СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.И. Невдах
Аннотация. Предметом исследования в данной статье явились системообразующие компоненты профессиональной подготовки педагога в системе дополнительного образования, которая рассматривается как процесс и результат целостного становления личности, осуществляемого посредством приобщения ее к культуре. Проблема рассмотрена с позиций системного, деятельностного, личностного, культурологического и контекстного подходов, что позволило усилить интерес к дополнительному образованию, которое призвано обеспечить способность к быстрой адаптации педагога в новых условиях жизни и профессиональной деятельности
Ключевые слова: дополнительное образование, система дополнительного образования, профессиональная подготовка педагога в системе дополнительного образования.
Summary. An object of research in given article were системообразуюзщие components of vocational training of the teacher in system of an additional education which is considered as process and result of complete formation of the person who are carried out by means of its familiarising with culture. The problem is considered from positions system, деятельностного, personal, culturological and contextual approaches that has allowed to strengthen interest to an additional education which urged to provide ability to fast adaptation of the teacher in new living conditions and professional work.
Keywords: an additional education, additional education system, vocational training of the teacher in additional education system.
31
Глобальные изменения, происходящие в социокультурной жизни общества, обусловили процессы реформирования системы образования, привели к осознанию его особой социальной роли и повышению престижа. В сложившейся ситуации возрастает потребность в специалистах различных профилей, особое внимание уделяется качеству их под-
готовки, динамичному изменению их номенклатуры, непрерывному росту квалификации, что приводит к изменению содержания, характера и направленности профессиональной деятельности. Интеграция науки и производства потребовали совершенствования системы образования, в том числе и педагогического. Особое место отводится профессиональ-
32
ной подготовке педагогов в системе дополнительного образования, которая призвана обеспечить человеку гибкость, способность к быстрой адаптации в новых условиях жизни и профессиональной деятельности.
Проблеме дополнительного образования посвящены исследования В.В. Безлепкина, Н.Ш. Валее-ва, С.Г. Вершловского, А.И. Жука, Л.С. Казарина, Р.Х. Калимуллина, В.А. Кузнецовой, В.П. Мартиросяна, Н.А. Масюковой, Н.И. Мицкевича, А.М. Новикова, В.Г. Онушкина, Г.С. Сухобской, В.С. Сенашенко и др. Учеными определены сущность и структура данного педагогического явления, исследованы его функции.
Профессиональная подготовка педагога в системе дополнительного образования представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных, профессиональных качеств человека, реализуемый через творческие образовательные программы [4], а также процесс и результат личностно-ориентиро-ванной деятельности, направленной на освоение социального опыта самостоятельной, познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности на основе усвоения систематизированной совокупности знаний, умений и навыков, находящихся за пределами государственных образовательных стандартов [6]. Таким образом, профессиональная подготовка педагога в системе дополнительного образования рассматривается как процесс и результат целостного — физического, интеллектуального и духовного — становления личности, осуществляемого посредством приобщения ее к культуре.
Профессиональная подготовка педагога в системе дополнительного образования как процесс представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания. Эффективность данного процесса зависит от включения обучающихся в активную, значимую для них учебную деятельность. Посредством организации данной деятельности осуществляется присвоение ими социального и профессионального опыта, развитие психических функций и способностей, формируется система отношений к миру и самому себе. Профессиональная подготовка педагога в системе дополнительного образования позволяет фиксировать факт присвоения государством, обществом и личностью ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности [3]. Изначальный смысл образования заключается в формировании человеком в своем сознании не только образа мира, но и своего собственного образа, пребывающего в движении, т.е. возрастании к лучшему, высшему в человеке. Образование продолжается всю жизнь и не ограничивается обучением [8, 34]. В этой связи целесообразно рассмотрение исследуемой проблемы профессиональной подготовки педагога в системе дополнительного образования с позиций системного, деятельностного, личностного, культурологического и контекстного подходов.
Система дополнительного образования является частью системы более высокого уровня. В свою очередь она может быть разделена на составляющие ее подсистемы и компоненты.
