Научная статья на тему 'Дополнительное образование в современном мире'

Дополнительное образование в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1773
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / TEACHING / EXTENDED EDUCATION / EDUCATIONAL PARADIGM / THE AIM OF THE EDUCATION / SOCIAL SCIENCE / CONTEXT TRAINING / MOTIVATION OF EDUCATION / SPIRITUALITY / BASIC AND PROFESSIONAL EXTENDED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маршунова Л. Д.

Требования к содержанию дополнительного образования в современном обществе детерминированы личностно-ориентированной образовательной парадигмой. Этим определяется недопустимость противопоставления естественно-научной, технической и гуманитарной направленности дополнительного образования. Оптимальное решение данной проблемы предлагает концепция контекстного обучения. Эффективность перехода к контекстному обучению обусловлена динамикой формирования позитивной мотивации получения дополнительного образования на основе развития духовности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specification to subject matter of extended education in modern society is determined by personal model of education. This counters with scientific, technical and humane dimension of extended education. Optimal decision of the problem can be solved via context teaching. Efficiency of context teaching provides positive motivation of getting extended education on the base of spirituality of the people.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование в современном мире»

УДК 378

Л. Д. Маршунова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ключевые слова: образование, обучение, дополнительное образование, образовательная парадигма, направленность образования, социология образования, контекстное обучение, мотивации образования, духовность, общее и профессиональное дополнительное образование.

Требования к содержанию дополнительного образования в современном обществе детерминированы личностно-ориентированной образовательной парадигмой. Этим определяется недопустимость противопоставления естественно-научной, технической и гуманитарной направленности дополнительного образования. Оптимальное решение данной проблемы предлагает концепция контекстного обучения. Эффективность перехода к контекстному обучению обусловлена динамикой формирования позитивной мотивации получения дополнительного образования на основе развития духовности граждан.

Keywords: education, teaching, extended education, educational paradigm, the aim of the education, social science, context training, motivation of education, spirituality, basic and professional extended education.

Specification to subject matter of extended education in modern society is determined by personal model of education. This counters with scientific, technical and humane dimension of extended education. Optimal decision of the problem can be solved via context teaching. Efficiency of context teaching provides positive motivation of getting extended education on the base of spirituality of the people.

Исследование дополнительного образования предполагает, прежде всего, определения основных понятий.

«Обучение» - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками. Это - всегда двусторонний процесс [1].

«Образование» определяется Законом РФ «Об образовании» как целенаправленный процесс воспитания и обучения [1].

«Дополнительное образование» - «образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам: оно осуществляется, как правило, после изучения основных образовательных программ. Согласно Закону РФ «Об образовании», основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в рамках каждого уровня профессионального образования» [1].

Для выявления взаимосвязи этих понятий, отражающей соотношение самих явлений и процессов, и определения места и роли дополнительного образования исключительно важную роль играет парадигма современного образования как целенаправленного процесса интеграции обучения, воспитания и развития индивида в интересах общества и самого человека.

Современная парадигма образования ставит перед образованием следующие основные

цели:

1) выявление проблемности и смыслов в окружающем человека мире;

2) формирование условий для свободного выбора человеком сфер жизнедеятельности в соответствии с развивающимися интересами личности и общества;

3) обеспечение партнерства субъектов образования;

4) развитие их творческой активности.

Для достижения этих целей предполагается решение таких задач как

- развитие способностей разрешать жизненные проблемы;

- формирование чувства ответственности как за собственную деятельность, так и за развитие ее социального контекста;

- овладение средствами, обеспечивающими возможность свободного развития личности, ее самоопределения в социуме.

Основным средством осуществления этих целей и задач является развитие творческой потенции человека.

Поэтому новая образовательная парадигма получила название личностно-ориентированной [1]. Она требует выхода за пределы прагматического подхода к образованию, рассчитанного на формирование функционера определенной социальной системы. Новая парадигма носит личностно-развивающий характер: формирование специалиста-функционера предполагает в качестве необходимого условия развитие личности.

Однако было бы неверно сводить сущность новой парадигмы исключительно к ориентации на личность обучаемого. Такой подход противоречит сущности образования как целенаправленного процесса интеграции обучения и воспитания, направленного на развитие личности, учитывающее интересы не только индивида, но и общества. Современная парадигма предполагает новое видение функций образования, которое органически включает в его структуру институты дополнительного образования.

