11.2. ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОСМОТР ГРАЖДАН, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Дубровин Алексей Кириллович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Восточно-Сибирский институт МВД России. Подразделение: кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел. Email: [email protected] Аннотация
В статье рассматриваются вопросы применения действующих норм при проведении наружного досмотра, личного осмотра, личного досмотра, личного обыска граждан, применяемых в правоприменительной деятельности.
Задача: цель написания исследовательской работы определяется анализом особенностей наружного досмотра, личного осмотра, личного досмотра, личного обыска, осмотра граждан, которые являются основными способами обеспечения безопасности и установления истины по делу об административном правонарушении и преступлении.
Методология: исследование включает использование специальных методов: формально-юридического, сравнительно-правового и прочих методов.
Выводы: в Наставлении по физподготовке приводится необозначенный в других нормативных актах механизм наружного осмотра, а в Уставе ППС имеется недетализированная конструкция наружного досмотра, которая схожа с нормами федерального законодательства о личном осмотре граждан;
есть необходимость законодательного закрепления некоторых дополнений, включая норму о том, что «при личном обыске допускается принудительное раздевание лица с осмотром естественных полостей тела. К досмотру тела привлекается медицинский работник, никто кроме медицинского работника не вправе проводить обследование тела обыскиваемого лица»; и т.д.
Следующие шаги: возможность последующего использования результатов научной работы обусловлена разработкой проектов изменения действующих нормативных актов.
Практическое значение: применение на практике связано с включением результатов работы в нормативные ведомственные акты правоохранительных органов и в учебно-методические материалы по тактике личного осмотра, досмотра, обыска.
Социальные последствия: использование на практике результатов позволит снизить уровень социальных конфликтов и исключить ряд нарушений законности в деятельности правоохранительных органов.
Ценность: работа предназначена для использования в практической деятельности системы правоохранительных органов в сфере обеспечения безо-
пасности и процессуального доказывания по административным и уголовным делам.
Ключевые слова: принуждение, меры пресечения, досмотр, осмотр, обыск, материальное и процессуальное право.
FEATURES OF THE SUBSTANTIVE AND PROCEDURAL
RULES GOVERNING THE EXAMINATION OF INDIVIDUALS SUSPECTED OF COMMITTING CRIMES AND ADMINISTRATIVE OFFENCES
Dubrovin Alexey Kirillovich, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: East-Siberian Institute of MIA Russia. Department: administrative law and administrative activities of internal bodies chair. Email: [email protected]
Annotation
In the article the questions of application of regulations when conducting the external inspection, personal inspection, personal inspection, personal search of citizens, used in law enforcement.
Objective: the purpose of writing a research work is determined by the analysis of the features of the external examination, personal inspection, personal search, personal search, inspection of citizens, which are the main ways of ensuring security and establishing the truth in the case of an administrative offence and a crime.
Methodology: the study involves the use of special methods: formal legal, comparative legal and other methods.
Conclusions: in the manual on physical training is given in other normative acts, the mechanism of external inspection, as in the Charter of the PPS has a coarse-grained structure of the external examination, which is similar to the norms of the Federal legislation on personal inspection of citizens;
there is a need for legislative consolidation of some supplements, including the rule that "when a personal search is allowed, the forced undressing of a person with the inspection of natural cavities of the body. To the inspection body involved health worker, no one except the medical worker may not conduct a body search of the person"; etc.
Next steps: the possibility of subsequent use of results of scientific work due to the drafting of amendments to the existing regulations.
Practical value: practical application due to the inclusion of research results in departmental normative acts of enforcement authorities and educational materials on the tactics of personal inspection, examination, search.
Social implications: the use in practice of the results will reduce the level of social conflicts and eliminate a number of violations of legality in law enforcement.
Value: work is intended for use in practical activities of law enforcement in the field of security and procedure evidence in administrative and criminal cases. Keywords: coercion, restraint, inspection, examination, search, substantive and procedural law.