В процессе становления системы дополнительного образования происходит изменение ее функционального аспекта. Связано это с тем, что разнородность и гетерохронность компонентов проявляются в разных возможностях и перспективах их влияния на дальнейшее совершенствование и развитие системы. Поэтому процесс становления завершается перегруппировкой компонентов, способных к консолидации, взаимодействию и выполнению функций самосовершенствования и развития системы в целом. Заключительной стадией становления системы является формирование ее устойчивой целостности и появление у нее интег-ративных свойств. Поэтому методология научного поиска в системных исследованиях направлена на выявление тех многообразных компонентов системы, которые способны как к собственному самостоятельному совершенствованию, так и к обеспечению новых возможностей развития системы в целом [1; 2].
Всякая система социального порядка существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Ни одна новая социальная система не возникает на пустом месте. Она черпает материал для своего формирования из предшествующих ей систем или систем, существующих рядом с ней. При этом новая система возникает на основе старой не сразу, не в готовом, уже сформировавшемся виде, а сначала в виде определенных предпосылок, зачастую разрозненных компонентов этих двух систем. Так, появлению системы дополнительного образования предшествова-
ло открытие различных курсов, которые за более чем столетнюю историю своего существования претерпели в содержательном и организационном планах значительные изменения. Таким образом, в становлении и развитии системы дополнительного образования имеет место историческая преемственность.
Системный подход исходит из того, что специфика системы дополнительного образования не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а коренится прежде всего в характере связей и отношений между определенными элементами. Система характеризует наличие связей между ними и появлением в ней новых свойств, не присущих элементам в отдельности. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы, в том числе и системы дополнительного образования.
С позиций деятельностного подхода, необходимость рассмотрения проблемы профессиональной подготовки педагога в системе дополнительного образования обусловлена тем, что деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Творческое преобразование окружающего мира воплощается в многообразии материальной и духовной деятельности человека. Основание деятельности представлено его мотивами, идеалами и ценностями. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, являясь субъектом своего развития.
Проблему профессиональной подготовки педагога в системе дополнительного образования можно изучать как процесс, протекающий в со-
33
циокультурном пространственно-временном континууме. Структура этого процесса имеет субъект-субъектный и субъект-объектный уровни организации. Важнейшими компонентами субъект-субъектного уровня являются люди, занятые в сфере педагогической подготовки обучающихся; цели и мотивы, идеалы, направляющие их деятельность; объем научной информации, которой они располагают и используют в своей деятельности и т. д. Профессиональная подготовка педагога осуществляется в системе дополнительного образования усилиями комплексного многоуровневого субъекта, поскольку включает в себя способы и формы общения, обмена профессиональной и научной информацией между субъектами, ведущими преподавание, а также обслуживающими технические средства обучения, и субъектами, овладевающими профессиональными умениями и навыками.
Субъект-объектный уровень деятельности, направленный на профессиональную подготовку педаго-34 га, включает в себя материально-техническую, учебно-производственную базу, а также материальную и идеальную области, обеспечивающие нормальное функционирование системы дополнительного образования
[5; 7].
Личностный подход в современной педагогике обосновывает представление о деятельностной, социально-творческой сущности человека как личности. Признание социокультурной и исторической природы личности не позволяет редуцировать ее богатство к простому набору нормативных форм поведения, операциональных знаний и конкретных
ситуационных умений. Личностный подход акцентирует внимание в процессе профессиональной подготовки педагога в системе дополнительного образования не только на овладение специальностью в результате усвоения знаний, умений и навыков, но и на становление личностного потенциала.
Рассматриваемый подход означает ориентацию на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса при его конструировании и осуществлении. Такой подход предполагает признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Профессиональная подготовка педагога в системе дополнительного образования ориентирована на естественный процесс саморазвития способностей и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий, где предусматриваются:
- обеспечение субъектной позиции обучающегося в процессе профессиональной подготовки, предоставляющей возможности для определения и осознания мотивов, целей, выбора средств и условий своей деятельности, рефлексии ее результатов;
- перевод учебных и профессиональных проблем в жизненно важные проблемы обучающихся, требующие актуализации и преобразования их целостного субъектного опыта;
- построение системы отношений преподавателя с обучающимися на основе открытости, диалога, создающих предпосылки для самореализации творческого потенциала обучающихся.
