Научная статья на тему 'Проблемные вопросы доставления сотрудниками полиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и лиц, совершивших административные правонарушения'

Проблемные вопросы доставления сотрудниками полиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и лиц, совершивших административные правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4035
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖАНИЕ / ДОСТАВЛЕНИЕ / ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР / НАРУЖНЫЙ ДОСМОТР / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / DETENTION / BRINGING / SEARCH OF THE PERSON / EXTERNAL EXAMINATION / ADMINISTRATIVE OFFENCE / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкасова Е.К.

В статье анализируется действующее уголовно-процессуальное и административное законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность сотрудников полиции, осуществляющих доставление лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и лиц, совершивших административные правонарушения, а также сложившаяся практика применения данного законодательства. Констатируется отсутствие системного подхода законодателя к реализации иммунитетов отдельных должностных лиц при применении данной меры государственного принуждения. Автором предложен алгоритм действий сотрудников полиции при доставлении лица, подозреваемого в совершении преступления или совершившего административное правонарушение, включающий в случае необходимости производство личного досмотра. На основе проведенного анализа автором высказываются предложения, направленные на совершенствование соответствующих положений законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черкасова Е.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMATIC ISSUES CONNECTED WITH BRINGING THE PERSONS SUSPECTED OF COMMITTING CRIMES AND PERSONS WHO HAVE COMMITTED ADMINISTRATIVE OFFENCES BY POLICE OFFICERS

The author of the article analyzes the current criminal procedural and administrative legislation of the Russian Federation regulating the activities of police officers engaged in bringing the persons suspected of committing crimes and persons who have committed administrative violations, as well as the established practice of applying this legislation. The absence of a system approach of the legislator to the implementation of immunities of certain officials during the application of this measure of state coercion is stated. The algorithm for the actions of police officers when bringing the person suspected of committing crimes or the person who has committed administrative offence is proposed by the author. This algorithm includes carrying out the personal search, if necessary. Basing on the conducted analysis, the author makes proposals aimed at improving the relevant provisions of the legislation.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы доставления сотрудниками полиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и лиц, совершивших административные правонарушения»

ЧЕРКАСОВА Е.К., кандидат юридических наук, DenCh-TNCS-Mosc@rambler.ru Кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

CHERKASOVA E.K., Candidate of Legal Sciences, DenCh-TNCS-Mosc@rambler.ru Chair of administrative activities of the internal affairs bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДОСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, И ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется действующее уголовно-процессуальное и административное законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность сотрудников полиции, осуществляющих доставление лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и лиц, совершивших административные правонарушения, а также сложившаяся практика применения данного законодательства. Констатируется отсутствие системного подхода законодателя к реализации иммунитетов отдельных должностных лиц при применении данной меры государственного принуждения. Автором предложен алгоритм действий сотрудников полиции при доставлении лица, подозреваемого в совершении преступления или совершившего административное правонарушение, включающий в случае необходимости производство личного досмотра. На основе проведенного анализа автором высказываются предложения, направленные на совершенствование соответствующих положений законодательства.

Ключевые слова: задержание; доставление; личный досмотр; наружный досмотр, административное правонарушение; преступление.

THE PROBLEMATIC ISSUES CONNECTED WITH BRINGING THE PERSONS SUSPECTED OF COMMITTING CRIMES AND PERSONS WHO HAVE COMMITTED ADMINISTRATIVE OFFENCES BY POLICE OFFICERS

Annotation. The author of the article analyzes the current criminal procedural and administrative legislation of the Russian Federation regulating the activities of police officers engaged in bringing the persons suspected of committing crimes and persons who have committed administrative violations, as well as the established practice of applying this legislation. The absence of a system approach of the legislator to the implementation of immunities of certain officials during the application of this measure of state coercion is stated. The algorithm for the actions of police officers when bringing the person suspected of committing crimes or the person who has committed administrative offence is proposed by the author. This algorithm includes carrying out the personal search, if necessary. Basing on the conducted analysis, the author makes proposals aimed at improving the relevant provisions of the legislation.

Keywords: detention; bringing; search of the person; external examination, administrative offence; crime.

