https://doi.orq/10.30853/filnauki.2019.3.46
Плотникова Лариса Ивановна
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИХ СЛОВ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
В статье анализируются изобразительно-выразительные возможности индивидуально-авторских слов в поэтических текстах авторов разных временных периодов и литературных направлений: И. Северянина, И. Бродского, В. Полозковой. Отмеченные в поэтических текстах данных авторов лексические новообразования свидетельствуют о разнообразии творческих установок на создание авторских слов. Лексические инновации, отличающиеся необычной структурой, смысловой многоплановостью, являются ярким средством выражения образного представления поэта об окружающем мире, способствуют созданию необычных поэтических образов. Каждый из примеров словотворчества является важным элементом поэтического текста, несёт значительную идейно-смысловую нагрузку, позволяет автору достичь впечатляющей образности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/3/46.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 222-226. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Русский язык, 1982. Т. 4. 683 с.
2. Ключевский В. О. Русская история. М.: Независимая газета, 1992. 192 с.
3. Кошарная С. А. Вариантность лексических единиц в народном говоре (на материале говора с. Спаспоруб При-лузского района Коми республики): дисс. ... к. филол. н. СПб., 1992. 164 с.
4. Кошарная С. А. Лингвокультурологическая реконструкция восточнославянского мифа: на материале концептуального комплекса «Человек» - «Природа»: монография. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. 440 c.
5. Кошарная С. А., Алейник А. С., Медведева А. И. Опыт областного словаря Белгородчины: дифференциально-сопоставительный словарь: 3700 слов / под общ. ред. С. А. Кошарной. Белгород: Эпицентр, 2017. 337 с.
6. Ляховская Л. П. Православная обрядовая кухня: праздники, традиции, обычаи, обряды. СПб.: Кристалл, 2001. 446 с.
7. Папков А. И. Днепро-Донская лесостепь как этноконтактная зона: Россия, Речь Посполитая и Крымское ханство // Tractus Aevorum: эволюция социокультурных и политических пространств. 2014. Т. 1. № 1. С. 106-126.
8. Романова Т. Н. Российские фамилии украинского происхождения: дисс. ... к. филол. н. Чебоксары, 2001. 242 с.
9. Саппа Н. Н. Исторические основы языкового своеобразия региона и исследование белгородских говоров // Опыт аспектного анализа регионального языкового материала (на примере Белгородской области): монография / под ред. Т. Ф. Новиковой. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. С. 53-81.
10. Словарь русских народных говоров / сост. Ф. П. Филин, Ф. П. Сороколетов, О. Д. Кузнецова и др. М. - Л.: Наука, 1966. Вып. 2. 317 с.; Л.: Наука, 1968. Вып. 3. 360 с.; СПб.: Наука, 2004. Вып. 38. 373 с.; Вып. 43. 349 с.
11. Ульянов Н. И. Происхождение украинского сепаратизма. Репринт. «Происхождете украинскаго сепаратизма. Нью-1орк, 1966». М.: Индрик, 1996. 287 с.
12. Унбегаун Б. О. Русские фамилии. М.: Прогресс, 1995. 448 с.
LINGUO-GENETIC SPECIFICITY OF BELGOROD AREA REGIONAL DIALECT IN THE CONTEXT OF THE REGION'S HISTORICAL DEVELOPMENT
Kosharnaya Svetlana Alekseevna, Doctor in Philology, Professor Belgorod State National Research University kosharnaja@bsu. edu.ru
The article presents the results of a field research of regional dialects in Belgorod area. Despite their relative "marginality" in the Russian dialect system, regional dialects of Belgorod region as a border one are an important object of dialectological research. The linguo-genetic and linguo-culturological analysis of the dialect vocabulary of Belgorod area has shown that it correlates with the dialects of later settled areas preserving the archaic form and containing the traces of inter-ethnic contacts. The author identifies the ratio of dialect lexemes, borrowings and their sources, establishes their areas and concludes about the formation and evolution of the south-Russian dialects representing the conflict of different ethno-linguistic movements and linguistic tradition.
