Научная статья на тему 'Реализация новой образовательной модели бакалавриата: опыт российского экономического университета имени Г. В. Плеханова'

Реализация новой образовательной модели бакалавриата: опыт российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / БАКАЛАВРИАТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL PROGRAMS / BACHELOR COURSE / EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубенкова Евгения Валериевна, Бобков Александр Леонидович

Статья посвящена актуальным вопросам современного российского высшего образования, связанным с необходимостью повышения качества образования, его конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг. Авторами предложены новые подходы к разработке образовательных программ подготовки бакалавров в условиях оптимизации затрат на их реализацию в РЭУ им. Г. В. Плеханова. Представлена разработанная типовая структура образовательной программы подготовки бакалавров и описаны ключевые особенности ее реализации: использование модульного принципа, единых по трудоемкости базовых дисциплин, включая адаптационные дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, широкое внедрение электронного и проектного обучения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубенкова Евгения Валериевна, Бобков Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with acute issues of the present day Russian higher education, which are connected with the necessity to raise its quality and its competitiveness on the global market of education. The authors put forward new approaches to the development of educational programs for bachelors in conditions of cost optimization at the Russian Plekhanov University of Economics. A standard structure for the educational program for bachelors was presented and key features of its implementation were described, such as the use of module principle, basic subjects equal in labour-intensity, including adaptive subjects for learners with limited health possibilities and disability, broad introduction of electronic and project studying.

Текст научной работы на тему «Реализация новой образовательной модели бакалавриата: опыт российского экономического университета имени Г. В. Плеханова»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

МОДЕЛИ БАКАЛАВРИАТА: ОПЫТ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г. В. ПЛЕХАНОВА

Шубенкова Евгения Валериевна

доктор экономических наук, профессор, директор НИИ развития образования РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: kafedra-etiz@yandex.ru

Бобков Александр Леонидович

кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника учебно-методического управления РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: a.l.bobkov@gmail.com

Статья посвящена актуальным вопросам современного российского высшего образования, связанным с необходимостью повышения качества образования, его конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг. Авторами предложены новые подходы к разработке образовательных программ подготовки бакалавров в условиях оптимизации затрат на их реализацию в РЭУ им. Г. В. Плеханова. Представлена разработанная типовая структура образовательной программы подготовки бакалавров и описаны ключевые особенности ее реализации: использование модульного принципа, единых по трудоемкости базовых дисциплин, включая адаптационные дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, широкое внедрение электронного и проектного обучения в учебном процессе.

Ключевые слова: образовательные программы, бакалавриат, образовательные технологии.

IMPLEMENTING A NEW EDUCATIONAL MODEL OF THE BACHELOR COURSE: EXPERIENCE OF THE PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY

OF ECONOMICS

Shubenkova, Evgeniya V.

Doctor of Economics, Professor, Director of the Research Institute of Education Development at the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,

Russian Federation.

E-mail: kafedra-etiz@yandex.ru

Bobkov, Aleksandr L.

PhD, Assistant Professor, Deputy Head of the Methodological Department of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: a.l.bobkov@gmail.com

The article deals with acute issues of the present day Russian higher education, which are connected with the necessity to raise its quality and its competitiveness on the global market of education. The authors put forward new approaches to the development of educational programs for bachelors in conditions of cost optimization at the Russian Plekhanov University of Economics. A standard structure for the educational program for bachelors was presented and key features of its implementation were described, such as the use of module principle, basic subjects equal in labour-intensity, including adaptive subjects for learners with limited health possibilities and disability, broad introduction of electronic and project studying. Keywords: educational programs, bachelor course, education technologies.

В настоящее время задачи внедрения новых образовательных технологий, повышения качества образования в российских высших учебных заведениях, их вхождения в ведущие мировые рейтинги (QS, THE и др.) становятся одними из важнейших. В то же время, как показывает опыт многих российских университетов, решение этих задач носит фрагментарный характер.

Необходимость комплексного решения указанных задач потребовала систематизации подходов к реализации образовательных программ подготовки бакалавров в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова. Разработанная в университете новая образовательная модель бакалавриата представляет собой систему взглядов на реализацию основных профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров, их содержание и ключевые подходы к организации учебного процесса подготовки бакалавров. Цель данной модели - совершенствование образовательного процесса с целью обеспечения высокого качества подготовки обучающихся по образовательным программам подготовки бакалавров при оптимизации затрат на их реализацию, а также внедрение современных образовательных технологий и лучших мировых практик в образовательный процесс.

