Научная статья на тему 'Криминологический аспект деятельности органов внутренних дел России по профилактике преступности во взаимодействии с другими субъектами превенции'

Криминологический аспект деятельности органов внутренних дел России по профилактике преступности во взаимодействии с другими субъектами превенции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОМБУДСМЕН / КАРТА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСУЖДЕННОГО / СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагайдак А.Ю., Яковлева М.А.

Исследуются отдельные криминологические аспекты направлений профилактики преступности органами внутренних дел России, анализируются меры, предпринимаемые с целью противодействия преступности с использованием инновационных технологий, таких как системы слежения за правопорядком и безопасностью дорожного движения; беспилотные летательные аппараты; рентгенографические сканеры для персонального досмотра; современные виды нелетального оружия (электрошоковое, лазерное); аналитические возможности информационных систем; информационно-аналитические системы криминологического прогнозирования, анализа процессов с применением методов математической статистики; электронные средства слежения за лицами, освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно, и лицами, осужденными условно. Обосновано, что подобные меры должны быть повсеместно использованы в России. Анализируется биометрический комплекс «Школьное окно», представляющий собой комплексную биометрическую систему безопасности, способную осуществить идентификацию человека по отпечатку пальца. Обосновано, что на современном этапе подобное инновационное средство превенции преступности может быть признано в качестве более совершенного в российских школах и иных образовательных учреждениях. В связи с этим предлагается принятие отдельного федерального закона, который будет призван обязать все образовательные учреждения (при поддержке муниципалитетов) обеспечить современными инновационными научно-техническими средствами профилактики правонарушений, возложив контроль за их использованием на ОВД России. Отражена реализация превентивных мер со стороны органов внутренних дел России по ресоциализации, которая направлена на ликвидацию предпосылок рецидивного поведения лица, освобожденного из мест лишения свободы, и на восстановление социально значимых связей личности с обществом, т.е. на профилактику преступности. Отмечено, что основная цель ОВД России в данном направлении устранение асоциальных поведенческих сегментов личности и формирование образца высокоморальных и правовых ценностей. С целью совершенствования данного направления профилактики преступности сформировано предложение о принятии специального федерального закона о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Осуществляется анализ вопросов профилактики преступности ОВД России, связанной с дорожно-транспортными происшествиями, в сфере семейного насилия, предложены иные новеллы действующего законодательства в данном аспекте превенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL ASPECT OF ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT BODIES OF RUSSIA ON CRIME PREVENTION IN INTERACTION WITH OTHER SUBJECTS OF PREVENTION

This paper explores some criminological aspects in prevention of crime by law enforcement bodies of Russia and presents an analysis of the measures undertaken for the purpose of counteracting crime with the use of innovative technologies, such as law enforcement and road safety tracking systems; unmanned aerial vehicles; X-ray scanners for personal inspection; modern types of non-lethal weapons (electroshock and laser weapons); analytical capabilities of information systems; information and analytical systems for criminological forecasting and analysis of processes using mathematical statistics methods; electronic means for tracking persons released from places of detention on parole and those given a suspended sentence. It is argued that such measures should be universally used in Russia. The article analyzes the «School Window» biometric complex, which is a comprehensive biometric security system that can identify a person by fingerprints. The authors believe that at the present stage such an innovative means of crime prevention can be regarded as most suitable for Russian schools and other educational institutions. In this regard, it is proposed to adopt a separate Federal Law, which would oblige all educational institutions (with the support of municipalities) to provide modern innovative technical means of crime prevention. The control over their use would be assigned to internal affairs bodies of Russia. The article reflects the implementation of preventive measures on the part of the internal affairs bodies of Russia on resocialization, which is aimed at eliminating the prerequisites for the recurrent behavior of a person released from prison and restoring socially significant relationships of the individual with society. It is noted that the main goal of the internal affairs bodies in this direction is to eliminate asocial behavioral segments of the personality and to develop an example of high moral and legal values. In order to improve this area of crime prevention, a proposal has been formulated to adopt a special federal law on the resocialization of persons released from places of detention. The article analyzes the issues of preventing crime related to traffic accidents and domestic violence. Some other novelties are proposed for the current legislation in this aspect of prevention.

Текст научной работы на тему «Криминологический аспект деятельности органов внутренних дел России по профилактике преступности во взаимодействии с другими субъектами превенции»