Key words and phrases: linguo-culturology; dialect; regional dialect; archaism; dialecticism; lexical borrowing; Ukrainianism.
УДК 811.161.1 Дата поступления рукописи: 25.01.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.46
В статье анализируются изобразительно-выразительные возможности индивидуально-авторских слов в поэтических текстах авторов разных временных периодов и литературных направлений: И. Северянина, И. Бродского, В. Полозковой. Отмеченные в поэтических текстах данных авторов лексические новообразования свидетельствуют о разнообразии творческих установок на создание авторских слов. Лексические инновации, отличающиеся необычной структурой, смысловой многоплановостью, являются ярким средством выражения образного представления поэта об окружающем мире, способствуют созданию необычных поэтических образов. Каждый из примеров словотворчества является важным элементом поэтического текста, несёт значительную идейно-смысловую нагрузку, позволяет автору достичь впечатляющей образности.
Ключевые слова и фразы: индивидуально-авторские слова; словотворчество; поэтический текст; изобразительно-выразительный потенциал; поэтическая картина мира; лингвокреативный процесс.
Плотникова Лариса Ивановна, д. филол. н., профессор
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Plotnikova@bsu. edu.ru
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИХ СЛОВ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
Поэтический текст как продукт лингвокреативной деятельности автора характеризуется целым рядом семантических, структурных и функционально-стилистических особенностей. Как отмечает И. И. Чумак-Жунь, «являясь формой отображения поэтической картины мира, язык поэзии обладает рядом специфических особенностей, среди которых особое значение приобретают эмоциональные и экспрессивные средства» [15, с. 24]. Л. В. Щерба, рассматривая язык как систему изобразительных и выразительных средств, указывал на то,
что «эта самая система имеет богатые средства для выражения любого дерзания мысли, любых её нюансов, вплоть до самых тонких - только надо уметь найти эти средства. Они не даны в готовом виде: готовы только шаблоны. Но они есть, и всякий ищущий находит их» [16, с. 131]. При этом необходимо учитывать, что на поэтический язык «накладываются новые, дополнительные по отношению к языку, ограничения: требование соблюдать определённые метро-ритмические нормы, организованность на фонологическом, рифмовом, лексическом и идейно-композиционном уровнях» [6, с. 35].
Важной составляющей поэтического текста является его фонетико-графическая организация. При этом «сами по себе звуки и звукокомплексы, естественно, значения не имеют. Однако в результате включения в целостную структуру поэтического текста они приобретают признаковые значения, становятся источником разного типа ассоциаций» [14, с. 29].
Одной из составляющих поэтехнических средств является ритмико-интонационная организация стихотворного текста. Прежде всего это находит выражение в графической организации стихотворения. Обычная граница стиха, по мнению Л. Г. Лузиной, «поддерживает ритмико-синтаксическую завершённость строки, то есть служит дополнительным сигналом об окончании предложения, части сложного предложения, именной группы, глагольной группы и т.д.» [7, с. 170]. Кроме того, интонация связана с изменениями ряда просодических элементов, среди которых в первую очередь выделяются фразовое ударение, длительность, темп, ритм и др.
Особую роль в поэтическом тексте играет словесная организация, звеньями которой являются многозначные слова, синонимы, паронимы, омонимы и индивидуально-авторские слова. М. М. Бахтин утверждал, что «только в поэзии язык раскрывает все свои возможности, так как требования к нему в этой сфере максимальны: все стороны его напряжены до крайности, доходят до своих последних пределов, поэзия как бы выжимает все соки из языка, и язык превосходит здесь себя самого» [1, с. 92].