Осуществление правоприменительной деятельности сотрудниками полиции нередко сопряжено с применением мер принуждения, которые существенным образом ограничивают личную свободу и неприкосновенность лиц. Одной из таких мер является доставление, то есть принудительное препровождение физического лица. Законность осуществленного доставления зависит в первую очередь от наличия оснований для применения данной меры государственного принуждения, а также стро-

гого соблюдения порядка ее проведения и процессуального оформления.

Следует отметить, что в действующем законодательстве отсутствует закрепление четкого алгоритма действий сотрудников полиции при осуществлении доставления. Кроме того, принимая во внимание тот факт, что доставление регламентируется различными отраслями права - административным и уголовно-процессуальным, и при этом доставление правонарушителя может осуществляться тогда, когда еще

отсутствует полная ясность юридической квалификации неправомерного поведения и нельзя сделать вывод о том, совершено ли административное правонарушение или преступление [1, с. 49], у правоприменителя могут возникнуть определенные сложности при реализации данной меры принуждения.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) прямо не определяет сущность и основания доставления как меры принуждения, применяемой к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, указывая лишь на то, что после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК РФ). Анализ норм, регламентирующих порядок задержания подозреваемых в совершении преступлений, позволяет сделать вывод о том, что доставление таких лиц - это лишь часть действий, осуществляемых в рамках задержания, так как срок задержания согласно ч. 3 ст. 128 УПК РФ исчисляется с момента фактического ограничения свободы, после которого и осуществляется доставление лица, подозреваемого в совершении преступления, в органы внутренних дел.

Указание в законе на момент фактического ограничения свободы задерживаемого лица позволяет сделать вывод о том, что законодатель делит задержание на фактическое (ограничение свободы передвижения лица) и юридическое (процессуальное оформление с составлением протокола задержания). Необходимо отметить, что возможно провести фактическое задержание лица по подозрению в совершении преступления до возбуждения уголовного дела, а процессуальное задержание - только после принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Следует признать более удачной в плане практической реализации форму применения к правонарушителю доставления, указанную в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), так как законодатель в этом случае не смешивает две фактически разные меры принуждения (доставление и задержание), отличающиеся между собой по целям их проведения. Ведь доставление, по сути, - это

лишь принудительное препровождение физического лица в определенное место для проведения с ним последующих процессуальных действий.

При доставлении лица, подозреваемого в совершении преступления, следует учитывать, что в данном случае оно рассматривается законодателем как составная часть задержания, поэтому доставление будет являться правомерным только при наличии для задержания оснований, предусмотренных ст. 91 УПК РФ:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Это основание применимо лишь в том случае, если именно сотрудники полиции обнаружили лицо на месте совершения преступления или непосредственно сразу после его совершения. Если же лицо задержано по подозрению в совершении преступления другими лицами (случайными прохожими, пострадавшими и т.д.), то основанием для доставления и задержания будет являться указание данных лиц (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ).

Фраза «непосредственно сразу после совершения преступления» означает, что сотрудник полиции видел определенное лицо на месте происшествия или в непосредственной близости от места происшествия, но лицо предпринимает попытку скрыться. Важным определяющим моментом для применения этого основания является возможность его идентификации сотрудником полиции как лица, непосредственно находившегося на месте совершения преступления или сразу после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Следует отметить, что законодатель не указал в данном пункте статьи на иные помещения, не относящиеся к жилым, транспортные средства, не находящиеся при задерживаемом лице, как на объекты, в которых могут быть обнаружены явные следы преступления.

Закон также наделяет сотрудника полиции правом осуществлять задержание и, соответственно, доставление при наличии иных данных, дающих основание подо-

зревать лицо в совершении преступления (ч. 2 ст. 91 УПК РФ).

Основанием для доставления является наличие данных, указывающих на совершение лицом административного правонарушения. Эти данные могут быть установлены при выявлении факта совершения правонарушения самими сотрудниками полиции, или из других источников, например, при взятии объяснений с очевидцев или потерпевших.

Законодатель отдельно в ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ установил, что целью доставления является составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, когда составление протокола является обязательным. При этом следует отметить, что в данной статье весьма узко определена цель доставления, а именно: она связана с невозможностью составления протокола об административном правонарушении на месте выявления, то есть только в тех случаях, когда сотрудники органов внутренних дел непосредственно сами обнаружили факт совершения правонарушения. Однако о совершенном правонарушении может стать известно также из других источников и спустя какое-то время, например из заявления потерпевшего. В этом случае возможно, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, будет осуществляться не с места совершения данного правонарушения. Таким образом, представляется целесообразным исключить из ст. 27.2 КоАП РФ указание на то, что обязательным условием для доставления лиц, совершивших административные правонарушения, является только невозможность составления протокола об административном правонарушении именно на месте его выявления.