Разработанная образовательная модель бакалавриата базируется на следующих принципах:

- обеспечения высокого качества подготовки обучающихся;

- повышения практической направленности подготовки;

- расширения индивидуализации обучения;

- информационной открытости образовательного процесса;

- модульности формирования учебных планов;

- адаптированности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

На основе сформулированных принципов выделены следующие направления совершенствования образовательного процесса:

1) совершенствование структуры образовательных программ подготовки бакалавров, обеспечивающее унификацию по трудоемкости и/или содержанию отдельных элементов образовательной программы;

2) оптимизация количества реализуемых образовательных программ подготовки бакалавров путем реализации механизмов отбора наиболее конкурентоспособных из них;

3) внедрение современных образовательных технологий и лучших мировых практик в образовательный процесс.

Совершенствование структуры образовательной программы

Трудоемкость образовательной программы подготовки бакалавров составляет 240 зачетных единиц (З. Е.). По всем элементам учебного плана 1 З. Е. соответствует 27 астрономическим часам (36 академическим часам).

Структура образовательной программы подготовки бакалавров в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова

Структура программы бакалавриата Трудоемкость, З. Е.

Б1 Дисциплины (модули) В соответствии с ФГОС ВО

Базовая часть В соответствии с ФГОС ВО

Модуль исторических дисциплин 5

История 3

Дисциплина устанавливается в соответствии с направленностью ОПОП 2

Философия 4

Иностранный язык 14

Безопасность жизнедеятельности 2

Физическая культура 2

Элективные курсы по физической культуре -

Перечень дисциплин, формируемых учебно-методическим управлением совместно с разработчиком образовательной программы для соответствующего направления подготовки и утверждаемый курирующим проректором Определяется УМУ совместно с разработчиком

Вариативная часть В соответствии с ФГОС ВО

Перечень дисциплин, формируемых разработчиками образовательной программы соответствующей направленности (профиля) Определяются разработчиком 240

Модуль гуманитарных и социальных дисциплин 6-9

Блок дисциплин по выбору из единого перечня 2

Блок дисциплин по выбору из единого перечня 4

Дисциплинарные модули по выбору обучающихся, включающие практико-ориентированные дисциплины Определяются разработчиком

Дисциплинарный модуль по выбору обучающихся, включающий дисциплины на иностранном языке 6

Б2 Практики В соответствии с ФГОС ВО

Учебная практика Определяется УМУ совместно с разработчиком

Производственная (в том числе преддипломная) практика Определяется УМУ совместно с разработчиком

Б3 Государственная итоговая аттестация 9

Государственный экзамен 3

Выпускная квалификационная работа 6

Факультативы Могут включаться по решению факультета 10

Сверх того для обучающихся формируется единый перечень факультативных дисциплин суммарной трудоемкостью до 10 З. Е., направленных на формирование профессиональных компетенций и/или углубленное изучение иностранных языков.

Образовательная программа подготовки бакалавров включает базовую и вариативную части (таблица).

Базовая часть образовательной программы вне зависимости от направленности (профиля) является обязательной и обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки.

Базовая часть образовательной программы по соответствующему направлению подготовки разрабатывается учебно-методическим управлением совместно с разработчиком образовательной программы и включает:

- дисциплины, установленные ФГОС ВО («История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и дисциплины по физической культуре);

- дисциплины (дисциплинарные модули), установленные университетом и утверждаемые курирующим проректором;

- практики;

- государственную итоговую аттестацию (ГИА).

Вариативная часть образовательной программы направлена на расширение и/или углубление компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по соответствующему направлению подготовки, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных университетом дополнительно (при наличии таких компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные университетом. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью образовательной программы.

При разработке учебного плана по соответствующему направлению подготовки учебно-методическим управлением формируется его шаблон, включающий график учебного процесса, перечень дисциплин базовой части с указанием сроков их изучения и трудоемкости, перечень практик и ГИА. Для дисциплин вариативной

части в разработанном шаблоне указываются сроки их изучения и трудоемкость. Перечень дисциплин вариативной части формируется разработчиком образовательной программ - деканатом соответствующего факультета по согласованию с выпускающей кафедрой.

