УДК 343.85 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10358
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
ЛИЦ, СВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Екатерина Александровна ЧИГРИНЕЦ, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы современного состояния нормативного регулирования по обеспечению социальной адаптации, помощи и осуществлению контроля за осужденными и лицами, освободившимся из мест лишения свободы. Обсуждаются вопросы использования международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Сделан вывод о необходимости принятия федеральных законов «О социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», «О центрах социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», в которых должны быть отражены основные направления и средства помощи лицам, отбывающим наказание и освобожденным от него, с целью профилактики рецидивной преступности.
Ключевые слова: рецидивная преступность, социальная адаптация, исправление, социальная реабилитация, пенитенциарная система, осужденные, лишение свободы, уголовно-исполнительное законодательство.
Annotation. The article deals with the current state of the regulatory framework for the provision of social adaptation, assistance and monitoring of convicts and persons released from places of detention. Discusses the use of international standards for the treatment of convicts in the penal system of the Russian Federation.
It is concluded that it is necessary to adopt Federal Laws «On the social rehabilitation of persons released from places of detention», «On social rehabilitation centers for persons released from places of detention», which should reflect the main directions and means of assistance to persons serving a sentence and those released from him, in order to prevent recurrent crime.
Keywords: recidivism, social adaptation, correction, social rehabilitation, the penitentiary system, convicts, imprisonment, criminal-executive legislation.
Одной из основных задач уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики Российской Федерации является сокращение «тюремного населения». Решение этой сложной задачи требует комплексного подхода со стороны научного сообщества, законодательной и судебной систем. Одним из таких направлений, имеющих большой предупредительный потенциал, может являться зак-
репление на законодательном уровне правовых норм, регулирующих социальную адаптацию лиц, осужденных к лишению свободы, а также реабилитацию лиц, освободившихся от отбывания наказания.
Каждый год из мест лишения свободы освобождаются десятки тысяч людей, и многие из них абсолютно не подготовлены к дальнейшему существованию в социуме.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
Проблема социальной адаптации носит как социально-психологический характер, поскольку она связана с установлением зачастую новых связей освободившегося из мест лишения свободы с социальным окружением, так и юридический характер в связи с закреплением норм по социальной реабилитации и адаптации на законодательном уровне.
Ряд международных актов, в частности, Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (правила Нельсона Манделы, 2015)1 и Европейские тюремные правила 2006 г.2 подчеркивают важность социальной работы с осужденными и оказание им помощи после выхода из мест лишения свободы.
Следует учитывать, что международные стандарты об обращении с осужденными, являясь актами международных правительственных организаций, носят рекомендательный характер, но государства обязаны во внутреннем законодательстве учитывать их положения, так
Из таблицы видно, что количество осужденных в первый и во второй раз за текущий период значительно снизилось (в 2,1 и в 1,8 раза соответственно). В то же время количество осужденных в третий раз и более возросло в 1,3 раза. При этом имеет место тенденция к сокращению сроков заключения (уменьшилось количество дли-
как они воспроизводят общепризнанные принципы и нормы ратифицированных международных актов3.
Российское уголовное и уголовно-исполнительное законодательство предусматривает следующие цели наказания: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений (в соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ и ч. 1 ст. 1 УИК РФ).
Исправление осужденных является, с одной стороны, наиболее приоритетной, а, с другой стороны, труднодостижимой целью. При этом в меньшей степени на исправление осужденных влияет само наказание. По данным МВД России, каждое второе расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления4.
В таблице 1 представлены данные информационно-аналитического отдела ФСИН России, характеризующие динамику числа осужденных в зависимости от возраста, сроков заключения и количества рецидивов за 2006 — 2018 гг.5.
1
тельных сроков — 10 — 15 лет, наметился рост количества сроков до 1 года).
Наблюдался рост количества осужденных старших возрастных групп (55 — 60 лет в 1,2 раза; старше 60 лет — в 1,7 раз) на фоне значительного снижения числа осужденных молодого и среднего возраста (18 — 25 лет в 3,2 раза, 25 — 55 лет — в 1,3 раза).
Таблица
Динамика числа осужденных в зависимости от возраста, сроков заключения и количества рецидивов за 2006 — 2018 гг.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
Приведенные данные могут свидетельствовать о существенном повышении среди осужденных доли лиц, которые по степени социально-нравственной испорченности оказались более запущенными по сравнению с аналогичной категорией осужденных более молодого возраста, что диктует необходимость провести комплексный анализ ошибок в работе уголовно-исполнительной системы и разработать план для их устранения.
Социальная реабилитация лиц, освобожденных от отбывания наказания, означает восстановление их социально полезных связей и правового статуса гражданина (восстановление его прав, свобод, законных интересов и обязанностей).
Очевидно, что решение этих задач также зависит от наличия необходимых экономических и социальных условий. Однако обеспечение актуальной правовой базы, несомненно, является основой возможности дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной службы. Нормы права должны определять обязанности, права, компетенцию и основные направления деятельности соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений.
В соответствии с вышеизложенным целесообразно принять следующие меры:
1. Принять федеральный закон «О социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы». В данном законе необходимо предусмотреть способы и меры, направленные на социальную реабилитацию указанных лиц, а также определить органы и учреждения, в рамках деятельности которых будет регулироваться данный вопрос.
2. Принять федеральный закон «О центрах социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Закон должен содержать положения о предмете деятельности центров, обязанности центров, условия содержания
лиц, а также определять компетентные органы, осуществляющие контроль над деятельностью центров.
Очевидно, что в рамках одной статьи невозможно отразить все вопросы, касающихся выбранной темы. Однако хочется надеяться, что, руководствуясь изложенными положениями и объединив свои усилия, ученые, представители управленческих структур и органы власти смогут сформировать эффективный механизм социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания, что приведет к очевидному снижению рецидивной преступности в стране.
1 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы). Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 70/175 17.12.2015 г. // Офиц. сайт ООН: URL: http://www.unodc.org/docu-ments/justice-and-prison-reform/SMRbrochures/UN_ Standard_ Minimum_Rules_for_the_Treatment_of_ Prisoners_the_Nelson_Mandela_Rules-R.pdf (Дата обращения: 09.03.2019)
2 European Prison Rules https://rm.coe.int/CoERMPub-licCommonSearchServices/DisplayDCTMContent? documentId=09000016806f3d4f (Дата обращения: 09.03.2019)
3 Адоевская O.A. О возможности и пределах учета международного опыта ресоциализации осужденных к лишению свободы // Юрид. вестник Самарского ун-та. 2018. № 1. C. 68—72.
4 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь 2019 г. // Офиц. сайт МВД РФ: URL: https://мвд.рф/reports/item/16058311/ (Дата обращения: 10.03.2019)
5 Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых // Офиц. сайт ФСИН РФ: URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (Дата обращения: 10.03.2019)
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019