УДК 811.161.1 ББК 81.411.2-4 П 39
Плотникова Л.И.
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и русской литературы Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: [email protected]
Плотникова Ю.В.
Магистрант кафедры русского языка и русской литературы Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: [email protected]
ДОМИНАНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВОТВОРЧЕСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БЕЛГОРОДСКИХ АВТОРОВ)
(Рецензирована)
Аннотация:
Анализируются отмеченные в поэтических текстах белгородских авторов лексические новообразования, изучение которых представляет актуальную задачу, поскольку авторские слова отражают лингвокреативную специфику языковой личности, выявляют определённые тенденции языкового развития. Наряду с регионально-маркированными словами, лексические инновации являются важными составляющими регионального поэтического дискурса. Разноаспектный анализ авторских слов позволил выявить доминанты регионального поэтического словотворчества. Используемые методы системного научного описания, интерпретации и контекстуального анализа авторских слов позволили сделать выводы о том, что доминантой регионального поэтического словотворчества можно считать разнословные сложения. Наряду с ними, доминируют префиксально-суффиксальные субстантивы, сложные и префиксальные прилагательные, суффиксальные глаголы, префиксальные наречия. Созданные слова, с одной стороны, отражают креативные способности языковой личности, а с другой - выявляют типологические черты регионального поэтического мира. Ключевые слова:
Словотворчество, региональный поэтический текст, авторские слова, региональная лексика, разнословные сложения.
Plotnikova L.I.
Doctor of Philology, Professor of department of Russian language and Russian literature, Belgorod State National Research University, e-mail: Plotnikova@ bsu.edu.ru
Plotnikova Ju.V.
Master s Degree student of department of Russian language and Russian literature, Belgorod State National Research University, e-mail: Plotnikova@ bsu.edu.ru
DOMINANTS OF REGIONAL POETIC WORD CREATION (ON THE MATERIAL OF WORKS OF THE
BELGOROD AUTHORS)
Abstract:
The article gives an analysis of lexical neologisms in poetic texts of Belgorod authors. The study of this phenomenon poses the actual problem, because the author's words represent lingvocreative specific of linguistic persona and tendencies of linguistic development. Along with the regional marked words, they are important components of a regional poetic discourse. The multi-aspect analysis of author's words allowed to reveal dominants of regional poetic word creation. The used methods of the system scientific description, interpretation and the contextual analysis of author's words allowed to draw conclusions that the dominant of regional poetic word creation can be considered as addition of different words. Along with them dominate prefixal and suffixal substantives, compound and prefixal adjectives, suffixal verbs, prefixal adverbs. The created words, on the one hand, reflect creative abilities of the linguistic persona, and on the other hand - reveal typological features of the regional poetic world.
Keywords:
Word creation, regional poetic text, author's words, regional lexicon, addition of different words.
Поэтическое словотворчество всегда составляло объект самого пристального внимания исследователей. Это обусловлено тем, что индивидуально-авторские слова, являясь важным элементом поэтического текста, в то же время свидетельствуют о творческой индивидуальности поэта, репрезентируют особенности авторского видения окружающего мира.
Индивидуально-авторские новообразования в поэтической речи исследовались в разное время в работах Г.О. Винокура[1], В.П. Григорьева [2], В.П. Изотова [3], Р.Ю. Намитоковой и И.А. Нефляшевой [4], О.Г. Ревзиной [5], Л.П. Яку-бинского [6] и др. Однако интенсивность словотворческих процессов, которая отмечается в произведениях современных авторов, требует их разноаспектного изучения, что и обусловливает актуальность настоящей работы.
Специфика поэтического текста состоит в том, что он является особой формой отражения поэтической картины мира художника слова. Каждое слово в поэтическом тексте является важным, единственно необходимым и выразительным. Однако «смысл каждого отдельного слова как бы растворяется в своём окружении, рождая при этом новые, неожиданные смыслы. «Ёмкость
смысла» поэтического текста увеличивается за счёт ассоциативных связей слова, весьма специфических для каждого читателя, что в какой-то мере объясняет феномен множественности пониманий и интерпретаций такого текста. Всё это создаёт особый язык поэтических формул, которые специфичны для каждого исторического времени» и благодаря которым устанавливается «молниеносный контакт с читателем» [7: 13-14].
