Научная статья на тему 'ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
допрофессиональная педагогическая подготовка / старшеклассники / школьно-университетское образовательное пространство / педагогические условия / pre-professional pedagogical training / senior schoolchildren / school and university educational space / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.П. Морозова

В статье раскрыты особенности допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников в школьно-университетском образовательном пространстве, которые детерминированы национальными целями России, инновационными процессами, происходящими в образовании, современными требованиями к профессиональному становлению учителя в преемственных связях «школа – вуз – школа». Целью исследования является определение, теоретическое обоснование и реализация педагогических условий допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников в школьно-университетском образовательном пространстве. В качестве таких условий выступают обеспечение пропедевтического характера научно-педагогического знания в системе допрофессионального педагогического образования; педагогизация образовательного процесса для старшеклассников, ориентирующихся на учительскую профессию; организация процесса обучения как исследовательского; демонстрация школьникам эталонных моделей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF SENIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SCHOOL-UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE

The article reveals features of pre-professional pedagogical training of high school students in the school-university educational space, which are determined by the national goals of Russia, innovative processes taking place in education, modern requirements for the professional development of a teacher in the “school – university – school” successive relations. The purpose of the study is to define, theoretically substantiate and implement the pedagogical conditions of pre-professional pedagogical training of older students in the school and university educational space. The following conditions are: ensuring the propaedeutic nature of scientific and pedagogical knowledge in the system of pre-professional pedagogical education; pedagogization of the educational process for high school students oriented towards the teaching profession; organization of the learning process as a research one; demonstration of reference models of pedagogical activity to schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 373.58

Morozova O.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia) E-mail: mop@mail.asu.ru

PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF SENIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SCHOOL-UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE. The article reveals features of pre-professional pedagogical training of high school students in the school-university educational space, which are determined by the national goals of Russia, innovative processes taking place in education, modern requirements for the professional development of a teacher in the "school - university - school" successive relations. The purpose of the study is to define, theoretically substantiate and implement the pedagogical conditions of pre-professional pedagogical training of older students in the school and university educational space. The following conditions are: ensuring the propaedeutic nature of scientific and pedagogical knowledge in the system of pre-professional pedagogical education; pedagogization of the educational process for high school students oriented towards the teaching profession; organization of the learning process as a research one; demonstration of reference models of pedagogical activity to schoolchildren.

Key words: pre-professional pedagogical training, senior schoolchildren, school and university educational space, pedagogical conditions

О.П. Морозова, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: mop@mail.asu.ru

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье раскрыты особенности допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников в школьно-университетском образовательном пространстве, которые детерминированы национальными целями России, инновационными процессами, происходящими в образовании, современными требованиями к профессиональному становлению учителя в преемственных связях «школа - вуз - школа». Целью исследования является определение, теоретическое обоснование и реализация педагогических условий допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников в школьно-университетском образовательном пространстве. В качестве таких условий выступают обеспечение пропедевтического характера научно-педагогического знания в системе допрофессионального педагогического образования; педагогизация образовательного процесса для старшеклассников, ориентирующихся на учительскую профессию; организация процесса обучения как исследовательского; демонстрация школьникам эталонных моделей педагогической деятельности.

Ключевые слова: допрофессиональная педагогическая подготовка, старшеклассники, школьно-университетское образовательное пространство, педагогические условия

Изменение облика современной школы, происходящие в ней инновационные преобразования требуют учителя, способного реализовывать свою профессиональную деятельность на качественно ином уровне, решать неклассические задачи, осуществлять свободный переход из одной профессиональной позиции в другую. В связи с этим в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [1] определен курс на дальнейшее совершенствование системы подготовки педагогов, обусловленное национальными целями и задачами развития России на современном этапе, а также исследовательский характер самого школьного образования. В то же время одной из ведущих задач в данном документе определяется реализация программ дополнительного предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии.

Не вызывает сомнений тот факт, что овладение учительской профессией -достаточно сложный процесс, детерминируемый рядом факторов, ведущим из которых выступает довузовское педагогическое образование школьников как важный пропедевтический этап успешного профессионального становления учителя в системе непрерывного педагогического образования.