В содержании федерального законодательства [3], [4], [5] законодатель установил нормы материального права, определяющие полномочия полиции, таможни и др. органов власти по применению мер принуждения.
Однако на практике существует проблема, связанная с тем, что в силу отсутствия детализации норм материального и процессуального права не всегда проводится разграничение таких понятий, как наружный досмотр, личный осмотр, личный досмотр, личный обыск, осмотр граждан, фактически применяемых на стыке уголовного и административного права.
Административно-правовое принуждение, применяемое органами публичной исполнительной власти в связи с антиобщественными деяниями граждан, играет важную роль в охране правопорядка и профилактике правонарушений. Достижение должной охраны правопорядка достигается путем законного применения мер предупреждения, пресечения и наказания.
Остановимся на основных признаках и процедурах, характеризующих наружный досмотр, личный осмотр, личный досмотр, личный обыск, осмотр гражданина с точки зрения норм материального и процессуального права, принимая во внимание утверждение В.Д. Сорокина: «нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон административно-правового отношения по существу, в то время как нормы процессуального права (если они применимы к решению данного спора) определяют порядок принудительного разрешения спора, могущего возникнуть между сторонами данного правоотношения» [15, с. 52].
Рассмотрим указанные правовые нормы, учитывая, что наружный досмотр, личный осмотр, личный досмотр, личный обыск, осмотр граждан являются одними из основных способов обеспечения безопасности и установления истины по делу об административном правонарушении и преступлении.
Наружный досмотр является превентивной мерой обеспечения безопасности и предотвращения правонарушений, в том числе против сотрудников правоохранительных, задерживающих лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, тем самым являясь одновременно мерой обеспечения безопасности представителей правоохранительных органов и окружающих граждан, которые могут стать жертвой противоправных действий задерживаемого лица.
Как норма материального права, наружный досмотр определен в разделе V. Устава патрульно-постовой службы полиции: «Типовые тактические действия нарядов ППСП», подраздел «Особенности задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений».
Пункт 266 указанного Устава определяет[9]: «В зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются».
Подчеркнем, что основанием задержания граждан по подозрению в совершении преступлений является статья 91 УПК РФ[1].
Устав ППС не предполагает при проведении наружного досмотра участие понятых, это вполне понятно с точки зрения безопасности и невозможности их участия в опасных операциях по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Как правило, наружный досмотр осуществляется принудительно, и после задержания преступников их необходимо немедленно удалить с места задержания для недопущения освобождения соучастниками преступлений.
В качестве недостатка Устава ППС следует отметить, что проведение наружного досмотра не предусмотрено в подразделе «Действия сотрудников подразделений ППСП при выявлении административных правонарушений». В пункте 273 указано, что главными
задачами нарядов являются: «Пресечение административного правонарушения и задержание правонарушителя. Обеспечение качества и полноты материала по административному правонарушению. Документирование противоправного деяния». И, как результат, мера обеспечения безопасности окружающих лиц и личной безопасности сотрудников полиции не предусмотрена; но следует учесть, что в поле зрения полиции во время несения службы попадают за совершение административных правонарушений лица, ранее совершившие преступления, лица, находящиеся в розыске, лица противоправной направленности.
В этой связи в Наставлении по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, принятом в сложных 90-х годах, было установлено[8], что «наружный осмотр проводится путем прохлопывания, прощупывания мест вероятного хранения оружия, том числе под угрозой оружия. Оружие при проведении наружного осмотра из руки в руку не перекладывается».
Тем самым закреплялось положение об обеспечении личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, это положение было научно обосновано Папки-ным А.И. [16, с. 23], изложившим в своей книге «обязательство о выживании», по существу как меру обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при задержании правонарушителей, и использовалось автором статьи более 15 лет при обучении личного состава органов внутренних дел, в том числе участвующего в контртеррористических мероприятий.