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2019, № 4, с. 159-168

159

УДК 343.9.01

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ ПРЕВЕНЦИИ

© 2019 г. А.Ю. Сагайдак, М.А. Яковлева

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург

boss. andre.777@mail. ru

Пнступила в рндаицию 15.05.2019

Исследуются отдельные криминологические аспекты направлений профилактики преступности органами внутренних дел России, анализируются меры, предпринимаемые с целью противодействия преступности с использованием инновационных технологий, таких как системы слежения за правопорядком и безопасностью дорожного движения; беспилотные летательные аппараты; рентгенографические сканеры для персонального досмотра; современные виды нелетального оружия (электрошоковое, лазерное); аналитические возможности информационных систем; информационно-аналитические системы криминологического прогнозирования, анализа процессов с применением методов математической статистики; электронные средства слежения за лицами, освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно, и лицами, осужденными условно. Обосновано, что подобные меры должны быть повсеместно использованы в России. Анализируется биометрический комплекс «Школьное окно», представляющий собой комплексную биометрическую систему безопасности, способную осуществить идентификацию человека по отпечатку пальца. Обосновано, что на современном этапе подобное инновационное средство превенции преступности может быть признано в качестве более совершенного в российских школах и иных образовательных учреждениях. В связи с этим предлагается принятие отдельного федерального закона, который будет призван обязать все образовательные учреждения (при поддержке муниципалитетов) обеспечить современными инновационными научно-техническими средствами профилактики правонарушений, возложив контроль за их использованием на ОВД России. Отражена реализация превентивных мер со стороны органов внутренних дел России по ресоциализации, которая направлена на ликвидацию предпосылок рецидивного поведения лица, освобожденного из мест лишения свободы, и на восстановление социально значимых связей личности с обществом, т.е. на профилактику преступности. Отмечено, что основная цель ОВД России в данном направлении -устранение асоциальных поведенческих сегментов личности и формирование образца высокоморальных и правовых ценностей. С целью совершенствования данного направления профилактики преступности сформировано предложение о принятии специального федерального закона о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Осуществляется анализ вопросов профилактики преступности ОВД России, связанной с дорожно-транспортными происшествиями, в сфере семейного насилия, предложены иные новеллы действующего законодательства в данном аспекте превенции.

Клюонвын слнва: органы внутренних дел, профилактика преступности, инновационные технологии, ресоциализация, омбудсмен, карта социальной реабилитации осужденного, социальный лифт, дорожно-транспортное происшествие.

Деятельность органов внутренних дел России в сфере профилактики преступности возрастает, что обусловлено рядом объективных причин, среди которых - рост криминализации общественных отношений и процессов, происходящих в обществе, что приводит к стагнации в экономике, к деградации культуры, образования [1, с. 49]. Практика борьбы с преступностью демонстрирует, что криминальная среда приобрела профессионализм и организованность, оказывая негативное влияние на общественное сознание и поведение людей, изменяя традиционные ценности и эталоны культурных оценок как особые социально-культурные регуляторы [2, с. 115]. Данные проблемы волнуют

все мировое сообщество, включая современную Россию, в которой действует значительный комплекс нормативных правовых актов, и в них вносятся необходимые изменения. Так, 14 марта 2019 г. Государственная дума в окончательном чтении приняла законопроект о включении в Уголовный кодекс РФ новой статьи 210.1, устанавливающей ответственность за занятие высшего положения в преступной иерархии лидерами организованных преступных группировок (ОПГ) [3].

На современном этапе одновременно возрастают другие разноплановые риски и угрозы общественной и национальной безопасности (активизация преступности среди несовершенно-

летних, значительная виктимность и латент-ность), о чем свидетельствует статистическая информация. По данным Министерства внутренних дел РФ, в январе - августе 2018 г. на территории России зарегистрировано 1 329 865 преступлений, что на 48 987 меньше, чем за аналогичный период прошлого года (-3.6%). Органами внутренних дел РФ выявлено 92.6% преступлений от всех зарегистрированных деяний, что значительно отличается от аналогичных показателей других субъектов профилактики преступности: судебными приставами -2.8%, следственными органами Следственного комитета РФ - 1.1%, органами прокуратуры -1.4%, органами Федеральной службы безопасности - 1 %, Федеральной службой войск национальной гвардии- 0.6%, органами ФТС России, ФСИН России и государственного пожарного надзора - по 0.1% соответственно. По итогам в 2018 г., несмотря на определенное уменьшение удельного веса преступности по сравнению с 2017 г., в целом, данные показатели значительны: зарегистрировано около 1992 тысяч уголовно наказуемых деяний [4].

Соответственно, на современном этапе основной объем преступлений расследуется именно силами органов внутренних дел России, что является традиционным с момента зарождения органов полиции в период централизации Московского государства (Х1У-ХУ вв.), формирования органов политического сыска как особого элемента царской власти [8]. Полиция с момента зарождения - особый субъект профилактики преступности, «значительная часть городского начальства, которой вверено наблюдение в городе благочиния, добронравия и порядка», - было указано в Уставе города Санкт-Петербурга 1872 г. [5].

Ведущая и координирующая роль в сфере профилактики преступности отражена в действующих в современной России источниках права: согласно положениям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», других актов национального законодательства, включая ведомственные нормативные правовые акты - Приказ МВД России от 17 июня 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», Приказ МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

В качестве одного из важнейших современных криминологических направлений профилактики преступности, осуществляемых ОВД России во взаимодействии с иными субъектами превенции, признана профилактика с применением современных инновационных научно-

технических средств. Данную совокупность средств составляют: системы слежения за правопорядком и безопасностью дорожного движения; беспилотные летательные аппараты; рентгенографические сканеры для персонального досмотра; современные виды нелетального оружия (электрошоковое, лазерное); аналитические возможности информационных систем; информационно-аналитические системы криминологического прогнозирования, анализа процессов с применением методов математической статистики; электронные средства слежения за лицами, освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно, и лицами, которые были осуждены условно, ряд других инновационных технологий профилактики.

В России особая потребность использования интенсивных методов профилактики преступности с применением подобных достижений научно-технического прогресса в рамках превенции преступности обусловлена прежде всего значительными негативными последствиями преступлений, совершаемых в образовательных учреждениях, невозможностью предотвратить подобные деяния исключительно экстенсивными методами превенции без сотрудничества многих субъектов профилактики (ОВД России, муниципальные образования и учреждения, пр.). Уголовная статистика свидетельствует о необходимости принятия срочных мер в данном направлении. Так, в 2018 г. в российских школах учениками совершены, в частности, следующие преступления: 15 января 2018 г. (г. Пермь) при применении холодного оружия нанесены ножевые ранения 9 ученикам и 1 учительнице; 17 января 2018 г. (д. Смольное, Сос-новский район Челябинской области) ранен ножом 1 человек; 18 января 2018 г. (г. Симферополь) при применении огнестрельного оружия ранен 1 человек; 19 января 2018 г. (п. Сосновый Бор, Республика Бурятия) при использовании холодного оружия ранено 7 человек; 17 октября 2018 г. (г. Керчь) при применении огнестрельного оружия погиб 21 человек, более 50 человек ранено [6].

