Научная статья на тему 'Дорожно-транспортные преступления, совершаемые несовершеннолетними: понятие, специфика и направления предупреждения'

Дорожно-транспортные преступления, совершаемые несовершеннолетними: понятие, специфика и направления предупреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
531
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ЛАТЕНТНОСТЬ ПРЕСТУПНОСТИ / ROAD TRANSPORT CRIMES / JUVENILE CRIMES / CRIME PREVENTION / CRIME LATENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добренков А.И.

В статье приводится актуальность исследования дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, дается их понятие. Установлено, что помимо искуственной латентности дорожно-транспортные преступления несовершеннолетних обладают специфической «субституционной» латентностью . Она отражает свойство преступлений быть скрытыми от официальной регистрации из-за искусственного изменения их видовой принадлежности (преступления, фактически совершенные несовершеннолетними, регистрируются как совершенные взрослыми лицами). Выявлено, что детерминантами дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, выступают объективные и субъективные факторы. Объективные детерминанты могут касаться деятельности общества в целом, а могут иметь специфичную направленность, касающуюся процесса дорожного движения. Субъективные же факторы связаны с психофизиологическими процессами деятельности человека, а также могут быть связаны с особенностами, присущими возрастной группе несовершеннолетних. Обосновано, что наряду с комплексом превентивных мер, реалиуземых специальными усебъектами по предупреждению совершения несовершеннолетними дорожно-транспортных преступлений, а также по обеспечению безопасности дорожного движения в целом, необходимо широкое привлечение общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Добренков А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road transport crimes committed by minors: concept, specificity and directions of prevention

The article presents the relevance of the study of road traffic crimes committed by minors, their concept is given. It has been established that, in addition to the artificial latency, road traffic crimes of minors have a specific “substitutional” latency. It reflects the property of crimes to be hidden from official registration due to an artificial change in their species (crimes actually committed by minors are recorded as committed by adults). It is revealed that the determinants of road traffic crimes committed by minors are objective and subjective factors. Objective determinants may relate to the activities of society as a whole, and may have a specific focus on the process of road traffic. The subjective factors are associated with the psycho-physiological processes of human activity, and may also be associated with features inherent in the age group of minors. It was substantiated that, along with a set of preventive measures implemented by special sites to prevent juvenile traffic offenses, as well as to ensure road safety in general, wide public involvement is necessary.

Текст научной работы на тему «Дорожно-транспортные преступления, совершаемые несовершеннолетними: понятие, специфика и направления предупреждения»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 105-111.

УДК 343

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Добренков А. И.

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

В статье приводится актуальность исследования дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, дается их понятие. Установлено, что помимо искуственной латентности дорожно-транспортные преступления несовершеннолетних обладают специфической «субституцион-ной» латентностью. Она отражает свойство преступлений быть скрытыми от официальной регистрации из-за искусственного изменения их видовой принадлежности (преступления, фактически совершенные несовершеннолетними, регистрируются как совершенные взрослыми лицами). Выявлено, что детерминантами дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, выступают объективные и субъективные факторы. Объективные детерминанты могут касаться деятельности общества в целом, а могут иметь специфичную направленность, касающуюся процесса дорожного движения. Субъективные же факторы связаны с психофизиологическими процессами деятельности человека, а также могут быть связаны с особенностами, присущими возрастной группе несовершеннолетних. Обосновано, что наряду с комплексом превентивных мер, реалиуземых специальными усебъ-ектами по предупреждению совершения несовершеннолетними дорожно-транспортных преступлений, а также по обеспечению безопасности дорожного движения в целом, необходимо широкое привлечение общественности.

Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, преступления несовершеннолетних, предупреждение преступности, латентность преступности.