В связи с реализацией данной меры государственного принуждения актуальным остается вопрос о том, как же толковать условие для доставления, сформулированное законодателем как невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, когда составление протокола является обязательным. Считаем возможным согласиться с мнением Ю.П. Соловья, указывающего, что сотрудник полиции может осуществить

доставление лица только после того, как им были приняты все возможные мероприятия по урегулированию ситуации. При этом должно быть проверено заявление о совершенном правонарушении на предмет его достоверности, проведены опросы очевидцев и потерпевших и другие необходимые действия, после выполнения которых сотрудником полиции и должно быть принято решение о доставлении лица [2, с. 107].

Вместе с тем следует отметить, что ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ четко не определяет лиц, которые могут быть доставлены в целях составления протокола об административном правонарушении, в ней указывается на физическое лицо, без которого невозможно составить протокол об административном правонарушении на месте выявления. Таковым может быть как лицо, совершившее данное правонарушение, так и потерпевший и очевидцы. Но, думается, что применение данной меры принуждения в отношении потерпевших и свидетелей в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ невозможно, так как в этом случае доставление является действием, предшествующим задержанию лица, совершившего административное правонарушение. В связи с этим считаем целесообразным внесение уточнений в ст. 27.2 КоАП РФ, в соответствии с которыми применение данной меры принуждения было бы возможно только в отношении лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

Статья 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»* (далее - ФЗ «О полиции») предусматривает возможность доставления в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания. Данное положение закона, по сути, допускает возможность доставления только тех лиц, которые официально объявлены в розыск, и не предоставляет возможности применения данной меры принуждения, в частности, по ориентировке в отношении лиц, которые, не получив

* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N З-ФЗ: ред. от 21 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900; Рос. газ. 2014. 30 июля.

статуса подозреваемого или обвиняемого, скрылись от органов предварительного расследования или суда, или в случаях, когда их местонахождение не установлено по иным причинам. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным п. 13 ст. 13 ФЗ «О полиции» сформулировать с указанием на то, что сотрудники полиции вправе «доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение... если имеются основания полагать, что он подозревается в совершении преступлений и скрывается от органов дознания, следствия или суда, или его местонахождение не установлено по иным причинам...».

Порядок осуществления доставления и задержания определен УПК РФ, КоАП РФ. Кроме того, отдельные вопросы регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами. Так, порядок действий сотрудников полиции на этапе, когда лицо уже доставлено в орган внутренних дел, подробно изложен в приказе МВД России от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»*. При этом в Наставлении акцент делается на проверке законности такого доставления, строгом соблюдении процессуальных норм и уважении к человеческому достоинству. Если выясняется неправомерность доставления или задержания лица, то такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением извинений старшим дежурной смены. Об освобождении неправомерно доставленного лица производится соответствующая запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел. О факте неправомерного доставления незамедлительно докладывается руководителю органа внутренних дел или лицу, исполняющему его обязанности. В случае, если будет установлено, что доставленное лицо обладает иммунитетом от задержания, дополнительно

* Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: приказ МВД России от 30 апр. 2012 г. N 389 // Рос. газ. 2012. 11 июля.

составляется рапорт о доставлении на имя начальника территориального органа МВД России и информируется дежурная часть вышестоящего территориального органа МВД России.

Не подлежат задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Кроме этого, действующим законодательством Российской Федерации определены некоторые ограничения при задержании отдельных категорий лиц. Вместе с тем анализ нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус отдельных должностных лиц в Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что законодатель неоднозначно подходит к определению иммунитетов от применения в отношении их процессуальных мер принуждения. В подтверждение вышесказанного следует отметить, что, например, могут быть задержаны и, соответственно, доставлены в орган внутренних дел в общем порядке, если их личность установлена в связи с совершением административного правонарушения, только депутаты представительных органов местного самоуправления.

