Научная статья на тему 'Реализация модели комплексного использования инновационных методов обучения в подготовке студентов магистратуры'

Реализация модели комплексного использования инновационных методов обучения в подготовке студентов магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ МАГИСТРАТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ОПЫТ НО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / MODEL / COMPLEX USE OF INNOVATIVE METHODS OF TEACHING / MASTER STUDENTS / PEDAGOGIC TRAINING OF STUDENTS / EXPERIMENTAL WORK / PROFESSIONAL TEACHING / INDIVIDUAL POTENTIAL OF STUDENTS / TEACHER IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Светлана Викторовна, Братчикова Светлана Владимировна

Рассмотрены задачи поисков эффективных мето- дов обучения, позволяющих осуществлять переход от объяснительно-иллюстративного к инновационному типу обучения, основанному на поисково-творческой деятельно- сти студентов. В этой связи особое значение приобретают инновационные методы обучения и комплексное их исполь- зование в образовательном процессе современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Светлана Викторовна, Братчикова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация модели комплексного использования инновационных методов обучения в подготовке студентов магистратуры»

в

естник АПК

Ставрополья Экономика

№ 3(3), 2011

59

УДК 37:012

Богданова С. В., Братчикова С. В.

Bogdanova S. V., Bratchicova S. V.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ

IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF COMPLEX USAGE OF INNOVATIVE EDUCATION METHODS IN MASTER PROGRAMS

Рассмотрены задачи поисков эффективных методов обучения, позволяющих осуществлять переход от объяснительно-иллюстративного к инновационному типу обучения, основанному на поисково-творческой деятельности студентов. В этой связи особое значение приобретают инновационные методы обучения и комплексное их использование в образовательном процессе современного вуза.

Ключевые слова: модель, комплексное использование инновационных методов обучения, студенты магистратуры, педагогическая подготовка студентов, опытно-экспериментальная работа, профессионально-педагогическая деятельность, личностный потенциал студента, преподаватель высшей школы.

The problems of search of efficient methods of education are considered. Wich allow a transition from explanatory-illustrative to innovative type of teaching based on search-creative activity of students. In this connection, innovative methods of teaching and their complex use in teaching process take on special significance.

Key terms: model, complex use of innovative methods of teaching, master students, pedagogic training of students, experimental work, professional teaching, individual potential of students, teacher in higher education.

Богданова Светлана Викторовна -

кандидат педагогических наук Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8-918-770-19-15 E-mail: svetvika@mail.ru

Братчикова Светлана Владимировна -

кандидат экономических наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8-918-862-00-10 E-mail: mikroinfo_iks@mail.ru

Bogdanova Svetlana Victorovna -

Ph. D. in pedagogy sciences Stavropol State Agrarian University Tel. 8-918-770-19-15 E-mail: svetvika@mail.ru

Bratchikova Svetlana Vladimirovna -

Ph. D. in economics sciences, docent Stavropol State Agrarian University Tel. 8-918-862-00-10 E-mail: mikroinfo_iks@mail.ru

Реализация модели комплексного использования инновационных методов обучения в педагогической подготовке студентов магистратуры осуществлялась нами в ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР), которая проводилась на базе медико-биолого-химического и исторического факультетов Ставропольского государственного университета.

В исследовании приняли участие восемь групп студентов магистратуры очной и заочной форм обучения, выбравших дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы».

Модель комплексного использования инновационных методов обучения в педагогической подготовке студентов магистратуры включала в себя: блок социально-нормативных требований

к уровню педагогической подготовки студента; блок теоретических обоснований педагогической подготовки студента (теория активности личности, теория деятельностного подхода, теория обучения, теория методов обучения, теория профессионального образования); блок целей и задач (формирование теоретических знаний, практических умений, опыта педагогической и творческой деятельности), блок содержательных компонентов учебного процесса (мотивационно-целевой, интеллектуально-деятельностный, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный); блок комплексного использования инновационных методов обучения.

Обращаясь к опытно-экспериментальной работе (ОЭР) как методу педагогического исследования, мы предположили, что эффективность

ШВкеквартальный ■» еСТНИК АПК

научно-практический К Ставрополья

журнал

применения инновационных методов обучения в педагогической подготовке студентов во многом зависит от их комплексного использования. Комплексность отражает научный подход к планированию и использованию оптимальной системы методов, необходимых для полноценного и качественного обучения в рамках отведенного времени и для освоения соответствующего содержания образования.

Разработка комплексного подхода в пси-холого-педагогических исследованиях связана с именем Б. Г Ананьева [1], который четко сформулировал цели целостного подхода к человеку и интеграции сведений о нем в самостоятельную область научного знания.

Общее определение комплексного подхода приводится Н. А. Логиновой [3], которая выделяет такие его сущностные характеристики, как многоаспектность, многофакторность, разнородность онтологических детерминант и онтологических составляющих.

Применительно к нашему исследованию специфика комплексного подхода заключается в том, что он задает ориентацию на целостность объекта познания, сопоставление таких разноаспектных модальностей, как реальное и идеальное [2].