В современных условиях существование и развитие общества опирается на несколько ключевых отраслей, одной из которых является транспортная сфера. В числе приоритетных задач государства в данной отрасли является повышение уровня ее безопасности [1]. Самым аварийным в ней является автомобильный сегмент, поэтому обеспечение безопасности на автомобильном транспорте является одной из наиболее важных социально-экономических проблем Российской Федерации [2, с. 111]. Сегодня она, как никогда, нуждается в серьезной защите от криминальных угроз, главным образом, складывающихся из неосторожных преступлений, тем не менее, по своим тяжким последствиям нередко превосходящих ущерб от умышленных уголовно наказуемых деяний. Над решением данной задачи уже не первое десятилетие работают государственные органы, ученые и практические специалисты.

В проблеме обеспечения безопасности дорожного движения, которую пытаются решить субъекты профилактики, есть область, на первый взгляд, вполне очевидная, однако, как ни странно, довольно мало изученная, а потому не образующая самостоятельной научно-информационной базы предупреждения дорожно-транспортных преступлений. Речь идет об общественно опасных деяниях, совершаемых несовершеннолетними. Конечно, нельзя сказать, что правоохранители не обращают на нее своего профессионального внимания, однако, до сих пор это внима-

105

ние было скорее виктимологическим, связанным с изучением несовершеннолетних жертв дорожно-транспортных преступлений. Подростками, совершающими преступления в области безопасности дорожного движения, в большей степени интересовались лица, расследовавшие такие деяния. Разумеется, при этом правоохранителей интересовали некоторые особенности личности несовершеннолетнего преступника, причины совершения деяний, но только в объеме, имеющем значение для расследования уголовного дела.

Отсутствие внимания со стороны субъектов профилактики к данному явлению можно объяснить кажущимися на первый взгляд малочисленностью в абсолютных цифрах ДТП и малым удельным весом в структуре всей дорожно-транспортной преступности. Тем не менее, криминологические показатели и тенденции преступлений и дорожно-транспортных происшествий, которые позволяют выявить данные официальной статистики, не отвечают реальным масштабам распространения данного негативного социального явления. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям в обязательном порядке должны быть включены сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в которых люди получили ранения либо погибли [3]. Фиксацию и разбирательство таких происшествий осуществляют сотрудники органов внутренних дел, что, на первый взгляд, дает основание полагать, что латентность данного вида преступлений будет практически отсутствовать. Однако, проведенным нами исследованием установлено, что число реальных фактов дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних существенно превышает данные официальной статистики (не менее чем в два раза), а количество фактов безнаказанного нарушения подростками Правил дорожного движения в сотни раз превышает число зарегистрированных.

Высокая латентность данного вида преступлений объясняется тем, что зачастую за рулем оказываются дети влиятельных и богатых родителей, так называемая «золотая молодежь» [4]. Как следствие, факты совершения подростками ДТП с пострадавшими всеми возможными способами пытаются сокрыть. Так, например, в конце 2018 года в Челябинске 15-летняя девушка в состоянии опьянения, управляя автомобилем Мерседес-Бенц, сбила сотрудника ДПС, при этом данный факт пытались укрыть руководители подразделения ГИБДД. Только освещение этого происшествия в СМИ положило начало разбирательству в соответствии с законодательством РФ [5].

Вместе с тем, помимо искуственной латентности дорожно-транспортные преступления несовершеннолетних обладают специфической «субституционной» ла-тентностью. Она отражает свойство преступлений быть скрытыми от официальной регистрации из-за искусственного изменения их видовой принадлежности (преступления, фактически совершенные несовершеннолетними, регистрируются как совершенные взрослыми лицами).