Для понимания этой связи важно отметить, что образование органично связано с обеими сторонами предмета социологии - с социальным поведением и с социальными структурами [2].

Действительно, объективно заданная местом и ролью образования в развитии общества цель - обеспечение усвоения человеком знаний, умений и навыков, необходимых ему в жизни. Эта цель ориентирована на социальное поведение, его принципы, нормы, смысл. При этом образование как целенаправленный процесс непосредственно направлено на «поведение, сформировавшееся как социальное». Но субъект образования включен в самые разнообразные общественные связи и отношения. Поэтому на результаты образования не может не влиять и спонтанный социальный обмен. Тем самым образование оказывается неразрывно связанным и с «социально направленным поведением».

В то же время, образование, с одной стороны, опирается на известные «социальные признаки субъектов», а, с другой стороны, направлено на формирование и развитие соответствующих «социальных признаков». А как один из основных социальных лифтов оно не только не существует вне «социальных образований», но и ставит воспроизводство и развитие «социальных образований» в качестве своей задачи. Таким образом, оно оказывается связанным как с обоими типами социального поведения, так и с обоими типами социальных структур, в своем взаимодействии и представляющих предмет социологии.

Из этого следует, что функции образования как бы пронизывают все сферы жизни общества и по самой сущности исследуемого феномена не могут быть сведены к узко прагматическому пониманию.

Конечно, основой жизни любого общества был, есть и остается труд [3]. Но он является именно основой, - основой для всех остальных сфер жизнедеятельности человека и общества.

В этом плане правы авторы совместного российско-американского исследования «Современная социология образования», которые рассматривают функции образования «как наиболее устойчивые направления воздействия образования на основные сферы общественного развития» [4]. Они выделяют следующие основные сферы развития общества и реализуемые в них функции образования.

Очевидно, что реализация этих функций и ведет к формированию не просто технически и технологически грамотного профессионала, но и личности, обладающей гражданской ответственностью. Иначе говоря, сами функции образования, направленные на обеспечение человека необходимыми для жизни в современном мире знаниями, умениями и навыками, предполагают все более широкое понимание предмета образования, включения в

него расширяющегося объема обобщенного продукта предшествующей общественной деятельности.

Таблица 1 - Функции образования

Экономическая Социальные Культура Социально-

сфера отношения политическая сфера

1. Формирование 1. Гомогенизация 1. Воспроизводство 1. Политико-

профессионально- общества через социальных типов правовая

квалификационного организованную культуры. социализация.

состава населения. социализацию 2. Формирование и 2. Формирование и

2. Формирование индивидов. воспроизводство поощрение

потребительских 2. Активизация общественного правового

стандартов. социальных интеллекта поведения.

3. Привлечение перемещений. (менталитета, 3. Воспроизводство

экономических 3. Социальная отраслей и идеологии.

ресурсов для целей селекция. социальных 4. Формирование и

образования. 4. Воспроизводство технологий). развитие

4. Внутреннее социальных групп и патриотизма.

распределение слоев.

экономических 5. Замещение

ресурсов. родителей, социальная поддержка субъектов образования.

Причина в том, что общественное разделение труда в современном обществе требует от компетентного профессионала не только умения разбираться в проблемах отраслевой техники и технологии, но и умения определить свой статус и роль в социуме. Иначе он просто не сможет выстроить оптимальную систему отношений с партнерами.

Несомненно, нельзя противопоставлять естественно-техническую и гуманитарную направленности образования: даже профессиональный гуманитарий сегодня, в эпоху компьютеризации, должен быть технически грамотным. Но и современный биолог или инженер не смогут добиться успеха, не владея хотя бы в той же мере, в какой гуманитарии овладевают современными информационными технологиями, современными социальными технологиями.

Понятно, что с изменениями общества, развитием самих социальных субъектов, содержание и взаимосвязи функций не остаются неизменными.

В таких условиях никакая образовательная программа не способна раз и навсегда решить все стоящие перед образованием задачи. Соответственно дополнительное образование становится неотъемлемым элементом современного образования в целом.

Другой фактор, детерминирующий изменение роли дополнительного образования в современном обществе, - особенности последнего.