График учебного процесса образовательных программ подготовки бакалавров формируется исходя из следующих условий:

- начало учебного года - 1 сентября (по очной и очно-заочной формах обучения);

- выделение четырех модулей в течение учебного года, по окончании каждого из которых проводится промежуточная аттестация.

По возможности обеспечивается равная продолжительность теоретического обучения в каждом из модулей.

В целях оптимизации затрат на реализацию образовательной программы и разработку ее методического обеспечения учебно-методическое управление обеспечивает единую трудоемкость дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык» и «Безопасность жизнедеятельности» по всем реализуемым направлениям подготовки (рис. 1). Кроме того, для смежных направлений подготовки должна обеспечиваться единая трудоемкость одноименных дисциплин базовой части.

При формировании учебного плана, как правило, обеспечивается кратность аудиторных часов по дисциплинам определенной величине исходя из следующего условия:

Кч.д < N

где Кч.д - выбранная величина кратности аудиторных часов по дисциплинам;

N - количество недель в модуле.

Для разрабатываемых образовательных программ, как правило, продолжительность одного модуля устанавливается в размере 9 недель. Величина кратности аудиторных часов равна 7. Такой «запас» обусловлен необходимостью учета при формировании расписания занятий не-

полных недель (начало учебного года или занятий таким образом, чтобы обеспечить модуля не всегда приходится на первый предварительную начитку лекционного день недели) и распределения аудиторных материала.

Файл- Евд- Сервис - Сирии- ДЁ^-ЩЙ! у> О И ЭЙ -о" @ 0 Новости

Титул График План Компетенции Курс Свод Диаграмма Нормы Кафедры Курсовые Практики ГИА Примечания

Еле« - Медаль • Дисциплин, - Вщ • Сервис • | X * Н 1 # 1 У & Ч В © С.> Л <3> ¥ I □ □ 1 В В 9 Вид плана: ф По семестрам '.._„' По курсам Часы в объемных показателях .._,.' Часы в неделю ^

- - Форма контроля ЗЕТ - Итого часов

Считать в .. Индекс плане Наименование Экаа . Зачет мен Зачет соц. кр ЗгсгеР тное А Часов По По Конт® , Кош Факт Ауд. СР в-ЗЫ -¿Ы плану часы роль

- Блок; Б1.Дисциплины (модули) 216 216 8104 8104 3336 3166 3868 900

Часть: базовая 109 109 3924 3924 1664 1546 1720 540

□ У 1б1.б.01 1 Модуль исторических дисциплин 1 1 5 5 180 180 66 56 78 36

а Б1.Б.01.01 История 1 3 3 36 108 108 38 28 34 36

а Б1.Б.01.02 История экономики 1 2 2 36 72 72 28 28 44

3 36

и Б1.Б.02 Иностранный язь к 46 135 2 14 14 36 504 504 274 252 158 72

и Б1, Б.ОЗ Безопасность жизнедеятельности 1 2 2 36 72 72 32 28 40

и Б1.Б.04 Физическая культура 2 2 2 36 72 72 72 72

и Б1, Б.05 Философия 3 4 4 36 144 144 44 42 64 36

в й Б1.Б.06 Высшая математика 22 1 13 13 468 468 180 174 216 72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Б1.Б.06.01 Математический анализ 2 1 9 9 36 324 324 126 122 162 36

и Б1.Б.06.02 Линейная алгебра 2 4 4 36 144 144 54 52 54 36

и 36

Рис. 1. Базовые дисциплины учебного плана

С целью оптимизации затрат на реали- ляющие производить замену отдельных

зацию образовательной программы в дисциплин внутри такого модуля для

учебный план включаются дисциплинар- смежных направлений подготовки (рис. 2). ные модули единой трудоемкости, позво-

Титул График План Компетенции Курс Свод Диаграмма Нормы кафедры курсовые Практики ГИА Примечания

Блок *• Модул Дисципли на Щ, - Сервис - | X А Н 1 Е* ОЙ Ч

Вид план По семестрам , По курсам Ф Часы в объемных показателях Чась в неделю ^

- - Форма контроля ЗЕТ - ^того часов

Считать в плане Индекс А Наименование Экза мен Зачет Зачет соц. КР Эшкр тное Факт Часов в ЗЕТ По ЗЕТ По плану Контак часы Ауд. СР Конт ропь