Однако для ряда категорий должностных лиц законодатель предусмотрел особые условия для применения такой меры принуждения, как задержание. Например, сотрудники органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей могут быть задержаны в присутствии официального представителя органов ФСБ или на основании решения суда (ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»). В целом система ограничений, связанных с особыми условиями при применении мер принуждения в отношении отдельных должностных лиц в Российской Федерации, весьма сложна. При этом дополнительные трудности в правоприменительной деятельности создает то, что данные иммунитеты сформулированы различным образом и закреплены в отдельных нормативных правовых актах. Считаем целесообразным закрепление данных предписаний, определяющих в целом системно особые гарантии отдельных должностных лиц, в специальном федеральном законе. Реализация данного предложения позво-

лит упорядочить систему иммунитетов и правильно разрешать вопросы, связанные с применением мер процессуального принуждения в отношении должностных лиц Российской Федерации, пользующихся особым правовым статусом.

Действующим законодательством не предусмотрена прямая обязанность сотрудников полиции после доставления лица, совершившего административное правонарушение, составлять протокол об административном задержании. В ходе проведенного анкетирования сотрудников органов внутренних дел* выявлено следующее: более 60 % респондентов не считают необходимым составление протокола об административном задержании и ограничиваются оформлением факта доставления в ОВД и составлением протокола об административном правонарушении. Однако составление протокола об административном задержании после доставления следует считать обязательным в связи с тем, что после составления протокола о доставлении доставление считается оконченным, но и после этого лицо максимально в течение 3 часов остается ограниченным в свободе передвижения, то есть является задержанным в административном порядке. В соответствии с этим факт ограничения свободы передвижения лица должен найти свое процессуальное оформление в протоколе об административном задержании.

Предлагаем использовать следующий алгоритм действий сотрудников полиции при доставлении лица, подозреваемого в совершении преступления, или совершившего административное правонарушение:

1. Представиться, назвать свою должность, звание, фамилию и указать на причину и основание обращения.

Основанием для обращения в данном случае является совершение лицом правонарушения или подозрение в совершении преступления или административного правонарушения.

По требованию гражданина, к которому он обращается, предъявить служебное удостоверение.

Данные действия определены ч. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции».

2. Проверить документы, удостоверяющие личность.

Правовой основой проверки документов у граждан и должностных лиц является п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

Следует отметить, что ни в УПК РФ, ни в КоАП РФ, ни в нормативных документах МВД России не содержится четкий перечень документов, удостоверяющих личность правонарушителя. В связи с этим на основе анализа действующего законодательства, а также приказов, определяющих порядок судебного делопроизводства**, выявлено, что в Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, на основе которых можно оформить первоначальные процессуальные действия, являются:

- паспорт гражданина Российской Федерации;

- свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

- общегражданский заграничный паспорт - для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей;

- удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации - для военнослужащих (офицеров, мичманов, прапорщиков);

- военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву или контракту;

- паспорт моряка;

- справка об освобождении из мест лишения свободы;

- паспорт иностранного гражданина;

- дипломатический паспорт, служебный паспорт;

* В анкетировании приняли участие 122 слушателя, проходящих повышение квалификации в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России.

** О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов: приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 дек. 2004 г. N 161: ред. от 16 апр. 2014 г.; Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде: приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апр. 2003 г. N 36: ред. от 16 апр. 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации -для утративших паспорт граждан, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка;

- удостоверение личности государственного служащего (сотрудника прокуратуры, сотрудника полиции, таможенных, налоговых органов, судьи и т.д.);

- удостоверение беженца либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории Российской Федерации;

- разрешение на временное проживание в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документа, удостоверяющего личность;

- вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации;

- свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших временное убежище;

- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность, - для лиц без гражданства;

- свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства, - для иностранных граждан, не достигших 16-летнего возраста;

- удостоверение адвоката;

- редакционное удостоверение для журналиста;

- другие документы, удостоверяющие личность (водительское удостоверение, удостоверение ветерана, инвалида, почетного донора и т.д.).

3. Указать на причину и основания доставления и (или) задержания.

Основания для доставления должны быть реальными и соответствовать дей-

ствующему законодательству. Невыполнение этого требования может повлечь за собой не просто отмену принятого решения по делу, но и обязанность органа внутренних дел возместить расходы, понесенные лицом, незаконно доставленным или задержанным.

4. Предъявить требование проследовать с сотрудниками полиции и указать на последствия невыполнения данного требования.

