Научная статья на тему 'Дополнительное образование взрослых как фактор профессионального развития личности'

Дополнительное образование взрослых как фактор профессионального развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30581
1258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATION / EXTENDED EDUCATION / SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR ADULTS / TEACHING / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рукина Н. М.

В статье рассматривается дополнительное образование взрослых как важнейший компонент системы образования. Представлены концептуальные подходы к определению понятий «образование» и «дополнительное образование», выявлены и рассмотрены сущность, содержание, принципы и особенности функционирования системы дополнительного образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рукина Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTENDED EDUCATION FOR ADULTS: FACTOR OF PERSONALITY PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article deals with the extended education for adults as the major educational system component. It also describes the conceptual approaches to the definition of terms such as «education» and «extended education». The essence, the content, the principles and peculiarities of the extended educational system for adults functioning are considered and defined.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование взрослых как фактор профессионального развития личности»

УДК 3)1.398

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

© 2009 Н.М.Рукина

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 27.07.2009

В статье рассматривается дополнительное образование взрослых как важнейший компонент системы образования. Представлены концептуальные подходы к определению понятий «образование» и «дополнительное образование», выявлены и рассмотрены сущность, содержание, принципы и особенности функционирования системы дополнительного образования взрослых.

Ключевые слова: образование, дополнительное образование, дополнительное образование взрослых, обучение, образовательные программы.

На современном этапе образование является не только средством передачи подрастающему поколению социально-исторического опыта. Образование становится сферой культурного производства, отраслью экономики, фактором социально-экономического развития государства. Образование мы рассматриваем как синтез обучения, учения, индивидуальной познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, творческого развития. Образование - это такое пространство жизнедеятельности личности, в котором создается множество условий для ее развития и саморазвития. В современной науке образование рассматривается как специальная сфера социальной деятельности, выполняющая главную функцию -обеспечивать образованность граждан. Приобретенная образованность влияет на осуществление человеком своей профессиональной деятельности1.

Г.М.Коджаспирова определяет образованность как качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. И в качестве критериев образованности ученый полагает системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рас-суждений2. Следует отметить, что идея получения образования один раз и на всю жизнь уже давно признана утопичной.

Исследуя проблемы образования человека, С.И.Змеев подчеркивает, что великие мыслители, философы, писатели и ученые всегда ощущали огра-

ниченность школьного образования, его краткость по времени, устаревание по содержанию и недостаточность объема для дальнейшего сложного жизненного пути. Человеку необходимо учиться всю жизнь. Но на протяжении своей жизни человек изменяется и учится в разные годы по-разному3, поэтому система образования должна быть вариативной и достаточно гибкой.

Современная система образования будет эффективной, если она ориентирована на потребности социальных заказчиков и не сдерживается ведомственным диктатом. Сложившаяся в течение десятилетий отраслевая практика образования, порождающая рассогласование и деформацию интересов без учета их многообразия вступила в противоречие с потребностями человека. Это обусловило совершенствование системы образования в аспекте удовлетворения социального заказа общества и интересов личности с помощью дополнительных образовательных услуг4.

К образованию как социальному явлению можно подходить двояко: либо понимать его как реализуемый подрастающим поколением способ познания, способ передачи человеческого опыта от поколения к поколению, либо воспринимать как способ постоянного и непрерывного саморазвития человека. В российском образовании в последние десятилетия произошли заметные изменения: наряду с общеобразовательными учебными заведениями появились негосударственные образовательные учреждения - школы, гимназии, лицеи, институты. И в тех, и в других стремятся создать условия для самореализации обучающихся в системе образования с учетом конкретных интересов и склонностей личности. Однако, как отмечает в монографии С.А.Иванов, типичные недостатки академической системы образования все же присутствуют как в государственных, так и в негосударственных образовательных

Рукина Наталия Михайловна, зав. отделом автоматизации учебного процесса, соискатель кафедры общей педагогики. Е-шай: nat-ospu@mail.ru, nata@ospu.ru

1 Самойлов Н. Ядро знаний как информационная система // Вестн.высш.шк.: Альма матер. - 2002, - №4. - С.15 - 18.

