Научная статья на тему 'ДОСТИЧЬ УВЕРЕННОСТИ В СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ РВСН В ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ДОСТИЧЬ УВЕРЕННОСТИ В СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ РВСН В ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ / ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / CADETS / OPERATIONAL ACTIVITIES / EXTREME SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимченко Владимир Владимирович

В статье рассмотрены педагогические особенности формирования профессионально важных качеств курсантов Ракетных войск стратегического назначения в эксплуатационной деятельности в экстремальных ситуациях. Выявлены фазы процесса формирования данных качеств у курсантов Ракетных войск стратегического назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимченко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVE CONFIDENCE IN YOUR FUTURE PROFESSION PEDAGOGICAL FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES TO OPERATIONAL ACTIVITIES IN EXTREME SITUATIONS

The article deals with the pedagogical features of the formation of professionally important qualities of students of strategic missile forces to operational activities in extreme situations. The identified phases of the process of formation of these qualities to the students of the strategic missile forces.

Текст научной работы на тему «ДОСТИЧЬ УВЕРЕННОСТИ В СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ РВСН В ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»

[ Из .1 ;

1 г 1 1 1 1 ■ '

| пм ji' 'И lilil

НАУКА И МЕТОДИКА

В.В. ТИМЧЕНКО V.V. TIMCHENKO

ДОСТИЧЬ УВЕРЕННОСТИ В СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ACHIEVE CONFIDENCE IN YOUR FUTURE PROFESSION

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ РВСН В ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

PEDAGOGICAL FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES TO OPERATIONAL

ACTIVITIES IN EXTREME SITUATIONS

Сведения об авторе. Тимченко Владимир Владимирович - адъюнкт кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, подполковник (Московская область, г. Балашиха. E-mail:valvaltim@ mail.ru ).

Аннотация. В статье рассмотрены педагогические особенности формирования профессионально важных качеств курсантов Ракетных войск стратегического назначения в эксплуатационной деятельности в экстремальных ситуациях. Выявлены фазы процесса формирования данных качеств у курсантов Ракетных войск стратегического

назначения.

Ключевые слова. Профессионально важные качества, курсанты, эксплуатационная деятельность, экстремальные ситуации.

Information about the author. Vladimir Timchenko - associate professor of the Military Acmeology and Cybernetics Department of the Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great, lieutenant colonel (Moscow region, Balashikha. E-mail: valvaltim@ mail.ru ).

Summary. The article deals with the pedagogical features of the formation of professionally important qualities of students of strategic missile forces to operational activities in extreme situations. The identified phases of the process of formation of these qualities to the students of the strategic missile forces.

Key words: professionally important qualities, cadets, operational activities, extreme situations

Обучение в вузе является одним из важнейших этапов профессионального становления личности, когда закладываются профессиональное мировоззрение и позиция (мотивационно-цен-ностное отношение к профессии), профессиональное мышление, формируется адекватное представление о своей профессии, складывается инструментальная сфера.

Одной из основных причин, снижающих эффективность процесса обучения курсантов РВСН к эксплуатационной деятельности в экстремальных ситуациях, является отсутствие уверенности в перспективах своей будущей деятельности.

Профессионально важные качества курсанта выступают как фундамент его будущей профессиональной деятельности и

рассматриваются как характеристики и качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на ее эффективность по основным показателям. Таковыми являются индивидуальные особенности психических процессов и функций, характеристики направленности личности, общесоматические или нейро-динамические свойства. Они в дальнейшем определяют успеш-

ность специалиста в социальной и профессиональной среде. После выпуска из вуза молодые офицеры, прежде всего, должны на высоком уровне обеспечивать качественную и безаварийную эксплуатацию высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники, а также управление подразделениями.

Основная образовательная программа высшего образования содержит этапы и ступени, необходимые для взросления, получения знаний, умений, навыков и формирования профессионально важных качеств, которые в результате успешного решения задач реализуются в компетенции, составляющей основу готовности молодого офицера к самостоятельной, ответственной и продуктивной эксплуатационной деятельности.