Необходимо констатировать, что большинство подобных преступлений можно было предотвратить путем использования современных инновационных научно-технических средств профилактики правонарушений. Как демонстрирует анализ применения подобных направлений превенции в образовательных учреждениях иностранных государств, во многих странах находят повсеместное и эффективное использование идентификационные карты учащихся и педагогов, выступающие важнейшим средством профилактики преступлений,

средством идентификации личности и одновременно - учета общей численности учащихся в образовательном учреждении (как по группам, так и в целом). Во многих государствах активно применяются сканеры наличия металлических предметов, аналогичные применяемым в аэропортах, сканеры отпечатков пальцев, сетчатки глаза и пр., что выступает эффективной мерой борьбы с преступностью в образовательных и иных учреждениях.

Представляется, что подобные меры должны быть повсеместно использованы в России. В связи с этим предлагается принятие отдельного федерального закона, который будет призван обязать все образовательные учреждения (при поддержке муниципалитетов) обеспечить современными инновационными научно-техническими средствами профилактики правонарушений, возложив контроль за их использованием на ОВД России.

При избрании определенного инновационного средства профилактики необходимо принять во внимание инновационную биометрическую систему «Школьное окно», представляющую собой комплексный биометрический комплекс безопасности, способный к осуществлению идентификации человека по отпечатку пальца. Данная современная система безопасности включает турникеты и одновременно - биометрические терминалы - сканеры отпечатка пальца. Подобное инновационное средство превенции преступности может быть признано в качестве более совершенного в российских школах и иных образовательных учреждениях по ряду причин: имеет место автоматизация и объединение всех внутренних систем учета и безопасности, включая систему NetSchool, происходит учет посещаемости, рабочего времени педагогов и пр., что в результате позволит решить глобальную задачу - обеспечить эффективную профилактику преступности в российских образовательных учреждениях.

Данные инновационные меры профилактики должны быть использованы в других организациях и учреждениях России. В отличие от карточного турникета, осуществляющего анализ магнитной карты, система «Школьное окно» позволяет идентифицировать человека и интегрируется с иными инновационными системами безопасности, например видеонаблюдением, фоторегистрацией, активизируя функционал и надежность любой системы.

Данные проблемы волнуют все мировое сообщество. В 2018 г. в научно-деловом сообществе установлены перспективные связи и получена информация, позволяющая представить состояние и направление развития индустрии

средств специального назначения, которая может активно применяться органами внутренних дел России в целях профилактики преступности. Доктор технических наук, профессор Игорь Прутчи-ков, сотрудник научно-исследовательского института Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, 15 ноября 2018 г. в БГТУ «Воен-мех» им. Д.Ф. Устинова на заседании XI ежегодной конференции «Инновационные технологии и технические средства специального назначения» представил технологические основы структурного построения систем активного мониторинга автономных объектов на базе комбинированного применения оптико-электронных средств обнаружения и распознавания событий. Были предложены новые виды устройств, своего рода интеллектуальных датчиков, таких как видеокамеры, вибрационные и инфракрасные, радиолучевые средства обнаружения, которые формируют альтернативные информационные каналы для контроля и автоматизированного управления функциями систем [7].

В России, помимо изложенного, с целью профилактики преступности необходимо установление к 2022 г. (в обязательном порядке) в учреждениях и организациях (взамен пропусков) приборов сканирования сетчатки глаза человека; внедрение на сложных высоко-технологичних устройствах - мобильных телефонах и пр. в системе ГЛОНАСС интерактивных карт местности с безопасными территориями города (иных территориальных единиц) с учетом мест дислокации преступных групп, сообществ наркоманов, неформальных антиобщественных организаций, включая организованные преступные группировки. На современном этапе, помимо изложенного, необходимо продолжить разработку национальной системы наблюдения за движением людей, находящихся за определенным препятствием (стеной) (Wi-Fi-маршрутизатор), которая должна применяться ОВД России и иными правоохранительными органами в целях превенции.

Криминологический аспект деятельности органов внутренних дел России по профилактике преступности значительным образом проявляется также в рамках ресоциализации, которая касается применения как уголовно-правовых, уголовно-исполнительных, так и социальных мер воздействия, используемых органами внутренних дел России во взаимодействии с другими субъектами профилактики преступности к индивидам, вставшим на криминальный путь, с целью адаптации к социуму [8, с. 272]. При этом ресоциализация в рамках деятельности ОВД России направлена на ликвидацию пред-

посылок рецидивного поведения лица, освобожденного из мест лишения свободы, и восстановление социально значимых связей личности с обществом, т.е. на профилактику преступности. Основная цель ОВД России в данном направлении - устранение асоциальных поведенческих сегментов личности и формирование образца высокоморальных и правовых ценностей.

