Научная статья на тему 'Особенности проведения сотрудниками органов внутренних дел досмотровых мероприятий при выявлении лиц, совершивших уголовные преступления и административные правонарушения'

Особенности проведения сотрудниками органов внутренних дел досмотровых мероприятий при выявлении лиц, совершивших уголовные преступления и административные правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1691
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
личный досмотр / порядок проведения досмотра / меры личной безопасности / personal search / inspection procedure / personal security measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Львович Бурзанов, Светлана Александровна Аверинская, Юлия Радиковна Герасимова

Статья посвящена законодательным пробелам закрепления понятия «личный досмотр» при совершении подозреваемыми уголовных преступлений и административных правонарушений. Произведен анализ уголовного, административного и ведомственного законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрий Львович Бурзанов, Светлана Александровна Аверинская, Юлия Радиковна Герасимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the officers of the Interior inspection measures in identifying persons who have committed criminal offenses and administrative offenses

The article is devoted to legislative gaps of the notion of «personal search» in the commission of criminal offenses and administrative offenses by suspects. An analysis of criminal, administrative and departmental legislation.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения сотрудниками органов внутренних дел досмотровых мероприятий при выявлении лиц, совершивших уголовные преступления и административные правонарушения»

УДК 343.3/7 ББК 67.4

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10418

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДОСМОТРОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Юрий Львович БУРЗАНОВ, преподаватель кафедры специальной подготовки Восточно-Сибирского института МВД России

Светлана Александровна АВЕРИНСКАЯ, доцент кафедры уголовного права ФБОУ ВО ИГУ Юридического института (г. Иркутск), кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Юлия Радиковна ГЕРАСИМОВА,

доцент кафедры юриспруденции Института экономики,

права и управления Иркутского национального исследовательского

технического университета, кандидат социологических наук

E-mail:[email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. Статья посвящена законодательным пробелам закрепления понятия «личный досмотр» при совершении подозреваемыми уголовных преступлений и административных правонарушений. Произведен анализ уголовного, административного и ведомственного законодательства.

Ключевые слова: личный досмотр, порядок проведения досмотра, меры личной безопасности.

Annotation. The article is devoted to legislative gaps of the notion of «personal search» in the commission of criminal offenses and administrative offenses by suspects. An analysis of criminal, administrative and departmental legislation.

Keywords: personal search, inspection procedure, personal security measures.

На сегодняшний день сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность, при выявлении административных правонарушений сталкиваются с таким понятием, как наружный досмотр. Изучив нормативные правовые акты по данной тематике, можно сделать вывод о том, что меры личной безопасности сотрудника полиции в них являются недостаточными.

В открытых источниках содержатся статистические данные, которые показывают смертность и получение увечий сотрудниками полиции при выполнении служебных задач. Так, в 2018 г. при выполнении служебных обязаннос-

тей 38 сотрудников органов внутренних дел погибло, более 1300 получили травмы и ранения.

Практически ежемесячно в России гибнет трое полицейских, еще более 100 получают травмы и ранения1.

И не редко административные правонарушения перерастают в уголовно наказуемые деяния, связанные с посягательством на жизнь или здоровье сотрудников органов внутренних дел. К ним относятся деяния, предусмотренные статьями 317, 318 Уголовного кодекса Российской Федерации «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа» и «Применение насилия в отношении представителя власти» соответственно.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

В сети Интернет и в других средствах массовой информации все чаще встречаются материалы, рассказывающие о том, что граждане оказывают сотрудникам полиции вооруженное сопротивление и совершают нападение.

Рассмотрим один из многих случаев нападения на сотрудников полиции на примере происшествия в Челябинской области.

Так, 18 августа 2016 г. на участке дороги «Сурьменевский» в Челябинской области сотрудниками ДПС за нарушение Правил дорожного движения России был остановлен автомобиль отечественного производства, которым управлял мужчина 1952 года рождения.

При проверке необходимых документов, которые дают право на управление транспортным средством, выяснилось, что у водителя есть признаки опьянения. Мужчина, при составлении на него процессуальных документов, выхватил охотничий нож и ударил им одного из сотрудников полиции в грудь.

Трагические последствия по этому эпизоду могли бы и не наступить, если бы перед посадкой в служебный автомобиль были проведены досмотровые мероприятия, в ходе которых своевременно были бы обнаружены и изъяты предметы, при помощи которых может быть нанесен вред здоровью или причинена смерть сотруднику полиции.

В настоящее время актуален вопрос о личной безопасности сотрудников, которые выполняют свои служебные обязанности по охране порядка на улицах и в других общественных местах.