В случае невыполнения требования, то есть неповиновения сотруднику полиции, предполагается возможность применения к данному лицу в соответствии со ст. 20 ФЗ «О полиции» физической силы. Применение физической силы без предупреждения возможно как при реальной (опасность имеет осознаваемый и действительный характер), так и при непосредственной угрозе жизни (угроза реализуется незамедлительно и безотносительно).

5. Разъяснить его права, а именно:

- право на юридическую помощь. Следует отметить, что в случае доставления и задержания лица, совершившего административное правонарушение, защитник может участвовать в деле только по соглашению и, как следствие, у сотрудников полиции нет обязанности по его предоставлению. В отличие от административного законодательства, действующее уголовно-процессуальное законодательство определяет случаи обязательного участия защитника (ст. 51 УПК РФ), но обязанность обеспечить участие защитника возникает у должностных лиц только при проведении отдельных процессуальных и следственных действий с участием лица, подозреваемого в совершении преступления. Учитывая то обстоятельство, что доставление, согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, не рассматривается как самостоятельное процессуальное действие, а является частью задержания, участие защитника должно быть обеспечено в случаях, предусмотренных УПК РФ, непосредственно при составлении протокола задержания. Таким образом, данное право задержанного лица не предполагает обязательную его реализацию сотрудниками полиции при осуществлении доставления и фактического задержания. Вместе с тем данное положение, несомненно, ограни-

чивает право лица, в отношении которого начинается производство по делу об административном правонарушении, на защиту, в связи с чем необходимо в действующем административном законодательстве иным образом сформулировать норму, определяющую момент, с которого в деле об административном правонарушении может участвовать защитник, предусмотрев возможность участия защитника и при проведении и (или) процессуальном оформлении первого процессуального действия.

Действующим законодательством не определены статус доставляемого лица и сроки его нахождения в служебном помещении, куда он был доставлен. Предусмотренная в ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ возможность процессуального оформления доставления как посредством составления отдельного протокола о доставлении, так и посредством внесения записи об этом в протокол об административном задержании или об административном правонарушении, не позволяет доставленному лицу воспользоваться правами, определенными ст. 25.1 КоАП РФ. Только после составления данного протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным, а доставленное лицо приобретает статус лица, в отношении которого ведется производство по делу. В связи с этим защитник может принимать участие в деле об административном правонарушении только после составления данного документа;

- право на услуги переводчика. Ему корреспондирует обязанность сотрудников полиции по обеспечению участия переводчика только в том случае, если лицо, в отношении которого осуществляются данные меры принуждения, не владеет или в недостаточной степени владеет языком, на котором ведется производство по делу. Но это не означает, что непосредственно на месте задержания лицу должна быть обеспечена реализация этого права. Переводчик должен предоставляться при составлении процессуальных документов;

- право на уведомление о факте его задержания. Реализация данного права лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и лиц, совершивших административные правонарушения, имеет разные формы. Так, при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления,

лицо, составившее протокол задержания, в обязательном порядке, вне зависимости от волеизъявления задержанного, уведомляет близких родственников или близких лиц (ст. 96 УПК РФ и п. 7 ст. 14 ФЗ «О полиции»). Исключение из данного правила связано с соблюдением тайны следствия, однако оно не распространяется на задержание несовершеннолетних (ст. 96 УПК РФ). В отличие от этого административным законодательством определено, что уведомление осуществляется по просьбе задержанного, при этом задержанное лицо также имеет право на уведомление администрации по месту работы или учебы и защитника (ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ).

Кроме этого, действующее законодательство предусматривает отдельные категории лиц, которых необходимо уведомить (в зависимости от личности задерживаемого). Так, о задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу (п. 9 ст. 14 ФЗ «О полиции», ч. 2 ст. 96 УПК РФ и ч. 4.1 ст. 27.3 КоАП РФ). О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства (п. 10 ст. 14 ФЗ «О полиции»). Часть 2 ст. 96 УПК РФ обязывает в случае задержания сотрудника органа внутренних дел, подозреваемого в совершении преступления, уведомлять об этом начальника органа, в котором проходит службу указанный сотрудник. Кроме этого, ч. 4.2 ст. 27.3 КоАП РФ и ч. 2.1 ст. 96 УПК РФ предусматривают обязанность по уведомлению секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующей общественной наблюдатель -ной комиссии о факте задержания члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- право на отказ от дачи объяснений.

