педагогические науки
а.п. Чернявская, л.в. байбородова
(ярославль) И.в. Головина
(Москва)
М.в. груздев
(ярославль)
Г.А. ПАПуткоВА (Москва)
А.М. ХодырЕВ (ярославль)
допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в современных условиях
Обосновывается, что подготовка будущих педагогов - длительный процесс, связанный не только с получением необходимых знаний и умений, но и с формированием ценностно-смысловой основы деятельности. Приводятся результаты мониторинга допрофессиональ-ной педагогической подготовки, проведенного во всех регионах Российской Федерации. Выявлены наиболее распространенные формы организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Очерчены сложности, связанные с этим процессом.
Ключевые слова: педагог, допрофессиональная подготовка, мониторинг, старшеклассник, непрерывное педагогическое образование.
Введение. Воспитание будущего учителя - важное и очень благородное дело. Оно начинается задолго до поступления выпускника школы в педагогический вуз - родителями, школьными учителями. Сделать этот процесс более организованным и целенаправленным возможно в процессе допрофессиональ-ной подготовки. Обучение в педагогических классах или в процессе изучения элективных курсов психолого-педагогической направленности изначально дает будущим педагогам представление о социальной роли образования, ориентирах и содержании, отражающих новые реалии и ценности современного общества [5]. Однако в последние десятилетия на-
блюдается снижение престижа педагогических профессий среди молодежи. Многие абитуриенты, слабо представляя деятельность педагога, становятся случайными студентами в данной сфере профессионального образования и, даже закончив образование и придя в школу, увольняются в первый же год работы [1]. Опыт ряда стран, например Австрии и Франции, показывает, что стабильность работы молодых учителей во многом обусловлена политикой раннего отбора и индивидуального сопровождения студентов и начинающих учителей в школе, создающей оптимальные условия для их профессионального развития и индивидуальной поддержки [2; 11; 13; 16; 17]. В этой связи важным этапом подготовки являются профориентационная работа и допрофессио-нальное педагогическое образование, выявление и развитие школьников, имеющих склонности к педагогической деятельности [8; 12].
Очевидно, что региональным органам образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным организациям необходимо проводить целенаправленную работу по обеспечению самоопределения школьников, повышению престижа профессии педагога, осознанному выбору обучающимися профессиональной образовательной организации, а также по выстраиванию системы сопровождения профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций, ориентированных на профессию педагога [7; 9; 14].
В этой связи важно изучить массовый опыт данного этапа непрерывной подготовки кадров с целью выявления проблем и путей их решения, определения перспективных идей, организационно-педагогических условий и средств [10], которые могут составить основу для дальнейшего развития профессионального образования и будут учтены при разработке концепции, моделей и программ до-профессиональной педагогической подготовки школьников. В данной статье представлена лишь часть материалов, полученных в результате обширного мониторинга, посвященного анализу форм и методов допрофессио-нальной педагогической подготовки старшеклассников России.
© Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Головина И.В., Груздев М.В., Папуткова Г.А., Ходырев А.М., 2021
пвдлгпгинвгкив НАУКИ
3%
I Общее количество образовательных организаций
Количество образовательных организаций, реализующих программы педагогических классов
Количество образовательных организаций, реализующих другие формы допрофессиональной педагогической подготовки
Рис. 1. Соотношение общего количества образовательных организаций и количества образовательных организаций, реализующих программы педагогических классов и другие формы допрофессиональной педагогической подготовки
Методы исследования. Осенью 2020 г. авторами статьи была разработана анкета мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки старшеклассников, который был проведен в 87 регионах Российской Федерации. Данные мониторинга были обобщены. Дополнительно к этому были изучены материалы сайтов и на основе предоставленных документов и публикаций опыт общеобразовательных организаций, вовлеченных в допрофессиональную педагогическую подготовку школьников, проведены беседы с педагогами, участвующими в данной деятельности.
Результаты исследования. В целом можно отметить, что дать достаточно полную и точную информацию о наличии психолого-педагогических классов, объединений социально-педагогической направленности и их деятельности весьма сложно в связи с тем, что большая часть цифровых данных не всегда подтверждается нормативными документами, учебными планами. Кроме того, при выборочной проверке было установлено, что ряд регионов не дал информацию о наличии педагогических классов (групп, объединений школьников психолого-педагогической или социально-педагогической направленности), т. к. сегодня они создаются на базе педагогических и других вузов, о чем не всегда информированы департаменты образования регионов.
Прежде всего, представим обобщенную информацию, полученную в результате обработки данных мониторинга (рис. 1).