О значении данного актуального аспекта профилактической направленности в борьбе с преступностью свидетельствуют статистические данные: 35-40% лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в первый год совершают новые преступления [9]. В качестве причин подобного явления необходимо признать возвращение в аналогичную негативную моральную (преступную) среду, алкоголизм и наркоманию в семье, утрату социальных связей, невозможность трудоустройства, отсутствие места жительства.

В современной России ОВД России во взаимодействии с другими субъектами превенции преступности принимается комплекс необходимых мер. Так, в 2018 г. в России было реализовано четыре с половиной тысячи региональных и муниципальных программ по профилактике преступности, в которых акцентируется внимание на недопущении антиобщественного поведения лицами, совершавшими преступления прежде и отбывавшими уголовные наказания. Несмотря на подобные мероприятия, принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих меры превентивного характера в отношении рецидивоопасности, данное правовое явление сохраняется. Представляется, что поведение лица, осужденного после отбывания уголовного наказания, корректируется не столько исправительно-воспитательным воздействием исправительных учреждений, но также - постпенитенциарной социальной реабилитацией. Помощь по социальной адаптации, осуществляемая ОВД России, муниципальными органами, иными субъектами превенции, направленная на вовлечение освободившихся из мест лишения свободы лиц в обычные условия жизни общества, осуществляемые под патронатом специалистов, - один из вариантов предотвращения повторных преступлений.

Проведенный автором 20 августа 2018 г. социологический опрос в 128 отделах полиции УМВД России по Всеволожскому району Ленинградской области среди находящихся под административным надзором 50 человек, ранее судимых три и более раз и освободившихся из мест лишения свободы, свидетельствует о следующем. В качестве одной из главных причин

рецидива данные индивиды признают бытовые, жилищные проблемы, потерю социально полезных связей (в основном с родственниками) и трудности их восстановления. Как демонстрирует опрос, среди лиц, совершивших преступление после освобождения из мест лишения свободы, основную часть составляют лица, неоднократно сменившие место жительства в течение года после освобождения и не имеющие определенного места жительства. Опрошенные респонденты отмечают, что в качестве причин рецидива необходимо признать проблемы, связанные с трудоустройством: работодатели, обладая информацией о судимости индивида, в особенности - за совершение преступлений, предусмотренных ст. 158, 161, 228 УК РФ, продолжают незаконно отказывать в трудоустройстве данных физических лиц.

В направлении ресоциализации работа ОВД России осуществляется в тесной консолидации с органами региональной исполнительной власти. Так, на территории Кемеровской области, в которой находятся 4 следственных изолятора, 21 исправительная колония и отмечен высокий уровень рецидива, в целях стабилизации данной ситуации, по инициативе начальника ГУ МВД России по Кемеровской области генерал-майора полиции И. Иванова сформировано соглашение о взаимодействии кузбасской полиции, регионального управления ФСИН России и большинства предприятий региона, направленное на оказание содействия в трудоустройстве лицам, освободившимся из мест лишения свободы [10], и, соответственно, - на профилактику преступности. В целях формирования комплексной системы социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы в Кировской области, для эффективной организации системной работы по ресоциализа-ции, профилактике правонарушений и повторных преступлений, действует закон Кировской области от 1 декабря 2011 г. № 98-ЗО «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы» [11] и Постановление Правительства Кировской области от 16 марта 2016 г. № 89/165 «Об утверждении Положения о карте социального сопровождения лица, освобожденного из учреждения уголовно-исполнительной системы» [12], что возлагает на ОВД России комплекс значительных полномочий по превенции антиобщественного поведения в данном регионе. Аналогичные меры принимаются в других российских регионах. Так, в 19 субъектах России созданы центры социальной адаптации, иные реабилитационные центры для лиц, освободившихся из мест лишения свободы [13], ко-

торые тесным образом взаимодействуют с ОВД России. В 2018 г. МВД России и ФСИН России поддержали идею Межрегиональной общественной организации содействия развитию перспективных проектов по социально-экономическому развитию и формированию инновационных социальных лифтов «Объединение наставников» по созданию института наставников (с целью адаптации бывших заключенных). При организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным» создан реабилитационный центр для женщин, освобожденных из мест лишения свободы либо имеющих условный срок.

Представляется, что в целях профилактики преступности в России требуется принятие специального федерального закона, регулирующего общественные отношения, возникающие в сфере ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в котором необходимо предусмотреть комплекс полномочий ОВД России в данном направлении и иных субъектов превенции преступности, учесть психофизическую специфику индивидов, находящихся в исправительных учреждениях, принять во внимание ряд других факторов, в частности эффективный опыт Свердловской обл. (г. Первоуральск) по использованию Информационной системы «Карта социальной реабилитации осужденного» и технологии по ресоциализации «Социальный лифт».

Данный инновационный проект был протестирован автором, реализуется во взаимодействии многих субъектов системы превенции преступности: ГУ МВД, Министерства социальной политики Свердловской области, Государственного казенного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Организационно-методического центра социальной помощи», учреждениями ГУ ФСИН, государственными учреждениями службы занятости населения, учреждениями Министерства здравоохранения, организационно-методического центра Министерства социальной политики Свердловской области, осуществляющего внедрение в регионе комплекса инновационных технологий, прогрессивных идей, направлений в сфере социализации в рамках реализации программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года» [14].