ф
Культурологический подход как конкретная научная методология познания и преобразования педагогической реальности, развивается в русле личностно-ориентированной парадигмы образования и заключается в направленности образовательного процесса на становление культурной личности специалиста, формирования обучающегося как носителя общей и профессиональной культуры, обеспечивающей его полноценное существование в окружающем мире и профессиональной деятельности.
Данный подход детерминирован объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Культура имманентно содержит в себе человека. Именно он придает культуре смысл и значение и сам при этом становится носителем культурных ценностей и творческой личностью. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности [9; 10].
Профессиональная культура всегда имеет в своей основе общую культуру личности. Целостное освоение их специалистом обеспечивает: формирование собственной системы профессиональных ценностей; овладение культуросообразными способами и технологиями профессиональной деятельности; построение системы межличностных и деловых отношений в процессе труда; развитие потребности в общекультурном развитии, профессионально-личностном совершенствовании; личностный вклад в развитие профессиональной культуры общества в процессе творческой деятельности [8, 58].
Контекстный подход к профессиональному обучению, разработанный А.А. Вербицким, позволяет создать условия для взаимопроникновения учебной и профессиональной деятельности. Согласно контекстному подходу, целенаправленное освоение какой-либо профессиональной деятельности человеком невозможно вне контекста его жизненной ситуации, в которую включается не только он сам, но и внешние условия, другие люди, с которыми он находится в отношениях межличностного взаимодействия. Совокупность всех этих элементов составляет контекст, придающий личностное значение и смысл данной ситуации [8, 64].
Любая учебная дисциплина профессиональной подготовки педагога в системе дополнительного образования должна изучаться в контексте будущей деятельности специалиста, а содержание ее модифицироваться в зависимости от профиля специальности. С помощью активных форм и методов обучения моделируются не только содержание, но и те социальные отношения, в которых она осуществляется. Использование в процессе профессиональной подготовки педагога ситуаций будущей деятельности позволяет ввести содержание будущего труда в контекст реальных учебных и жизненных отношений, а следовательно, способствует не только усвоению и творческому применению знаний, но и принятию их как средств профессионально и личнос-тно значимой деятельности. Таким образом, обучение осуществляется одновременно в двойном контексте: в контексте профессиональной и контексте жизненной ситуации
35
ф
36
обучающегося. На основе данного подхода разработана технология контекстного обучения, включающая в себя целый ряд форм и методов, обеспечивающих переход от учебной деятельности академического типа к профессиональной.
Осуществление профессиональной подготовки педагога в системе дополнительного образования на основе вышеизложенных подходов позволит обеспечить становление личности, отвечающей требованиям современного общества. Как отмечают Н.Н. Никитина и М.А. Петухов, образованного человека отличают следующие качества: гибкость, развитое мышление, способность быстро реагировать на изменяющиеся социальные и экономические потребности общества; толерантность, терпимость, умение понимать и принимать других людей, другие культуры; готовность постоянному самообразованию и самосовершенствованию; социальное, психическое и физическое здоровье, способность выдержать темп и насыщенность современного образа жизни; духовная развитость, умение гармонизировать свои отношения с окружающей социальной и природной средой [8].
Таким образом, профессиональная подготовка педагога в системе дополнительного образования осуществляется на основе системного, деятельностно-го, личностного, культурологического и контекстного подходов, представляет собой процесс и результат личност-но-ориентированной деятельности, направленной на освоение социального опыта самостоятельной, познавательной, коммуникативной и творческой деятельности на основе усвоения совокупности знаний, умений и навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981.
2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973.
3. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта, 1993.
4. Калимуллин Р.Х. Дополнительное образование как фактор совершенствования подготовки будущих учителей к педагогической деятельности: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, — 1999.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 2.
6. Мартиросян В.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании // Дополнительное образование. — 2003. — № 4. — С. 7-14.
7. Невдах С.И. Методологические аспекты профессиональной подготовки педагога в системе дополнительного образования // ПОСТДИП-2008: Современные технологии образования взрослых: Материалы республиканской науч.-практ. конф., Гродно. 16 апреля 2008 г. — Гродно: ГрГУ, 2008. — С. 191-192.
8. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Мастерство, 2002.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Ши-янов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.
10. ФлиерА.Я. Культура // Культурология 20 в. Энциклопедия. — СПб.: Университетская книга «Алтейя», 1998. — Т. 1. — С. 36-39.■