В целом по стране всего в 4% образовательных организаций реализуются програм-
мы допрофессиональной педагогической подготовки в следующих формах:
- педагогический (психолого-педагогический) класс на базе одной общеобразовательной организации - в рамках основной или дополнительной образовательной программы;
- сетевой, или распределенный, педагогический (психолого-педагогический) класс на базе нескольких образовательных организаций общего образования - в рамках основной или дополнительной образовательной программы;
- онлайн педагогический (психолого-педагогический) класс;
- реализация программ дополнительного образования детей, направленных на допро-фессиональную педагогическую подготовку, в рамках одной или нескольких образовательных организаций как общего, так и дополнительного образования.
Анализ, проведенный по федеральным округам, показал, что наиболее благоприятная ситуация (по соотношению образовательных организаций в целом и оо, реализующих программы допрофессиональной педагогической подготовки), по организации педагогических классов (групп, объединений) в Дальневосточном и Южном федеральных округах, хотя в процентном соотношении эти цифры незначительны (табл. 1).
Педагогический (психолого-педагогический) класс (группа) на базе одной общеобразовательной организации является наиболее распространенной формой. Он работает в 52% образовательных организаций, которые реализуют допрофессиональную педагогическую под-
Таблица 1
Соотношение общего количества образовательных организаций и образовательных организаций, осуществляющих допрофессиональную педагогическую подготовку
Наименование федерального округа Общее количество образовательных организаций Количество образовательных организаций, реализующих программы педагогических классов Количество образовательных организаций, реализующих другие формы допрофессиональной педагогической подготовки
Центральный федеральный округ 6326 57 157
Южный федеральный округ 6547 273 44
Северо-Западный федеральный округ 3959 6 8
Дальневосточный федеральный округ 1071 40 64
Сибирский федеральный округ 9521 79 216
Уральский федеральный округ 1775 5 159
Приволжский федеральный округ 10142 91 120
Северо-Кавказский федеральный округ 4832 36 61
Крымский федеральный округ 564 4 0
готовку. как правило, педагогические классы действуют в универсальном, гуманитарном или технологическом профилях, для их деятельности используются часы как основной, так и дополнительной образовательных программ [3; 4; 6].
Объемы часов, выделяемых на педагогические или психолого-педагогические дисциплины, варьируются от одного часа в неделю (общий объем, как правило, не превышает 34 часов) до модулей объемом 140 часов в год.
Сетевые, или распределенные, педагогические (психолого-педагогические) классы в целом по стране работают на базе 38% образовательных организаций, реализующих программы допрофессиональной педагогической подготовки. При этом чаще всего такой класс организуется в рамках дополнительной образовательной программы (50%) или сочетания основной и дополнительной образовательных программ (33% ОО).
Опыт организации педагогического класса на базе нескольких ОО является очень перспективным, поскольку открывает большие возможности с точки зрения ресурсного обеспечения и разнообразия программ подготовки. Формы организации взаимодействия в
этом случае могут быть разными - в рамках сетевого взаимодействия, в сетевой форме, на основе школы-ресурсного центра и пр. Центром организации распределенного педагогического класса, как будет показано ниже, может быть не только школа, но и вуз, педагогический колледж и другие организации.
Онлайн-педагогический (психолого-педагогический) класс реализуется в 14% образовательных организаций, занимающихся допро-фессиональной педагогической подготовкой. Наибольший опыт организации онлайн педагогических (психолого-педагогических) классов накоплен в Сибирском федеральном округе (34%) и Приволжском федеральном округе (25%). Не реализуются в онлайн-формате (по данным, представленным регионами) педагогические классы в центральном и Северокавказском федеральных округах (рис. 2).
Реализация программ дополнительного образования детей, направленных на допро-фессиональную педагогическую подготовку, осуществляется в 52% образовательных организаций, представленных в отчетах регионов. Она осуществляется в рамках одной (60%) или нескольких (40%) образовательных организаций.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
8%_
25% _
8% "-^Щ!
8%
■ Центральный федеральный округ 0% 0% 9% Л Южный федеральный округ
■ Северо-Западный федеральный округ 8% ^ Дальневосточный федеральный округ
^ Сибирский федеральный округ - Уральский федеральный округ НЕТ :: Приволжский федеральный округ
34% 1 Северо-Кавказский федеральный округ
■ Крымский федеральный округ
,/Л*' ■ Г-'У
Рис. 2. Деятельность онлайн педагогических (психолого-педагогических) классов по федеральным округам
Педагогический (психолого-педагогический) класс, реализуемый в другом формате, организован и действует в 31% образовательных организаций, осуществляющих допрофесси-ональную педагогическую подготовку. Зачастую из представленных данных сложно понять, о каком именно формате идет речь, не хватает ни названий образовательных организаций, ни информации на их сайтах, если название ОО есть в результатах мониторинга. В основном в эту категорию попадают педагогические (психолого-педагогические) классы, организованные на базе вузов или колледжей.