Причём последние свидетельствуют о лингвокреативной деятельности автора, являются своеобразным выражением индивидуально-авторского мировидения. Под индивидуально-авторскими словами мы понимаем неузуальные слова, отсутствующие в языковой традиции и сконструированные самим автором с определённой художественной целью (термины лексические новообразования, авторские слова рассматриваются в данной работе как синонимичные). Лексические новообразования как компонент идиостиля в разное время были объектом исследования в работах Г. О. Винокура [3], О. А. Головачевой [4], С. Ф. Кошелевой [5], Р. Ю. Нами-токовой [8], Я. П. Полухиной [11], О. Г. Ревзиной [12] и др.
Индивидуально-авторские слова - это результат творческого процесса, они являются отражением особой картины мира поэта. Изучение авторских слов представляет особую актуальность, они являются специфической формой выражения особенностей авторского мировидения, обладают высоким изобразительно-выразительным потенциалом. Цель данной работы - представить изобразительно-выразительный потенциал лексических новообразований, позволяющих художнику слова выразить индивидуально-авторское видение действительности. Данная цель обусловила необходимость решения ряда задач: 1) определить особенности индивидуально-авторских слов как репрезентантов образного представления художников слова об окружающей действительности; 2) выявить отношение к словотворчеству поэтов разных временных периодов и направлений; 3) представить изобразительно-выразительные возможности авторских слов и их текстообра-зующий потенциал в условиях поэтического текста. Научная новизна исследования определяется тем, что в нём показан феномен словотворчества сквозь призму различных художественно-методологических установок разных авторов, определяется роль лексических новообразований как особого изобразительно-выразительного средства в авторской поэтической картине мира. Для решения указанных выше задач обратимся к творчеству поэтов, отличающихся художественно-методологическими установками.
Яркие примеры словотворчества дают поэтические тексты Игоря Северянина [13], который является выдающимся представителем эгофутуризма. Он считается автором необычного жанра, получившего название «поэз». Исследователи отмечают, что специфика данного жанра обусловлена намеренным отходом от действительности, особым мистическим настроем, в нём, как правило, преобладает субъективное начало. Данные свойства не могли не сказаться и на лексическом составе произведений этого жанра. В них намеренно и активно создаются индивидуально-авторские слова, которые позволяют поэту в необычной форме выразить своё миропонимание. Рассмотрим для примера одно из ярких произведений И. Северянина, в котором прослеживается тенденция к активному и намеренному созданию индивидуально-авторских слов - «Невыразимую поэзу».
Особенностью данного произведения являются индивидуально-авторские слова, которые выполняют в поэтическом тексте определённые функции. Так, авторские новообразования фиольно, росно, мольно относятся по своей частеречной принадлежности к категории состояния, их основное функциональное предназначение состоит в том, что они передают необычное состояние природы. Для его описания автор отказывается от узуальной лексики и конструирует инновации, которые наиболее ёмко, выразительно и в то же время кратко характеризуют то или иное природное явление, например: «росно (в деревьях)», «фиольно (в небе)», «мольно (от луны)».
В исследуемом поэтическом тексте И. Северянин создаёт индивидуально-авторский глагол «ночеет» («бело ночеет поле»), который выполняет функцию изобразительно-выразительного средства и позволяет читателю представить поле в состоянии ночного покоя. Оксюморонное сочетание бело ночеет создаёт ощущение того, что ночное поле ярко освещено лунным светом. Авторское новообразование ночеет в анализируемом поэтическом тексте буквально означает, что поле находится в состоянии ночного покоя. Вместо этого развёрнутого описания поэт конструирует компактное лексическое новообразование как дискурсивно обусловленную авторскую номинацию, репрезентирующую особое мировидение художника слова.
Когнитивный вектор исследования индивидуально-авторских слов выявляет связь инноваций с индивидуально-авторскими концептами: когнитивно-дискурсивная архитектоника поэтического текста отражает
индивидуальную картину мира автора, особый тип его поэтического мышления. Это, в свою очередь, соотносится и с жанровыми особенностями поэзы, основная идея которой заключается в том, чтобы показать душевные муки лирического героя, страдающего от неразделённой любви. Ему «невыразимо грустно, невыразимо больно». Не случайно автор использует повтор: он подчёркивает «невыразимость», то есть невозможность выразить с помощью обычных слов чувства своего героя, с этой целью он создаёт свои слова, вербализующие творческое своеобразие поэтической картины мира.