Меры личной безопасности предусмотрены в ст. 24 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 (далее —Ф3 «О полиции»), в которой вооруженному сотруднику полиции гарантируется право личной безопасности. Согласно этой статье: «Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 23 Ф3 «О полиции».

Следовательно, по ч. 1 указанной статьи сотрудник полиции имеет право на открытый показ огнестрельного оружия и намерение применить его, а в случаях, предусмотренных ч. 2 данной статьи, — на его фактическое применение в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 23 Ф3 «О полиции».

В пункте 16 ст. 13 Ф3 «О полиции» сказано: «Сотруднику полиции предоставляется право осуществлять в порядке, установленном законо-

дательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения».

Если рассмотреть эту норму более подробно, то можно отметить, что основанием для производства досмотра будет являться наличие уже имеющейся информации (заранее известных сведений) о том, что у гражданина, в отношении которого предполагается проверка, есть предметы и вещества, на которые установлены ограничения. В 3аконе ничего не сказано про досмотр как о мере личной безопасности, т.е. изъятие предметов, при помощи которых правонарушитель может причинить вред здоровью или смертельное ранение сотруднику полиции.

Из пункта 18 ст. 13 Ф3 «О полиции» следует, что сотруднику полиции, выполняющему свои служебные обязанности, при проведении массовых мероприятий предоставляется право осуществлять «личный осмотр» лиц и их вещей. В норме статьи также указывается, что такой осмотр осуществляется с целью обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, а если гражданин отказывается предоставить к осмотру одежду и вещи, сотрудник полиции имеет право не пропускать его в места, где проводятся такие мероприятия. 3десь осмотр, как указывает законодатель, осуществляется при проведении каких-либо мероприятий с целью обеспечения безопасности участников данного события. Соответственно, отнести это к мерам личной безопасности сотрудника полиции мы не можем.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-Ф3, в ст. 27.7, указывается: «При привлечении граждан к административной ответственности полиция имеет право осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при них». Данное действие проводится только в целях обнаружения предметов административного правонарушения либо орудий его совершения, которые необходимо изъять в присутствии понятых и обязательно приобщить к делу об административном правонарушении в качестве доказательств.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

Далее в этой же статье КоАП РФ говорится, что: «В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых». Здесь целью досмотровых мероприятий также является обнаружение предметов административного правонарушения либо орудий его совершения, а не личная безопасность сотрудника полиции.

В указанной норме нет понятия как мера личной безопасности сотрудника полиции в виде наружного досмотра.

С этим мнением также согласны авторы А.А. Сошин, А.В. Желтобрюх, которые указывают, что «изъять оружие или запрещенный в гражданском обороте предмет можно только в соответствии с положениями КоАП РФ или УПК РФ, а в них такого понятия, как наружный досмотр, нет. Поэтому и возникает проблема, состоящая в том, что при производстве личного досмотра не обеспечивается безопасность лиц, его проводящих, и лиц, присутствующих при его производстве, а наружным досмотром, как действием не процессуальным, нельзя изъять обнаруженные при правонарушителе запрещенные предметы»2.

В части 4 ст. 5 и ст. 6 Федерального закона «О порядке отбывания административного ареста» от 26 апреля 2013 г. № 67-Ф3 в отношении лиц, подвергнутых административному аресту, обязательно проводится личный досмотр. В данных статьях Закона говорится о том, что личный досмотр осуществляется перед помещением лица в специальное учреждение. Задачей досмотровых мероприятий здесь будет являться обнаружение продуктов питания, вещей и предметов, не разрешенных к проносу, хранению и их использованию на территории таких организаций. Требования, которые предъявляются в данном случае к досмотру, аналогичны требованиям, указанных в ст. 27.7 КоАП РФ. К мерам личной безопасности указанное действие не относится, хотя в некотором смысле выявление и изъятие запрещенных к проносу предметов и вещей способствует ее обеспечению.

В приказе МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно пере-

двигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации», в п. 8, сказано, что: «Перед помещением лиц, находящихся в состоянии опьянения, в салон транспортного средства сотрудникам полиции необходимо убедиться в отсутствии у них оружия, а также иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия».

Далее в п. 9 этого же приказа сказано, что сотрудник должен доложить в дежурную часть отдела полиции, если выявляет у граждан, которые находятся в состоянии опьянения, опасные предметы, и действует дальше в соответствии с указаниями оперативного дежурного.

В отмеченных пунктах этого приказа ничего не сказано о необходимости изъять найденные предметы и оружие у гражданина, находящегося в состоянии опьянения, поэтому они не могут быть рассмотрены как меры личной безопасности.