Различные аспекты проблемы допрофессиональной педагогической подготовки школьников стали предметом осмысления ряда отечественных ученых. Ее роль, методологические основы, сущность, содержание были исследованы Артемьевой Л.Н. [2], Байбородовой Л.В. [3], Куликовой Л.П [4], Логиновой А.Н. [5] и др. Одной из форм эффективной организации профессиональной ориентации учащихся выступает педагогический класс. Специфику его создания, обучения в нем старших школьников показали в своих работах Митросенко С.В. [б], Скуда-рева ПН. [7], Ревякина В.И. [8], Тюстина ПП [9] и др. В контексте профессионально-педагогического самоопределения старшеклассников, эффективных условий его осуществления данная проблема рассматривалась в трудах Дубины В.М. [10], Разинковой Л.Н. [11] и др.

Таким образом, в педагогической науке накоплен серьезный фонд научных исследований, посвященных вопросам допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников. Вместе с тем остается ряд противоречий, необходимость разрешения которых актуализирует дальнейшую разработку заявленной проблемы. В качестве таких противоречий, на наш взгляд, выступают следующие:

- между важностью реализации преемственности как ведущего дидактического принципа в осуществлении допрофессиональной и профессиональной педагогической подготовки обучающихся и слабостью преемственных связей на уровне целевых, содержательных и процессуальных характеристик образовательного процесса в школе и в вузе;

- между необходимостью обучения в классическом университете на педагогических специальностях выпускников школ, высокомотивированных на профессию учителя, и недостаточной разработанностью инновационных методов и технологий, направленных на формирование интереса к педагогической деятельности;

- между содержанием довузовского педагогического образования, представляющим зачастую упрощенные аналоги вузовских педагогических дисциплин, и потребностью в образовательном контексте, который отражает

специфику довузовского этапа педагогического образования, обусловленную особенностями социальной ситуации развития старших школьников, его целевыми установками и выступает как предпосылка вузовского обучения;

- между наличием у учащихся старших классов интереса к педагогической профессии и низким уровнем подготовки в предметной области.

Отсюда проблема исследования - каковы те значимые педагогические обстоятельства, при которых система допрофессиональной педагогической подготовки будет в полной мере выполнять свои функции и успешно формировать контингент выпускников общеобразовательных организаций, обладающих всеми предпосылками для воспитания элитных педагогических кадров в классическом университете, эффективно выполняющих весь спектр ключевых задач, стоящих перед учителями образовательной отрасли решена с учетом ее современных трендов и вызовов.

В связи с этим целью исследования является определение, теоретическое обоснование и реализация педагогических условий, которые обеспечили бы успешное решение обозначенной проблемы в педагогической науке и дали организаторам системы непрерывного педагогического образования конструктивные методические регулятивы по внедрению в практику новых научных предложений.

Задачи исследования:

- на основе анализа научной литературы и собственных научных изысканий разработать теоретические основы содержания, форм и методов допро-фессиональной педагогической подготовки старшеклассников с учетом особенностей данного этапа непрерывного педагогического образования и специфики классического университета;

- создать новый механизм взаимодействия между преподавателями классического университета и учителями школ в области допрофессиональной педагогической подготовки учащихся старших классов;

- опытно-экспериментальным путем осуществить проверку тех значимых педагогических обстоятельств, которые способствуют успешной допрофессио-нальной педагогической подготовке старшеклассников.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- этап допрофессионального педагогического образования рассмотрен и обоснован как «предгенезис профессионально-педагогической деятельности» [12, с. 20], который обладает особыми целевыми установками, специфическим содержанием и методами, преемственно связанными с остальными этапами непрерывного педагогического образования;

- доказано, что допрофессиональная педагогическая подготовка старшеклассников должна носить целостный характер, который обеспечивается единством высокого уровня предметной подготовки в определенной предметной области и высоким уровнем мотивации к педагогической деятельности, а ее содержание должно проектироваться с учетом особенностей довузовского этапа, а также специфики классического университета;

- созданы педагогические условия, обеспечивающие у школьников мотивированный выбор педагогической профессии, сформированный предпедагоги-ческий опыт, глубокое знание предмета.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что оно расширяет имеющиеся представления о допрофессиональном педагогическом

образовании старшеклассников с учетом особенностей подготовки будущих учителей в системе классического университета; углубляет ранее разработанный исследователями образовательный контент, ориентирующий школьников на учительскую профессию за счет включения новых дидактических единиц, позволяющих задать новый вектор развития личности учащихся как будущих педагогов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении программно-методического обеспечения процесса обучения старшеклассников на этапе допрофессиональной педагогической подготовки; в реализации педагогических условий, способствующих формированию у школьников мотивации на учительскую профессию и предпедагогического опыта, в создании и реализации механизмов взаимодействия вуза и школы в решении заявленной задачи. Данные материалы могут быть использованы в системе довузовского и вузовского педагогического образования.