Комплексное использование инновационных методов обучения нашего эксперимента отражено на рисунке 1.

В качестве основной цели нашего эксперимента выступило определение эффективности комплексного использования инновационных методов обучения на результативность образовательного процесса по дисциплинам педагогического цикла.

Достижение указанной цели опиралось на следующие требования:

1. Тщательная подготовка преподавателя к применению инновационных методов обучения: понимание значимости своего предмета; обеспечение возможности обретения практического опыта студентами и эффективного взаимодействия между участниками учебного процесса; инициатива; применение разнообразия инновационных методов обучения.

2. Четкое определение цели и места каждого намеченного к занятию инновационного метода обучения с учетом его основных дидактических функций, а также содержания изучаемого учебного материала.

3. Постоянное следование педагогическому правилу: использование инновационных методов обучения - не самоцель, а педагогический путь повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся.

4. Организация учебной работы обучающихся на занятии должна быть такой, чтобы все активно работали с получаемой необходимой информацией.

5. Применение инновационных методов обучения должно учитывать профессиональную подготовку: пригодность для практического использования в будущей работе; использование как отправной точки уже имеющегося опыта; получение морального удовлетворения и т. п.

Названные ориентиры легли в основу конструирования учебных занятий. При этом учитывался личностный потенциал студентов [4], подвергаемый развитию в условиях активизации процесса учения (рис. 2).

В структурном и временном отношении ОЭР слагалась из нескольких этапов.

1. Подготовительный: ознакомление студентов с идеей предстоящей работы; подбор инструментария успешности внедрения инновационных методов обучения в вузовскую образовательную практику; определение средств контроля результатов ОЭр

2. Организационный: выбор экспериментальных и контрольных групп; знакомство с составом обучающихся; составление «образа» аудитории; теоретическое ознакомление студентов с инновационными методами обучения.

3. Диагностический:

1) выявление уровня готовности студентов к реализации экспериментальной программы;

Рисунок 1 - Комплексный подход к использованию инновационных методов обучения

в

естник АПК

Ставрополья

№ 3(3), 2011

Экономика

61

Рисунок 2 - Личностный потенциал студента, развиваемый в условиях активизации процесса учения

2) выявление ценностной сферы личности студента;

3) апробация авторской программы.

4. Процессуальный: внедрение экспериментальной программы, разработанной на основе комплексного использования инновационных методов обучения.

5. Корректировочный: внесение необходимых изменений в программу на основе промежуточной и итоговой аттестаций.

Проведение ОЭР носило управляемый характер. При этом под управлением мы понимали целенаправленное воздействие на объект для достижения поставленной цели. В нашем случае объектом воздействия явился процесс обучения студентов в рамках магистратуры. Воздействие на него осуществлялось через инновационные методы обучения.

Достижение эффективных результатов в исследовании мы связывали также с особенностями личности преподавателя: профессиональная направленность; профессиональная компетентность; профессионально важные качества личности.

На подготовительном этапе исследования нами на основе компетентностного подхода были сформулированы основные характеристики профессионально сформировавшегося педагога, которые систематизированы по блокам: общекультурный; психолого-педагогический и профильно-предметный.

В исследовании мы выделили профессионально-педагогическую деятельность как основной объект подготовки магистров. При этом профессиональная педагогическая деятельность рассматривалась нами как система, включающая следующие составляющие: информационную; исследовательскую; креативную; диагностическую; прогностическую; коммуникативную; аксиологическую; управленческую; проектировочную.

Таким образом, было определено рабочее поле траектории становления будущего специ-

алиста с квалификацией «Преподаватель высшей школы».

Модельным в формирующем эксперимента выступил курс «Управление образовательными системами». Он являлся заключительным в комплексе психологопедагогических дисциплин, обеспечивающих профессионально-педагогическую подготовку магистров.

В основе проектирования траектории профессионально-педагогического становления студентов в рамках указанного курса лежали закономерности: профессионального развития, взаимосвязи ступеней непрерывного образования, взаимосвязи учебных курсов, значимости каждого из них в формировании компетентного специалиста.

Рабочее поле курса «Управление образовательными системами» рассматривалось нами как приращение к главной траектории профессионально-педагогического становления студента (рис. 3).

Технология проектирования учебной деятельности студентов на основе инновационных методов обучения в рамках исследования опиралась на следующие принципы: согласованности; полноты; целевого единства; всеобщей профессиональной ориентации; системности знаний; единства теории и практики.

Названные принципы легли в основу разработки программы курса «Управление образовательными системами», а главное - в основу форм и методов организации обучения студентов.

В нашем исследовании были реализованы следующие разновидности инновационных методов обучения.

1. Лекция (лекция - визуализация; лекция вдвоем; лекция с запланированными ошибками; лекция - пресс-конференция; проблемная лекция).

2. Деловая игра (ролевая, имитационная и организационно-деятельностная).