В целом творчество И. Северянина - это яркий пример экспериментаторства в области словотворчества, которое выражается в намеренном создании отсутствующих в языковой традиции слов. Свой внутренний мир поэт стремился выразить через различные ассоциации с особенными проявлениями окружающего мира, что нашло яркое выражение в многочисленных авторских новообразованиях.
Творчество Иосифа Бродского [2] исследователи считают выдающимся явлением в русской поэзии ХХ века. Его поэтическая система, в основе которой лежит трагический метод познания и изображения реальности, отличается неповторимостью и оригинальностью.
Необходимо отметить, что в системе изобразительно-выразительных средств И. Бродского индивидуально-авторские слова немногочисленны. Поэт не считал словотворчество целью, однако создавал авторские слова для достижения наибольшей выразительности и более точной реализации своего замысла.
Наиболее продуктивным в индивидуальном языке поэта, как показал анализ словообразовательной составляющей, является суффиксальный способ деривации, в результате которого созданы имена существительные со значением непроцессуального признака, например: «...у квартир - / вид неправильных туч, зараженных / квадратностью, тюлем» (Bagatelle); «Города знают правду о памяти, об огромности / лестниц в так наз. / разоренном гнезде» (Bagatelle). Деривационный формант -ост'- является довольно продуктивным в русском языке, в индивидуальном языке И. Бродского он также проявляет частотность, причём зафиксированные слова на -ость выражают довольно широкий спектр значений: это и состояние природы, и цветовые обозначения, и различные эмоциональные состояния и др.
Индивидуально-авторское видение действительности довольно часто выражается с помощью сложных слов, обозначающих отвлеченные понятия, особые состояния, например: «...это будет / способствовать ее правдоподобью» (Посвящается Ялте); «... что луг с поляной / есть примеррукоблудья... » (Я всегда твердил...).
Высоким изобразительно-выразительным потенциалом отличаются индивидуально-авторские отсубстан-тивные глаголы, например: «Черная лента цыганит с ветром» (Памяти Т. Б.); «Прокурор скулу / квадратит» (Представление) и др. Образность и смысловая многоплановость таких слов создаётся за счёт совмещения в производных словах значения предмета (выраженного в производящей основе) и процессуального признака.
Необычные образы создаются сложными адъективами, которые можно считать своеобразной приметой идиостиля И. Бродского, ср.: «...мы те / двуспинные чудовища... » (Любовь); «...В таком водонебесном ералаше... » (Горбунов и Горчаков) и др.
Наиболее ярким изобразительно-выразительным средством можно считать окказиональные образования Иосифа Бродского. Окказионализмов в поэтических произведениях Бродского немного, но каждый из них является результатом лингвокреативного процесса, несёт особую идейно-смысловую нагрузку, нередко выступая в функции ключевых слов всего текста. Так, в произведении «Открытка из Лиссабона» поэт пишет о монументе Открытью / Инфарктики... Здесь: Инфарктика = инфаркт + Арктика.
Необычным авторским образованием можно считать инновацию, в которой автор намеренно объединяет звукоподражание и узуальное слово. Такое соединение в одном слове способствует созданию оригинального образа: «На закате ревут, возвращаясь с полей, муу-танки... » (Кентавры IV). В этом же произведении отмечены ещё два авторских слова, с помощью которых автор даёт характеристику предмету и лицу по внешнему признаку: «Лишь многорукость деревьев для ветерана мзда / за одноногость, за черный квадрат окопа... ».