Личный вклад автора заключается в осмыслении и научно-теоретическом обосновании этапа допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников как квинтэссенции физического и психологического времени личности, где формируются предпосылки для успешного вхождения в профессию, запускающего при определенных, разработанных нами педагогических условиях механизм потребностно-мотивационной сферы будущего учителя, идентифицирующего свой профессиональный путь с деятельностью педагога, а также в создании и реализации образовательного контента, отличного от существующих аналогов, который формирует у учащихся старших классов предпедагогический опыт и обеспечивает их успешное поступление в классический университет на педагогические направления подготовки.

В исследовании использовались методы теоретического уровня (анализ научной литературы; сравнение различных позиций, точек зрения ученых на те или иные аспекты проблемы допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников; обобщение научно-теоретических положений, выводов исследователей), которые позволили определить и обосновать его теоретические предпосылки, а также методы эмпирического уровня (анкеты, беседы, наблюдение, педагогический эксперимент), в ходе которых мы получили информацию об уровне сформированности у старшеклассников мотивации на учительскую профессию, предпедагогических знаний и умений, предпедагогического опыта и др.; материалы о реализации школьными педагогами и вузовскими преподавателями разработанных нами педагогических условий успешной допрофессиональной педагогической подготовки школьников.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Алтайского государственного университета и 12 школ-партнеров АлтГУ Алтайского края в рамках федеральной инновационной площадки «Новые модели педагогического образования в университете». В эксперименте участвовали 18 вузовских преподавателей, 34 студента, 28 школьных педагогов, 127 старшеклассников. Перед педагогами школ-партнеров стояла задача организации работы с учащимися старших классов по делегированию им педагогических функций в учебном процессе и внеурочной работе и методическом сопровождении данного процесса. Второе направление - это организация деятельности очно-заочной педагогической школы в Алтайском госуниверситете. Структурно она представлена как 10 образовательных площадок («Познай самого себя», «Эмоциональный мир личности», «Я - мыслящий», «Психология общения», «Ораторское искусство», «Формула успеха», «Школьная жизнь в цифровом мире», «Пробуем себя в профессии», «Профессиональный портрет учителя средствами драматизации», «Учитель и школа «в зеркале» художественной литературы и кинематографа»), на которых работали учащиеся школ-партнеров под руководством преподавателей университета. Содержательное наполнение площадок не являлось случайным. Именно своим содержанием, характером деятельности образовательные площадки призваны были формировать у старшеклассников педагогическую картину мира, раздвигать границы самопознания и самовыражения, развивать важные личностные качества, на основе которых впоследствии должны формироваться профессиональные компетенции будущего учителя. Формы работы на площадках разнообразны - тренинги, групповые занятия, выполнение практических занятий, мозговой штурм, проектная деятельность и др.

На этапе теоретико-экспериментального исследования нами были определены, теоретически обоснованы и реализованы педагогические условия эффективной допрофессиональной педагогической подготовки учащихся старших классов в школьно-университетском образовательном пространстве. В результате анализа философской и психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие условия.

По справедливому мнению ученых, «готовность старшеклассника к получению профессии возможна только при условии пропедевческого вхождения в эту профессию» [13, с. 131]. Однако мы полагаем, что в данном случае речь должна идти о пропедевтике не как об упрощенном содержании вузовского педагогического образования, которое реализуется в системе допрофессиональной педагогической подготовки школьников, а о своеобразной «упаковке научного знания» [14, с. 50], которое, сохраняя научный характер по своей сути, описывается в системе понятий, знакомых школьникам, эмоциональным, доступным, ярким языком с элементами новизны, имеющим выраженную практическую направленность, характеризующим те или иные педагогические процессы и явления школьной действительности. Таким образом, в качестве первого условия мы

определили обеспечение пропедевтического характера научно-педагогического знания в системе допрофессионального педагогического образования.

