Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ ГАУ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисова Ольга Михайловна, Сычева Ольга Владимировна, Веселова Марина Владимировна

Система непрерывного профессионального образования является воплощением концепции образования в течение всей жизни. Одним из элементов этой системы является дополнительное профессиональное образование студентов в вузе, как один из способов решения задач по расширению профессиональной составляющей выпускников вузов и повышению их конкурентоспособности. Освоение студентами основной и дополнительной программ в одном учебном цикле создает предпосылки для создания интегрированной системы высшего и дополнительного профессионального образования.The system of continuous professional education is the epitome of the concept of education throughout life. One element of this system is the advanced professional education of students at the University, as a way of solving problems on the extension of the professional component of University graduates and enhance their competitiveness. Students mastering the basic and additional educational programmes in one cycle creates the prerequisites for creating an integrated system of higher and additional professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисова Ольга Михайловна, Сычева Ольга Владимировна, Веселова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ ГАУ»

в

естник АПК ^ ^

Проблемы аграрного образования -: № 1(21), 2016 " " " "

149

УДК 378.046.4

Лисова О. М., Сычева О. В., Веселова М. В. Lisova O. M., Sycheva O. V., Veselova M. V.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ ГАУ

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AND ADVANCED TRAINING FOR STUDENTS OF THE STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSIT

Система непрерывного профессионального образования является воплощением концепции образования в течение всей жизни. Одним из элементов этой системы является дополнительное профессиональное образование студентов в вузе, как один из способов решения задач по расширению профессиональной составляющей выпускников вузов и повышению их конкурентоспособности.

Освоение студентами основной и дополнительной программ в одном учебном цикле создает предпосылки для создания интегрированной системы высшего и дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование студентов, интегрированная система высшего и дополнительного профессионального образования.

The system of continuous professional education is the epitome of the concept of education throughout life. One element of this system is the advanced professional education of students at the University, as a way of solving problems on the extension of the professional component of University graduates and enhance their competitiveness.

Students mastering the basic and additional educational programmes in one cycle creates the prerequisites for creating an integrated system of higher and additional professional education.

Key words: additional professional education of students, integrated system of higher and additional professional education.

Лисова Ольга Михайловна -

кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652)31-59-35

E-mail: olga_lisova@bk.ru

Сычева Ольга Владимировна -

доктор сельскохозяйственных наук, профессор

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 28-61-69

E-mail: olga-sycheva@mail.ru

Веселова Марина Владимировна -

кандидат сельскохозяйственных наук

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-44-64

E-mail:unil-sgau@yandex.ru

Lisova Olga Mikhaylovna -

candidate of economic Sciences, associate Professor «Stavropol state agrarian University» Stavropol

Tel.: 8(8652)31-59-35 E-mail: olga_lisova@bk.ru

Sycheva Olga Vladimirovna -

doctor of agricultural sciences, professor

«Stavropol state agrarian university» Stavropol

Tel.: (8652) 31-59-050 доб. 21-30 E-mail: olga-sycheva@mail.ru

Veselova Marina Vladimirovna -

candidate of agricultural sciences «Stavropol state agrarian university» Stavropol

Tel.: 8(8652) 35-44-64 E-mail: unil-sgau@mail.ru

Концепция образования в течение всей жизни (LifelongLearning) как образовательная стратегия появилась около трех десятилетий назад благодаря усилиям ЮНЕСКО и Совета Европы. Это был ответ на аномальную ситуацию, когда люди учатся в течение всей жизни, в то время как возможности для получения образования предоставляются в основном на раннем этапе жизни, когда преобладает в большей степени формальное образование.

Поставив цель: «образование в течение всей жизни» был провозглашен новый курс, который охватывает все виды целенаправленной учебной деятельности на протяжении всей жизни,

направленный на совершенствование знаний и навыков всех людей, которые желают участвовать в учебной деятельности. Отличительными чертами концепции образования в течение всей жизни являются:

Системный взгляд. Концепция образования в течение всей жизни рассматривает спрос и предложение возможностей для обучения как часть связной системы, охватывающей весь жизненный цикл и состоящий из всех видов формального и неформального обучения.

Центрированность на учащемся. Это требует смещения акцентов с поставляющей стороны на потребляющую сторону - на удовлетворение потребностей учащихся.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

естник ЛПК

Ставрополья

Мотивация к учебе. Мотивация является основой для обучения, которое продолжается в течение всей жизни.

Различные задачи образовательной политики. Должны быть признаны самые различные цели: цели личностного развития, развития знаний, экономические, социальные и культурные запросы.