Ежеквартальный І»ЄСТЄИКАПК

62 научно-практический К Ставрополья

журнал

Курс «Управление образовательными системами»

Государственные требования

Рабочее поле магистерской подготовки по циклу психологопедагогических дисциплин

Рисунок 3 - Взаимосвязь рабочих полей в профессионально-педагогической подготовке студентов магистратуры

3. Анализ конкретных ситуаций:

а) по учебной функции (ситуация-проблема; ситуация-оценка; ситуация-иллюстрация; ситуация-упражнение);

б) по степени определенности и способу решения (детерминированные, вероятностные, структурированные, неструктурированные, формализованные, неформализованные);

в) по иерархическому уровню управления (ректора, проректора, декана, преподавателя, студента);

г) по широте охвата вопросов (узконаправленные, комплексные);

д) по композиционному построению (одностадийные, двустадийные, многостадийные);

е) по характеру материала, на котором построена ситуация («положительные», построенные на передовом опыте, «нейтральные», которые не улучшают и не ухудшают работу, и «отрицательные», основанные на промахах, которые необходимо избегать или предупреждать);

ж) по степени обобщенности (конкретные и базовые);

з) по частоте встречаемости и степени сложности поиска решений ситуаций (проблемные и тривиальные);

и) по степени новизны и применяемым в зависимости от этого методам решений (известные, подобные и неизвестные ситуации; стандартные, модифицированные и новые методы решения).

4. Круглый стол.

5. Мастер-класс.

6. Учебно-исследовательская работа.

7. Научно-исследовательская работа.

8. Электронные учебные издания.

Как показало наше исследование, ни один из инновационных методов обучения не является универсальным, они должны дополнять друг друга. Каждый метод может быть использован для реализации различных целей обучения, тем не менее следует отметить, что применение определенного метода дает максимальную эффективность только с учетом специфических конкретных целей. Кроме того, выбор инновационного метода обучения зависит от того, какая дисциплина изучается, ибо различные дисциплины и даже отдельные их разделы имеют специфические особенности.

Традиционные и инновационные методы обучения должны применяться в различных сочетаниях и комбинациях, однако всегда имеет принципиальное значение правильное определение этих комбинаций в каждом конкретном случае. Не может быть общего рецепта для всех случаев, поэтому необходимо знать особенности и возможности каждого метода и учитывать факторы, влияющие на выбор метода обучения: индивидуальные особенности преподавателя и студентов, конкретные задачи обучения, специфику содержания, уровень усвоения учебного материала, временные затраты на обучение, его результат.

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г О проблемах современного человекознания / Б. Г Ананьев. - М. : Наука, 1978. - 399 с.

2. Богданова, С. В. Методы активного обучения как фактор эффективной подготовки студентов магистратуры к преподавательской деятельности в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Богданова С. В. -Карачаевск, 2009. - 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Логинова, Н. А. Антропологическая психология - реализация принципа целостности в познании человека как целостной системы / Н. А. Логинова // Мир психологии. - 2004. - № 4. - С. 9-18.

List of references

1. Ananjev, B. G. About the problems of modern anthropology / B. G. Ananjev. - M. : Science, 1978. - 399 p.

2. Bogdanova, S. V. Active teaching methods as a factor of effective training of graduate students to teaching at higher school : abstract of a thesis on pedagogy / Bogdanova S. V. - Karachaevsk, 2009. -25 p.

3. Loginova, N. A. Anthropological psychology -realisation of integrity principle in the study of the man as an integral system / N. A. Loginova // World of psychology. -2004. - № 4. - P. 9-18.

естник АПК

Ставрополья

4. Морозов, В. Ю. Путь в большую науку /

B. Ю. Морозов, С. В. Сотникова // Высшее образование в России : научнопедагогический журнал Министерства образования и науки РФ. - 2006. - № 2. -

C. 125-128.

5. Трухачев, В. И. СтГАУ: по пути инновационного развития / В. И. Трухачев // Высшее образование в России. - 2009. -№ 6. - С. 20-28.

6. Трухачев, В. И. ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»: качество, профессионализм, международное сотрудничество / В. И. Трухачев // Стандарты и качество. -2010. - № 9. - С. 106-107.

7. Трухачев, В. И. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества / В. И. Трухачев, С. И. Тарасова, Е. В. Хохлова и др. // Высшее образование в России. - 2010. - № 10. - С. 72-80.

Morosov, V. J. A way to a great science / V. J. Morosov, S. V. Sotnicova // Higher education in Russia. - 2006. - № 2. - P. 125128.

Trukhachev, V. I. SSAU: on the way of innovation development / V. I. Trukhachev // Higher eplication in Russia. - 2009. - № 6. -P. 20-28.

Trukhachev, V. I. FSBEI HPE «SSAU» -quality - professionalism, international cooperation / V. I. Trukhachev // Standarts and quality. - 2010. - № 9. - P 106-107. Trukhachev, V. I. System of educational work in the univercity: quality traditions / V. I. Trukhachev, S. I. Tarasova, E. V. Khokhlova etc et al. // Higher education in Russia. - 2010. - № 10. - P. 72-80.

.. .... ___ Экономика

№ 3(3), 2011

4.

7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.