6 Об изменении и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области : приказ Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 24 февраля 2010 г. № 9 . URL: http://www. garant .ru/ (дата обращения: 14 . 01.2015) .
7 Глава 3 приказа Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 19 мая 2005 г. № 1 «Об утверждении положения о Департаменте по делам несовершеннолетних и защите их прав Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области» // Сборник правовых актов исполнительной власти Омской области . 2005 . № 3(9), ст . 53 .
8 Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Омской области в Министерстве по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Омской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей : приказ Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 25 сентября 2012 г. № 42 // Омский вестник . 2012 . № 45 .
9 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 . URL: http://www.consultant .ru/ (дата обращения: 14 . 01.2015) .
10 О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : закон Красноярского края от 31 октября 2002 г. № 4-608. URL: http://www. kodeks . ru/ (дата обращения: 12 . 01. 2015) .
11 См . , напр .: О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия : закон Республики Хакасия от 8 июля 2005 г. № 50-ЗРХ . URL: http://www. kodeks . ги/ (дата обращения: 12. 01.2015) .
12 О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Челябинской области : закон Челябинской обрасти от 5 октября 2005 г. № 403-30. URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015) .
13 О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав : закон Челябинской области от 27 октября 2005 г . № 411-30 . URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01. 2015) .
14 О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию, исполнению полномочий и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав : закон Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 144-30. URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01. 2015) .
15 См . , напр . : О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав : закон Белгородской области от 13 ноября 2002 г. № 53 . URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015) ; О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Читинской области : закон Читинской области от 15 марта 2006 г. № 780-3Ч0 . URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015) ; О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Челябинской области : закон Челябинской обрасти от 5 октября 2005 г № 403-30 URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01. 2015) .
16 Омский вестник . 2014 . № 46 .
17 Рос. газета . 2015 . 12 янв .
18 URL: http://www. consultant .ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015).
УДК 342.9 © Д. В. Пивоваров, 2016
Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции
Д. В. Пивоваров
Рассматриваются правовая природа доставления и место доставления в системе мер административных принуждений. Определяются непосредственные поводы применения доставления. Изучается взаимосвязь доставления и административного задержания. Указывается на необходимость законодательного уточнения максимально возможного срока нахождения доставленного гражданина в помещении ОВД. Предлагаются изменения в законодательство об административных правонарушениях.
Ключевые слова: доставление, административное задержание, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, срок доставления.
Доставление является одной из наиболее рас- обходимо заметить, что в ряде диссертационных пространенных мер обеспечения производства по исследований анализировалась правовая природа делам об административных правонарушениях . Не- данной меры обеспечения производства, изучались
особенности и основания ее применения 1 . Интерес к проблеме законодательного регулирования доставления не ослабевает и в настоящее время, что доказывают периодически появляющиеся на страницах научных журналов публикации 2 . Однако, несмотря на активность ученых в изучении отмеченной проблемы, единства мнений относительно сущности, содержания, оснований и порядка применения этой меры обеспечения производства до сих пор не наблюдается
Суть доставления в соответствии со ст. 27. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) состоит в принудительном препровождении физического лица в орган внутренних дел для составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным Принудительная сущность рассматриваемой меры заключается в невозможности лица, подвергаемого доставлению, уклониться от препровождения в указанное сотрудником полиции место под угрозой применения физической силы и специальных средств . Таким образом, ограничивается свобода действий и передвижений правонарушителя
Помимо составления протокола об административном правонарушении, доставление в большинстве случаев лишает правонарушителя возможности продолжения противоправного поведения, т. е . носит пресекательный характер. Часто именно с доставления начинается весь комплекс процессуальных действий, выполняемых соответствующими должностными лицами при производстве по делам об административных правонарушениях.