□ ¿Б1.В.ДВ.02.03 адаптационная дисциплина для лиц ограниченными возможностями здоровья 5 4 4 36 144 144 44 42 100

□ 36

В 1 Б1.В.ДВ.03 1 Модуль дисциплин по выбору Б1.В.ДВ.З 5 6 9 9 324 324 88 84 200 36

в Б1.Б ДВ.03.01 Модуль 1 5 6 9 9 324 324 88 84 200 36

□ Б1.В.ДВ.03.01.01 Проф. дисц 5 5 5 36 180 180 44 42 100 36

Б1.В.ДВ.03.01.02 Практико-ориентированная дисциплина 6 4 4 36 144 144 44 42 100

36

в / Б1.В ДВ.03.02 Модуль 2 5 6 9 9 324 324 88 84 200 36

■/ Б1.В.ДВ.03.02.01 Проф. дисц 5 5 5 36 180 180 44 42 100 36

V Б1.В.ДВ.03.02.02 Практико-ориентированная дисциплина 6 4 4 36 144 144 44 42 100

0 36

1 1 36

В 0 1= ЬВ.ДВ.04 | Модуль дисциплин по выбору Б1.В.ДВ.4 8 7 12 12 432 432 144 140 252 36

В Б1.В ДВ. 04.01 Модуль 3 8 7 12 12 432 432 144 140 252 36

□ Б1.В.ДВ. 04.01.01 Проф. дисц 7 6 б 36 216 216 72 70 144

□ Б1.В.ДВ. 04.01.02 Практико-ориентированная дисциплина 3 б б 36 216 216 72 70 108 36

□ 36

в / Б1.В ДВ.04.02 Модуль 4 8 7 12 12 432 432 144 140 252 36

0 Б1.В.ДВ.04.02.01 Проф. ДИСЦ 7 6 б 36 216 216 72 70 144

21 Б1.В.ДВ.04.02.02 Практико-ориентированная дисциплина 8 б б 36 216 216 72 70 108 36

Рис. 2. Выделение в учебном плане дисциплинарных модулей по выбору обучающегося

В вариативной части учебного плана модули на иностранном языке. В состав предусматриваются дисциплинарные мо- такого модуля включаются теоретическая дули по выбору обучающегося, в том числе дисциплина, формирующая у обучающе-

гося знания в его профессиональной области, и практико-ориентированная дисциплина, формирующая практические умения и навыки.

В учебном плане предусматривается включение единого по трудоемкости модуля дисциплин гуманитарной и социальной направленности (Minor) (рис. 3), а

также единых модулей дисциплин по выбору обучающихся гуманитарной и социальной направленности (2 З. Е.) и естественно научной и математической направленности (4 З. Е.) (рис. 4), что обеспечивает междисциплинарный характер образовательной программы.

Титул График План Компетенции Курс Свод Диаграмма Нормы Кафедры Курсовые Практики 1

Блок - Модуль - Дисциплина - Вид - Сервис > | X 1 ~ Ж 1 Ф 1 Е В 1 в |£ © ¿5 4 @ Т ± Ю □ 1 И1 Вид плана: ^ По семестрам По курсам ^ Часы в о&ъемных показателях Часы в неделю ^

- Форма контроля ЗЕТ

Считать б плане Индекс А Наименование Экаа п Згнег m Экслэр , Часов По По Змат КР Фат weh поц. -юе в ЗЕТ ЗЕТ плану

И Б1.Б.14 Региональная экономика 3 3 3 36 108 108

и Б1.Б.15 Мировая экономика и международные экономические отношения 4 4 4 36 144 144

и Б1.Б.16 Финансы 3 4 4 36 144 144

и Б1.Б.17 Экономика труда 3 4 4 36 144 144

и Б1.Б.1Б Экономика фирмы 4 3 5 5 36 180 180

и Б1.Б.19 Право 2 4 4 36 144 144

и 36

107 107 4180 4180

в и Б1.В.01 Модуль гуманитарных и социальных дисциплин 13 Б Б 216 216

и Б1.В.01.01 Психология 1 3 3 36 108 108

-/ Б1.В.01.02 Социология 3 3 3 36 108 108

У 36

и Б L.B.02 т с еория вероятностей и математическая татисгика 3 4 4 36 144 144 |

Рис. 3. Выделение в учебном плане единого по трудоемкости модуля дисциплин гуманитарной и социальной направленности

Кроме того, в образовательную программу в обязательном порядке включаются адаптационные дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (рис. 4).