Анализ опыта организации работы педагогических и психолого-педагогических классов и групп показал разнообразие форм организации, содержания и методов реализации содержания допрофессиональной педагогической подготовки. Целевыми ориентирами до-профессиональной подготовки являются ориентация на педагогические профессии, развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся в педагогических классах, профессиональная ориентация обучающихся, формирование широкого круга компетенций и образовательных результатов.
Обобщение опыта организации допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников позволяет разделить наиболее типичные проблемы на две группы.
Проблемы организации работы психолого-педагогических классов заключаются в следующем.
1. Уровень нормативного обеспечения создания и организации деятельности психолого-педагогических классов является недостаточным.
2. Не прописаны механизмы создания и организации деятельности ППК (порядок и условия зачисления в классы, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение, документация и отчетность и т. д.).
3. Отсутствует преемственность допрофессиональной и профессиональной подготовки: нет договоров или координации работы на уровне сетевого взаимодействия с образовательными организациями высшего или среднего профессионального образования, осуществляющими подготовку по соответствующим направлениям, что снижает заинтересованность обучающихся в поступлении в психолого-педагогический класс, а также результативность самого обучения. В работе с обучающимися принимает участие незначительное число преподавателей вузов и колледжей, недостаточной является база для практической подготовки, школьники не могут познакомиться заранее со студенческой жизнью и др. Сегодня федеральные образовательные стандарты различных уровней образования, построенные на разных методологических и организационных основаниях, не позволяют в полной мере рассматривать психолого-педагогические классы, допрофессиональную педагогическую подготовку как этап непрерывного педагогического образования.
4. Ограничен спектр инструментов отбора школьников, ориентированных на выбор педагогической профессии, для продолжения обучения в педагогических учебных заведениях. К инструментам отбора можно отнести в основном конкурсные мероприятия. Только увеличение их числа не даст возможность преимущественного права поступления в высшие профессиональные педагогические учебные заведения педагогически одаренным школьникам в силу соревновательного характера этих мероприятий, предпочитаемого не всеми подростками.
5. Можно говорить о низком уровне или отсутствии взаимодействия психолого-педагогических классов с другими ОО, в которых также имеются подобные объединения психолого-педагогической направленности. Число обучающихся, участвующих в олимпиад-ной или конкурсной деятельности психолого-педагогической направленности, незначительно, отсутствуют обмен опытом между образовательными организациями, совместные конференции, стажировочные площадки и др.
6. Информационное подкрепление работы ППК является недостаточным. Официальные сайты образовательных организаций не освещают работу ППК, нет отдельных вкладок с информацией, новостная лента многих организаций не содержит информацию о профориентации на педагогическую профессию, о деятельности ППК.
7. Развитие допрофессиональной психолого-педагогической подготовки в онлайн-формате является недостаточным.
8. Слабо используются ресурсы наставничества в работе психолого-педагогических и педагогических классов. Возможными наставниками для обучающихся в психолого-педагогических классах могли бы стать студенты педагогических вузов и колледжей. Сами обучающиеся могли бы стать наставниками для более младших детей.
Проблемы содержания работы психолого-педагогических классов состоят в следующем.
1. Отсутствуют общие целевые и содержательные ориентиры деятельности педагогических классов и в целом допрофессиональной педагогической подготовки.
2. Преобладает теоретическая подготовка без создания условий для развития получаемых знаний и умений на практике.
3. Отсутствуют вариативность, возможности для проектирования индивидуальных
маршрутов освоения программ. Почти полностью отсутствуют программы ППК с инвариантной и вариативной частью.
4. Недостаточно используются цифровые образовательные ресурсы в деятельности психолого-педагогических классов.
5. Сущность ППК сводится к профориен-тационной деятельности, используется преимущественно диагностика, которая выявляет склонности и способности к тому или иному виду профессиональной деятельности.
6. В содержании учебных планов ППК для школьников имеются разделы, дублирующие дисциплины 1-го и 2-го курсов педагогических вузов, что не отвечает цели и задачам до-профессиональной подготовки.