2 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический

словарь: для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.:

2000.

Змеёв СИ. Основы андрагогики. - М.: 1999. 4 Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения Российской Федерации. - М.: 1999; Кузьменко Я.В. Совершенствование управления процессом подготовки профессионально-мобильного специалиста: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Магнитогорск: 2000.

учреждениях: 1) обособленность образовательных учреждений друг от друга и сосредоточенность их на решении своих локальных задач; 2) прерывистый характер образования, при котором люди, получив исходный уровень знаний и навыков по жесткой и единой для всех программе, этим и ограничиваются и надолго выпадают из образовательной системы; 3) ориентация профессионального обучения на подготовку узкого специалиста-исполнителя, малоспособного к гибкой реакции и творческому осмыслению перемен в технико-технологической и социально-

экономической обстановке; 4) при получении достаточно высокого уровня знаний во всех областях науки имеется низкий уровень умения применять их в практической деятельности, в непредвиденных об-

5

стоятельствах .

Принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» позволил развить большую сеть различных форм получения образования от низшего звена образовательной системы до высшего. Современная образовательная система призвана обеспечить оптимальные условия развитию индивидуальных способностей личности. Согласно Федеральному Закону «Об образовании», система дополнительного образования является составной частью системы образования в целом и имеет специфические черты, признаки, функции6.

Дополнительное образование (ДО) представляет собой особо организованный процесс, который изначально ориентирован на свободу выбора обучающимся совместно с педагогом образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала обучающегося в соответствии с его духовными потребностями. ДО связано с процессами воспитания и самовоспитания независимо от возраста. Рассмотрим специфические особенности системы дополнительного образования: 1) Обучение в ДО удовлетворяет познавательный интерес каждого обучающегося, в значительной мере носит неформальный характер. 2) В обязательном учебном заведении индивидуализация обучения осуществляется на уровне методов и средств обучения. В дополнительном образовании индивидуализация связана с целями обучающегося и содержанием: для детей - это удовлетворение интересов и развитие способностей, для взрослых - получение тех знаний, которые помогают в решении жизненных проблем, переподготовке и получении дополнительной профессии. 3) Отсутствие обязательного образовательного стандарта в ДО дает возможность получать то образование, которое позволит человеку стать кон-курентноспособной личностью в жизни.

Дополнительное образование мы рассматриваем с

5 Иванов С.А. Личность в непрерывном образовании. - М.: 2000.

6 (Кодексы и законы России). Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 15 марта 2007 года). -Новосибирск: 2007.

позиций социально-педагогического подхода (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, С.В.Сальцева, В.Д. Семенов) как пространство для социализации личности в результате интеграции ее в обществе на основе усвоения человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей7. Дополнительное образование взрослых является при этом стимулом к определенным действиям и поступкам, которые являются системообразующим фактором самоопределения человека в социуме.

Исследуя возможности дополнительного образования как социально-педагогического явления, сущностным образом влияющего на формирование образовательных потребностей обучающихся, мы опирались на совокупность исследований, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждении дополнительного образования

(А.К.Бруднов, В.А.Горский, А.Я.Журкина, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская, А.Б.Фомина).

Отечественная система дополнительного образования сложилась на базе внешкольных учреждений. Возникновение первых внешкольных учреждений связано с именами С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко. Практическая работа с учащимися основывалась на педагогической концепции, которая исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. В обучении акцент делался на усвоении практически значимых для жизни детей знаний .

Образование в рамках учреждений дополнительного образования (УДО) правомерно рассматривается учеными как взаимосвязь двух педагогических процессов: обучения и воспитания, активизирующих личность на деятельность по овладению общественным и профессиональным опытом, знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. При этом УДО не просто организует деятельность обучающихся, а предоставляет им возможность для действия, взаимодействия, поддерживая их самостоятельность. В результате человек усваивает социально одобряемые личностно- и духовно-значимые жизненные смыслы и ориентиры. Данные аспекты способствуют развитию духовности обучающегося, его способности самостоятельно решать познавательные, ценностно-ориентаци-онные, практические, коммуникативные проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Дополнительное образование представляет собой специально организованный целенаправленный процесс развития способности обучающегося к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности и формирования его духовных потребностей на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт взрослого человека.