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам подготовки бакалавров включает:

- государственный экзамен по соответствующему направлению подготовки (трудоемкость 3 З. Е.);

- защиту выпускной квалификационной работы (трудоемкость 6 З. Е.).

При разработке образовательных программ подготовки бакалавров большое внимание уделяется оптимизации затрат на их реализацию. Реализация образовательных программ подготовки бакалавров предполагает сокращение доли аудитор-

ной нагрузки за счет увеличения контактной внеаудиторной и самостоятельной работы обучающихся1. Средняя величина недельной аудиторной нагрузки должна составлять в зависимости от направления подготовки:

- на младших курсах - 22-24 часа;

- на старших курсах - 18-20 часов.

Таким образом, средняя величина недельной аудиторной нагрузки за весь период обучения будет составлять 20-22 часа в зависимости от направления подготовки (рис. 5).

При этом увеличение доли самостоятельной работы сопровождается внедре-

1 Письмо Минобразования России от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

нием соответствующего методического чающихся и расширением электронного и обеспечения самостоятельной работы обу- проектного обучения.

I График План Компетенции Курс Свод Диаграмма Нормы Кафедры Курсовые Практики ГИА Примечания : - Модуль - Дисциплина - Вид - Сервис - | X I А, М I I К й V® © 4 <В> Т ± I ЕЭ □ I И Ш © тана: ф По семестрам По курсам Ф Часы в о&ъемньи показателях . Часы в неделю Щ

Форма контроля ЗЕТ

Индекс * Наименование

тать б

тане

Итого часов

По (опта

. Згме- m Экс|кр л Чэмв По .

Заче- КР Лжт .. , , Ауд CP

уен с сц тное вЗЕТ ЗЕТ плану -з:ы рель

В / IБ1.Б ДЕ. :а Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.1 1 г 2 72 72 30 28 42

и Б1.В.ДВ.01.01 из единого списка ДВ гуманитарной и социальной направленности 1 2 2 36 72 72 30 28 42

□ Е1.В.ЛВ.01.02 из единого списка ДВ гуманитарной и социальной направленности 1 2 2 36 72 72 30 28 42

□ &Б1.В.ДВ.01.03 адаптационная дисциплина для лиц ограниченными возможностями здоровья 1 2 2 36 72 72 30 28 42

36

В ■/ 1б1,б ДЕ.02 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ 2 5 4 4 144 144 44 42 100

и Б1.В.ДВ.02.01 из единого списка ДВ естественно-научной направленности направленности 5 4 4 36 144 144 44 42 100

□ EL.B.ZLB.OZ.OZ из единого списка ДВ естественно-научной направленности направленности 5 4 4 36 144 144 44 42 100

□ &Б1.В.ДВ.02.03 адаптационная дисциплина для лиц ограниченным.* зоз!южнэстяни здоровья 5 4 4 36 144 144 44 42 100

36

Рис. 4. Выделение в учебном плане единых модулей дисциплин по выбору обучающихся

Итого

Баз.% Вар.% ДВ(от Вар.)% ЗЕТ Всего Сем 1 Сем 2 В.г. Сем 3 Сем 4 В«г„ Сем 5 Сем 6 В«г„ Сем 7 Сем 8

Мин. | Макс. | Факт

Итого | I 234 | 256 | 240 60 | 30 | 30 || 60 | 30 | 30 || 60 | 29 | 31 || 60 | 30 | 30 |

Итого по ОП [без факультативов) | | 234 | 246 | 240 60 | 30 | 30 || 60 | 30 | 30 || 60 | 29 | 31 || 60 | 30 | 30 |

Дисциплины (модули) 50% 50% 30.8% 216 219 216 60 30 30 60 30 30 57 29 28 39 30 9

Базовая часть 100 112 109 55 25 30 45 23 22 9 6 3

Вариативная часть 107 119 107 5 5 15 7 3 48 23 25 39 30 9

Практики 0% 100% 0% 12 13 15 3 3 12 12

Базовая масть

Вариативная часть 12 18 15 3 3 12 12

Государственная итоговая аттестация 6 9 9 9 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовая часть 6 9 9 9 9