В вузе у курсантов развиваются различные ПВК, но их целенаправленное формирование и контроль уровня сформированное™, необходимые в эксплуатационной деятельности в экстремальных ситуациях, не осуществляются. При этом офицеры, эксплуатирующие современные образцы вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), ежедневно оказываются под воздействием огромного количества экстремальных факторов. Данные факторы создают особые и экстремальные условия, объективно способствуют возникновению угрозы жизни и здоровью молодого офицера, выполняющего операции эксплуатационной деятельности. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

Перечислим некоторые из экстремальных факторов, характерные для молодых офицеров:

- неопределенность информации (в том числе и противоре-

чивость). В ней неопределенным может быть время появления значимого события и его качественные характеристики. Это провоцирует возникновение высокой психической напряженности, неуверенности, боязни совершить ошибку;

- неполная информация о возможном событии. Такая ситуация существенно затрудняет возможность прогнозирования, планирования и принятия решений, что также вызывает сильный стресс;

- ситуация поддержания готовности к экстремальным действиям. В таких случаях известно, что экстремальная ситуация может возникнуть обязательно, но время ее наступления и характер предстоящей эксплуатационной деятельности не определены;

- ситуация риска обуславливает высокую психофизиологическую цену принятия соответствующего решения, риск еще и сопряжен с боязнью совершить ошибку;

- ситуация со снижением самооценки при выполнении операций эксплуатационной деятельности. В этом случае возникают сильные тревоги, эмоциональный дискомфорт, снижается уверенность в себе, возникают длительные стрессы;

- ситуация конфликтов в профессиональной среде. Сопровождается сильными стрессами. Возрастают в переходные периоды (назначение на должность, смена вида деятельности). Возникают из-за перемен в коллективе, как правило, имеют разрушительный характер;

- ситуация возможной потери работы.

Данные экстремальные факторы в повседневной служебной деятельности, несении службы в суточном наряде, привлечении к проведению работ негативно влияют на формирование компетенций у курсантов, осваиваю-

щих основную образовательную программу. Однако при правильной организации названных мероприятий у курсантов РВСН формируются ПВК. Эти качества будут способствовать успешному решению задач по формированию компетенций, готовности молодого офицера к самостоятельной, ответственной и продуктивной профессиональной, эксплуатационной деятельности.

В результате экспертного опроса офицеров управления ракетного вооружения, преподавателей, психологов и офицеров курсового звена Военной академии РВСН имени Петра Великого были выделены двадцать восемь профессионально важных качеств курсанта РВСН в эксплуатационной деятельности (см. таблицу).

Особенности формирования ПВК курсантов РВСН в эксплуатационной деятельности в экстремальных ситуациях проявляются при объединении и реализации действий, обеспечивающих эффективное достижение поставленной цели в конкретной эксплуатационной операции. Уровень подготовленности курсантов зависит от овладения ими техническими приемами и способами их выполнения, формами выполнения работ (индивидуальной, групповой, командной).

В процессе подготовки курсантов все возможные экстремальные ситуации эксплуатационной деятельности предусмотреть невозможно. Одной из основных задач является совершенствование мышления курсанта.

При этом необходимо развивать следующие способности:

- быстро воспринимать, адекватно осознавать и анализировать экстремальные ситуации;

- быстро и точно оценивать ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности;

- предвидеть действия подчиненных;

\зшаш

г-рг ^

ж

Таблица

Профессионально важные качества курсанта

Профессионально важные качества Определение

1 Активность характеризуется деятельностным, возбужденным состоянием военного специалиста, направленным как на объект деятельности, так и на самого себя.

2 Аккуратность проявляется в отношении военнослужащего к порядку, тщательному выполнению действий, в исполнительности, точности.

3 Внимательность выражена в повышенной концентрации, сосредоточенности в определенный момент времени.

4 Выдержка выражена в способности сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидание результата от подконтрольных и неподконтрольного процессов.

5 Дисциплинированность заключается в выдержанности, самоконтроле, ответственности, соблюдении установленного порядка.

6 Инициативность заключается в умении самостоятельно предпринимать волевые действия.

7 Исполнительность характеризует способность военнослужащего действовать в соответствии с предписанными поручениями.

8 Коммуникабельность выражена в готовности, умении легко устанавливать и поддерживать контакты в общении, взаимодействовать с окружающими (неконфликтность, общительность, контактность).

9 Мужество выражено в отсутствии страха перед опасной ситуацией, уверенных действиях.

10 Настойчивость направлена на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение цели, а также в умении преодолевать при этом внешние и внутренние трудности.

11 Обучаемость выражена в индивидуальных показателях скорости и усвоения военнослужащим новых знаний, умений и навыков в процессе развития.

12 Организованность выражена в способности мобилизовать все силы и знания для достижения цели, действовать упорядоченно, по плану.