Информационная система «Карта социальной реабилитации осужденного» представляет собой совокупность сегментов (модулей), которые направлены на реализацию методики формирования индивидуальных потребностей в оказании специальных социальных услуг для

лиц, освобождающихся из мест лишении свободы. Карта социальной реабилитации должна содержать следующие основные функциональные аспекты: информация об объекте профилактики (персональные и идентификационные данные); результаты социальной диагностики индивида по унифицированной методике, содержащие информацию о сложившейся трудной жизненной ситуации; план реабилитационных мероприятий в динамике; этапы взаимодействия субъектов профилактики в направлении превенции; оценка эффективности мер по социальной реабилитации индивида и прочая информация.

Предлагаемый специальный федеральный закон о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в современной России необходим и должен выступить прогрессивным правовым явлением. Помимо комплекса полномочий ОВД России в данном направлении, иных субъектов профилактики, указаний об учете психофизической специфики объекта профилактики, алгоритма формирования карты социальной реабилитации и индивидуального плана реабилитации, закон о ресоциализации должен содержать:

- нормы, в соответствии с которыми будет осуществляться формирование алгоритма взаимодействия органов и учреждений системы профилактики правонарушений по оказанию содействия ресоциализации;

- нормы о мерах, направленных на организацию профессиональной ориентации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, на обучение различным специальностям, востребованным на региональных рынках труда, на осуществление подобных мер после освобождения из мест лишения свободы;

- нормы, обязывающие субъектов Российской Федерации предусматривать в программных документах по профилактике правонарушений мероприятия, направленные на ресоциализацию и социальную адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и включение соответствующих расходов в бюджет региона;

- нормы, в соответствии с которыми в целях ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в каждом субъекте Российской Федерации должно быть оформлено пятилетнее Межведомственное соглашение о взаимодействии субъектов профилактики правонарушений, указанных в ст. 5 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

С целью профилактики преступности в современной России и более эффективной ресоциали-зации, помимо изложенного, существует необхо-

димость создания государственной службы про-бации, что отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в рамках Распоряжения Президента РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [15].

В качестве цели формирования данного органа - обеспечение социально-психологического сопровождения индивидов, освободившихся из мест заключения, и предоставление помощи в адаптации данных лиц к нормальным условиям развития (ресоциализации). Современное понимание данного правового явления сформировалось в XX в. в западных государствах (от probation - испытание) и применялось в качестве синонима правовой конструкции «условное осуждение» (наряду с parole - условно-досрочным освобождением). В странах общего права (в современном уголовном праве США, Англии и пр.) пробация (от лат. ршЬайо - испытание) - вид условного осуждения, в рамках которого осужденный, по решению суда, в течение определенного времени (испытательного срока) находится под надзором специальных органов (возможен ряд дополнительных ограничений). В национальной научной среде пробация -вид условного осуждения, при наличии которого индивид в течение установленного периода времени (испытательного срока) помещается под надзор органов государства с возложением установленных судом ограничений, в частности в отношении посещения отдельных мест, общения с определенными индивидами [16].

В международном праве термин «пробация» впервые был регламентирован в Резолюции (65) 1 «Отложенные приговоры, пробация и другие альтернативы лишению свободы», принятой 22 января 1965 г. Комитетом министров Совета Европы [17], который интерпретирован в качестве пробационного надзора (в контексте условных мер уголовного наказания). Не трактуясь «пробацией», данное правовое явление нашло отражение в других международных актах: в Токийских правилах 1990 г. [18], в Европейских правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер 1992 г. [19].

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ [15], сформированной в России на период до 2020 г., цель формирования государственного органа проба-ции - обеспечение социально-психологического сопровождения лиц, освободившихся из мест заключения, и предоставление помощи в адаптации данных индивидов к нормальным условиям жизни (ресоциализации). Представляется, что данный орган должен выступить особым подразделением ОВД России, который должен руководствоваться новым законом о ресоциали-

зации и соответствующим Положением о данном органе и выступать связующим звеном всех субъектов профилактики с единой общеполезной целью - целью социальной адаптации бывшего осужденного.

В целях профилактики преступности в России требуется более пристальное внимание также к профилактике преступлений, связанных с гибелью людей в результате дорожно-транспортных происшествий. Как демонстрирует практика, по статистическим данным ГИБДД России, в 2018 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано около 126 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых количество погибших составляет 16.6 тыс. человек. Суммарное количество пострадавших лиц, получивших серьезные травмы, также остается чрезвычайно высоким - 160 тыс. человек [20]. Представляется, что после вступления в юридическую силу Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ситуация в данной важнейшей сфере изменится, качество российских дорог, дорожных разметок будет соответствовать необходимым стандартам в данной сфере.

Осуществляя анализ положений Федерального закона от 29.12.2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и утвержденного государственного стандарта о качестве дорог, разметки и иных объектов российских дорог, необходимо отметить, что нормативные акты не содержат положений о необходимом взаимодействии государственных органов (ГИБДД ОВД России, органов государственной власти (России и субъектов РФ), органов местного самоуправления и иных субъектов профилактики преступности), направленных на предупреждение правонарушений, преступлений, гибели в результате дорожно-транспортных происшествий.

В связи с этим предлагается:

- дополнить Федеральный закон от 29.12.2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» новой главой «Взаимодействие органов внутренних дел России, органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации, безопасности дорожного движения и профилактики правонарушений»;

- дополнить основные принципы организации дорожного движения в Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») таким основным началом, как обеспечение мер по профилактике правонарушений в сфере дорожного движения;

- внести изменения в Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», дополнив п. 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ таким полномочием ГИБДД России, как обеспечение соблюдения государственными органами (РФ и субъектов РФ) и органами местного самоуправления требований установки, замены, демонтажа, содержания технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах, указав в качестве периодичности мониторинга - ежемесячно либо экстренно (в необходимых случаях);

- внести изменения в Приказ от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» в отношении повышенных требований к дорожной разметке, предусмотрев перед пешеходными переходами повсеместное использование на территории России принудительных средств снижения скорости в форме возвышенной над проезжей частью поверхностью пешеходного перехода (на всю ширину).