Факультативы 10

Вариативная часть 10

Процент ... занятий от аудиторных лекционных 33.5%

в интерактивной форме 25.9%

Учебная нагрузка (час/иед) ООП, факультативы (в период ТО) 52.6 54 54 54 54 52.3 50.2 54 41.2 I

ООП, факультативы (в период экз. сессий) 53 54 54 54 54 54 54 54 36

Конт. раб. (ООП - элект. курсы по физ.к.) 22 24.8 25 23.2 23.1 19.8 19.9 19.4 18.6

Ауд. нагр. (ООП - элект. курсы по физ.к.} 20.8 23 23.4 21.9 21.4 18.9 18.9 18.7 18

Конт. раб. (элект. курсы по физ.к.) 2.4 - 1 2.9 | 3 || - | 2.9 | 3 || - | 3 | 3.1 || - | | |

Рис. 5. Распределение контактной работы и аудиторной нагрузки по семестрам

Оптимизация затрат на реализацию образовательных программ подготовки бакалавров обеспечивается путем их унификации (в том числе образовательных программ, реализуемых по смежным направлениям подготовки) по трудоемкости/содержанию отдельных элементов. Для этого используются следующие механизмы:

- распределение обучающихся по на-правленностям (профилям) после 2-го курса (для образовательных программ, реализуемых на одном факультете по одному направлению подготовки) в соответствии с Положением о распределении студентов по направленностям образовательных программ подготовки бакалавров, специали-

стов и магистров в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»;

- обеспечение единой трудоемкости базовых дисциплин («История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и дисциплин по физической культуре);

- обеспечение единой трудоемкости дисциплин по выбору студентов гуманитарной и естественно научной направленности;

- формирование единого перечня дисциплин по выбору обучающихся гума-

- финансовая состоятельность.

С учетом результатов рейтингования предполагается постепенное сокращение количества образовательных программ подготовки бакалавров, реализуемых на факультете в рамках одного направления подготовки. В дальнейшем количество таких программ планируется сократить до 2-3. При этом обеспечение вариативности подготовки обучающихся может осуществляться путем реализации нескольких специализаций (подпрофилей) в рамках каждой образовательной программы.

Варианты реализации образовательных программ без выделения специализаций (подпрофилей) в рамках одного профиля подготовки и с выделением специализаций (подпрофилей) в рамках одного профиля подготовки представлены на рис. 2 и 6. При этом перераспределения часов по дисциплинам специализации не происходит, что достигается путем объединения нескольких дисциплинарных модулей (см. рис. 2) в один большой, обеспечивающий соответствующую специализацию (рис. 6).

Титул График План Компетенции Курс Свод Диаграмма Нормы Кафедры Курсовые Практики ГИА Примечания

Блок - Модуль - Дисциплина - Вид - Сервис - X 1 Ль М 1 # 1 Ё! в ИЙ Е ©"^ 4 ® Т 4 ЁШ ПН© Вид плана: Ф По семестрам . По курсам Ф Часы в объемных показателях . Часы в неделю д

- Форма контроля ЗЕТ - Итого часов

Считать в плане Индекс - Экаа . Зачет .,_ Экспер Л Часов По По Копта* , __ Конт Наименование Зачет КР Факт Ауд. СР иэн соц. тиое в ЗЕТ ЗЕТ плану часы роль

Б1.В.ДВ,02,02 направленности направленности 5 4 4 36 144 144 44 42 100

□ ¿Б1,В,ДВ.02.03 адаптационная дисциплина для лиц ограниченными возможностями здоровья 5 4 4 36 144 144 44 42 100

□ 36

0 V" |В1.В.ДВ,03 | Модуль дисциплин по выбору Б1.В.ДВ.З 5678 6 67 26 26 936 936 314 304 514 108

0 Б1.В.ДВ.03.01 Модуль 1 специализация (подпрофиль) 1 5678 6 67 26 26 936 936 314 304 514 108

□ Б1. В. ДВ, 03.01.01 Проф, дисц 5 5 5 36 180 180 44 42 100 36

п Б1. В. ДВ,03.01.02 Проф, дисц 6 4 4 36 144 144 54 52 90

□ Б1. В. ДВ, 03.01.03 Практико -ориентированная дисциплина 6 6 5 5 36 180 180 72 70 72 36