7 Теоретические и практические аспекты социальной педагогики / Под науч.ред. С.В.Сальцевой. - Оренбург: 1998.

8 Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. - М.: 2000.

Обучение в дополнительном образовании строится на базе образовательных программ. Дополнительные образовательные программы делятся по содержанию на общеобразовательные и профессиональные, по субъектам обучения - программы дополнительного образования детей, взрослых и лиц независимо от возраста. К дополнительным образовательным программам профессиональной подготовки относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, предназначенные для совершенствования навыков лиц, получивших профессиональную подготовку. К дополнительным общеобразовательным программам относятся дополнительные образовательные программы по направлениям образовательной деятельности, предназначенные для усвоения обучающимися социокультурных ценностей, развития индивидуальных способностей, профессиональной ориентации и не отнесенные к дополнительным профессиональным образовательным программам. Дополнительные образовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.

Образовательная специфика ДО такова, что образовательный процесс в нем строится в парадигме развивающего образования и обеспечивает следующие функции: 1) информационную - обучающийся может увидеть и услышать, что в данном УДО есть интересного для него, в какие виды деятельности он может включиться, чему и у кого он может учиться, с кем может общаться, в итоге получая профессиональное, социальное и духовное самоопределение; 2) обучающую - для усвоения знаний, умений, навыков технической, компьютерной, художественной, спортивной или иной потенциально-профессиональной деятельности обучаемого; 3) развивающую - обеспечение физического, эмоционального, интеллектуального, духовно-нравственного развития, а также общего психического и физического развития индивида; 4) социализирующую - содействует духовному становлению учащегося, который входит в социальную группу (среду), отличную от семейной, школьной и производственной, знакомится с ее структурой и социальными ролями в ней, происходит личностное проживание успеха и неуспеха в усваиваемой деятельности и во взаимоотношениях с другими, совершенствуя свои коммуникативные способности; 5) релаксационную - для снятия психологических затруднений и барьеров, возникающих вследствие напряженности семейной, школьной и производственной среды, а также уже имеющегося личного опыта неудач в учебе и в общении, когда в итоге происходит профилактика нарушений психологического и психического здоровья.

Идеология и методология дополнительного образования развивается и совершенствуется. Теоретически обоснованны концептуальные основы дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых. Среди фундаментальных международно признанных положений дополнительного образования взрослых необходимо отметить: 1) право на образова-

ние в любом возрасте является одним из важнейших прав человека и это право должно получить законодательное оформление; 2) приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека пониманием окружающего мира, знаниями и умениями, необходимыми для полноценной, творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном обществе; 3) проблемы развития образования взрослых необходимо рассматривать в терминах личностно-ориентированного подхода, ориентируясь при отборе содержания и выборе форм и методов обучения на интересы развития человека как личности и как активного и компетентного субъекта различных видов социальной деятельности; 4) деятельность различных по своим конкретным задачам образовательных учреждений необходимо сфокусировать на формировании и обогащении таких общезначимых личностных качествах человека, как гражданственность, социальная мобильность, способность к всестороннему участию в жизни общества; 5) образование должно обеспечить пожизненное развитие человека, и потому должно стать естественной составной частью его жизни во всяком возрасте; 6) учебная деятельность не является какой-то обособленной сферой жизнедеятельности взрослого человека, она должна быть интегрирована с другими видами его социальной деятельности в единый и целостный процесс пожизненного обогащения его духовного мира и созидательных потенций; 7) различия между формальным, неформальным и инфор-мальным образованием взрослых носит условный характер; неважно, каким путем приобретены имеющиеся у человека знания и умения, важно, чтобы они у него были и реальный уровень компетентности работника должен быть признан документально9.