13 Осторожность выражена в оценке возможной опасности, рисков.

14 Оперативность выражена в способности выполнения поставленных задач в возможно короткие сроки.

15 Ответственность выражена в способности отвечать за свои действия, при необходимости принять на себя вину за ошибки, плохое состояние дел.

16 Патриотизм деятельность на благо Отечества, готовность пренебречь своими интересами ради общественных, приоритет государственных и общественных интересов над личными.

17 Порядочность выражена в соблюдении правил поведения, неспособности к аморальным, антиобщественным поступкам.

18 Принципиальность выражена в стремлении действовать в строгом согласии с указаниями, убеждениями, принципами, может быть даже в ущерб личным и общественным интересам.

19 Решительность выражена в способности военнослужащего самостоятельно, в условиях риска, сделать выбор для успешной реализации деятельности.

20 Работоспособность выражена в возможности военнослужащего результативно выполнять в течение определенного времени какую-либо деятельность.

21 Стрессоустойчи-вость позволяет военнослужащему переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

22 Самокритичность выражена в способности к самостоятельному поиску ошибок, оценке без предубежденности в собственной правоте своего поведения и результатов мышления, рефлексивное отношение военнослужащего к себе.

23 Самостоятельность выражена в способности принятия решения без обязательного согласования с другими, более опытными специалистами.

24 Самоконтроль выражен в рациональной рефлексии и оценке субъектом собственных действий, в соответствии с установленными правилами.

25 Требовательность выражена в настойчивом, уверенном праве и желании удовлетвориться наихудшими или средними из возможных вариантов.

26 Тактичность чувство меры, соблюдающееся в личных и служебных отношениях.

27 Целеустремленность выражена в сознательной и активной направленности личности на достижение определенного результата деятельности.

28 Честность отражает одно из важнейших требований нравственности, включающее неподкупность, прямодушие, добросовестность, правдивость, благородство.

ч^ШВЖ Ш

- рефлексивно отображать свои действия в соответствии с целями и задачами конкретных ситуаций.

Мышление курсанта развивается в упражнениях, при выполнении которых ставится задача наблюдать и находить сущность в жестах, движениях, действиях, намерениях, состояниях курсантов, выполняющих операции эксплуатационной деятельности. Совершенствованию мышления служит концентрация внимания и сознания курсанта на поиске эффективных способов выполнения технологических операций. Задачи, связанные с совершенствованием мышления, должны побуждать курсанта к анализу возможных аспектов экстремальных ситуаций. Он должен помнить результаты собственных

действий в аналогичных ситуациях, учитывать возможность предугадывания развития экстремальных ситуаций, принимать решения в ограниченные отрезки времени.

Основными специфическими методами развития мышления курсантов являются:

- метод тренировки на учебных занятиях по формированию необходимых ПВК курсантов в эксплуатационной деятельности в экстремальных условиях;

- метод психофизиологической тренировки с условным выполнением предстоящих технологических операций.

Упражнения на тренажерных устройствах, занятия с преподавателем, подготовительные и опасные эксплуатационные ситуации служат основными сред-

ствами для совершенствования мышления. Важным является также разбор и анализ эксплуатационной деятельности. Курсанты должны рассказывать преподавателю, чем вызваны были их действия, и какие намерения они имели, что помешало выполнить задание, уметь в деталях разбирать каждую технологическую операцию. Преподаватель при этом вместе с ними анализирует и определяет, насколько правильно и быстро курсанты воспринимали обстановку в особой ситуации и реагировали на нее, насколько были внимательными и целеустремленными, что мешало выполнению задания, как проявлялись их физические и морально-волевые качества, реализовывались технические навыки.

АКМЕ

У

Инд

Фб\

/ / Фб ^.....— Фб \

I \

I \С<...............сд............'.->|/

\ V.

Фб\ ..........................°5

\|<......л ;

Ч/ ...... .....

Ч \

Ф

/! Фб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фе \

Ф4

Ф5

\ Фб /

..............И...........

.............................л \

^ .......•/.......-г.....V Ф1 \

Фб

Ф1 - фаза анализа (Мотивация деятельности и предварительное ознакомление учащихся с действием и условием выполнения);

Ф2 - фаза целеполагания, проектирования (Для чего, зачем? Что должно быть достигнуто?);

Фз - фаза планирования (Способы, методы, средства достижения цели); Ф4 - фаза реализации; Фб - фаза контроля, оценки; Фе - фаза преобразования.