□ Б1. В. ДВ, 03.01.04 Проф, дисц 7 7 6 6 36 216 216 72 70 108 36

Б1. В. ДВ,03.01.05 Практико-ориентированная дисциплина 3 б 6 36 216 216 72 70 144

□ 36

0 и Б1.В.ДВ.03.02 Модул ь 2 сп е циа л из а цня (подпрофиль) 2 5678 6 67 26 26 936 936 314 304 514 108

0 Б1. В. ДВ,03.02.01 Проф, дисц 5 5 5 36 180 180 44 42 100 36

Б1. В. ДВ,03.02.02 Проф, дисц 6 4 4 36 144 144 54 52 90

Б1. В. ДВ,03.02.03 Практико-ориентированная дисциплина 6 б 5 5 36 180 180 72 70 72 36

Б1. В. ДВ,03.02.04 Проф, дисц 7 7 6 6 36 216 216 72 70 108 36

У Б1. В. ДВ,03.02.05 Практико-ориентированная дисциплина 3 б б 36 216 216 72 70 144

■/ 36

1 1 36

Рис. 6. Выделение нескольких специализаций (подпрофилей) в рамках одного профиля подготовки

нитарной и естественно научной направленности.

Оптимизация количества

реализуемых образовательных программ

Основным механизмом оптимизации количества реализуемых образовательных программ подготовки бакалавров является исключение из набора образовательных программ с низким рейтингом, рассчитываемым в соответствии с Положением о рейтинговании основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова».

Основными критериями рейтингования образовательных программ являются:

- востребованность обучающимися;

- наличие профессионально общественной и/или международной аккредитации;

- обеспечение международной академической мобильности;

Внедрение современных образовательных технологий

Предусмотренные в рамках разработанной образовательной модели механизмы оптимизации структуры и количества образовательных программ в большей степени обеспечивают решение задачи оптимизации затрат на их реализацию. Высокое качество подготовки обучающихся достигается прежде всего за счет внедрения современных образовательных технологий и лучших мировых практик в образовательный процесс. В первую очередь это обеспечивается:

- развитием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

Ввд- Сервис- Справа- О Ё ^ И Й И V О № ИИ » О Новости

■ График План Компетенции Курс Свод Диаграмма Нормы Кафедры Курсовые Практики ГИД Примечания Модуль- Дисциплина - Вид - Сервис- X I А М I 0 I В » «И ® 4 <® I Т £ ЁН2

гпана: ^ По семестрам По курсам Часы в объемных показателях Часы в неделю

Форма контроля ЗЕТ - Итого часов Кур Сем. 1 [19 нед]

тать пане в Индекс -»- Наименование мен Зачет Зачет Эксиер соц. тное Часов По По Контак . __ Конт Факт ,__ Ауд. CP в ЗЕТ ЗЕТ плану часы роль ЗЕТ Пек Паб Пр Элек CP

к: Б1.Дисциплины (подули) 216 216 8104 0104 3336 3166 3868 900 30 156 28 306 34 502 108

Часть: базовая 109 109 3924 3924 1664 1546 1720 540 25 128 28 210 30 396 108

В -■/ I Б1.Б.01 I Модуль исторических дисциплин 1 1 5 5 180 180 66 56 78 36 5 28 28 10 78 36

IV Б1. Б, 01.01 История 1 3 3 36 108 108 38 28 34 36 3 14 14 10 34 36

у Б1.Б.01.С2 История экономики 1 2 2 36 72 72 28 28 44 2 14 14 44

0 36

0 Б1.Б.С2 Иностранный язык 46 135 2 14 14 36 504 504 274 252 159 72 2 42 4 25

0 Б1.Б.03 Безопасность жизнедеятельности 1 2 2 36 72 72 32 28 40 2 14 14 4 40

0 Б1.Б.04 Физическая культура 2 2 2 36 72 72 72 72 1 8 28

0 Б1.Б.05 Философия 3 4 4 36 144 144 44 42 64 36

в У Б1.Б.06 Высшая математика 22 1 13 13 468 468 180 174 216 72 5 28 42 110

IV Б1.Б.06Л1 Математический анализ 2 1 9 9 36 324 324 126 122 162 36 5 28 42 110

у Б1, Б,06.02 Линейная алгебра 2 4 4 36 144 144 54 52 54 36

■/ 36

Рис. 7. Выделение часов на электронное обучение в учебном плане

- широким использованием технологий проектного обучения.

Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет повысить качество подготовки и выполнения самостоятельной работы, что особенно важно в условиях увеличения доли самостоятельной и контактной внеаудиторной работы обучающихся с преподавателем. В учебном плане часы, отводимые на электронное обучение, выделяются отдельно и, как видно из рис. 3 и рис. 7, увеличивают контактные часы по дисциплине, но не увеличивают аудиторные часы.

Выделение часов на электронное обучение приводит к перераспределению нагрузки ППС первой и второй половины рабочего дня. К нагрузке первой половины рабочего дня относится взаимодействие преподавателя с обучающимся через LMS-систему (при расчете учебной нагрузки объем часов в электронной форме умножается на устанавливаемый коэффициент), к нагрузке второй половины - разработка методического обеспечения по дисциплине и его размещение в LMS-системе.

Учет работы в LMS-системе может осуществляться по статистике работы ППС в системе и наличию размещенных там материалов в соответствии с рабочей про-

граммой учебной дисциплины. Можно воспользоваться опытом других университетов, когда информация о работе каждого преподавателя в LMS-системе принимается во внимание при его конкурсном избрании. По мере адаптации LMS-системы университета к реализации электронного обучения планируется поэтапное увеличение доли его часов в трудоемкости образовательной программы.

Другим направлением увеличения доли электронного обучения должны стать разработка и внедрение механизмов учета результатов изучения дисциплин обучающимися на открытых электронных курсах (MOOCs - Massive Open Online Courses) и в

университетах-партнерах в рамках сетевого взаимодействия.

Проектное обучение направлено на формирование у обучающихся навыков командной работы и практического освоения профессиональных компетенций.

Проектное обучение в университете может реализовываться в следующих формах:

- выполнение обучающимися проектов (в том числе в группе), реализуемых по заказам сторонних организаций;

- участие обучающихся в проектах, реализуемых бизнес-инкубатором;

- участие обучающихся в научно-исследовательских проектах, реализуемых подразделениями университета;

- выполнение заданий в рамках учебно-исследовательской работы, включая работу в ситуационном центре;

- выполнение курсовых работ/курсовых проектов, предусмотренных учебным планом по соответствующей образовательной программе;

- выполнение проектных работ в электронной обучающей среде, моделирующей деятельность фирмы (в частности, в рамках Учебной корпорации);

- прохождение практики;

- подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР).

Формы реализации проектного обучения в университете и учет их результатов регламентированы локальными нормативными актами.

В результате внедрения разработанной образовательной модели бакалавриата обеспечено:

- сокращение количества реализуемых образовательных программ подготовки бакалавров;

- увеличение количества реализуемых образовательных программ подготовки бакалавров, имеющих профессионально общественную и/или международную аккредитацию и доведение в течение 5 лет доли таких программ до 100%;

- повышение финансовой эффективности реализуемых образовательных программ подготовки бакалавров;

- повышение заработной платы ППС, привлекаемого к реализации образовательных программ подготовки бакалавров.

Список литературы

1. Стукалова И. Б., Селянская Г. Н., Пономарев М. А., Бобков А. Л., Масталыгина Е. Е. Направления повышения конкурентоспособности образовательной деятельности вуза (на примере РЭУ им. Г. В. Плеханова) // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 1 (67). - С. 15-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Шубенкова Е. В., Бобков А. Л., Бутенко Я. А. Тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России и за рубежом / / Плехановский научный бюллетень. Научный бюллетень Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2015. - № 2 (8). - С. 240-247.

References

1. Stukalova I. B., Selyanskaya G. N., Ponomarev M. A., Bobkov A. L., Mastalygina E. E. Napravleniya povysheniya konkurentosposobnosti obrazovatel'noy deyatel'nosti vuza (na primere REU im. G. V. Plekhanova) [Directions of Increasing Competitiveness of Educational Activity of the University (on the example of PRUE)]. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2014, No. 1 (67), pp. 15-24. (In Russ.).

2. Shubenkova E. V., Bobkov A. L., Butenko Ya. A. Tendentsii i perspektivy razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [Tendencies and Prospects of Development of System of the Higher Education in Russia and Abroad]. Plekhanovskiy nauchnyy byulleten'. Nauchnyy byulleten' Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova, 2015, No. 2 (8), pp. 240-247. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.