Об особых свойствах поэтического слова пишет В.А. Маслова, которая полагает, что оно «позволяет называть отдельные образные признаки, лежащие за пределами языка и языкового сознания. Эти признаки, составляя основу метафорических переносов, выступают единицами особого кода, внеположного лексическим значениям, они недоступны рациональным методам постижения, требуют от читателя сопереживания поэту, вчувствова-ния в текст, озарения» [8: 20].
Поэтическое слово в условиях авторского контекста характеризуется семантической усложненностью, символичностью, изобразительно-выразительным потенциалом. Поэтический язык, как правило, направлен на творчество, на поиск необходимого слова или создание авторской инновации,
которая образно и эффективно выражает мысль поэта, является репрезентацией его взглядов и установок. Материалом настоящего исследования послужила картотека лексических новообразований, извлечённых из поэтических текстов белгородских авторов В. Молчанова, И. Чернухина, Т. Огурцовой, А. Филатова, В. Волобуева, С. Мина-кова, Ж. Бондаренко. Анализ языкового материала свидетельствует о том, что индивидуально-авторские новообразования являются одной из составляющих поэтического дискурса. Это созданные автором с определённой художественной целью слова, не зафиксированные в толковых словарях русского языка. Отмеченные в поэтических текстах современных белгородских авторов новообразования позволяют говорить о том, что их создание определяется идейно-тематической направленностью произведения и, кроме того, способствует усилению его прагматической функции.
Региональный поэтический дискурс - это явление сложное, объёмное, оно включает как поэтические тексты местных художников слова, так и различные составляющие экстралингвистического характера, к которым можно отнести различного рода краеведческую информацию, определённые ценностные установки, организующие своеобразный региональный фон концептосферы поэтических текстов Белгородчины.
Белгородчина - это особый линг-вокультурный феномен. По справедливому замечанию В.А. Масловой, интерес к региональным проблемам, в том числе и языковым, «объясняется несколькими факторами: частичной децентрализацией политической и экономической жизни многих крупных регионов... их выдвижением в качестве важных административных единиц, мощным движением во всем мире в защиту региональных автономий, а также осознанием той опасности, которую несет в себе нивелирующее начало цивилизации XXI в. Поэтому на
первый план выдвигается регион как основная административная единица» [9: 4].
Понятие «язык региона» является достаточным, оно не ограничивается только диалектами. Широкий подход к данному явлению позволяет относить к языку региона названия внутригородских объектов (го-донимы), названия региональных предприятий (эргонимы), названия районов, названия белгородских газет, местных теле- и радиопередач, фамилии знаменитых людей Белго-родчины и др., то есть включает довольно широкий пласт регионально маркированной лексики.
Региональная лексика довольно широко и разнообразно представлена в поэтических текстах белгородских авторов. В этой связи исследователи в первую очередь выделяют регионально маркированный компонент белый, который является частью сложного по структуре топонима Белгород. Его этимология интерпретируется по-разному: есть мнение, что название города создано на основе сочетания белый город (исторически это крепость, стены которой построены из белого камня). Другая точка зрения состоит в том, что топоним образован из сочетания белая гора (на склонах меловых гор и расположен город). Таким образом, и белый цвет (цвет мела), и окружающие город меловые горы как основная деталь пейзажа Бел-городчины наделены определённым социокультурным смыслом, являются своеобразными дискурсивными знаками поэтических текстов. В подобного рода словах отражается регионально-языковая история, ср. строки известного белгородского поэта В. Молчанова: Белогорье... Поле отчее. / По-над лугом белый дым, / Трав густых сиянье сочное / По откосам меловым. // Змейка вьющегося вереска / Розовеет над горой, / И совсем не видно берега / За травой береговой...