Особый интерес представляет позиция Л.Н.Лесохиной, характеризующей дополнительное образование взрослых в общецивилизационном контексте. Оно ориентировано на самоидентификацию личности, соотносящей себя не только с непосредственной средой и окружением, а историческим процессом в целом. Такое образование исходит из потребностей человека, определяющего для себя смысл жизни, свой человеческий и гражданский долг, свое место в

10 ГЧ_

социуме . Это, на наш взгляд, очень важно для адаптации взрослого населения в постоянно меняющемся информационном обществе.

Между тем, на современное российское образование влияет технократическая тенденция развития, преследующая подчас узкоутилитарные цели. Заменой образования становится передача традиций в форме постулатов среды, местных и национальных обычаев, идеологических и политических штампов, а также специальное (профессиональное) обучение, во многих случаях лишь прикрывающее изначальную малообразованность. Распространенная в условиях технократи-

9 Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопр. психологии, - 1989. - №2. - С.5.

10 Лесохина Л.Н. Образование взрослых в общецивилизацион-ном контексте. // Новые знания. - 1997. - № 1. - С. 5 - 7.

ческой цивилизации образовательная «мономодель» четко ориентирует как раз на такого рода самоидентификацию личности, когда образование не имеет самоценного смысла, а служит способом (инструментом) адаптации к прошлому и настоящему, охватывая разные отрезки жизненного пути человека. Такое образование исчерпывает себя сразу, как только реализована цель. Неисчерпаемость образования, его непрерывность в этих условиях - не более чем символ. Переход от «мономодели» к полифункциональной модели образования - сложный эволюционный процесс. В ходе «замещения» мономодели полифункциональной моделью постепенно формируются и новые представления о предназначении образования взрослых в контексте общецивилизационных процессов11.

В совершенствовании образования взрослых важно опираться на следующие выводы исследователей этого вопроса: 1) образование по своей природе явление, развивающееся по ходу цивилизации и этим самоценно, оно не зависит от социальной конъюнктуры; 2) человек может по своему желанию на любом жизненном рубеже почерпнуть знания из интересующих его областей; необходимо многообразие выбора; 3) информационно-гуманитарное образование создает объективную «надситуативную» связь всечеловеческого опыта, развивает относительный, вероятностный, критический подход к явлениям жизни; такой подход в образовании усиливает маневренность общества и социальную мобильность человеческого сообщества и отдельных индивидов; 4) учет психологических (возрастных) особенностей человека - одно из условий успешного обучения в дополнительном образовании взрослых; 5) важным условием саморазвития личности является четкое понимание обучаемым конкретных целей и задач учебной деятельности; 6) в силу неповторимости социальных условий педагогической среды, нестандартности воспитанников, уникальности педагогов, разнообразия решаемых в ДО социально-

образовательных задач педагогическая деятельность

12

должна всегда включать элементы исследования .

Образование взрослых - относительно самостоятельное звено общей системы образования, призванное способствовать развитию человека в период его самостоятельной жизни. Это социально-образовательный институт, преемственно продолжающий работу детско-юношеских и профессиональных образовательных учреждений. Между тем, современными исследователями отмечается, что система образования испытывает сложные деформации, обусловленные особенностями

~ 13

массового сознания взрослых людей нашей страны .

Анализируя сложившуюся экономическую ситуацию, влияющую на образование, М.Д.Махлин комментирует, что характер развития экономики напря-

11 Образование взрослых: теория и практика. - СПб.: 1995.

12 Онушкин В.Г., Огарев Е.И.Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии (Дополнительное образование детей...; Образование взрослых ...). - СПб.; Воронеж: 1996.

13 Педагогическая мысль и образование XXI века // Матер.

междунар. науч.-практ. конф. - Оренбург: 2000.