Индивидуально-авторские новообразования, являясь ярким изобразительным средством, в контекстах И. Бродского очень часто сочетаются с метафорами, которые усиливают их изобразительно-выразительный потенциал, например: «Средизимнее море шевелится за огрызками колоннады, / как соленый язык за выбитыми зубами» (Деревянный лаокоон...). Здесь: Средизимнее (море) = Средиземное + зимнее. В подобного рода примерах проявляется индивидуально-авторское видение действительности, объективируется своеобразная стилистика поэтического мышления автора.
Отмечен пример авторского новообразования, которое можно прочитать двояко. Своеобразная авторская игра со словом даёт в результате читателю неожиданный образ. Записанные в виде дроби буквы создают своеобразное дискурсивно обусловленное смысловое поле, ср. : «Каменное гнездо оглашаемо громким визгом / Тормозов; мостовую пересекаешь с риском / Быть за к/п леванным насмерть» (Декабрь во Флоренции). Данный деривационный способ ещё не нашёл своего описания и не обозначен специальным термином.
Таким образом, созданные поэтом слова объективируют индивидуально-авторское видение действительности, определяют специфику моделируемой автором поэтической картины мира. Иосиф Бродский утверждал, что «биография писателя - в покрое его языка». Индивидуально-авторские слова, являющиеся одной из составляющих идиолекта поэта, создают этот неповторимый «покрой» и отличают колоритную языковую личность И. Бродского.
Одним из ярких представителей современной русской поэзии является Вера Полозкова [9; 10], творчество которой критики и читатели считают феноменом современной литературной жизни. Одной из доминант идиолекта данного автора являются индивидуально-авторские слова, каждое из которых репрезентирует особенности поэтического мировидения.
Анализ поэтических текстов В. Полозковой позволяет заключить, что помимо различных средств художественной выразительности (многочисленных эпитетов, метафор, сравнений) и индивидуального стихотворного ритма, она создаёт авторские слова, каждое из которых отражает своё, «полозковское» видение мира.
Во многих стихотворениях индивидуально-авторские слова являются опорными элементами, ключевыми словами, играющими роль текстообразующих доминант. Это необычные названия стихотворений: «Люболь», «Осточерчение», «Ис-комы-е» и др. Необходимо выделить, что в создании новых слов у В. Полозковой нет специальной установки на словотворчество. Редкое и удачное их употребление обусловлено авторскими установками, особой стилистикой поэтического мышления.
Авторские слова - имена прилагательные составляют большую часть новообразований В. Полозковой. Они отличаются смысловой насыщенностью, яркой образностью, необычной структурой, что обусловлено разными деривационными способами. Наиболее частотный из них - суффиксальный способ, например, в стихотворении «Благовест» В. Полозкова создаёт потенциальное суффиксальное слово «капучинные»: «В этой мгле ничего кромешного нет - / Лишь подлей в неё молока. / В чашке неба Господь размешивает / Капучинные облака». Выразительность авторского слова капучинные обусловлена подмеченным автором сходством облаков с особым сортом кофе, который готовят с добавлением подогретого вспененного молока.
Среди имён прилагательных особым изобразительно-выразительным потенциалом обладает группа новообразований-композитов, например: «... сорока-воровка, что тащит себе в стишок / любое строфоге-ничное барахло...» (Эрзац). В данном случае по аналогии со словом фотогеничное автор конструирует номинацию строфогеничное (буквально: благоприятный для воспроизведения в стихах).
Среди имён существительных наиболее многочисленны суффиксальные дериваты. В качестве производящей основы подобного рода слов используются основы разных частей речи. Необычными представляются примеры индивидуально-авторских слов, образованных от местоимений, например: «Лишь бы билась внутри, как пульс, нутряная чьятость. / Долгожданная, оглушительная твоязнь» (Детское).
В стихотворениях В. Полозковой отмечены примеры существительных с продуктивным в русском языке суффиксом -ост'-. В стихотворении «Письмо далёкому другу» выявлена целая серия новообразований, обозначающих отвлечённые понятия, с указанным формантом: «Связь, тесность, струнность, музык помесь - / неважно, что мы говорим; / как будто давняя искомость / вдруг стала ведома двоим...». Языковой материал свидетельствует о разнообразии значений авторских слов с данным формантом.