Поэтому работа со старшеклассниками в системе довузовского педагогического образования предполагала включение в ее содержание их школьного опыта, использование художественных произведений и фильмов о школе. Обращение к школьному опыту учащихся на занятиях в очно-заочной педагогической школе было связано с анализом различного рода ситуаций, возникающих в их школьной биографии. Предметом серьезного обсуждения становились взаимоотношения в системах «ученик - ученик(и)», «ученик - родители», «ученик - учитель», «ученик - коллектив учащихся», рефлексия по поводу поведения участников образовательного процесса в многообразных ситуациях, проблемы понимания Другого и самого себя и др. Причем анализ этих источников на данном этапе осуществлялся на обыденном, житейском языке, однако проблемы, которые поднимают авторы произведений, отражают не только сегодняшнее состояние педагогической науки и образования, но и перспективы их развития, раздвигая перед учащимися границы сложившейся у них картины мира, стимулируя вопрошающую активность, способствуя осмыслению своей ученической позиции и позиции педагога.

Мы солидарны с исследователями, по мнению которых «субъектная позиция отражает и развивает индивидуальность, авторство, самостоятельность, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; придает деятельности неповторимое личностное своеобразие; характеризует способ личностного и профессионального существования человека» [15, с. 276]. Поэтому в качестве следующего условия, оптимизирующего процесс допрофессиональной педагогической подготовки учащихся, выступает педагогизация образовательного процесса. Она включает ситуации, требующие от старшеклассников реализации педагогических функций в учебном процессе и внеклассной работе. Данным понятием, по нашему мнению, охватывается такая деятельность, в ходе которой у учащихся формируется предпедагогический опыт как «целостное динамичное индивидуально-психологическое образование, в котором выделяются подструктуры знаний (совокупность житейских представлений о воспитании, элементов научно-педагогического знания и отражения в сознании результатов собственного опыта воспитательного воздействия на других людей и самовоспитания), а также предпедагогических умений и навыков» [16, с. 122]. Ключевая идея заключается в том, что учитель делегирует учащимся часть своих педагогических функций, создает ситуации, в которых ученик мог бы эти функции успешно выполнить.

В ходе работы со старшеклассниками мы создавали в учебном процессе следующие ситуации: подготовка школьником доклада, сообщения на уроке, конференции и др.; консультация соклассников; выполнение методического задания (сочинить математическую сказку, придумать географическую задачу и т.п.); взаимообучение школьников; объяснение на уроке трудной задачи, решение которой неизвестно другим ученикам, а иногда и самому учителю; выступление в роли ассистента педагога при демонстрации опыта, проведении лабораторной работы и др.

Совершенно очевидно, что подобная работа, требующая от ученика выполнения педагогических функций, погружала его в качественно иные ситуации, существенно отличные от учебных. Такого рода ситуации, создаваемые школьным учителем, предполагали «запуск» известного психологического механизма -«перехода» эмоций из сигнала удовлетворения (неудовлетворения) потребности в новую потребность. Речь идет о том, что вначале ученик, которому были переданы педагогические функции, выполняет их исключительно из внешних побуждений. Однако в процессе деятельности у него могут возникнуть сильные положительные эмоции от того, что, к примеру, у соклассников возник интерес к его выступлению с докладом на уроке или от оказания учебной помощи другому школьнику. Появляется желание вновь их пережить. «Таким образом, - отмечает Б.И. Додонов, - первоначально чисто функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении, преобразуясь в стремление субъекта к определенным переживаниям своих отношений к действительности, становится одним из важных факторов, определяющих направление его личности» [17, с. 103].

Делегирование педагогических функций старшеклассникам происходило также и в ходе их участия в общественно-педагогической деятельности. Ее специфика состоит в том, что она направлена на личность младшего школьника или дошкольника. Эта деятельность перманентно сопровождается ситуациями общения, воздействия одного человека на другого, стремлением всегда прийти на помощь Другому, завоевать его доверие своим авторитетом, вызвать у него интерес к своей деятельности. Мы в ходе эксперимента включали старшеклассников в различные виды общественно-педагогической деятельности и, прежде всего, в работу с младшими школьниками: организация их деятельности на перемене, включение в различные игры, помощь педагогу начальных классов в подготовке и проведении внеурочных мероприятий и др.