Таким образом, в Наставлении по физподготовке полиции приводится необозначенный в других нормативных актах механизм наружного осмотра, а в Уставе ППС имеется недетализированная конструкция наружного досмотра, которая схожа с нормами федерального законодательства о личном осмотре граждан.
Личный осмотр граждан - мера предупреждения правонарушений. Как норма материального права установлена в пункте 18 ст. 13 ФЗ «О полиции» [5]: Полиция имеет право «осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места».
Личный осмотр граждан не предполагает присутствие понятых в силу его главной цели, которая заключается в обеспечении безопасности.
К сожалению, законодатель не определил, что «личный осмотр граждан проводится уполномоченным на то лицом одного пола с осматриваемым», что вызывает логичные нарекания граждан в связи с нарушением их личного права на половую неприкосновенность.
Как норма материального права личный осмотр предусматривает применение мер предупреждения и мер медицинского характера.
Правовая основа - нормативные документы МВД России и других правоохранительных органов, регламентирующие деятельность дежурных частей, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП), других подразделений^], [7], [10].
К примеру, в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в ЦВСНП, должностные лица ЦВСНП в соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [3] проводят личный осмотр несовершеннолетних и их вещей перед помещением несовершеннолетних в ЦВСНП.
Составление процессуальных документов при личном осмотре граждан не осуществляется, но оно проводится в случае выявления факта административного правонарушения - при обнаружении предметов, подлежащих изъятию, уже в административно-процессуальном порядке, с присутствием понятых либо без них, в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ[2].
То есть, мероприятия личного осмотра, детализированные на ведомственном уровне, могут переходить в процедуру изъятия и в этом случае действия правоохранительных органов регламентируются сперва материальными нормами о полномочиях на проведение осмотра, а затем процессуальными нормами о проведении изъятия.
Личный досмотр граждан определен как норма процессуального права в статье 27.1 КоАП РФ[2], в которой отмечается, что «личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Порядок проведения личного досмотра предусмотрен ст. 27.7 КоАП РФ[2]: «личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола ...». Такой детализированный порядок личного досмотра представляется логичным в силу его основной цели обнаружения предметов правонарушения и их процессуального оформления (документирования).
Газизов Д.А. по данному поводу замечает, что положения КоАП РФ[2], Федерального закона «О поли-ции»[5] не предусматривают обязанности сотрудника полиции проговаривать фразу о добровольной выдаче перед началом досмотра незаконно хранящихся у гражданина предметов, или предметов, подлежащих изъ-ятию[14].
С точки зрения автора, в КоАП РФ[2] необходимо включить норму о том, что «личный досмотр проводится в служебном помещении, удовлетворяющем санитарно-гигиеническим требованиям. При досмотре допускается принудительное раздевание лица с осмотром естественных полостей тела. К досмотру тела привлекается медицинский работник, никто кроме медицинского работника не вправе проводить обследование тела досматриваемого лица. При личном досмотре запрещается компрометировать досматриваемого».
Указанное правило позволило бы установить окончательные рамки требований по законности проведения личного досмотра и обнаружению предметов и веществ, подлежащих изъятию.
Личный обыск как уголовно-процессуальная норма установлена в статьях 182-184 УПК РФ[1].