Заключение и выводы. На основе анализа и обобщения опыта деятельности образовательных и профессиональных организаций регионов определим перспективные пути развития допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников:
1) разработка нормативного обеспечения допрофессиональной педагогической подготовки;
2) включение допрофессиональной педагогической и психолого-педагогической подготовки в систему непрерывного педагогического образования, что предполагает:
- сопряжение образовательных результатов различных уровней непрерывного педагогического образования, в том числе результатов обучения учащихся психолого-педагогических классов;
- включение педагогических и психолого-педагогических классов в систему непрерывной социально-педагогической подготовки на основе взаимодействия их с вузами и педагогическими колледжами региона; организация наставничества «студент - обучающийся», «старший обучающийся - младший обучающийся» и др.;
- обеспечение преемственности содержания обучения; льготы для выпускников психолого-педагогических классов при поступлении в вуз или колледж на соответствующие направления подготовки;
- расширение линейки инструментов отбора за счет учета в качестве индивидуальных достижений обучающихся результатов обучения по профильным образовательным программам, реализованным с участием образовательных организаций среднего и высшего профессионального педагогического образования;
- оценку достигнутых результатов с использованием современных процедур оценки базового уровня профессиональных результатов, таких, например, как демонстрационный экзамен для юниоров по стандартам World Skills Russia;
3) развитие у обучающихся ценностно-смысловой сферы, ориентированной на работу в педагогических профессиях;
4) организация взаимодействия образовательных организаций, реализующих допро-фессиональную педагогическую подготовку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
5) индивидуализация и персонализация допрофессиональной педагогической подготовки;
6) усиление практической направленности и развитие актуальных для будущих педагогов компетенций, означающее создание возможностей для практико-ориентированной подготовки обучающихся - профессиональные пробы, работа помощниками вожатых и классных руководителей, разработка и реализация проектов, практика в образовательных организациях и др.; включение в примерные программы разделов и тем, посвященных развитию компетенций 4К, мягких навыков и пр.;
7) разработка и организация научно-методического сопровождения деятельности педагогических и психолого-педагогических классов;
8) разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов и специалистов, участвующих в деятельности психолого-педагогических классов; широкое привлечение к работе в педагогических и психолого-педагогических классах преподавателей педагогических вузов и колледжей, студентов старших курсов, организация педагогической практики студентов на базе педагогических классов; создание общественных организаций, объединений педагогов психолого-педагогических классов на федеральном и региональном уровнях;
9) использование существующих и создание новых цифровых образовательных ресурсов и платформ в допрофессиональной педагогической подготовке;
10) организация информационного сопровождения деятельности педагогических и психолого-педагогических классов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в самих образовательных организациях.
кие науки -
список литературы
1. Васильева О. Выступление на Совете при Президенте РФ по русскому языку 5 ноября 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/ community/43104467-putin-provodit-zasedanie-sove-ta-po-russkomu-yazyku-v-moskve (дата обращения: 23.03.2021).
2. Данилова Л.Н. Образовательное лидерство Сингапура как социокультурный феномен // Яросл. пед. вестн. 2018. № 3. С. 55-62.
3. Дорохова Т.С., Верхотурова Ю.А. Примерная программа по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность педагогов». Екатеринбург, 2020. URL: https://uspu.ru/upload/medialibrar y/6df/6df5108d565bcbac23979fcf6bebecde.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
4. Муниципальный проект «Успех каждого ребенка» (Ханты-Мансийский автономный округ -Югра) / Т.А. Голикова, М.Н. Ракова, Е.М. Зак. М., 2018.
5. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/ rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 23.03.2021).
6. Педагогические классы. Документы // Уральский государственный педагогический университет: [сайт]. URL: https://uspu.ru/projects/ pedagogicheskie-klassy/doc/ (дата обращения: 19.03.2021).
7. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб. пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, А.В. Золотарева [и др.]. 3-е изд., испр. и доп. М., 2020.
8. Чернявская А.П. Психологические предпосылки развития профессиональной зрелости старшеклассников // Яросл. пед. вестн. 2017. № 3. С. 166-169.
9. Чернявская А.П. Психологические факторы профессиональной зрелости // Современное образование: роль психологии: материалы X Между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.М. Митиной. М.; СПб., 2014. С. 606-609.
10. Bayborodova L.V., Cherniavskaia A.P., Sere-brennikov L.N., Yudin V.V. Project of individual learning activity for future teachers / 3rd International Mul-tidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016. Conference proceedings. 2016. P. 789-796.
11. Brok P.D., Wubbels T., Tartwijk J.V. Exploring beginning teachers' attrition in the Netherlands // Teachers and Teaching. 2017. Vol. 23. Is. 8. Р. 881895.