Классифицировать субституционную латентность можно на два вида. Первый видом является реальная замена субъекта преступления. Она возможна в случаях, когда родитель, спасая судьбу своего ребенка, привлекается к уголовной ответственности за содеянное им. Также могут встречаться случаи, когда родитель находит человека, который заведомо ложно признает свою вину в совершении ДТП за определенное вознаграждение. Подмена субъекта может произойти как до приезда сотрудников ГИБДД, так и в случае, когда несовершеннолетний скрывается с места

ДТП, а впоследствии «устанавливается», что преступление совершил взрослый человек. Данная позиция подтверждается проведенным нами исследованием, в рамках которого проводился опрос лиц, имеющих несовершеннолетних детей. Все респонденты высказали мнение, что всеми возможными способами будут пытаться оградить своего ребенка в случае совершения им ДТП от возможных юридических последствий. Вторым видом субституционной латентности является искусственная замена субъекта, когда виновный несовершеннолетний скрывается с места дорожно-транспортного преступления и впоследствии его не устанавливают, а преступление автоматически регистрируется как совершенное взрослым.

Так, только за 10 месяцев 2018 года произошло 5856 ДТП с участием неустановленных транспортных средств, в которых 229 человек погибло и 5841 человек были ранены [6]. Дополнительным фактором, способствующим увеличению количества дорожно-транспортных преступлений, совершенных несовершеннолетними, но зарегистрированных как совершенные взрослыми из-за искусственной замены субъекта, является развитие в нашей стране сервиса каршеринга. К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют механизмы, позволяющие полностью исключить доступ к транспортным средствам лиц, не являющихся приобретателем данной услуги. Так, например, 17-летний подросток приобрел аккаунт в сити Интернет и впоследствии получил доступ к автомобилю, на котором совершил ДТП [7].

Вышеперечисленное позволяет утверждать, что реальные масштабы дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, существенно больше, чем кажется на первый взгляд.

Также необходимо отметить, что в дорожно-транспортных преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, а также в их предупреждении, несомненно, есть своя криминологическая специфика. Она закономерно проявляет себя в механизме этих преступлений, в их взаимосвязи с другими «подростковыми» правонарушениями, в детерминации, в личностных, социально-групповых, психологических и иных характеристиках, формирующих определенный «стиль» совершения дорожно -транспортных преступлений. Все эти процессы создают из подростка определенный тип участника дорожного движения и служат фундаментом для проявления различных девиаций в условиях дорожного движения, которые могут стать одной из причин совершения ДТП не только в подростковом возрасте, но и уже в период его раннего совершеннолетия. Не даром водители в возрасте от 18 до 24 лет считаются наиболее недисциплинированными и аварийно опасными [8, с. 64].

Все это требует разработки адекватных, научно обоснованных мер социально -правовой защиты от дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, активного внедрения их в предупредительную практику не только органов внутренних дел, но и общества в целом.

Дорожно-транспортные преступления, совершаемые несовершеннолетними, представляют собой уникальный социально-правовой феномен. Их неповторимость заключается, прежде всего, в их содержании, исходя из которого вытекают множество отличительных черт, таких как специфическое место в массиве всей преступности, особенности механизма совершения и личности несовершеннолетнего преступника, индивидуальные криминологические показатели и т.д. При этом нельзя не сказать, что у них много общего с преступностью несовершеннолетних и дорожно-транспортной преступностью, составной частью которых они являются. При

107

этом консолидация криминологических особенностей этих видов преступности в систему приводит к её эмерджентности, поэтому для качественного исследования элементов криминологической характеристики и выработки мер предупреждения дорожно-транспортные преступления несовершеннолетних следует рассматривать как особый криминологический феномен.

Несовершеннолетние, совершившие дорожно-транспортные преступления, имеют ряд социально-демографических, правовых и нравственно-психологических особенностей, отличающих их от иных категорий преступников. В литературе неоднократно описывались личностные характеристики несовершеннолетних преступников, затрудняющие оказание на них профилактического воздействия [9, с. 64-69; 10, с. 69-75].