6. Провести наружный досмотр и при необходимости личный досмотр доставляемого лица.

Наружный досмотр является предупредительной мерой и направлен на обнаружение у доставляемого лица оружия или предметов, используемых в качестве оружия [3, с. 32], и представляет собой об-

следование одежды и тела доставляемого лица без изъятия каких-либо предметов и оформления данного факта отдельным протоколом. Следует отметить, что данное действие направлено в первую очередь на обеспечение мер личной безопасности, и перед его проведением у сотрудника полиции, его проводящего, нет четких представлений о наличии у лица каких-либо предметов или документов, имеющих значение для дела. И только после обнаружения предметов, подлежащих обследованию и (или) изъятию, проводится личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

Процессуальный порядок производства личного досмотра включает в себя следующие действия:

- принятие решения о производстве личного досмотра. Следует отметить, что в протоколе личного досмотра имеется лишь указание на цель предстоящего процессуального действия, в связи с чем основание для его проведения должно быть отражено в рапорте или следовать из других материалов дела;

- приглашение понятых. Для удостоверения хода и результатов личного досмотра закон требует, чтобы при его проведении присутствовали как минимум двое понятых. В исключительном случае, при наличии достаточных оснований полагать, что у лица имеется оружие или предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр может проводиться без понятых (ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ). При этом следует отметить, что закон не обязывает должностное лицо, проводившее досмотр при отсутствии понятых, применять в обязательном порядке технические средства фиксации.

Вне зависимости от того, сопряжен ли личный досмотр с обнажением тела досматриваемого или нет, закон требует, чтобы и лицо, проводящее досмотр, и понятые были одного пола с досматриваемым;

- установление личности участников личного досмотра и разъяснение им их прав, обязанностей и ответственности. Перед началом производства личного досмотра необходимо удостовериться в личности участников данного действия путем ознакомления с документами, удостоверяющими их личность;

предложение добровольной выдачи предметов и орудий совершения административного правонарушения, а также предметов, изъятых из гражданского оборота. В случае их добровольной выдачи, при условии, что нет других оснований полагать, что какие-либо еще предметы и документы, имеющие значение для дела, могут находиться при досматриваемом, можно отказаться от дальнейших поисковых действий. В связи с этим возникает вопрос: каким процессуальным документом следует оформить факт добровольной выдачи искомых предметов или документов? Полагаем, что отказ от поисковых мероприятий не следует трактовать как отказ от проведения личного досмотра в его процессуальном смысле, так как добровольная выдача происходит именно в рамках производства личного досмотра. Таким образом, факт изъятия выданных добровольно предметов и документов должен быть отражен в протоколе личного досмотра, а не в протоколе изъятия, с указанием, что они были выданы добровольно;

- непосредственный поиск предметов и документов, имеющих значение для дела. Законодатель запрещает при производстве личного досмотра нарушать конструктивную целостность досматриваемых предметов. В связи с этим возникает вопрос о том, как следует поступить, если имеется необходимость в изъятии предметов, находящихся, например, за подкладкой одежды досматриваемого лица. В этом случае в рамках личного досмотра изъять данные предметы не представляется возможным. Однако действующее административное законодательство не запрещает в данной ситуации провести такое процессуальное действие, как изъятие вещей и документов, в рамках которого запрета на нарушение конструктивной целостности предметов, обследуемых в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела, нет;

- предъявление понятым и другим участвующим в личном досмотре лицам обнаруженных предметов и документов и изъятие найденного. Чтобы избежать оспаривания того, что было изъято в ходе личного досмотра, способ упаковки изъятого должен исключать возможность несанкционированного доступа к изъятым предметам и документам (их подмены).

В ходе личного досмотра необходимо вести постоянное наблюдение за поведением досматриваемого лица, учитывать характерные способы сокрытия тех или иных предметов, обращая особое внимание, например, на следы ремонта на вещах, находящихся при лице, предметы кустарного производства, ортопедическую обувь, головной убор, а также на швы, заплаты и т.д.