Наряду с регионально маркированными словами, специфику региональной поэтической картины
мира создают и зафиксированные нами лексические новообразования, которые отражают особенности этноязыкового сознания поэтов Белгородчины. В количественном отношении среди зафиксированных авторских слов преобладает группа слов, созданных способом разнословного сложения, в результате которого образуется слово, составленное из двух узуальных слов, с дефисным написанием. Значение такого сложения не определяется суммой значений составляющих слово компонентов, оно является более ёмким, обусловленным тем или иным характером отношений между соединяемыми словами и контекстуально детерминированным, например: В саду так много тем!/ Вот зреет синий терн. / Да ягоды-картечины/ Рассветом чуть подсвечены (В. Черкесов). На территории Белгородской области произрастает терн (терновник) - колючий кустарник с терпкими синевато-чёрными плодами. В сознании автора эти плоды ассоциируются с картечью - крупной дробью для охотничьего ружья. Данную связь автор репрезентирует составной номинацией, которая выполняет функцию выразительного средства.
Разнословные сложения создаются авторами при описании различных природных явлений: Пусть скажет пшеница озимым побегом/ И тучи, набухшие первенцем-снегом;/ Пусть скажет речушка волною проворной.../ О чём ты тревожишься, / Ветер свободный?! (В. Молчанов); Я по свету кружил, я куда-то спешил,/А сегодня - такая досада:/ Этот дождь-старожил и меня окружил,/ И деревья июльского сада (В. Молчанов). Довольно часто в сложениях второй (актуализирующий) компонент даёт определённую характеристику или оценку лицу или явлению, обозначенному базовым компонентом: Неспешно платье застегну,/ Спокойно волосы приглажу./ Не верю зеркалу-
вруну,/ Хоть честно возраст мой покажет (Т. Огурцова). Яркими изобразительно-выразительными средствами являются разнословные сложения, в которых соединяются слова, обозначающие предметы сравнения: Плавно в ночь ускользает город/ Сквозь меланж снегопад-ных нитей./ Лён перин-облаков распорот,/ Пух с небес засыпает сити (Т. Огурцова). Такие слова можно считать яркими примерами поэтической интерпретации окружающего мира.
Среди авторских имён существительных выделяется группа слов, образованных префиксально-суффиксальным способом. Подобного рода образования обозначают определённое состояние или особое явление природы: И опять дотемна/ Скрыт тобою надёжно./ Тишь./ Беззвездье.../ Луна./ И за всё тревожно (В. Молчанов); Лишь неба снежного безлунье,/ Да одинокая ветла,/ Лишь улиц шумное безлюдье,/ Да перестылые ветра (В. Молчанов); Здесь туч мировое охвостье,/ А там, над родимым селом/ Гроза громыхала со злостью/ И мчался поток напролом (А. Филатов); Дни всё короче - предзимья примета, / Ночи до снега темны. (В. Молчанов).
Отмечены среди имён существительных и окказиональные образования, созданные по неузуальным словообразовательным моделям. Так, в стихотворении Н. Гладких «Опять Россия строится...» отмечен контаминант Демократичество как результат наложения двух слов - демократ и величество: И к Богу в небо тычется/ Дворцами - ого-го! -/ Его Демократичество,/ Величество его. Окказиональное слово закачательное вынесено в название стихотворения Т. Огурцовой, оно создано в результате совмещения слов закачать и замечательное. Поэтические тексты этого же автора дают примеры и других «диковинных» слов, например: Разливает день остатки света / В кружки,
стопки, блюдца фонарей./ Будем экономить запах лета/ Вплоть до дека-янва-февралей. В последнем примере автор объединяет в одно слово с дефисным написанием названия (усечённые и полное) зимних месяцев. Каждое из окказиональных образований отличается особой экспрессией, позволяет автору создать яркий словесно-художественный образ, репрезентирует субъективные представления художника слова об окружающем его мире.