Памятуя о том, что «высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, выработанных в условиях конкретной деятельности, а также соответствующих знаний и умений, но важнейшим условием его достижения обязательно является и мощное развитие у индивида общих способностей» [18, с. 28], и формируя уже на этапе довузовского педагогического образования предпосылки для становления данного интегративного личностного качества у будущих педагогов, мы в ходе работы старшеклассников с младшими школьниками создавали такие ситуации, где они могли бы исполь-

зовать свои увлечения, способности в той или иной сфере для достижения определенных педагогических целей, не оперируя научным определением последних. Так, мы побуждали школьников, которые увлекаются, к примеру, тем или иным видом спорта, заинтересовать им младших ребят, не испытывающих интереса к физической культуре, погружая первых в ситуации достижения подобной цели. В данном случае «срабатывал» так называемый психологический «механизм заражения», когда сильное эмоциональное возбуждение переходит от одного человека на других людей.

Классический университет как центр подготовки элитных педагогических кадров требует особого контингента абитуриентов, поступающих на педагогические специальности. Их интерес к учительской профессии должен сочетаться с высоким уровнем предметной подготовки. Поэтому важную роль в решении заявленной нами проблемы играет теоретическое обоснование и реализация педагогического условия допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников - организация процесса обучения как исследовательского. Такое обучение предполагает, прежде всего, структурирование образовательного материала, представляющего систему исследовательских задач. Типология этих задач мно-говариантна. В первую очередь это задачи дивергентного характера, требующие поиска нескольких вариантов правильного решения; развивающие способность к проблемному видению, когда в ситуации несовместимых, на первый взгляд, противоречий необходимо увидеть проблему; прогностические задачи, направленные на формирование умения прогнозировать будущее на основе зафиксированных тенденций развития; задачи, имеющие противоречивые условия, и др.

Высокий уровень предметной подготовки старшеклассников в системе до-профессионального педагогического образования обеспечивался также путем их активного участия в исследовательской деятельности, которая носила как индивидуальный, так и совместный характер со школьными педагогами, учеными и студентами университета. Совместная исследовательская деятельность разворачивалась как процесс сотворчества. В условиях диалога, научного сотрудничества осуществлялись генерация новых идей, обмен мнениями, постановка проблем, поиск их продуктивного решения и др. Таким образом, старшеклассники приобщались к логике научного поиска, овладевали методами исследовательской деятельности.

Реализация данного условия формировала у старших школьников мотивы высокого познавательного уровня, открывала возможность познакомиться с современными научными открытиями в интересующей их предметной области, увидеть ее новые грани, посмотреть с новой стороны, определить дальнейшие перспективы развития и пр.

Демонстрация эталонных моделей педагогической деятельности также выступает одним из важных условий допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников. Разрабатывая и реализуя данное условие, мы руководствовались известным педагогическим утверждением: в педагогике нет более мощного средства воспитания, чем собственный пример. Будучи харизматичной личностью, обладая высоким уровнем профессионализма, глубоким знанием своего предмета и развитым умением его преподать, заинтересовать его содержанием своих учеников, проявляя любовь к детям и их понимание, учитель при прочих равных условиях вызывал ответную реакцию у старшеклассников -стремление быть похожим на своего педагога. Развивая в данном направлении опыт школьных педагогов, осуществляя их дальнейшее профессионально-личностное развитие, мы включали учителей в процесс обучения по программам повышения квалификации «Имидж педагога современной школы», «Цифровой учитель в современной школе» и др. Также в ходе организованных для педагогов практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр и др. отрабатывались приемы самопрезентации, разыгрывались многообразные ситуации общения, реализации исследовательской позиции и др.

На следующем этапе нашего исследования был проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, связанной с реализацией педагогических условий допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников в школьно-университетском образовательном пространстве. В этих целях нами была разработана критериально-оценочная база исследования. В качестве ведущих критериев выступили направленность мотивации на учительскую профессию; степень овладения предпедагогическим опытом; глубина интереса к предмету; уровень развития исследовательской деятельности.

Используя методы опроса, анкетирования, наблюдения, практических заданий, мы выявили изменения, которые произошли в личности и деятельности старшеклассников в системе допрофессиональной педагогической подготовки в течение трех лет их участия в опытно-экспериментальной работе. Результаты апробации разработанных нами педагогических условий оказались следующими.

