содержании < животных антибиотиков, инсектицидов, дезинфекционных растворов, микро- и макроэлементов и других веществ.

Обязательным компонентом являются газовые примеси, обусловленные жизнедеятельностью животных (запах животных и экскрементов, выдыхаемые и клоачные газы), а также газы, образованные процессами разложения, гниения, брожения экскрементов, подстилки, кормов.

В навозе, стоках животноводческих комплексов, продуктах их обработки содержатся микробы сальмонеллезной группы, патогенные сероти-пы кишечной палочки, возбудители бруцеллеза, туберкулеза, чумы и др., а также жизнеспособные яйца и личинки гельминтов.

Перечисленные выше особенности обусловили, во-первых, необходимость разработки и внедрения в практику новых или модифицированных методов отбора проб и их исследования, а также качественно новый подход к изучению эффективности н гигиеническому обоснованию основных технологических параметров очистных систем.

Изучение состояния атмосферного воздуха в районах размещения животноводческих комплек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.