Очень часто сотрудники полиции, осуществляющие проведение данного действия, оставляют без внимания само место проведения личного досмотра. Между тем по окончании личного досмотра необходимо обязательно осмотреть место его проведения;

- оформление результатов личного досмотра путем составления протокола. При необходимости в связи с большим количеством изымаемых вещей должна быть составлена их опись с указанием их индивидуальных признаков;

- предъявление протокола для ознакомления всем участникам личного досмотра. При этом все имеющиеся у участников замечания о дополнении или уточнении протокола подлежат обязательному внесению в протокол и удостоверяются подписями понятых;

- вручение копии протокола и описи досматриваемому лицу. Копии протокола личного досмотра, а также прилагаемых к нему документов (схемы, описи) должны быть вручены досматриваемому лицу по его просьбе.

7. Осуществить доставление или задержание.

Основные тактические особенности доставления заключаются в том, что целесообразно осуществлять доставление каждого из лиц в отдельности, чтобы исключить возможность их сговора. Перед посадкой задержанного в автомобиль заднее сиденье освобождается от находящихся на нем предметов и оборудования, которые могут быть использованы в качестве орудия сопротивления или нападения на сотрудников. Первым на заднее сиденье садится сотрудник, страхующий посадку подозреваемого, вторым - задержанный, третьим - сотрудник, сопровождающий задержанного. Сотрудник, страхующий доставление, должен постоянно наблюдать за подозреваемым, повернувшись к нему

и положив правую руку на спинку заднего сиденья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях качественного проведения задержания необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, задержание должно проводиться в тот момент, когда подозреваемый готов к сопротивлению, но не в состоянии его оказать. Даже если лицо ожидает захват, необходимо отвлечь его внимание и усыпить его бдительность. Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность участников операции, то есть лица, задействованные в операции, должны быть соответствующим образом подготовлены, экипированы и проинструктированы. В-третьих, должны быть приняты все меры по выявлению и фиксации поведения задержанного лица, в частности его действий, направленных на сокрытие и уничтожение доказательств, а также действий сотрудников полиции по соблюдению прав задерживаемых лиц.

Оформить факт доставления и (или) задержания.

После проведения доставления правонарушителей в дежурную часть органа внутренних дел старший наряда составляет рапорт и (или) протокол о доставлении. Следует отметить, что в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, сотрудник полиции, производивший фактическое задержание и доставление, должен составить только рапорт, так как отдельного протокола для доставления действующим УПК РФ не предусмотрено.

Факт доставления лица, совершившего административное правонарушение, может быть оформлен также путем внесения отдельной записи в протокол об административном правонарушении или в протокол об административном задержании. Однако если в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании имеется указание на время доставления, с которого согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ и исчисляется срок задержания, то в протоколе об административном правонарушении это не отражается, что, безусловно, может привести к нарушению установленных сроков задержания, и лица, чьи права были нарушены, не смогут обжаловать данный факт, так как он должным образом не был зафиксирован. В связи с этим представляется необходи-

мым дополнить ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ положением о том, что в записи о доставлении лица в протоколе об административном задержании или административном правонарушении обязательно должно быть указано точное время доставления. Полагаем целесообразным также в протоколе о доставлении или рапорте кратко описывать видимые телесные повреждения и внешний вид одежды доставляемого лица [4, с. 67].

Проведенное исследование правовой основы доставления лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, а также правоприменительной практики позволяет определить закономерности и распространенные ошибки при при-

менении данных мер принуждения. Эти ошибки зачастую связаны с несовершенством действующего законодательства, регламентирующего порядок проведения доставления правонарушителей, либо с отсутствием необходимых указаний на действия, осуществляемые в ходе доставления и задержания. Таким образом, правильное понимание сущности и знание процессуальных и тактических приемов и тактических рекомендаций, используемых в процессе доставления правонарушителей, должно способствовать как достижению целей применения данной меры принуждения, так и исключению любой возможности причинения ущерба лицам, в отношении которых она применяется, а в ряде случаев и сотрудникам полиции.

Список литературы

1. Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.

2. Соловей Ю.П. Доставление граждан в полицию как мера государственного принуждения, предусмотренная Федеральным законом «О полиции» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. N 7 (266). С. 106-111.

3. Десятова О.В. Особенности действий патрульно-постовых нарядов при проведении в отношении правонарушителей наружного досмотра и их доставление в подразделение территориального органа МВД России // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. N 2 (5). С. 30-35.

4. Деятельность дорожно-патрульной службы ГИБДД: учеб.-практ. пособие / М.В. Доцкевич [и др.]. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2016. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.