Исследуя современные реалии, Э. Гидденс выделяет три основные черты, определяющие характер современности. Это - крайний динамизм, неимоверно возросшая скорость изменения всех процессов в обществе (имеются в виду темпы изменений в социальных практиках, образцах поведения людей). Второе - глобальность пространства, на котором происходят изменения, что несопоставимо со сферой изменения во всех досовременных обществах, так как практически все регионы мира социально и информационно втянуты во взаимодействие друг с другом. И, третье, это - качественно иная внутренняя природа современных институтов [5]. Английский исследователь отмечает, что

современность существенным образом трансформирует характер взаимодействия людей, разделяя их во времени и пространстве. Для модерна характерно освобождение межличностных связей от зависимости внешних факторов - традиций, родства, материального обеспечения; традиционные родственные связи, персональное доверие разрушаются под давлением глобализации, в результате конфликта между локальными и глобальными явлениями.

Одной из причин возникновения такой социальной системы является изменение системы ценностей человека, их переориентация с внешних на внутренние, с материальных на нематериальные. Традиционные жизненные ориентиры мало работают при разрешении и преодолении субъективных кризисов, однако это не означает абстрагирование индивида из контекста социальной жизни, напротив, индивид, чтобы не стать заложником ситуации, должен в большей степени, чем ранее, овладевать социальными отношениями и обстоятельствами.

Модерн и сопутствующая ему культура высоких рисков порождают у современного человека целый ряд противоречивых психологических состояний, обусловленных утратой внешних опор, детерминировавщих его поведение (авторитет, традиции, вера); разрывом преемственности в организации институциональной системы модерна, а также кризисом социальных и культурных традиций. В результате дезориентация в социальном пространстве, дезадаптация к социуму, неуверенность, тревоги становятся спутниками жизни современного человека, а субъективные кризисы превращаются в норму.

По мнению социолога опасности и риски, существующие в рассмотренном обществе, можно просчитывать и минимизировать путём совершенствования процесса модернизации. Отправным моментом для подобных рассуждений является «идея рефлексирующей организации и реорганизации социальных отношений» [6], где под рефлексивностью понимается постоянный пересмотр социальной реальности в свете новой информации или знания.

Содержание образования в этих условиях постоянно усложняется. Конкретные образовательные программы просто не в состоянии учесть этих обстоятельств. Они нуждаются в постоянном и непрерывном дополнении.

При таком подходе дополнительное образование становится уже необходимостью для нормального социального самочувствия современного человека.

Возникает вопрос о границах дополнительного образования, и, прежде всего, о его соотношении с основным образованием и профессиональной деятельностью (будущей или уже осуществляемой) обучаемого.

Этот вопрос находит своеобразное теоретико-методологической решение в рамках концепции контекстного обучения.

Эта концепция сформировалась к началу нового тысячелетия на основе осмысления связей в процессе обучения теоретических знаний и практических умений и навыков.

Под контекстным обучением понимается «профессионально ориентированное обучение, в процессе которого знания, умения и навыки усваиваются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью» [1].

Изначально авторы концепции задавались вопросом: как слить в общий поток общее образование и профессиональную подготовку. Они полагали, что общее образование не является самоцелью, обретая социальный смысл только тогда, когда функционирует и, соответственно, рассматривается как часть более общей системы обучения. Общее образование должно обеспечивать развитие способностей, интеллекта, эрудиции обучаемых, расширять их кругозор. С одной стороны, оно служит базой для профессиональной подготовки, но с другой, - обеспечивает в процессе обучения формирование и развитие не только функционера, то есть специалиста, являющегося функцией определенного технологического процесса, а и личности. Уже в средней общеобразовательной школе существуют элементы политехнического обучения. Там они подчинены

общеобразовательным стандартам. В системе профессионального образования общее образование сохраняется уже как компонент профессиональной подготовки. Однако его связь с последней часто оказывается формальной. В результате общество нередко получает или эрудитов, не способных решить ни одной практической задачи, или профессионалов, считающих все, не имеющее прямого отношения к их профессиональной деятельности, не заслуживающим внимания. По мере углубления разделения общественного труда, человек, не сформировавшись как специалист, терял статус достойного члена общества, а, напротив, сформировавшись как специалист, становился, по меткому выражению Козьмы Пруткова, подобен флюсу. Такому специалисту было присуще ощущение не только самодостаточности, но и превосходства: считая свои профессиональные знания, умения и навыки самыми важными для всего общества, он полагал, что все остальное, - раз оно менее существенно, -является более простым, понятным и доступным по сравнению с теми задачами, которые приходится решать ему. Поэтому любые мнения, не совпадающие с его пониманием ситуаций, даже тогда, когда речь шла о проблемах очень далеких от его профессиональных интересов, воспринимались и оценивались как некомпетентные и непрофессиональные. Разумеется, такая позиция противоречила объективным тенденциям развития производительных сил и общественных отношений, требовавшим формирования и укрепления партнерских отношений. Взаимодействие общего и профессионального образования становилось серьезнейшей социальной проблемой.