Реальным ответом на вызов современности является система непрерывного профессионального образования, которая должна включать в себя следующие подсистемы: базовое профессиональное образование (высшее или среднее специальное), повышение квалификации, профессиональное самообразование, дистанционное образование (рисунок 1).

1 Повышение Центры повышения

II квалификации квалификации

я

Базовое профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование

Институт дополнительного профессионального образования

Профессиональное самообразование

Опыт практической работы,чтение :пециальной литературы

Рисунок 1 - Схема непрерывного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование - это одна из форм последипломного образования и адресовано оно тем, кто уже имеет первое базовое среднее или высшее профессиональное образование, и представляет собой организованный и устойчивый процесс получения новых знаний, навыков и умений, позволяющий максимально реализовать и развить себя, самоопределиться предметно, социально, про-фессионально,личностно.

Система дополнительного профессионального образования обладает высокой степенью гибкости и легко адаптируется под запросы целевой аудитории (достаточно самостоятельна в отборе содержания, форм, методов и средств обучения), здесь удается сочетать высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностно- и профессионально-ориентированного обучения.

Существует три вида дополнительного профессионального образования (рисунок 2):

Профессиональная переподготовка. Помогает приобрести новые профессии и квалификации. В последнее время данный вид дополнительного профессионального образования имеет международные стандарты и соответствует международным требованиям.

Освоение новой профессии. Учебные программы позволяют в короткие сроки освоить новую профессиональную деятельность.

Дополнительное профессиональное образование, которое дает возможность повышения квалификации. Подобное образование позво-

ляет достигнуть более высокого уровня знаний, вследствие чего повышается оклад на месте трудоустройства

Повышение квалификации

Освоение новой профессии

Профессиональная переподготовка

Рисунок 2 - Виды ДПО

Процесс модернизации российского образования и принятие нового закона «Об образовании» в России диктуют необходимость изменения оценки качества и результатов всего образования в целом.

Важным становится не «образованность», выражающаяся в получении документа и зачете количества часов по изучаемой дисциплине, а «компетентность» и «компетенция» студента (слушателя) той или иной программы обучения или переподготовки.

Приоритет в развитии современного общества с его прагматичными и расчетливыми условиями рыночной экономики делается на

в

естник АПК

Ставрополья

:№ 1(21), 2016

Проблемы аграрного образования

151

профессиональную пригодность и востребованность специалиста на рабочем месте, конкурентоспособность, компетентность в своей профессиональной области, чему способствует профессиональная подготовка.

Работодатель рассматривает не только теоретический уровень квалификации, подтвержденный документом об образовании, но и умение дипломированного специалиста применять на практике приобретенные компетенции (наряду со знаниями, умениями и навыками) в процессе своей профессиональной деятельности.

Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос смещения акцентов на практическое применение, как при профессиональной подготовке, так при профессиональном обучении, а, как следствие, при разработке программ профессиональной подготовки и переподготовки, а именно, - акцент смещается на выполняемые трудовые функции, из которых вытекают компетенции. Потому следует признать всё возрастающую роль компетентностного подхода в процессе обучения и переподготовки специалистов - как реализацию заказа современного рынка труда и в целом современной экономики.

Компетентностный подход - объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов.

С переходом высшей школы на двухуровневую систему обучения, специалистами прогнозируются потери в области востребованности выпускников вузов профессиональной средой, особенно на уровне бакалавриата. Поэтому дополнительное образование студентов рассматривается как эффективный способ решения задач по расширению профессиональной составляющей выпускников вузов и повышению их конкурентоспособности.

Дополнительное образование студентов развивалось на протяжении многих лет и сейчас должно занять определенное место в образовательной практике. Этому способствует развитие законодательной базы, в которой произошли существенные изменения в отношении нормативно-правового статуса дополнительных образовательных программ.

Возможность освоения студентами дополнительных образовательных программ открывает новые перспективы в профессиональном образовании, так как оно способствует решению таких важных задач, как:

- расширение квалификационных возможностей выпускников вузов, обеспечение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности;

- оптимизация квалификационной структуры специалистов для рынка интеллектуального труда;

- обеспечение механизма реализации Закона РФ «О высшем послевузовском профессиональном образовании»;

- повышение эффективности профессионального образования.

Целью дополнительного профессионального образования является профессиональная «надстройка» для выполнения определенного вида работы или, с позиции компетентностного подхода, формирование специальных профессиональных компетенций. Компетентностная образовательная парадигма предполагает наличие специальной практико-направленной среды обучения, способной погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.