Учеными-административистами высказываются различные точки зрения относительно места доставления в системе мер административных принуждений . Например, А. П . Клюшниченко полагает, что доставление относится к мерам административного пресечения 3 . Д. Н . Бахрах относит данную меру к административно-процессуальным 4 . Обе позиции представляют научный интерес Однако считаем более верным рассматривать доставление как самостоятельную меру обеспечения производства . В пользу такой позиции свидетельствует и законодательное закрепление доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Следует отметить, что доставление в качестве самостоятельной меры появилось в российском законодательстве относительно недавно В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 5 среди мер обеспечения производства данной меры не содержалось, а институт доставления работал
только в рамках составления протокола об административном правонарушении . Лишь в 2002 г. в ст. 27.1 КоАП РФ в системе мер обеспечения производства была предусмотрена такая мера, как доставление
В соответствии со ст 27 2 КоАП РФ доставление заключается в принудительном препровождении физического лица в орган внутренних дел для составления протокола об административном правонарушении, при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным Таким образом, ограничивается свобода действий и передвижений правонарушителя Доставление лица допускается в случаях, когда совершение административного проступка, в котором лицо подозревается, предусматривает обязательное составление протокола Однако, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие его события и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, следовательно, данное лицо также может быть подвергнуто доставлению
Ситуации, когда установить личность правонарушителя на месте затруднительно, возникают часто Так, у лиц, совершивших распространенные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (например, появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20 . 21 КоАП РФ); мелкое хулиганство (ст 20 1 КоАП РФ); потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ)) 6, далеко не всегда при себе находятся документы, удостоверяющие личность, или имеются иные причины, препятствующие составлению протокола об административном правонарушении Помимо составления данного протокола, доставление в большинстве случаев лишает правонарушителя возможности продолжения противоправного поведения, т е носит пресекательный характер Кроме пресечения, эта мера часто применяется в целях создания условий для сбора необходимой доказательственной базы, исключая возможность уклонения правонарушителя от ответственности Нередко именно с доставления начинается весь комплекс процессуальных действий, выполняемых соответствующими должностными лицами при производстве по делам об административных правонарушениях
Доставление является распространенной мерой административного принуждения, применяемой сотрудниками полиции К тому же ряд составов ад-
министративных правонарушений предусматривает в качестве необходимого элемента место его совершения (например, ст. ст. 20. 1, 20. 2, 20. 3, 20.13, 20. 17, 20.18, 20. 20, 20.21, 20. 22 КоАП РФ и др.) . В данном случае указанные правонарушения возможно пресечь путем удаления правонарушителя с соответствующего места, что произойдет при осуществлении доставления Таким образом, доставление одновременно с процессуально-обеспечительной целью будет способствовать и пресечению административного правонарушения
У практических работников часто возникает дилемма: разобраться с гражданином на месте совершения противоправного деяния или доставить его для составления протокола в помещение ОВД При этом многие сотрудники полиции ошибочно полагают, что, руководствуясь ст. 27. 2 КоАП РФ, для «установления личности» можно доставить любого гражданина, не имеющего при себе документов По нашему мнению, применение доставления уместно в случае, если у правонарушителя нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут достоверно сообщить необходимые сведения о нем Считаем, данное положение необходимо закрепить законодательно, дополнив ч 2 ст 27 2 КоАП РФ фразой: «Применение доставления в целях установления личности допустимо в случае, если у правонарушителя нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут достоверно сообщить необходимые данные о нем» При этом особое внимание следует обратить на достоверность данных, которые представляют свидетели
При осуществлении доставления важно определить непосредственные поводы применения доставления, т е те обстоятельства, которые делают невозможным составление протокола об административном правонарушении на месте его выявления Такими поводами, с нашей позиции, являются следующие:
— отсутствие у правонарушителя документов и невозможность установить его личность на месте;
— отсутствие у правонарушителя постоянного места жительства;
— поведение правонарушителя, препятствующее нормальному осуществлению необходимых процессуальных действий;
— нахождение лица в состоянии опьянения;
— необходимость осуществления процессуальных действий, выполнить которые на месте совершения административного правонарушения невозможно
Важно, что доставление правонарушителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, необходимо применять, если он утратил способность передвигаться или ориентироваться в окружающей
обстановке либо может причинить вред себе или окружающим В иных случаях возможно составление протокола об административном правонарушении на месте его выявления
Доставление тесно связано с такой мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как административное задержание Учеными-административистами достаточно продолжительное время рассматриваются вопросы взаимосвязи доставления и административного задержания 7. Однако, несмотря на это обстоятельство, единства мнений по данной проблематике не наблюдается Так, некоторые ученые предлагают считать доставление самостоятельной административно-обеспечительной мерой 8 . Другие считают, что доставление необходимо включить в состав административного задержания 9, а срок административного задержания в связи с этим продлить до 24 часов .