Исторически сложилось два подхода к ее решению.

Первый: сначала изучается общее, теоретическое, и на его основе строится обучение профессии.

Второй: общее и профессиональное образование происходят параллельно и одновременно.

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.

В первом случае глубокое знание обобщенного результата предшествующей деятельности человечества не всегда когерентно цели обучения - подготовке человека к будущей активной жизнедеятельности в обществе. Общее и профессиональное образование отрываются друг от друга. Утрачивается связь между ними: обучение теряет системный характер.

Во втором - профессиональное образование происходит не на основе общего, а параллельно ему: отсутствие основы препятствует целостному восприятию специальных знаний и умений, - их смысл обусловливается конкретными обстоятельствами места и времени. Обучаемый становится незаменимым специалистом на данном рабочем месте, не способным исполнять свои профессиональные функции в изменившихся условиях.

Выход сторонники концепции контекстного обучения видят в развитии межпредметных и междисциплинарных связей в профессинальном контексте.

Здесь тоже возможны и используются два пути.

Первый путь: программа любого учебного предмета ориентирует свое теоретическое содержание на практические запросы конкретной профессии на основе профессиограмм и квалификационных характеристик..

Второй: программы теоретических предметов формируются, исходя из практических потребностей производства на основе экспертных оценок практических работников.

В обоих случаях теоретический материал, представляющий обобщенный результат предшествующей деятельности не отдельного специалиста, и даже не коллектива, а всего человечества, достаточно однозначно подчиняется практическим запросам конкретной социальной общности, группы или отдельно взятого работодателя. Обучение принимает прагматическую направленность и возникает необходимость переучивания или доучивания каждый раз, когда происходят более или менее существенные изменения условий деятельности. Таким подходом к обучению обосновывается создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК, ФПК, ЦПиПК и т.д.).

Несомненно, оба отмеченных пути решения задачи укрепления связи теории с практикой актуальны. Однако их абсолютизация приводит к хроническому отставанию обучения от запросов практики. В современном мире требования к профессиональной подготовке быстро меняются. Это происходит в условиях неопределенностей и рисков, затрудняющих прогнозирование динамики содержания профессиограмм. Эксперты-практики тоже ориентируются на запросы профессиональной деятельности, проявляющиеся здесь и сейчас. В результате обобщенный результат предшествующей деятельности подчиняется имеющему тенденцию устаревать в ходе его исполнения образование социально-профессиональному заказу. Пока учили, все было хорошо; оказалось, выучили не тому. То, что сегодня воспринимается, - и действительно является, - не имеющим отношения к той или иной конкретной социальной деятельности, включая и профессиональную деятельность, завтра может стать ее необходимым компонентом. Кроме того, рост стрессов в современном обществе постоянно требует умения переключаться: отдых становится исключительно важным фактором трудового процесса. И в этом плане актуальна проблема - как сделать так, чтобы отдых, переключение с одного вида или типа деятельности на другой, не уводили человека в мир грез и иллюзий, а участвовали в формировании и развитии его активной жизненной позиции, не сводимой к активизации потребления материальных благ.

Все эти обстоятельства требуют расширения границ образования, тогда как углубление разделения общественного труда предполагает развитие специализации профессиональной подготовки.

Дело не только в том, чтобы создать систему дополнительного образования, включающую в себя не только разнообразные формы профессиональной подготовки и переподготовки. Сегодня система дополнительного образования в России включает и многочисленные учреждения общего образования - музыкальные и спортивные школы, центры творчества и пр.

Но необходимо формировать позитивную мотивацию для занятия дополнительным образованием.