Организация допрофессиональной педагогической подготовки в заявленном формате позволила обеспечить позитивные сдвиги в реализации старшеклассниками субъектной педагогической позиции за счет делегирования учителем части своих педагогических функций школьникам и создания ситуаций для их реализации. В итоге у большинства учащихся (83,3%) начинают формироваться важные предпедагогические умения: эмоционально излагать учебный материал, заинтересовывать своих соклассников, объяснять сложные вопросы, использовать приемы, с помощью которых можно организовывать досуг младших школьников. На уровне эмоционально-чувственной сферы можно отметить у многих старшеклассников (82,4%) сильные положительные эмоции от общения

с учащимися начальной школы, а также развитие способности к сопереживанию, умения встать на место другого человека. Так, в ходе опроса и анкетирования участники эксперимента отмечают, что им «нравится выступать с сообщением на уроке и ощущать себя отчасти педагогом, сообщать что-то неизвестное другим», «хочется, чтобы присутствующим было интересно то, о чем ты им рассказываешь». Значительное влияние на старшеклассников оказали занятия на образовательных площадках очно-заочной педагогической школы на базе АлтГУ. В содержательном плане эти занятия были выстроены таким образом, чтобы воздействовать на все подструктуры личности, создавая важные предпосылки для формирования профессионально-педагогических компетенций в вузе. Отмечается, что у учащихся (70,8%) возросла потребность в самопознании, выявлении у себя педагогической направленности, имеющихся в этом плане возможностей и дефицитов, дальнейшем самосовершенствовании. Можно фиксировать отдельные положительные изменения в мышлении старшеклассников. Выполнение многочисленных заданий на занятии образовательной площадки «Я - мыслящий» привело к развитию в мышлении элементов системности, креативности, диалектичности, критичности и др. как серьезных предпосылок формирования на этой основе элементов инновационного профессионально-педагогического мышления в вузе. Участие в работе образовательной площадки «Психология общения» стимулировало у школьников (84,7%) дальнейшее развитие коммуникативных умений и навыков, способности к диалогу, разрешению конфликтов и др. Тематика отдельных площадок была посвящена формированию у старшеклассников предпосылок для становления в дальнейшем педагогической картины мира. И, как показывают результаты проведенного исследования, некоторые представления как элементы такой картины у них (72,4%) начинают формироваться. О глубине интереса к предмету у участников эксперимента (83,3%) свидетельствуют возрастание числа вопросов сущностного характера, желание включиться в обсуждение рассматриваемых при изучении темы проблем, выполнение заданий, данных учителем, а также выступления на уроке с дополнительными сведениями, полученными из различных внеучебных источников информации. У этих школьников идет интенсивное формирование мотивов высокого познавательного уровня к предмету. Дальнейшее развитие исследовательской деятельности происходит у 53,6% старших школьников. Наиболее яркие признаки такого рода изменений фиксируются в проявлении дивергентного мышления в ходе решения исследовательских задач, способности усмотреть проблему, выдвинуть обоснованную смелую гипотезу, желании вступить в научную дискуссию с учеными. 34,5% школьников сумели подготовить и успешно защитить индивидуальный проект по определенной научной теме.

Успешное профессиональное становление будущего учителя на этапе вузовского обучения в значительной мере детерминировано качеством допрофес-сиональной педагогической подготовки школьников. Это качество может быть обеспечено за счет использования различных форм организации работы со старшеклассниками, ориентирующимися на учительскую профессию. Исследование, проведенное нами, убедительно свидетельствует о том, что наиболее эффективной в данном случае является система работы, которая, с одной стороны, выстраивается за счет педагогизации образовательного процесса, включающей делегирование педагогических функций в учебном и внеучебном процессе, создание и реализацию на этом этапе такого образовательного контента, который в противовес нередко уже существующим упрощенным аналогам вузовских учебников представляет собой содержание образование как основу, предпосылку, предгенезис будущей профессионально-педагогической деятельности. Такое содержание соответствует социальной ситуации развития старшего школьника, поэтапному характеру становления профессионала-педагога в его преемственных связях, где этап допрофессионального педагогического образования выступает как относительно самостоятельный, запускающий процессы профессионально-педагогического самоопределения старшеклассников и вместе с тем неразрывно связанный с последующим вузовским этапом. При этом принципиально важной оказывается и предметная подготовка школьника, осуществляющего выбор учительской профессии, которая состоит не только в формировании у него интереса к предметной области, ее глубоком знании, но и в способности к исследовательской деятельности.