На современном этапе нуждаются в более совершенной профилактике со стороны ОВД России и других субъектов превенции также насильственные преступления, совершаемые в семье, как особые формы проявления агрессии.

Декриминализация отдельных видов уголовных преступлений, включая побои, привела в России к негативным последствиям и значительно ухудшила сложную по правовой природе ситуацию с домашним насилием. Российская статистика демонстрирует, что 70% потерпевших в результате совершения насильственных преступлений, совершенных на бытовой почве, -женщины и дети [21, с. 54]. По официальным данным, как отметила вице-губернатор Санкт-Петербурга Анна Митянина в выступлении 22 ноября 2018 г. в Санкт-Петербургском филиале Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в рамках международного круглого стола, «домашнее насилие - одна из форм дискриминации в отношении женщин». С начала 2018 г. в г. Санкт-Петербурге зафиксировано около

2000 преступлений на бытовой почве, «к сожалению, не все случаи фиксируются, поскольку многие женщины либо склонны мириться с проявлениями насилия в семье, либо предпочитают искать другие пути решения, не обращаясь с заявлениями в официальные органы. Семейное насилие отличается высокой степенью ла-тентности и представляет собой комплексную проблему, которая передается из поколения в поколение, а ее последствия оказывают воздействие и на отдельных людей, и на социум в целом. Угнетение женщин и нарушение их прав и безопасности - глобальная повсеместная болезнь, которая прогрессирует бесшумно, и все страны страдают от нее в большей или меньшей степени» [22].

Сложившаяся ситуация осложняется тем, что в соответствии с российским правом сотрудники ОВД России не обладают правовым основанием вмешательства в дела семьи, если отсутствуют факты, подпадающие под их юрисдикцию (отсутствуют нормы права о семейном «дебоширстве», на сотрудников ОВД России возложены полномочия осуществления исключительно профилактических бесед). Соответственно, повысить эффективность превенции насильственной преступности в семье представляется необходимым путем взаимодействия многих субъектов профилактики, формирования новых общественных институтов, призванных осуществлять экстренную помощь (материальную, психологическую) жертвам насилия.

С целью профилактики правонарушений в семейной сфере, общественного контроля за деятельностью государственных учреждений, работающих с детьми и семьями (образовательных, медицинских, социальных), необходимо во всех субъектах Российской Федерации, по аналогии с г. Санкт-Петербургом, учредить должность общественного уполномоченного по защите семьи (омбудсмена), принять соответствующий федеральный закон, регламентируя комплекс полномочий данного субъекта профилактики преступности. В качестве основных направлений деятельности признать: защиту института традиционной семьи; оперативное реагирование на случаи семейного насилия; создание организаций, направленных на поддержку лиц, пострадавших от семейного насилия; устранение угроз, связанных с пропагандой антисемейных взглядов, насилия, идей толерантности к правонарушениям, к наркомании, потребительскому образу жизни; представительство в судах и правоохранительных органах по делам, имеющим прецедентное значение по вопросам семейного насилия; мониторинг и общественная экспертиза положений законодательства, затрагивающих интересы семьи; органи-

зация общественных слушаний, конференций, семинаров, в т.ч., в учебных заведениях, по угрозам интересам семьи, правовому воспитанию.

Именно общественный уполномоченный по защите семьи может осуществить подобную деятельность, направленную на профилактику преступности в семье (во взаимодействии с органами внутренних дел России и Уполномоченным по правам ребенка). Учреждение в России данной должности (по аналогии с г. Санкт-Петербургом) позволит более эффективно решить комплекс глобальных проблем в сфере семейного насилия и пропаганде семейных ценностей также в связи с тем, что в 2017 г. были декриминализованы побои, при этом законодатель пошел по пути сохранения уголовной ответственности за их нанесение лицом, подвергнутым ранее административному наказанию за аналогичное деяние [23, с. 243]. Несовершенство уголовного законодательства, необоснованную его гуманизацию, отсутствие четко продуманной уголовной политики в данной сфере отмечали в научных трудах многие ученые [24, с. 113], что приводит к необходимости формирования в России новых институций, призванных решить данные актуальные проблемы наиболее эффективно.

Таким образом, основной объем работы по профилактике преступности осуществляется именно ОВД России (во взаимодействии с другими субъектами превенции). В качестве стратегических направлений деятельности ОВД России следует признать следующие: определение, анализ и оценка угроз криминологической безопасности; обнаружение, ликвидация причин и условий преступности как источников угроз криминологической безопасности; воздействие на потенциальные угрозы криминологической безопасности путем профилактики, предотвращения, пресечения преступлений; эффективное воздействие на совершенные преступные деяния путем их своевременного обнаружения, качественной регистрации, расследования и направления материалов в суд (с целью назначения справедливого наказания и его реализации); осуществление криминологической защиты объектов профилактики преступности; реализация мер по виктимологической профилактике; принятие необходимых мер, направленных на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест заключения; устранение причин, способствующих латентности преступности.

Список литературы

1. Квашис А.Е. Проблемы качества криминологических исследований: истоки и симптомы болезни // Журнал российского права. 2018. № 6. С. 58-68.