и-О

<0

® х 5 н к

г! *

X <и £

« р I

Ф 5 5

Й « £ 5 £ §0-1

« 1

т а ю О

Э

ф

и о

0 х

1 .Д А ^

^ ш

>ч £

СО I- П _ ^ ¡= ^

^ Ш и I

X ^ о 5

I С 2 и

?ч !У

а: х

I ^ ^

I I

Рис Процесс формирования компетенций, мышления и ПВК курсантов в эксплуатационной деятельности в экстремальных условиях

Практическая реализация подготовленности курсантов предполагает решение следующих задач:

- создание целостного представления об экстремальных ситуациях эксплуатационной деятельности;

- формирование индивидуального и коллективного стиля проведения технологических операций;

- решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей эксплуатационной деятельности, среды, экстремальных ситуаций и др.

В логике дальнейшего изложения необходимо описать фазы, выполнение которых способствует формированию компетенций, мышления и развитию ПВК курсантов РВСН в эксплуатационной деятельности в экстремальных ситуациях, выполняя операции повседневной и эксплуатационной деятельности (см. рис.).

Первая фаза - фаза анализа (при помощи методов беседы, наблюдения, выполнения нормативов, опроса, использования виртуальных ситуаций и решения ситуационных задач выявляются уровни ПВК курсантов в эксплуатационной деятельности в экстремальных условиях).

Вторая фаза - фаза целепо-лагания, проектирования, на данном этапе в учебно-методическом комплексе дисциплины выстраивается последовательность занятий: лекционных, семинарских, практических, лабораторных и т.д. Рассматриваются необходимые формы и методы их проведения, которые будут способствовать достижению желаемого результата, а именно формированию компетенций и развитию профессиональных качеств.

Третья фаза - фаза планирования, на данном этапе происходит распределение задач,

описание и согласование предполагаемых действий, рассчитываются необходимые затраты времени для учебно-методического отдела, строевого отдела, преподавателям профилирующих кафедр, курсовому звену, офицерам по работе с личным составом и психологам.

Четвертая фаза - фаза реализации, при реализации этапов планирования необходимо выделить главное звено, данное условие будет обеспечивать выполнение большого объема мероприятий. Необходимо на всех этапах мотивировать курсантов для качественного усвоения материала. Эффективность формирования и развития ПВК курсантов в эксплуатационной деятельности в экстремальных условиях в большей степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

Пятая фаза - фаза контроля и оценки, посредством контроля реализуется обратная связь, создаются условия для своевременной коррекции. Контроль организуется непрерывно, различаются следующие виды контроля: предварительный (проведение психологических тестов, собеседование), текущий (регулярная проверка работы, обсуждение возникающих проблем) и заключительный (используется после того, как работа выполнена).

Шестая фаза - фаза преобразования, индикатор целеустремленности данное профессионально важное качество курсанта способствует быстрому принятию решения.

Для шестой фазы характерно стремление курсантов к сохранению усвоенных форм действий, к поддержанию соответствия между освоенными способами осуществления различных видов деятельности и требованиями решаемых задач. Происходит копирование образцов ее выполнения на репродуктивном уровне (под-

лизетято

СТИ

1 м^^п'пп^1

ражание, повторение образца). Здесь можно наблюдать полную ситуационную адаптивность -полное соответствие, высокую приспособляемость к предъявляемым требованиям, установленным нормам, созданным условиям, возникшим обстоятельствам.

Таким образом, проведенный анализ фаз формирования компетенций, мышления и развития ПВК курсантов в эксплуатационной деятельности в экстремальных ситуациях позволяет рассматривать их как последовательные ступени и одновременно как уровни становления субъектности курсантов, которые определяются уровнем выраженности ПВК, способностью к самостоятельному осознанному построению регуляции в различных видах и формах занятии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самолаев, Ю.Н. Квали-метрия ПВК авиационного специалиста. Методические рекомендации, 1995.

2. Шадриков, В.Д. Способности человека. - М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997. - 288 с.

3. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-480 с.

4. Дробот, И.С. Педагогическая концепция устойчивого профессионального становления офицерских кадров: монография/ И.С. Дробот. - М., 2015.

5. Титов, В.Б. Структурно-функциональный подход к совершенствованию системы профессионального становления офицерских кадров: моно-графия/В.Б. Титов, И.С. Дробот, В.Г. Тренин. - М.: ВАРВСН имени Петра Великого, 2007. -115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.