В структуре личности несовершеннолетних, совершивших дорожно-транспортное преступление, огромное значение имеет их предкриминальное поведение. Оно характеризуется отрицательным отношением к общепринятым нормам поведения в условиях дорожного движения. Также необходимо отметить, что личность рассматриваемого нами типа подростков имеет свою специфику, которая заключается в ее уникальном содержании: с одной стороны, в ней содержатся черты, характерные для дорожно-транспортного преступника, а с другой - для несовершеннолетнего преступника.

Детерминанты дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, можно классифицировать на объективные и субъективные. В свою очередь объективные детерминанты могут касаться деятельности общества в целом, а могут иметь специфичную направленность, касающуюся процесса дорожного движения. Субъективные же факторы могут иметь свою природу из психофизиологических процессов деятельности человека, а могут исходить из особенностей, присущих возрастной группе несовершеннолетних. В связи с этим предлагается классификация детерминант рассматриваемых нами преступлений на:

- объективно глобальные (экономическая ситуация, духовно-нравственное состояние общества) [11];

-объективно отраслевые (дефекты проектирования и строительства дорожной сети, ее неудовлетворительное содержание, недостатки организации дорожного движения, изъяны конструкции транспортных средств и т.д.);

- субъективно категориальные (психофизические дефекты участников дорожного движения) [12, с. 196-200; 13];

-субъективно непосредственные (психофизические особенности несовершеннолетних участников дорожного движения).

Для совершенствования деятельности органов внутренних дел и иных государственных органов и общественных организаций по предупреждению данного негативного явления необходимо осуществить комплекс общих мер, к числу которых относятся следующие:

1. Недопущение использования средств массовой информации для пропаганды противоправного поведения [14, с. 256] в условиях дорожного движения.

2. Применение специального программного обеспечения фильтрации всех информационных ресурсов сети Интернет.

3. Ужесточение ответственности за управление транспортными средствами несовершеннолетними без соответствующего разрешения.

4. Ужесточение ответственности за передачу права управления транспортным средством несовершеннолетним.

5. Ужесточение ответственности законных представителей несовершеннолетних за нарушение подростками Правил дорожного движения [15].

6. Проведение регулярных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление фактов нарушения несовершеннолетними правил поведения в условиях дорожного движения.

Комплексное проведение профилактической работы по перечисленным направлениям всеми субъектами предупреждения рассматриваемой группы преступлений, в особенности системная целенаправленная деятельность правоохранительных органов, определяемая их целями, задачами и функциями [16, с. 128], а также постоянное повышение квалификации специалистов (а не запоздалая адаптация) и привлечение общественности будут способствовать как снижению фактов совершения несовершеннолетними дорожно-транспортных преступлений, так и обеспечению безопасности дорожного движения в целом.

Список литературы

1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года // Официальный сайт Минтранса России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030/ (дата обращения: 01.10.2016)

2. Хегай Ю. А. Безопасность дорожного движения - важнейшая часть социально-экономического развития страны // Теория и практика общественного развития. 2014. №9. С.111.

3. Привила учета дорожно-транспортных происшествий / Постановление Правительства Российской Федерации № 647 от 29.06.1995 г. № 647 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» // Собрании законодательства РФ. 2012. № 37. Ст. 5002.

4. Сын депутата и полковника задавил рабочих // Сайт издания Газета.ru [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://www.gazeta.ru/auto/2017/06/29_a_10752473.shtml (дата обращения - 10 декабря 2018 г.)/

5. В Челябинске пьяная школьница на Mersedes сбила полицейского // Сайт Lenta.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://lenta.ru/news/2018/12/08/drunk/ (дата обращения - 10 декабря 2018 г.); Полиция признала попытку скрыть ДТП с юной мажоркой, сбившей полицейского в Челябинске // Интернет-газета Znak [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.znak.com/2018-12-08/policiya_priznala_popytku_skryt_dtp_s_yunoy_mazhorkoy_sbivshey_policeyskogo_v_chelyabinske (дата обращения - 10 декабря 2018 г.).

6. Показатели состояния безопасности дорожного движения // Официальный сайт ГИБДД МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения - 10 декабря 2018 г.).