Ярким выразительным средством является индивидуально-авторское слово, образованное способом сращения местоимения и существительного. Два узуальных слова срослись в одно, в результате получилось новообразование, передающее сложный смысл, который выявляется только в контексте всего произведения: «Яученый: мне инфицировали бестебье. / Тебядефицит» (Просыпаешься - а в груди горячо и густо).
Наибольшим изобразительно-выразительным потенциалом обладают контаминированные образования. Контаминантом является название стихотворения «Люболь», объединившее в одном слове любовь + боль = люболь. Авторское слово не просто вбирает в себя значение составляющих компонентов, оно становится более ёмким по значению, вызывает в сознании читателя яркие образы и ассоциации, побуждает к размышлению, ср.: «... Влагой ночи чуть-чуть отплакивается / Моя проклятая / Люболь».
Большая часть индивидуально-авторских глаголов - производные от имён прилагательных: «Его тянет снимать на пленку, фотографировать - / ну, бессмертить, увековечивать» («Медленный танец»). Здесь авторское слово бессмертить выражает значение «сделать бессмертным», вечным, то есть надолго оставить неизменным на снимке. Авторские слова-глаголы в поэтических текстах В. Полозковой можно рассматривать как результат языковой игры. Так, рассказывая об отдыхе туристов в Египте, она создаёт глаголы на основе имён собственных Египет (египтянин) и Шарм-эш-Шейх: «Она хочет думать, что её здесь оттянет, / Отъегиптянит, / РазШармашит» («И пока он вскакивает с кровати...»).
Отмечены индивидуально-авторские слова-наречия, основная их часть - это суффиксальные образования. Особой выразительностью, например, отличается авторское наречие капюшонно: «Наши мужчины -в сущности это ведь / Комкать рукав ладонями без перчаток / (Контур нечёток: утро из опечаток) / Льнуть, капюшонно хмуриться - и трезветь» («Мужчины»).
Проведённый анализ позволил сделать ряд выводов в соответствии с поставленными задачами. (1) Индивидуально-авторские слова можно считать своеобразными репрезентантами образного представления поэта об окружающей действительности. Созданные слова позволяют автору в особой поэтической форме вербализовать субъективное представление об окружающем его мире. Необычная деривационная структура, семантическая многоплановость лексических новообразований способствуют созданию своеобразной и неповторимой авторской поэтической картины мира. (2) Анализ поэтических текстов разных авторов с позиций словотворчества выявляет яркие примеры креативной речемыслительной деятельности художников слова. У каждого автора - своё отношение к словотворчеству, своя стилистика поэтического мышления. Активное и намеренное создание авторских слов И. Северяниным обусловлено программными установками эгофутуризма и стремлением выразить свой внутренний мир через сложные ассоциативные связи с окружающим миром. Немногочисленные авторские слова И. Бродского призваны передать особый метод познания и отражения реальности. Лексические новообразования В. Полозковой актуальны тем, что отражают индивидуальное видение особенностей современной действительности. (3) Каждое из созданных индивидуально-авторских слов несёт, как правило, значительную идейно-смысловую нагрузку в поэтическом тексте, так как является важным средством осмысления и авторской интерпретации окружающего мира. Сконструированные новообразования свидетельствуют о креативных способностях языковой личности, позволяют поэту достичь впечатляющей образности.
Список источников
1. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. Калуга: Тип. ГУП Облиздат, 2003. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. 961 с.
2. Бродский И. А. Избранные стихотворения. М.: Панорама, 1994. 492 с.
3. Винокур Г. О. Маяковский - новатор языка / предисл. Н. А. Фатеевой. Изд-е 2-е. М.: КомКнига, 2006. 152 с.