мую связан с характером развития образования, с особенностями массового сознания. Мышление тоже выступает как функция экономического базиса. Известно, что для индустриального мышления характерно представление о трех типах работников (хороший, средний, плохой), в то время как для постиндустриального -только об одном: адекватном требованиям технологии. Высокая технология просто не приемлет два вторых типа индустриального работника, средние отправляются на переучивание, а плохие сбрасываются в ряды безработных14.

Особое внимание на современном этапе уделяется гуманитаризации и гуманизации образования как необходимом факторе времени. Л.М.Пер-минова, раскрывая данные аспекты постбазового образования, подчеркивает, что важным условием полноценности профессионального образования является психолого-педагогическая подготовка, усиливающая гуманитарную направленность знаний человека, формирующая его новый гуманный менталитет.

В условиях рыночной экономики каждому приходится бороться за свою аудиторию, своего клиента, за свою репутацию как профессионала. Общаясь в деловой сфере (области профессии), в кругу друзей, знакомых, близких (область интересов), в незнакомой аудитории (реализация прикладных аспектов профессии, творческое самовыражение), в кругу семьи (семейное воспитание) и, наконец, сам с собой (область самопознания), человек вынужден опираться на знания из области педагогики и психологии. В результате формируется гуманитарное мышление.

Л.Н.Лесохина справедливо отмечает, что образование неразрывно связано с жизнедеятельностью личности на всех этапах ее становления и развития. При этом на одних этапах образовательная деятельность (учение, в частности) является ведущей деятельностью вообще, в других играет подчиненную роль, в третьих - роль стимулятора, когда с помощью образования ставятся и достигаются новые жизненные цели, в четвертых - компенсатора в тех ситуациях, когда им ис-пытывается острое недовольство существующим образом жизни15. Так дополнительное образование становится полифункциональным и многовозможностным, связанным с деятельностью человека на всех этапах жизни.

Современное состояние образования взрослых, как считает В.Г.Онушкин, не может быть охарактеризовано и осмыслено, во-первых, вне исторического контекста, во-вторых, вне контекста образовательных стратегий свойственных для развитых стран мира. В частности, потребности в развитии не только профессиональной, но и общей культуры личности привели к созданию учреждений дополнительного образования общеобразовательной, мировоззренческой направленности (народные университеты, курсы общества «Знание»). В образовании взрослых находят отражение новые социально-экономические условия, ограничение заня-

14 Образование взрослых в общецивилизационном. - С. 5 - 7.

15 Там же.

тости и рост безработицы, возникновение новых социальных групп, расслоение общества. Изменения, происходящие сегодня в системе образования взрослых, свидетельствуют о ее адаптации к изменяющимся условиям. Эти изменения неоднозначны, носят как пози-

16

тивный, так и негативный характер . Спрос на рынке дополнительного образования, по оценкам специалистов и данным Госкомстата, возрастает ежегодно на 10%.

Значительно изменяется контингент образования в системе ДО. Взяв за основу социальный статус обучаемых, его можно подразделить наследующие категории: 1) работники предприятий; 2) взрослые, готовящие себя к новым социальным ролям в условиях рыночной экономики (менеджеры, предприниматели и др.); 3) безработные; 4) люди «третьего возраста»; 5) инвалиды; 6) люди, изменившие в силу каких-то обстоятельств, привычный образ жизни - переселенцы, бывшие военнослужащие. Включение в образовательную деятельность столь неоднородного контингента требует от системы образования взрослых учета особенностей каждой из названных категорий (социально-демографических, психологических, статусных), создания именно на этой основе дифференцированных программ и технологий обучения17.

Современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала ДО стал периодом осмысления преимуществ этого вида образования; соотнесения новых идей и привычных стереотипов «вторичности» ДО по отношению к базовому; разработки технологии его реализации; развитие практики планирования и организации ДО; решение задач повышения его качества. Дополнительное образование дает возможность получения дополнительных знаний и умений по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин и разделов. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования находится на стадии развития. Г.Н.Сериков считает, что «только лишь, переходя от стадии к стадии, система может набрать свой потенциал».