7. Каршеринг оказался доступным для «водителей» без прав // Сайт газеты Коммерсантъ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3516138 (дата обращения - 10 декабря 2018 г.).

8. Латыпова К. С. Особенности криминологической характеристики личности водителей, проявляющих девиантное поведение на дорогах России // Проблемы противодействия криминальной субкультуре: сборник статей (материалы Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 8 декабря 2017 г.) / науч. ред. Ю. В. Хармаев, Э. Л. Раднаева. - М.: Юриспруденция, 2018. - C. 59 - 66.

9. Иванцов С. В., Ивасюк О. Н. Общесоциальные аспекты предупреждения преступности с участием несовершеннолетних // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. Т. 1. №1. С. 64-69.

10. Соловьев В. С. Тюрина И. Н. О проблемах эффективности принудительных мер воспитательного воздействия, связанных с особенностями личности несовершеннолетнего преступника // Законодательство. 2015. №10. С. 69-75.

11. Игнатов А. Н. Кризис духовной сферы как фактор детерминации экстремизма, терроризма и криминального насилия в целом // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015.№3(41). С. 48-50.

12. Григорьев П. Е., Васильева И. В., Иванцов С. В., Игнатов А. Н. Параметры интуиции и стандартизация нормативных данных для сотрудников МВД // Вестник Московского университета МВД России. 2017. №1. С. 196-200.

109

13. Григорьев П. Е., Васильева И. В., Игнатов А. Н. Возможная роль интуиции в прогнозировании эмоциогенных и криминогенных ситуаций // В сборнике: Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России Крымский филиал. 2015. С. 234 -238.

14. Иванцов С. В. Средства массового информационного ресурса и противодействие преступности // В сборнике V Международной научно-практической конференции «Современные проблемы уголовной политики». Под редакцией А.Н. Ильяшенко. 2014. С. 256-263.

15. Игнатов А. Н., Семенова Е. Г. Гражданско-правовые меры в системе мер противодействия преступности // Общество и право. 2018. № 1 (63). С. 91-95.

16. Иванцов С. В. Теоретические предпосылки развития системного подхода в криминологических исследованиях преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 125 -128.

Dobrenkov A. I. Road transport crimes committed by minors: concept, specificity and directions of prevention // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - Р. 105-111.

The article presents the relevance of the study of road traffic crimes committed by minors, their concept is given. It has been established that, in addition to the artificial latency, road traffic crimes of minors have a specific "substitutional" latency. It reflects the property of crimes to be hidden from official registration due to an artificial change in their species (crimes actually committed by minors are recorded as committed by adults). It is revealed that the determinants of road traffic crimes committed by minors are objective and subjective factors. Objective determinants may relate to the activities of society as a whole, and may have a specific focus on the process of road traffic. The subjective factors are associated with the psycho-physiological processes of human activity, and may also be associated with features inherent in the age group of minors. It was substantiated that, along with a set of preventive measures implemented by special sites to prevent juvenile traffic offenses, as well as to ensure road safety in general, wide public involvement is necessary. Key words: road transport crimes, juvenile crimes, crime prevention, crime latency.

Spisok literatury

1.Transportnaya strategiya RF na period do 2030 goda // Oficial'nyj sajt Mintransa Rossii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030/ (data obrashcheniya: 01.10.2016)

2. Hegaj YU. A. Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya - vazhnejshaya chast' social'no-ehkonomicheskogo razvitiya strany // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. №9. S.111.

3. Privila ucheta dorozhno-transportnyh proisshestvij / Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 647 ot 29.06.1995 g. № 647 (red. ot 04.09.2012) «Ob utverzhdenii Pravil ucheta dorozhno-transportnyh proisshestvij» // Sobranii zakonodatel'stva RF. 2012. № 37. St. 5002.