В пункте 63 приказа МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» описывается порядок проведения наружного досмотра. В указанном нормативном документе наружный досмотр рассматривается с целью формирования базовых тактических действий, устойчивых двигательных навыков (формирование «мышечной памяти») и умелого применения боевых приемов борьбы.

«Правило выбора выгодной позиции»3, — такое понятие рассматривается у авторов А.В. Желтобрюха, А.В. Путь, которые говорят о безопасном положении сотрудников полиции по отношению к досматриваемому гражданину. Обеспечение личной безопасности в данном случае рассматривается косвенно.

Из анализа действующих нормативных правовых актов следует, что норма о наружном досмотре как мера личной безопасности рассматривается лишь в одном нормативном правовом документе. И этим документом является приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции».

В «Уставе патрульно-постовой службы полиции» (далее — Устав ППСП) есть пункт 266, в котором рассматривается такое понятие, как «наружный досмотр». Именно в этом пункте мы можем видеть, что необходимо проводить досмотровые мероприятия с задержанными гражданами и изымать у них оружие и другие опасные предметы. В данном случае имеются в виду та-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

кие предметы, при помощи которых досматриваемые лица могут оказать вооруженное сопротивление либо вооруженное нападение на сотрудников полиции.

И только в этом случае мы можем рассматривать досмотровые мероприятия в качестве меры личной безопасности сотрудника полиции.

Хотелось бы отметить, что этот пункт находится в разделе приказа, где оговариваются тактические особенности задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и их доставление в территориальные органы внутренних дел.

В соответствии с данной нормой досмотровые мероприятия проводятся в отношении только тех граждан, которые задерживаются и доставляются нарядами полиции по подозрению в совершении преступления.

Возникает вопрос, а как быть с теми гражданами, которые подозреваются в правонарушениях, предусмотренных административным законодательством? Ведь у таких лиц тоже может быть при себе оружие, предметы и вещества, при помощи которых они могут причинить вред здоровью или смертельное ранение сотруднику полиции. На этот вопрос законодатель нам ничего не поясняет.

В следующем разделе Устава ППСП: «Действия сотрудников подразделений ППСП при выявлении административных правонарушений», в пунктах 271—275, оговаривается тактика действий нарядов полиции, в которых проведение наружного досмотра не прописано. Наверное, поэтому многие сотрудники органов внутренних дел считают, что при задержании и доставлении в территориальные отделы полиции лиц за административные правонарушения проводить досмотровые мероприятия в целях личной безопасности не обязательно.

Не стоит, однако, забывать о том, что правонарушения, предусмотренные административным законодательством, совершают лица, которые могут быть ранее судимыми, находящимися в розыске, готовящиеся к более тяжкому правонарушению и т.п.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что необходимо на законодательном уровне разработать и закрепить в нормативных правовых актах проведение сотрудниками полиции упомянутых в статье досмотровых мероприятий по обеспечению мер личной безопасности, а именно, в части проведения наружного досмотра.

1 Офиц. сайт МВД России // https://xn—blaew.xn—plai/ reports/item/16945572/

2 Сошин A.A., Желтобрюх A.B. О некоторых вопросах применения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, сотрудниками полиции // Деятельность правоохранительных органов в современный условиях: Матер. XXII Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. Т. 2. С. 134—139.

3 Желтобрюх A.B., Путь A.B. Наружный досмотр как мера обеспечения личной безопасности сотрудников полиции // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: Сб. матер. XIX Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. С. 17—21.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

4. Федеральный закон «О порядке отбывания административного ареста» от 26.04.2013 г. № 67-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

5. Приказ МВД России от 23.12.2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» // СПС «Консультант Плюс»

6. Приказ МВД России от 01.07.2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

7. Приказ МВД России от 29.01.2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // СПС «Консультант Плюс»

8. Егорова Н.Э., Кудинов О.Ф. Об эффективности реализации комплексного подхода к организации охраны порядка в общественных местах (на примере деятельности МВД по Респуб-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

лике Бурятия) // Вестник Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2016. № 4 (79). С. 55-63.

9. Желтобрюх A.B., Путь A.B. Наружный досмотр как мера обеспечения личной безопасности сотрудников полиции // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: Сб. матер. XIX Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017.

10. Офиц. сайт МВД России // https://xn— b1aew.xn—p1ai/reports/item/16945572/

11. Сошин A.A., Желтобрюх A.B. О некоторых вопросах применения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, сотрудниками полиции // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Матер. XXII Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. Т. 2.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / [Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 687 с.

ISBN 978-5-238-03168-2

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.