В начале рассмотрения особенностей производства личного обыска в российском уголовном процессе целесообразно указать на ст. 182 УПК РФ[1], в которой регламентирован общий порядок проведения обыска, включающий множество правовых механизмов:
основания производства процедур обыска, которые обозначены достаточными данными о том, что в месте обыска или у обыскиваемого лица имеются орудия преступления, ценности, документы и предметы, которые обладают значением для уголовного дела; то есть главная цель обыска заключается в поиске предметов, которые могут быть доказательствами по делу;
общее правило производства обыска согласно постановлению следователя; при этом Определением Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О [11] указано, что выемка и изъятие посредством обыска документов и предметов, которые содержат сведения о счетах и вкладах в банках и прочих кредитных организациях должна осуществляться после принятия соответствующего судебного решения;
обязанность следователя до начала обыска предъявить постановление о его производстве либо судебное решение на его производство в жилище;
обязанность следователя до начала обыска предложить добровольно выдать документы, предметы и ценности, которые подлежат изъятию и могут обладать значением для уголовного дела (в случае их добровольной выдачи и отсутствия оснований для их сокрытия следователь может принять решение не проводить обыск);
обязанность следователя сохранять обстоятельства частной жизни, личной (семейной) тайны, выявленных в ходе обыска;
полномочие следователя на запрет лицам на месте обыска покидать его и общаться с другими лицами до момента окончания обыска;
обязательное требование изъятия в ходе обыска предметов и документов, которые запрещены к обороту (к примеру, оружие, наркотики[6], боеприпасы -предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание[12] и пр.);
специальный порядок изъятия электронных носителей информации (копирования необходимых сведений);
общая процедура предъявления изъятых предметов, документов и ценностей понятым и др. лицам, присутствующим при обыске, упаковки и опечатывания с удостоверением указанными лицами;
обязательное требование составления протокола производства обыска согласно ст. 166 и 1б7 УПК РФ[1];
обязательное содержание протокола обыска с указанием места и обстоятельств обнаружения изъятых (добровольно выданных) предметов, документов или ценностей, а также с перечислением и точным описанием всех изымаемых предметов, документов и ценностей;
порядок записи в протоколе о предпринятых в ходе обыска попытках уничтожить (спрятать) предметы, ценности, документы, подлежащие изъятию с указанием принятых мер; и т.д.
Следует также обратить внимание на специальные требования ст. 184 УПК РФ[1] о порядке проведения личного обыска, которые обозначены 3 правовыми конструкциями (соответственно 1 -3 частями):
необходимое условие соблюдения ч. 1 и 3 ст. 182 УПК РФ[1] (об основаниях обыска и судебном решении в отношении обыска) для проведения личного обыска подозреваемого (обвиняемого) для поиска (изъятия) документов и предметов, которые могут обладать значением для уголовного дела;
порядок проведения личного обыска без постановления следователя (судебного решения) в случае задержания (заключения под стражу) лица, а также в случае сокрытия им при проведении обыска предметов или документов, которые обладают значением для уголовного дела;
обязательное требование проведения личного обыска только лицом одного пола в присутствии понятых (специалистов) того же пола (в случае участия таковых при личном обыске).
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что процессуальный характер мероприятий личного обыска и его главная цель поиска доказательств по делу предопределяет последовательную и объемную детализированность каждого действия в рамках личного обыска.
Отметим, что Пленум Верховного Суда от 15 июля 2006 года № 14 указал: «при задержании лица, а также при проведении следственных действий по обнаружению и изъятию наркотических средств, ... выдача таких средств, веществ или растений по предложению должностного лица, осуществляющего указанные действия, не может являться основанием для применения примечания 1 к статье 228 УК РФ» [13].
По аналогии с предыдущей нормой, есть необходимость законодательного закрепления упоминания, что «при личном обыске допускается принудительное раздевание лица с осмотром естественных полостей тела. К досмотру тела привлекается медицинский работник, никто кроме медицинского работника не вправе проводить обследование тела обыскиваемого лица».
В заключение следует отметить, что детализация особенностей и разграничение рассмотренных норм материального и процессуального права с внесением дополнений в соответствующие нормативные правовые акты позволит минимизировать уровень конфликтов в рамках проведения осмотров, досмотров, обысков граждан и исключить ряд нарушений законности в деятельности правоохранительных органов.
Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Российская газета, N 249, 22.12.2001.