4. Syn deputata i polkovnika zadavil rabochih // Sajt izdaniya Gazeta.ru [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.gazeta.ru/auto/2017/06/29_a_10752473.shtml (data obrashcheniya - 10 dekabrya 2018 g.)/

5. V CHelyabinske p'yanaya shkol'nica na Mersedes sbila policejskogo // Sajt Lenta.ru [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://lenta.ru/news/2018/12/08/drunk/ (data obrashcheniya - 10 dekabrya 2018 g.); Policiya priznala popytku skryt' DTP s yunoj mazhorkoj, sbivshej policejskogo v CHelyabinske // Internet-gazeta Znak [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.znak.com/2018-12-08/policiya_priznala_popytku_skryt_dtp_s_yunoy_mazhorkoy_sbivshey_policeyskogo_v_chelyabinske (data obrashcheniya - 10 dekabrya 2018 g.).

6. Pokazateli sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Oficial'nyj sajt GIBDD MVD Rossii [EH-lektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://stat.gibdd.ru/ (data obrashcheniya - 10 dekabrya 2018 g.).

7. Karshering okazalsya dostupnym dlya «voditelej» bez prav // Sajt gazety Kommersant" [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3516138 (data obrashcheniya - 10 dekabrya 2018 g.).

8. Latypova K. S. Osobennosti kriminologicheskoj harakteristiki lichnosti voditelej, proyavlyayushchih devi-antnoe povedenie na dorogah Rossii // Problemy protivodejstviya kriminal'noj subkul'ture: sbornik statej (ma-terialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, sostoyavshejsya 8 dekabrya 2017 g.) / nauch. red. YU. V. Harmaev, EH. L. Radnaeva. - M.: YUrisprudenciya, 2018. - C. 59 - 66.

9. Ivancov S. V., Ivasyuk O. N. Obshchesocial'nye aspekty preduprezhdeniya prestupnosti s uchastiem nesovershennoletnih // Mezhdunarodnyj zhurnal konstitucionnogo i gosudarstvennogo prava. 2017. T. 1.№1. S. 64-69.

10. Solov'ev V. S. Tyurina I. N. O problemah ehffektivnosti prinuditel'nyh mer vospitatel'nogo vozdejstviya, svyazannyh s osobennostyami lichnosti nesovershennoletnego prestupnika // Zakonodatel'stvo. 2015. №10. S. 69-75.

ffoópeHKoe A. H.

11. Ignatov A. N. Krizis duhovnoj sfery kak faktor determinacii ehkstremizma, terrorizma i kriminal'nogo nasiliya v celom // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2015. №3(41). S. 48-50.

12. Grigor'ev P. E., Vasil'eva I. V., Ivancov S. V., Ignatov A. N. Parametry intuicii i standartizaciya norma-tivnyh dannyh dlya sotrudnikov MVD // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 1. S. 196200.

13. Grigor'ev P. E., Vasil'eva I. V., Ignatov A. N. Vozmozhnaya rol' intuicii v prognozirovanii ehmociogen-nyh i kriminogennyh situacij // V sbornike: Protivodejstvie ehkstremizmu i terrorizmu v Krymskom feder-al'nom okruge: problemy teorii i praktiki. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasno-darskij universitet MVD Rossii Krymskij filial. 2015. S. 234-238.

14. Ivancov S. V. Sredstva massovogo informacionnogo resursa i protivodejstvie prestupnosti // V sbornike V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye problemy ugolovnoj politiki». Pod redakciej A.N. Il'yashenko. 2014. S. 256-263.

15. Ignatov A. N., Semenova E. G. Grazhdansko-pravovye mery v sisteme mer protivodejstviya prestupnosti // Obshchestvo i pravo. 2018. № 1 (63). S. 91-95.

16. Ivancov S. V. Teoreticheskie predposylki razvitiya sistemnogo podhoda v kriminologicheskih issledo-vaniyah prestupnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 11. S. 125-128.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.