Научная статья на тему 'ФГОСВО 3+. ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА'

ФГОСВО 3+. ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычева Ольга Владимировна, Молочников Валерий Викторович, Кононова Лидия Валентиновна

Рассмотрены условия введения в вузах образовательных программ прикладного бакалавриата, их отличительные особенности: возможность дуального обучения, применение электронных форм обучения и дистанционных образовательных технологий, структура образовательных программ, требования к вузам.The conditions for the introduction of educational programs at universities of applied bachelor degree, their distinctive features: the ability to dual training, the use of e-learning and distance learning technologies, the structure of educational programs, requirements for universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычева Ольга Владимировна, Молочников Валерий Викторович, Кононова Лидия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФГОСВО 3+. ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА»

УДК 37.014.1

Сычева О. В., Молочников В. В., Кононова Л. В.

Sycheva O. V., Molochnikov V. V., Kononova L. V.

ФГОСВО 3+. ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА

FSESOFHE 3 +. FEATURES APPLIED BACCALAUREATE

Рассмотрены условия введения в вузах образовательных программ прикладного бакалавриата, их отличительные особенности: возможность дуального обучения, применение электронных форм обучения и дистанционных образовательных технологий, структура образовательных программ, требования к вузам.

Ключевые слова: образовательный стандарт высшего образования, прикладной бакалавриат, компетенции, формы обучения.

The conditions for the introduction of educational programs at universities of applied bachelor degree, their distinctive features: the ability to dual training, the use of e-learning and distance learning technologies, the structure of educational programs, requirements for universities.

Key words: higher education standards, Applied Bachelor's, competence, forms of training.

Сычева Ольга Владимировна -

доктор сельскохозяйственных наук, профессор,

академик Российской академии продовольственной

безопасности. Заведующая кафедрой технологии

производства и переработки

сельскохозяйственной продукции

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

Тел. (8652) 28-61-69

E-mail: olga-sycheva@mail.ru

Молочников Валерий Викторович -

доктор биологических наук, профессор,

член-корреспондент РАН, профессор кафедры

технологии производства и переработки

сельскохозяйственной продукции

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

Тел. (8652) 28-61-69

E-mail: valerymolochnikov@mail.ru

Кононова Лидия Валентиновна -

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства» Тел. (8652)71-70-08 E-mail: kononova-lidij@mail.ru

Sycheva Olga -

doctor of agricultural Sciences, Professor, academician

of the Russian Academy of food security.

Head of the Department of technology of production

and processing of agricultural products,

Federal State Budgetary Educational Institution

of Higher Professional Education «Stavropol State

Agrarian University»

Tel. (8652) 28-61-69

E.mail: olga-sycheva@mail.ru

Molochnikov Valeriy -

Doktor biologicheskikh nauk, professor, chlen-korrespondent of the Russian Academy of Sciences. Professor Department of technology of production and processing of agricultural products, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Stavropol State Agrarian University» Tel. (8652) 28-61-69 E-mail: valerymolochnikov@mail.ru

Kononova Lydia Valentinovna -

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, senior researcher Federal state budget Scientific Institution «All-Russian Scientific ^Research Institute of sheep and Goat Breeding» Tel. (8652)71-70-08 E-mail: kononova-lidij@mail.ru

С вступлением в силу «Закона об образовании в РФ» № 273 ФЗ существующие стандарты высшего образования практически утратили легитимность, так как некоторые положения вошли в противоречие с законом. Поэтому смена образовательных стандартов, в первую очередь, обусловлена этим обстоятельством.

Однако идея прикладного бакалавриата впервые начала обсуждаться в России пять-шесть лет назад. Она заключается в том, чтобы готовить квалифицированных исполнителей по программам высшего образования (ВО), поскольку траектория начального и даже среднего профессионального образования (СПО) давно

считается тупиковой, родители не хотят отдавать детей в ПТУ и техникумы.

Это в полной мере соответствует трендам государственной политики в сфере образования - президент и правительство требуют наладить подготовку высококвалифицированных рабочих и усилить прикладной компонент в высшем образовании, чтобы работодателям не приходилось доучивать выпускников вузов. По сути это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство. К 2018 году не менее 30 % студентов-бакалавров должны обучаться по программам прикладного бакалавриата.

в

: № 1(17), 2015

Проблемы аграрного образования

219

С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата, которая должна стать альтернативой среднему профессиональному образованию. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития этих программ.

Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Поэтому концепцией создания прикладного бакалавриата, предусмотрена основная, базовая часть, дающая общий уровень образования, и формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ОП) компетенций,и дополнительная, практико-ориентированная часть, которая выводит на четкую квалификацию, благодаря формированию специфических профессионально-прикладных компетенций (ППК).

Согласно утвержденного перечня (таблица 1) направлений подготовки высшего образования - бакалавриата (приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования») для большинства направлений подготовки вводится две квалификации: «академический бакалавр» и«прикладной бакалавр».

Последняя характеризуется как образовательная квалификация, присваиваемая выпускнику, закончившему основную образовательную программу высшего образования уровня бакалавриата, обладающего компетенциями по решению технологических задач в различных сферах социально-экономической деятельности, готового приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза.

Анализнекоторых утвержденных ФГОС ВО 3+ позволяет выделить следующие отличительные положения.

Широкое применение электронных форм обучения и дистанционных образовательных технологий.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность с использованием сетевой формы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

В некоторых стандартах область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» имеет различия, в частности, для

Таблица 1 - Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата по сельскому хозяйству

Коды укрупненных групп направлений подготовки Коды направлений подготовки Наименования укрупненных групп направлений подготовки. Наименования направлений подготовки Квалификация

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

35.03.01 Лесное дело Академический бакалавр Прикладной бакалавр

35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств Академический бакалавр Прикладной бакалавр

35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение Академический бакалавр Прикладной бакалавр

35.03.04 Агрономия Академический бакалавр Прикладной бакалавр

35.03.05 Садоводство Академический бакалавр Прикладной бакалавр

35.03.06 Агроинженерия Академический бакалавр Прикладной бакалавр

35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции Академический бакалавр Прикладной бакалавр

35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура Академический бакалавр Прикладной бакалавр

35.03.09 Промышленное рыболовство Академический бакалавр

35.03.10 Ландшафтная архитектура Академический бакалавр

36.00.00 ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ

36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза Академический бакалавр Прикладной бакалавр

36.03.02 Зоотехния Академический бакалавр Прикладной бакалавр

прикладников не предусмотрена проектно-конструкторская деятельность.

Аналогичный подход и к видам профессиональной деятельности. Выпускники прикладного бакалавриата не ориентированы на научно-исследовательскую, проектную и маркетинговую виды деятельности. Важным положением, прописанным в стандарте, является ориентировка на то, что «при разработке и реализации программ бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации». То есть программа бакалавриата должна быть нацелена на определенный вид профессиональной деятельности.

Важной отличительной особенностью ФГОС 3+ является введение понятия «профессионально-прикладная компетенция», которая относится именно к выпускникам прикладного бакалавриата. Причем как ПК для академического, так и ППК для прикладного бакалавриата расписываются по видам деятельности.

Существенные изменения касаются структуры программы бакалавриата (таблица 2), включающей следующие блоки:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включаетдисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок2 «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», которыйв полном объеме относится к базовой части программы.

В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», а также «Физическая культура» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328

академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно.Примечательно, что в рамках общего объема всей программы (240 зет) для прикладного бакалавриата увеличена доля практического обучения.

В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Способы проведения учебной практики: стационарная практика; выездная практика.

Производственная практика проводится в следующих формах:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика); научно-исследовательская работа. Способы проведения производственной практики:

стационарная практика; выездная практика.

В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовку и сдачу государственного экзамена (при наличии).

В случае реализации программ бакалавриата с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проведение практик и государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ бакалавриата в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем

Таблица 2 - Структура программы бакалавриата по направлению подготовки 19.03.04 Технология продукции

и организация общественного питания

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах

Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» Программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»

Блок 1 Дисциплины(модули) 213 201-204

Базовая часть 102-130 81-123

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариативная часть

Блок 2 Практики 18-21 27-33

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 6-9

Объем программы бакалавриата 240

в

: № 1(17), 2015

Проблемы аграрного образования

221

не входят обязательные занятия по дисциплине (модулю) «Прикладная физическая культура»; при реализации обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренного обучения, максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

В стандарте четко прописывается количество часов, отведенных на занятия лекционного типа.В целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» они должны составлять не более 50 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», и не более 40 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр».