Отметим, что обе точки зрения имеют право на существование и представляют научный интерес, однако позиция первой группы ученых, на наш взгляд, предпочтительнее. Объективное выражение доставления и административного задержания граждан различное Основания и цели применения двух названных мер административного принуждения также имеют определенные отличия Об этом свидетельствует и тот факт, что законодателем доставление выделено в отдельную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Более того, административное задержание возможно лишь после окончания применения доставления. Это положение закреплено ч. 4 ст. 27. 5 КоАП РФ, где четко указано, что срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления К тому же доставление лица часто не влечет необходимости административного задержания данного лица, соответственно, указанные меры обеспечения могут применяться самостоятельно и отдельно друг от друга На наш взгляд, нецелесообразно объединять меры обеспечения производства, имеющие самостоятельное законодательное регулирование Таким образом, представляется обоснованной позиция авторов, выделяющих доставление в качестве самостоятельной административно-процессуальной меры
Определенные вопросы вызывает отсутствие конкретного срока доставления. Законодателем предусмотрена только необходимость доставления в возможно короткий срок Так, В А Тюрин небезосновательно полагает, что «с позиции защиты прав и законных интересов личности в Кодексе важно закрепить хотя бы примерный срок доставления, поскольку „доставление" имеет самостоятельный про-
цессуальный статус» 10 . Далее, отсутствие фиксированного срока доставления существенно затрудняет реализацию как доставления, так и административного задержания . Например, отсутствие разграничения срока, в течение которого возможно нахождение доставленного гражданина в помещении ОВД и срока административного задержания, является весьма серьезным пробелом законодательства . Заметим, что срок доставления слагается из времени принудительного препровождения правонарушителя в помещение ОВД, времени, необходимого для установления личности правонарушителя и выполнения соответствующих процессуальных действий В порядке ст. 27. 2 КоАП РФ доставление может применяться для составления протокола об административном правонарушении, при этом не берется в расчет, что помимо данного протокола имеется еще ряд процессуальных документов, необходимость составления которых может возникнуть в ходе производства по делу об административном правонарушении (например, протокол доставления, административного задержания, личного досмотра и т. д.), при этом срок должен быть возможно коротким
Безусловно, срок доставления правонарушителя в городских условиях будет отличаться от времени применения аналогичной меры обеспечения производства в сельской местности В связи с этим верной считаем позицию А. С. Дугенца, отметившего, что правовой нормой невозможно предусмотреть и учесть в каждом отдельном случае конкретные обстоятельства (например, территориальную удаленность, наличие и (или) техническое состояние транспорта, климатические условия, состояние здоровья доставляемого и пр.) 11.
По нашему мнению, срок доставления лица, совершившего административное правонарушение, должен быть более определенным, однако закрепление жестких временных рамок затруднит правоприменителю процедуру осуществления доставления При этом отдельные аспекты применения доставления нуждаются в законодательном уточнении Например, в КоАП РФ отсутствует указание на максимально возможный срок нахождения доставленного гражданина в помещении ОВД, в течение которого необходимо произвести процессуальные действия Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, однако административное задержание должно применяться лишь в исключительных случаях. Таким образом, если административное задержание не применяется, срок нахождения доставленного лица в служебном помещении абсолютно не урегулирован . Часто срок нахождения граждан в помещении ОВД превышает установленный ст. 27. 5 КоАП РФ срок административного задержания (3 часа), при этом лицо в специальное
помещение не водворяется, статус задержанного не приобретает, а находится в положении доставленного и фактически срок его содержания в помещении ОВД ничем не ограничен (за исключением содержания доставленного лица, находящегося в состоянии опьянения)
Заметим, что длительное содержание доставленного лица не всегда оправдано объективными причинами, однако часто это объясняется загруженностью должностного лица ОВД (например, необходимость выезжать на место совершения иных противоправных действий), другие должностные лица не занимаются разбирательством с доставленными, мотивируя тем, что не обладают достаточными знаниями обстоятельств конкретного дела В это время граждане ожидают возвращения доставившего их сотрудника в комнате для разбирательства с доставленными или иных служебных помещениях ОВД, не приспособленных для этой цели .
Таким образом, для укрепления гарантий прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также предоставления сотрудникам полиции достаточного времени для осуществления необходимых действий считаем целесообразным ограничить продолжительность срока нахождения лица в служебном помещении одним часом При этом он должен быть обязательно включен в срок административного задержания В случае если правонарушитель препятствует установлению его личности и осуществлению всех необходимых действий в течение этого времени, данное лицо подлежит административному задержанию Заметим, что ранее подобный срок уже содержался в ст. 238 КоАП РСФСР, установливающей положение о том, что нахождение доставленного в штабе народной дружины не может длиться более одного часа В настоящее время такой подход также представляется обоснованным Полагаем, что необходимо дополнить ч . 2 ст. 27. 2 КоАП РФ следующим положением: «Нахождение доставленного в помещении органа внутренних дел (полиции) или в помещении органа местного самоуправления сельского поселения не должно длиться более одного часа»
1 См. , напр. : Гапонов О. Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонаруше-
ниях, посягающих на общественный порядок : дис . ... канд . юрид. наук. М., 2006. С. 54-72 ; Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ) : дис . ... д-ра юрид . наук . М . , 2005. С. 228-252 ; Макаров Д. В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения : дис . ... канд . юрид . наук. М. , 2004. С. 52-56 ; Помогалова Ю. В. Административное задержание, доставле-
ние и привод в системе мер административного принуждения : дис . ... канд . юрид . наук . Саратов, 2004. С . 142-159.