2. Двуреченская А.С., Яковлева Д.Е. Национальные и культурные ценности: сравнительный анализ понятий

// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. 2017. № 40. С. 113-118.

3. Путин предложил дополнить УК РФ статьей 210.1 о королях преступного мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legal.report/putinpre dlozhil-dopolnit-uk-statej -210-1 -o-koroljah-prestupnogo-mira/ (дата обращения: 20.03.2019).

4. Характеристика состояния преступности в Российской Федерации за 2018 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 20.03.2019).

5. Сизиков М.И. История полиции России (17181917 гг.). М., 2016. 168 с.

6. Случаи нападений в российских школах в 20172018 годах. Досье // Официальный сайт ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant. ru/online/ (дата обращения: 20.03.2019).

7. Хрулев А.В. Инновационные технологии и технические средства специального назначения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.voenmeh. ru/science/conferences/innovative (дата обращения: 20.03.2019).

8. Гусаров П.Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России // Молодой ученый. 2018. № 22. С. 270-273.

9. Статистика Федеральной службы исполнения наказаний России // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fsin.su. (дата обращения: 20.03.2019).

10. Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Официальный сайт Министерства внутренних дел России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/ 12085002 (дата обращения: 20.03.2019).

11. Закон Кировской области от 1 декабря 2011 года № 98-ЗО «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы» // Официальный сайт Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kirovreg.ru/ (дата обращения: 20.03.2019).

12. Постановление Правительства Кировской области от 16 марта 2016 года № 89/165 «Об утверждении Положения о карте социального сопровождения лица, освобожденного из учреждения уголовно-исполнительной системы» // Официальный сайт Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kirovreg.ru (дата обращения: 20.03.2019).

13. Список реабилитационных центров для лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Сайт Aupam [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aupam.ru/pages/zakonodatelstvo/mesta (дата обращения: 20.03.2019).

14. Официальный сайт Министерства социальной политики Свердловской области. Организационно-методический центр социальной помощи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uralsocinform.ru (дата обращения: 20.03.2019).

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (ред. от

28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.

16. Хармаев Ю.В. О проблемах введения в Российской Федерации службы пробации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 20.03.2019).

17. Резолюция (65) 1-го Комитета министров Совета Европы «Отложенные приговоры, пробация и другие альтернативы лишению свободы» от 22 января 1965 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬйрУ/^^^. consultant.ru/online/ (дата обращения: 20.03.2019).

18. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения:

20.03.2019).

19. Рекомендация № R (92) 16-го Комитета министров Совета Европы «О Европейских правилах по общим санкциям и мерам» (Принята 19.10.1992) из информационного банка «Международное право» //

Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: СПАРК, 1998. С. 123-124.

20. ГИБДД опубликовала годовую статистику ДТП за 2017 год // Официальный сайт Государственной инспекции по безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--90adear.xn--p1ai/docs (дата обращения: 20.03.2019).

21. Антонян Ю.М., Бражников Д.А., Гончарова М.В. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: Аналитический обзор. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. 86 с.

22. В Петербурге прошел круглый стол на тему домашнего насилия в отношении женщин // Официальный сайт Администрации г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. gov.spb.ru/gov/admin/mityanina-v/news/151825/ (дата обращения: 20.03.2019).

23. Кругликова Д.А. Субъект семейного насилия: причины и следствие // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 7. С. 243-249.

24. Подройкина И.А. Гуманизм не означает безнаказанность // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 1 (80). С. 113-116.

CRIMINOLOGICAL ASPECT OF ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT BODIES OF RUSSIA ON CRIME PREVENTION IN INTERACTION WITH OTHER SUBJECTS OF PREVENTION

Yakovleva M.A., Sagaidak A.Yu.

This paper explores some criminological aspects in prevention of crime by law enforcement bodies of Russia and presents an analysis of the measures undertaken for the purpose of counteracting crime with the use of innovative technologies, such as law enforcement and road safety tracking systems; unmanned aerial vehicles; X-ray scanners for personal inspection; modern types of non-lethal weapons (electroshock and laser weapons); analytical capabilities of information systems; information and analytical systems for criminological forecasting and analysis of processes using mathematical statistics methods; electronic means for tracking persons released from places of detention on parole and those given a suspended sentence. It is argued that such measures should be universally used in Russia. The article analyzes the «School Window» biometric complex, which is a comprehensive biometric security system that can identify a person by fingerprints. The authors believe that at the present stage such an innovative means of crime prevention can be regarded as most suitable for Russian schools and other educational institutions. In this regard, it is proposed to adopt a separate Federal Law, which would oblige all educational institutions (with the support of municipalities) to provide modern innovative technical means of crime prevention. The control over their use would be assigned to internal affairs bodies of Russia. The article reflects the implementation of preventive measures on the part of the internal affairs bodies of Russia on resocialization, which is aimed at eliminating the prerequisites for the recurrent behavior of a person released from prison and restoring socially significant relationships of the individual with society. It is noted that the main goal of the internal affairs bodies in this direction is to eliminate asocial behavioral segments of the personality and to develop an example of high moral and legal values. In order to improve this area of crime prevention, a proposal has been formulated to adopt a special federal law on the resocialization of persons released from places of detention. The article analyzes the issues of preventing crime related to traffic accidents and domestic violence. Some other novelties are proposed for the current legislation in this aspect of prevention.

Keywords: law enforcement bodies, crime prevention, innovative technologies, resocialization, ombudsman, convict's social rehabilitation card, social elevator, road accident.