2. Кодекс РФоб административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016)// Российская газета, N 256, 31.12.2001.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них"//СЗ 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
4. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ(ред. от 23.06.2016)"0 таможенном регулировании в РФ"//СЗ РФ, 29.11.2010, N48, ст. 6252.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-Ф3(ред. от 03.07.2016)"0 полиции"// СЗ РФ, 14.02.2011, N7, ст. 900.
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N681 (ред. от 01.04.2016) "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ"// Российская газета, N134, 17.07.1998.
7. Приказ МВД РФ от 29.07.1996 N 412(ред. от 20.05.2003) "Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел"//Источник СПС КонсультантПлюс.
8. Приказ Минздрава РФ № 414, МВД РФ № 633 от 20.08.2003 "О взаимодействии учреждений здраво-
охранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел"//Российская газета, N190, 24.09.2003.
9. Приказ МВД России от 29.01.2008 N80 (ред. от 12.02.2015)"Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции"(вместе с "Уставом патрульно-постовой службы полиции")// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N27, 07.07.2008.
10. Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. № 389(ред. от 19.06.2014) "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан"//Российская газета, N156. 2012.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О "По жалобе открытого акционерного общества "Универсальный коммерческий банк "Эра" на нарушение конституционных прав и свобод частями 2 и 4 статьи 182 УПК РФ" //Вестник Конституционного Суда РФ, N3, 2005.
12. Постановление Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N5 (ред. от 03.12.2013) "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" // Бюллетень ВС РФ, N5, 2002.
13. Постановление Пленума ВС РФ от 15.06.2006 Ж4(ред. от 30.06.2015) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»//Бюллетень ВС РФ, N8, август, 2006.
14. Газизов Д.А. Досмотр, как мера административного принуждения, применяемая полицией для противодействия правонарушений в сфере оборота наркотических средств / Газизов Д.А. // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 50-54.
15. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. Учебник. С-Пб.: С-Пб Университет МВД России. 2008. С. 52.
16. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел (тактика и психология безопасной деятельности) / А. И. Папкин. М., 1996.
Отзыв
на статью кандидата юридических наук, доцента Дубровина Алексея Кирилловича «Особенности материальных и процессуальных норм, регулирующих досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений»
Административно-правовое принуждение, применяемое органами публичной исполнительной власти в связи с антиобщественными деяниями граждан, играет важную роль в охране правопорядка и профилактике правонарушений. Достижение должной охраны правопорядка достигается путем законного применения мер предупреждения, пресечения и наказания.
Актуальность темы состоит в том, что особенности применения наружного досмотра, личного осмотра, личного досмотра, личного обыска, осмотра граждан являются основными способами обеспечения безопасности сотрудников полиции и окружающих граждан при применении данных мер, и установления истины по делу об административном правонарушении и преступлении. На практике существует проблема, связанная с тем, что в силу отсутствия детализации норм ма-
териального и процессуального права не всегда проводится разграничение таких понятий, как наружный досмотр, личный осмотр, личный досмотр, личный обыск, осмотр граждан, фактически применяемых на стыке уголовного и административного права.
Автор рассматривает основные признаки и процедуры, характеризующие наружный досмотр, личный осмотр, личный досмотр, личный обыск, осмотр гражданина с точки зрения норм материального и процессуального права, принимая во внимание мнение ученых, в том числе Валентина Дмитриевича Сорокина, о том, что нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон административно-правового отношения по существу, в то время как нормы процессуального права (если они применимы к решению данного спора) определяют порядок принудительного разрешения спора, могущего возникнуть между сторонами данного правоотношения.
Согласны с автором, что детализация особенностей и разграничение рассмотренных норм материального и процессуального права с внесением дополнений в соответствующие нормативные правовые акты позволит минимизировать уровень конфликтов в рамках проведения осмотров, досмотров, обысков граждан и исключить ряд нарушений законности в деятельности правоохранительных органов.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Заведующий кафедрой правового обеспечения национальной безопасности Байкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент В.В. Чуксина