Конечно, сама жизнь вынуждает все большую часть населения стремиться к получению дополнительного образования. Однако эта «вынужденная» мотивация ориентирует именно на учреждения дополнительного профессионального образования. Подчиняя все запросам практики эти учреждения часто минимизируют затраты труда и времени на изучение предметов и дисциплин, не имеющих непосредственного отношения к формированию профессиональных качеств или, в лучшем случае, проводят селекцию содержания этих учебных курсов под узко прагматическим углом зрения. Раз образовательный стандарт требует отвести столько-то часов на предметы социально-гуманитарных циклов, придется их выделить; но, поскольку толку от них все равно мало, не будем обременять себя заботами о качестве и направленности преподавания и даже о какой-либо системности преподавания.

Позитивная мотивация дополнительного образования как внутренняя потребность в получении дополнительных знаний, т. е. упорядоченной, систематизированной информации, не относящейся непосредственно к профессиональной деятельности субъекта, может сформироваться только в результате развития духовности личности.

Действительно, духовность - это тот феномен, который соединяет объективное и субъективное, личное и общественное.

«Духовность - выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других» [1].

Человек не может жить, не познавая мир. Результаты познания он применяет в практической деятельности. И познавательная, и предметная деятельности носят социальный характер. То есть духовность заложена в природе человека.

Вопрос только в том, что, когда потребность познания ограничена, например, рамками профессиональных интересов, то, вследствие ограниченности понимания других людей,

происходит деформация социальной потребности жить и действовать для других, соотнося свои замыслы и поступки с интересами других людей. Человек не понимает интересов других, приписывая им свое понимание жизни: дворнику кажется, что все люди руководствуются только одной целью - мусорить. Таким образом, он соотносит свои чувства, мысли и поступки не с интересами других людей, а с самим собой, своим ограниченным внутренним миром. Утрачивается источник развития - личность становится самодостаточной в данном состоянии. Тем самым утрачивается интерес к познанию. Так деформация социального компонента духовности приводит к стагнации и отмиранию ее идеального компонента: происходит деградация духовности, выражающаяся в прекращении развития личности. Но результатом оказывается не только деградация конкретной личности. Снижается эффективность ее взаимодействия с другими людьми, что не может не сказываться отрицательно на процессе и результатах профессиональной деятельности человека. Он деградирует как член социума.

Все это коренным образом противоречит цели образования. Более того, узко профессиональный подход к образованию противоречит цели и собственно профессионального образования. В то же время, подчеркнем еще раз то, что динамика современного общества обусловливает углубление специализации образования. Итак, возникают две взаимосвязанные задачи:

- развитие системы образования, включающей в себя общедоступные и разнообразные образовательные учреждения;

- формирование мотиваций/установок на непрерывное дополнительное образование, в принципе не сводимое только к повышению квалификации, совершенствованию и развитию профессиональных качеств в том их виде, в котором они осмыслены здесь и сейчас.

При этом создание и развитие системы дополнительного образования, не подкрепляемое формированием соответствующих устойчивых мотиваций/установок, не обеспечивает реализации целей обучения - образования.

Если концепция контекстного обучения в педагогической интерпретации сводится к подчинению теории запросам практики, т.е. обучению теории в профессиональном контексте, то в социологическом видении она предполагает обучение профессиям в широком социальном контексте, когда максимально широкий круг знаний, умений и навыков не непосредственно соотносится с запросами конкретной практики, а только с тенденциями развития профессиональных деятельностей, на основе интересов социально компетентной личности. Очевидно, что такой подход не только не исключает дополнительного профессионального образования, но предполагает его в качестве необходимого элемента общей системы образования.

Литература

1. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Минск: ИООО «Современное слово», 2005. - 720с.

2. Асп Э.К. Введение в социологию / Пер. с финского М.Аалто и П.Саари; Ред. русс. пер. А. Рябова; Под ред. А.О. Бороноева. - СПб.: Алетейя, 1998. - 250 с.

3. Чангли И. И. Труд: социологические аспекты теории и методологии исследования / И. И. Чангли. -М. : Центр социального прогнозирования, 2002. - 451с.

4. Социология образования: учебное пособие для вузов по спец. 020300 "Социология" / Д. Баллантайн, Е. Г. Луковицкая, В. В. Матвеев и др.; отв. ред. А. М. Осипов, В. В. Тумалев; Рос. социол. ассоц. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 319 с. - (Alma Mater).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гидденс Э. Последствия современности. // Социология. Реферативный журнал. Серия Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. №2. - М., 1994.- с.4.

6. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003. -528с.

© Л. Д. Маршунова- спец. по профессиональной переподготовке кадров Альметьевского госуд. нефтяного института, marshunova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.