Необходимость разработки проблемы допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников в условиях школьно-университетского образовательного пространства обусловлена инновационными процессами, происходящими в настоящее время в обществе и системе образования, важностью изменения облика современной школы и формирования личности Учителя будущего. Сегодня созданы серьезные предпосылки для успешного решения заявленной проблемы. Вместе с тем остается некоторое проблемное поле нерешенных вопросов, в числе которых - создание перспективных форм довузовского образования учащихся старших классов.

Мы полагаем, что наше исследование внесло определенный вклад в решение данной проблемы. Разработанные нами педагогические условия успешной допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников позволили получить следующие результаты:

- сформированы знания о себе, своих личностных качествах, ценностном потенциале для будущей педагогической деятельности, тем самым осуществлен переход от самопознания к эффективному изменению себя и самосовершенствованию как важной предпосылки профессионального становления будущего педагога;

- в ходе различных мастер-классов, практикумов, тренингов и др. школьники овладели рядом эмпатийных качеств как важной предпосылкой формирования способности к сопереживанию с ребенком, формируемой на этапе вузовского обучения; умением разрешать споры, конфликты между соклассниками и младшими учащимися, преодолевать состояние страха, тревоги перед контрольной, экзаменом и др.;

- отмечаются положительные изменения в развитии у старшеклассников мыслительных способностей, владения основными мыслительными операциями, включающими анализ, синтез, обобщение, конкретизацию и др.; сформированы в значительной мере такие важные характеристики мышления, как системность, диалектичность, критичность, креативность и др. как основа будущего профессионально-педагогического мышления;

- получили дальнейшее развитие коммуникативные способности личности, сформированы умения устанавливать межличностные отношения с взрослыми: педагогами и родителями, а также со сверстниками и младшими школьниками;

- участники школы овладели предпедагогическим опытом, который выступит надежной основой для успешного формирования профессиональных компетенций в вузе.

Таким образом, ключевыми инновационными результатами проведенного нами исследования выступают:

Библиографический список

- создание новой формы довузовского педагогического образования -очно-заочной педагогической школы для старшеклассников, проявляющих склонность к педагогической деятельности на базе Алтайского госуниверситета, отличающейся в своих содержательных и процессуальных характеристиках от различных аналогов, существующих в настоящее время, основанной на принципе преемственности в ее различных модальностях и выступающей важной предпосылкой успешного профессионального становления будущего учителя в вузе;

- разработка нового механизма взаимодействия в системе «университет - школа», когда школьные учителя вместе с вузовскими преподавателями становятся соорганизаторами работы со старшеклассниками, обеспечивают практическую направленность подготовки будущих педагогов, а преподаватели университета, в свою очередь, разрабатывают ее теоретические основания, и оба субъекта совместными усилиями воплощают ключевые идеи этой подготовки, обогащая опыт друг друга и обеспечивая взаиморазвитие.

Перспективы исследования мы видим в дальнейшей научной разработке и осуществлении преемственных связей довузовского и вузовского педагогического образования на уровне целевых, содержательных и процессуальных характеристик, создании и реализации новых технологических подходов, обеспечивающих у старшеклассников высокий уровень педагогической и предметной мотивации на учительскую профессию.

1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Москва. 2021 г Available at: http://government.ru/docs/all/141781/

2. Артемьева Л.Н., Мухамедьярова Н.А. Особенности допрофессиональной педагогической подготовки школьников на базе организаций высшего образования. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021; Т. 27, № 4: 292-298.

3. Байбородова Л.В., Лобода И.В., Лавров И.В., Белкина В.В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся Ярославской области. Ярославль: РИО ЯГПУ, ИД «Канцлер», 2015.

4. Куликова Л.Г., Иванова Ю.Д. Пропедевтика педагогической подготовки школьников как инновационный процесс развития системы общего образования. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2022; Выпуск 76; Ч. 3: 157-159.

5. Логинова А.Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент допрофессиональной педагогической подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 287-289.

6. Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. и др. Педагогический класс: новое прочтение традиционной формы ориентации на выбор педагогической профессии. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 51/3: 204-211.

7. Скударева ГН., Бенин В.Л. Педагогический класс как субъект допрофессионального педагогического образования. Педагогический журнал Башкортостана. 2021; № 3: 82-94.

8. Ревякина В.И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности (на материале педагогических классов). Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2002.

9. Тюстина ГГ., Бауэр Е.А. Педагогический класс в вузе как форма организации обучающихся старших классов. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 10: 103-105.