В отношении требований к кадровым условиям реализации программ бакалавриата указано, что доля штатных преподавателей должна составлять не менее 50 процентов от общего количества преподавателей,имеющих ученую степень и (или) ученое звание, не менее 70 процентов. Причемдоля преподавателей имеющих высшее образование и (или) ученую степень, соответствующих профилю преподаваемой дисциплины (модуля), должна составлять не менее 70 процентов, а доля преподавателей-практиков должна быть не менее 10 процентов.

В некоторых стандартах требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению изложены только в обобщенном виде, что «должно быть обеспечено проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной и лабораторной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, которые предусмотрены учебным планом образовательной организации. Перечень материально-технического обеспечения, необходимый для реализации бакалаврской программы включает в себя: специализированные кабинеты и лаборатории, оснащенные современным оборудованием, а также помещения, специализированное оборудование и расходные материалы для выполнения выпускных квалификационных работ студентов».

А в некоторых, например, 38.03.07 Товароведение, указан минимальный уровень материально-технического обеспечения, предусматривающий наличие лабораторий: физико-химических методов исследования, безопасности товаров, товароведения и экспертизы однородных групп продовольственных товаров и т.д. Также приводится перечень обязательного лабораторного оборудования: весы, рН-метры, микроскопы, лупы и т.д.

Прописаны также нормативные затраты по данному направлению подготовки, в частности, соотношение численности преподавателей и студентов:

- при очной форме обучения1:8;

- при очно-заочной форме обучения 1:10;

- при заочной форме обучения 1:12.

Для обеспечения оценки качества освоения программ бакалавриата образовательная организация создает фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение запланированных результатов обучения и уровень сфор-мированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе. При этом в целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности образовательная организация должна привлекать к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств внешних экспертов: работодателей, а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств.

Совершенно новым требованием, оговоренным в стандарте, является условие, чтообуча-ющимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных преподавателей.

Таким образом, прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на конкретном оборудовании, будут очень востребованы. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь, это касается организации практики на производстве.

Внедрение в жизнь ФГОС 3+ набирает обороты, поэтому при разработке вузовских ООП необходимо учесть все особенности и требования прикладного бакалавриата.

К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 процентов в общей численности обучающихся в образовательных учреждениях по программам высшего профессионального образования.

Прикладной бакалавриат позволит ликвидировать социальный разрыв между присущим выпускникам вузов повышенным социальным татусом и потребностью рынка труда в рабочих кадрах, умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании.

Литература:

1. Атанов И. В. Информационные технологии в образовании и управлении Ставропольского государственного аграрного университета // Разработка и применение электронных образовательных ресурсов при подготовке специалистов агроин-женерного профиля : сб. тр. науч. конф. Ставрополь, 2012. С. 20-29.

2. Трухачев В. И. Ставропольский ГАУ - передовой рубеж аграрного образования и науки // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2007. № 7. С. 2.

3. Трухачев В. И. Ставропольский государственный аграрный университет на службе аграрного образования и науки России // Овцы, козы, шерстяное дело. 2008. № 3. С. 1-5.

4. Трухачев В. И. СтГАУ: по пути инновационного развития // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 20-28.

5. Сычева О. В.Современное высшее образование. Новое в организации учебного процесса // Материалы научно-методической конференции «Инновационные технологии современного образования». Ставрополь : АГРУС 2013. С. 177-181.

References:

1. Atanov I.V. Information Technologyin Education Management and Stavropol State Agrarian Universiteta // Development and applicationofelectroniceducationalre-sourcesintrainingAgroengineeringProfile: Sat. tr. scientific. Conf. Stavropol, 2012. P. 20-29.

2. Trukhachev V.I. StavropolStateAgrarianUni-versity - advancedfrontierofagriculturaledu-cationandscience // Mechanizationandelec-trificationofagriculture. 2007. № 7. S. 2.

3. Trukhachev V.I. StavropolStateAgrarianUni-versityintheserviceofagriculturaleducation-andscienceofRussia // Sheep, goats, wool-business. 2008. № 3. S. 1-5.

4. Trukhachev V.I. SSAU: towardsinnovativede-velopment // DevelopmentandHigherEduca-tioninRussia. 2009. № 6. P. 20-28

5. Sycheva O.V.Modernhighereducation. New-intheeducationalprocess //Materialsofscien-tific-methodicalconference «Innovativetech-nologiesofmoderneducation.» Stavropol : Agrus 2013. P. 177-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.