2 См . , напр .: Бабкин Л. М. Доставление граждан в полицию как мера государственного принуждения // Законы России : опыт, анализ, практика . 2013 . № 3 . С . 35-40 ; Дубик П. А. Некоторые правовые вопросы применения к военнослужащим доставления и административного задержания // Право в Вооруженных Силах . 2007. № 6 ; Кондратьев С. М. Доставление и задержание военнослужащего, совершившего административное правонарушение, в системе правового принуждения // Там же . 2013 . № 7. С . 4-9 ; Пивоваров Д. В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые сотрудниками полиции // Вестник Кыргызско-российского славянского университета . 2013 . Т. 13 . № 9 . С . 54-57 ; Самбор Н. А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях : процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека // Административное право и процесс . 2012 . № 11. С . 50-54 ; Сургутсков В. И., Пивоваров Д. В. О совершенствовании правового регулирования применения полицией отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права . 2015 . № 11(60) . С . 111-117 ; Телегин А. С. Меры административно-процессуального принуждения : некоторые вопросы применения // Вестник Пермского университета . Юридические науки . 2014 . № 1. С . 60-67.
3 Клюшниченко А. П. Пьянство и административная ответственность . Киев, 1975. С . 64 .
4 Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР : учебное пособие . Свердловск, 1989. С . 141-148 .
5 Ведомости Верховного Суда РСФСР. 1984. № 27, ст . 909.
6 По данным ГИАЦ МВД России за 2014 г.
7 Бахрах Д. Н. Административное право России . М . , 2001. С . 209-212 ; Власов В. А., Студеникин С. С. Советское административное право . М . , 1959. С . 166-167 ; Кудрявцев В. П. Административное задержание (правовые и тактические аспекты) : автореф . ... дис . канд . юрид . наук . М . , 1983 . С . 7 ; Лунев А. Е. Административная ответственность за правонарушения . М . , 1961. С . 90 ; Помогалова Ю. В. Указ . соч . С . 98-142 ; Севрюгин В. Е. Проблемы административного права . Тюмень, 1994. С . 101-106 ; Сергун П. П. Охрана прав и свобод личности в производстве по делам об административных правонарушениях : автореф . ... дис . канд . юрид . наук . Саратов, 1987. С . 19 .
8 Дворяк А. И. Меры административно-процессуального пресечения, применяемые милицией : дис . ... канд . юрид . наук . М . , 1997. С . 21 ; Каплунов А. И. Указ . соч . С . 228 ; Крас-ноглазов А. Ю. Обеспечение законности в применении административно-процессуальных мер на стадии возбуждения дела об административном правонарушении : дис . ... канд . юрид . наук . М . , 1997 ; и др .
9 Гижевский В. К. Меры административного принуждения, применяемые органами внутренних дел на транспорте Киев, 1986 . С . 52-53 ; Клюшниченко А. П., Дорогих Н. М., Пи-линчик А. Н. Медицинские вытрезвители . Киев, 1980. С . 2328 ; Попугаев Ю. И. Административно-процессуальные меры, применяемые милицией в связи с совершением правонарушения : дис . ... канд . юрид . наук . М . , 1991. С .25 ; и др .
10 Тюрин В. А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве // Государство и право 2002 № 7 С . 26 .
11 Дугенец А. С. Административно-юрисдикционный процесс : монография . М . , 2003 . С . 117.
УДК 342.9 © И. В. Слышалов, 2016
Движение по встречной стороне дороги. Взгляд сквозь призму теоретического экзамена на право управления транспортными средствами
И. В. Слышалов
Рассматривается порядок проверки теоретических знаний кандидатов в водители. Предлагаются пояснения к отдельным экзаменационным задачам, а также вносятся предложения по изменению их текста для правильного и единообразного понимания Правил дорожного движения Российской Федерации.
Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, право управления, экзаменационные билеты, транспортное средство, движение по встречной полосе.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических проблем Российской Федерации . Аварийность на автомобильном транспорте наносит значительный материальный и моральный ущерб
как обществу в целом, так и отдельным гражданам . За последние 10 лет в Российской Федерации зарегистрировано около 2 млн дорожно-транспортных происшествий, в которых более 300 тыс . человек погибли и более 2 млн получили телесные повреждения 1 .