4. Головачева О. А. Окказионализмы в идиолекте Н. С. Лескова: модели и способы создания, функции слов признаковой лексики: дисс. ... к. филол. н. Брянск, 2001. 232 с.
5. Кошелева С. Ф. Новообразования в идиолекте Андрея Белого (на материале романов «Петербург» и «Москва»): дисс. ... к. филол. н. Орел, 2003. 181 с.
6. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с.
7. Лузина Л. Г. Структурно-семантические особенности стихотворного текста // Структура и функционирование поэтического текста. Очерки лингвистической поэтики. М.: Наука, 1985. С. 160-175.
8. Намитокова Р. Ю. Авторские новообразования: структура и функционирование: на материале современной русской поэзии: дисс. ... д. филол. н. Майкоп, 1988. 406 с.
9. Полозкова В. Непоэмание. М.: Гаятри / Livebook, 2009. 240 c.
10. Полозкова В. Фотосинтез. М.: Гаятри / Livebook, 2014. 112 с.
11. Полухина Я. П. Словотворчество Василия Каменского: дисс. ... к. филол. н. Тюмень, 2002. 208 с.
12. Ревзина О. Г. Поэтика окказионального слова // Язык как творчество: сб. статей к 70-летию В. П. Григорьева. М.: ИРЯ РАН, 1996. С. 303-308.
13. Северянин И. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2014. 1241 с.
14. Тураева З. Я. Лингвистика текста (текст: структура и семантика). М.: Просвещение, 1986. 127 с.
15. Чумак-Жунь И. И. Поэтический текст в русском лирическом дискурсе конца XVIII - начала XXI веков. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. 244 с.
16. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1957. 187 с.
DESCRIPTIVE-EXPRESSIVE POTENTIAL OF INDIVIDUAL AUTHOR'S WORDS IN A POETIC TEXT
Plotnikova Larisa Ivanovna, Doctor in Philology, Professor Belgorod National Research University Plotnikova@bsu. edu. ru
The article analyses the descriptive-expressive possibilities of individual author's words in the poetic texts of the authors of different time periods and literary movements: I. Severyanin, J. Brodsky and V. Polozkova. New lexical units noted in these authors' poetic texts indicate a variety of creative attitudes to form author's words. Lexical innovations, distinguished by an unusual structure, semantic diversity, are a vivid means of expressing a poet's figurative representation of the world around him, and contribute to unusual poetic images creation. Each of the examples of word creation is an important element of a poetic text; it carries a significant ideological and semantic meaning, allows the author to achieve impressive figurativeness.
Key words and phrases: individual author's words; word creation; poetic text; descriptive-expressive potential; poetic worldview; linguo-creative process.
УДК 81'42; 801.7 Дата поступления рукописи: 14.01.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.47
В статье рассматривается проза Марины Цветаевой с точки зрения соотношения понятий «норма» и «аномалия». В рамках данной работы автор ограничивается анализом языковых аномалий на материале выделяемых комплексов с несобственно-прямой речью. Получены выводы о том, что для писателя является характерным проводить эксперименты со словом, синтаксисом и пунктуацией. При этом подобная языковая неправильность отражает сложность и самобытность авторского восприятия мира, конфликты с современниками и со временем, личный и социальный драматизм.
Ключевые слова и фразы: языковые аномалии; окказионализмы; Марина Цветаева; норма; отклонение от нормы; несобственно-прямая речь.
Пучинина Ольга Павловна
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета olga.puchinina@gmail. com
ЯЗЫКОВЫЕ АНОМАЛИИ В НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМОЙ РЕЧИ: НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ М. ЦВЕТАЕВОЙ
Любой читатель или исследователь творчества Марины Ивановны Цветаевой невольно обращает внимание на удивительный стиль поэта, её непередаваемую лирику и бесконечные эксперименты и игры со словом, синтаксисом и пунктуацией. В связи с этим мы поставили задачу проанализировать прозу М. Цветаевой с точки зрения соотношения понятий «норма» и «аномалия» и установить особенности функционирования