168

A.W. Сагаüдак, M.A. flmeneea

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Kvashis A.E. Problemy kachestva krimino-logicheskih issledovanij : istoki i simptomy bolezni // Zhur-nal rossijskogo prava. 2018. № 6. S. 58-68.

2. Dvurechenskaya A.S., Yakovleva D.E. Nacional'nye i kul'turnye cennosti: sravnitel'nyj analiz ponyatij // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstva. 2017. № 40. S. 113-118.

3. Putin predlozhil dopolnit' UK RF stat'ej 210.1 o korolyah prestupnogo mira [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://legal.report/putin-predlozhil-dopolnit-uk-statej-210-1-o-koroljah-prestupnogo-mira/ (data obrash-cheniya: 20.03.2019).

4. Harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za 2018 g. // Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutren-nih del Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostu-pa: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (data obrashcheniya: 20.03.2019).

5. Sizikov M.I. Istoriya policii Rossii (1718-1917 gg.). M., 2016. 168 s.

6. Sluchai napadenij v rossijskih shkolah v 2017-2018 godah. Dos'e // Oficial'nyj sajt TASS [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/online/ (data obrashcheniya: 20.03.2019).

7. Hrulev A.V. Innovacionnye tekhnologii i tekhniches-kie sredstva special'nogo naznacheniya [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.voenmeh.ru/science/ conferences/innovative (data obrashcheniya: 20.03.2019).

8. Gusarov P.N. Resocializaciya i adaptaciya osuzhden-nyh: problemy i perspektivy penitenciarnoj sistemy v Rossii // Molodoj uchenyj. 2018. № 22. S. 270-273.

9. Statistika Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Rossii // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.fsin.su. (data obrashcheniya: 20.03.2019).

10. Social'naya adaptaciya lic, osvobozhdennyh iz mest lisheniya svobody // Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/12085002 (data obrashcheniya: 20.03.2019).

11. Zakon Kirovskoj oblasti ot 1 dekabrya 2011 goda № 98-ZO «O social'noj adaptacii lic, osvobozhdennyh iz uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Kirovskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.kirovreg.ru/ (data obrashcheniya: 20.03.2019).

12. Postanovlenie Pravitel'stva Kirovskoj oblasti ot 16 marta 2016 goda № 89/165 «Ob utverzhdenii Polozheniya o karte social'nogo soprovozhdeniya lica, osvobozhdennogo iz uchrezhdeniya ugolovno-ispol-nitel'noj sistemy» // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Kirovskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. kirovreg.ru (data obrashcheniya: 20.03.2019).

13. Spisok reabilitacionnyh centrov dlya lic, osvo-bodivshihsya iz mest lisheniya svobody // Sajt Aupam [El-

ektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://aupam.ru/pages/ zakonodatelstvo/mesta (data obrashcheniya: 20.03.2019).

14. Oficial'nyj sajt Ministerstva social'noj politiki Sverd-lovskoj oblasti. Organizacionno-metodicheskij centr social'noj pomoshchi [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://uralsocinform.ru (data obrashcheniya: 20.03.2019).

15. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 2008 goda № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2008. № 47. St. 5489.

16. Harmaev Yu.V. O problemah vvedeniya v Rossijskoj Federacii sluzhby probacii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/online/ (data obrashcheniya: 20.03.2019).

17. Rezolyuciya (65) 1-go Komiteta ministrov Soveta Evropy «Otlozhennye prigovory, probaciya i drugie al'ter-nativy lisheniyu svobody» ot 22 yanvarya 1965 g. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant. ru/online/ (data obrashcheniya: 20.03.2019).

18. Minimal'nye standartnye pravila Organizacii Ob"edinennyh Nacij v otnoshenii mer, ne svyazannyh s tyuremnym zaklyucheniem (Tokijskie pravila) 1990 g. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant. ru/online/ (data obrashcheniya: 20.03.2019).

19. Rekomendaciya № R (92) 16-go Komiteta ministrov Soveta Evropy «O Evropejskih pravilah po ob-shchim sankciyam i meram» (Prinyata 19.10.1992) iz in-formacionnogo banka «Mezhdunarodnoe pravo» // Sbornik dokumentov Soveta Evropy v oblasti zashchity prav che-loveka i bor'by s prestupnost'yu. M.: SPARK, 1998. S. 123-124.

20. GIBDD opublikovala godovuyu statistiku DTP za 2017 god // Oficial'nyj sajt Gosudarstvennoj inspekcii po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn--90adear.xn--p1ai/docs (data obrashcheniya: 20.03.2019).

21. Antonyan Yu.M., Brazhnikov D.A., Goncharova M.V. Kompleksnyj analiz sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii i raschetnye varianty ee razvitiya: Analit-icheskij obzor. M.: FGKU «VNII MVD Rossii», 2018. 86 s.

22. V Peterburge proshel kruglyj stol na temu domash-nego nasiliya v otnoshenii zhenshchin // Oficial'nyj sajt Administracii g. Sankt-Peterburg [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.gov.spb.ru/gov/admin/mitya nina-v/news/151825/ (data obrashcheniya: 20.03.2019).

23. Kruglikova D.A. Sub"ekt semejnogo nasiliya: prichiny i sledstvie // Mezhdunarodnyj zhurnal gumani-tarnyh i estestvennyh nauk. 2018. № 7. S. 243-249.

24. Podrojkina I.A. Gumanizm ne oznachaet beznaka-zannost' // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2017. № 1 (80). S. 113-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.