Традиционные учебные формы, как проведение курса лекций, необходимы в дополнительном образовании. Но эти формы не являются главными. Приоритетными являются формы методики коллективной творческой деятельности. Такая деятельность включает в себя как индивидуальные, так и групповые формы обучения. Таким образом, дополнительное образование - процесс непрерывный. Педагогический процесс ДО следует рассматривать как «форму поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому человеку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей».

В середине XX века в мире был накоплен опыт

16 Змеёв СИ. Основы андрагогики... - С.1.

17 Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В.Онушкина. - М.: 1987.

практической организации образования взрослого человека, получающего дополнительный к имеющемуся у него с детства новый уровень образования. По утверждению японских исследователей, чем выше образование и культура человека, тем выше производительность труда, тем быстрее, с творческим подходом

18

постигаются новые технологии .

Все виды и формы образования имеют общее предназначение: формирование социально-профессиональной мобильности личности, осуществляемой на основе базовой подготовки. При этом особую значимость имеет отбор содержания и форм обучения, которые не только способствовали бы повышению квалификации или переквалификации специалистов, ликвидации их функциональной неграмотности, но и помогали решить свои жизненные и профессиональные проблемы в широком контексте глобальных проблем современности, обеспечивали участие обучающихся в образовательном процессе. Не дожидаясь угасания развитой профессиональной квалификации, необходимо повышать уровень своей общей и специальной образованности, т.е. функциональной грамотности, что возможно в дополнительном образовании. Рассуждая о поступательном развитии профессиональной квалификации обучающихся, уместно подчеркнуть целесообразность углубления образованности (общей и специальной). Если образованность профессиональная будет оставаться на достигнутом уровне развития, то их профессиональная квалификация однажды достигнет своего предела. Качественное же повышение уровня образованности обусловливает накопление потенциала для поступательного развития профессиональной квалификации. Поэтому уровни ее развития целесообразно соотносить с уровнями образованности (общей и специальной). Возрастание уровня образованности способствует, прежде всего, усилению профессионального самосознания специалистов. У них расширяются «внутренние горизонты» видения проблем, они уточняют пределы своих возможностей в их разрешении. Обобщая, подчеркнем, что характер развития всех систем образования на современном этапе проявляется в опережающем, личностно-ориентированном направлении, которое обеспечивает единство общего и профессионального развития специалиста. В соответствии с этим актуализируется такая задача подготовки человека в условиях школы, гимназии, лицея, университета и ДО, как формирование их готовности к адаптации в быстроменяющихся условиях жизни.

Дополнительное образование взрослых обеспечивает: 1) повышение интереса обучающихся к различным знаниям; 2) изменение стиля мышления, способов общения, оценки окружающих и самооценки; 3) повышение креативности обучающихся при решении образовательных, научных, профессиональных и социальных и проблем; 4) профессиональную ориентацию молодых людей; 5) возможности получения дополнительного образования; 6) адаптацию человека в современном мире - информационном.

Таким образом, дополнительное образование

взрослых - есть открытая система, целью которой является самореализация человека в профессии, нахождении точек опоры в динамичном информационном обществе.

18 Теория и практика социальной работы: в 2 томах / Под ред. В.Г.Бочаровой - Тула; М.: 1993.- Т.2. - С.67; Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: в 2 томах / Под ред. Т.Ф.Яркиной, В.Г.Бочаровой. - М.; Тула: 1993. - Т.2. - С.67.

EXTENDED EDUCATION FOR ADULTS: FACTOR OF PERSONALITY PROFESSIONAL DEVELOPMENT

© 2009 N.M.Rukina°

Orenburg State Pedagogical University

The article deals with the extended education for adults as the major educational system component. It also describes the conceptual approaches to the definition of terms such as «education» and «extended education». The essence, the content, the principles and peculiarities of the extended educational system for adults functioning are considered and defined.

Key words: education, extended education, supplementary education for adults, teaching, educational programs.

Rukina Nataliya Mihailovna, Chief of AUP, Candidate for a degree of the General Pedagogy department. E-mail: nat-ospu@mail.ru, nata@ospu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.