Отсюда профессиональную подготовку студента вуза можно представить в виде схемы (рисунок 3), где общекультурные и профессиональные компетенции надстраиваются специальными профессиональными компетенциями, формируемыми дополнительными профессиональными программами.

Общекультурные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 - Компетентностная модель выпускника

Истоки дополнительных профессиональных образовательных программ могут содержаться в вариативной части основных образовательных программ и иметь междисциплинарный характер, что открывает широкие возможности для развития дополнительного профессионального образования различной глубины и направленности. Освоение программ этой категории значительно расширяет сферу деятельности выпускника вуза, выводя ее за рамки традиционной профессиональной занятости, присущей данному специалисту.

Основываясь на этом, для студентов направления подготовки 260100.62 Продукты питания животного происхождения были разработаны и реализованы две программы: пекарь-кондитер «Технология хлебопекарного и кондитерского производства» и «Технология колбасного про-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

естник АПК

Ставрополья

изводства», которые направлены на получение дополнительных профессиональных компетенций. По окончании курсов слушатели получили именные сертификаты.

Одновременно могут разрабатываться дополнительные образовательные программы, ориентированные на углубленное изучение различных проблем даже в рамках отдельной дисциплины.Такая ситуация возникла в связи с обязательным требованием технического регламента (ТР ТС 021/2011) о внедрении системы менеджмента безопасности, основанной на принципах НАССР, на всех предприятиях пищевой промышленности. Нашим ответом на это явилась разработка программы повышения квалификации «Внутренний аудитор системы менеджмента безопасности пищевой продукции на предприятиях АПК», которая была пред-

Литература

1. Атанов И. В., Логачева Е. А., Жданов В. Г. Будущий рабочий станет учиться по университетской программе // Сельский механизатор. 2013. № 2 (48). С. 21-22.

2. Лисова О. М. Развитие системы ДПО в аграрном университете // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 80-84.

3. Сычева О. В. Особенности разработки и реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ (ООП ВПО) для бакалавриата // Инновационные векторы современного образования : материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2012. С. 106-109.

4. Сычева О. В. Современное высшее образование. Новое в организации учебного процесса // Инновационные технологии современного образования : материалы научно-методической конференции. Ставрополь, 2013. С. 177-181.

5. Сычева О. В., Молочников В. В., Кононова Л. В. ФГОС 3+. Особенности прикладного бакалавриата // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 5 (17). С. 222-226.

6. Трухачев В. И. Факторы критического успеха Ставропольского государственного аграрного университета // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 80-87.

7. Трухачев В. И., Осыченко М. В., Скрипкин В. С. Интегральный метод самосовершенствования студентов в образовательном пространстве вуза // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 3 (19). С. 247-251.

ложена выпускникам. Освоение таких программ углубляет профессиональные знания выпускников, расширяя их квалификационные возможности в рамках основной специальности. Дополнительным плюсом является и Удостоверение о повышении квалификации, которое вместе с дипломом о высшем образовании будет вручено слушателям этих курсов.

Остается добавить, что для каждой образовательной программыразрабатывается учебный план и полное научно-методическое обеспечение.

Освоение студентами основной и дополнительной программ в одном учебном цикле создает предпосылки для создания интегрированной системы высшего и дополнительного профессионального образования, необходимость которой сегодня обусловлена расширением круга решаемых задач.

References

1. Atanov I. V., Logacheva E. A., Zhdanov V. G. Future work will be to study on a University programme // Rural machine operator. 2013. No. 2 (48). S. 21-22.

2. Lisova O. M. Development of the system of further vocational training in the agricultural University // Higher education in Russia. 2010. No. 10. P. 80-84.

3. Sycheva O. V. Peculiarities of development and implementation of competence-oriented basic educational programs (COEHPE) // Materials of scientific-practical conference «Innovative trends in education». Stavropol.

2012. P. 106-109.

4. Sycheva O. V. Modern higher education. New in the organization of educational process // Proceedings of scientific-methodical conference «Innovative technologies in modern education». Stavropol. AGRUS

2013. P. 177-181.

5. Sycheva O. V., Molochnikov V. V., Kononova L. V. FSES 3+. Features of applied baccalaureate // Bulletin AIC Stavropol. 2015. No. 5 (17). P. 222-226.

6. Trukhachev V. I. Factors critical to the success of the Stavropol state agrarian University // Higher education in Russia. 2015. No. 7. S. 80-87.

7. Trukhachev V. I., Osychenko M. V., Skripkin V. S. Integral method of self-development of students in educational space of the University // Bulletin AIC Stavropol. 2015. No. 3 (19). P. 247-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.