Высоким изобразительно-
выразительным потенциалом отличаются авторские имена прилагательные, ярко демонстрирующие креативные способности языковой личности. Среди слов данной части речи также широко представлены разнословные сложения, объединяющие в одном составном наименовании наречие и адъектив, при этом в качестве базового компонента выступает имя прилагательное: Ливнем ласково-гневным,/ На бугре и во рву,/ Будто волосы гребнем,/ Причесало траву (В. Молчанов). С помощью составного слова В. Молчанов раскрывает читателю своё ощущение малой родины: Рябинник безрадостно-алый -/ Надежда на галочий пир./ Когда-то с той родины малой/ В огромный стремился я мир... Сравнивая нашу жизнь с пластиковым стаканчиком, Т. Огурцова проводит параллель между крышкой стаканчика и небом - бесконечно-звёздным куполом: А ночью крышку поменяют/ На бесконечно-звёздный купол./ Слетаются созвездья в стаю./ Руками к ним тянуться глупо.
Базовый компонент в сложениях может быть выражен краткой формой имени прилагательного: Это есть и было так извечно,/ Лучшей не предвидится поры:/ В детстве мы открыто-бессердечны,/ В зрелости - расчётливо-добры (В. Молчанов). Компактные и семантически ёмкие сложения отражают особенности поэтического мира автора: Стать милой и приветливой
готова,/ Накинув шубку сверху веток-стрел,/ Сухая верба. Мир пушисто-бел! (Т. Огурцова).
Среди авторских слов - имён прилагательных отмечены потенциальные слова - префиксальные образования. Среди них - авторские слова с приставкой не-, которая привносит значение противопоставления, отрицания, отсутствия того, что названо в производящей основе, например: Нефилософскими ночами/ Кого-то ищем... Душу? Тело?/ Весна глумливая над нами/ Эксперименты ставит смело (Т. Огурцова); Некапустное (заголовок, Т. Огурцова); И уже не пройти, не проехать,/Не объехать орлиных преград -/ К небу мчится крылатое эхо,/ Ну, а я, некрылатый, - назад. (А. Филатов); Невесеннее небо (заголовок, Т. Огурцова).
Авторские слова - глаголы в количественном отношении несколько уступают существительным и прилагательным. Среди глаголов также преобладают разнословные сложения: Не умел ты меня/ Полюбить-позабавить,/ А теперь не сумел/ Даже гордо оставить (В. Волобуев); Как проспал-просвистал золотистые дни/ (золотые?), так смерть не проспи (С. Минаков); Что-то пригрезится-вспомнится/ Очень далёкое мне (Ж. Бондаренко).
Своеобразной доминантой регионального поэтического текста можно считать многочисленные суффиксальные глаголы, причем в большинстве случаев в качестве производящей основы выступают основы субстантивов, например: По старому Липскому шляху/ Меня увозил грузовик./ И дождь, барабаня с размаху,/ Дырявил сырой грун-товик (А. Филатов); Мороз гуляет по щекам,/ Синиц бедуют стаи./ Труднее стало жить зверькам,/ Ленивей люди стали..(В. Молчанов); Замри и слушай, как вдали/ Морзя-нят в море корабли (И. Чернухин).
Лексические новообразования - наречия представлены единичными примерами. Большая их часть
создана суффиксальным способом, например: За мною спешит хромоного/ Доверчивый пёс Лепесток (В. Молчанов); Вдруг повеяло ранней зимой/ От цветущих венчально садов (Ж. Бондаренко). Особым выразительным потенциалом отличаются разнословные сложения: И, волны касаясь звонко,/ Кружат чайки над водой./ А вдали, как бы каёмка,/ Горизонт воздушно-тонко/ Отливает синевой (В. Мол-
чанов); И доверчиво-смятенно,/ Взгляду взглядом потакая,/ Всей собою откровенно/ Скажешь: «Видишь я какая!» (В. Молчанов). В поэтических текстах В. Молчанова отмечены наречия, образованные способом редеривации: Высказывали спешно пожеланья/ Отцы и мамы, чей-то тесть и дед,/ Как будто проводили напослед / Родительское общее собранье; Оставайся, пока тебе вмочь,/ Лёгкой, тающей с возрастом, ношей,/ Как вот эта беззвёздная ночь.