12. Brown D. Career choice and development/ Brown D. and associates. 4th Ed. San Francisco, CA, 2002.
13. Choi P.L., Tang S.Y.F. Teacher commitment trends: cases of Hong Kong teachers from 1997 to
2007 // Teaching and Teacher Education. 2009. Vol. 5. Is. 5. P. 767-777.
14. Rojkov M.I., Bayborodova L.V., Belki-na V.V., Chernyavskaya A.P., Serebrennikov L.N. Students' self-development: the socio-pedagogical concept. 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts Sgem 2018. Conference proceedings, 2018. P. 693-702.
15. Struyven K., Vanthournout G. Teachers' exit decisions: An investigation into the reasons why newly qualified teachers fail to enter the teaching profession or why those who do enter do not continue teaching // Teaching and teacher education. 2014. Vol. 43. P. 37-45.
16. The Teaching Profession in Europe: Practices, Perceptions, and Policies / Eurydice Report. Luxembourg, 2015.
* * *
1. Vasil'eva O. Vystuplenie na Sovete pri Pre-zidente RF po russkomu yazyku 5 noyabrya 2019 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://news.rambler.ru/ community/43104467-putin-provodit-zasedanie-soveta-po-russkomu-yazyku-v-moskve (data obrashcheniya: 23.03.2021).
2. Danilova L.N. Obrazovatel'noe liderstvo Sin-gapura kak sociokul'turnyj fenomen // Yarosl. ped. vestn. 2018. № 3. S. 55-62.
3. Dorohova T.S., Verhoturova Yu.A. Primer-naya programma po discipline «Vvedenie v pro-fessional'nuyu deyatel'nost' pedagogov». Ekaterinburg, 2020. URL: https://uspu.ru/upload/medialibrar y/6df/6df5108d565bcbac23979fcf6bebecde.pdf (data obrashcheniya: 19.03.2021).
4. Municipal'nyj proekt «Uspekh kazhdogo rebenka» (Hanty-Mansijskij avtonomnyj okrug -Yugra) / T.A. Golikova, M.N. Rakova, E.M. Zak. M., 2018.
5. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [Elekt-ronnyj resurs]. URL: https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (data obrash-cheniya: 23.03.2021).
6. Pedagogicheskie klassy. Dokumenty // Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet: [sajt]. URL: https://uspu.ru/projects/pedagogicheskie-klassy/ doc/ (data obrashcheniya: 19.03.2021).
7. Social'naya pedagogika. Proforientaciya i sa-moopredelenie detej-sirot: ucheb. posobie / L.V. Baj-borodova, M.I. Rozhkov, A.V. Zolotareva [i dr.]. 3-e izd., ispr. i dop. M., 2020.
8. Chernyavskaya A.P. Psihologicheskie predpo-sylki razvitiya professional'noj zrelosti starshek-lassnikov // Yarosl. ped. vestn. 2017. № 3. S. 166-169.
9. Chernyavskaya A.P. Psihologicheskie faktory professional'noj zrelosti // Sovremennoe obrazovanie: rol' psihologii: materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. L.M. Mitinoj. M.; SPb., 2014. S. 606609.
Pre-professional teacher education of schoolchildren in the modern conditions
The article deals with the substantiation that the training of future teachers is a long process related not only with the acquiring of necessary knowledge and skills but also with the development of the value and semantic basis of the activity. There are given the results of the monitoring of the pre-professional teacher training in all the regions of the Russian Federation. There are revealed the most widespread forms of the organization of the pre-professional teacher education of schoolchildren. The author describes the difficulties of the process.
Key words: teacher, pre-professional education, monitoring, senior pupils, continuous teacher education.
(Статья поступила в редакцию 25.05.2021)
в.о. зинченко
(Луганск)
методологические основы подготовки будущих экономистов к решению задач инновационного развития общества
Обосновывается необходимость формирования у будущих экономистов готовности к инновационной деятельности. Определяется комплекс методологических подходов как интеграция системного, синергетического, дея-тельностного, практико-ориентированного, личностно ориентированного и креативного подходов, что будет служить научной основой эффективного формирования у будущих экономистов готовности к инновационной деятельности.
Ключевые слова: высшее экономическое образование, инновационная деятельность экономиста, формирование готовности к инновационной деятельности.
Потребность в скорейшей модернизации всех отраслей отечественной экономики, ее переход к состоянию устойчивого инновационного развития становятся все более ощутимы-
О Зинченко В.О., 2021