10. Дубина В.М. Проблема профессионального самоопределения подростка в области педагогических профессий. Старт в науке. 2023; № 1. Available at: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2143

11. Разинкова Л.Н. Формирование педагогической направленности личности в системе «школа-вуз». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Елец, 2016.

12. Вербицкий А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности. Новые исследования в психологии. Москва: Педагогика. 1977; № 1 (16): 19-24.

13. Гайсина ГИ. Проблема содержания и принципов обучения на довузовском этапе непрерывного образования. Школа и педагогика в условиях экономических преобразований: сборник научных трудов. Бирск, 1998; Выпуск 3: 131-136.

14. Асадуллин РМ. Системогенез педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы. Сибирский педагогический журнал. 2007; № 3: 48-57.

15. Сороковых ГВ. Сущностная характеристика субъектно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке специалистов в вузе. Вестник Томского государственного университета. 2006; № 3: 276-279.

16. Морозова О.П. Развитие профессиональной деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2022.

17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Москва: Политиздат, 1978.

18. Битянова Н.Р Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.

References

1. Koncepciya podgotovkipedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda. Moskva. 2021 g. Available at: http://government.ru/docs/all/141781/

2. Artem'eva L.N., Muhamed'yarova N.A. Osobennosti doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov na baze organizacij vysshego obrazovaniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2021; T. 27, № 4: 292-298.

3. Bajborodova L.V., Loboda I.V., Lavrov I.V., Belkina V.V. Koncepciya i modeli doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki obuchayuschihsya Yaroslavskoj oblasti. Yaroslavl': RIO YaGPU, ID «Kancler», 2015.

4. Kulikova L.G., Ivanova Yu.D. Propedevtika pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov kak innovacionnyj process razvitiya sistemy obschego obrazovaniya. Problemysovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2022; Vypusk 76; Ch. 3: 157-159.

5. Loginova A.N. Pedagogizaciya aktual'nyh social'nyh praktik kak sovremennyj instrument doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 287-289.

6. Mitrosenko S.V., Kolokol'nikova Z.U., Lobanova O.B. i dr. Pedagogicheskij klass: novoe prochtenie tradicionnoj formy orientacii na vybor pedagogicheskoj professii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 51/3: 204-211.

7. Skudareva G.N., Benin V.L. Pedagogicheskij klass kak sub'ekt doprofessional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogicheskijzhurnal Bashkortostana. 2021; № 3: 82-94.

8. Revyakina V. I. Teoriya i prakiika doprofessional'noj podgotovki starsheklassnikov k pedagogicheskoj deyatel'nosti (na materiale pedagogicheskih klassov). Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2002.

9. Tyustina G.G., Bau'er E.A. Pedagogicheskij klass v vuze kak forma organizacii obuchayuschihsya starshih klassov. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 103-105.

10. Dubina V.M. Problema professional'nogo samoopredeleniya podrostka v oblasti pedagogicheskih professij. Start v nauke. 2023; № 1. Available at: https://science-start.ru/ru/ article/view?id=2143

11. Razinkova L.N. Formirovaniepedagogicheskojnapravlennostilichnosti vsisteme «shkola-vuz». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Elec, 2016.

12. Verbickij A.A. Voprosy genezisa i samoregulyacii poznavatel'noj i professional'noj deyatel'nosti. Novye issledovaniya vpsihologii. Moskva: Pedagogika. 1977; № 1 (16): 19-24.

13. Gajsina G.I. Problema soderzhaniya i principov obucheniya na dovuzovskom 'etape nepreryvnogo obrazovaniya. Shkola i pedagogika v usloviyah 'ekonomicheskih preobrazovanij: sbornik nauchnyh trudov. Birsk, 1998; Vypusk 3: 131-136.

14. Asadullin R.M. Sistemogenez pedagogicheskoj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2007; № 3: 48-57.

15. Sorokovyh G.V. Suschnostnaya harakteristika sub'ektno-deyatel'nostnogo podhoda v professional'noj podgotovke specialistov v vuze. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006; № 3: 276-279.

16. Morozova O.P Razvitie professional'noj deyatel'nosti uchitelya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2022.

17. Dodonov B.I. 'Emociya kak cennost'. Moskva: Politizdat, 1978.

18. Bityanova N.R. Problema samorazvitiya lichnosti v psihologii. Analiticheskij obzor. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut: Flinta, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 11.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.