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам. Созданные белгородскими авторами лексические новообразования можно считать своеобразными текстообразующи-ми доминантами регионального поэтического дискурса. Каждый из авторов отличается своим идиостилем, определённым типом поэтического мышления, разным отношением к словотворчеству. Однако извлечённые из поэтических текстов разных авторов лексические новообразова-
ния позволили представить отдельные закономерности, характерные для дискурсивно-регионального пространства. Наряду с регионально-маркированными словами, важными компонентами поэтического текста являются и лексические новообразования, которые представляют собой результат лингвокреа-тивной деятельности художников слова. Созданные авторами слова отличаются разнообразной структурой, семантической ёмкостью, впечатляющей образностью. Доминантой регионального поэтического словотворчества можно считать разнословные сложения, отмеченные в составе всех знаменательных частей речи. Они являются одним из главных средств репрезентации авторских мыслей и интерпретаций относительно общероссийских и региональных реалий. Словообразовательный вектор проведённого анализа позволяет выделить, наряду с разнословными сложениями, префиксально-суффиксальные субстантивы, сложные и префиксальные прилагательные, суффиксальные глаголы, префиксальные наречия. Каждое из лексических новообразований создано в соответствии с авторским замыслом, отражает особенности миропонимания художника слова. Однако в целом словотворчество белгородских авторов определяет специфические черты регионального поэтического дискурса.
Примечания:
1. Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. М.: Сов. писатель, 1943. 136 с.
2. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М.: Наука, 1986. 254 с.
3. Изотов В.П. Словарь новообразований Саши Соколова как серия отраслевых словарей // Слово и текст: значение, употребление, интерпретация: сб. науч. тр. Орёл: ОГУ, 2011. 148 с.
4. Намитокова Р.Ю., Нефляшева И. А. Слова поэта: опыт словаря авторских новообразований Евгения Евтушенко. Майкоп: Качество, 2009. 304 с.
5. Ревзина О.Г. Поэтика окказионального слова // Язык как творчество: сб. ст. к 70-летию В.П. Григорьева. М.: ИРЯ РАН, 1996. С. 303-308.
6. Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. 208 с.
7. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 416 с.
8. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2006. 208 с.
9. Маслова В.А. Региональная лингвистика: проблемы и перспективы // Филологические науки. 2015. № 6. С. 3-8.
References:
1. Vinokur G.O. Mayakovsky is an innovator of the language. M.: Sov. Writer, 1943. 136 pp.
2. Grigoryev V.P. Word creation and related problems of the poet s language. M.: Nauka, 1986. 254 рр.
3. Izotov V.P. Dictionary of neologisms of S.Sokolov as a series of industry dictionaries // Word and text: meaning, use, interpretation. Coll. of proceedings. Oryol: OSU, 2011. 148 pp.
4. Namitokova R.Yu., Neflyacheva I.A. Words of the poet: Experience dictionary of author's neologisms of Evgeny Yevtuchenko. Maikop: Kachestvo, 2009. 304 pp.
5. Revzina O.G. Poetics of the occasional word // Language as ctreativity: coll. of articles to the 70th avviversary of V.P. Grigoryev. M.: IRYa RAS. 1996. P. 303-308.
6. Yakubinsky L.P. Selected works. Language and its functioning. M.: Nauka, 1986. 208 рр.
7. Ginzburg L.Ya. About lyrics. M.: Intrada, 1997. 416 pp.
8. Maslova V.A. Cultural linguistics. M.: Academia, 2006. 208 pp.
9. Maslova V.A. Regional linguistics: problems and prospects // Philological Sciences, 2015. No. 6. P. 3-8.